Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2010 г. N 06-892 "О проведении государственной (итоговой) аттестации и приема в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования граждан с ограниченными возможностями здоровья в 2010 году"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2010 г. N 06-892
"О проведении государственной (итоговой) аттестации и приема в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования граждан с ограниченными возможностями здоровья в 2010 году"


В связи с поступающими обращениями по вопросам, связанным с особенностями организации и проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, и приёма в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования для граждан с ограниченными возможностями здоровья, Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей сообщает.

К обучающимся (выпускникам) с ограниченными возможностями здоровья относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды).

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся (выпускников) специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VII видов и специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится на основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11(12) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. N 1075 (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2000 г., рег. N 2114) в форме, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

В соответствии с пунктом 8 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 28 ноября 2008 г. N 362*(1) (зарегистрирован Минюстом России 13 января 2009 г., рег. N 13065), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, государственная (итоговая) аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 3 марта 2009 г. N 70*(2) (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., рег. N 13691).

Для указанной категории выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться также в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья регламентируются пунктами 5, 29, 34, 36 Порядка проведения единого государственного экзамена, утверждённого приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2009 г. N 57*(3) (зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2009 г., рег. N 13600).

При этом допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. Выбранные выпускником форма (формы) государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в соответствующем заявлении.

Государственный выпускной экзамен и ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья организуются с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья.

Пунктом 3 Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. N 442*(4) (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2009 г., рег. N 15495) (далее - Порядок приёма в вузы), установлено, что приём в высшее учебное заведение (далее - вуз) на первый курс для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется приём, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования, и по результатам дополнительных вступительных испытаний (при их наличии в вузе). Кроме того, определены категории граждан, приём которых осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.

При этом граждане с ограниченными возможностями здоровья могут подать заявление о приёме в вуз как по результатам ЕГЭ, так и по результатам проводимых вузом вступительных испытаний (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI Порядка приёма в вузы.

Аналогичные положения, касающиеся приёма граждан с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее - ссуз), закреплены в пунктах 5, 6, главе VII Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 15 января 2009 г. N 4*(5) (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2009 г., рег. N 13239) (далее - Порядок приёма в ссузы).

На основании пункта 29 Порядка приёма в вузы и пункта 30 Порядка приёма в ссузы лица с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в вузы или ссузы и не имеющие результатов ЕГЭ, представляют при подаче заявления оригинал или ксерокопию одного из следующих документов, подтверждающих наличие у них ограниченных возможностей здоровья:

заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

справка об установлении инвалидности, выданная федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, имеющие в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" право на приём в вузы и ссузы вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний, представляют оригинал или ксерокопию справки об установлении инвалидности и заключения об отсутствии противопоказаний для обучения в образовательном учреждении, выданных федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Департамент обращает внимание на необходимость обеспечения в полном объёме условий проведения государственной (итоговой) аттестации и приёма в вузы и ссузы выпускников с ограниченными возможностями здоровья, учитывающих особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников этой категории, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Кроме того, Департамент рекомендует для обучающихся оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также обучающихся, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более четырёх месяцев, предшествующих проведению государственной (итоговой) аттестации, при сдаче ЕГЭ организовать питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур в аудиториях во время проведения экзамена.


Директор Департамента

А. Левитская


______________________________

*(1) Вестник образования. - 2009. - N 2. - С. 20-30.

*(2) Там же. - 2009. - N 9. - С. 50-62.

*(3) Там же. - 2009. - N 9. - С. 11-39.

*(4) Вестник образования. - 2010. - N 1. - С. 38-70.

*(5) Там же. - 2009. - N 5. - С. 29-57.


Рассмотрен вопрос о государственной (итоговой) аттестации в 2010 г. лиц с ограниченными возможностями здоровья и об их приеме в вузы и ссузы.

Для данных лиц аттестация проводится в форме государственного выпускного экзамена. По их желанию может быть организован ЕГЭ. Допускается сочетание обеих форм.

Выбранные выпускником форма (формы) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении.

Граждане с ограниченными возможностями здоровья могут подать заявление о приеме в вуз по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний (если отсутствуют первые). Аналогичные правила действуют и при приеме в ссузы.

Лица, поступающие в вузы или ссузы и не имеющие результатов ЕГЭ, представляют при подаче заявления оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего наличие ограниченных возможностей здоровья.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2010 г. N 06-892 "О проведении государственной (итоговой) аттестации и приема в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования граждан с ограниченными возможностями здоровья в 2010 году"


Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования", июль 2010 г., N 13, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", август 2010 г., N 23


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.