Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1992 г. N 879 "О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России"

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1992 г. N 879
"О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России"


В целях сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв, повышения интенсивности сельскохозяйственного производства Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную комплексную программу повышения плодородия почв России.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований на основе Государственной программы разработать в 1992 году программы повышения плодородия почв по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям и автономным образованиям и обеспечить их выполнение.

ГАРАНТ:

Постановлением Главы администрации Московской области от 7 мая 1993 г. N 81 утверждена комплексная программа повышения плодородия почв в Московской области


Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук оказать помощь в разработке этих программ.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать в 1992 году порядок финансирования работ, намеченных Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России.

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать нормативные документы по реализации Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с участием Государственного комитета Российской Федерации по статистике разработать формы отчетности по выполнению основных показателей Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.

ГАРАНТ:

Отчет об использовании ассигнований из федерального и местного бюджетов на выполнение федеральной комплексной программы повышения плодородия почв утвержден приказом Минсельхозпрода России от 29 марта 1996 г. N 83


Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств образовать межведомственный консультативный совет по контролю за реализацией Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.



Е.Гайдар


Москва

17 ноября 1992 г.

N 879


Государственная комплексная программа
повышения плодородия почв России
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1992 г. N 879)

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1034 срок реализации настоящей программы продлен на 2001 год

См. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве"

См. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"

См. Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 4 мая 2010 г. N 150

О втором этапе настоящей программы в 1996 - 2000 гг. см. приказ Минсельхозпрода России от 29 марта 1996 г. N 83


I. Основания разработки


Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России разработана в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. "О введении в действие Закона РСФСР "О плате за землю" Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Российской академией сельскохозяйственных наук и с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на основе материалов, представленных республиками в составе Российской Федерации, краями, областями и автономными образованиями.

Программа одобрена коллегией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук, Комитетом по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию Верховного Совета Российской Федерации, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Аграрным союзом России.


II. Современное состояние сельскохозяйственных угодий


Одной из главных причин низкого уровня и неустойчивого развития сельскохозяйственного производства России наряду с неблагоприятными климатическими условиями является неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий, постоянно снижающееся их плодородие, которое уже в ближайшем будущем может быть необратимо утрачено на обширных территориях сельскохозяйственных угодий.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в республике составляет 222,1 млн.гектаров, или 13 процентов от площади земельных ресурсов, из них 132,5 млн.гектаров (58,9 процента) - пашня, 88 млн.гектаров (40 процентов) - сенокосы и пастбища.

Качественное состояние значительной части пашни и кормовых угодий неудовлетворительное. Более 38 млн.гектаров (18 процентов) переувлажнены, заболочены и засорены камнями. Около 40 млн.гектаров (20 процентов) засолены и имеют солонцовые комплексы. На больших площадях происходит разрушение почвенного слоя, уменьшается содержание гумуса. В отдельные годы более половины земель республики подвержены засухе.

Опасные размеры приобрели процессы зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. В основном по этой причине во влагообеспеченных зонах выбыло из сельскохозяйственного оборота 3,7 млн.гектаров высокопродуктивных угодий.

Процессы заболачивания, засоления, подкисления и зарастания кустарниками земель продолжаются.

Значительных масштабов достигла водная и ветровая эрозия почв. По данным генеральной схемы противоэрозионных мероприятий, площади эрозионноопасных и подверженных эрозии сельскохозяйственных угодий составляют 124 млн.гектаров (56 процентов), в том числе пашни - 87,3 млн.гектаров. Эрозия почв ведет к истощению пашни, загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на больших территориях.

Почти повсеместно проявляются тенденции ухудшения почвенного покрова в результате антропогенной деятельности. Площади земель, загрязненных в разной степени выбросами промышленных предприятий, достигли 62 млн.гектаров, а сами выбросы составляют ежегодно 30-35 млн. тонн вредных веществ.

Возрастающее применение тяжелой техники вызывает переуплотнение пахотного и подпахотного слоев, усиление деградации и эрозии почв.

Серьезные нарушения наносятся почвенному покрову лесозаготовительными, нефтедобывающими и другими организациями, которые в результате применения тяжелой техники уничтожают почвенный покров.

Многочисленные негативные изменения почвы, и в первую очередь загрязнение и переуплотнение, отрицательно сказываются на ее биологических свойствах.

В ряде регионов республики сложилась тяжелая экологическая обстановка. На Черных землях и Кизлярских пастбищах опустыниванию подвержено более 9 млн. гектаров. В результате чернобыльской катастрофы загрязнено радиоактивными элементами около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.

Слабое влияние на улучшение качественного состояния сельскохозяйственных угодий оказывают проводимые химические, водные мелиорации и другие работы из-за их небольших объемов.

Недостаточно восполняется в почве органическое вещество. В 1986-1990 годах внесение удобрений в среднем составляло ежегодно 60-70 процентов от научно обоснованной потребности. За последние два-три года объемы агрохимических работ резко сократились. Не в полной мере выполняются ремонтно-эксплуатационные мероприятия. Это отрицательно сказывается на техническом уровне систем и мелиоративном состоянии орошаемых и осушенных земель.

Ежегодно не удобряется 20 млн. гектаров зерновых и 15 млн. гектаров кормовых культур. В полевых севооборотах постоянно складывается отрицательный баланс питательных веществ.

Слабо внедряются биологические методы борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.

Работы по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий как важное мероприятие повышения плодородия почв выполняются некомплексно и в небольших объемах. Медленно осуществляется освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья.

Недостаточными темпами восстанавливаются земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. В России имеется около 1,2 млн. гектаров таких земель, в том числе 388 тыс. гектаров отработанных и подлежащих рекультивации.

В неудовлетворительном состоянии находится материально-техническая база для приема, хранения и применения удобрений и пестицидов. В целом по республике ежегодные потери минеральных удобрений достигают 1,5-2 млн. тонн.

Ухудшилось в последние годы положение дел с мелиорацией земель и заготовкой торфа.

Низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность, большие масштабы и интенсивность деградации земель в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к недобору в республике ежегодно 37-40 млн. тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно. Наибольшие потери происходят в таких важных сельскохозяйственных регионах, как Нечерноземная зона, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.

Осуществление комплексных мер по предотвращению процессов деградации почв позволит повысить их плодородие.


III. Комплекс мер по повышению и сохранению плодородия почв


Основой осуществления аграрной реформы, выполнения государственных программ увеличения производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих выполнение агротехнических, мелиоративных, культуртехнических, агрохимических работ, защиту почв от эрозии.

Проведение этих мероприятий позволит увеличить в 1995 году производство сельскохозяйственной продукции на 30-35 млн. тонн в пересчете на зерно, в том числе на 10-15 млн. тонн с мелиорированных угодий, значительно сократить площади эродированных, кислых, засоленных и других деградированных земель и повысить устойчивость сельскохозяйственного производства. Большое значение эти мероприятия будут иметь для развития многоукладности экономики и решения социальных проблем на селе.

Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается имеющимися мощностями специализированных организаций при совершенствовании их деятельности в условиях рыночной экономики.


1. Защита почв от эрозии


Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб земельным ресурсам, окружающей среде, народному хозяйству.

В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях необходимо:

развивать контурно-мелиоративное и ландшафтное земледелие с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнением комплекса гидротехнических, лесо-лугомелиоративных, противоэрозионных мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено в первую очередь на землях с крутизной склонов более 2°;

применительно к природным зонам республики ввести нормативные ограничения на размещение пропашных культур на склоновых землях, осуществить залужение 1,3 млн. гектаров пашни, подверженной эрозии в сильной степени, и провести посевы многолетних трав на 3,4 млн. гектаров пашни внесевооборотных участков, подверженной эрозии в средней степени;

применить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрить безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий конкретных регионов. Довести до оптимальных объемов (площади) применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая щелевание почв, полосное размещение сельскохозяйственных культур, создание кулис, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;

осуществить меры по предотвращению переуплотнения почв путем создания и применения сельскохозяйственной техники, отвечающей современным требованиям сельскохозяйственного производства. Освоить технологические приемы снижения и отрицательного воздействия технических средств на почву: совмещение операций, применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почвы, перегрузочные и перевалочные процессы на уборке, при перевозке урожая и других грузов, внесение в почву высоких доз органических удобрений, соломы, сидератов, разуплотнение почв глубоким рыхлением.

Большое значение имеют защитные лесные насаждения. В соответствии с требованиями генеральных схем противоэрозионных мероприятий республик в составе Российской Федерации, краев и областей и генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ на землях сельскохозяйственных предприятий необходимо иметь 5,4 млн. гектаров защитных лесных насаждений, из них полезащитных лесных полос - 2,2 млн. гектаров.

ГАРАНТ:

Об упорядочении использования Черных земель и Кизлярских пастбищ см. постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1220


В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается:

1. Заложить защитные лесные насаждения на площади 225 тыс. гектаров, в том числе 72 тыс. гектаров полезащитных лесных полос, 153 тыс. гектаров защитных лесонасаждений по оврагам и балкам. На склонах более 0,5° полезащитные лесные полосы размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории.

2. Осуществить реконструкцию и ремонт ранее созданных полезащитных лесных полос на площади 11 тыс. гектаров и проведение рубок ухода в них на площади 265 тыс. гектаров.

3. Сосредоточить проведение работ по защитному лесоразведению в регионах Северного Кавказа, Центрально-Черноземного района, Среднего Поволжья и Западной Сибири, а также на орошаемых землях. Особое внимание уделить лесомелиорации опустыненных и деградированных пастбищ в аридных зонах, закреплению и сельскохозяйственному освоению песков в районах интенсивного земледелия. Провести пастбищезащитные фитомелиоративные насаждения на площади 296 тыс. гектаров.

4. Провести в течение двух лет инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственных предприятий и организаций. На основе полученных материалов разработать и осуществить в 1994-2005 годах меры, направленные на своевременное проектирование, агролесомелиоративное устройство лесонасаждений, повышение их эффективности.

Генеральным заказчиком на проектирование и создание всех защитных лесных насаждений является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; выполнение работ по посадке и выращиванию этих насаждений осуществляется предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства России. Объемы работ по лесомелиоративным мероприятиям приведены в таблице 1.

В целях защиты почв от водной эрозии намечается:

1. Провести террасирование крутых склонов на площади 54 тыс. гектаров, осуществить реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений.

2. Выполнить работы по выполаживанию склонов, оврагов, промоин на площади 31 тыс. гектаров для вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.

3. Осуществить строительство 1650 водозадерживающих плотин, 3680 км валов, 2530 км водонаправляющих, 3750 водосборных и 32900 донных и других противоэрозионных гидротехнических сооружений.

Объемы противоэрозионных гидротехнических мероприятий приведены в таблице 2.


2. Агрохимическое обеспечение


Применение органических удобрений


По данным агрохимического обследования, в России 16,5 млн. гектаров пашни характеризуется очень низким содержанием гумуса, 21 млн. гектаров - низким. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы. По данным научных учреждений, для бездефицитного баланса гумуса необходимо ежегодно вносить в пахотные почвы 830-870 млн. тонн органических удобрений.

В целях рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается:

1. Довести применение органических удобрений к 1995 году до 600 млн. тонн (таблица 3), к 2000 году - до 700-750 млн. тонн. Обеспечить внесение 70-80 процентов навоза и компоста в паровые поля и при вспашке зяби.

2. Обеспечить добычу и использование в сельском хозяйстве торфа и сапропелей в объеме 338 млн. тонн.

3. Предусмотреть строительство при животноводческих комплексах и птицефабриках навозо-пометохранилищ, цехов и площадок компостирования. Разработать и внедрить экологически чистые технологии производства органических удобрений и кормовых добавок на основе навоза и помета.

4. Провести в 1995 году комплексное агрохимическое окультуривание полей на площади 4 млн. гектаров.

5. Развивать производство биогумуса для альтернативного земледелия, увеличить использование стоков животноводческих комплексов и ферм в качестве удобрения.

6. При реализации животноводческими комплексами и птицефабриками навоза, помета и компостов повысить требовательность к соблюдению технических условий на указанную продукцию.

7. В севооборотах расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, для повышения запасов биологического азота, увеличить применение ризоторфина. Увеличить объемы применения сидеральных культур в Нечерноземной зоне и регионах с достаточным увлажнением почв.


Применение минеральных удобрений


В России в настоящее время удобряется только 60 процентов посевов сельскохозяйственных культур. Не получают минеральной подкормки природные сенокосы и пастбища.

Дефицитный баланс питательных веществ в полевых севооборотах привел к увеличению площадей пашни с низким содержанием фосфора и калия.

Расчетная потребность сельского хозяйства в минеральных удобрениях составит в 1995 году 15,8 млн. тонн в действующем веществе (без фосфоритной муки), или 120 кг/га пашни и 75 кг/га сельхозугодий.

К 2000 году потребность в минеральных удобрениях составит 18-20 млн. тонн в действующем веществе, или около 90 кг/га сельхозугодий. Такое количество удобрений позволит решать вопросы повышения плодородия природных кормовых угодий.

В 1992-1995 годах основное внимание будет направлено на организацию эффективного использования удобрений, для чего намечается:

обеспечить сохранность удобрений при хранении и транспортировке, качественное внесение в почву в соответствии с данными агрохимического обследования почв и диагностики питания растений во время вегетации;

увеличить объемы локального внесения удобрений при посеве зерновых культур, организовать дробное внесение азотных удобрений, сочетая подкормки с применением микроэлементов, регуляторов роста, пестицидов; возобновить использование комплекса машин по локальному внесению минеральных удобрений и пестицидов, рекомендованное специалистами АПК Астраханской области;

увеличить объемы применения фосфорных и калийных удобрений на паровых полях и при вспашке зяби.

С целью повышения плодородия почв предусматривается:

1. Довести применение минеральных удобрений в 1995 году до 16,5 млн. тонн действующего вещества, что обеспечит внесение их по оптимальным нормам под технические, зерновые и кормовые культуры, картофель и овощи. Приступить к подкормке улучшенных сенокосов и пастбищ (таблица 3).

2. Обеспечить поставку сельскому хозяйству в необходимом количестве и ассортименте минеральных удобрений, микроэлементов, регуляторов роста растений и увеличить производство экологически безопасных удобрений и мелиорантов, не вызывающих загрязнения почв опасными веществами.

3. Осуществить внедрение эффективных приемов применения минеральных удобрений, микроудобрений, регуляторов роста растений на основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений.

4. Ввести в эксплуатацию прирельсовые (пристанционные) склады и резервные базы, а также глубинные склады минеральных удобрений емкостью 4,3 млн. тонн единовременного хранения.

5. Поставить сельскому хозяйству необходимую технику для складской переработки минеральных удобрений, тукосмешения, транспортировки и внесения в почву сухих и жидких туков, а также организовать пункты технического обслуживания и проката специализированной техники для крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей.

6. Организовать поставку минеральных удобрений в затаренном виде, в том числе в одноразовых контейнерах для районов Крайнего Севера и в мелкой расфасовке для крестьянских хозяйств и других землепользователей.

7. Разработать программу развития предприятий по производству и применению средств химизации для сельского хозяйства.

8. Разработать меры по стимулированию использования землепользователями и землевладельцами применения минеральных удобрений для повышения плодородия почв.


3. Химическая мелиорация почв


В России 50 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий характеризуется повышенной кислотностью, из них 18 млн. гектаров сильно- и среднекислых почв на пашне требует первоочередного известкования.

По данным научных учреждений, ежегодно необходимо известковать 10-11 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, для чего требуется 70-80 млн. тонн известковых удобрений.

В 1995 году предусматривается произвестковать 7 млн. гектаров кислых почв. В первую очередь эта работа будет выполнена на 2 млн. гектаров орошаемых и осушенных земель.

Намечаемые объемы известкования позволят к 2000 году сократить площади сильнокислых почв на пашне в два раза, среднекислых - на 30 процентов, в отдельных регионах - приступить к планомерному известкованию улучшенных сенокосов и пастбищ.

В 1992-1995 годах необходимо:

1. Обеспечить известкование кислых почв на площади 23 млн. гектаров (таблицы 4 и 5).

2. Произвести и поставить сельскому хозяйству Российской Федерации 146 млн. тонн известковых удобрений.

3. Ввести в эксплуатацию склады для пылевидных известковых удобрений и фосфоритной муки общей емкостью 900 тыс. тонн единовременного хранения.

4. Обеспечить работы по химической мелиорации почв необходимой проектно-сметной документацией и осуществить авторский надзор за ее выполнением.

ГАРАНТ:

О химической мелиорации земель см. также Федеральный Закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ


Фосфоритование


В России 36 млн. гектаров пашни характеризуется очень низким и низким содержанием фосфора, из них 16 млн. гектаров кислых почв может быть улучшено путем внесения фосфоритной муки.

Намечаемые объемы фосфоритования позволят к 2000 году сократить в два раза площади кислых почв на пашне с низким содержанием фосфора.

Для уменьшения кислых почв и увеличения содержания фосфора намечается:

1. Обеспечить фосфоритование кислых почв на площади 9,5 млн. гектаров.

2. Поставить сельскому хозяйству Российской Федерации 2,5 млн.тонн фосфоритной муки в физическом весе.

3. Провести разведку месторождений фосфоритов в Сибири и на Дальнем Востоке, организовать производство фосфоритной муки на местных (непромышленных) месторождениях.


Повышение продуктивности засоленных земель


В России имеется 28 млн. гектаров солонцовых земель. По данным инвентаризации, около 4 млн. гектаров могут быть улучшены за счет химической мелиорации, около 7 млн. гектаров высокогипсовых солонцов требуют ярусной вспашки, на 15 млн. гектаров будут эффективны глубокие безотвальные обработки.

Для повышения продуктивности солонцовых почв предусматривается:

1. Осуществить гипсование почв на площади 0,9 млн. гектаров, мелиоративную обработку - 1,7 млн. гектаров, глубокое безотвальное рыхление - 6,5 млн. гектаров.

2. Обеспечить поставку сельскому хозяйству 8 млн. тонн фосфогипса (таблица 6).

3. Создать семеноводческие хозяйства по производству семян солеустойчивых культур.

4. Обеспечить развитие складского хозяйства и строительство железнодорожных тупиков для приема и переработки фосфогипса.

5. Усилить контроль за состоянием плодородия орошаемых земель и выдавать хозяйствам рекомендации по предотвращению их вторичного засоления.


4. Мелиорация земель

ГАРАНТ:

См. также Федеральный Закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель"


В настоящее время мелиорированные земли в России занимают 11,1 млн. гектаров, в том числе 6,1 млн. гектаров - орошаемые и 5 млн. гектаров - осушенные, что составляет 5,3 процента от общей площади сельскохозяйственных угодий. На них производится 15 процентов всей продукции растениеводства, в том числе весь рис, 75 процентов овощей, четверть грубых и сочных кормов. Мелиорированные земли позволили обеспечить в ряде регионов стабильность и устойчивость сельскохозяйственного производства.

На фоне орошения и осушения более эффективны органические и минеральные удобрения, а также известкование и другие мероприятия.

Первоочередными мероприятиями являются работы по повышению технического уровня мелиоративных систем, улучшению мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель, строительству и переустройству дренажа, модернизации насосных станций, ремонту и эксплуатации сети.

В настоящее время на площади более 1,3 млн. гектаров орошаемых и 0,6 млн. гектаров осушенных земель требуется реконструкция мелиоративных систем. Эту работу ежегодно необходимо выполнять на площади 250-300 тыс. гектаров мелиорированных земель.

В 1992-1995 годах намечено осуществить:

работы по комплексной реконструкции оросительных систем на площади 670 тыс. гектаров, реконструкции и восстановлению осушительных систем - 325 тыс. гектаров; в 1996-2000 годах - соответственно 980 и 450 тыс. гектаров;

строительство и переустройство дренажа на существующих орошаемых землях на площади 135 тыс. гектаров;

замену вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети - 7,4 тыс. километров;

ввод в эксплуатацию 440 тыс. гектаров орошаемых и 460 тыс. гектаров осушенных земель;

обводнение пастбищ, включая реконструкцию сооружений на ранее обводненных пастбищах, на площади 3200 тыс. гектаров;

комплекс ремонтно-эксплуатационных работ на межхозяйственных и внутрихозяйственных мелиоративных системах, обеспечивающих подачу не менее 20,7 млрд. куб. метров воды для орошения сельскохозяйственных культур на площади 4,8 млн. гектаров и отвод избыточной влаги с 4,9 млн. гектаров осушенных земель (таблица 7).


5. Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель


В целях повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, а также высвобождения занятой кормовыми посевами пашни под зерновые культуры, увеличения производства и улучшения качества грубых и сочных кормов в 1992-1995 годах предусматривается провести работу по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий и освоению новых земель на площади 5,4 млн. гектаров (таблица 8), в 1996-2000 годах - 7,5 млн. гектаров.

Первостепенное внимание будет уделено коренному улучшению природных кормовых угодий, включая культуртехнические мероприятия и окультуривание, созданию высокопродуктивных сенокосов и пастбищ.

Намечается значительно увеличить объем работ по поверхностному улучшению существующих сенокосов и пастбищ.

Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличить объем работ по перезалужению площадей старовозрастных выродившихся травостоев, широко применять противоэрозионные технологии.

В районах Сибири, Дальнего Востока и там, где имеется недостаток пахотных площадей, предусматривается освоение новых земель под пашню.

Для улучшения качества кормового сырья намечается увеличить объем работ по посеву в дернину злаковых травостоев, семян бобовых трав.

При залужении и восстановлении ранее улучшенных травостоев посев трав должен проводиться с увеличенной долей бобовых компонентов в луговых травосмесях.


IV. Меры по улучшению, восстановлению нарушенных и загрязненных земель


Рекультивация нарушенных земель


Рекультивацию нарушенных земель намечается осуществить на площади 384 тыс. гектаров (таблица 9). При этом предусматривается вовлечь в сельскохозяйственный оборот 188 тыс. гектаров.


Улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий


Улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных угодий плодородным слоем почвы намечается провести на площади 34,7 тыс. гектаров, в том числе 24 тыс. гектаров пашни.


Восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами


Наиболее приемлем для утилизации нефтяных загрязнителей земель экологически безопасный биологический метод.

В 1992-1995 годах намечено утилизировать нефтяные загрязнители на минимальной площади 2,4 тыс. гектаров (таблица 10).


Восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами, радиоактивными веществами и другими токсикантами


В целях восстановления почв, загрязненных тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами и другими токсикантами, дальнейшей защиты от загрязнения выбросами и отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий и обеспечения производства экологически чистой продукции предусматривается:

провести почвенно-агрохимическое, токсикологическое и радиологическое обследование сельскохозяйственных угодий на площади 106 млн. гектаров;

внедрить систему реперных участков и опытных полей для отработки технологий защиты и реабилитации почв, загрязненных токсикантами;

осуществить агрохимические, мелиоративные и другие мероприятия по снижению уровня содержания радионуклидов в почве в соответствии с программой по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выделив на эти цели 500 млн. рублей (в ценах 1991 года).


Консервация деградированных и загрязненных земель


Консервация земель - временное исключение деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.

В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязнения земель вместо консервации могут вводиться специальный режим их использования или производиться изменения целевого назначения земель.

Консервация производится по мере выявления непригодных для использования земель в соответствии с Положением "О порядке консервации деградированных сельскохозяйственых угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 555.


V. Реализация программы повышения плодородия почв


Программа направлена на реализацию следующих приоритетных направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих зонах:

в Нечерноземной зоне - создание глубоко окультуренного пахотного слоя, снижение кислотности и переувлажнения почв, защита их от водной эрозии;

в Центрально-Черноземном районе, Поволжье, на Северном Кавказе и в Сибири - борьба с эрозией и переуплотнением почв, регулирование водно-воздушного режима;

на Дальнем Востоке - улучшение физико-химических свойств почвы, борьба с поверхностным увлажнением.

Кардинально изменяются стратегия выбора направлений, планирование и организация проведения работ по улучшению земель. Изменяются принципы и порядок финансирования работ. Перестраивается инвестиционная политика. Она должна обеспечить увеличение вложений в работу по осуществлению мер, имеющих долговременное значение для сохранения и повышения плодородия почв. Приоритетное значение приобретут наиболее эффективные виды работ. Земледелие переводится на почвозащитную основу.

Наиболее действенными рычагами в повышении плодородия почв являются ликвидация государственной монополии на землевладение, формирование предприятий нового типа, установление экономической ответственности и заинтересованности землевладельцев, землепользователей и собственников земли в рациональном использовании земель.

Настоящая Программа, изложенные в ней подходы и принципы реализуются через соответствующие республиканские, краевые, областные программы и программы автономных образований, в которых должен быть предусмотрен комплекс социально-экономических, организационнохозяйственных мероприятий и производственных заданий с указанием ресурсов, исполнителей и сроков выполнения. Эти программы не должны противоречить научно обоснованным системам земледелия. Они будут осуществляться через внутрихозяйственное землеустройство.


Системы земледелия


Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв и интенсификации производства возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной системы земледелия. Поэтому в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях с учетом результатов проводимой земельной реформы, накопленных научных и практических знаний должны уточняться или разрабатываться вновь зональные (микрозональные) системы земледелия.

На современном этапе в целях сохранения и повышения плодородия почв, ресурсосбережения и охраны окружающей среды при любых формах собственности на землю и ведения хозяйства разрабатываются ландшафтные системы земледелия.

Центральное место в этих системах отводится наиболее рациональному сочетанию сельскохозяйственных и других угодий на основе научно обоснованных нормативов по каждой природной зоне. Учитывая, что практически все почвы могут подвергаться деградации, системы земледелия должны быть почвозащитными.

В районах с сильно расчлененным рельефом и активным проявлением водной эрозии разрабатываются системы контурно-мелиоративного земледелия.

На дефляционно-опасных землях применяются системы земледелия с использованием безотвальных обработок почв с сохранением стерни и других пожнивных остатков.

С проведением земельной реформы изменяется в целом методология разработки систем земледелия и формирования устойчивых культурных ландшафтов. На основе рационального использования почвенно-климатических ресурсов и средств интенсификации земледелия обеспечиваются строго дифференцированный, нормативный, экономический и экологический подходы, учитывающие интересы землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Главным вопросом применения системы земледелия является обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв. Необходимо предусмотреть мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий на почву, комплекс мер по оптимизации внутрипочвенных процессов, способствующих повышению почвенного плодородия и продуктивности растений, продолжить совершенствование зональных научно обоснованных систем земледелия. Провести уточнение существующих систем, а где они отсутствуют - проектирование и введение севооборотов, обеспечивающих повышение плодородия почв.


Внутрихозяйственное землеустройство

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве"


Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями и собственниками земли мероприятий по повышению плодородия почв, предусмотренных в республиканских, краевых, областных программах, программах автономных образований, осуществляется через разработку и выполнение проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, содержащих следующие мероприятия по рациональному использованию и охране земель:

защита почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, переуплотнения и других неблагоприятных процессов;

предотврещение зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем;

предотврещение загрязнений почв ядохимикатами, другими вредными веществами, сточными водами;

обоснование размещения и установление границ территорий с особыми режимами пользования землями (природоохранными, оздоровительными, рекреационными, историко-культурными и другими).

Государство оказывает экономическую поддержку и стимулирует землепользователей в выполнении почвоулучшающих мероприятий путем финансирования разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства с определением мер по рациональному использованию и охране земель и повышению плодородия почв. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации определяют степень их участия в реализации проектов землеустройства и осуществляют контроль за рациональным и эффективным использованием земель.

При подтверждении местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству участия землепользователей в выполнении мероприятий по охране земель и повышению плодородия почв государством производится полная или частичная компенсация произведенных ими затрат.


Государственный контроль за осуществлением Программы


Контроль за выполнением Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований в соответствии с земельным законодательством и Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 594.

Агрохимическая служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации осуществляет агрохимический контроль за состоянием почвенного плодородия, включающий в себя контроль за соблюдением регламентов при хранении, транспортировке и внесении удобрений, надзор за остаточным количеством ядохимикатов, тяжелых металлов и радионуклидов в почве, кормах, сельскохозяйственной продукции с выдачей сертификатов и рекомендаций по использованию растениеводческой продукции, за проведением агрохимического мониторинга земель, формирование банка агрохимических данных и картографирование загрязненности почв.

Предусматривается ежегодно проводить почвенно-агрохимические, токсикологические и радиологические обследования, осуществлять пятилетний цикл агрохимического контроля за динамикой почвенного плодородия, а в условиях орошения - трехлетний цикл с выдачей землепользователям сертификатов по рациональному использованию удобрений и средств защиты растений.


VI. Обеспечение программы повышения плодородия почв


Государственная поддержка и экономический механизм реализации мероприятий по Программе


В условиях перехода к рынку, развития многоукладности сельской экономики, когда значительная часть земель будет находиться в собственности конкретных землепользователей, а их экономическое положение неустойчиво, реализация намеченной Программы может быть осуществлена только при ее государственной поддержке путем целевого финансирования мероприятий в установленных размерах. Осуществление комплекса работ по повышению плодородия почв обеспечивается, кроме того, дополнительными государственными мерами по усилению заинтересованности в этом землепользователей. На реализацию Программы потребуются средства в объемах согласно таблице 11.

Финансирование мероприятий по повышению плодородия почв осуществляется государством на основе долевого участия, а также землепользователями за свой счет.

В этих целях:

1. Государство финансирует:

строительство межхозяйственных мелиоративных систем, природоохранных и гидротехнических сооружений, мелиорацию земель, содержание мелиоративных систем в районах проживания малочисленных народов и в трудонедостаточных хозяйствах Нечерноземной зоны, Сибири, Дальнего Востока, проведение научно-исследовательских работ общеотраслевого значения;

70-80 процентов стоимости работ по коренному улучшению земель, связанных с повышением плодородия почв, включая обследование и подготовку проектно-сметной документации. Остальная часть стоимости оплачивается землепользователями за свой счет. При соблюдении требований по охране почв и недопущении снижения их плодородия 50 процентов затрат, произведенных ими на эти цели, компенсируются государством;

в полном объеме за счет земельного налога содержание и ремонт мелиоративных систем в остальных регионах, а также проектно-изыскательские работы по землеустройству и 70-80 процентов стоимости работ по использованию торфа при оплате остальной части стоимости землепользователями.

Финансирование других видов работ будет осуществляться в соответствии с порядком, разработанным заинтересованными министерствами и ведомствами.

2. Землепользователи при заключении в соответствии с действующим законодательством договоров на продажу сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд принимают обязательства по дополнительной продаже в течение 3-5 лет продукции в зависимости от размеров произведенных государством затрат на повышение плодородия почв в их хозяйствах.

3. Предусмотреть первоочередное выполнение работ по повышению плодородия почв, финансируемых государством, а также увеличение их объемов для землепользователей, принимающих обязательства (на договорной основе) увеличить производство и продажу определенной сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд.

4. Определить, что землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектами землеустройства мероприятия и другие обязательные требования по повышению плодородия почв, лишаются государственной поддержки в финансировании этих работ, а в случаях обработки земельных участков способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, несут ответственность в соответствии с земельным законодательством, вплоть до прекращения права на пользование землей.

5. Выполнение мероприятий по рекультивации нарушенных и восстановлению загрязненных земель производится за счет средств виновных организаций, предприятий и других юридических лиц. При невозможности проведения указанных мероприятий за счет виновных и в случае стихийных бедствий местным органам исполнительной власти рекомендуется вносить предложения об источниках средств на эти цели.

6. Финансирование мероприятий по защите земель от радиоактивного загрязнения осуществляется по особой программе.


Техническое обеспечение


Для широкого внедрения почвозащитных технологий переоснастить земледелие высокопроизводительными машинами бессцепочного типа нового поколения, ускорить выпуск плугов-рыхлителей без оборота пласта, плоскорезов-щелевателей, чизельных плугов и культиваторов, чизелей-глубокорыхлителей, а также стерневых сеялок-культиваторов.

Предусмотреть увеличение производства сеялок прямого высева зерновых культур, культиваторов-гребнеобразователей для широкого внедрения гребневой технологии.

Возрастающие объемы осуществления противоэрозионных мероприятий требуют ускорения разработки и поставки комплекса машин для выполнения всех операций с учетом почвенно-климатических и зональных особенностей, в том числе для работы на склоновых землях. Особое внимание уделять обеспечению выполнения почвозащитных приемов.

Предусмотреть ускорение разработки, организовать производство и поставку комплекса машин и орудий для выполнения лесомелиоративных работ.

Ускоренное решение проблемы снижения переуплотнения почв тяжелой сельскохозяйственной техникой осуществить не только путем совершенствования отдельных моделей машин, но и широким перевооружением всего машиннотракторного парка. В парке тракторов общего назначения необходимо обеспечить достаточное количество гусеничных машин.

Для мелиоративной обработки засоленных и с солонцовыми комплексами земель предусмотреть увеличение выпуска рыхлителей, плантажных плугов и комбинированных машин.

Обеспечить разработку и освоить серийное производство новых конструкций машин по улучшению природных кормовых угодий.

Уточнить системы машин, обеспечивающих эффективное выполнение комплекса мелиоративных работ, совершенствовать дождевальную технику, организовать производство машин и механизмов нового поколения, отвечающих мировым требованиям.

Для применения удобрений, мелиорантов и других средств химизации в запланированных объемах, повышения их эффективности организовать производство и обеспечить поставку необходимого количества соответствующих технических средств. Предусмотреть создание и освоение производства машин с пневматическими распределительными системами, обеспечивающими высокое качество работ, применение большегрузных самоходных средств, имеющих ходовые системы с низким удельным давлением на почву и работающих на повышенных скоростях. Обеспечить более широкое применение автоматизированного управления процессами распределения удобрений по полю, поливными стационарными системами для внесения жидких удобрений. Для химической защиты растений создать высокопроизводительные широкозахватные машины, работающие в режиме малообъемного опрыскивателя.

Осуществление технического обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв определяется программой развития машиностроения для агропромышленного комплекса России (таблица 12).

Реализация намеченных мероприятий по переоснащению сельскохозяйственного производства новой высокопроизводительной техникой позволит повысить технологический уровень земледелия, улучшить использование земельных ресурсов, обеспечить воспроизводство почвенного плодородия.


Основные направления научно-исследовательских работ по проблемам повышения плодородия почв


В целях повышения плодородия почв и продуктивности сельскохозяйственных угодий Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств, республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований обеспечить в 1992-1996 годах проведение исследований по следующим важнейшим проблемам*:

системы управления процессами почвообразования и формирования высокоплодородных почв в условиях роста антропогенной нагрузки и интенсификации земледелия;

разработка научных основ формирования экологически сбалансированных агроландшафтов и систем земледелия, методы их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасные, энергосберегающие технологии воспроизводства плодородия почв и комплексы агрофильных технических средств для их осуществления;

методы комплексных мелиораций, экологически безопасные системы земледелия и интенсивные ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;

экспертные и информационно-советующие системы управления плодородием почв и агротехнологии с учетом экологических и экономических ограничений;

технология и средства возделывания сельскохозяйственных культур, влияющие на снижение поступления радионуклидов и тяжелых металлов, пестицидов, нитратов и других токсичных веществ в продукцию растениеводства;

агрометеорологическое обеспечение повышения продуктивности земель и охраны окружающей среды с учетом возможного изменения климата;

теория и методы современного полевого агроэкологического эксперимента, унифицированная информационно-измерительная система и технические средства сбора, обработки и хранения экспериментальных данных;

теоретические основы оценки и прогнозирования агроэкосистем с целью обеспечения экологически безопасных технологий воспроизводства плодородия почв, а также снижения воздействия антропогенных и техногенных факторов на окружающую среду, получение экологически чистой продукции;

модели оптимательных лесомелиоративных комплексов для лесостепных и степных зон России, концепция адаптивного лесоаграрного использования деградированных и опустыненных территорий на основе лесной и других видов мелиорации;

система эффективных мероприятий по предотвращению и борьбе с засолением и заболачиванием орошаемых земель, способы утилизации загрязненных коллекторно-дренажных вод, включая очистку и повторное их использование;

система мониторинга эколого-мелиоративного состояния орошаемых земель;

экономический механизм реализации комплексной программы повышения плодородия почв России в условиях рыночных отношений;

подготовка и переподготовка кадров по проблемам повышения плодородия почв и ландшафтному земледелию.

Проводимые научные исследования должны носить комплексный характер и объединять для решения поставленных задач усилия ученых различных направлений. Предусмотреть высокий уровень научного обеспечения земледелия и интеграции науки с производством.

К выполнению научно-исследовательских работ привлечь научные организации и учреждения Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, высшие учебные заведения и другие учреждения и организации. Примерная стоимость научно-исследовательских работ составит около 930 млн. рублей, в том числе НИОКР - 831,5 млн. рублей.

Результаты исследований использовать для проектирования и освоения систем земледелия нового поколения, обеспечивающих значительное и стабильное повышение продуктивности пашни и других угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережения, охрану природной среды в условиях многоукладной экономики.


Организационно-правовое обеспечение


В целях реализации Программы предусмотрено выполнить следующий комплекс организационно-правовых мер:

1. Разработать в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях на основе Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России региональные программы с установлением объемов работ и их ежегодного финансирования.

Создать при органах государственного управления агропромышленным комплексом республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований координационные группы по контролю за реализацией разработанных программ.

2. Обеспечить разработку нормативно-правовых документов по изучению и картографированию почв, определению их загрязнений и иных последствий негативных процессов, а также по экологически безопасным методам и технологиям восстановления плодородия почв.

3. Разработать порядок финансирования работ по выполнению Программы повышения плодородия почв России и экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

4. Включить в государственную отчетность основные показатели выполнения Программы повышения плодородия почв России.

Реализация настоящей Программы позволит приостановить процесс снижения уровня плодородия почв, ослабить воздействие негативных факторов ухудшения земель, повысить устойчивость развития сельскохозяйственого производства.


Таблица 1


Объемы работ по лесомелиорации


                                                                 (тыс.га)
-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  | год  | год
-------------------------------------------------------------------------
      Полезащитные лесные полосы         72    17    18     18     19
      Пастбищные фитомелиоративные      296    70    74     74     78
      насаждения
      Противоэрозионные овражно-        153    33    40     40     40
      балочные насаждения
      Рубки ухода в полезащитных        265    50    67     67     81
      лесных полосах
      Реконструкция полезащитных         11     2     3      3      3
      полос
      Стоимость проведения комплекса    406    92   104    104    106
      лесомелиоративных мероприятий
      (в ценах 1991 г.), млн.рублей

Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральная служба лесного хозяйства России, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 2


Противоэрозионные гидротехнические мероприятия


-------------------------------------------------------------------------
                               | Единица |1992-|     В том числе
                               | измере- |1995 |-------------------------
                               |   ния   |годы,| 1992|1993 |1994 | 1995
                               |         |всего| год |год  |год  | год
-------------------------------------------------------------------------
    Водозадерживающие сооруже-
    ния:
      валы                      пог.м     3680   850   890   930   1010
      плотины                   штук      1650   350   380   425    495
      лиманы                    км       62680 14380 15050 16130  17120
    Водонаправляющие сооружения пог.км    2530   585   615   650    680
    Водосборные сооружения      штук      3750   860   895   975   1020
    Донные сооружения             "      32900  7130  7850  8570   9350
    Террасирование крутых
    склонов                     тыс.га      54    10,5  12    15     16,5
    Выполаживание склонов,
    оврагов, промоин              "         31     6,5   7,5   8,3    8,7
    Противоселевые и противо-
    оползневые сооружения         "          9     2     2,1   2,3    2,6
    Береговые сооружения          "        432    97   103   112    120
    Дамбы-перемычки             пог.км     680   135   155   180    210
    Стоимость проведения
    противоэрозионных гидро-
    технических мероприятий
    (в ценах 1991 г.)           млн.руб.   671   143   158   174    196

Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 3


Объемы внесения органических удобрений и комплексного агрохимического окультуривания полей


-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  | год  | год
-------------------------------------------------------------------------
      Внесение органических удоб-
      рений, млн.тонн                  2071    300   573    589     609
      Комплексное агрохимическое
      окультуривание полей,           14701   2500  3873   4045    4282
      тыс.га

Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Объемы применения минеральных удобрений в 1995 году


тыс.тонн (в действующем веществе)

-------------------------------------------------------------------------
       Минеральные   |         В том числе               |Норма внесения
       удобрения,    |-----------------------------------| кг/га пашни
          всего      |азотные|фосфорные|калийные|фосмука |
---------------------+-------+---------+--------+--------+---------------
           16489     | 6866  |  5677   |  3250  |  695   |      127

Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, компания "Росагрохим", органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 4


Объемы агрохимических работ


-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  |  год |  год
                                      |     |      |      |      |
------------------------------------------------------------------------
      Известкование кислых почв,       23110  4000   5950   6380   6780
      тыс.га
      Фосфоритование почв, тыс. га      9364  2000   2354   2454   2556
      Гипсование солонцовых почв,
      тыс.га                             852   170    224    227    231
      Мелиоративная обработка солон-
      цовых почв, тыс.га                1650   300    450    450    450
      Комплекс работ по торфу и
      сапропелям, млн. тонн              338,8  50     90,3   95,3  103,2
      Первичное окультуривание,
      млн. руб.                          280    70     70     70     70
      Агрохимические обследования,
      млн. руб.                         1308   280    310    343    375
      Стоимость агрохимических работ
      (в ценах 1991 г.), млн.руб.,     14160  3190   3420   3640   3910
        в том числе для крестьянских
        (фермерских) хозяйств           2700   480    600    720    900

Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, ассоциация "Ростоппром", органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 5


Объемы производства и поставки известковых удобрений


(тыс.тонн)

-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  |  год | год
                                      |     |      |      |      |
-------------------------------------------------------------------------
      Известковые удобрения, всего,    146440 24350  37670  40660  43650
        из них:
        мука известняковая, всего,     105245 14985  27265  30090  32905
        в том числе:
      Концерн "Цемент"                 8290   1230   1910   2350   2800
      Концерн "Росрудпром"             3120   780    780    780    780
      Государственный комитет Россий-
      ской Федерации по промышленной
      политике:
        департамент химической и
        нефтехимической промышлен-
        ности                          2165   395    540    590    640
        департамент металлургии        750    ---    250    250    250
        корпорация "Трансстрой"        1280   290    310    330    350
      Концерн "Нефтегазстрой"          650    100    120    170    260
      Минатом России                   2230   500    560    570    600
      Акционерное общество
      "Росстром",                      70315  9085   18925  25580  21725
        в том числе:
        Судогорское карьероуправ-
        ление                          9000   1700   2300   2500   2500
        Гремячевский горно-обога-
        тительный комбинат             6050   750    1700   1800   1800
        Концерн "Россевзапстрой"       3365   695    780    890    1000
        Концерн "Росюгстрой"           485    85     120    120    160
        Концерн "Росавтодор"           2270   340    400    600    930
      Министерство сельского хозяй-
      ства и продовольствия
      Российской Федерации             4510   660    1100   1250   1500
      Компания "Моспромстроймате-
      риалы"                           2740   340    650    750    1000
      Ассоциация "Мособлстройма-
      териалы"                         2875   465    760    800    850
      Ленсовет                         200    20     60     60     60
      Известьсодержащие отходы
      промышленности, всего,           19571  4096   5105   5155   5215
        в том числе:
      Концерн "Цемент" (цементная
      пыль)                            118    250    310    310    310
      Концерн "Росрудпром" (отходы
      доломитов)                       3000   750    750    750    750
      Государственный комитет
      Российской Федерации по
      промышленной политике
        (шлаки металлургические)       3105   345    920    920    920
        (белитовая пыль)               105    ---    35     35     35
      Министерство сельского хо-
      зяйства и продовольствия
      Российской Федерации
      (дефекат)                        10091  2351   2560   2580   2600
      Минатом России (отходный мел)    910    190    230    240    250
      Компания "Росагрохим" (отходный
      мел)                             1180   210    300    320    350
      Местные известковые материалы
      Министерство сельского хозяй-
      ства и продовольствия
      Российской Федерации             21514  5269   5300   5415   5530

                Кроме того, межгосударственные поставки

      Витебское объединение
      "Доломит" (Беларусь)
      (доломитовая мука)               1795   295    500    500    500
      Акмянское объединение "Строй-
      материалы" (Литва) (известня-
      ковая мука)                      135    15     30     40     50
      Эстонэнерго (сланцевая зола)     2740   340    800    800    800

Ответственные за исполнение: Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 6


Объемы поставки фосфогипса сельскому хозяйству


(тыс.тонн)

-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  |  год |  год
                                      |     |      |      |      |
-------------------------------------------------------------------------
      Фосфогипс, всего,                6672   607    1755   2055   2255
        в том числе:
      Российская агрохимическая
      компания "Росагрохим"            5722   407    1505   1805   2005
      Государственный комитет
      Российской Федерации по про-
      мышленной политике               950    200    250    250    250

                Кроме того, межгосударственные поставки

      Гомельский химический завод
      (Беларусь)                       300    ---    100    100    100
      Целинный горно-химический
      комбинат (Казахстан)             380    80     100    100    100
      Джамбулский суперфосфатный
      завод (Казахстан)                148    13     45     45     45

Ответственные за исполнение: Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 7


Объемы работ по мелиорации земель


-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  |  год |  год
                                      |     |      |      |      |
-------------------------------------------------------------------------
      Комплексная реконструкция оро-
      шаемых земель, тыс. га           670    100    140    186    244
      Строительство и переустройство
      дренажа на существующих ороша-
      емых землях, тыс. га             135    15     30     40     50
      Замена вышедших из строя
      трубопроводов на оросительной
      сети, км                         7400   800    1840   2200   2560
      Реконструкция и восстановление
      осушительных систем, тыс. га     325    40     70     100    115
      Орошение земель, тыс. га         440    66     105    128    141
      Осушение земель, тыс. га         460    61     110    139    150
      Обводнение пастбищ, включая
      реконструкцию сооружений на
      ранее обводненных пастби-
      щах, тыс. га                     3200   500    780    890    930
      Капитальные вложения на мелио-
      рацию земель (в ценах 1991 г.),
      млн. руб. (бюджетное финансиро-
      вание), всего,                   13240  2140   3400   3700   4000
        в том числе на работы по по-
        вышению технического уровня
        и улучшению мелиоративного
        состояния существующих
        мелиорированных земель,
        млн. руб.                      7200   1200   1800   2000   2200
        из них для крестьянских
        (фермерских) хозяйств          2100   300    540    600    660
      Стоимость содержания и ре-
      монта мелиоративных систем
      (в ценах 1991 г.), млн. руб.     4460   1060   1100   1150   1150

Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 8


Объемы работ по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий и освоению новых земель


-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  |  год |  год
                                      |     |      |      |      |
-------------------------------------------------------------------------
      Коренное улучшение сельскохо-
      зяйственных угодий и освоение
      новых земель, включая культур-
      технические работы, тыс. га      5400   860    1310   1510   1720
      Стоимость работ по коренному
      улучшению сельскохозяйственных
      угодий и освоению новых земель
      (в ценах 1991 г.), млн. руб.     5690   910    1380   1600   1800
        в том числе для крестьянских
        (фермерских) хозяйств          1200   140    250    360    450

Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 9


Объемы работ по улучшению и рекультивации нарушенных земель

(тыс. га

                                                     -----------------

млн. руб.

в ценах 1991 года)

-------------------------------------------------------------------------
                                      |1992-|        В том числе
                                      |1995 |----------------------------
                                      |годы,| 1992 | 1993 | 1994 | 1995
                                      |всего| год  | год  |  год |  год
                                      |     |      |      |      |
-------------------------------------------------------------------------
      Рекультивация нарушенных земель,
      всего,                           384    95,7   96     96,3   96
                                       ----   -----  ----   -----  -----
                                       1936,1 482,6  484    485,2  484,3
        в том числе:
        земельных участков, пользова-
        ние которыми прекращено        12,5   2,5    2,9    3,3    3,8
                                       ----   ----   ----   ----   ----
                                       63,8   12,8   14,8   16,8   19,4
      Улучшение (землевание) мало-
      продуктивных сельскохозяйст-
      венных угодий снятым плодород-
      ным слоем почвы                  34,6    8     8,4    8,9    9,3
                                       ----   ----   ----   ----   ----
                                       154,2  35,7   37,5   39,7   41,3

Ответственные за исполнение: Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации и другие министерства и ведомства.


Таблица 10


Объемы работ по восстановлению земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами


-------------------------------------------------------------------------
                            | Единица |1992-|        В том числе
                            |измерения|1995 |----------------------------
                            |         |годы,| 1992 | 1993 | 1994 |  1995
                            |         |всего| год  | год  |  год |  год
-------------------------------------------------------------------------
      Восстановление земель,
      загрязненных нефтью и
      нефтепродуктами (с ис-
      пользованием препара-
      та "Микромицет")        тыс. га   2,4   0,02   0,72   1,42   2,4
      Стоимость работ         млн. руб. 91,2  0,4    14,4   28,4   48

      Примечание. Исполнитель работ по восстановлению земель,  загрязнен-
ных нефтепродуктами, -  предприятие "Биолант" (Калининградская область).

                                                               Таблица 11

          Объемы финансирования работ по повышению плодородия
                        почв на 1992-1995 годы**

                                         (млн. рублей, в ценах 1991 г.)
      Агрохимические работы, всего,                          14160
        в том числе агрохимические обследования,
        составление и выдача проектно-сметной документации   1308
      Противоэрозионные мероприятия, всего,                  1076
        в том числе строительство противоэрозионных
        гидротехнических сооружений                          670
        лесомелиоративные работы                             406
      Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий
      и освоение новых земель                                5690
      Мелиорация земель, всего,                              13240
        в том числе комплекс работ по повышению
        технического уровня и улучшению мелиоративного
        состояния существующих мелиорированных земель        7200
      Содержание и ремонт мелиоративных систем               4460
      Улучшение, восстановление нарушенных и
      загрязненных земель, всего,                            2181
        в том числе:
        рекультивация нарушенных земель                      1936
        улучшение (землевание) малопродуктивных
        сельскохозяйственных угодий плодородным слоем
        почвы                                                154
        восстановление земель, загрязненных нефтью и
        нефтепродуктами                                      91
      Создание производственной базы, всего,                 3450
        в том числе:
        строительство резервных баз и прирельсовых
        складов минеральных удобрений и других средств
        химизации                                            2000
        развитие строительной индустрии и базы
        водохозяйственных организаций                        1200
        строительство и расширение базы предприятий
        лесного хозяйства                                    250
      Научное обеспечение Программы                          930
      Проектно-изыскательские работы по землеустройству      2000
      Разработка экономического механизма и нормативно-
      методического обеспечения реализации Программы,
      экологическая экспертиза, обследования на тяжелые
      металлы, токсиканты, радионуклиды                      25

Ответственные за исполнение: Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.


Таблица 12

Перечень технических средств для реализации работ, предусмотренных Программой


-------------------------------------------------------------------------
                          |Техничес-|      В том числе   |Прогноз|Затраты
                          |кие сред-|--------------------|постав-|на
                          |ства,    |постав-|подле-|под- |ки тех-|НИОКР
                          |всего    |лено   |жит   |лежит|ничес- |(в це-
                          |(виды ма-|машин  |замене|моде-|ких    |нах
                          |шин)     |по сос-|      |рни- |средств|1991
                          |         |тоянию |      |заци-|на     |год)
                          |         |на 01. |      |и,ра-|01.12. |млн.
                          |         |06.1992|      |зра- |1995 г.|руб.
                          |         |       |      |ботке|       |
-------------------------------------------------------------------------
      Машины для основной
      обработки почвы         53       25      3     16     31      16,7
      Машины для поверх-
      ностной обработки
      почвы                   52       53      3     10     25      23,5
      Машины для защиты
      почвы от ветровой
      эрозии                  38       12      2     9      15      13,2
      Машины для мелиора-
      тивных работ            64       32      4     9      36      48,1
      Машины для защит-
      ного лесоразведения     8        3       --    2      5       2,3
      Машины для подготов-
      ки и внесения ми-
      неральных удобрений     80       24      2     6      24      13,0
      Машины для подготовки
      и внесения органичес-
      ких удобрений           40       18      3     12     18      8,9

Ответственные за исполнение работ по замене и модернизации машин: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по машиностроению.


------------------------------

* Темы научных разработок и их стоимость уточняются в годовых программах работ.

** Объемы и источники финансирования уточняются в годовых программах работ.



Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1992 г. N 879 "О Государственной комплексной программе повышения плодородия почв России"


Текст постановления опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. N 23 ст. 2016


Актуальный текст документа