Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2010 г. N 172 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081200 Государственный аудит (квалификация (степень) "магистр")" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2010 г. N 172
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081200 Государственный аудит
(квалификация (степень) "магистр")"

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 23 сентября 2015 г. N 1044 настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081200 Государственный аудит (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2010 г.

Регистрационный N 16773


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 081200 Государственный аудит (квалификация (степень) "магистр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2010 г. N 172)

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 081200 Государственный аудит образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:


ВПО

-

высшее профессиональное образование;

ООП

-

основная образовательная программа;

ОК

-

общекультурные компетенции;

ПК

-

профессиональные компетенции;

УЦ ООП

-

учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО

-

федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.


III. Характеристика направления подготовки


Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.


Таблица 1


Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников


Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП

Наименование

ООП магистратуры

68

магистр

2 года

120*


______________________________

* Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.


Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.


IV. Характеристика профессиональной деятельности магистров


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает: научное, методологическое обеспечение контроля и аудита финансовых и иных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и муниципальных органов власти, организаций и учреждений различных форм собственности, процессов их формирования и использования; работу в высших учебных заведениях, средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях, лицеях; академических институтах и других научно-исследовательских институтах, в органах государственного управления и местного самоуправления, в финансово-контрольных и финансово-кредитных органах.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: общественные отношения в сфере реализации правовых норм, регулирующих формирование и использование финансовых ресурсов, обеспечения эффективного расходования бюджетных средств, противодействия коррупции в финансовой сфере, правового и экономического обучения и воспитания.

4.3. Магистр по направлению подготовки 081200 Государственный аудит готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

научно-исследовательская;

педагогическая;

организационно-управленческая;

нормотворческая;

экспертно-аналитическая;

правоприменительная в сфере государственного аудита и контроля.

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника контрольно-счетных органов, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением.

4.4. Магистр по направлению подготовки 081200 Государственный аудит должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность:

подготовка и проведение научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы в сфере государственного (муниципального) финансового контроля и аудита;

анализ и обобщение результатов научного исследования в сфере государственного (муниципального) контроля и аудита на основе современных междисциплинарных подходов;

подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций в соответствии с профилем магистерской программы в сфере государственного (муниципального) финансового контроля и аудита;

использование в исследовательской практике математических методов, современного программного обеспечения в соответствии с профилем магистерской программы (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем);

педагогическая деятельность:

практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса государственного аудита на всех уровнях общего и профессионального образования;

анализ и объяснение правовых, экономических, политических, социокультурных, аспектов, роли человеческого фактора в развитии государства и общества;

применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

экономико-правовое воспитание и формирование правосознания у обучающихся;

организационно-управленческая деятельность:

постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций в сфере государственного (муниципального) финансового контроля и аудита;

организация и оптимизация работы финансово-контрольных и финансово-кредитных органов, принятие управленческих решений;

подготовка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления в экономико-правовой сфере;

организация и проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в сфере государственного (муниципального) аудита;

работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций;

нормотворческая деятельность:

подготовка проектов нормативных правовых актов в сфере государственного (муниципального) финансового контроля и аудита;

подготовка финансовых заключений на проекты нормативных правовых актов;

сопровождение процесса принятия нормативных правовых актов в представительных (законодательных) органах власти и местного самоуправления;

экспертно-аналитическая деятельность:

подготовка и проведение экспертиз нормативных правовых актов;

осуществление юридических экспертиз документов и материалов в ходе проведения мероприятий финансового контроля и государственного аудита;

подготовка аналитической информации для принятия решений финансово-контрольными и контрольно-счетными органами;

правоприменительная в сфере государственного аудита и контроля:

толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере государственного (муниципального) контроля и аудита;

юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и правонарушений в финансовой сфере;

осуществлять защиту прав и законных интересов государства, муниципальных образований, безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия в финансовой сфере;

осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения;

осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, представителями других государственных органов, в том числе финансово-контрольных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективам, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации.


V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры


5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способностью понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов (ОК-2);

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

использованием на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-5);

способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-6);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-7).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1)

способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ПК-2);

способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);

способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);

способностью применять современные методы и методики исследования в сфере государственного и муниципального контроля и аудита (ПК-5);

способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);

способностью к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);

способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);

способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию в сфере государственного и муниципального контроля и аудита на основе комплексных научных методов (ПК-9);

способностью к использованию в исследовательской практике математических методов, современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ПК-10);

научно-исследовательская деятельность:

способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы в сфере государственного и муниципального контроля и аудита (ПК-11);

способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);

знанием современных методологических принципов и методических приемов правового и экономического исследования в сфере государственного и муниципального контроля и аудита (ПК-13);

способностью использовать в исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);

способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);

педагогическая деятельность:

способностью к навыкам практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курсов правовых и экономических дисциплин, дисциплин государственного аудита в общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-16);

умением анализировать и объяснять правовые, экономические, политические, социокультурные, факторы развития государства и общества, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей, их влияние на развитие государственного аудита (ПК- 17);

способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);

организационно-управленческая деятельность:

способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления финансово-контрольных мероприятий (ПК-19);

умением организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в процессе осуществления государственного и муниципального финансового контроля и аудита (ПК-20);

способностью к подготовке аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления в финансово-контрольной сфере (ПК-21);

способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22);

правоприменительная деятельность:

способностью толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере государственного и муниципального финансового контроля и аудита, умением юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-23);

способностью принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, умением использовать в профессиональной деятельности особенности тактики и методики предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и расследования преступлений и правонарушений в финансовой сфере (ПК-24);

способностью осуществлять защиту прав и законных интересов государства, муниципальных образований, безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности, пресекать противоправные действия в финансовой сфере, готовностью осуществлять профилактическую работу по обеспечению законности и укреплению правопорядка, проводить пропаганду правовых знаний среди населения (ПК-25);

способностью осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, представителями других государственных органов, в том числе с органами финансового контроля, финансово-кредитными органами, а также органов местного самоуправления, общественных объединений, с трудовыми коллективам, гражданами, муниципальными органами охраны общественного порядка, со средствами массовой информации (ПК-26);

экспертно-аналитическая деятельность:

способностью к разработке правовых, экономических, социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций по направлению государственного аудита (ПК-27);

готовностью применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений (ПК-28).

Профессиональные компетенции уточняются вузом с учётом профиля профессиональной подготовки обучающихся.


VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры


6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

общенаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

практики и научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.


Таблица 2


Структура ООП магистратуры


Код

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы*)

Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), учебников (учебных пособий)

Коды формируемых компетенций

М.1.

Общенаучный цикл

20-28

Философия и методология науки

Философия права

Современные методы научных исследований Современные экономические и правовые учения

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-6

ПК-9

ПК-12

ПК-17

ПК-19

ПК-21

ПК-27

ПК-28


Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины

12-16


Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

понимать и глубоко осмысливать философские концепции науки, место гуманитарных и социальных наук в выработке научного мировоззрения;

уметь:

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, уметь адаптироваться к изменению профиля деятельности; применять в практической деятельности правовые и экономические знания, математические методы; структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию,

проблему классификации наук; общенаучные проблемы и их динамику в ходе исторического процесса познания; логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; единства наук; общности идеалов и норм научности; аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты; философские проблемы естественных, точных, социальных и гуманитарных наук;

критерии оптимальности; аналитические методы оптимизации; многокритериальные задачи оптимизации;

уметь:

оценивать философские и научные течения, направления и школы; логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

выбрать статистику, выявить её функции распределения, обосновать параметры критериев оптимизации;

владеть:

основами методологии научного познания при изучении проблем правого и экономического характера; приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

4-5


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

8-11




Информационные технологии

Базовая часть

В результате изучения базовой части данного модуля студент должен:

знать: современные компьютерные технологии, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе профессиональной информации;

уметь:

самостоятельно использовать современные компьютерные, технологии, математические методы для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности;

владеть: навыками самостоятельного приобретения с помощью информационных технологий новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний.

8-12

3-4

Информационные технологии в экономических и правовых исследованиях и образовании. Математические модели в экономических и правовых исследованиях

ОК-2

ОК-3

ОК-5

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-6

ПК-9

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-18

ПК-21

ПК-23

ПК-24


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

5-8



М.2

Профессиональный цикл

Базовая (общепрофессиональная) часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

современные подходы к изучению правовых и организационно-управленческих процессов с учетом специфики экономических, политических, социальных аспектов их развития;

уметь использовать фундаментальные и прикладные знания в сфере профессиональной деятельности; владеть навыками анализа методологических подходов, развиваемых различными научными школами, основные задачи и системы обработки информации при решении производственных задач; сетевые компьютерные комплексы, их виды и возможности для использования информационных технологий; методы первичного анализа и представления интегрированной информации по качеству продукции для принятия управленческих решений; теорию планирования, управления и контроля процессов движения материальных и информационных потоков в микрологистической системе; функциональные области логистики: закупочная, транспортная, производственная, информационная, распределительная логистика,; правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, изобретений, моделей.

34-40

8-10

Современные проблемы государственного аудита

Актуальные проблемы финансового права Стандарты государственного финансового контроля и аудита Междисциплинарные подходы в современной юридической и экономической науке Актуальные проблемы правовых и экономических исследований (по направлениям магистерской подготовки)

ОК-1

ОК-2

ОК-4

ПК-1

ПК-3

ПК-5

ПК-6

ПК-8

ПК-9

ПК-11

ПК-12

ПК-15

ПК-16

ПК-17

ПК-21

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-27


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

26-30



М.3

Практика и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)

34-40


ОК 1 - 7

ПК 1 - 27

М.4

Итоговая государственная аттестация

12-16


ОК 1 - 2,

ПК-1,

ПК-3,

ПК-5,

ПК 7 - 9,

ПК 11 - 14,

ПК 17


Общая трудоемкость основной образовательной программы

120




______________________________

* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.


VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры


7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.

7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часа.

7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.

7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям), формирующим у обучающихся умения и навыки в области общий аудит, государственный и муниципальный аудит, теория финансов, финансовый менеджмент, банки и финансовые институты, управление инвестиционным портфелем, оценка финансовых активов, фундаментальный и технический анализ на финансовых рынках, управление финансовыми рисками и страхование, производные финансовые инструменты, финансовый учет и анализ, теория и история государства и права; конституционное право; административное право, финансовое право, гражданское право, уголовное право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс, налоговое, бюджетное, валютное, банковское право, финансово-правовая ответственность, информационные технологии в научных исследованиях и образовании; иностранный язык (в зависимости от специфики магистерской программы), правового обеспечения инновационной деятельности, логистики, защиты интеллектуальной собственности, управления качеством продукции, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская.

Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:

планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;

проведение научно-исследовательской работы;

корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;

составление отчета о научно-исследовательской работы;

публичная защита выполненной работы.

Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 10 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 15 процентов преподавателей.

При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.

Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении-которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.

Для основного штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.

Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.

Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.18 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя лаборатории высшего учебного заведения, которые должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать технологические процессы в соответствии с профилем ООП магистратуры.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

На двух студентов дневной формы обучения должен быть один компьютер, подключенный к сети Интернет.


VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ магистратуры


8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и её учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.

При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.

Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.

8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.

8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательская, педагогическая, организационно-управленческая, нормотворческая, экспертно-аналитическая, правоприменительная в сфере государственного аудита и контроля).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач правовых и экономических наук или их научно-практических приложений, их исследование и анализ.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


______________________________

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки "Государственный аудит (квалификация (степень) "магистр")". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2010 г. N 172 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081200 Государственный аудит (квалификация (степень) "магистр")"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2010 г.

Регистрационный N 16773


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 12 апреля 2010 г. N 15 (без Стандарта)


Приказом Минобрнауки России от 23 сентября 2015 г. N 1044 настоящий приказ признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа



Актуальный текст документа