Приложение. Положение о порядке проведения экспертизы учебников

Приложение

 

Положение о порядке проведения экспертизы учебников
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2010 г. N 428)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения качества учебников и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-421, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N КАС11-660, пункт 2 настоящего приложения в части понятия "учебник" признан не противоречащим действующему законодательству

2. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебного предмета (далее - учебник).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-421, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N КАС11-660, пункт 3 настоящего приложения в части указания на необходимость представления на экспертизу учебников, входящих в "систему учебников", признан не противоречащим действующему законодательству

3. Экспертиза учебников включает педагогическую и научную экспертизу учебника.

Задачей педагогической экспертизы учебника является оценка:

1) соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;

2) соответствия содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

3) принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени общего образования (завершенной предметной линии учебников);

4) принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования, - при экспертизе на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования.

Задачей научной экспертизы учебника является оценка соответствия содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-421, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N КАС11-660, пункт 4 настоящего приложения в части, исключающей представление на экспертизу одного или нескольких учебников, не входящих в "завершенную предметную линию", а также в части указания на необходимость представления на экспертизу учебников, входящих в "систему учебников", признан не противоречащим действующему законодательству

4. Для проведения экспертизы учебников на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования представляются учебники, входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

5. Экспертиза учебников проводится по инициативе заказчика экспертизы. Заказчиками экспертизы являются юридические и физические лица, заинтересованные в проведении данной экспертизы.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-421, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N КАС11-660, пункт 6 настоящего приложения признан не противоречащим действующему законодательству

6. В проведении экспертизы учебников участвуют Российская академия наук и Российская академия образования, а также иные организации на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены соответствующие полномочия (далее - экспертные организации).

7. Результат экспертизы оформляется в виде экспертного заключения.

8. Экспертиза проводится на основании договора между заказчиком экспертизы и экспертной организацией, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

II. Порядок проведения экспертизы

 

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-421, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N КАС11-660, пункт 9 настоящего приложения в части указания на необходимость представления на экспертизу учебников, входящих в "систему учебников", признан не противоречащим действующему законодательству

9. Для проведения экспертизы учебника заказчик экспертизы с 1 января по 1 августа текущего года направляет в экспертные организации заявление, в котором указываются:

название учебника в соответствии с названием учебного предмета, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

количество представленных на экспертизу экземпляров, в том числе экземпляров учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

реквизиты заказчика экспертизы;

наименование издателя(ей) учебника(ов), в том числе входящего(их) в завершенную предметную линию учебников и (или) входящего(их) в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

К заявлению прилагаются:

пояснительная записка заказчика экспертизы;

учебник (или оригинал-макет учебника), представленный на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, или все учебники (или оригинал-макеты учебников), входящие в завершенную предметную линию учебников и (или) входящие в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

10. При соответствии поступивших материалов требованиям, установленным пунктами 2, 4, и 9 настоящего Положения, экспертная организация заключает с заказчиком экспертизы договор на проведение экспертизы.

11. Экспертиза учебников экспертными организациями проводится до 15 октября текущего года.

Учебник, получивший отрицательное экспертное заключение, повторно на экспертизу в текущем году не принимается.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2011 г. N ГКПИ11-421, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. N КАС11-660, пункт 12 настоящего приложения в части указания на необходимость представления на экспертизу учебников, входящих в "систему учебников", признан не противоречащим действующему законодательству

12. Экспертное заключение оформляется экспертной организацией, в котором указываются:

1) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования:

название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

реквизиты заказчика экспертизы;

наименование издателя(ей) учебника(ов), входящих в завершенную предметную линию учебников;

дата и регистрационный номер экспертного заключения;

для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень.

2) при проведении экспертизы учебников, представленных на экспертизу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом соответствующей ступени общего образования:

название учебника, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

название каждого учебника, входящего в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;

реквизиты заказчика экспертизы;

наименование издателя(ей) учебников, входящих в завершенную предметную линию учебников и (или) входящих в систему учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования;

дата и регистрационный номер экспертного заключения;

для третьей ступени обучения - базовый или профильный уровень.

При педагогической экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

о соответствии содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования или федеральному государственному образовательному стандарту соответствующей ступени общего образования;

о соответствии учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

о принадлежности учебника к завершенной предметной линии учебников;

о принадлежности учебника к системе учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.

При научной экспертизе учебника экспертное заключение должно содержать однозначный вывод:

о соответствии содержания учебника современным научным представлениям с учетом соответствующей ступени общего образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования или с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующей ступени общего образования.

Экспертное заключение должно быть аргументированно.

Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной организации или уполномоченным лицом при наличии доверенности с указанием должности и фамилии лица, подписавшего экспертное заключение.

Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, которые в течение 10 рабочих дней с даты подписания направляются экспертной организацией письмами заказчику экспертизы и в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.