Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2010 г. N 321 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261701.03 Переплетчик" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2010 г. N 321
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261701.03 Переплетчик"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 797 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 261701.03 Переплетчик и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2010 г.

Регистрационный N 17208


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 261701.03
Переплетчик
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2010 г. N 321)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 261701.03 Переплетчик всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (OK 016-94)*

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Брошюровщик

Переплетчик

1 год 10 мес.

на базе основного общего образования

3 года 5 мес.**


* ФГОС НПО в части требовании к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования


3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

брошюровщик - переплетчик.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по брошюровке, переплету, отделке и реставрации полиграфической продукции, обслуживание послепечатного оборудования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

полиграфические материалы, полуфабрикаты и готовая продукция послепечатного производства полиграфической продукции;

брошюровочно-переплетное оборудование и оснастка; параметры брошюровочно-переплетных процессов;

нормативно-техническая документация;

технические средства измерения.

4.3. Обучающийся по профессии Переплетчик готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Брошюровка печатных изданий.

4.3.2. Переплет печатных изданий.

4.3.3. Отделка полиграфической продукции.

4.3.4. Ремонт печатных изданий.

4.3.5. Контроль свойств и параметров полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства полиграфической продукции.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Брошюровка печатных изданий.

ПК 1.1. Фальцевать тетради.

ПК 1.2. Комплектовать печатные издания.

ПК 1.3. Скреплять печатные издания.

ПК 1.4. Доводить печатную продукцию до требуемого формата.

ПК 1.5. Присоединять дополнительные элементы к печатным изданиям.

ПК 1.6. Крыть печатные издания обложками.

5.2.2. Переплет печатных изданий.

ПК 2.1. Изготавливать переплетные крышки.

ПК 2.2. Вставлять блок в переплетную крышку.

ПК 2.3. Круглить корешок книжного блока.

ПК 2.4. Завертывать печатное издание в суперобложку.

ПК 2.5. Изготавливать футляр и вставлять в него печатное издание.

5.2.3. Отделка полиграфической продукции.

ПК 3.1. Лакировать печатные оттиски.

ПК 3.2. Ламинировать печатные оттиски.

ПК 3.3. Выполнять художественное оформление печатного издания.

ПК 3.4. Производить высечку.

5.2.4. Ремонт печатных изданий.

ПК 4.1. Реставрировать печатные издания без разборки.

ПК 4.2. Реставрировать печатные издания в обложке.

ПК 4.3. Реставрировать печатные издания в переплетной крышке.

5.2.5. Контроль свойств и параметров полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства полиграфической продукции.

ПК 5.1. Определять соответствие полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции требованиям нормативно-технической и технологической документации послепечатных процессов.

ПК 5.2. Выявлять брак полиграфической продукции на стадии послепечатных процессов.

ПК 5.3. Использовать нормативно-техническую и технологическую документацию послепечатного производства.

ПК 5.4. Принимать участие в работе по улучшению качества послепечатной продукции.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требований к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

1994

1296



ОП.00

Общепрофессиональный цикл

482

336




В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

пользоваться полиграфической терминологией;

классифицировать продукцию полиграфического производства, определять технологию ее изготовления;

ориентироваться в общих вопросах экономики и организации полиграфического производства;

защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;

соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда;

знать:

основные технологии и виды работ в полиграфическом производстве;

основной ассортимент изделий полиграфического производства;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития полиграфического производства;

организационно-правовые формы организаций, основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

правила техники безопасности, личной санитарии и гигиены труда;

экологические последствия производственной деятельности



ОП.01. Основы полиграфического производства

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4


уметь:

читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

знать:

виды нормативно-технической документации;

правила чтения документации различных видов;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);

правила выполнения чертежей. технических рисунков и эскизов;

технику и принципы нанесения размеров;

классы точности и их обозначение на чертежах



ОП.02. Основы инженерной графики

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4


уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

типы электрических схем;

правила графического изображения элементов электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство. основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

схемы электроснабжения;

основные правила эксплуатации электрооборудования;

способы экономии электроэнергии;

основные электротехнические материалы;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов



ОП.03. Основы электротехники и электрооборудования

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4


уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы зашиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


68

ОП.04. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

П.00

Профессиональный цикл

1282

870



ПМ.00

Профессиональные модули

1282

870



ПМ.01

Брошюровка печатных изданий

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

фальцовки тетрадей;

комплектовки печатных изданий;

скрепления печатных блоков;

доведения печатной продукции до требуемого формата;

присоединения дополнительных элементов к печатным изданиям;

крытья печатных изданий обложками;

уметь:

выполнять операции по ручной и машинной фальцовке;

выполнять операции по прессованию тетрадей;

выполнять операции no обслуживанию фальцевального оборудования;

выполнять операции по обслуживанию прессовального оборудования;

выполнять операции по бигованию и перфорированию;

выполнять операции по комплектовке вкладкой;

выполнять операции по комплектовке подборкой;

выполнять комплектовку вручную;

выполнять операции по шитью блоков проволокой;

выполнять операции по шитью блоков нитками;

выполнять операции по клеевому бесшвейному скреплению;

выполнять операции по настройке резальных машин на требуемый формат;

выполнять операции по разрезке печатных изданий;

выполнять операции по подрезке печатных изданий;

выполнять операции по обрезке печатных изданий;

выполнять операции по настройке оборудования для вклейки дополнительных элементов к печатным изданиям;

выполнять операции по вклейке и приклейке дополнительных элементов в печатные издания;

выполнять операции по настройке оборудования для вкладки дополнительных элементов в тетради печатных изданий вручную;

выполнять операции по настройке оборудования для накидки дополнительных элементов на тетради печатных изданий;

выполнять операции по крытию печатных изданий обложками вручную и на полиграфическом оборудовании;

выполнять операции по настройке оборудования для крытия блока обложкой;

знать:

назначение и виды фальцовки;

варианты спуска полос и фальцовки;

способы образования фальца на машинах, принцип работы фальцевального оборудования;

разновидности оборудования для фальцовки;

технологии ручной и машинной фальцовки;

назначение, виды, режимы прессования;

разновидности оборудования для прессования;

требования к качеству сфальцованных тетрадей;

устройство и принцип работы оборудования для прессования;

назначение и виды комплектовки печатной продукции;

разновидности оборудования для комплектовки;

устройство и принцип работы оборудования для комплектовки печатных изданий;

технологии ручной и машинной комплектовки;

требования к скомплектованным блокам;

виды и способы скрепления печатных изданий;

разновидности оборудования для скрепления печатных изданий;

устройство и принцип работы оборудования для скрепления печатных изданий;

технологии скрепления печатных изданий вручную;

технологии скрепления печатных изданий на оборудовании:

виды полиграфических материалов для скрепления изданий и их свойства;

виды резов;

влияние физико-механических свойств полиграфических материалов, на качество реза;

способы определения линии реза;

влияние геометрических параметров ножей на качество реза;

разновидности оборудования для разрезки, подрезки и обрезки полиграфической продукции;

технологии выполнения работ на одноножевых и трехножевых резальных машинах;

технические требования к качеству разрезки, подрезки;

виды и конструкции дополнительных элементов;

технологию изготовления дополнительных элементов;

назначение, виды, конструкцию и технологии изготовления форзацев;

разновидности оборудования для вклейки и приклейки дополнительных элементов в печатные издания;

устройство и принцип работы оборудования для присоединения дополнительных элементов;

технологию выполнения работ по присоединению дополнительных элементов к печатным изданиям:

требования к качеству изготовления сложных тетрадей;

виды и характеристики обложек;

технологию крытья печатных изданий обложками;

оборудование для крытия печатных изданий обложками;

технические требования к качеству крытия блоков



МДК.01.01. Технологии брошюровочных процессов

ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.6

ПМ.02

Переплет печатных изданий

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления переплетных крышек;

вставки блока в переплетную крышку;

кругления корешка книжного блока;

завертывания печатного издания в суперобложку;

изготовления футляра для печатного издания;

вставки в футляр печатного издания;

уметь:

выполнять операции по подготовке материалов для изготовления переплетных крышек;

выполнять операции по расчету размеров деталей для переплетных крышек;

выполнять операции по раскрою материалов для изготовления переплетных крышек;

выполнять операции по раскрою материалов на картонорезальных машинах;

выполнять операции по сборке переплетных крышек на крышкоделательных машинах;

выполнять операции по сборке переплетных крышек вручную;

выполнять операции по круглению корешка блока вручную и на полиграфическом оборудовании;

выполнять операции по отгибке фальцев вручную и на полиграфическом оборудовании;

выполнять операции по настройке оборудования для кругления корешка блока;

выполнять операции по настройке крышкоделательных машин;

выполнять операции по изготовлению переплетных крышек с применением кожи;

выполнять операции по вставке блока в переплетную крышку вручную и на полиграфическом оборудовании;

выполнять операции по обработке книг после вставки;

выполнять операции по настройке книговставочного, прессовально-штриховального оборудования;

выполнять операции по завертыванию книг суперобложкой на полиграфическом оборудовании;

выполнять операции по завертыванию книг суперобложкой вручную;

выполнять операции по настройке оборудования для завертывания книг суперобложкой;

выполнять операции по изготовлению футляров:

выполнять операции по вставке печатного издания в футляр;

выполнять операции по изготовлению футляров и вставке в него печатного издания вручную;

знать:

виды, назначение, конструкции и технологические характеристики переплетных крышек;

правила расчета размеров деталей переплетных крышек;

виды материалов для изготовления переплетных крышек и их свойства;

правила раскроя переплетных материалов;

назначение, принцип построения картонорезальных машин;

принцип работы картонорезальных машин;

последовательность сборки переплетных крышек;

виды материалов для вставки блока в переплетную крышку;

способы вставки блока в переплетную крышку;

книговставочное оборудование;

технологии ручной и машинной вставки блока в переплетную крышку;

требования к качеству книг после вставки;

виды и назначения операций по обработке книг после вставки;

назначение операций по круглению корешка блока и отгибке корешковых фальцев;

технологии ручного и машинного кругления корешка блока;

оборудование для кругления корешка блока и отгибки корешковых фальцев;

технические требования к обработанным блокам;

виды, назначение и технологические характеристики суперобложек;

технологии машинного и ручного завертывания книг в суперобложку;

виды, назначение и технологические характеристики футляров;

технологии машинной и ручной вставки книг в суперобложку;

виды, назначение и технологические характеристики футляров;

технологии машинной и ручной вставки книг в суперобложку



МДК.02.01. Технология обработки блока печатного издания


МДК.02.02. Технологии изготовления переплетных крышек

ОК 1 - 8

ПК 2.1 - 2.5

ПМ.03

Отделка полиграфический продукции

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

лакирования печатных оттисков;

ламинирования печатных оттисков;

выполнения художественного оформления печатного издания;

выполнения высечки;

уметь:

выполнять операции по сплошному лакированию оттисков;

выполнять операции по выборочному лакированию оттисков;

выполнять операции по настройке лакировального оборудования;

выполнять операции по припрессовке пленки на ламинаторах;

выполнять операции по припрессовке пленки вручную;

выполнять операции по настройке ламинаторов;

выполнять операции по тиснению на переплетных крышках;

выполнять операции по печати на переплетных крышках;

выполнять операции по оплетке, инкрустированию и выполнению аппликации на переплетных крышках;

выполнять операции по оформлению обрезов печатных изданий;

выполнять операции по нумерации;

выполнять операции по перфорированию;

выполнять операции по художественному оформлению печатных изданий вручную и на полиграфическом оборудовании;

выполнять операции по настройке оборудования для отделки печатных изданий;

выполнять операции по круглению углов блока;

выполнять операции по высечке печатной продукции и ее отдельных частей;

выполнять операции по настройке высекального оборудования;

знать:

виды лакирования;

назначение операции лакирования:

виды и характеристики лаков;

технологии лакирования;

оборудование для лакирования;

назначение операции ламинирования;

технологии ламинирования;

виды, характеристики пленок для ламинирования;

оборудование для ламинирования;

теорию составления композиции художественных изданий;

виды материалов для художественного оформления печатных изданий и их свойства;

назначение, виды и применение операций по оформлению печатных изданий;

виды, характеристики и настройки оборудования для оформления печатных изданий;

технологии выполнения художественного оформления печатных изданий;

оборудование для художественного оформления печатных изданий;

технику орнаментации кожи;

назначение и виды высечки;

технологию выполнения операции;

оборудование для высечки;

виды беловой продукции;

технологии изготовления беловой продукции



МДК.03.01. Технологии отделки листовой печатной продукции


МДК.03.02. Технологии отделки книжных издании

ОК 1 - 8

ПК 3.1 - 3.4

ПМ.04

Ремонт печатных изданий

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

реставрирования печатных изданий без разборки;

реставрирования печатных изданий в обложке;

реставрирования печатных изданий в переплетной крышке;

уметь:

выполнять операции по реставрации листов печатных изданий;

выполнять работы по вклейке листов в печатные издания;

выполнять работы по вставке тетрадей в печатные издания;

выполнять работы по отделению обложки от блока;

выполнять работы по разборке блока, сшитого проволочными скобами;

выполнять работы по разборке блока, скрепленною клеевым бесшвейным способом;

выполнять работы по отделению переплетной крышки от блока;

выполнять работы по разборке блока, сшитого нитками;

выполнять работы по шитью блока на три шнура, в две тетради, на тесьму, на марлю, широкую тесьму с прошивкой втачку;

выполнять работы по упрочнению корешка блока после шитья нитками;

знать:

материалы для реставрации печатных изданий;

приемы реставрации изданий без разборки;

технологию отделения блока от обложки;

инструментарий для сборки и разборки блока:

приемы реставрации изданий в обложке;

технологию отделения блока от переплетной крышки;

технологии шитья нитками;

технологии упрочнения корешка блока после шитья нитками;

приемы реставрации изданий в переплетной крышке



МДК.04.01.

Технология ремонта печатных изданий

ОК 1 - 8

ПК 4.1 - 4.3

ПМ.05

Контроль свойств и параметров полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства полиграфической продукции

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определения соответствия полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции требованиям нормативно-технической и технологической документации послепечатных процессов;

выявления брака полиграфической продукции на стадии послепечатных процессов;



МДК.05.01. Документация послепечатных процессов


МДК.05.02. Обеспечение параметров технологического процесса послепечатной обработки полиграфической продукции

ОК 1 - 8

ПК 5.1 - 5.4


уметь:

выполнять операции по контролю и подготовке полиграфических материалов для послепечатной обработки полиграфической продукции;

выполнять операции по контролю и подготовке полуфабрикатов послепечатного производства;

выполнять операции по контролю готовой продукции;

выполнять операции по контролю свойств и параметров полиграфических материалов послепечатных процессов, полуфабрикатов и готовой продукции;

выполнять операции по выявлению причин снижения качества продукции;

своевременно оповещать технолога о выявленном браке;

интерпретировать требования нормативно-технической и технологической документации;

соблюдать режимы работы послепечатного оборудования;

соблюдать последовательность технологического процесса послепечатной обработки полиграфической продукции;

оформлять акты соответствия полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;

оформлять акты списания бракованных полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;

знать:

технические требования к полиграфическим материалам, полуфабрикатам и готовой продукции послепечатного производства;

правила подготовки материалов и полуфабрикатов к работе на операциях послепечатного производства;

свойства и параметры полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;

технические средства измерения показателей качества продукции послепечатного производства;

виды брака полиграфических материалов, полуфабрикатов и готовой продукции послепечатного производства;

назначение и виды технологической документации послепечатного производства;

разновидности отчетной документации послепечатных процессов;

правила оформления отчетной документации послепечатного производства;

тенденции развития технологических процессов послепечатного производства;

тенденции развития рынка полиграфических материалов послепечатного производства





ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительною деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

180

90


ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 8


Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

486

324




Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

2430

1620



УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

33 нед.

1188


ОК 1 - 8

ПК 1.1 - 1.6

ПК 2.1 - 2.5

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

ПП.00

Производственная практика


ПА.00

Промежуточная аттестация

3 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.





Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

45 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

33 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

3 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

13 нед.

Итого

95 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС), с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.


7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная (производственное обучение) и производственная.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

черчения и инженерной графики;

электротехники и электрооборудования;

технологии и оборудования полиграфического производства;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.


Лаборатории:

оценки качества полиграфических материалов и процессов.


Мастерские:

допечатных процессов;

печатных процессов;

послепечатных процессов.


Полигоны:

учебно-производственный, созданный на базе ведущих организаций полиграфической отрасли.


Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


------------------------------

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111, 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25, 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Переплетчик". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2010 г. N 321 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261701.03 Переплетчик"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2010 г.

Регистрационный N 17208


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 июня 2010 г. N 24 (без Стандарта)


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 797 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.





Актуальный текст документа