• ДОКУМЕНТ

Судомеханическая служба (п.п. 72 - 132)

Глава VII. Судомеханическая служба


72. Судомеханическая служба обеспечивает эксплуатацию судовых технических средств, находящихся в ее ведении. В службу входят судовые механики, электромеханики, механики рефрижераторных установок, механики по судовым системам, механики по ремонту оборудования, механики по крановому хозяйству, механики-наладчики и машинная команда. В машинную команду: мотористы (машинисты), котельные машинисты, помповые машинисты, слесари, токари, электрогазосварщики, электрики, машинисты рефрижераторных установок и машинисты рыбомучной установки.


Главный механик


73. Главный механик подчиняется капитану и является начальником судомеханической службы.

Главный механик ведает энергетической установкой, вспомогательными механизмами, судовыми системами, электрооборудованием, рефрижераторными установками, технологическим оборудованием, палубными механизмами и устройствами, техническими средствами борьбы за живучесть судна, средствами предотвращения загрязнения моря (своего заведования), средствами автоматизации и внутритрюмной механизации, средствами герметизации и затемнения машинных помещений, помещениями службы.

Указания и распоряжения главного механика по вопросам эксплуатации технических средств обязательны для всех членов экипажа.

74. Главный механик устанавливает режим работы энергетической установки в соответствии с правилами по ее эксплуатации. Никто не имеет права увеличивать установленный предел нагрузки энергетической установки, за исключением команд с мостика о форсировании хода.

75. Главный механик выполняет распоряжения капитана в части использования технических средств службы. Если выполнение распоряжения может вызвать повреждение технических средств, он должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию. О таких распоряжениях и предупреждениях должна быть соответствующая запись в машинном журнале.

76. Вывод из действия или изменение режима работы технических средств, вызывающие нарушение режима безопасной эксплуатации судна либо производственного процесса, производятся только с разрешения капитана. Если необходимость таких действий связана с предотвращением выхода из строя или исправлением повреждений, главный механик обязан доложить об этом капитану и действовать по его указанию. В экстренных случаях, исключающих возможность своевременного получения разрешения капитана, главный механик вправе действовать по своему усмотрению, поставив об этом в известность вахтенного помощника.

77. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технических средств, главный механик вправе отстранить его от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.

Обязанности

78. Общие:

(01) руководить работой специалистов службы; обеспечивать правильную эксплуатацию технических средств службы и поддержание их в надлежащем техническом состоянии;

(02) обеспечивать постоянную готовность всех технических средств борьбы за живучесть судна;

(03) контролировать соответствие применяемых топлив, смазочных материалов, а также присадок к топливам, маслам, котельной и охлаждающей воде установленным требованиям;

(04) планировать профилактические и ремонтные работы, организацию вахтенного обслуживания технических средств; контролировать своевременное предъявление технических средств к освидетельствованию надзорными органами;

(05) обеспечивать организацию и подготовку всех членов службы к борьбе за живучесть судна; во время судовых тревог непосредственно руководить действиями по борьбе за живучесть в помещениях службы;

(06) осуществлять контроль за своевременным составлением ремонтных ведомостей, снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями;

(07) выполнять конвенционные требования по предотвращению загрязнения морской среды;

(08) планировать проведение технической учебы;

(09) контролировать ведение машинного журнала, отчетной документации службы.

79. При приеме дел:

(01) потребовать от командного состава службы письменные рапорты о состоянии их заведований;

(02) принять все технические средства и помещения, находящиеся в ведении службы;

(03) ознакомиться с составом и укомплектованностью службы, состоянием технических средств, наличием запасных частей и другого имущества, топлива, масел, котельной воды, ходе ремонта, имевших место аварийных случаях и их последствиях;

(04) совместно со сдающим дела и в присутствии лиц, в чьем ведении находятся соответствующие технические средства, произвести их осмотр; при необходимости потребовать вскрытия, проверки в действии любого механизма или устройства;

(05) при необходимости потребовать подтверждения технического состояния гребных винтов, кормового дейдвудного уплотнения и руля путем водолазного осмотра или другими способами;

(06) проверить комплектность судовой отчетной и нормативной технической документации;

(07) прием-сдачу зафиксировать в машинном журнале за подписями сдающего и принимающего дела. Вновь назначенный главный механик вступает в должность с момента подписания машинного журнала с записью о приеме-сдаче капитаном судна.

80. В период эксплуатации:

(01) обеспечить подготовку службы к выходу в море, включая состояние технических средств и комплектацию специалистами. За 2 часа до выхода доложить капитану о готовности службы к рейсу, и за 15 минут - о готовности к отходу;

(02) следить за всеми изменениями условий плавания и принимать по службе меры предосторожности;

(03) в сложных условиях плавания (входе и выходе из порта, следовании в узкости, канале, в районе интенсивного судоходства, подходе к берегу и опасным местам, швартовных операциях и т.д.) находиться на посту управления энергетической установкой и руководить машинной вахтой. Если такое плавание длится продолжительное время, он может, с разрешения капитана, временно уйти из машинного отделения, оставив за себя старшего или второго механика;

(04) по вызову вахтенного механика немедленно прибыть на место и находиться там до тех пор, пока этого требует обстановка;

(05) при аварийных ситуациях находиться в машинном отделении на посту управления и руководить действиями службы.

81. При постройке и ремонте судна:

(01) при приемке нового судна обеспечить прием специалистами службы технических средств, документации, сменно-запасных частей, имущества, инструмента и инвентаря по заведованиям, руководствуясь условиями договора (контракта) на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами классификационных обществ и надзорных органов;

(02) после постановки судна в док (подъем на слип) и перед выходом из дока (спуска со слипа) совместно с капитаном и старшим помощником произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий и арматуры, движителей, дейдвудных уплотнителей, рулевого устройства, устройств коррозийной защиты;

(03) по своей службе принять все меры для обеспечения живучести судна; обеспечить контроль качества работ и соответствие их ремонтным ведомостям, проектам и чертежам; распределить специалистов службы для наблюдения за ремонтом; обеспечить приемку работ от судоремонтного предприятия и специалистов;

(04) лично присутствовать при пробных пусках главной энергетической установки после ремонта, а также обеспечить надлежащий контроль специалистов службы в период обкатки установки.


Старший механик


82. Старший механик является заместителем главного механика. В его ведении находятся главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.

Старший механик является непосредственным начальником всех механиков, за которыми закреплены в заведование вышеперечисленные технические средства.

83. Обязанности:

(01) обеспечивать надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств обеспечения живучести судна;

(02) распределять подчиненных по вахтам и работам; вести учет рабочего времени; обеспечивать безопасную организацию работ;

(03) контролировать наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы;

(04) планировать и проводить техническую учебу;

(05) контролировать качество ремонта технических средств, выполняемого предприятиями и судовыми специалистами;

(06) обеспечивать ведение технической документации; контролировать ведение машинного журнала и представлять на подпись главному механику. Старший механик вахт не несет. На судах, где нет главного механика, старший выполняет его обязанности.


Второй механик


84. Второй механик в необходимых случаях замещает старшего.

Второй механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние главных двигателей с обслуживающими их техническими средствами, воздушных компрессоров, систем сжатого воздуха и воздухоохладителей, главных водопроводов и редукторов с эластичными и разобщительными муфтами неэлектрического действия, движителей, механической части рулевого устройства, систем пожаротушения, находящихся в машинном отделении; аварийного оборудования (включая противохимическую вентиляцию, средства затемнения и герметизации), масляной системы и системы вдувной и вытяжной вентиляции, систем и устройств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия, грузоподъемных механизмов и устройств, клинкетных дверей и механической части их привода.

В его ведении находятся шланги и фильтры для приема смазочных масел, лаборатория анализа нефтепродуктов.

85. Обязанности:

(01) руководить подчиненными, распределять их по вахтам и работам, вести учет рабочего времени; обеспечивать безопасную организацию работ и проведение технической учебы;

(02) производить приемку (выдачу) смазочных масел; проводить водоподготовку и контроль качества охлажденной воды главного или всех двигателей при объединенной системе охлаждения;

(03) составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ; при ремонтах в машинном отделении лично руководить подъемом тяжеловесов; присутствовать при закрытии цилиндров главных двигателей, корпусов турбин и редукторов, сборке механизма изменения шага винта регулируемого шага, установке гребного вала и дейдвуда закрытии ступицы ВРШ и других главных механизмов, а также при их проворачивании и пробных пусках после ремонта; вести установленную техническую и отчетную документацию.

На судах, где нет механика по ремонту оборудования и рефрижераторного механика, второй механик выполняет их обязанности.

86. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или ЦПУ второй механик несет ходовую вахту с 00 до 04 и с 12 до 16 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) он несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.


Третий механик


87. Третий механик в необходимых случаях замещает второго механика. Третий механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние вспомогательных установок, цистерн котельной воды (при паровой главной энергетической установке), топливной системы и сепараторов, технических средств по очистке нефтесодержащих вод, средств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия.

В его ведении на судах с паровыми главными энергетическими установками находятся шланги для приема котельной воды, инструмент и приспособления котельной установки, лаборатории водоконтроля; топливные шланги (при любом типе главной энергетической установки).

88. Обязанности: руководить работой подчиненных, обеспечивая безопасность работ; составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонтных работ; на судах с паровыми главными энергетическими установками производить прием котельной воды, учет ее расхода, контроль качества воды и ее подготовку; составлять заявки на материально-техническое снабжение, вести учет сменно-запасных частей, инструмента и приспособлений; производить прием (передачу) топлива; вести установленную документацию.

На судах, где нет должностей электромеханика и четвертого механика, третий механик выполняет их обязанности.

89. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или ЦПУ третий механик несет ходовую вахту с 04 до 08 и с 16 до 20 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) он несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.


Четвертый механик


90. Четвертый механик в необходимых случаях замещает третьего механика.

Четвертый механик обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надежное техническое состояние вспомогательных котельных установок с обслуживающими их техническими средствами, опреснительных установок (при дизельных главных энергетических установках), механической части палубных и промысловых механизмов, лебедки контроля приборов орудий лова, механического машинного телеграфа, систем паротушения, балластно-осушительной, орошения и обмыва, спецобработки с эжекторами, насосами и арматурой, механического оборудования камбуза, прачечной, пекарни и медицинского пункта, двигателей спасательных шлюпок, установок уничтожения твердых отходов и обеззараживания сточных вод, средств автоматизации перечисленного оборудования неэлектрического (неэлектронного) действия.

На судах с дизельными главными энергетическими установками в его ведении находятся лаборатории водоконтроля, шланги приема котельной воды, специальный инструмент, приспособления и сменно-запасные части котельной установки.

91. Обязанности: руководить работой подчиненных, обеспечивая безопасную организацию работ; составлять ремонтные ведомости, контролировать сроки и качество ремонта; осуществлять совместно с четвертым электромехаником руководство по подготовке, контролю и работе фильтровентиляционных установок и системы вентиляции помещений, работающей в режиме герметизации по замкнутому циклу.

На судах, где нет механика по судовым системам, механика-наладчика по технологическому оборудованию, механика по крановому хозяйству, четвертый механик выполняет их обязанности.

92. На судах с постоянной вахтой в машинном отделении или ЦПУ четвертый механик несет ходовую вахту с 08 до 12 и с 20 до 24 часов, стояночные вахты. На автоматизированных судах (без постоянной вахты) он несет ходовые и стояночные вахты согласно графику.


Механик по ремонту оборудования


93. Механик по ремонту оборудования является начальником судовой ремонтной бригады и других выделенных ему специалистов.

В его ведении находятся судовые ремонтные мастерские, кузнечное и электрогазосварочное оборудование, материалы, запасные детали и документация.

Обязанности: обеспечивать безопасную организацию и выполнение ремонтных работ на судне и обслуживаемых в море судах; вести установленную техническую и отчетную документацию.


Механик по судовым системам


94. Механик по судовым системам обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние систем приема, перекачки и выдачи топлива и пресной воды систем питьевой и мытьевой воды, систем судового отопления, паропроводов, производственных помещений, балластной, фановой и сточной систем с обслуживающими их насосами, фильтрами, теплообменными аппаратами, контрольно-измерительными приборами и средствами автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия.

В его ведении находятся шланги для приема воды и топлива.

95. Обязанности: руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ; составлять ремонтные ведомости и контролировать сроки и качество ремонта; составлять заявки на снабжение и вести установленную документацию.

В необходимых случаях механик по судовым системам замещает четвертого механика.


Механик по крановому хозяйству


96. Механик по крановому хозяйству подчиняется главному (старшему) механику. В части производства он выполняет указания второго помощника и помощника капитана по производству.

Механик по крановому хозяйству обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние судовых кранов, самоходных и переносных средств внутритрюмной механизации и технических средств, обслуживающих их (исключая электрооборудование), средств автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия.

97. Обязанности: руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ; составлять ремонтные ведомости и контролировать сроки и качество ремонта; составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести установленную документацию.


Моторист самостоятельного управления судовым двигателем


98. Моторист в течение вахты самостоятельно управляет главными двигателями и другими техническими средствами. В его ведении, кроме главного двигателя, находятся технические средства осушения и системы, обеспечивающие работу главного двигателя. Моторист несет вахту, посменно чередуясь со своим помощником.


Помощник моториста самостоятельного управления судовым двигателем


99. Помощник моториста подчиняется мотористу и выполняет его обязанности на своей вахте.


Старший моторист (машинист)


100. Старший моторист (машинист) подчиняется второму механику.

Старший моторист (машинист) обязан обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу; механическую часть палубных и промысловых- механизмов, рулевого устройства; судовые системы и обслуживающие их механизмы и устройства; управлять всеми механизмами энергетической установки и системы; участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств; выполнять слесарно-монтажные работы; руководить работой мотористов (машинистов); нести вахту по расписанию.

На судах с многодвигательной главной установкой старший моторист несет вахту под руководством вахтенного механика.

На судах, где нет четвертого механика, он допускается к самостоятельной вахте в машинном отделении или ЦПУ под контроль и ответственность старшего механика.


Моторист (машинист) 1-го класса


101. Моторист (машинист) 1-го класса подчиняется второму механику. Он обязан обслуживать главные, вспомогательные механизмы и технические средства, их обслуживающие, и уметь управлять ими; знать расположение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими; участвовать в обслуживании и ремонте всех технических средств; нести вахту по расписанию.


Моторист (машинист) 2-го класса


102. Моторист (машинист) 2-го класса подчиняется второму механику. Он обязан знать устройство главных и вспомогательных механизмов, назначение и расположение трубопроводов и клапанов; обслуживать главные, вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу; принимать участие в обслуживании и ремонте всех технических средств; нести вахту по расписанию.


Моторист (машинист)


103. Моторист (машинист) подчиняется второму механику. Он обязан знать устройство и обслуживание вспомогательных механизмов, назначение и расположение трубопроводов и клапанов; принимать участие в обслуживании и ремонте всех технических средств; нести вахту по расписанию.


Старший котельный машинист


104. Старший котельный машинист подчиняется механику, ведающему котельной установкой. Он обязан управлять котельной установкой и обслуживающими ее техническими средствами; обслуживать системы, механизмы, контрольно-измерительные приборы и средства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, обслуживающие котельную установку; участвовать в обслуживании и ремонте котельной установки и технических средств, ее обслуживающих; руководить работами котельных машинистов; нести вахту по расписанию.


Котельный машинист


105. Котельный машинист подчиняется механику, ведающему котельной установкой. Он обязан знать устройство и уметь обслуживать главные и вспомогательные котельные установки и технические средства, их обслуживающие; принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной установки; нести вахту по расписанию.


Помповый машинист


106. Помповый машинист (донкерман) подчиняется механику по судовым системам, а на судах, где его нет,- главному (старшему) механику. В части грузовых операций подчиняется второму помощнику капитана. Он обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние грузовых и зачистных насосов, трубопроводов с соответствующей арматурой, системы запора уровня жидкого груза в танках, систем обогрева груза. В его ведении находятся грузовые и топливные шланги, шланговые лебедки, запасные части и специальный инструмент. Он обязан знать устройство и управление техническими средствами своего заведования; принимать участие в обслуживании и ремонте технических средств.


Слесарь-трубопроводчик


107. Слесарь-трубопроводчик подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет,- второму механику. Он обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние трубогибочного оборудования и других приспособлений и инструментов, используемых при трубопроводных работах; выполняет трубопроводные и слесарные работы; участвует в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.


Слесарь


108. Слесарь подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет,- второму механику. Он обязан содержать в надлежащем техническом состоянии инструменты и другое слесарное оборудование; выполнять слесарные и монтажные работы; участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.


Токарь


109. Токарь подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет,- второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежащее техническое состояние станков, оборудования механической мастерской и инструментов; выполнять станочные и слесарные работы; участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.


Электрогазосварщик


110. Электрогазосварщик подчиняется механику по ремонту оборудования, а на судах, где его нет,- второму механику. Он обязан обеспечивать надежную работу и надлежащее техническое состояние сварочного оборудования (без электрооборудования) и инструментов; выполнять электрогазосварочные работы; участвовать в работах по обслуживанию и ремонту технических средств.


Старший электромеханик


111. Старший электромеханик подчиняется главному (старшему) механику и является начальником электротехнического персонала.

В его ведении находятся: источники электроэнергии - основные (главные и вспомогательные генераторы на судах с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения), аварийные станции питания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства; электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем ДАУ и ДУ, всех видов сигнализации и защиты; сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения; электрическая часть рулевой установки (включая авторулевой), машинные телеграфы и аксиометры, телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы своего заведования, освещение, электрооборудование бытового назначения, материально-техническое снабжение и отчетность.

112. Обязанности:

(01) обеспечивать безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации; следить за режимом работы электромеханизмов; обеспечивать проведение технической учебы; контролировать ведение электротехнического журнала; вести учет рабочего времени;

(02) в сложных условиях плавания находиться в ЦПУ или у главного распределительного щита (ГРЩ) и руководить электромеханической вахтой. На судах со знаком автоматизации (А1, АЗ) находиться в ЦПУ или у пульта на мостике. Если такое плавание длится продолжительное время, он может с разрешения начальника службы временно покинуть пост, оставив за себя ответственного специалиста;

(03) перед отходом судна в рейс не позднее чем за 2 часа до отхода докладывать начальнику службы о готовности заведования;

(04) при подходе к промыслу обеспечить готовность к работе электротехнической части производственного оборудования;

(05) по вызову вахтенных (помощника, механика, электромеханика, электрика) немедленно прибыть на место и находиться там, пока этого требует обстановка;

(06) при назначении на судно принять от сдающего электрооборудование и средства автоматизации, сменно-запасные части, инструмент, инвентарь и документацию своего заведования. О приеме-сдаче составляется акт, и передача дел фиксируется в электротехническом журнале;

(07) при нахождении судна в ремонте обеспечить электробезопасность при снабжении береговой электроэнергией; при постановке в док или к причалу убедиться в заземлении заводом корпуса судна; контролировать параметры берегового напряжения и судовой сети.

113. На судах, где есть четвертый электромеханик, старший вахт не несет, а где его нет, он несет ходовые вахты с 08 до 12 и с 20 до 24 часов. На судах, где только один электромеханик, он выполняет обязанности старшего электромеханика.

114. Старший электромеханик по согласованию с начальником службы составляет расписание по заведованиям и имеет право на перераспределение обязанностей между своими подчиненными. На судах со знаком автоматизации (А1, АЗ) при отсутствии электротехнической вахты в машинном отделении (ЦПУ) он по согласованию с администрацией судна устанавливает режим работы электротехнического персонала.


Второй электромеханик по судовой автоматике


115. Второй электромеханик по судовой автоматике, электромеханик на судне со знаком автоматизации в необходимых случаях замещает старшего электромеханика.

Обязанности:

(01) обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей; систем ДАУ, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами и устройствами машинно-котельного отделения, производственных цехов и рефрижераторных установок, средств автоматизации систем и пультов управления механизмами общесудового назначения, систем централизованного контроля; всех устройств сигнализации, дистанционного измерения и защиты, обнаружения неисправностей и диагностирования, аппаратуры и приборов, регистрирующих ход технологических процессов, рулевой установки (включая авторулевой), машинных телеграфов и аксиометров, телефонии. В его ведении находятся помещения, запчасти, аппаратура, инструменты и имущество, относящиеся к электрооборудованию судна;

(02) руководить подчиненными, обеспечивать безопасную организацию работ и проведение технической учебы;

(03) планировать проведение ремонтов электрооборудования и средств автоматизации с составлением необходимой документации; составлять заявки на снабжение, обеспечивать его получение и хранение; вести установленную документацию.

Второй электромеханик по судовой автоматике ходовых вахт не несет, работает по графику, установленному старшим электромехаником; несет стояночные вахты (кроме судов со знаком автоматизации А1, АЗ).

116. На судах, где второго электромеханика по судовой автоматике нет, его обязанности распределяются следующим образом:

(01) второй электромеханик на судне со знаком автоматизации обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей: систем ДАУ, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами и устройствами машиннокотельного отделения; системы централизованного контроля; всех устройств сигнализации, дистанционного измерения и защиты, относящихся к энергетической установке; систем обнаружения неисправностей и диагностирования; регистрирующих приборов; рулевой установки, включая авторулевой, машинных телеграфов и аксиометров;

(02) третий электромеханик обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей: средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами рефрижераторных установок, средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами общесудового назначения, палубными и промысловыми механизмами; устройств сигнализации, дистанционного управления и измерения, относящихся к механизмам общесудового назначения, палубным и промысловым механизмам;

(03) четвертый электромеханик обеспечивает надежную работу и надлежащее техническое состояние электрических (электронных) частей средств автоматизации, систем и пультов управления механизмами производственных цехов, всей судовой телефонии.


Второй электромеханик


117. Второй электромеханик на судне со знаком автоматизации в необходимых случаях замещает второго электромеханика по судовой автоматике.

Обязанности: обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние основных источников электроэнергии (главных генераторов на судах с электродвижением, генераторов с автономным приводом и валогенератором на судах без электродвижения), гребных электродвигателей, систем, пультов управления, электромеханизмов и устройств гребной установки, электромагнитных муфт, электрооборудования подруливающих устройств, главного распределительного щита с сетями канализации тока, электрооборудования и электромеханизмов машинно-котельного отделения (без систем и средств автоматизации); руководить судовыми специалистами, обеспечивая безопасную организацию работ.

118. Второй электромеханик несет ходовые вахты с 00 до 04 и с 12 до 16 часов, стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации (А1, АЗ) он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником.


Третий электромеханик


119. Третий электромеханик в необходимых случаях замещает второго электромеханика.

Обязанности: обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние вспомогательных (на судах с электродвижением) и аварийных генераторов с распределительными устройствами и сетями канализации тока, станций питания с берега (включая кабели), электроприводов аварийных средств борьбы за живучесть; электрооборудования палубных и промысловых механизмов (включая лебедки), внутритрюмной механизации, рефрижераторных установок (без систем и средств автоматизации), электрооборудования станков, устройств и механизмов мастерских (со сварочным оборудованием); осуществлять прием электроэнергии с берега/ другого судна; руководить подчиненными, обеспечивая безопасность работ.

120. Третий электромеханик несет ходовые вахты с 04 до 08 и с 16 до 20 часов, стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации (А1, АЗ) он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником. На судах, где нет четвертого электромеханика, третий выполняет его обязанности.


Четвертый электромеханик


121. Четвертый электромеханик в необходимых случаях замещает третьего электромеханика.

Обязанности: обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние электрооборудования производственных цехов (без систем и средств автоматизации, сетей основного и аварийного освещения - сигнально-отличительных огней и их коммутаторов, дверных выключателей, прожекторов, электрооборудования кондиционеров и вентиляторов (включая работающих в режиме герметизации), централизованного выключения систем вентиляции и кондиционирования, аккумуляторов с зарядными устройствами (своего заведования), переносного и бытового электрооборудования; руководить подчиненными, обеспечивая безопасность работ. В его ведении находятся аккумуляторные помещения своего заведования и электромастерские производственных цехов.

122. Четвертый электромеханик несет ходовые вахты с 08 до 12 и с 20 до 24 часов и стояночные вахты. На судах со знаком автоматизации (А1, АЗ) он вахт не несет и работает по графику, установленному старшим электромехаником.


Старший электрик


123. Старший электрик подчиняется одному из электромехаников. Он обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации; знать устройство и обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства сети и канализации тока, станции управления электроприводом, системы управления защиты и сигнализации, телефонию, аккумуляторное хозяйство с зарядными устройствами; уметь управлять гребными электродвигателями; выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования; нести вахту по расписанию.

На судах, где нет четвертых электромехаников, старший электрик под ответственность возглавляющего электротехнический персонал может допускаться к несению вахты электромеханика. На судах, где должности электромеханика нет, старший электрик выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.


Электрик 1-го класса


124. Электрик 1-го класса подчиняется одному из электромехаников.

Он обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации; знать устройство и уметь обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства и сети канализации тока, станции управления электроприводами, электрооборудование бытового назначения; выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования; при необходимости нести вахту.

На судах, где должности электромеханика нет, электрик 1 кл. выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.


Электрик


125. Электрик подчиняется одному из электромехаников.

Он обязан выполнять правила эксплуатации электрооборудования, знать устройство и уметь обслуживать генераторы, электродвигатели, распределительные устройства и сети канализации тока, станции управления электроприводами, электрооборудование бытового назначения; выполнять электромонтажные работы и ремонт электрооборудования; при необходимости нести вахту. В сложных условиях плавания он несет вахту в указанном месте.

На судах, где должность электромеханика не предусмотрена, электрик выполняет его обязанности и подчиняется третьему механику.


Старший механик рефрижераторных установок


126. Старший механик рефрижераторных установок подчиняется главному (старшему) механику и является начальником персонала рефрижераторных установок (РУ).

В его ведении находятся холодильные установки производственного и бытового назначения, льдогенераторы (без оборудования транспортировки), холодильные части морозильных аппаратов и другого технологического оборудования, системы кондиционирования воздуха с их механизмами, аппаратами, приборами, трубопроводами, арматурой, системами и устройствами автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия, производственные средства защиты (системы основной и аварийной вентиляции, орошения, аварийного выпуска хладагента, индивидуальной защиты и т.д.), материально-техническое снабжение и отчетность.

127. Обязанности:

(01) осуществлять руководство и распределять обязанности по заведованиям между специалистами РУ;

(02) обеспечивать надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние своего заведования; контролировать режим работы холодильных установок; обеспечивать заданный температурный режим в охлаждаемых помещениях, морозильных аппаратах и других охлаждающих устройствах; обеспечивать герметичность систем холодильных установок; контролировать ведение журнала холодильной установки; вести документацию;

(03) при невозможности поддержания режима холодильных установок доложить об этом начальнику службы и действовать по его указанию.

На судах, где есть четвертый механик РУ, старший вахт не несет, а где его нет, он несет ходовые вахты с 08 до 12 и с 20 до 24 часов. На судах без постоянной вахты в рефотделении режим рабочего времени старшего механика РУ определяется должностной инструкцией. Если в штате только один механик РУ, он выполняет обязанности старшего.


Второй механик рефрижераторных установок


128. Второй механик рефрижераторных установок в необходимых случаях замещает старшего механика РУ.

В его ведении находятся запасные части, приспособления, инструмент и имущество холодильного оборудования. Он обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние находящегося в его заведовании оборудования, получение и хранение материально-технического снабжения и запасных частей; ведет установленную документацию.

Второй механик РУ несет ходовые вахты с 00 до 04 и с 12 до 16 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефотделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией. На судах, где нет старшего, второй механик РУ выполняет его обязанности.


Третий механик рефрижераторных установок


129. Третий механик рефрижераторных установок в необходимых случаях замещает второго механика РУ.

Он обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования. Третий механик РУ несет ходовые вахты с 04 до 08 и с 16 до 20 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефотделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.


Четвертый механик рефрижераторных установок


130. Четвертый механик рефрижераторных установок в необходимых случаях замещает третьего механика РУ.

Он обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования. Четвертый механик РУ несет ходовые вахты с 08 до 12 и с 20 до 24 часов и стояночные вахты. На судах без постоянной вахты в рефотделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.


Помощник механика рефрижераторных установок


131. Помощник механика рефрижераторных установок подчиняется механику РУ и в необходимых случаях замещает его. Обязанности помощника и режим его рабочего времени определяются механиком РУ.

Помощник обеспечивает надежную работу, правильную техническую эксплуатацию и надлежащее техническое состояние оборудования своего заведования. Он несет вахты в соответствии с расписанием и на него распространяются обязанности вахтенного механика РУ.


Старший машинист (моторист), машинист (моторист) 1-го и 2-го классов
рефрижераторных установок


132. Старший машинист (машинисты 1-го и 2-го классов) подчиняется одному из механиков РУ, а на судах, где их нет, - второму механику. Он обязан знать устройство и обслуживать холодильные установки и входящее в их состав оборудование; выполнять ремонтные работы и обязанности по своему заведованию; нести вахты в соответствии с расписанием. На судах без постоянной вахты в рефотделении режим его рабочего времени определяется должностной инструкцией.


Актуальный текст документа