Постановление коллегии Рослесхоза от 31 июля 1998 г. N 6 "Об утверждении Концепции устойчивого управления лесами Российской Федерации"

Постановление коллегии Рослесхоза от 31 июля 1998 г. N 6
"Об утверждении Концепции устойчивого управления лесами Российской Федерации"


Проект Концепции устойчивого управления лесами Российской Федерации разработан, исходя из экологического, экономического и социального значения лесов России и федеральной собственности на них.

Признавая важность определения основных направлений развития лесного хозяйства и управления лесами Российской Федерации, проект Концепции устойчивого управления лесами Российской Федерации в апреле-мае 1998 г. был вынесен на широкое обсуждение. На проект Концепции получено более 50 отзывов от органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, научно-исследовательских и лесоустроительных организаций, вузов и техникумов. Уточненный вариант проекта Концепции был вынесен на обсуждение IV Всероссийского съезда лесничих, состоявшегося 25 июня 1998 года в г. Москве, и получил одобрение.

Коллегия постановляет:

1. Утвердить Концепцию устойчивого управления лесами Российской Федерации, одобренную IV Всероссийским съездом лесничих 25 июня 1998 г. и доработанную с учетом замечаний и предложений участников съезда.

2. Органам управления лесным хозяйством всех уровней, организациям непосредственного подчинения, центральному аппарату Рослесхоза принять Концепцию устойчивого управления лесами Российской Федерации к исполнению и руководству в работе.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Кузьмичева Е.П.


Председатель коллегии
Федеральной службы
лесного хозяйства России

В.А.Шубин


Концепция
устойчивого управления лесами Российской Федерации
(Одобрена IV Всероссийским съездом лесничих 25.06.1998, г. Москва)


Леса России представляют огромное природное богатство. Конституция Российской Федерации обязывает всех граждан России бережно относиться к природе, а равно и к лесам - важнейшему стратегическому природному ресурсу нашего государства.

Концепция устойчивого управления лесами Российской Федерации (далее - Концепция) исходит из экологического, экономического и социального значения лесов и федеральной собственности на них. Экологические, экономические и политические аспекты развития лесного хозяйства являются частью общенациональной стратегии устойчивого развития государства.

Необходимость данной Концепции обусловлена тем, что леса являются возобновимыми природными ресурсами и по принципам управления существенно отличаются от невозобновимых ресурсов.

Концепция обосновывает цели и задачи деятельности государственных органов управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Целью устойчивого управления лесами является сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного рационального, неистощительного и многоцелевого лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранения биологического разнообразия.


Леса России - важнейший компонент биосферы


Усиливающееся антропогенное воздействие на леса, загрязнение окружающей природной среды, глобальные изменения климата и химического состава атмосферы ведут к значительному сокращению и ухудшению состояния лесной растительности. В настоящее время площадь лесов на Земле составляет менее трети поверхности суши, достигнув минимального предела, при котором еще возможно устойчивое функционирование биосферы.

Человечество использует для своих нужд около 55% годичного прироста древесины в лесах. Каждую минуту Земля теряет около 30 га лесов, а площадь тропических лесов сокращается примерно на 1% в год.

До недавнего времени леса являлись в общественном сознании лишь как источник получения древесины и других биологических ресурсов. Но в последние годы леса планеты стали рассматриваться как один из глобальных факторов обеспечения устойчивого развития человечества и экологической безопасности его жизнедеятельности. Хотя многообразная роль лесов теперь признается в декларациях правительств и объединений лесопромышленников, поддерживается общественным мнением, все же в основе лесной политики многих стран продолжают доминировать интересы выгоды, связанные с эксплуатацией лесных ресурсов, а не интересы сохранения окружающей природной среды и защиты биологического разнообразия.

Леса являются главным механизмом регулирования и очистки водного стока, эффективным природным средством предотвращения эрозии, сохранения и повышения плодородия почв, наиболее емким резервуаром генетического разнообразия организмов, важным участником глобального круговорота кислорода и углекислоты, мощным средством очистки воздушного бассейна от загрязнения, глобальным фактором формирования климата.

Леса - основной компонент природной среды и естественного регулирования подавляющего большинства протекающих в ней процессов, способствующий выживанию человечества, среда обитания животного мира.

На планете около 90% общего запаса органического вещества сконцентрировано в лесах. Леса России, представляющие по площади около 1/5 от лесных земель мира, - это один из основополагающих факторов обеспечения устойчивого развития человечества.

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, ориентированная на сбалансированное развитие экономики и решение задач сохранения благоприятной окружающей природной среды, использование природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Концепция устойчивого управления лесами Российской Федерации является составной частью стратегии устойчивого развития страны.

К стратегическим целям управления лесным хозяйством Российской Федерации относится установление обязательных приоритетов и действий органов управления лесным хозяйством всех уровней в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Набор приоритетов с учетом конкретных условий должен обеспечивать:

- постоянное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей лесные отношения, эффективное государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- государственный контроль за соблюдением лесного законодательства;

- учет, охрану, защиту и воспроизводство лесов;

- сохранение биологического разнообразия;

- научно обоснованное рациональное, неистощительное и многоцелевое лесопользование;

- повышение экологического и ресурсного потенциала лесов;

- удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах;

- повышение доходности лесов;

- совершенствование кадровой политики;

- развитие отраслевой науки, лесного образования и просвещения;

- участие общественности в принятии экологически значимых решений.

Федеративное устройство России предопределяет реализацию общих принципов лесной политики в основном на уровне субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей. Для устойчивого развития лесного хозяйства страны важное значение имеют федеральные и государственные региональные программы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В силу географических причин субъекты Российской Федерации по-разному обеспечены лесными ресурсами, различаются по объемам их освоения и переработки. В связи с этим, устойчивое управление лесами в субъектах Российской Федерации многолесной зоны должно исходить в первую очередь из задач сохранения, рационального неистощительного использования лесных ресурсов, своевременного восстановления лесов хозяйственно ценными породами, повышения их природоохранных и защитных функций, удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине. В малолесных регионах к первоочередным следует отнести задачи сохранения и повышения продуктивности и экологической устойчивости существующих лесов, повышения их природоохранных и защитных функций, увеличение лесистости за счет дальнейшего расширения объемов защитного лесоразведения и облесения непригодных для сельского хозяйства земель с целью создания экологически устойчивых агролесоландшафтов, обеспечивающих сбалансированное развитие лесного, сельского, водного хозяйства и других отраслей экономики страны.

Основными положениями "Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236, охрана и восстановление лесов признаны важнейшими направлениями государственной деятельности для обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Поэтому необходимо активное участие органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в разработке национальных и региональных стратегий и планов действий по сохранению биологического разнообразия на территории лесного фонда и с учетом международных соглашений. Способы, технологии и технические приемы лесных пользований должны обеспечивать наилучшие условия для возобновления леса.

Органы управления лесным хозяйством всех уровней должны принимать участие в формировании сети особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных природных комплексов и объектов.


Организационные основы лесного хозяйства


Принятое в современном лесном хозяйстве России разделение функций государственного управления лесами и осуществления рубок главного пользования (и переработки полученной при этом древесины) поставило перед органами государственного управления лесами принципиально новые задачи.

Государственные органы управления лесным хозяйством должны последовательно проводить организационные действия по совершенствованию управления лесным хозяйством, обеспечению преемственности лесной политики, методов и технологий ведения лесного хозяйства. Переход к устойчивому развитию требует дальнейшей разработки и совершенствования нормативной правовой базы управления лесами.

Одним из основных действий для осуществления функций государственного управления в области лесного хозяйства является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного, промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Выполнение задач, возложенных на должностных лиц государственной лесной охраны, требует коренного изменения в организации их деятельности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Намечаемые изменения должны осуществляться с учетом региональных особенностей и предусматривать:

- обеспечение действенного государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

- освобождение государственной лесной охраны от работ, не связанных с охраной леса;

- обеспечение должностных лиц государственной лесной охраны оружием, транспортом, радиостанциями и другими необходимыми средствами;

- усиление взаимодействия государственной лесной охраны с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и другими контролирующими органами;

- введение обязательного государственного (за счет бюджета) страхования должностных лиц государственной лесной охраны и членов их семей;

- привлечение казачьих формирований, студенческих, общественных и других организаций к охране лесов;

- взаимодействие со специально уполномоченными органами в области проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в условиях чрезвычайных ситуаций.

Для коренного улучшения охраны лесов от пожаров, помимо государственной финансовой поддержки, необходимы целенаправленные скоординированные действия органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления и организаций. В связи с изменившимися экономическими условиями особое значение приобретает установление уровней (интенсивности) охраны лесов в зависимости от хозяйственно-экологических, биологических и региональных особенностей лесного фонда, а также совершенствование структуры службы охраны лесов от пожаров (формирование специализированных лесопожарных подразделений на контрактной основе, внедрение при авиапатрулировании лесов малоэнергоемкой авиации, других организационных форм и технологий).

Мероприятия по улучшению охраны лесов от пожаров реализуются в соответствии с федеральной целевой программой "Охрана лесов от пожаров", предусматривающей:

- совершенствование противопожарной пропаганды с целью придания ей главенствующей роли в профилактике лесных пожаров;

- активное участие в разработке международных правовых механизмов с целью обеспечения взаимодействия при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами;

- проведение противопожарного обустройства лесного фонда на основе зональных систем мероприятий и нормативов, совершенствование методов и повышение точности прогнозов пожарной опасности в лесу;

- разработку новых технических средств, широкое использование спутниковой информации, а также разработку мероприятий по предупреждению и ликвидации пожаров на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- осуществление лесопожарного мониторинга и использование средств дистанционного зондирования Земли из космоса;

- совершенствование методики определения ущерба от лесных пожаров;

- создание автоматизированной системы связи, действующей в режиме реального времени, для получения количественной информации о пространственно-временном распространении лесных пожаров и принятия оперативных решений.

В области защиты лесов от вредителей и болезней и поддержания санитарного состояния в лесах требуется обеспечить:

- при необходимости создание специализированных структурных подразделений лесозащиты в органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и организаций федерального подчинения;

- организацию и внедрение лесопатологического мониторинга;

- разработку и внедрение технологий защиты лесов от вредителей и болезней на основе применения современных методов, технологий и препаратов;

- использование биологического метода для профилактики возникновения очагов вредителей и болезней леса;

- разработку и внедрение интегрированных систем защитных мероприятий;

- совершенствование нормативной правовой базы функционирования службы лесозащиты.

Задачей воспроизводства лесов на современном этапе развития лесного хозяйства является своевременное восстановление леса на не покрытых лесом землях, улучшение породного состава древостоев, повышение продуктивности, устойчивости и биологического разнообразия лесов.

Совершенствование лесовосстановления, лесоразведения и агролесомелиорации в современных условиях требует от органов управления лесным хозяйством:

- максимального использования естественных способностей леса к воспроизводству;

- применения наиболее эффективных технологий и методов в лесосеменном и питомническом хозяйстве, создании и выращивании лесов;

- развития селекционного семеноводства;

- увеличения объемов выращивания посадочного материала с улучшенной наследственной основой;

- формирования пожароустойчивых насаждений.

Выращивание посадочного материала для лесовосстановления и защитного лесоразведения на селекционно-генетической основе поможет решить вопрос повышения жизнеспособности, устойчивости и долговечности создаваемых насаждений, их биологического разнообразия, в том числе на территориях, где леса прежде естественно не произрастали. Необходимо обеспечить выделение, сохранение и рациональное использование генетических ресурсов леса как общенационального достояния, продолжить развитие лесного селекционного семеноводства в соответствии с международными требованиями и стандартами.

Важной задачей в области лесовосстановления и защитного лесоразведения следует считать выполнение заданий, предусмотренных федеральной целевой программой "Леса России", Федеральной комплексной программой повышения плодородия почв России.

Агролесомелиоративные комплексы необходимо формировать на адаптивно-ландшафтной основе с учетом потребности в них территории и норматива ее оптимальной мелиоративной лесистости. Очередность выполнения этих работ диктуется экологической напряженностью и экономической эффективностью лесных мелиораций и должна быть следующей:

1) районы интенсивного опустынивания земель, угрожающего распространением на ценные народнохо-зяйственные объекты, где указанные комплексы обеспечивают наибольший защитный, средообразующий, социальный и экономический эффект;

2) районы, подвергшиеся чрезмерным антропогенным нагрузкам и техногенному загрязнению и требующие решения проблем методами лесовосстановления и защитного лесоразведения;

3) районы с неблагоприятными почвенно-климатическими условиями, потенциально нуждающиеся и пригодные для создания агролесомелиоративных комплексов.

Выполнение федеральной программы агролесомелиоративных работ в России требует своевременной разработки и реализации рабочих проектов создания защитных лесных насаждений, агролесомелиоративного устройства насаждений, совершенствования нормативной правовой базы выделения земель для защитных лесных насаждений, целевого финансирования работ по защитному лесоразведению.

Одной из главных задач современного периода в лесном хозяйстве следует считать реализацию на практике критериев и индикаторов устойчивого управления лесами России, включая создание национальной системы сертификации лесной продукции на соответствие критериям устойчивого управления лесами. Территориальные органы управления лесным хозяйством должны обеспечить решение вопросов сертификации лесных ресурсов, а также, по согласованию с федеральным органом управления лесным хозяйством, создание и аккредитацию региональных органов по сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов.

Утвержденные Федеральной службой лесного хозяйства России "Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации" - документ федерального уровня, который создает на ближайшую перспективу необходимые условия для достижения компромиссных сбалансированных решений по развитию лесного сектора экономики, направленных на обеспечение устойчивого развития страны. Требуется адаптация критериев и индикаторов для регионального и локального уровней. Список критериев и индикаторов может уточняться с учетом текущих изменений в лесоуправлении.

Новые задачи, возникающие при устойчивом управлении лесами, требуют новых подходов к организации непрерывного, неистощительного, многоцелевого использования лесов, учету и оценке их многообразных ресурсов. Нужны новые современные технологии, переход на более оперативный учет лесного фонда, создание и совершенствование комплекса баз и банков данных.

Лесоустройству совместно с научно-исследовательскими организациями необходимо определить перечень дополнительных показателей и способов их определения для контроля за устойчивым развитием и сохранением биологического разнообразия на всех уровнях управления лесами.

В области лесоустройства требуется:

- обеспечить внедрение ГИС-технологий в практику лесоустройства и ведения лесного хозяйства;

- усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки и объемов других видов лесных пользований в соответствии с принципом неистощительного, многоцелевого лесопользования и основными направлениями развития лесного хозяйства, включая способы рубок и восстановления лесов;

- обеспечить ежегодный учет лесного фонда с целью усиления контроля на федеральном и региональном уровнях за устойчивым развитием лесных экосистем;

- усовершенствовать оценку ведения лесного хозяйства за межучетный период.

В целях поддержания имеющегося уровня биологического разнообразия в лесном фонде необходимо формировать сеть особо охраняемых природных территорий в соответствии с международной практикой, федеральной и региональными программами развития сети особо охраняемых природных территорий. Особое внимание следует уделить использованию особо охраняемых природных территорий для экологического просвещения населения в целях более глубокого понимания значимости лесов и проблем их использования.

С целью сокращения сроков формирования полной и достоверной информации о деятельности органов управления лесным хозяйством всех уровней, а также для усиления контрольных функций, предотвращения отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов необходимо осуществление поэтапного перехода на компьютеризированную систему бухгалтерского учета и составления отчетности органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и в подведомственных им организациях.

Для оптимизации кадровой политики территориальные органы управления лесами должны организовать непрерывный анализ состояния кадрового потенциала и потребности в кадрах руководителей, специалистов, рабочих. Особое внимание следует обратить на улучшение подготовки кадров на региональном и федеральном уровнях для углубленной региональной специализации и обеспечения непрерывного повышения квалификации специалистов. Постоянное внимание следует уделять профориентации молодежи и развитию школьных лесничеств.


Информационное и научно-техническое обеспечение устойчивого управления лесами


Информатизация лесного хозяйства предполагает не только широкое внедрение новых компьютерных информационных технологий и интеграцию использующихся традиционных методов сбора и обработки информации, но и переход на новые прогрессивные методы инвентаризации, управления и хозяйствования.

В лесном хозяйстве информатизация должна обеспечиваться органами управления лесным хозяйством через государственные системы лесоустройства, учета лесного фонда, ведения лесного кадастра, мониторинга лесов, лесопользования и лесовосстановления, реализацию арендных отношений и других видов деятельности на современном научно-техническом уровне.

Создаваемая единая информационная система лесного хозяйства России должна обеспечить:

- развитие и совершенствование системы сбора и обработки, хранения, актуализации и анализа информации о лесном фонде, лесном хозяйстве и лесопользовании, лесотаксационных, лесохозяйственных и экономических нормативов для устойчивого управления лесами и обеспечения принятия оптимальных решений, а также государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов;

- автоматизацию информационного сопровождения всех видов лесохозяйственных работ, мониторинг лесов, государственные системы учета лесного фонда, лесного кадастра, лесоустройства и лесоустроительного проектирования, ведение бухгалтерского учета, составления бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;

- подготовку и переподготовку кадров лесного хозяйства;

- постепенный переход работников лесного хозяйства на использование современных информационных технологий;

- создание постоянно обновляемых компьютерных баз и банков данных нормативно-справочной и правовой документации.

В современных условиях главными функциями научно-исследовательских учреждений Рослесхоза следует считать:

- научное обеспечение выработки и принятия управленческих решений (анализ и прогноз социально-экономической ситуации в лесном хозяйстве, планирование и обоснование выбора решений, научное сопровождение их реализации);

- оптимизацию организационно-информационных систем на базе компьютерных технологий;

- совершенствование опытнического дела;

- авторский надзор и научно-техническую экспертизу лесохозяйственных, лесоэксплуатационных и других проектов;

- разработку с учетом региональных особенностей механизма использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в лесном хозяйстве.

Необходимо усилить заинтересованность территориальных органов управления лесным хозяйством в использовании научных разработок и материалов лесоустройства для создания региональных инвестиционных программ и проектов устойчивого развития конкретных территорий с использованием в первую очередь потенциала научно-исследовательских организаций, подведомственных Федеральной службе лесного хозяйства России.

Основными научно-техническими проблемами, решение которых позволит поднять на новый уровень управление лесным хозяйством России, являются:

- разработка научных основ многоресурсного лесоуправления и формирование модели устойчивого развития комплекса лесных отраслей в условиях рыночной экономики;

- оптимизация многоцелевого, неистощительного лесопользования;

- совершенствование правового и организационно-экономического механизмов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия в лесном фонде Российской Федерации;

- применение критериев и индикаторов (показателей) устойчивого управления лесами Российской Федерации на региональном уровне;

- разработка экологически безопасных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений;

- совершенствование способов рубок, обеспечивающих последующее естественное возобновление леса ценными породами;

- повышение продуктивности, генетической ценности, качества и устойчивости лесных насаждений;

- совершенствование зональных рекомендаций, технологий, комплексов машин для лесовосстановления;

- разработка высокоэффективных автоматизированных систем, способов, технологий и технических средств для обнаружения и тушения лесных пожаров;

- использование управляемого огня для содействия естественному возобновлению хозяйственно ценных пород под пологом леса;

- совершенствование систем контроля и прогнозирования развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов защиты леса с применением экологически безопасных средств;

- разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства и охраны лесов на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств;

- изучение последствий радиоактивного загрязнения лесных экосистем и разработка комплекса эффективных мер по реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и безопасному ведению в них лесного хозяйства;

- изучение реакции лесов на изменение климата;

- разработка системы социального развития лесного хозяйства, профилактики травматизма и совершенствование системы охраны труда.


Финансовое обеспечение лесного хозяйства


Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства осуществляется за счет средств федерального бюджета, в том числе на содержание Федеральной службы лесного хозяйства России, ее территориальных органов и национальных парков, охрану и защиту леса, строительство лесохозяйственных дорог, гидролесомелиорацию, лесное семеноводство, ведение мониторинга лесов, государственного лесного кадастра, государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, капитальный ремонт зданий и сооружений, развитие социальной сферы.

За счет средств субъектов Российской Федерации финансируются работы по воспроизводству лесов.

Органы управления лесным хозяйством должны обеспечить целевое использование выделяемых бюджетных средств, а также приравненных к ним источников. Совершенствование структуры расходов на ведение лесного хозяйства должно быть направлено на определение и соблюдение пропорций, обеспечивающих снижение непроизводительных затрат.

Однако, несмотря на то, что целевое бюджетное финансирование основных видов лесохозяйственной деятельности сохранится на перспективу, все же необходим творческий подход к развитию накопленного опыта по использованию смешанных источников финансирования и создания механизмов частичного реинвестирования лесного дохода в лесное хозяйство. Территориальные органы управления лесным хозяйством должны обеспечить для участников лесных отношений такие условия, которые будут стимулировать рост экономической эффективности лесопользования и содействовать устойчивому управлению лесами, сохранению биологического разнообразия.

Резерв повышения эффективности лесопользования заложен в рыночных формах пользования участками лесного фонда через институт аренды, лесных концессий и лесных аукционов, расширение использования лесных ресурсов и оказания услуг, предоставляемых организациями лесного хозяйства гражданам и юридическим лицам. Реализация этого резерва в первую очередь зависит от активной позиции органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, а также удаленности регионов от основных рынков спроса на лесные ресурсы и имеющихся возможностей лесопользователей.

В целях эффективного использования разнообразных полезностей леса при переходе к развитым рыночным отношениям необходимо сохранить производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции, осуществлять заготовку и переработку продукции побочного пользования лесом на принципах самоокупаемости и рентабельности.


Международное сотрудничество и взаимодействие с общественными организациями


Глобальные обязательства России по лесам связаны, прежде всего, с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), определившей, в частности, что "Лесные ресурсы и лесные земли должны устойчиво управляться для удовлетворения социальных, экономических, культурных и духовных потребностей существующих и будущих поколений людей".

На органы управления лесным хозяйством Российской Федерации также возложена задача по выполнению принятых международных конвенций и других документов, посвященных лесам, и накладывающих на Российскую сторону обязательства по формированию долговременной национальной (федеральной и региональной) лесной политики в области устойчивого управления лесами с целью сохранения биологического разнообразия и усиления экологических функций лесов.

В сфере международного сотрудничества необходимо осуществлять деятельность по следующим направлениям:

- развитие двустороннего научно-технического сотрудничества с зарубежными государствами в области лесного хозяйства на основе межведомственных соглашений;

- продолжение сотрудничества с международными донорскими организациями и фондами по подготовке и осуществлению лесохозяйственных программ на территории России;

- последовательное отстаивание позиций России в международном переговорном процессе по лесам.

В рамках сотрудничества и взаимодействия лесных ведомств сопредельных стран и России необходимо достичь взаимоприемлемого понимания вопросов по:

- разработке планов действий по лесам;

- согласованию и обмену мнениями в сфере применения критериев и индикаторов для устойчивого управления лесами;

- содействию в формировании государственной политики по закреплению в общественном сознании роли леса как жизненно важного элемента ландшафта;

- содействию согласованному развитию механизмов оценки экологических, экономических, социальных, климатообразующих и других функций лесов;

- участию в формировании адекватных позиций правительств сопредельных России стран в отношении выполнения взятых на себя в Рио-де-Жанейро (1992) обязательств в области лесного хозяйства для обеспечения устойчивого управления лесами в соответствии с принятыми каждой страной критериями и индикаторами.

Расширение круга участников принятия решений по ведению лесного хозяйства и лесопользованию следует признать одним из важных условий достижения устойчивого развития национальной экономики без ущерба для окружающей природной среды. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации должны выработать региональные программы максимально возможного вовлечения групп населения в осуществление различных видов лесохозяйственной деятельности (лесовосстановление, лесопользование, охрану лесов от пожаров, защиту от вредителей и болезней леса). Участие общественных организаций в принятии решений по управлению лесами должно рассматриваться как дополнительный источник идей в данной сфере.

Развивая связи с общественностью, государственные органы управления лесным хозяйством всех уровней должны способствовать формированию у населения объективного представления о лесах и лесном хозяйстве России, осуществлять пропаганду национального и глобального значения лесов для окружающей среды, экономики и социальной сферы, а также внедрять в общественное сознание понимание необходимости устойчивого развития страны. Эта деятельность должна осуществляться при активном взаимодействии с местными органами власти и средствами массовой информации.

Ответственность за 69% суши России, исторически управляемой с целью ведения лесного хозяйства, требует включения лесного хозяйства в число приоритетов государственной политики на федеральном и региональном уровнях, что обусловливает закрепление лидирующей роли государственных органов власти всех уровней по решению задач устойчивого управления лесами.



Постановление коллегии Рослесхоза от 31 июля 1998 г. N 6 "Об утверждении Концепции устойчивого управления лесами Российской Федерации"


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.