Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 12 августа 2003 г. N 01-10/144-03 "О Законе Волгоградской области от 17 июня 1997 года N 122-ОД "О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов" (в редакции от 27 апреля 1998 года N 170-ОД, от 08 сентября 1998 года N 203-ОД, от 26 мая 1999 года N 268-ОД, от 26 октября 1999 года N 324-ОД, от 14 сентября 2001 года N 588-ОД, от 28 сентября 2001 года N 598-ОД, от 03 июня 2003 года N 831-ОД, от 14 июля 2003 года N 850-ОД)"

Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ
по Волгоградской области от 12 августа 2003 г. N 01-10/144-03
"О Законе Волгоградской области от 17 июня 1997 года N 122-ОД
"О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных
металлов" (в редакции от 27 апреля 1998 года N 170-ОД, от 08 сентября
1998 года N 203-ОД, от 26 мая 1999 года N 268-ОД, от 26 октября
1999 года N 324-ОД, от 14 сентября 2001 года N 588-ОД, от 28 сентября
2001 года N 598-ОД, от 03 июня 2003 года N 831-ОД,
от 14 июля 2003 года N 850-ОД)"

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 17 июня 1997 года N 122-ОД "О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов" (в редакции от 27 апреля 1998 года N 170-ОД, от 08 сентября 1998 года N 203-ОД, от 26 мая 1999 года N 268-ОД, от 26 октября 1999 года N 324-ОД, от 14 сентября 2001 года N 588-ОД, от 28 сентября 2001 года N 598-ОД, от 03 июня 2003 года N 831-ОД, от 14 июля 2003 года N 850-ОД) (далее - Закон Волгоградской области) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.

Юридической экспертизой установлено следующее.

Исследуемый Закон Волгоградской области регулирует отношения, связанные с установлением общих правовых принципов регулирования деятельности юридических, физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке как предпринимателей, и граждан по сбору, сдаче, утилизации и поставке лома и отходов черных и цветных металлов на территории Волгоградской области.

Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых правоотношений осуществляется:

- Конституцией Российской Федерации;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (от 10 января 2003 года N 15-ФЗ);

- Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 11 марта 2003 года N 32-ФЗ);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" (в редакции от 03 октября 2002 года N 731);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (в редакции от 03 октября 2002 года N 731);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 года N 552 "Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов";

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2002 года N 553 "Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов".

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула Федерального закона).

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.

Однако в ходе проведения юридической экспертизы статья 9 Закона Волгоградской области, предусматривающая, что неисполнение норм настоящего Закона влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Волгоградской области, по мнению Управления юстиции, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законом Волгоградской области от 14 июля 2003 года N 850-ОД Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 года N 727-ОД дополнен статьей 66.6, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов.

Однако в ходе проведения юридической экспертизы Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 года N 727-ОД (в редакции от 15 июля 2003 года N 852-ОД) (экспертное заключение от 06 августа 2003 года N 01-107(169)142-03) указанная выше статья 66.6 признана противоречащей пункту 3 части 1 статьи 1.3 и статье 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в отношении граждан, должностных и юридических лиц за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки).

Следовательно, при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 66.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, правонарушитель несет административную ответственность в соответствии со статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку установление региональным законодателем административной ответственности за указанное выше правонарушение является вторжением в компетенцию Российской Федерации, таким образом, ссылка в статье 9 исследуемого настоящей юридической экспертизой Закона Волгоградской области на то, что административная ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с законодательством Волгоградской области# неправомерна.

Кроме того, совершение аналогичного правонарушения согласно указанной выше статье Кодекса Волгоградской области влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или в размере стоимости утраченного, поврежденного имущества; на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере двукратной стоимости утраченного, поврежденного имущества; на юридических лиц - в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере трехкратной стоимости утраченного, поврежденного имущества, а федеральным законодательством об административных правонарушениях предусмотрена санкция в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Управление юстиции обращает внимание на тот факт, что областным законодателем изменены минимальные и предельные размеры налагаемых административных штрафов за совершение указанного выше правонарушения.

Вывод: юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 17 июня 1997 года N 122-ОД "О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов" (в редакции от 27 апреля 1998 года N 170-ОД, от 08 сентября 1998 года N 203-ОД, от 26 мая 1999 года N 268-ОД, от 26 октября 1999 года N 324-ОД, от 14 сентября 2001 года N 588-ОД, от 28 сентября 2001 года N 598-ОД, от 03 июня 2003 года N 831-ОД, от 14 июля 2003 года N 850-ОД) противоречит федеральному законодательству в части установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации административной ответственности за неисполнение норм настоящего Закона.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте примечания допущена опечатка, так как в статье 10 исследуемого Закона имеется ссылка на главу 18 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях

Примечание: в статье 10 исследуемого Закона Волгоградской области региональный законодатель обращается к статье Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Данная ссылка необоснованна, поскольку Кодекс РСФСР об административных правонарушениях с 01 июля 2002 года признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Предлагаем устранить выявленное Управлением юстиции противоречие федеральному законодательству; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

 

И.о.начальника Управления#

советник юстиции I класса

В.А.Шубин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 12 августа 2003 г. N 01-10/144-03 "О Законе Волгоградской области от 17 июня 1997 года N 122-ОД "О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов" (в редакции от 27 апреля 1998 года N 170-ОД, от 08 сентября 1998 года N 203-ОД, от 26 мая 1999 года N 268-ОД, от 26 октября 1999 года N 324-ОД, от 14 сентября 2001 года N 588-ОД, от 28 сентября 2001 года N 598-ОД, от 03 июня 2003 года N 831-ОД, от 14 июля 2003 года N 850-ОД)"


Текст заключения официально опубликован не был