Приказ Минприроды РФ от 26 июля 1994 г. N 233 "О проведении эксперимента по развитию экологического страхования"

Приказ Минприроды РФ от 26 июля 1994 г. N 233
"О проведении эксперимента по развитию экологического страхования"


В целях усиления роли экологического страхования в прогнозировании, предотвращении и ликвидации последствий экологических аварий, расширения возможностей внебюджетного финансирования и укрепления финансовой базы территориальных природоохранных органов для развития экологического страхования и во исполнение приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.94 г. N 86 "О подготовке проведения эксперимента по внедрению экологического страхования" и приказа от 25.04.94 г. N 93 "О проведении эксперимента по усилению хозяйственной самостоятельности и расширению внебюджетного финансирования территориальных органов Минприроды России" приказываю:

1. Провести в 1994-1995 гг. эксперимент по развитию экологического страхования в регионах (Приложение 1).

ГАРАНТ:

Приказом Минприроды РФ от 8 мая 1996 г. N 200 срок действия эксперимента по развитию экологического страхования продлен до 31 декабря 1996 г.


2. Утвердить "Положение о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования" (Приложение 2).

3. Образовать из числа специалистов Минприроды России и (по согласованию) представителей территориальных органов, других ведомств, страховых и научных организаций рабочую группу по проведению эксперимента по развитию экологического страхования (Приложение 3).

4. Рекомендовать администрациям совместно с территориальными комитетами охраны природы, участвующими в эксперименте, обеспечить организационную и научно-методическую поддержку конкретных работ, проводимых в рамках эксперимента.

5. Рекомендовать руководителям территориальных экологических фондов и ФЭФ России принять участие в финансировании работ, связанных с проведением эксперимента.

6. Разрешить руководителю рабочей группы В.Л.Грошеву дополнительно включать в состав участников эксперимента регионы по мере поступления от их администраций официальных писем, подтверждающих это участие, и при необходимости специалистов в состав рабочей группы.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.А.Аверченкова.


Министр

В.И.Данилов-Данильян


Приложение 1

к приказу Минприроды РФ

от 26 июля 1994 г. N 233


Регионы, на базе которых проводится эксперимент по развитию экологического страхования


Архангельская область,

Астраханская область,

Волгоградская область,

Вологодская область,

Ивановская область,

Иркутская область,

Краснодарский край,

Ленинградская область,

Нижегородская область,

Новосибирская область,

Пермская область,

г. Санкт-Петербург,

г. Саратов,

Сергиево-Посадский район Московской области,

г. Электросталь Московской области.


Заместитель начальника
Главного управления
экономики природопользования

В.Л.Грошев


Приложение 2

к приказу Минприроды РФ

от 26 июля 1994 г. N 233


Положение
о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования


1. Общие положения


1.1. Эксперимент осуществляется на основе Законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", "О страховании", Типового положения о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации и во исполнение приказа Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 30.03.94 N 86 и приказа от 05.04.94 N 93.

1.2. Целью проведения эксперимента является обеспечение компенсаций пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды, получение дополнительных финансовых средств для осуществления природоохранной деятельности, а также создание условий для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий, разработка и апробация системы научно-организационных, экономических, технико-планировочных и эколого-просветительских мероприятий, направленных на укрепление финансовой базы природоохранных служб и экономическое стимулирование привлечения для охраны окружающей среды средств коммерческих структур.

1.3. Объектами эксперимента являются субъекты Федерации, на территориях которых страховые организации и взаимодействующие с ними в условиях эксперимента территориальные экологические и страховые фонды, природоохранные органы и природопользователи осуществляют мероприятия по развитию экологического страхования.

1.4. Эксперимент проводится в течение двух лет в 3 этапа:

1 этап - анализ имеющегося опыта внедрения добровольного экологического страхования; подготовка научно-технического обоснования работ, проводимых в рамках эксперимента, разработка проектов региональных нормативных документов, обеспечение технических условий проведения эксперимента, принятие временных нормативно-правовых документов на региональном уровне;

2 этап - апробация разработанных временных документов (решений) с предварительным анализом результатов эксперимента;

3 этап - подготовка проектов нормативно-методических документов на федеральном уровне и доклада руководству министерства.


2. Основные задачи эксперимента


2.1. Основными задачами эксперимента являются:

- укрепление и развитие системы добровольного экологического страхования в регионах;

- экспериментальная апробация элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне;

- поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования;

- разработка регионального механизма отнесения экологических страховых платежей предприятий и организаций к природоохранным мероприятиям, засчитываемым в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды;

- разработка механизма взаимодействия территориальных органов охраны природы, администраций, предприятий и страховщиков в проведении экологического аудирования предприятий и производств, определение ставок и способов уплаты страховых взносов и организации превентивных природоохранных работ;

- формирование требований к получению страховщиками лицензий на проведение операций экологического страхования и организация обучения специалистов в области экологического страхования;

- подготовка предложений по организации единой федеральной системы экологического страхования;

- расширение эколого-просветительской деятельности по внедрению добровольного экологического страхования.

Предполагается разработать финансовый механизм поступления и расходования средств, полученных в ходе эксперимента.


3. Организационно-методическое и научное обеспечение


3.1. Организацию работ по эксперименту осуществляет Минприроды России при участии администраций регионов и территориальных органов охраны природы.

3.2. Методическое руководство работами осуществляет Главное управление экономики природопользования Минприроды России.

3.3. На основании данного Положения руководителями страховых организаций, участвующих в эксперименте, совместно с Минприроды России подготавливается и утверждается Программа работ (Приложение 4), определяющая этапы проведения эксперимента и объемы его финансирования. Страховыми организациями по согласованию с территориальными органами Минприроды России подготавливаются и выносятся на утверждение администраций регионов документы, определяющие порядок проведения эксперимента в регионе (включающих перечень предприятий и производств, участвующих в региональной системе экологического страхования). Порядок проведения конкретных работ и взаимодействие участников эксперимента определяется дополнительными соглашениями и договорами.

3.4. Научное обеспечение эксперимента и консультации осуществляют ИПР РАН, НИФИ Минфина России, ГУКЦ, ИЭПП, НИЦ "Экобезопасность" Минприроды России, Всероссийский союз страховщиков с привлечением специалистов других научных учреждений и организаций.


4. Финансовое обеспечение


4.1. Финансовое обеспечение эксперимента осуществляется за счет средств государственного бюджета, ФЭФ, территориальных экологических и страховых фондов, бюджетных и внебюджетных средств администраций, страховых организаций.


5. Результаты эксперимента


5.1. В результате эксперимента предполагается подготовить пакет нормативно-методических документов по:

- регулированию финансово-экономических отношений страховых организаций с взаимодействующими с ними территориальными экологическими и страховыми фондами, природоохранными органами и предприятиями;

- определению механизма отнесения экологических страховых платежей предприятий и организаций к природоохранным мероприятиям, засчитываемым в счет части платежей за загрязнение окружающей природной среды;

- регулированию порядка внебюджетного финансирования природоохранных мероприятий в регионах с учетом внедрения на их территории экологического страхования;

- определению механизма апробации отдельных элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне;

- расширению эколого-просветительской деятельности по внедрению экологического страхования;

- определению взаимодействия территориальных природоохранных органов со страховыми организациями и фондами.

5.2. Результаты эксперимента рассматриваются руководством Минприроды России по промежуточному отчету во II кв. 1995 г. и по докладу рабочей группы в 1 кв. 1996 г.


Начальник отдела -
заместитель начальника
Главного управления экономики
природопользования,
руководитель рабочей группы
по подготовке и проведению эксперимента

В.Л.Грошев


Приложение

к Положению о порядке проведения эксперимента

по развитию экологического страхования


Программа
работ по проведению в 1994 - 1995 гг. эксперимента по развитию экологического страхования


  /---------------------------------------------------------------------\
  |Содержание работы            |Исполнитель      |  Срок     | Стои-   |
  |                             |                 |выполнения | мость,  |
  |                             |                 |           | тыс.руб.|
  \---------------------------------------------------------------------/
                   I. Организация эксперимента

    1. Разработка требований к    Росстрахнадзор,   III-IV кв.   50000
    содержанию документации,      Минприроды РФ,    1994 г.
    представляемой для получения  ИПР РАН, НИФИ,
    лицензии на проведение опе-   Страховые ком-
    раций обязательного экологи-  пании
    ческого страхования

    2. Подготовка экспресс-ин-    НИЦ "Экобезопас-  III-IV кв.   30000
    формации о состоянии работ    ность, ИПР РАН,   1994 г.
    по осуществлению доброволь-   НИФИ, Страховая
    ного экологического страхо-   компания
    вания в регионе

    3. Организация консультаций   ГУКЦ Минприроды   IV кв.1994 г.30000
    и обучения специалистов ре-   России, ИПР РАН,  I-II кв.
    гиона работе в области эко-   НИФИ, Учебный     1995 г.
    логического страхования,      центр Всероссий-
    включая работу с программным  ского союза
    обеспечением экологического   страховциков
    страхования

    4. Обучение представителей    ГУКЦ Минприроды   III-IV кв.   70000
    страховых компаний на базе    России            1994 г.
    учебных центров в Мюнхене и
    Всероссийского союза стра-
    ховщиков

    5. Подготовка решений админи- Администрация     III-IV кв.   10000
    страций территорий "О разви-  региона, ИПР      1994 г.
    тии системы обязательного     РАН, Страховая
    экологического страхования в  компания
    регионе"

    6. Подготовка пакета нормати- ИПР РАН, НИФИ,    IV кв.       30000
    вно-методических документов   Страховые ком-    1995 г.
    по созданию федеральной си-   пании, Минпри-
    стемы поддержки экологическо- роды РФ, Рос-
    го страхования, включая Закон   страхнадзор
    "Об обязательном экологическом
    страховании", для представле-
    ния в Правительство России

    7. Проведение межрегиональных ГУКЦ Минприро-    1994 г. -    40000
    семинаров и совещаний         ды России, НИЦ    1995 г.
                                  "Экобезопас-
                                  ность", НИФИ,
                                  ИПР РАН,
                                  ЦЭМИ РАН

    8. Подготовка и реализация    Комитеты по       1995 г.      40000
    пилотных проектов по государ- охране при-
    ственной поддержке экологи-   роды, ИПР РАН,
    ческого страхования в реги-   Администрация
    онах                          региона, Стра-
                                  ховая компания

                 II. Нормативно-методическое обеспечение

    9. Разработка Положения об    ИПР РАН, НИФИ     III-IV кв.   30000
    экологическом страховании и                     1994 г.
    аудировании в регионе, в
    том числе:

    - временные правила аудитор-  НИЦ ЭБ, МГУ,      август
    ской деятельности, связанной  ВНИИСЭ, ВСС        1994 г.
    с охраной окружающей среды в
    регионе, правила сертифика-
    ции предприятий;

    - региональная система при-   НИЦ ЭБ, МГУ,      сентябрь
    родоохранной нормативной до-  ВНИИСЭ, ВСС        1994 г.
    кументации;

    - система экологического      НИЦ ЭБ, МГУ,      сентябрь
    аудирования. Основные поло-   ВНИИСЭ, ВСС        1994 г.
    жения.

    10. Разработка Положения о    НИФИ, ИПР РАН,    IV кв.       30000
    правах и обязанностях страхов- Страховая        1994 г.
    щиков и страхователей, поряд-  компания
    ка и правил экологического
    страхования в регионе

    11. Рекомендации по разрабо-  ИПР РАН, НИФИ     IV кв.       50000
    тке группировочных показате-  ГосНИИОХТ,        1994 г.
    лей страховых событий         ЦЭМИ РАН,
                                  Страховая
                                  компания

    12. Создание классификатора   ИПР РАН, КОП,     IV кв.       90000
    экологически аварийно-опас-   ГосНИИОХТ,        1994 г.-
    ных производств и предприя-   Экоцентр ТЭК,     - II кв.
    тий в регионе, в том числе:   ВНИИСЭ            1995 г.

    - перечень страховых собы-    НИЦ ЭБ, МГУ       IV кв.
    тий, подлежащих доброволь-                      1994 г.
    ному и обязательному эколо-
    гическому страхованию на
    территории субъектов Россий-
    ской Федерации (типовой);

    - методические рекомендации   НИЦ ЭБ, МГУ       I кв.
    и нормативные оценки экологи-                   1995 г.
    ческого риска (экологической
    опасности) сложных техничес-
    ких систем, возможных чрез-
    вычайных ситуаций природоох-
    ранного и технического харак-
    тера (для целей экологического
    страхования);

    - нормативно-методическая до- НИЦ ЭБ, ЛОГУС     II кв.
    кументация по оценке экологи- ВНИИСЭ, Поли-      1995 г.
    ческого риска и вероятность   серт
    страхового события на террито-
    рии региона;

    - методика, нормативы, прог-  НИЦ ЭБ,ВНИКИ      I кв.
    рамма и процедура составления ВНИИСЭ, МГУ        1995 г.
    карт возникновения чрезвычай-
    ный экологических ситуаций

    13. Разработка методики опре- ИПР РАН, ИВП,     IV кв.       120000
    деления оценки убытка, причи- ЦЭМИ, ГИПЭ,       1994 г.
    няемого реципиентам в резуль- ИГКЭ Роском-
    тате аварийного загрязнения   гидромета,
    окружающей среды (атмосферы,  ВНИИГИМ,
    водных источников)            МИЦ "БТ", КОП

    14. Разработка методики оп-   ИЭПП Минприроды,  IV кв.       30000
    ределения оценки убытка, при- НИИАТ, НИЦ ЭБ,    1994 г.
    чиняемого реципиентам в резу- КОП
    льтате загрязнения среды про-
    мышленными и бытовыми отхода-
    ми и выбросами транспортных
    средств

    15. Создание методики опреде- НИФИ, ИПР РАН,    I - II кв.   50000
    ления ставок страховых взно-  ЦЭМИ РАН,         1995 г.
    сов по экологическому страхо- Страховая ком-
    ванию, в том числе:           пания

    - пакет методик и нормати-    НИЦ ЭБ, ЛОГУС     I кв.
    вов по определению ставок     ВНИИСЭ, Поли-      1995 г.
    страховых взносов             серт

    16. Разработка компьютерных   ИПР РАН, ЦЭМИ     IV кв. 94 г.  90000
    экспертных систем:            РАН, НПФ "Эко-    - II кв. 95 г.
                                  граф"

    - оценки убытков от аварий-   МИЦ "БТ",
    ного загрязнения атмосфер-    ВНИИГИМ, ИВП,
    ного воздуха предприятиями    ИГКЭ
    региона;

    - расчета величины необходи-
    мого резервного фонда стра-
    ховой компании
    в том числе:

    - системы компьютерных моде-  НИЦ ЭБ, ЛОГУС     IV кв.
    лей по оценке и компенсации   МГУ               1994 г.
    ущерба, наносимого окружающей
    природной среде, здоровью на-
    селения и имущественным ин-
    тересам юридических и физи-
    ческих лиц в результате не-
    гативного экологического
    воздействия

    17. Расчет величины убытков   ЦЭМИ РАН,         III-IV кв.   100000
    от загрязнения среды экологи- ИПР РАН, КОП,     1995 г.
    чески опасными предприятиями  Экоцентр ТЭК
    региона

    18. Расчет величины ставок    НИФИ, ИПР РАН,    III-IV кв.   80000
    страховых взносов по предприя-ЦЭМИ РАН,         1995 г.
    тиям региона (в разрезе отра- Страховая ком-
    слей)                         пания

    -------------------------------------------------------------------
                                  Итого:                         970000
    -------------------------------------------------------------------

Примечание 1


ИПР РАН - Институт проблем рынка РАН

ЦЭМИ РАН - Центральный экономико-математический институт РАН

НИФИ Минфина - Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России

НИЦ ЭБ - Научно-исследовательский центр "Экобезопасность" Минприроды России

НПФ "ЭкоГраф"- Научно-производственная фирма

ГИПЭ - Государственный институт прикладной экологии

ГУКЦ - Государственный учебно-консультационный центр Минприроды России

НИИАТ - НИИ автомобильного транспорта

ИЭПП Минприроды - Институт экономических проблем природопользования Минприроды России

ВНИИГИМ - Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации

МИЦ "БТ" - Межведомственный инженерный центр "Безотходные технологии"

ВСС - Всероссийский союз страховщиков

ГосНИИОХТ - Государственный НИИ органической химии и технологии

Экоцентр ТЭК - Экоцентр топливно-энергетического комплекса

ВНИИСЭ - Всероссийский НИИ судебной экспертизы

ИГКЭ - Институт глобального климата и экологии Роскомгидромета

ИВП - Институт водных проблем РАН

КОП - Территориальные комитеты по охране природы

МГУ - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова


Примечание 2

Программа работ одобрена совещанием по развитию экологического страхования в г. Электросталь Московской области 29.06.94 - 01.07.94 г.

финансирование осуществляется поквартально


Приложение 3

к приказу Минприроды РФ

от 26 июля 1994 г. N 233


Состав
рабочей группы по проведению эксперимента по развитию экологического страхования


Руководитель группы:

Грошев В.Л. - начальник отдела - заместитель начальника Главного управления экономики природопользования Минприроды России


Заместители руководителя группы:

Волков А.А. - заместитель начальника отдела кредитно-финансового механизма природопользования Главного управления экономики природопользования Минприроды России

Моткин Г.А. - старший научный сотрудник ИПР РАН


Секретарь группы:

Щепилова Т.А. - специалист 1-й категории Главного управления экономики природопользования Минприроды России


Члены группы:

Антошин В.Н. - вице-президент АСО "Защита"

Бугеда А.В. - президент страховой компании "НИКА"

Бурдинский В.И. - президент страховой компании "Экологическое равновесие"

Воронин В.И. - начальник отдела Генерального агентства Росгосстраха

Демьяненко П.А. - президент страховой компании "Мегус"

Никольский А.А. - директор Государственного учебно-консультационного центра

Коноплев В.П. - заведующий отделом аппарата Правительства Ленинградской области

Лавров В.Б. - президент АСО "Инрикос"

Матвеева И.Ю. - начальник отдела методологии страхования Росстрахнадзора

Морозов А.Г. - академик Российской экологической академии

Пылов К.И. - вице-президент Всероссийского союза страховщиков

Ярмак Л.П. - председатель Краснодарского краевого комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов


Заместитель начальника
Главного управления
экономики природопользования

В.Л.Грошев



Приказ Минприроды РФ от 26 июля 1994 г. N 233 "О проведении эксперимента по развитию экологического страхования"


Текст приказа официально опубликован не был


Приказом Минприроды РФ от 8 мая 1996 г. N 200 срок действия эксперимента по развитию экологического страхования продлен до 31 декабря 1996 г.





Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.