Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 мая 2010 г. N 01/7191-10-32 "О некоторых вопросах, касающихся компетенции Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей"

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 мая 2010 г. N 01/7191-10-32
"О некоторых вопросах, касающихся компетенции Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей"


В последнее время все более широкое распространение получает практика проведения различных несанкционированных в установленном законом порядке псевдоспортивных "игр" и "соревнований", основанных на азарте их участников, целью которых является выявление победителя с вручением ему соответствующего приза (выигрыша).

Участие в таких "играх" зачастую сознательно предполагает сопряжение с ничем не оправданным риском причинения вреда жизни и здоровью, причем не только самим непосредственным участникам, но и третьим лицам, так как экстремальные условия достижения "победы", разрабатываемые организаторами, намеренно игнорируют всякие требования безопасности.

В этой связи, поскольку фактор платного участия в такого рода "играх" нередко приводит к неправильным выводам о якобы оказываемых гражданам возмездных услугах и, как следствие, о потребительской природе соответствующих правоотношений, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым довести нижеследующую свою позицию по данному вопросу.

Применительно к реализуемым Роспотребнадзором и его территориальными органами функциям по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, необходимо иметь в виду, что предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, так или иначе, являются вполне определенные объекты гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), а именно - товары, работы, услуги, приобретаемые в рамках соответствующих гражданско-правовых договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.

При этом законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим для личных (бытовых, семейных) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, товары (работы, услуги), с одной стороны, и организацией - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации конечным потребителям (изготовителями), реализующими товары потребителям по договору розничной купли - продажи (продавцами), выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору (исполнителями), - с другой стороны.

Подробно характеристика основного спектра отношений, относящихся и не относящихся к предмету ведения законодательства о защите прав потребителей, включая соответствующие примеры и разъяснение понятий "товар", "работа", "услуга", была изложена в методическом письме Роспотребнадзора от 11.03.2005 N 0100/1745-05-32 "О направлении информационного материала по защите прав потребителей".

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" "в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

При этом в соответствии со ст. 4 этого же Федерального закона Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей") применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров в части, не противоречащей ГК РФ.

Таким образом, при наличии того, что стороной обязательства по договору на продажу товара, выполнение работы или оказание услуги за плату по отношению к гражданину-потребителю выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к отношениям, возникшим между ними в рамках общих положений обязательственного права гражданского законодательства, могут и будут применяться соответствующие положения Закона РФ "О защите прав потребителей".

События же, касающиеся обстоятельств участия граждан в разного рода конкурсах, играх, пари и т.д. с объявленным призом, выигрышем и т.п., и возникающие в связи с этим отношения, имеющие вполне определенное самостоятельное правовое регулирование в рамках гражданского законодательства (главы 56, 58 ГК РФ), нормами законодательства о защите прав потребителей не регулируются, в связи с чем их оценка с компетенцией и полномочиями Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности никак не связана.

В этой связи обращаем внимание на то, что правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), который устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Одним из таких ограничений, закрепленных в ч. 3 ст. 5 Закона N 244-ФЗ, служит императивный запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи (соответственно любая деятельность в этой области, не отвечающая требованиям к организаторам азартных игр, предъявляемым в рамках данного законодательного акта, априори также будет незаконна).

Закон N 244-ФЗ, как системообразующий источник права, дает определения целого ряда понятий, используемых в сфере проведения азартных игр, в том числе, таких как "азартная игра", "пари", "ставка", "выигрыш" и др., что позволяет установить квалифицирующие признаки соответствующих отношений, по которым они в конечном итоге идентифицируются как отношения в области игорного бизнеса.

Так, азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (п. 1 ст. 4 Закона N 244-ФЗ);

пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (п. 2 ст. 4 Закона N 244-ФЗ).

Практически аналогичные определения "азартной игры" и "пари" приведены в ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации, дающего помимо прочего определение игорного бизнеса, согласно которому это - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, можно констатировать, что ни азартная игра, ни пари, т.е., по сути - любое основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с неким лицом, соответствующим определению "организатора азартной игры" (п. 5 ст. 4 Закона N 244-ФЗ), товарами (работами, услугами) не являются в принципе и, следовательно, предметом правоотношений, на которые распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей, быть не могут.

При этом понятия "выигрыш" и "ставка", приведенные в п. 4 и п. 3 ст. 4 Закона N 244-ФЗ, по своему правовому смыслу вполне очевидно не могут рассматриваться в качестве цены товара (работы, услуги).

Дополнительным аргументом в пользу того, что на отношения, связанные с организацией, проведением игр (пари) и участием в них (даже в случае их полностью легального проведения в установленном законом порядке), нормы законодательства о защите прав потребителей не распространяются, служит то обстоятельство, что если согласно п. 1 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" защита прав потребителей осуществляется судом без каких-либо изъятий из этого общего правила, то в силу п. 1 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, изначально не подлежат судебной защите (за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, первопричиной которых является неисполнение организатором игры обязанности по выплате выигрыша).

Прошу учесть все вышеизложенное в своей практической деятельности и в целях предупреждения и минимизации негативных последствий от противоправных действий по проведению соответствующих "игр", также недопущения вовлечения в них подростков и лиц молодого возраста, не обладающих достаточным уровнем соответствующих знаний, которые бы позволяли им должным образом соизмерять степень возможного физического и иного риска от участия в подобных практиках, обеспечить доведение информации о порядке правового регулирования отношений в области азартных игр и нераспространении норм законодательства о защите прав потребителей на рассматриваемые отношения до образовательных учреждений, иных заинтересованных органов и организаций.

О всех фактах, указывающих на противоправную деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", которые могут выявляться в ходе реализации функций по контролю и надзору за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей в сфере связи, необходимо своевременно ставить в известность правоохранительные органы.


Руководитель

Г.Г. Онищенко


Роспотребнадзор разъяснил порядок применения норм о защите прав потребителей к отношениям в области азартных игр.

Предмет отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, - объекты гражданских прав, а именно: товары, работы, услуги, приобретаемые по соответствующим договорам.

При этом регулируются отношения между потребителем и организацией.

Любое основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками, товаром (работой, услугой) не является. Значит, предметом правоотношений, на которые распространяются указанные нормы, быть не могут.

Выигрыш и ставка не могут рассматриваться в качестве цены товара (работы, услуги).

Защита прав потребителей осуществляется судом без каких-либо изъятий. Требования граждан, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, изначально не подлежат судебной защите.

Таким образом, на отношения, связанные с организацией, проведением игр (пари) и участием в них, нормы законодательства о защите прав потребителей не распространяются.


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 мая 2010 г. N 01/7191-10-32 "О некоторых вопросах, касающихся компетенции Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.