• ДОКУМЕНТ

Аэродромные тормозные установки (АТУ)

Глава VIII. Аэродромные тормозные установки (АТУ)


8.1. Назначение, общие сведения


8.1.1. АТУ предназначены для улавливания самолетов при выкатывании их за пределы ИВПП в аварийных ситуациях (прерванный взлет, ошибки пилотирования, отказ тормозов и др.) в зону концевой полосы безопасности (КПБ).

8.1.2. Все типы АТУ содержат три основных узла: приемное устройство (далее - ПУ), энергопоглощающие тормозные механизмы и систему автоматического (полуавтоматического) управления. Узел приемного устройства непосредственно контактирует с самолетом, обеспечивая его надежное улавливание при выкатывании за пределы ИВПП. Тормозные механизмы поглощают энергию движения аварийного самолета, останавливая его в пределах КПБ. систему автоматического (полуавтоматического) управления обеспечивает управление упомянутыми узлами.

Принцип действия АТУ заключается в том, что самолет, выкатившийся за пределы ИВПП, улавливается ПУ и при дальнейшем движении под воздействием энергопоглощающих тормозных механизмов, которые связаны с ПУ, тормозится до полной остановки.

После освобождения самолета от ПУ и отбуксирования его с КПБ начинается подготовка АТУ к очередному циклу работы в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационной документации.

8.1.3. АТУ подразделяются на три следующих класса в зависимости от массы улавливаемых самолетов:

АТУ-Л для самолетов легкого типа массой до 25 т;

АТУ-С для самолетов среднего типа массой 25-50 т;

АТУ-Т для самолетов тяжелого типа массой более 50 т.

8.1.4. Для самолетов массой до 40 т на аэродромах могут устанавливаться АТУ типа АТУ2МЛ, АТУ2МС и 2АТУ2МЛС. Основные технические характеристики этих установок приведены в Приложении 17.

8.1.5. Подробное описание конструкции и работы АТУ приводятся в сопроводительной документации на каждый конкретный тип установки.


8.2. Привязка на аэродроме, монтаж и демонтаж


8.2.1. АТУ устанавливаются, как правило, за торцом ИВПП, в пределах КПТ. Примеры размещения установок АТУ2МЛ и 2АТУ2МЛ приведены на рисунках 17.1, 17.2, Приложения 17.

В случаях ограниченной длины КПТ (из-за рельефа местности, городских застроек и т.д.) допускается размещение АТУ в конце ИВПП с учетом использования части этой полосы для дистанции торможения.

8.2.2. В зоне размещения АТУ выполняются железобетонные площадки с фундаментными болтами в соответствии со строительными чертежами фундаментов. В ряде случаев установка узлов АТУ может производиться с помощью грунтовых якорей - фундаментных рам. При этом предварительно производят разметку, рытье котлованов, а затем установку фундаментных рам и их закрепление в грунте в соответствии с документацией на эти работы.

8.2.3. Размеры полос, на которых должно происходить торможение аварийного самолета, определяются инструкциями по эксплуатации АТУ. Рельеф и несущая способность участков полос, на которых осуществляется аварийное торможение, должны соответствовать требованиям к КПТ аэродромов.

8.2.4. Монтаж и демонтаж узлов АТУ должен осуществляться в соответствии с разработанной документацией на проведение этих работ.

8.2.5. Работы по монтажу и демонтажу узлов АТУ следует производить, соблюдая все указания по технике безопасности, изложенные в инструкциях по эксплуатации этих установок.


8.3. Содержание и эксплуатация


8.3.1. Содержание и штатная эксплуатация АТУ производится в полном соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационной документации на конкретный тип тормозной установки.

8.3.2. В формуляры АТУ заносятся:

сведения о регламентных работах;

данные о замене агрегатов и причинах замены;

количество штатных срабатываний при аварийных выкатываниях самолетов с указанием их типа, массы, скорости входа в АТУ и дистанции торможения.

8.3.3. Специалисты, обслуживающие АТУ, должны быть аттестованы на право осуществлять проведение эксплуатационных работ с АТУ, установленной на аэродроме.

8.3.4. Руководитель полетов обязан знать устройство, работу и технические возможности АТУ, проверять перед полетами их работоспособность в соответствии с имеющимися инструкциями.

Летный состав должен знать принципиальное устройство и технические возможности АТУ, установленных на аэродроме.

Производить полеты с поднятой сетью или неисправной АТУ запрещается.


Актуальный текст документа