Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 июля 2009 г. N А12-11361/2009 Исковые требования об отмене решения об отказе в согласовании агрофирме лимитов на размещение отходов оставлены без удовлетворения, поскольку агрофирмой не представлены все необходимые документы по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (извлечение)

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 июля 2009 г. N А12-11361/2009
(извлечение)

 

Именем Российской Федерации

 

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Агрофирма, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее - Облкомприрода, ответчик) о признании недействительным решения Облкомприроды в форме письма от 22.04.2009 г. N 596 об отказе в согласовании Агрофирме лимитов на размещение отходов в 2009 году.

В правовое обоснование заявленных требований Агрофирма сослалась на положения Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.

По утверждениям заявителя, Агрофирма не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов в качестве основного вида деятельности. Для принятия ответчиков решения о согласовании лимитов на размещение отходов в 2009 году Агрофирмой были представлены все необходимые документы. Однако Облкомприродой вынесено не мотивированное решение в форме письма от 22.04.2009 N 596, противоречащее действующему законодательству в области обращения с отходами.

Ответчик не согласен с требованиями заявителя, полагая, что для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют в совокупности два условия, предусмотренные частью 1 статьи 198 АПК РФ. Подтверждая неизменность технологического процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, Агрофирма не представила всех необходимых документов, которые предусмотрены Методическими указания# по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

ГАРАНТ:

Текст приводится в соответствии с источником

Как усматривается из материалов дела, Нижне-Волжским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору для ООО были утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их содержание со следующими показателями:

Общее количество образующихся отходов за год 13975,88 (14227,76 куб. м), в том числе: 1 класса опасности - 0,013; 2 класса опасности - 4,796 (5,995); 3 класса опасности - 18,152 (19,652); 4 класса опасности - 5940,855 (6121,066); 5 класса опасности - 8012,064 (8081,039).

Данный факт подтверждается письмом НВМУ Ростехнадзора от 27.01.2005 N 267/16-05.

Ответчик ранее подтверждал указанные лимиты на размещение отходов, а именно:

- сроком действия с 27.03.2006 до 31.12.2006 (дата выдачи - 25.04.2006);

- сроком действия с 01.01.2007 до 31.12.2007 (дата выдачи - 20.11.2006);

- сроком действия с 01.01.2008 до 31.12.2008 (дата выдачи - 03.04.2008).

23.12.2008 г. Агрофирма обратилась в Облкомприроду с заявлением, в котором просила рассмотреть "Технологический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008" для подтверждения ранее утвержденных нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение в 2009 г.

К указанному "Технологическому отчету" Агрофирмой был приложен баланс массы отходов за отчетный период, из которого следует, что отходы от содержания животных и птиц /номер строки баланса - 421/ и отходы от костей животных /номер строки баланса - 506/ (далее по тексту - биологические отходы) размещаются на скотомогильнике как собственном объекте хранения и захоронения отходов (т. 1 л.д. 12-20, 30).

Письмом от 22.04.2009 N 596 Облкомприрода отказала Агрофирме в удовлетворении заявления о подтверждении лимитов в 2009 г. со ссылкой, что (в редакции письма): "Отходы от содержания животных и птиц, отходы костей животных размещаются на скотомогильнике Еланского муниципального района, у которого отсутствует лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов".

Агрофирма не согласилась с данным решением, обратившись в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, в результате которых, по мнению заявителей, нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены какие-либо обязанности, созданы препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий:

- несоответствие оспариваемого акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение этим актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившего# в арбитражный суд за судебной защитой.

Недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.

Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, несет заявитель.

При этом нарушение прав и законных интересов заявителя не может быть вероятностным (предположительным).

Агрофирма является участником отношений, связанных с обращением отходов производства и потребления, поскольку в результате ее хозяйственной деятельности образуются отходы производства (в т.ч. биологические отходы).

Такие отношения регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

Статья 11 Федерального закона N 89-ФЗ устанавливает обязанность соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека; - обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; - обязанность проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, а также - обязанность предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В статье 18 Федерального закона N 89-ФЗ указано, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Такая же обязанность установлена Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 (далее - Правила N 461).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 461 юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно пункту 11 Правил N 461 лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

То есть независимо от того, что лимит разработан, хозяйствующий субъект не освобожден от обязанности ежегодно предоставлять уполномоченному органу до окончания отчетного периода подтверждение о неизменности производственного процесса предприятия.

В силу абзаца 3 пункта 10 Правил N 461 основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации.

Из пункта 4 Правил N 461 также следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на основании методических указаний, утверждаемых уполномоченным органом - Ростехнадзором.

Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, который зарегистрирован в Минюсте РФ 17.01.2008 N 10891 (т.е. нормативным правовым актом уполномоченного государственного органа) утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания).

Данные Методические указания предназначены для хозяйствующих субъектов - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Ими определены единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Раздел IV Методических указаний устанавливает требования по содержанию и оформлению технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

Согласно пункту 36 Методических указаний структура Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами включает следующие разделы:

- титульный лист;

- подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;

- сведения об обращении с отходами в течение отчетного периода (года);

- приложения.

В соответствии с пунктом 40 Методических указаний в Приложениях к Техническому отчету представляются:

- копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;

- копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;

- копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;

- копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Материалами дела подтверждается, что к заявлению от 23.12.2008 г. для утверждения лимитов на размещение отходов в 2009 г. Агрофирмой не прилагалось всех необходимых документов.

Исходя из представленных сведений в Облкомприроду, размещение биологических отходов производства Агрофирма осуществляет на скотомогильнике как собственном объекте захоронения.

Суд неоднократно запрашивал у заявителя правоустанавливающие документы на этот скотомогильник, а также документы, свидетельствующие о том, каким образом на предприятии организована деятельность в области обращения с биологическими отходами.

Соответствующие доказательства заявителем суду не предоставлены.

Единственный представленный заявителем договор N 65 от 01.01.2008 (с МУП "Еланское коммунальное хозяйство") касается вывоза твердых и жидких бытовых отходов (сточных вод).

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Между тем Облкомприродой представлены справки Государственного учреждения Еланская районная станция по борьбе с болезнями животных Еланского района Волгоградской области от 22.07.2009.

Данными справками подтверждается следующее:

- На территории Еланского муниципального района Волгоградской области юридических лиц, имеющих лицензию на право транспортировки, складирования и утилизации биологических (животных) отходов не зарегистрировано;

- ООО санкционированного места складирования биологических (животных) отходов не имеет.

К материалам дела также приобщена справка (без даты и номера), подписанная исполнительным директором ООО К.В.А. (подлинник обозревался в заседании 24.07.2009).

Исходя из содержания данной справки, утилизация отходов костей животных производится у заявителя методом сжигания на территории Агрофирмы. Для таких целей имеется земляная яма размером 3х4х4 м, перекрытая бетонными плитами. Территория размером 20x30 м вокруг ямы окружена канавой и валом.

Заявления о фальсификации данного доказательства Агрофирмой не сделано.

Согласно определениям, которые даны в статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ:

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Таким образом, сжигание отходов производства относится к такому виду деятельности как обезвреживание отходов.

В силу статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок лицензирования указанной деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524.

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, название указанного Положения следует читать как "Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности"

Отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимой природоохранной документации может служить основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие административные дела вправе рассматривать органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Проанализировав имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу (с учетом вышеназванным# норм материального права) о доказанности того факта, что Агрофирма осуществляет самостоятельную и целенаправленную деятельность по обезвреживанию биологических отходов своего производства.

Лицензию на такой вид деятельности Агрофирма не получила, иное материалами дела не подтверждается.

В этой связи оспариваемое решение Облкомприроды в форме письма от 22.04.2009 N 596 независимо от его буквального содержания и мотивации (т.е. отсутствия правового обоснования) не нарушает права и законные интересы Агрофирмы, а поэтому не может быть признано судом недействительным.

Принимая решение по настоящему делу, суд не дает юридическую оценку действиям Облкомприроды по утверждению для Агрофирмы лимитов на размещение отходов в 2006, 2007 и 2008 гг., поскольку эти действия не являются предметом судебного разбирательства.

В связи с оставлением заявленных требований без удовлетворения государственная пошлина, уплаченная Агрофирмой при обращении в суд, относится на заявителя на основании правил статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Требование Общества с ограниченной ответственностью о признании недействительным решения Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области в форме письме от 22.04.2009 г. N 596 об отказе в согласовании заявителю лимитов на размещение отходов в 2009 г. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (через Арбитражный суд Волгоградской области) или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 273-277 АПК РФ.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 июля 2009 г. N А12-11361/2009


Текст решения официально опубликован не был