Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 435-ст) (отменен)

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2008
"Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 435-ст)


Social service of the population.
Social services given for elderly citizens


Дата введения - 1 января 2010 г.

Введен впервые

ГАРАНТ:

Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1181-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2015 г. в связи с введением в действие ГОСТ Р 53058-2013

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".


1. Область применения


Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставляемых социальных услуг.


2. Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

ГОСТ Р 52882-2007 Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания

ГОСТ Р 52884-2007 Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


3. Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.


4. Общие положения


Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями федеральных законов и постановления Правительства Российской Федерации (пункт 4 предисловия) и требованиями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 52882, ГОСТ Р 52884.

Учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности при определении в своих положениях, уставах и других документах состава, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг гражданам пожилого возраста должны руководствоваться требованиями настоящего стандарта.

4.1 Состав, объемы и формы социальных услуг.

4.1.1 Социально-бытовые услуги.

Социально-бытовые услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:

4.1.1.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании:

- предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности;

- предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи, а также информационных услуг;

- приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;

- предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;

- обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга;

- социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера гражданам пожилого возраста, не способным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь волосы, ногти, мужчинам - брить бороду и усы;

- помощь в написании, оформлении и прочтении писем и различных документов;

- уборка жилых помещений;

- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

- обеспечение сохранности личных вещей и ценностей, сданных на хранение учреждению согласно установленному порядку;

- предоставление транспорта для поездок граждан пожилого возраста к местам лечения, обучения, консультаций, если по состоянию здоровья им противопоказано пользоваться общественным транспортом;

- предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;

- выполнение функций опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста, нуждающихся в опеке или попечительстве;

- предоставление гражданам пожилого возраста - клиентам учреждений возможности пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами в соответствии с действующими тарифами;

- выделение супругам из числа проживающих в учреждении граждан пожилого возраста изолированного жилого помещения для совместного проживания;

- обеспечение возможности беспрепятственного приема посетителей клиентами учреждений как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения;

- создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности;

- прием клиентов учреждения на работу в учреждении, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора;

- организация ритуальных услуг.

4.1.1.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании:

- предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности;

- обеспечение горячим питанием;

- предоставление постельных принадлежностей, спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям;

- предоставление условий для соблюдения правил личной гигиены и санитарии;

- обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга;

- содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания при наличии соответствующих показаний.

4.1.1.3 Услуги при социальном обслуживании на дому:

- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

- помощь в приготовлении пищи;

- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом - для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения;

- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

- сдача вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратная их доставка;

- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

- помощь в написании писем и другой корреспонденции;

- содействие в обеспечении книгами, газетами, журналами;

- содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания при наличии соответствующих показаний;

- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;

- сопровождение в медицинские учреждения;

- содействие в организации ритуальных услуг.

4.1.2 Социально-медицинские услуги.

Социально-медицинские услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:

4.1.2.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании:

- бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

- направление нуждающихся в специализированной медицинской помощи на обследование и лечение в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;

- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья клиента (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);

- проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных и др.);

- оказание первичной медико-санитарной помощи;

- проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;

- организация прохождения диспансеризации (углубленного медицинского осмотра);

- помощь в выполнении процедур, связанных с сохранением здоровья (приеме лекарств, закапывании капель, пользовании катетерами и т.д.);

- профилактика пролежней;

- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования;

- помощь в освоении и выполнении посильных физических упражнений;

- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

- содействие в госпитализации нуждающихся в учреждения здравоохранения, содействие в направлении по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

- содействие в получении стоматологической, зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов;

- содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.

4.1.2.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании:

- оказание санитарно-гигиенических услуг;

- организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

- организация лечебно-трудовой деятельности;

- оказание помощи в освоении и выполнении посильных физических упражнений;

- содействие в получении медицинской помощи;

- содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера.

4.1.2.3 Услуги при социальном обслуживании на дому:

- обеспечение санитарно-гигиенического ухода с учетом состояния здоровья (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);

- помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);

- профилактика пролежней;

- поддержание условий проживания граждан пожилого возраста в соответствии с гигиеническими требованиями;

- оказание помощи в освоении и выполнении посильных физических упражнений;

- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями;

- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

- содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера;

- содействие в обеспечении по рецептам врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

- содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;

- содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение.

4.1.2.4 Дополнительные услуги, предоставляемые специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому, создаваемыми в учреждениях социального обслуживания или при органах социальной защиты населения:

- оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение граждан пожилого возраста в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях;

- выполнение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм и т.д.);

- обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;

- наблюдение за состоянием здоровья и оказание санитарно-гигиенических услуг гражданам пожилого возраста (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и т.д.);

- помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);

- взятие материалов для проведения лабораторных исследований (кал, моча);

- кормление ослабленных граждан пожилого возраста;

- проведение санитарно-просветительской работы;

- профилактика пролежней.

4.1.3 Социально-психологические услуги.

Социально-психологические услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:

4.1.3.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании:

а) социально-психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем);

б) психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности клиента);

в) психологическая коррекция (активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента для обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента);

г) психологические тренинги (активное психологическое воздействие, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации клиента к новым условиям);

д) психологическая помощь и поддержка (психологические воздействия по системе "психолог - клиент", направленные на решение проблем клиента, лежащих в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов);

е) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, психологической помощи и поддержки);

ж) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;

и) психопрофилактическая работа (содействие в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента).

4.1.3.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании:

- социально-психологическое консультирование [см. 4.1.3.1, перечисление а)];

- психодиагностика и обследование личности [см. 4.1.3.1, перечисление б)];

- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения [см. 4.1.3.1, перечисление ж)];

- психопрофилактическая работа [см. 4.1.3.1, перечисление и)].

4.1.3.3 Услуги при социальном обслуживании на дому:

- психологическое консультирование [см. 4.1.3.1, перечисление а)];

- экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону);

- оказание психологической помощи, в том числе путем выслушивания, бесед, подбадривания, психологическая поддержка жизненного тонуса;

- социально-психологический патронаж [см. 4.1.3.1, перечисление е)].

4.1.4 Социально-педагогические услуги.

Социально-педагогические услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:

4.1.4.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании:

- услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей и участия в лечебно-трудовой деятельности, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса;

- социально-педагогическое консультирование (оказание помощи клиентам в решении интересующих их социально-педагогических проблем жизнедеятельности);

- организация досуга (посещение театров, выставок, экскурсий, концерты художественной самодеятельности, юбилеи и другие культурные мероприятия).

4.1.4.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании:

- организация досуга (встречи с деятелями литературы и искусства, посещение концертов, выставок и другие культурные мероприятия);

- обучение доступным профессиональным навыкам, восстановление личного и социального статуса.

4.1.4.3 Услуги при социальном обслуживании на дому:

- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.

4.1.5 Социально-экономические услуги.

Социально-экономические услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:

4.1.5.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании:

- компенсация расходов на проезд в учреждения здравоохранения для лечения, консультаций;

- обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.

4.1.5.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании:

- обеспечение питанием или продуктовыми наборами на срок, определенный для каждого учреждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- содействие в трудовом устройстве, в том числе на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях.

4.1.5.3 Услуги при социальном обслуживании на дому:

- содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому;

- содействие в оказании материальной помощи;

- консультирование по вопросам самообеспечения.

4.1.6 Социально-правовые услуги.

Социально-правовые услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:

4.1.6.1 Услуги при стационарном социальном обслуживании:

- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан пожилого возраста на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;

- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан;

- оказание помощи в оформлении документов;

- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;

- содействие в осуществлении мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, установленных законодательством Российской Федерации;

- содействие в получении консультативной помощи;

- обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;

- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- содействие в сохранении гражданами пожилого возраста занимаемых ими ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилых фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении, а также содействие во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае их отказа от услуг учреждения по истечении указанного срока, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.

4.1.6.2 Услуги при полустационарном социальном обслуживании:

- оказание помощи в оформлении документов, в том числе удостоверяющих личность;

- содействие в получении юридических консультаций.

4.1.6.3 Услуги при социальном обслуживании на дому:

- оказание помощи в оформлении документов;

- содействие в осуществлении по отношению к гражданам пожилого возраста мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации;

- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;

- содействие в получении юридической помощи, консультаций по социально-правовым вопросам и иных правовых услуг.



Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 435-ст)


Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2009 г.


Приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1181-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 января 2015 г. в связи с введением в действие ГОСТ Р 53058-2013


1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")


2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"


3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 435-ст


4 В настоящем стандарте реализованы нормы:

федеральных законов Российской Федерации:

- от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";

- от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

- от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

- от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"


5 Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


6 Введен впервые


Дата введения - 1 января 2010 г.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.