Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2010 г. N 308 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261103.03 Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств)" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2010 г. N 308
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261103.03 Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств)"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 777 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 261103.03 Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств) и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2010 г.

Регистрационный N 17420


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования
по профессии 261103.03 Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2010 г. N 308)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 261103.03 Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Оператор гребнечесального оборудования

Оператор круглочесальной машины

Оператор чесального оборудования

Оператор чесально-ленточного агрегата

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.**


______________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования


3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

оператор чесального оборудования - оператор гребнечесального оборудования;

оператор чесального оборудования - оператор круглочесальной машины;

оператор чесального оборудования - оператор чесально-ленточного агрегата.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: управление и контроль работы чесального оборудования различных видов, включая высокопроизводительные поточные линии, по приготовлению и обработке различных видов волокна, очеса и смеси волокна для выработки ленты, войлоков, согласно технологическому режиму.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

чесальное оборудование различных видов, высокопроизводительные поточные линии;

сырьё: волокна различных видов;

технологии и технологические процессы чесания волокна различных видов, выработки ленты;

нормативно-техническая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств) готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Ведение процесса чесания различных видов волокна, очеса и смеси волокна на чесальном оборудовании.

4.3.2. Ведение процесса выработки гребённой ленты на гребнечесальном оборудовании различных видов.

4.3.3. Ведение процесса выработки ленты на машинах чесально-ленточного агрегата.

4.3.4. Ведение процесса чесания шёлкового волокна на круглочесальных машинах.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Ведение процесса чесания различных видов волокна, очеса и смеси волокна на чесальном оборудовании.

ПК 1.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса чесания различных видов волокна, очеса и смеси волокна для выработки ленты, чесальной ваты, основы войлочных изделий, чесание и проклеивание стекловолокна на чесальном оборудовании, включая высокопроизводительные поточные линии, согласно технологическому режиму.

ПК 1.2. Осуществлять контроль качества прочёса, ленты, чесальной ваты, основы головных уборов и войлока.

ПК 1.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса чесания различных видов волокна, очеса и смеси волокна, чесании и проклеивании стекловолокна на чесальном оборудовании включая высокопроизводительные и поточные линии.

5.2.2. Ведение процесса выработки гребённой ленты на гребнечесальном оборудовании различных видов.

ПК 2.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса выработки гребённой ленты на гребнечесальном оборудовании.

ПК 2.2. Осуществлять контроль качества ленты.

ПК 2.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса выработки гребённой ленты.

5.2.3. Ведение процесса выработки ленты на машинах чесально-ленточного агрегата.

ПК 3.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса выработки ленты на машинах чесально-ленточного агрегата.

ПК 3.2. Осуществлять контроль качества прочёса ленты и ходом ленты по питающему столику.

ПК 3.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса выработки ленты на машинах чесально-ленточного агрегата.

5.2.4. Ведение процесса чесания шёлкового волокна на круглочесальных машинах.

ПК 4.1. Обеспечивать непрерывность технологического процесса чесания шёлкового волокна на круглочесальных машинах.

ПК 4.2. Осуществлять контроль качества прочёса.

ПК 4.3. Выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса чесания шёлкового волокна на круглочесальных машинах.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576



ОП.00

Общепрофессиональный цикл

294

200



В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

определять виды текстильных волокон;

пользоваться приборами для определения свойств "чесаных" волокон;

применять способы повышения фактической производительности;

пользоваться стандартами и техническими условиями на готовую продукцию;

проверять качество ассортимента продукции;

применять техническую документацию;

знать:

классификацию текстильных волокон в зависимости от свойств, определяющих их прядильную способность;

строение, свойства текстильных волокон;

общие сведения о технологических процессах чесального производства;

виды чесального производства;

понятия о структуре продукта после гребнечесания;

основные свойства продукта; способы определения свойств "чесаных" волокон; приборы для их определения, правила эксплуатации;

основные направления развития технологии чесания;

теоретическую и фактическую производительность чесального оборудования; факторы, определяющие теоретическую производительность; способы повышения фактической производительности;

ассортимент продукции и требования к качеству;

физико-механические параметры продукции и факторы, влияющие на ее качество;

стандарты и технические условия на готовую продукцию;

техническую документацию;

автоматизацию и механизацию производства



ОП.01. Общая технология производства

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.3


уметь:

ориентироваться в общих вопросах экономики производства (по видам);

применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;

защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;

знать:

основные принципы рыночной экономики;

понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;

организационно-правовые формы организаций;

основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

механизмы ценообразования и формирования заработной платы



ОП.02. Экономические и правовые основы производственной деятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.3


уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


32

ОП.03. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.3

П.00

Профессиональный цикл

490

336



ПМ.00

Профессиональные модули

490

336



ПМ.01

Ведение процесса чесания различных видов волокна, очеса и смеси волокна на чесальном оборудовании

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы на чесальном оборудовании и высокопроизводительных поточных линиях;

контроля качества прочёса, ленты, чесальной ваты, основы головных уборов и войлока;

уметь:

приготавливать товарную продукцию или полуфабрикат (пухшнур, чесальную ленточку) из смески асбеста, хлопка и очесов на кардочесальных аппаратах и пухшнуровых машинах;

навивать основы головных уборов;

обеспечивать непрерывное питание волокном чесального оборудования;

устанавливать патрон необходимого размера при приготовлении основы головного убора;

определять момент окончания навивки;

снимать основу головного убора с патрона;

ликвидировать обрыв ленты, прочеса, пухшнура и ленточки, устранять задиры настила;

заправлять бобины, краевых нитей в пневмопровод или на катушку;

вкладывать ярлыки;

проверять качество прочеса, ленты, основы головных уборов и войлока;

наблюдать за состоянием и работой сучильных рукавов, делительных ремешков, эластичных валиков, регулятора вытяжного прибора, съемных барабанов и других механизмов, за уровнем смеси в бункере самовеса или за работой приборов, обеспечивающих автоматическое питание аппарата смеской;

менять наработанные тазы с лентой, снимать наработанные бобины, краевые катушки и транспортировать их;

сматывать пухшнур и ленточку в бухты вручную;

перевязывать и укладывать бухты;

наблюдать за эмульсированием волокна;

соблюдать заданную длину и вес ленты в тазу;

разбирать отходы по видам и сдавать их;

участвовать в приеме чесального оборудования из ремонта, осуществлять уход за ним;

выполнять правила безопасности труда и профессиональной гигиены;

знать:

устройство обслуживаемого оборудования и взаимодействие его основных механизмов, правила эксплуатации и график ухода за ним;

принципы автоматического и ручного регулирования работы машины для обеспечения непрерывности технологического процесса;

наименование перерабатываемого волокна и сортировок;

особенности обработки смески различных рецептур;

линейную плотность настила и чесаной ленты;

линейные размеры и массу ваты; ассортимент вырабатываемой продукции;

требования, предъявляемые к качеству ровницы, настила, чесаной ленты, основы головных уборов, войлоков;

правила отбора проб;

виды, нормы отходов, их использование в производстве;

технологические параметры заправки; причины обрывности, способы их предупреждения;

виды и номера перерабатываемых волокон;

порядок настила волокна на питающее полотно или подстановки рулонов в раскатывающий механизм;

состав смески;

режим обработки различных волокон, заданную длину и вес ленты в тазу;

методы определения качества прочеса;

правила безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены



МДК.01.01. Устройство, наладка и ремонт чесальных машин

МДК.01.02. Технология работ на чесальном оборудовании

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПМ.02

Ведение процесса выработки гребённой ленты на гребнечесальном оборудовании различных видов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы на гребнечесальном оборудовании различных видов;

контроля качества ленты;

уметь:

заправлять оборудование;

обеспечивать непрерывность технологического процесса в соответствии с заданными параметрами чесания;

менять питающие паковки;

ликвидировать задиры холстиков и обрывов ленты;

разгонять ставки на обслуживаемом оборудовании;

проверять качество ленты;

менять тазы на питании и выпуске;

удалять намоты с рабочих органов обслуживаемого оборудования;

выполнять профилактические работы по предупреждению обрывов ленты и прочеса;

наблюдать за пневматическим удалением отходов, гребенных очесов, процессом чесания холстика, ленты;

разбирать отходы по видам, выбирать гребенные очесы, укладывать их в тару и сдавать их;

транспортировать холстики и тазы с лентой в установленное место;

участвовать в сдаче обслуживаемого оборудования в ремонт и приеме из ремонта;

производить уход за оборудованием;

знать:

устройство обслуживаемого оборудования, правила эксплуатации и ухода за ним;

виды перерабатываемой ленты;

требования, предъявляемые к качеству ленты;

нормы отходов;

правила безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены



МДК.02.01. Устройство, наладка и ремонт гребнечесального оборудования

МДК.02.02. Технология работ на гребнечесальном оборудовании

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.3

ПМ.03

Ведение процесса выработки ленты на машинах чесально-ленточного агрегата

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы на машинах чесально-ленточного агрегата;

контроля качества прочёса и ленты, транспортирования ленты по питающему столику;

мелкого ремонта машин чесально-ленточного агрегата;

уметь:

вести процесс выработки ленты на машинах чесально-ленточного агрегата;

обеспечивать непрерывность равномерного питания чесальных машин волокном из пневматических распределителей с помощью датчиков;

осуществлять контроль качества прочеса и ленты, транспортирования ленты по питающему столику;

ликвидировать обрывы прочеса и ленты;

заправлять ленту в компенсатор и питающий механизм ленточной машины;

заменять неисправные нажимные валики вытяжного прибора и плющильные валики ленточной машины;

удалять намоты ленты с рабочих органов ленточной машины;

управлять работой чесально-ленточного агрегата с помощью автоматической или ручной систем управления;

наблюдать за работой блокировки включения, останова машин агрегата для обеспечения синхронности работы машин, наблюдать за работой автомата смены тазов с наработанной лентой;

удалять отходы из пухосборника ленточной машины;

осуществлять уход за обслуживаемым оборудованием;

знать:

устройство обслуживаемого оборудования, правила эксплуатации и ухода за ним;

принцип автоматического и ручного регулирования работы чесально-ленточного агрегата, его автоматических устройств;

причины обрывности прочеса, ленты;

требования, предъявляемые к качеству прочеса, ленты, степени рыхления хлопкового волокна;

виды и нормы отходов и способы их снижения;

правила безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены



МДК.03.01. Устройство, наладка и ремонт машин чесально-ленточного агрегата

МДК.03.02. Технология работ на машинах чесально-ленточного агрегата

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.3

ПМ.04

Ведение процесса чесания шёлкового волокна на круглочесальных машинах

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы на круглочесальных машинах;

контроля качества прочёса;

уметь:

вести процесс чесания шелкового волокна на круглочесальных машинах;

получать прочес, порции и очес волокна;

подготавливать сырьё для заправки круглочесальной машины;

закладывать и перезакладывать порции волокна в тиски круглочесальной машины;

разделять порции волокна и снимать прочес, укладывать его в тару;

наблюдать за ходом технологического процесса чесания шелкового волокна на круглочесальной машине, за работой механизма для развертывания и очистки палочек, за своевременной чисткой чесального барабана (вальяна), снятием порций волокна с гребней;

выявлять и устранять обнаруженные недостатки при проведении технологического процесса чесания волокна;

участвовать в приеме обслуживаемого оборудования из ремонта;

выгребать отходы из-под круглочесальной машины;

чистить машину;

знать:

устройство и правила эксплуатации круглочесальных машин;

виды перерабатываемого сырья;

требования, предъявляемые к порциям и прочесу волокна;

количество заправляемых порций волокна по технологическим переходам;

виды отходов и способы их сокращения;

правила ухода и периодичность чистки обслуживаемого оборудования;

правила безопасности труда, промышленной санитарии и гигиены



МДК.04.01. Устройство, наладка и ремонт круглочесальных машин

МДК.04.02. Технология работ на круглочесальных машинах

ОК 1 - 7

ПК 4.1 - 4.3

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40


ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7


Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144




Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720



УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.


684



ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.3

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПК 4.1 - 4.3


ПП.00

Производственная практика


ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.





Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая

культура"

20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

2 нед.

Итого

43 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.


7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

технологии и оборудования чесального производства;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.


Лаборатории:

материаловедения и испытания материалов;

технических средств обучения.


Мастерские:

текстильная мастерская.


Тренажеры, тренажерные комплексы:

обучающие машины.


Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)


Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств)". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2010 г. N 308 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261103.03 Оператор оборудования чесального производства (для всех видов производств)"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 июня 2010 г.

Регистрационный N 17420


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 июня 2010 г. N 26 (без Стандарта)


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 777 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.



Актуальный текст документа