Распоряжение Федерального дорожного агентства от 9 июня 2010 г. N 384-р "Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства"

Распоряжение Федерального дорожного агентства от 9 июня 2010 г. N 384-р
"Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства"


В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", применения и соблюдения технических норм, а также установления классификации, порядка разработки и экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, обновления и отмены документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства:

1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 15.06.2010 ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - ОДМ 218.1.001-2010).

2. Управлению научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ 218.1.001-2010 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.

3. Признать утратившим силу распоряжение Федерального дорожного агентства от 08 июля 2005 г. N ОБ-158-р об издании и применении ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства".

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником


3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова.


Руководитель

A.M. Чабунин


ГАРАНТ:

Настоящий ОДМ 218.1.001-2010 рекомендован к применению с 15 июня 2010 г.


Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.1.001-2010
"Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства"


1 Область применения


1.1 Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

1.2 Настоящий методический документ содержит рекомендации по классификации, порядку разработки, экспертизы, регистрации, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в дорожном хозяйстве.


2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ (далее - ФЗ "О техническом регулировании")

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.


3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены термины по ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дорожное хозяйство: Комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

3.2 техническое регулирование: Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ФЗ "О техническом регулировании").

3.3 технический регламент: Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ФЗ "О техническом регулировании").

3.4 стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ФЗ "О техническом регулировании").

3.5 национальный стандарт Российской Федерации: Стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").

3.6 свод правил: Документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов (ФЗ "О техническом регулировании").

3.7 стандарт иностранного государства: Стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").

3.8 региональный стандарт: Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").

3.9 свод правил иностранного государства: Свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").

3.10 региональный свод правил: Свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").

3.11 региональная организация по стандартизации: Организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

3.12 стандарт организации: Стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12) (ФЗ "О техническом регулировании").

3.13 отраслевой дорожный методический документ: Акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию работ в сфере технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.


4 Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства


4.1 В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

4.2 В соответствии со статьями 7 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:

- технические регламенты;

- национальные стандарты;

- правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации;

- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- своды правил;

- стандарты организаций;

- международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.

4.3 В соответствии со статьей 6 ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

- обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

4.4 В соответствии со статьей 7 ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

- безопасность излучений;

- биологическую безопасность;

- взрывобезопасность;

- механическую безопасность;

- пожарную безопасность;

- промышленную безопасность;

- термическую безопасность;

- химическую безопасность;

- электрическую безопасность;

- ядерную и радиационную безопасность;

- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

- единство измерений;

- другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании".

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании".

4.5 В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Национальным органом по стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником


4.5 В соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании" в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

4.6 В соответствии с ГОСТ Р 1.10 и ГОСТ Р 1.12 правила (нормы) стандартизации устанавливают организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

4.7 В соответствии с ГОСТ Р 1.10 и ГОСТ Р 1.12 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.

4.8 В соответствии с [1] общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

4.9 В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4 стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов.

Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.

Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц разрабатываются для добровольного общеотраслевого применения.

4.10 В соответствии со статьей 16.1 ФЗ "О техническом регулировании" международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов могут включаться в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

4.11 Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии работ в сфере технического регулирования и (или) содержащих технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

4.12 Документы системы технического регулирования, обеспечивающие функционирование дорожного хозяйства, представлены в таблице 1.


Таблица 1


Наименование документа

Утверждающая инстанция

Назначение документа

Технические регламенты

Принимаются международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании")

Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Национальные стандарты

Утверждаются Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 14 ФЗ "О техническом регулировании")

Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Правила (нормы) в области стандартизации

Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10)

Устанавливают организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

Рекомендации по стандартизации

Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10)

Содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

([1])

Устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Своды правил

Утверждаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий ([2])

Устанавливают технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.

Стандарты организаций:

- стандарты научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и т.п.

- стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности

Принимаются организациями самостоятельно на основании п. 1 статьи 17 ФЗ "О техническом регулировании" и могут согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства (необходимость согласования определяется организацией)

Применяются для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок

Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств

Принимаются международными, региональными и национальными органами (организациями) по стандартизации и зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов

Применяются на добровольной основе в качестве документов в области стандартизации, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов при включении их национальным органом РФ в соответствующий перечень документов в области стандартизации

Отраслевые дорожные методические документы

Издаются федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства на основании п. 3 статьи 4 ФЗ "О техническом регулировании"

Применяются на добровольной основе в качестве рекомендательного акта разъясняющего методологию работ в сфере технического регулирования и (или) содержащего технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них


5 Порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие, обновления и отмены документов технического регулирования


5.1 Технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9, 9.1 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".

5.2 Национальные стандарты Российской Федерации разрабатываются, утверждаются, обновляются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.2. Экспертиза проектов национальных стандартов РФ в области дорожного хозяйства проводится техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" (ТК 418) в порядке, установленном ГОСТ Р 1.6.

5.3 Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с [1].

5.4 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматривается и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10.

5.5 Своды правил разрабатываются и утверждаются в соответствии с [2].

5.6 Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.4.

Стандарты организаций разрабатываются и утверждаться этими организациями самостоятельно исходя из целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).

По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в установленном порядке.

5.7 Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном в данных международных, региональных и национальных органах (организациях).

5.8 ОДМ разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).


6 Применение нормативных документов в переходный период


6.1 Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):

защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

обеспечения энергетической эффективности.

6.2 В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте 6.1 настоящего методического документа, следующие категории документов, принятые до 1 июля 2003 года:

отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);

строительные нормы и правила (СНиП);

отраслевые дорожные нормы (ОДН);

ведомственные строительные нормы (ВСН);

нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;

отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);

стандарты субъектов Российской Федерации;

нормы субъектов Российской Федерации;

стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП).

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить изменения в свои нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. При этом проекты нормативных документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями пункта 9 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не позднее, чем за тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители данного федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В другие категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов могут быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо в своды правил, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.

В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).


7 Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства


7.1 Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.


Таблица 2


Классификационная группа

Наименование классификационной группы

1

Организация технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

2

Проектирование автомобильных дорог

3

Качество производства дорожных работ

4

Оценка соответствия

5

Метрологическое обеспечение

6

Безопасность дорожного движения.

7

Кадровое обеспечение.

8

Сервис и охрана окружающей среды.

9

Информационно-управляющие системы

10

Финансовое обеспечение

11

Другие


7.2 В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

7.3 В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие нормы проектирования.

7.3.1 Нормы проектирования конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:

- земляное полотно;

- дорожная одежда;

- дренаж и водоотвод.

7.3.2 Нормы проектирования искусственных сооружений по составляющим компонентам:

- тоннели и трубы;

- мосты, путепроводы и эстакады;

- защитные сооружения;

- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог.

7.4 В ОДМ классификационной группы 3 разъясняются положения, устанавливающие требования к нормируемым параметрам.

7.4.1 Нормируемые параметры к технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них при:

- строительстве;

- реконструкции;

- модернизации;

- ремонте;

- содержании;

- утилизации.

7.4.2 Нормируемые параметры к ресурсам, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережению:

- сырье;

- материалы;

- изделия и конструкции.

7.4.3 Нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

7.5 ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, подтверждения соответствия, строительного контроля, государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве и т.д.

7.6 ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве.

7.7 ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по вопросам обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по ним.

7.8 ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения по вопросам установление уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения.

7.9 В ОДМ классификационной группы 8 разъясняются положения, устанавливающие:

- нормативные параметры к развитию сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения создание условий для развития сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения;

- обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам.

7.10 ОДМ классификационной группы 9 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.

7.11 ОДМ классификационной группы 10 разъясняют положения по обеспечению финансирования работ по ремонту и содержанию в зависимости от исходного и требуемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.


8 Обозначение отраслевых дорожных методических документов


Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:

- аббревиатуру "ОДМ";

- трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;

- однозначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;

- трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;

- четырехзначное число, означающее год регистрации документа.

Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:


     ОДМ         218.          1.          001-         2010
    -----       ------       -----        -----        ------
      |            |           |            |             |
      |Отраслевой  |Комплекс   |Классифи-   |Порядковый   |Год регист-
      |дорожный    |дорожно-   |кационная   |номер до-    |рации доку-
      |методиче-   |го хозя-   |группа      |кумента в    |мента
      |ский доку-  |йства      |"1"         |классифика-  |
      |мент        |           |            |ционной      \-----------
      \----------  \--------   \---------   |группе "1"
                                            \-----------

Библиография


[1]

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"

[2]

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"


Определены новые рекомендации по разработке и применению документов техрегулирования в сфере дорожного хозяйства.

К основным документам дополнительно отнесены правила и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, международные и региональные стандарты.

Техрегламенты устанавливают минимальные требования по обеспечению, в частности, биологической, пожарной, термической, электрической, ядерной безопасности. Они применяются независимо от места происхождения продукции.

Техрегламент должен содержать перечень объектов регулирования, правила их идентификации, требования к ним. Речь также идет об энергоэффективности. Нужно предусматривать формы оценки соответствия.

Скорректирован перечень документов, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства.

Определен порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, отмены документов. Указано, как применять документы в переходный период. Так, межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., обязательно исполняются в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья, охраны окружающей среды, обеспечения энергоэффективности.

Приведена классификация отраслевых методических документов дорожного хозяйства. Выделено 11 групп (ранее - 9).

Рекомендации применяются с 15 июня 2010 г.

Прежние рекомендации утратили силу.


Распоряжение Федерального дорожного агентства от 9 июня 2010 г. N 384-р "Об издании и применении ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства"


ОДМ 218.1.001-2010, принятый и введенный в действие настоящим распоряжением, рекомендован к применению с 15 июня 2010 г.


Текст распоряжения официально опубликован не был


1 Разработан АНО "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса"


2 Внесен Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства


3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 9 июня 2010 г. N 384-р


4 Взамен ОДМ 218.1.001-2005


5 Имеет рекомендательный характер


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.