Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г. (ключевые темы: органы государственной власти - местное самоуправление - Свердловская область - полномочия рф - развитие застроенной территории)

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г.

 

по делу о соответствии Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 12 октября 2015 года N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области" в связи с запросом гражданина А.Н. Шарапова

город Екатеринбург 28 апреля 2016 года

Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, Р.С. Тараборина,

с участием представителя заявителя - И.С. Башмакова, представителя Законодательного Собрания Свердловской области - Е.Н. Кадочниковой, представителя Губернатора Свердловской области - И.А. Ромшина, а также приглашенных лиц: представителей Правительства Свердловской области - С.В. Наймушина, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - М.В. Логиновой и Т.В. Мироновой, Екатеринбургской городской Думы - В.В. Александрова, Администрации города Екатеринбурга - А.И. Дорноступ и Е.Н. Нестерова,

руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 12 октября 2015 года N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина Шарапова Анатолия Николаевича.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области положения оспариваемого акта.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Р.С. Тараборина, объяснения представителя заявителя, представителей Законодательного Собрания Свердловской области и Губернатора Свердловской области, мнения представителей Правительства Свердловской области, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Екатеринбургской городской Думы, Администрации города Екатеринбурга, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

установил:

1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Шарапов Анатолий Николаевич с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области Закона Свердловской области от 12 октября 2015 года N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области" в редакции Закона Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 162-ОЗ (далее - Закон Свердловской области N 111-ОЗ) в полном объеме.

По мнению заявителя, нормы оспариваемого Закона нарушают его права, гарантированные статьями 10 и 86 Устава Свердловской области, а так же права других жителей города Екатеринбурга на участие в осуществлении местного самоуправления, поскольку перераспределение полномочий в сфере градостроительной деятельности в пользу органов государственной власти существенно сужает круг вопросов местного значения, которые самостоятельно и под свою ответственность разрешаются населением города Екатеринбурга через органы местного самоуправления, с учетом исторических и иных местных традиций. Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемые нормы были приняты без учета мнения населения и с нарушением норм федерального законодательства, лишают жителей муниципального образования возможности влиять на решения, принимаемые органами публичной власти по вопросам устойчивого развития территории города Екатеринбурга, безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека в интересах настоящего и будущего поколений жителей поселения.

Так же заявитель полагает, что содержащиеся в оспариваемом нормативном акте формулировки перераспределенных полномочий не соответствуют формулировкам тех же полномочий, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, чем оспариваемый акт не соответствует федеральному законодательству, что является нарушением принципа законности и противоречит требованиям пункта 3 статьи 60 Устава Свердловской области.

Кроме того, содержащиеся в оспариваемом нормативном акте формулировки перераспределенных полномочий являются формально неопределенными, что влечет необоснованно широкое ограничение прав местного самоуправления, может привести к неоднозначному их пониманию и, следовательно, неоднозначному применению, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению конституционных принципов верховенства права и законности, может повлечь невозможность реализации полномочий по развитию застроенных территорий, что ставит под сомнение возможность самостоятельной и под свою ответственность публично-территориальной самоорганизации населения для удовлетворения жизненно важных потребностей по месту жительства. Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемый акт не соответствует статье 2, статье 10, части 4 статьи 18, пункту 3 статьи 60, статье 86, пункту 1 статьи 90, пункту 2 статьи 92 Устава Свердловской области.

Согласно пункту 2 статьи 4 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" Уставный Суд рассматривает вопросы соответствия законов Свердловской области Уставу Свердловской области.

В соответствии со статьей 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области законов Свердловской области обладают граждане, чьи права нарушаются оспариваемым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Гражданин А.Н. Шарапов является жителем города Екатеринбурга, в связи с чем оспариваемый им нормативный правовой акт непосредственно затрагивает его права и законные интересы, в том числе на осуществление местного самоуправления.

Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу является Закон Свердловской области от 12 октября 2015 года N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области".

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области. При этом законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 60 Устава Свердловской области).

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности могут приниматься муниципальные правовые акты. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Закон Свердловской области N 111-ОЗ принят в соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), предоставляющими субъектам Российской Федерации право своими законодательными актами перераспределять отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5). Законодательное Собрание Свердловской области является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Свердловской области (статья 29 Устава Свердловской области). Таким образом, оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят полномочным органом в пределах его компетенции в порядке реализации субъектом Российской Федерации своих полномочий.

Установив право субъектов Российской Федерации своими законодательными актами перераспределять отдельные полномочия в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель определил ряд обязательных условий, которые должны быть соблюдены при осуществлении такого правового регулирования:

в состав перераспределённых полномочий не должны включаться полномочия, запрет на перераспределение которых установлен федеральными законами (абзац 2 части 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, абзац 2 пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ);

перераспределение полномочий должно быть произведено на срок не менее срока полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ (абзац 1 пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ);

такие законы должны вступать в силу с начала очередного финансового года (абзац 1 пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).

Учитывая законодательно установленные требования к порядку и срокам перераспределения полномочий, Законодательным Собранием Свердловской области 6 октября 2015 года был принят Закон N 111-ОЗ. Он подписан Губернатором Свердловской области 12 октября 2015 года и вступил в силу с 1 января 2016 года. Указанным законом отдельные градостроительные полномочия перераспределяются на 6 лет, то есть на срок больший, чем пятилетний срок полномочий Законодательного собрания Свердловской области, установленный статьей 32 Устава Свердловской области. Перераспределенные между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области полномочия в сфере градостроительной деятельности не относятся к числу полномочий, перераспределение которых запрещено Федеральными законами N 184-ФЗ и N 131-ФЗ, и соответствуют перечню полномочий, установленному частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Областным законом от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Закон Свердловской области N 111-ОЗ надлежащим образом опубликован в "Областной газете" от 14 октября 2015 года N 189, а так же на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru 14 октября 2015 года и на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14 октября 2015 года.

Учитывая изложенное, оспариваемый заявителем Закон Свердловской области N 111-ОЗ принят полномочным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законодательством порядка и условий, обнародован надлежащим образом.

3. Устав Свердловской области гарантирует местное самоуправление посредством запрета на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2 статьи 92).

Местное самоуправление является неотъемлемой частью единого механизма управления делами федеративного государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П). Закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, однако исключает подмену органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 9-П и от 24 декабря 2012 года N 32-П). Самостоятельность местного самоуправления, таким образом, является не только пределом, ограничивающим произвольное вмешательство органов государственной власти в дела местного самоуправления, но и базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней на основе баланса интересов межуровневого взаимодействия.

Таким образом, не исключается возможность передачи и перераспределения полномочий в решении вопросов, касающихся организационных и функциональных аспектов осуществления публичной власти на соответствующей территории между субъектом Российской Федерации и входящими в его состав муниципальными образованиями, с тем, чтобы обеспечивались как развитие местного самоуправления на основе самостоятельности и приближенности к населению, так и эффективная реализация региональными органами государственной власти стоящих перед ними задач по устойчивому развитию всей территории субъекта Российской Федерации, включая территории муниципальных образований.

Перераспределение полномочий является дискреционным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется им по своему усмотрению и не должно носить произвольный характер.

При этом установленное федеральным законодателем обязательное требование перераспределения полномочий посредством принятия закона субъекта Российской Федерации является гарантией от произвольного и необоснованного ограничения компетенции муниципальных образований. Поэтому вопрос о целесообразности и обоснованности перераспределения полномочий разрешался в ходе рассмотрения законопроекта и голосования за его принятие депутатами Законодательного Собрания Свердловской области, избираемыми непосредственно населением, в том числе проживающим на территории города Екатеринбурга, наделенными мандатом доверия напрямую от населения и выражающими его мнение и интересы. Таким образом, перераспределение полномочий, произведенное законодательным (представительным) органом государственной власти Свердловской области посредством принятия Закона Свердловской области N 111-ОЗ, не является произвольным и произведено с учетом мнения и интересов населения, с соблюдением принципа демократии в целях более эффективной реализации общих публичных задач, стоящих как перед органами местного самоуправления, так и перед органами государственной власти.

В соответствии с частью второй статьи 2 и пунктом 1 статьи 3 Закона Свердловской области N 111-ОЗ осуществление отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности возлагается на Правительство Свердловской области и областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области, определенный Правительством Свердловской области. Доводы заявителя о том, что в силу специфики формирования и деятельности исполнительные органы государственной власти менее тесно связаны с населением, чем представительный орган муниципального образования, в связи с чем население будет практически лишено возможности влиять на принятие решений, непосредственно затрагивающих его интересы, не обоснованы. В России как демократическом государстве (статья 1 Конституции Российской Федерации) все органы власти, независимо от уровня ее организации, формируются и функционируют на основе общих организационных и правовых принципов, важнейшим из которых является принцип народовластия (статья 3 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что любой орган власти, независимо от того, сформирован ли он непосредственно населением на выборах или опосредованно, в равной степени функционирует в интересах народа, ему подконтролен и подотчетен.

Предусмотренная федеральным законодательством возможность перераспределения полномочий между уровнями публичной власти, предполагая изменение субъектного состава органов публичной власти, их реализующих, не влечет изменения установленного законодательством порядка их реализации. Иное означало бы предоставление законодателю субъекта Российской Федерации возможности по своему усмотрению изменять федеральное законодательство, что недопустимо с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Перераспределив отдельные градостроительные полномочия, законодатель Свердловской области изменил лишь субъектный состав осуществляющих их органов, но содержание и последовательность конкретных действий по реализации перераспределенных полномочий, в том числе их сроки, остались прежними. Те действия, которые ранее совершались органами местного самоуправления, с момента вступления в силу Закона Свердловской области N 111-ОЗ должны совершаться органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Все действия по реализации перераспределенных полномочий, утверждение генерального плана городского округа и местных нормативов градостроительного проектирования, подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, определение порядка организации и проведения публичных слушаний и другие, ранее выполнявшиеся органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", с момента перераспределения полномочий должны совершаться соответствующими органами государственной власти Свердловской области, а именно Правительством Свердловской области и уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Свердловской области.

Исходя из изложенного, положения статей 1, 3 и 4 Закона Свердловской области N 111-ОЗ не нарушают федеральное законодательство, не противоречат принципу законности и соответствуют Уставу Свердловской области.

4.1. Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ.

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, часть из которых была перераспределена органам государственной власти Свердловской области, перечислен в части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Формулировки перераспределенных полномочий, содержащиеся в Законе Свердловской области N 111-ОЗ, дословно не воспроизводят формулировок, содержащихся в Градостроительном кодексе РФ:

подпункт 1 части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривает перераспределение полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования "город Екатеринбург", в том числе внесение изменений в такой план. В тоже время пунктом 1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено полномочие по подготовке и утверждению документов территориального планирования городских округов;

подпункт 2 части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривает перераспределение полномочия по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "город Екатеринбург", включая установление порядка подготовки, утверждения таких нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия. В тоже время пунктом 2 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено полномочие по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

подпункт 3 части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривает перераспределение полномочия по утверждению правил землепользования и застройки муниципального образования "город Екатеринбург", включая подготовку проекта таких правил, внесение изменений в эти правила и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия. В тоже время пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено полномочие по утверждению правил землепользования и застройки городских округов;

подпункт 4 части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривает перераспределение полномочия по утверждению подготовленной на основе документов территориального планирования муниципального образования "город Екатеринбург" документации по планировке территории муниципального образования "город Екатеринбург", включая обеспечение подготовки документации по планировке территории муниципального образования "город Екатеринбург", подготовку и утверждение градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", на основании заявлений физических или юридических лиц о выдаче таких градостроительных планов (за исключением градостроительных планов земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства) и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия. В тоже время пунктом 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено полномочие по утверждению подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

подпункт 5 части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривает перераспределение полномочия по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных за границами земельных участков, предназначенных для комплексного освоения территории). В то же время пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено полномочие по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

подпункт 6 части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривает перераспределение полномочия по принятию решений о развитии застроенных территорий, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", включая организацию и проведение аукционов на право заключить договоры о развитии таких застроенных территорий и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия. В тоже время пунктом 7 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено полномочие по принятию решений о развитии застроенных территорий.

Однако отсутствие дословного воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации формулировок федерального закона не означает их противоречия федеральному законодательству. Сопоставление формулировок федерального и областного законов показывает, что содержание закрепленных Законом Свердловской области N 111-ОЗ перераспределенных градостроительных полномочий не выходит за пределы полномочий, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, при этом только детализируется их содержание.

4.2. Федеральное законодательство и законодательство Свердловской области в силу конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления не предоставляет права органам государственной власти Свердловской области вносить изменения в муниципальные нормативные правовые акты. Нормативные положения части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ не предполагают внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты органами государственной власти Свердловской области.

Правительство Свердловской области и уполномоченный им областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляя перераспределенные Законом Свердловской области N 111-ОЗ полномочия, предусматривающие утверждение и внесение изменений в нормативные правовые акты (в том числе утверждение и внесение изменений в генеральный план, нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург"), должны принимать новые нормативные правовые акты с соблюдением всей установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры и впоследствии вносить в них изменения, не изменяя муниципальные нормативные правовые акты.

Таким образом, перераспределенные Законом Свердловской области N 111-ОЗ полномочия, предусматривающие утверждение и внесение изменений в нормативные правовые акты, не влекут за собой вмешательство Правительства Свердловской области или уполномоченного им областного исполнительного органа государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления путем внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 3 Закона Свердловской области N 111-ОЗ, Правительство Свердловской области и уполномоченный им областной исполнительный орган государственной власти Свердловской области являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" в отношениях, связанных с осуществлением перераспределенных полномочий в сфере градостроительной деятельности. Это предполагает совершение органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" действий, необходимых для осуществления органами государственной власти Свердловской области перераспределенных градостроительных полномочий и продолжение действия принятых органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" правовых актов, в том числе ненормативных, в градостроительной сфере.

4.3. Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает исчерпывающий перечень полномочий органов публичной власти в области градостроительной деятельности (глава 2), а также механизм их реализации, то есть конкретные действия в определенной последовательности, в том числе осуществляемые органами местного самоуправления.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет действия органов местного самоуправления, направленные на реализацию имеющихся у них градостроительных полномочий, то есть возможность совершения указанных действий напрямую связано с наличием у соответствующего органа градостроительных полномочий. Следовательно, перераспределение градостроительных полномочий от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъекта Российской Федерации влечет за собой изменение субъектов осуществления действий по реализации указанных полномочий в объеме, содержании и в последовательности, определенных градостроительным законодательством.

Все действия по реализации перераспределенных полномочий, в том числе ранее осуществлявшиеся органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург", будут осуществлять Правительство Свердловской области и уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Свердловской области.

4.4. В статье 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривается совершение органом власти Свердловской области иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах реализации градостроительных полномочий.

Системное толкование норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Свердловской области N 111-ОЗ позволяет сделать вывод о том, что органы государственной власти Свердловской области в рамках переданных полномочий должны будут осуществлять только те действия, которые предусмотрены федеральным законом как действия по реализации градостроительных полномочий, в порядке, в сроки и в последовательности, определенные градостроительным законодательством.

Таким образом, положения части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ о совершении иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия не могут рассматриваться как "формулировка, неопределенная по содержанию", следовательно, не противоречат принципу законности и соответствуют Уставу Свердловской области.

4.5. Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний как обязательный элемент процедур реализации отдельных градостроительных полномочий.

После вступления в силу Закона Свердловской области N 111-ОЗ правовые акты по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в пределах перераспределенных полномочий подлежат подготовке и принятию Правительством Свердловской области и (или) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области. Следовательно, утверждение порядка, подготовка, проведение и иные действия по организации публичных слушаний при реализации перераспределенных градостроительных полномочий должны осуществляться соответствующими органами государственной власти Свердловской области.

4.6. Подпункт 6 части первой статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ предусматривает перераспределение полномочия по принятию решений о развитии застроенных территорий, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", включая организацию и проведение аукционов на право заключить договоры о развитии таких застроенных территорий и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия.

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации существенным условием договора о развитии застроенной территории является обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, и максимальные сроки выполнения указанного обязательства.

Закон Свердловской области N 111-ОЗ, предусматривая перераспределение полномочия по принятию решения о развитии застроенной территории, в том числе по заключению договоров о развитии застроенной территории, не может влечь изменения и прекращения обязательств органов местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами, в том числе обязательств по изъятию имущества для муниципальных нужд. Предусмотренные федеральным законодательством обязательства органов местного самоуправления не должны являться препятствием при принятии решений о развитии застроенных территорий.

Исходя из вышеизложенного, положения статьи 2 Закона Свердловской области N 111-ОЗ не противоречат федеральному законодательству и соответствуют Уставу Свердловской области.

Таким образом, нормативные положения статей 1, 2, 3, 4 Закона Свердловской области N 111-ОЗ приняты в пределах полномочий органов государственной власти Свердловской области и не противоречат Уставу Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области

постановил:

1. Признать соответствующим Уставу Свердловской области Закон Свердловской области от 12 октября 2015 года N 111-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области".

2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области", "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".

 

 

Уставный Суд Свердловской области

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 апреля 2016 г.


Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 30 апреля 2016 г. N 77 (7886); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 30 апреля 2016 г.; в "Собрании законодательства Свердловской области", апрель 2016 г. N 4-4 (2016)