Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 октября 2010 г. N 01/14810-0-32 "О принципах взаимодействия с общественными объединениями потребителей"

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 15 октября 2010 г. N 01/14810-0-32
"О принципах взаимодействия с общественными объединениями потребителей"


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека неоднократно отмечала, что усиление роли общественного потребительского движения, его активное участие в формировании и реализации как можно большего числа направлений национальной политики в области защиты прав потребителей Роспотребнадзор рассматривает как объективное условие для тесного и плодотворного взаимодействия с институтами гражданского общества в лице соответствующих общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

Вместе с тем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не раз высказывалась озабоченность по поводу чрезмерного увлечения отдельными общественными организациями контрольными функциями, зачастую реализуемыми с превышением полномочий либо за рамками компетенции, установленной и регламентированной пунктом 2 статьи 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", т.е. ограниченной правом "проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей".

Указанное, в частности, выражается в неправильном определении предмета проверки, попытках квалификации тех или иных событий по нормам законодательства, не относящегося к законодательству о защите прав потребителей, и др. В отдельных случаях проверки якобы соблюдения прав потребителей проводятся там, где признаки потребительских правоотношений вовсе отсутствуют.

Неоправданно расширяя, таким образом, поле своей деятельности, такой "общественный надзор" не только дискредитирует конструктивное начало во всем общественном потребительском движении, но и нередко нагнетает панические настроения по поводу всего того, что реализуется на потребительском рынке, при одновременном формировании в среде предпринимательского корпуса атмосферы неприятия любого рода проверок со стороны уполномоченных на то органов власти.

Очевидно, что такого рода факты никак не способствуют укреплению общественно-государственного взаимодействия в сфере защиты прав потребителей и гармонизации соответствующих действий по основным стратегическим направлениям сотрудничества.

В этой связи территориальным органам Роспотребнадзора при определении планов совместных действий (мероприятий) с общественными потребительскими организациями необходимо исходить из того, что:

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека последовательно придерживается мнения о том, что приоритетными направлениями деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) должны являться в первую очередь информационно-просветительские функции, призванные способствовать формированию более высокого уровня правовой грамотности граждан и оптимизации выбора ими соответствующих товаров (работ, услуг) в целях минимизации нарушений потребительских прав;

2. В числе безусловных приоритетов общественной ветви национальной системы защиты прав потребителей должны стоять вопросы развития институциональных основ независимой потребительской экспертизы (особенно в сфере услуг) и участие в судебной защите потребителей.

Одновременно следует предпринимать совместные усилия в деле совершенствования практики досудебного урегулирования споров между потребителями и хозяйствующими субъектами, в том числе и по отработке новых форм разрешения конфликтов (в частности, в рамках процедуры медиации), что позволит не только обеспечить оперативность в разрешении спорных ситуаций, но и устранять все еще сохраняющееся недоверие отдельных граждан к судебной защите их нарушенных прав.


Руководитель

Г.Г. Онищенко


Роспотребнадзор неоднократно отмечал, что общественное потребительское движение играет важную роль.

Однако он обеспокоен тем, что отдельные общественные организации чрезмерно расширяют поле своей деятельности. В частности, неправильно определяется предмет проверки. Есть попытки квалифицировать те или иные деяния по нормам, не относящимся к законодательству о защите прав потребителей. Иногда проверки проводятся при отсутствии потребительских правоотношений. Все это приводит к нежелательным последствиям.

В связи с этим территориальным органам Роспотребнадзора при планировании совместных мероприятий с общественными потребительскими организациями нужно исходить из следующего.

Общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) следует выполнять прежде всего информационно-просветительские функции. В числе приоритетов - развитие институциональных основ независимой потребительской экспертизы (особенно в сфере услуг) и участие в судебной защите.

Необходимо прилагать совместные усилия, чтобы усовершенствовать практику досудебного урегулирования споров (в частности, в рамках процедуры медиации).


Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 октября 2010 г. N 01/14810-0-32 "О принципах взаимодействия с общественными объединениями потребителей"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение