О компенсациях за несвоевременное рассмотрение судебных дел или несвоевременное исполнение судебных решений (Москвитин О. А., "Упрощенная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2010 г.)

О компенсациях за несвоевременное рассмотрение судебных дел или несвоевременное исполнение судебных решений


Общеизвестно, что далеко не все судебные дела в нашей стране рассматриваются в установленные законом сроки. Более того, в ряде случаев эти законные сроки превышаются многократно. К сожалению, не меньшие проблемы с исполнением уже принятых решений: нередко судебные приставы и иные связанные с исполнением решений органы не спешат выполнять свои прямые обязанности. Еще недавно возмущенные российские граждане и организации шли в таких случаях в Европейский суд по правам человека. Суд фиксировал нарушение со стороны российского государства и присуждал возмещение за волокиту. В мае дорога к компенсации сократилась, закон о компенсациях за несвоевременное рассмотрение дел и исполнение решений вступил в действие.

О чем же говорит нам Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсациях)? Начнем с того, что он позволяет всем гражданам и организациям, являющимся сторонами в судебном процессе, взыскателями или должниками в исполнительном производстве, при нарушении их права на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумный срок обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение.


Разумный не значит законный


Заметили, что речь идет о нарушении разумного, а не просто установленного законом срока рассмотрения дела или исполнения решения суда? Само по себе нарушение законного срока не дает права на компенсацию. В каждом конкретном случае разумный срок будет определяться с учетом обстоятельств дела или исполнительного производства, его сложности и т.п., а компенсация будет присуждаться лишь тогда, когда нарушение разумных сроков произошло по причинам, не зависящим от лица, обратившегося за компенсацией. Определенное представление о разумных сроках дает ст. 6.1 АПК РФ.

Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе требующие замены судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков судопроизводства по делу.

Эти правила определения разумного срока судопроизводства применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.


Только при взыскании с бюджета


Еще одно важное обстоятельство - компенсация причитается за нарушение разумных сроков рассмотрения судом любых категорий дел. А вот с исполнением решений судов не все так просто - компенсация полагается лишь при несвоевременном исполнении решений о взыскании средств федерального, регионального или местного бюджета.

Если в разумный срок не исполнено решение по любому другому делу, то компенсация не положена. Дело в том, что новая глава 27.1 АПК РФ, например, которая регулирует вопросы взыскания компенсаций в арбитражных судах, хотя и не ограничивает случаи взыскания компенсаций, но не может применяться отдельно от Закона о компенсациях. А этот закон предполагает компенсации лишь за волокиту с исполнением решений против бюджета (определения ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2010 N Ф07-7467/2010, от 22.06.2010 N Ф07-8232/2008, ФАС Московского округа от 13.07.2010 N КГ-А40/6652-10).

При обращении за компенсациями по другим категориям исполнительных производств не помогут даже ссылки на нарушение таким порядком принципов равенства всех перед законом и судом, а также права на равную судебную защиту.

Дело в том, что и Европейский суд по правам человека, и Конституционный суд РФ пришли к выводу, что государство не может отвечать путем выплаты компенсаций за неисполнение решений в отношении должников из числа частных организаций и граждан (определение КС РФ от 03.07.2008 N 734-О-П.).


Другие способы защиты и суммы возмещения


Однако не стоит думать, что закон оставляет вас наедине с нерадивыми судебными приставами, не желающими взыскивать долги с контрагентов-частников. Для подобных случаев волокиты есть ст. 1069 ГК РФ, которая позволяет возмещать вред, причиненный органами государства, в обычном порядке.

Кстати, возможность обращения к этой статье, а также к ст. 1070 ГК РФ (вред, причиненный судом), остается и у тех, кто получил компенсацию по рассматриваемому нами закону. Последний позволяет использовать оба способа возмещения потерь. А вот просить моральный вред за волокиту после получения компенсации уже не получится (ст. 1 Закона о компенсациях).

Что касается сумм компенсаций, то закон не содержит каких-либо твердых цифр. Согласно ст. 2 Закона о компенсациях размер возмещения определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека. Как видим, формулировка расплывчатая и единственный более-менее понятный ориентир тут - практика Европейского суда. Она, к сожалению, не очень обнадеживает - ЕСПЧ присуждает обычно за каждый год волокиты менее 1000 евро. И это отчасти справедливо, ведь компенсация - не полное возмещение убытков, а возмещение нарушенного права на скорый суд и своевременное исполнение его решений.

И все же будем надеяться, что суды не станут "экономить" на компенсациях и будут учитывать все обстоятельства нарушения и его последствий.


Куда обращаться?


Понятно, что суд, допустивший просрочку рассмотрения дела, не должен сам же назначать компенсацию пострадавшему участнику процесса. Поэтому закон установил специальную подсудность заявлений о присуждении компенсаций. Так, заявление, подсудное арбитражным судам, подается в федеральный арбитражный суд округа (то есть сразу в кассационную инстанцию арбитражных судов). Если же заявление подсудно судам общей юрисдикции, то идти надлежит в областной или краевой суд, верховный суд республики в составе России (ст. 3 Закона о компенсациях).

Срок для подачи заявления о присуждении компенсации за судебную волокиту - шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому было допущено нарушение сроков рассмотрения, либо до окончания производства по делу, по которому было допущено нарушение, в случае, если продолжительность рассмотрения данного дела превысила три года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном процессуальным законодательством России.

Заявление же о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Напомним, что согласно ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный акт должен быть исполнен в течение двух месяцев. Впрочем, в этот срок не включаются периоды приостановления, отсрочки исполнения и т.п. Словом, шестимесячный срок для обращения за компенсацией всегда будет исчисляться строго индивидуально.


И с кем судиться?


Еще один важный момент - персона "ответчика" по заявлению о присуждении компенсации. Им будет не суд и не пристав (хотя последнего, вероятно, привлекут к участию в деле), а определенный финансовый орган. Если подробнее, то закон устанавливает, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на:

1) судопроизводство в разумный срок интересы Российской Федерации представляет Министерство финансов Российской Федерации;

2) исполнение в разумный срок судебного акта по иску к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы России, субъекта РФ, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган;

3) исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, интересы России, субъекта РФ, муниципального образования представляют одновременно соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.


Ускорить рассмотрение


Выше упоминалась такая новая возможность, как подача заявления об ускорении рассмотрения дела. Этот вопрос регулируется ст. 6.1 АПК РФ (а также ст. 6.1 ГПК РФ). В ней говорится, что в случае, если после принятия искового заявления к производству арбитражного суда дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю арбитражного суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

Заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем арбитражного суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения заявления председатель арбитражного суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела.

Эта возможность, как и сам инструмент компенсации, - хорошие новости для всех, кому приходится судиться!


Москвитин О. А.,

старший юрист

Коллегии адвокатов

"Муранов, Черняков

и партнеры"


"Упрощенная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2010 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Удобный, качественный журнал об УСН, зарплате и кадрах. Отдельная рубрика по проверкам. Содержит практические примеры, наглядные схемы и грамотные комментарии. Статьи написаны ведущими российскими аудиторами, юристами, налоговыми консультантами.


Издается в электронном виде


Подробнее о журнале можно узнать на www.buhpressa.ru


Учредитель и издатель: ООО "Волга Пресс Информ"


Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-36059 от 28.04.2009