Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 июня 2007 г. N А74-1341/2007 Cудом установлено, что предприниматель при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров допустил нарушения положений федерального законодательства о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек, в связи с чем его действия правильно квалифицированы в протоколе об административном правонарушении (извлечение)

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 13 июня 2007 г. N А74-1341/2007
(извлечение)

 

Именем Российской Федерации

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2007 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13 июня 2007 года.

 

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление ГАДН) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Бородавкина Алексея Павловича (далее - Предприниматель) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В судебном заседании представитель заявителя лоддержал заявленные требования, пояснил, что протокол об административном правонарушении от 21 мая 2007 года N АА38 000271 составлен по фактам нарушений предпринимателем лицензионных требований при осуществлении пассажирских перевозок, выявленных в ходе плановой проверки предпринимателя, проводившейся 21 мая 2007 года. Нарушения квалифицированы по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предприниматель письменного отзыва на заявление не представил, в судебном заседании с привлечением к административной ответственности не согласился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Бородавкин А.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31 октября 1995 года Администрацией города Черногорска, регистрационный номер 3788, о чем 11 октября 2004 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Хакасия внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304190328500046 и осуществляет маршрутные пассажирские перевозки на основании стандартной лицензии N АСС-19-1894, выданной Управлением госавтодорназора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на срок с 27 апреля 2005 года по 27 апреля 2010 года.

21 мая 2007 года государственным инспектором Управления ГАДН Алахтаевым Г.В. проведена плановая проверка деятельности Предпринимателя по соблюдению законодательства, условий и требований лицензирования, обеспечения безопасности дорожного движения.

В ходе проверки были установлены нарушения Предпринимателем требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, которые зафиксированы в акте инспекторской проверки от 21 мая 2007 года N 251.

21 мая 2007 года в присутствии Предпринимателя государственным инспектором Управления ГАДН Алахтаевым Г.В. составлен протокол N АА 38 000271 об административном правонарушении, в котором отражены следующие нарушения:

- автобусы выпускаются на линию без прохождения водителями предрейсового медицинского осмотра (отметки в путевых листах о прохождении медицинского осмотра проставляются после выпуска автобусов на линию);

- не составляются графики работы (сменности) на линии, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составляет менее 12 часов при суммированном учете рабочего времени.

Вышеуказанные нарушения квалифицированы Управлением ГАДН как нарушения лицензионных требований на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, Предприниматель был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в протоколе об административном правонарушении.

В объяснительной Предприниматель указал, что выпускал на линию автобус без прохождения водителем медицинского осмотра по причине значительного расстояния от места стоянки автобуса до медпункта, о необходимости составления графика работы (сменности) не знал, ежедневный отдых водителя составляет менее 12 часов так как водитель работает через три дня.

Составленный Управлением ГАДН в отношении Предпринимателя протокол об административном правонарушении с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении от 21.05.2007 N 38 000271, пришел к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (в редакции от 14.12.2006 г. N1767) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего постановления допущена опечатка. Номер Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. следует читать "N 767"

Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации" федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом - государственным инспектором Управления ГАДН Алахтаевым Г.В.

Порядок составления протокола, предусмотренный статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также срок его составления Управлением ГАДН не нарушены.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Предпринимателя к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.

В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Статьей 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N637 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Основные задачи и требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения предусмотрены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27.

Согласно пункту 3.3.3 указанного Положения организация, осуществляющая пассажирские и грузовые перевозки, обязана обеспечить контроль за состоянием водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические вещества, страдающих хроническими заболеваниями.

Из пункта 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, следует, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обязаны обеспечивать своевременное прохождение водителями медицинского освидетельствования, контроль состояния водителей перед выездом на линию.

Аналогичные положения предусмотрены статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 2 от 08.01.1997.

В соответствии с пунктом 9.7 Порядка ведения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 68 от 30 июня 2000 года в путевом листе обязательна отметка работника органа здравоохранения, привлеченного для проведения предрейсового медицинского осмотра, удостоверяющая состояние здоровья водителя и его допуск к управлению автотранспортным средством, причем указанная отметка проставляется в путевом листе до проставления отметки о технической исправности автомобиля и выпуске его на линию. Соблюдение указанной последовательности обеспечивает осуществление предпринимателем (или уполномоченным им лицом) контроля за прохождением водителями медицинского осмотра перед выездом на линию.

Таким образом, выезд автобуса (из гаража может быть разрешен только при наличии у предпринимателя сведений о прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра.

Как следует из обстоятельств дела, в представленных для проверки путевых листах от 25.04.2007 б/н, от 30.04.2007 N 99, от 11.05.2007 N 107, от 16.05.2007 N 112, отметка о прохождении водителями предрейсового медицинского осмотра проставлена позднее отметки о разрешении выезда его с места стоянки. Таким образом, контроль за прохождением водителями медицинского осмотра перед выездом на линию предпринимателем не осуществлялся.

Довод предпринимателя о том, что медицинский осмотр водитель проходил до начала перевозки пассажиров, арбитражный суд считает несостоятельным, поскольку одновременно с выдачей путевого листа водителю фактически давалось разрешение работать на маршруте.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Обязанность Предпринимателя по осуществлению контроля за состоянием здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности, путем установления режима труда и отдыха, ведению документации по учету рабочего времени и времени отдыха предусмотрена и пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27.

В соответствии с указанной нормой владельцы лицензии должны устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с установленными нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей; с учетом этих норм составлять графики работы водительского состава, организовывать контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, вести документацию по учету рабочего времени и времени отдыха.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей установлен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N15.

В соответствии с пунктом 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

Пунктом 9.11 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденного Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68, время в работе определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России N 15 от 20.08.2004, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Факт отсутствия графика работы (сменности) водителей Предпринимателем не оспаривается.

Представленные в материалы дела табель выхода на работу за 2007 год, расписания движения маршрутного такси не содержат информации о начале и окончании водителем работы, времени перерывов для отдыха и питания. Установить фактическую продолжительность рабочего дня водителя при таких обстоятельствах невозможно.

Таким образом, арбитражным судом установлено, что Предприниматель при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров допустил нарушения положений статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства российское Федерации от 30.10.2006 N 637, приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, от 20.08.2004 N15, от 30.06.2000 N 68, в связи с чем его действия правильно квалифицированы в протоколе об административном правонарушении как осуществление перевозочной деятельности с нарушением лицензионных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражный суд пришел к выводу о том, что вина Предпринимателя в совершении нарушений, события которых установлены в ходе судебного разбирательства, подтверждена материалами дела. Обстоятельств, препятствующих выполнению Предпринимателем лицензионных требований, арбитражным судом не установлено.

При назначении размера штрафа арбитражный суд полагает необходимым учесть, что Предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности за нарушение лицензионных условий, и с учетом указанного обстоятельства назначить нарушителю штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации - трехсоткратном размере минимальной оплаты труда, что составляет тридцать тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 169- 170, частью 2 статьи 176, статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить. Привлечь индивидуального предпринимателя Бородавкина Алексея Павловича, г. Черногорск, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Бородавкина Алексея Павловича, родившегося 04.01.1955 в г. Охотске, Хабаровского края, зарегистрированного 31 октября 1995 года Администрацией города Черногорска, регистрационный номер 3788 (основной государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП 304190328500046), проживающего по адресу: ул. Пушкина, д. 16 кв. 6, г. Черногорск, административный штраф в размере 300 минимальных размеров оплаты труда (тридцать тысяч рублей).

3. Сумма штрафа подлежит зачислению в бюджет города Абакана по следующим реквизитам: получатель: УФК по Республике Хакасия (УГАДН по Республике Хакасия), расчетный счет: ххх хххх хх ххх ххх ххххх, ИНН/КПП: ххх ххх хх хх/190 101 001, банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия г. Абакан, БИК 049 514001, ОКАТО 954 01 000 000, код бюджетной классификации - 106 116 900 4004 0000 140.

4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

При наличии обстоятельств, вследствие которых административный штраф не может быть уплачен в установленный срок, в том числе, в связи с материальным положением, уплата штрафа может быть отсрочена или рассрочена арбитражным судом в порядке, установленном статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск) через Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 июня 2007 г. N А74-1341/2007 (извлечение)


Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании