Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 18 февраля 1998 г.
Рассмотрев результаты обобщения практики исполнения Закона "О государственной границе Российской Федерации", таможенного, налогового и природоохранного законодательства в бассейнах морей Арктики и Дальнего Востока, координационное совещание отмечает, что указанная проблема приобрела для России особую значимость и ее решение необходимо для обеспечения экономической безопасности государства.
В акваториях морей Арктики и Дальнего Востока на протяжении последних лет отмечается хищническое отношение к использованию природных ресурсов. Угрожающие масштабы приобрела противоправная деятельность по добыче, переработке и сбыту рыбы и других морских продуктов, особенно на Дальнем Востоке. Участились масштабы контрабандного вывоза пушнины, стратегически важных сырьевых ресурсов, драгоценных, цветных и редкоземельных металлов через северные и дальневосточные морские порты.
Растет число контрабандных сделок между членами российских и иностранных судовых команд непосредственно в районах промысла. Значительный ущерб причиняется российскими промысловиками при продаже рыбопродукции непосредственно иностранным приемщикам без уплаты таможенных пошлин и налогов. В настоящее время по некоторым экспертным оценкам подобным образом за границу уходит около 80% продукции, причем по ценам, составляющим 30-40% от реальной оптовой цены, за наличную валюту. Большая часть этой валюты оседает в иностранных банках или контрабандным путем вывозится из России.
Перечисленные противоправные действия способствовали формированию хорошо организованных преступных группировок, мощного финансового теневого капитала и дальнейшей криминализации вылова морепродукции в территориальных водах и в исключительной экономической зоне России.
Сокрытию валютной выручки, искусственному занижению прибыли и налоговых платежей способствует отсутствие правовой базы, позволяющей установить действенный механизм контроля за осуществлением экспортных операций с рыбой и другими морепродуктами, добытыми за пределами 12-мильной зоны.
Сложившаяся в настоящее время практика выделения и распределения квот на вылов продукции в морях Арктики не учитывает интересы государства и препятствует пополнению государственного бюджета.
Принимаемые контролирующими и правоохранительными органами меры по борьбе с контрабандой и браконьерством в морях Арктики и Дальнего Востока неадекватны сложившейся криминогенной обстановке. Амуррыбвод, Приморрыбвод, Охотскрыбвод Минсельхозпрода Российской Федерации и Советская морская инспекция Хабаровского края, Николаевская специализированная морская инспекция Роскомэкологии России халатно относятся к получившей небывалый размах преступной деятельности в сфере добычи и использования рыбных запасов и других природных ресурсов, не в полной мере используют предоставленные им полномочия для выявления и пресечения правонарушений.
Решения о привлечении виновных к уголовной ответственности нередко принимаются с большим опозданием. Эффективность раскрытия, расследования преступлений, а также качество оперативно-профилактической работы остается не на должном уровне.
Федеральные ведомства и их органы на местах, осуществляющие защиту экономических интересов государства в морских пространствах, зачастую действуют нескоординированно. Каждое из них пытается создать собственную систему контроля и наблюдения. В результате на данный момент ни одно ведомство не имеет достаточно эффективной системы контроля. Взаимное информационное обеспечение не налажено.
Правоохранительные органы не уделяют достаточного внимания анализу состояния борьбы с преступлениями в сфере налогового, валютного, таможенного и природоохранного законодательства, не проявляют должной активности в разработке и принятии мер к повышению ее эффективности.
Координационное совещание постановило:
В целях совершенствования действующего законодательства Российской Федерации и охраны морских биоресурсов представляется целесообразным войти в Правительство Российской Федерации с предложениями о принятии соответствующих решений:
1. Законодательно распространить на морепродукцию, выловленную в исключительной экономической зоне России, статус "российские товары" (п.2 ст.18 Таможенного кодекса России) и ввести для российских и иностранных рыбопромысловых судов обязательное декларирование выловленных в этой зоне России морских биоресурсов и произведенной из них продукции, а также предусмотреть штрафные санкции за нарушение указанных требований.
2. Усилить штрафные санкции за нарушения Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", предусмотренные КоАП РСФСР (ст.ст. 84.3, 85) и санкции Уголовного кодекса России (ст.ст. 253, 256), поскольку меры наказания за браконьерство в новом УК РФ неадекватны размерам ущерба, причиняемого организованными преступными группировками.
3. Выработать эффективный механизм объективного и гласного распределения квот на промысел для предприятий любых форм собственности и прямого участия в этом процессе рыбопромышленников и их общественных организаций.
3.1. Включить в состав региональных комиссий по распределению квот представителей правоохранительных органов (МВД, ФСНП, ФПС, ГТК и ФСБ России).
3.2. Минсельхозпроду России ввести в практику доведение информации о выдаче разрешений на промысел водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранным юридическим и физическим лицам, российским предприятиям с иностранными инвестициями до администраций соответствующих субъектов Российской Федерации.
3.3. Поручить Департаменту по рыболовству Минсельхозпрода России разработать и ввести в действие порядок учета и контроля объемов выловленной продукции путем установки на российских промысловых судах автоматизированных технических средств. Ввести запретительные меры на эксплуатацию промысловых судов, необорудованных соответствующими техническими средствами.
4. Установить порядок государственного контроля за репатриацией валютных средств при осуществлении экспортных операций с живыми ресурсами и продукцией морских рыбных промыслов.
5. Поручить Минэкономики и МВЭС России проработать вопрос об установлении акцизного сбора на особо ценные продукты морей Арктики и Дальнего Востока и оформлении лицензий на экспорт морских биоресурсов, добываемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России за пределами территориальных вод.
6. Ввести лицензирование внешнеэкономической деятельности, связанной с особо ценными видами морских биоресурсов, и жесткое квотирование их промысла. Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности подписания Конвенции о международной торговле видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), в части экспортно-импортных операций с осетровыми видами рыб, их частями и дериватами, а также осетровой икрой (на текущий момент указанная Конвенция уже подписана США, Канадой, странами Европейского Союза и Японией).
7. Определить распоряжением Правительства РФ порядок выхода и входа в исключительную экономическую зону России российских судов для промысла и транспортировки морепродукции через специальные пункты контроля (19 контрольных точек с указанием их координат на карте). В Тихоокеанском регионе целесообразно установить постоянные пункты контроля, представляющие собой районы радиусом в 2 морские мили. Постоянное дежурство в этих точках возложить на морские силы Тихоокеанского и Северо-Восточного пограничных округов, которые перекроют вход в исключительную экономическую зону России и выход из нее. При пересечении границ этих районов обязать капитанов судов сообщать по радиосредствам информацию, касающуюся промысла в исключительной экономической зоне с отметкой об этом в судовом журнале.
8. В подготавливаемый проект Федерального закона "Об исключительной экономической зоне РФ" ввести механизм контроля за деятельностью рыбопромысловых судов в исключительной экономической зоне РФ (особенно в акватории Охотского моря) по аналогии с требованиями п.19 ст.30 Федерального закона "О государственной границе РФ".
9. В целях совершенствования действующей системы контроля за промыслом морских биоресурсов ускорить создание региональных центров приема и обработки спутниковой промысловой информации.
10. Установить временный порядок усиленного контроля за соблюдением квот на вылов морепродуктов в 200-мильной экономической зоне России, а также целевым использованием квот, выделяемых для научных целей. До выхода соответствующего законодательного акта определить ФПС России в качестве органа, имеющего право осуществлять в этой зоне соответствующие досмотровые и контрольные функции. Минсельпроду, ГТК России оказать необходимую помощь ФПС России в первичном формировании подразделений ФПС по данному профилю деятельности с согласованным количеством личного состава. Определить порядок проведения и обеспечить финансирование соответствующих мероприятий за счет средств, выделенных на федеральную целевую программу "Мировой океан".
11. Разработать специальную форму статистической отчетности, которая позволит предприятию и проверяющим организациям просчитывать объем изготовленной и отгруженной рыбопродукции применительно к объему добытого сырья по каждому судну и предприятию в целом.
12. По особо ценным видам продукции морских промыслов (ракообразные и моллюски) предусмотреть обязательный заход судна промысла в ближайший российский порт для таможенного оформления продукции, предназначенной для вывоза на экспорт, поскольку лишь в этом случае отгрузки на экспорт будут подпадать под действующую систему таможенного и банковского контроля.
13. Решить вопрос заключения межправительственных соглашений об отмене информацией между правоохранительными органами стран бассейнов морей Арктики и Дальнего Востока о вылове рыбы и морепродуктов национальными и иностранными компаниями, объемах их реализации и формах оплаты в портах захода.
14. Осуществить финансирование и выделение дополнительной численности (150 единиц) МВД России для создания Дальневосточного бассейнового управления по борьбе с преступностью в сфере добычи, переработки, реализации рыбы и морепродуктов на базе имеющихся подразделений при УВД Приморского, Хабаровского краев, Камчатской, Сахалинской, Магаданской и Амурской областей.
Федеральным правоохранительным органам Российской Федерации:
1. В целях укрепления законности и улучшения координации деятельности правоохранительных органов в акватории морей Арктики и Дальнего Востока рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности создания в Дальневосточном регионе природоохранной прокуратуры на нравах прокуратуры субъекта федерации.
2. В срок до 01.04.98 принять дополнительные меры по усилению контроля и надзора за исполнением закона "О государственной границе России", таможенного, налогового и природоохранного законодательства в бассейнах морей Арктики и Дальнего Востока. Комплексно использовать предоставленные полномочия, все меры правового характера в борьбе с контрабандистами при строжайшем соблюдении прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В соответствии с законом "О государственной границе России" ГТК и ФПС России до 01.05.98 подготовить совместное указание о порядке задержания и таможенного оформления контрабандных товаров, перемещаемых через Государственную границу, органами и войсками Федеральной пограничной службы.
3. МВД и ФПС России до 01.05.98 подготовить и направить подчиненным органам указание "Об усилении борьбы с браконьерским ловом морепродуктов в исключительной экономической зоне России".
4. ФПС, МВД, ФСБ, ГТК, ФСНП России при наличии данных о причинении значительного ущерба государству, направлять материалы в органы прокуратуры для организации взыскания этих средств в судебном порядке в бюджет.
5. МВД, ФСНП, ФСБ, ФПС и ГТК России во исполнение Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг. разработать и до 01.05.98 ввести в действие систему информационного взаимодействия правоохранительных органов.
6. До 01.05.98 провести сверку направленных в следственные органы материалов о нарушениях закона "О государственной границе", таможенного, налогового и природоохранного законодательства в бассейнах морей Арктики и Дальнего Востока при осуществлении добычи морепродуктов, разработке биологических и природных ресурсов, их экспорте.
7. Рекомендовать НИИ федеральных правоохранительных органов:
разработать методические рекомендации по организации выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности;
во 2-м полугодии 1998 г. организовать межведомственную научно-практическую конференцию по проблемам борьбы с нарушениями Федерального закона "О государственной границе России", таможенного, налогового и природоохранного законодательства в бассейнах морей Арктики и Дальнего Востока при осуществлении добычи морепродуктов и их экспорте.
8. Генеральной прокуратуре России информировать Президента, Правительство, Государственную Думу Российской Федерации о результатах координационного совещания и принимаемых мерах по усилению борьбы с преступлениями и правонарушениями в указанной сфере.
9. Постановление координационного совещания направить для организации исполнения руководителям правоохранительных органов Российской Федерации.
Генеральный прокурор Действительный государственный |
Ю.И. Скуратов |
Министр внутренних дел |
А.С. Куликов |
Директор Федеральной |
С.Н. Алмазов |
Директор Федеральной |
Н.Д. Ковалев |
Председатель Государственного |
А.С. Круглов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 18 февраля 1998 г.
Текст постановления официально опубликован не был