Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. N 35 "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. N 35
"О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 настоящее постановление признано утратившим силу. См. подпрограмму "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной вышеназванным постановлением


В целях усиления охраны лесов от пожаров, повышения уровня противопожарной защиты лесного фонда Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Федеральную службу лесного хозяйства России, государственными заказчиками по соответствующим направлениям Программы - Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации финансировать мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.


Председатель Правительства
Российской Федерации

Е.Примаков


Федеральная целевая программа
"Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 января 1999 г. N 35)

ГАРАНТ:

См. подпрограмму "Леса" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860


Паспорт
федеральной целевой программы
"Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"


Наименование    Программы    -   федеральная  целевая  программа  "Охрана
                                 лесов от пожаров на 1999-2005 годы"

Решение   о    разработке    -   постановление  Правительства  Российской
Программы                        Федерации от 27 марта 1997 г. N  339  "О
                                 неотложных  мерах  по  охране  лесов  от
                                 пожаров и  защите  их  от  вредителей  и
                                 болезней в 1997 году"

Государственные заказчики    -   Федеральная  служба  лесного   хозяйства
Программы                        России, Министерство сельского хозяйства
                                 и  продовольствия  Российской Федерации,
                                 Министерство     обороны      Российской
                                 Федерации,    Государственный    комитет
                                 Российской    Федерации    по     охране
                                 окружающей среды

Основные     разработчики    -   Министерство    экономики     Российской
Программы                        Федерации,  Федеральная  служба  лесного
                                 хозяйства России, Министерство сельского
                                 хозяйства  и  продовольствия  Российской
                                 Федерации,     Министерство      обороны
                                 Российской  Федерации,   Государственный
                                 комитет Российской Федерации  по  охране
                                 окружающей среды

Основные цели Программы      -   повышение эффективности  противопожарной
                                 охраны лесного фонда  и  не  входящих  в
                                 лесной фонд  лесов  путем  осуществления
                                 комплекса     организационно-технических
                                 мер, совершенствования  экономической  и
                                 правовой         базы,         улучшения
                                 научно-технического  обеспечения  охраны
                                 лесов

Сроки и этапы  реализации    -   1999-2005 годы
Программы

Исполнители Программы        -   территориальные органы управления лесным
                                 хозяйством;  базы   авиационной   охраны
                                 лесов; территориальные органы по  охране
                                 окружающей    среды;    предприятия    и
                                 организации     сельского     хозяйства,
                                 осуществляющие      ведение      лесного
                                 хозяйства;    лесхозы,    осуществляющие
                                 ведение  лесного  хозяйства   в   лесах,
                                 расположенных на землях обороны;  органы
                                 исполнительной     власти      субъектов
                                 Российской    Федерации;    исполнители,
                                 определяемые  на  конкурсной  основе   в
                                 соответствии   с    Указом    Президента
                                 Российской Федерации от 8 апреля 1997 г.
                                 N 305

Объемы    и     источники    -   общий  объем  финансирования  составляет
финансирования Программы         23468,61  млн.  рублей,  в  том   числе:
                                 капитальные  вложения  -  4478,12   млн.
                                 рублей;
                                 текущие расходы - 18990,49  млн. рублей;
                                      из них:
                                 из  федерального бюджета     -  23301,41
                                 млн. рублей;
                                 из    бюджетов   субъектов    Российской
                                 Федерации,      собственных      средств
                                 организаций - 167,2 млн. рублей

Ожидаемые        конечные    -   сокращение убытков, причиняемых  лесными
результаты     реализации        пожарами лесному хозяйству  и  экономике
Программы                        страны,    сохранение     биологического
                                 разнообразия лесных экосистем, повышение
                                 их    экологического    и     ресурсного
                                 потенциала

Контроль  за  реализацией    -   контроль за ходом  работ  по  выполнению
Программы                        программных   мероприятий   осуществляет
                                 Федеральная  служба  лесного   хозяйства
                                 России   совместно    с    Министерством
                                 экономики     Российской      Федерации,
                                 Министерством    финансов     Российской
                                 Федерации  и   Министерством   науки   и
                                 технологий   Российской   Федерации    в
                                 соответствии      с       постановлением
                                 Правительства Российской Федерации от 26
                                 июня  1995  г.  N  594   "О   реализации
                                 Федерального   закона    "О    поставках
                                 продукции        для         федеральных
                                 государственных нужд"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Настоящая Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 г. N 339 "О неотложных мерах по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней в 1997 году" и доработана с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Правительства Российской Федерации 12 ноября 1998 г.

По состоянию на 1 января 1998 г. охраняемая от пожаров площадь лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов составила 804,89 млн.гектаров.

Площадь лесного фонда, охраняемая организациями:

Федеральной службы лесного хозяйства России - 740,59 млн.гектаров;

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 43,3 млн.гектаров;

Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды - 16,2 млн.гектаров.

Организациями Министерства обороны Российской Федерации охраняется 4,8 млн.гектаров лесов, расположенных на землях обороны.

В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы уже не могут обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов.

Последние 5 лет каждый год начинается с изыскания средств (составляющих до 12 процентов годового бюджета лесного хозяйства) на выплату задолженности авиапредприятиям за аренду воздушных судов в минувшем году и оплату привлекавшихся работников и техники других ведомств, что задерживает упреждающую весеннюю подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами в текущем году. Выделяемых бюджетных средств хватает в основном на осуществление менее половины необходимых мероприятий по организации охраны лесов от пожаров.

Удельные затраты на охрану лесов страны от пожаров составили в 1997 году около 550 рублей на гектар общей площади лесного фонда (в 30 раз ниже, чем в США).

Из-за недостаточного финансирования Государственной программы охраны лесов от пожаров на 1993-1997 годы организационно-технические и инвестиционные мероприятия лишь частично реализованы (выделено 35 процентов необходимых средств на текущие расходы и около 4 процентов необходимых капитальных вложений).

В незначительных объемах осуществляются работы по организации новых пожарно-химических станций и строительству зданий для них, а также для авиаотделений, лесных кордонов, гаражей, складов взрывчатых веществ. Не осуществляются установка новых и замена пришедших в негодность пожарно-наблюдательных вышек и мачт.

Невыполнение программных мероприятий в период 1993-1997 годов резко снизило уровень противопожарной охраны лесов России. По сравнению с 1991 годом более чем в 4 раза сократился налет часов воздушными судами по охране лесов от пожаров, количество дней с полетами уменьшилось в 3,2 раза. В то же время повысилась стоимость летного часа до 4,7 млн. рублей. Сократилась на 42,4 млн. гектаров охраняемая с использованием самолетов и вертолетов площадь лесного фонда, снизилась интенсивность авиапатрулирования, уменьшилось число пожарно-химических станций (с 2,6 тысячи до 2,2 тысячи) и пунктов наблюдения (с 2,2 тысячи до 1,14 тысячи), а численность парашютной и десантно-пожарной службы авиационной охраны лесов сократилась с 6,3 тыс.человек до 3,7 тыс.человек. Прекращена подготовка специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами из числа работников высшего и среднего управленческого звена государственной лесной охраны.

Немногим более 1 процента составляет ежегодное поступление новых пожарных автоцистерн для оснащения лесопожарных служб. Пополнение пожарно-химических станций мотопомпами и ранцевыми огнетушителями ежегодно составляет менее 30 процентов необходимого количества. Отсутствие единой сети диспетчерских пунктов оперативного управления охраной лесов от пожаров, недостаточная их оснащенность техническими средствами не позволяют создать централизованную службу оперативного управления охраной лесов страны от пожаров, обеспечить четкое взаимодействие специализированных авиационных и наземных сил и средств и оперативное маневрирование ресурсами пожаротушения.

В результате возросло число крупных лесных пожаров, имеющих катастрофический характер. На их долю приходится свыше 70 процентов площади лесов, пройденной огнем.

Из-за ограниченного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ численность работников научно-исследовательских институтов лесного хозяйства за последние 5-7 лет значительно сократилась за счет ухода наиболее опытных и ценных специалистов, что привело к снижению научного потенциала отрасли.

По-прежнему важной проблемой остается разработка новых сливных устройств к самолетам и вертолетам, а также эффективных, экологически безопасных огнетушащих химикатов для борьбы с лесными пожарами с воздуха.

Вынужденное ориентирование территориальных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на получение и мобилизацию собственных средств для выполнения противопожарных мероприятий ведет к отвлечению работников государственной лесной охраны на работы, не связанные с противопожарной охраной леса, к дальнейшему снижению уровня противопожарной защиты лесов, увеличению вреда, наносимого пожарами лесам и экономике России.

Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаротушения других ведомств, привлечение финансовых средств местных бюджетов и различных фондов на охрану лесов сдерживаются из-за отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и сроки мобилизации людских и материально-технических ресурсов, а также предоставление инвестиций на развитие лесопожарных служб, обеспечение правовой и социальной защищенности лиц, занимающихся организацией противопожарной охраны лесов.

Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и предприятий лесного хозяйства, других заинтересованных министерств и ведомств, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке в различных регионах страны.


2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью настоящей Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.

Специфичность решаемой проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни страны вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов от пожаров, а именно:

создание собственного парка воздушных судов и организация их работы (снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб, ремонт авиатехники и т.д.);

создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирования деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с пожарами.

Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой предусматривается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами.

Для рационального использования выделяемых ассигнований Программой устанавливаются приоритеты в финансировании программных мероприятий.

В 1999 году в первую очередь намечается обеспечить финансирование следующих программных мероприятий:

обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов;

материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;

содержание сил и средств пожаротушения;

работы по профилактике лесных пожаров;

создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров.

Комплекс мероприятий Программы, а также сроки и этапы их реализации указаны в приложении N 1.


3. Организация борьбы с лесными пожарами


Программа предусматривает федеральный, региональный и местный уровни управления охраной лесов от пожаров.

На федеральном уровне управления охраной лесов от пожаров формируется научно-техническая политика в охране лесов, определяются направления развития лесопожарных служб (наземной и авиационной) и их подразделений, обосновывается выбор оптимального уровня охраны и режимов работы лесопожарных служб при различных условиях их функционирования, распределяются ресурсы, выделяемые на охрану лесов от пожаров, координируется деятельность региональных лесопожарных служб, а также решаются вопросы, требующие привлечения научных, технических и финансовых ресурсов других министерств и ведомств, определяющие порядок и условия функционирования лесопожарных служб и жизнедеятельности их работников.

На федеральном уровне также определяются виды и объемы противопожарных мероприятий, распределяются по регионам денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на их выполнение, осуществляется перераспределение сил и средств пожаротушения по регионам.

На региональном уровне управления охраной лесов от пожаров в соответствии с Программой разрабатываются региональные целевые программы, планируются виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами внутри региона с учетом комплекса мер и задач, решаемых на федеральном уровне охраны лесов. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами региона и координации деятельности авиационной и наземной служб.

На местном уровне управления охраной лесов от пожаров конкретизируются место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности на территории лесного фонда, состоянии и дислокации подразделений лесопожарных служб и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.

Обязательным условием выполнения Программы является создание системы мониторинга лесных пожаров для оценки состояния лесных горючих материалов и прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.


3.1. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров


Около 80 процентов пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. Отечественный опыт и опыт других стран (Франция, Германия) показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число загораний в лесу в конкретном регионе.

В техникумах и высших учебных заведениях недостаточно учебных программ, учебных пособий, материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников и рыболовов, туристов и др.), не ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и их органы на местах слабо освещают лесопожарную проблему и не формируют у населения бережного отношения к лесу. К разработке плакатов, аншлагов, витрин и других средств наглядной агитации не привлекаются специалисты по рекламе.

В целях повышения экологического образования населения Программой предусматривается включение в программы общеобразовательных школ, техникумов и вузов разделов по изучению правил пожарной безопасности в лесах, организация на телеканале "Россия" в пожароопасный период передач по лесоохранной тематике и регулярное информирование населения страны о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров.

Особое внимание предусматривается уделять совмещению традиционных и новых современных способов ведения противопожарной пропаганды.

Планируется на региональном и федеральном уровнях ежегодное проведение среди школьников конкурсов на тему: "Друзья леса", "Лес в огне", "Подрост", дальнейшее развитие сети школьных лесничеств.

Программой предусмотрено изготовление и установление 700 тыс.штук средств наглядной агитации (витрины, аншлаги), а также выпуск и распространение 200 млн. листовок, памяток и буклетов; выпуск 22 рекламных фильмов по пожароохранной тематике и другие мероприятия.

Намечается увеличить длительность эфирного вещания о пожарной обстановке в лесах до 60 часов в год, провести около 13 тысяч выступлений в год на радио, телевидении и в печати, разрабатывать и тиражировать для показа в регионах не менее 3 видеороликов (клипов, мультфильмов) ежегодно, издавать методическую литературу (учебные пособия, дидактические материалы) по противопожарной тематике объемом 70 печатных листов.

Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах путем активизации деятельности государственной лесной охраны по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах юридическими и физическими лицами.

Стоимость затрат на предусмотренную Программой противопожарную пропаганду составит 157,45 млн. рублей.


3.2. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров


Последние 5 лет на территории ряда регионов Сибири и Дальнего Востока в порядке осуществления профилактики лесных пожаров проводят ранневесенние и позднеосенние контролируемые выжигания накопившихся в лесах валежника, сучьев, листьев, сухой травы. Разрабатывается инструкция по проведению профилактических палов, которая будет учитывать лесорастительные и экономические особенности каждого региона.

Для выполнения намечаемых работ, включая проведение исследований, потребуется финансирование затрат из бюджета в сумме 8,1 млн. рублей (текущие затраты).

Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.

В 1997 году в лесах Российской Федерации проложено 154,2 тыс.километров указанных барьеров. Уход за ранее созданными барьерами выполнен в объеме 549,2 тыс.километров. Программа предусматривает создание таких барьеров во всех светлохвойных лесах в районах наземной охраны лесов, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения.


Таблица 1


Работы по обустройству лесной территории


  Всего
(км)
1999
год
2000
год
2001-2005
годы
Создание противопожарных барьеров
(разрывов, заслонов, опушек,
минерализованных полос и т.д.)
1120615 157902 158714 803999
Уход за противопожарными барьерами 3870552 551379 552777 2766396
Строительство дорог противопожарного
назначения
30524 4256 4322 21946
Уход за дорогами противопожарного
назначения
53752 7486 7624 38642

Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.


3.3. Организационно-технические мероприятия


На территории лесного фонда установлено 1142 пожарные вышки и мачты, обслуживающие 55 процентов площади районов наземной охраны лесов, где обнаружение лесных пожаров осуществляется наземными силами и средствами.

Предусматривается разработка нового поколения промышленных телевизионных установок с лазерным дальномером и управлением по радиоканалу, создание технических средств для обнаружения и картирования лесных пожаров в наземных условиях и с воздуха днем и ночью, а также в условиях сильного задымления, что потребует финансирования в сумме 248,5 млн.рублей, в том числе на научно-технические разработки - 37,5 млн. рублей и приобретение телеаппаратуры - 211 млн. рублей (капитальные затраты).

Для обеспечения контроля за пожарной обстановкой на всей территории наземной охраны лесов Программой предусматривается приобретение и установка дополнительно 1102 пожарно-наблюдательных вышек и мачт. Стоимость приобретения и установки пожарно-наблюдательной вышки (мачты) с монтажом на ней телевизионной установки составляет 150 тыс. рублей.

В районах наземной охраны лесов действует 2,2 тысячи пожарно-химических станций. Кроме того, в составе баз авиационной охраны лесов и управлений лесами организовано 16 механизированных отрядов.

Предусматривается создание дополнительно 678 пожарно-химических станций. Потребность в технике, машинах и оборудовании для оснащения лесопожарных служб Федеральной службы лесного хозяйства России приводится в приложении N 2.

При разработке новых эффективных технических средств тушения низовых, торфяных и особенно верховых пожаров предусматривается использование конверсионной техники и двойных технологий. Для испытания новой лесопожарной техники намечается строительство специального полигона в г.Луга, Ленинградская область.

Для разработки и создания новых образцов технических средств пожаротушения потребуются средства в сумме 160,5 млн. рублей, из них на научно-технические разработки - 157 млн. рублей (текущие затраты) и на строительство полигонной и экспериментальной базы - 3,5 млн. рублей (капитальные вложения).

Дефицит финансирования и отсутствие предоплаты часто приводят к отказу в выделении воздушных судов и, как следствие, к срыву работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

Для своевременного обнаружения и оперативной ликвидации лесных пожаров в районах, обслуживаемых авиацией, необходимо ежегодно арендовать 585 воздушных судов, из них 305 самолетов и 280 вертолетов с минимальным гарантийным налетом 70 тыс.часов. С целью экономии выделенных средств планируется постепенный переход авиапатрулирования на самолеты малой легкомоторной авиации, стоимость летного часа которых в сравнении с Ан-2 ниже в 2-3 раза. Общие расходы на аренду воздушных судов составят 3378,9 млн. рублей, в том числе в 1999 году - 426,5 млн. рублей.

В условиях рыночной экономики при дефиците финансирования лесного хозяйства увеличение интенсивности авиапатрулирования территории лесного фонда и усиление противопожарной защиты лесов, быстрое реагирование на сложившуюся обстановку невозможны без изменения структуры парка используемых воздушных судов, без создания в отдельных регионах собственных авиационных подразделений с легкими одномоторными самолетами для патрулирования лесов и специальными воздушными судами для тушения пожаров непосредственно с воздуха водой или растворами огнетушащих веществ.

По состоянию на 1 января 1998 г. служба авиационной охраны лесов располагает 2 авиапредприятиями с собственными аэродромами, на которых имеется 43 самолета Ан-2 (из них 12 переоборудованы в пожарный вариант), 2 самолета Ан-24, 3 самолета Ан-26 и 9 вертолетов Ми-8МТ. Кроме того, на 20 аэродромах арендованы стоянки вертолетов и взлетные полосы, а также сделаны запасы горюче-смазочных материалов. Подготовлено 40 самолетных водосливных устройств для самолетов Ан-2П.

Наличие собственного парка воздушных судов позволяет улучшить авиационное обслуживание и снизить на 3-5 процентов стоимость авиалесоохранных работ.

Вместе с тем наличие собственного парка воздушных судов требует выделения средств на ремонт авиатехники, на создание технической базы, позволяющей осуществлять мелкий и текущий ремонт воздушных судов, на содержание аэропортовых комплексов, посадочных площадок, находящихся на балансе авиационных подразделений Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".

Потребность в средствах на ремонт собственных воздушных судов составляет 84,92 млн. рублей, на содержание аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос - 119,2 млн. рублей, в том числе в 1999 году - 18,3 млн. рублей.

Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров, дополняющим наземное и авиационное обнаружение, является использование информации, получаемой с современных спутниковых систем.

Для этого необходимо создать систему мониторинга лесных пожаров, включающую в себя:

геоинформационный аппаратно-коммуникационный комплекс;

программы обработки цифровой спутниковой информации;

технологию использования спутниковой информации в целях оперативного обнаружения лесных пожаров и слежения за лесопожарной обстановкой на всей территории лесного фонда.

Программой предусматривается дальнейшее продолжение на договорной основе сотрудничества с Российским космическим агентством, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подведомственными им организациями. Предметом совместной деятельности остается получение спутниковой информации по вопросам лесопожарного состояния лесов и ее обработка.

Создание и внедрение технологии применения спутниковой информации для мониторинга лесных пожаров потребуют затрат в сумме 48,6 млн. рублей, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - 39,2 млн. рублей, приобретение программно-аппаратного комплекса - 14,4 млн. рублей (капитальные вложения).

Продолжатся работы по созданию самолетов-танкеров, в том числе амфибий, а также водосливных устройств для вертолетов.

С целью интенсификации разработки и внедрения метода тушения лесных пожаров с воздуха предусматривается в 1999-2005 годах:

приобрести 30 самолетов Ил-103, 20 самолетов Бе-103П, 12 самолетов Ан-38;

оборудовать сливными устройствами 30 самолетов и 25 вертолетов;

закончить доработку и испытание самолетов-танкеров Бе-12П200, Бе-200П, Бе-103П и безаэродромного судна типа "ЭКИП Л";

изготовить 30 комплектов модульного водосливного оборудования к вертолетам типа Ми-8МТ;

обеспечить авиаотделения более эффективными, экологически чистыми огнетушащими составами и оборудованием для приготовления из них рабочих растворов.

На осуществление мер по созданию специализированных видов авиатехники для борьбы с лесными пожарами непосредственно с воздуха и приобретения легкомоторной авиации для осуществления авиапатрульных работ Программой предусматриваются затраты в сумме 498,8 млн. рублей.

Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств являются разработка и внедрение автоматизированной информационно-управляющей системы связи, включающей оснащение всех территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством персональными компьютерами и модемами, применение пакетной радиосвязи в УКВ и КВ диапазонах, автоматической ретрансляции, электронной почты.

Программой предусматривается создание в системе лесного хозяйства подразделения, координирующего вопросы радиосвязи и информатики, а также 20-25 центров внедрения и технического обслуживания средств радиоэлектроники со своими стационарными и передвижными мастерскими, складами резервного оборудования, эксплуатационных расходных материалов.

В дополнение к авиационному патрулированию не менее чем в 4 регионах предполагается организовать центры приема спутниковой информации с целью мониторинга лесных пожаров и оценки степени пожароопасной обстановки на всей территории лесного фонда страны. Общая стоимость указанных работ (с учетом стоимости станций приема спутниковой информации) составляет 48,6 млн. рублей.

Общая сумма затрат на создание автоматизированных систем связи составляет 440,4 млн. рублей, из них на научно-технические разработки - 2,2 млн. рублей, на приобретение радиотехнических средств (капитальные вложения) - 293,7 млн. рублей, на ремонт и содержание радио- и телефонной связи (текущие расходы) - 144,5 млн. рублей.

Затраты на создание типовой автоматизированной региональной системы управления охраной лесов от пожаров составят 12 млн. рублей, из них на научно-технические разработки - 4 млн. рублей, на проектные работы и промышленную эксплуатацию (капитальные вложения) - 8 млн. рублей.

Наземная и авиационная охрана лесов в силу своей специфики нуждается в кадрах, сочетающих в себе организаторские способности с хорошей теоретической подготовкой в области лесоводственных и технических наук. В настоящее время 65 процентов численности специалистов среднего и низового звена, работающих в охране лесов, не имеют высшего образования.

Программой предусматривается организация кафедры по подготовке специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами из числа высшего и среднего управленческого звена работников наземной и авиационной охраны лесов в институтах повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (г.Пушкино, Московская область, г.Дивногорск, Красноярский край). К 2005 году необходимо подготовить 2000 специалистов в области охраны леса среднего и низового звена, в том числе специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами, приобретающими характер стихийных бедствий.

Затраты на подготовку кадров в 1999-2005 годах составят 24 млн. рублей; на переподготовку, повышение квалификации и тренировку работников парашютно-авиадесантной службы - 17 млн. рублей.

Программой предусматриваются расходы на содержание команд и групп пожаротушения, работников государственной лесной охраны и временных пожарных сторожей в сумме 9488,9 млн. рублей, затраты на охрану труда и профилактику производственного травматизма - 519,6 млн. рублей.

Повышение уровня охраны лесов от пожаров невозможно без участия добровольных пожарных дружин лесхозов, а также лесопожарных формирований предприятий и организаций, производящих работы или имеющих объекты в лесу. В отдельных регионах России с участием добровольных пожарных дружин и лесопожарных формирований тушится до 40 процентов всех пожаров. Указанные формирования могут стать значительной силой в решении лесопожарной проблемы при соответствующем их стимулировании и техническом оснащении. Ориентировочная численность добровольных пожарных дружин составит около 20 тыс.человек.

В качестве стимулирующих факторов для работников добровольных пожарных дружин предусматриваются: выплаты компенсаций за тренировки, боевое дежурство и привлечение к работе по тушению лесных пожаров, льготное получение древесины, сенокосов и т.п.

На материальную поддержку и выплаты компенсаций за тренировки, боевое дежурство и привлечение к работе по тушению пожаров предусматривается выделение 16,7 млн. рублей.

Коэффициент травматизма среди работников государственной лесной охраны остается высоким и в 1997 году составил на 100 человек 3,6.

Согласно отраслевому тарифному соглашению на охрану труда и страхование работников охраны леса предусматривается 5 процентов средств, выделенных на ведение лесного хозяйства.

Для успешной реализации Программы предусматриваются внесение изменений в отдельные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушения лесного законодательства Российской Федерации, переработка Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Порядка и размеров материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству, и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны лесов от пожаров.

В результате будут расширены права и обязанности работников государственной лесной охраны, а размеры материального вознаграждения будут зависеть от конечных результатов труда. Затраты на совершенствование правовой базы в 1999-2005 годах составят 0,7 млн. рублей.


3.4. Научно-техническое обеспечение


Программой предусматривается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям: профилактика лесных пожаров, совершенствование методов прогноза пожарной опасности в лесах, разработка новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, создание автоматизированной системы связи и управления охраной лесов на региональном уровне, совершенствование правовой базы охраны лесов.

Перечень заданий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ приведен в приложении N 3.

Реализация Программы предполагает оперативное внедрение результатов этих работ в практику наземной и авиационной охраны лесов, что должно способствовать повышению эффективности и технического уровня охраны лесов с целью сохранения экологического и ресурсного потенциала лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.

Сумма затрат на научно-техническое обеспечение Программы составит 240,6 млн.рублей.


4. Ресурсное обеспечение Программы


В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации лесной фонд и расположенные на землях Министерства обороны Российской Федерации леса находятся в федеральной собственности, и расходы на государственное управление и осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров, а также капитальные вложения в охрану лесов финансируются за счет средств федерального бюджета. Поэтому основным источником финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, является федеральный бюджет.


Таблица 2


Объемы и источники финансирования


(млн.рублей, в ценах 1998 года)

  Всего на
1999-
2005 годы
В том числе по годам
1999
год
2000
год
2001-2005
годы
Капитальные вложения 4478,12 527 670 3281,12
в том числе:
Рослесхоз 3825,72 438,8 585,8 2801,12
Минобороны России 219,6 28,6 28,7 162,3
Минсельхозпрод России 315,1 45 45 225,1
Госкомэкология России 117,7 14,6 14,6 88,5
Текущие расходы 18990,49 2201,53 2435,89 14353,07
в том числе:
Рослесхоз 16929,19 1954,33 2127,19 12847,67
из них научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы

240,6

26

29,4

185,2
Госкомэкология России 217,1 23,8 26,6 166,7
Минобороны России 28,7 3,4 3,4 21,9
Минсельхозпрод России 1815,5 220 278,7 1316,8
Итого 23468,61 2728,53 3105,89 17634,19
в том числе:
федеральный бюджет 23301,41 2707,23 3084,39 17509,79
бюджеты субъектов Российской
Федерации и собственные средства
организаций
167,2 21,3 21,5 124,4

Примечание.

Объемы финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.


Вместе с тем при разработке региональных программ субъектами Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные средства на охрану лесов от пожаров за счет бюджета субъекта Российской Федерации или собственных средств территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.

Общая сумма средств, необходимых для реализации Программы в 1999-2005 годах, составляет 23468,61 млн. рублей (в ценах 1998 г.), в том числе из средств федерального бюджета - 23301,41 млн. рублей, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 167,2 млн. рублей.

Из общей суммы финансовых затрат капитальные вложения на приобретение технических средств для оснащения лесопожарных служб и строительство противопожарных объектов составят 4478,12 млн. рублей, в том числе по Федеральной службе лесного хозяйства России - 3825,72 млн. рублей.

Текущие расходы на реализацию программных мероприятий составят 18990,49 млн. рублей, в том числе по Федеральной службе лесного хозяйства России - 16929,19 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 240,6 млн. рублей.

Предлагается увеличить плату за древесину, отпускаемую на корню, доведя ее удельный вес в цене заготовленной древесины в круглом виде до 7-9 процентов. Прогнозируемый в ближайшем пятилетии рост отпуска древесины на корню (65 процентов) позволит увеличить отчисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом поступления в лесхозы от разных платежей за пользование древесиной по минимальным и конкретным (фактическим) ставкам лесных податей также увеличатся.

Страхование лесного фонда от лесных пожаров путем включения этих затрат в себестоимость лесной продукции (5-10 процентов рыночной цены) и выплаты страхового взноса от лесных пожаров при выдаче лицензий на использование лесного фонда позволят создать страховые резервы по данному виду страхования и обеспечат получение Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами 5 процентов страховой премии (около 100 млн. рублей) на осуществление предупредительных мероприятий по охране лесного фонда.

Дальнейшее повышение минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и увеличение отпуска древесины по рубкам главного пользования позволят давать значительные средства в консолидированный бюджет страны и увеличить доходность лесного хозяйства.


5. Механизм реализации Программы


Механизм реализации Программы определяет государственный заказчик - координатор Программы - Федеральная служба лесного хозяйства России.

Отбор организаций для выполнения программных мероприятий осуществляется путем проведения открытых конкурсов (торгов).

Порядок размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд, предусмотренной программными мероприятиями, определяет Федеральная служба лесного хозяйства России с учетом Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.

Порядок организации и проведения конкурсов определяет этапы и условия организации и проведения конкурсов (торгов), функции государственного заказчика, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений и оформление результатов конкурсов.

Указанный порядок устанавливает перечень работ (услуг, поставок продукции) с указанием объемов и сроков поставок, основные технико-экономические требования к изготовлению, соответствию государственным стандартам и особым условиям конкретных территорий.


6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения


Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

К реализации мероприятий Программы привлекаются организации Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы лесного хозяйства России.

Для управления Программой формируется дирекция, возглавляемая заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России. В состав дирекции включаются руководители структурных подразделений этой Службы, а также ответственные представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. В соответствии с показателями, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, предусматривается ежеквартальная статистическая отчетность о реализации Программы.

В целях рационального использования выделяемых на осуществление Программы ассигнований дирекция Программы устанавливает очередность реализации основных направлений, а в их пределах - финансирование конкретных мероприятий.

К числу первоочередных задач следует отнести восстановление технической вооруженности лесопожарных служб, усиление авиационной охраны лесов, совершенствование ее организационной и функциональной структуры. Приоритетным направлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров, базирующейся на комплексном использовании наземных, воздушных и космических средств и методов наблюдения. Размещение заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на конкурсной основе. Общий контроль осуществляют Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство науки и технологий Российской Федерации.

Федеральная служба лесного хозяйства России и дирекция Программы:

организуют выполнение мероприятий Программы посредством заключения договоров с организациями любых форм собственности;

координируют реализацию региональных целевых программ субъектов Российской Федерации по обеспечению охраны лесов от пожаров;

несут ответственность за рациональное использование бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку материально-технических ресурсов в лесопожарные службы;

совместно с федеральными органами исполнительной власти издают нормативные акты, направленные на выполнение соответствующих программных мероприятий;

оказывают соисполнителям Программы методическую, техническую и иную помощь по организации охраны лесов от пожаров.

Федеральная служба лесного хозяйства России ежегодно анализирует ход реализации Программы и направляет:

в Министерство экономики Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;

ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технологий Российской Федерации отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств.

Федеральная служба лесного хозяйства России участвует в экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, и в подготовке Министерством экономики Российской Федерации ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации Программы.


7. Оценка экономической эффективности реализации программных мероприятий


В соответствии с решениями Конференции ООН (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана выполнять собственные и международные обязательства в области охраны окружающей среды и защиты своих лесных ресурсов от чрезмерного использования и губительных лесных пожаров.

ГАРАНТ:

См. Декларацию по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) и Конвенцию о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.)


Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в охрану лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его деятельности в лесу, уменьшить среднюю площадь лесного пожара, существенно снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров стихийного характера на активно охраняемой территории лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, расположенных на землях обороны.

Уменьшение средней площади пожара и общей площади, пройденной огнем, ожидается за счет применения новых технических средств обнаружения (лазерных, космических и др.) и тушения лесных пожаров: самолетов-амфибий и вертолетов-танкеров, эффективных огнетушащих составов, самоходной лесопожарной техники и т.д.

Конечным результатом реализации Программы будет сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству и экономике страны, сохранение экологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала, что отвечает положениям Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Прямой ущерб от лесных пожаров, причиненный только имуществу лесохозяйственного производства, включающий стоимость сгоревшей древесины на корню, зданий, сооружений лесхозов и т.п., затраты на тушение пожара, расчистку горельников и лесовосстановление на территориях, пройденных огнем, составил в 1997 году более 1 трлн.рублей (в ценах 1997 года).

В то же время стоимость сохранившихся древесных запасов (к возрасту спелости древостоев) в результате реализации мероприятий Программы составит 1,9-2,2 млрд. рублей ежегодно, а возможная сумма от реализации сохранившейся от огня древесины в круглом виде (в ценах 1998 года) составит 5-5,9 млрд. рублей, что превысит общие затраты на реализацию Программы.

Определение экономической эффективности использования средств, вкладываемых в охрану лесов от пожаров, затруднено из-за отсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.


Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Охрана лесов от пожаров

на 1999-2005 годы"


Система программных мероприятий


(млн. рублей, в ценах 1998 г.)

  Сроки
реализа-
ции,
годы
Стои-
мость
работ,
всего
В том
числе
1999
год

Ожидаемый результат
Федеральная служба лесного хозяйства России

I. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров
1.Совершенствование
противопожарной
пропаганды
1999-2005 157,45 20,3 Снижение числа лесных
пожаров, возникающих
по вине населения
в том числе:
подготовка и издание
учебных материалов по
противопожарной
пропаганде;
1999-2005 0,6 0,2 Экологическое
образование молодежи
путем включения в
учебные программы
школ, техникумов и
вузов разделов по
изучению правил
поведения в лесу,
соблюдению требований
пожарной безопасности
в лесу (210 печатных
листов)
выпуск видеороликов,
клипов, мультфильмов,
видеофильмов;
выступления по радио,
телевидению и в печати;
разработка и издание
компьютерных игр ("Лес
в огне" и др.);
проведение конкурсов
("Подрост", "Школьное
лесничество" и др.);
1999-2005 6,4 0,7 Экологическое
просвещение населения
(22 фильма, в т.ч. 1
видеофильм "Леса
России"; 102 тыс.
выступлений в
средствах массовой
информации; 4
компьютерных игры; 14
конкурсов)
изготовление и
установка средств
наглядной агитации
(витрины, панно,
аншлаги и т.п.),
изготовление и
распространение
листовок, памяток,
буклетов и т.п. по
лесоохранной тематике
1999-2005 113,6 14,2 700 тыс. штук витрин,
панно, аншлагов и
т.п.; 200 млн. штук
листовок, памяток,
буклетов и т.п.
2. Благоустройство
зеленых зон, мест
массового отдыха
населения
1999-2005 36,85 5,2 Повышение
пожароустойчивости
лесных насаждений
II. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров
1. Создание противопо-
жарных барьеров
(разрывов, заслонов,
минерализованных полос,
пожароустойчивых опушек
и т.п.)
1999-2005 41,63 5,88 Повышение
пожароустойчивости
лесных насаждений для
предотвращения
распространения огня.
Создание 1120,6 тыс.
км противопожарных
барьеров
2. Уход за
противопожарными
барьерами
1999-2005 31,38 4,45 Поддержание противо-
пожарных барьеров
(3780,6 тыс. км) в
рабочем состоянии
3. Строительство
лесохозяйственных дорог
противопожарного
назначения
1999-2005 34,92 4,85 Создание условий для
доставки сил и
средств пожаротушения
к местам действия
лесных пожаров, а
также для предотвра-
щения распространения
огня. Строительство
30,5 тыс. км дорог
противопожарного
назначения
4. Ремонт дорог проти-
вопожарного назначения
1999-2005 27,16 3,75 Содержание дорог в
рабочем состоянии
(53,8 тыс. км)
5. Проведение
профилактических
палов
1999-2005 8,1 1 Повышение пожароус-
тойчивости лесных
насаждений путем
выжигания сухих
горючих материалов
6. Обустройство мест
отдыха в лесу
1999-2005 52,4 5,8 Обеспечение пожарной
безопасности в лесах
III. Организационно-технические мероприятия
1. Создание автоматизи-
рованной информационно-
управляющей системы и
технических комплексов
и средств информацион-
ной поддержки охраны
лесов от пожаров
1999-2005 48,6 5,7 Повышение эффективно-
сти управленческих
решений на федераль-
ном и региональном
уровнях при админис-
тративном руководстве
и оперативном управ-
лении охраной
лесов от пожаров
в том числе:
создание многоуровневой
геоинформационной сис-
темы мониторинга
лесных пожаров на базе
современных информацио-
нных технологий и
космических наблюдений
1999-2005 36,6 2,7 Эффективное использо-
вание наличных ресур-
сов при осуществлении
плановых и оператив-
ных мероприятий по
охране лесов от
пожаров
создание системы реги-
страции молниевых раз-
рядов для информацион-
ной поддержки охраны
лесов Сибири и
Дальнего Востока
1999-2005 12 3 Экономия ресурсов при
воздушном
патрулировании лесов
и сокращение затрат
на ликвидацию пожаров
от молний
2. Разработка и
внедрение технических
средств обнаружения
лесных пожаров

в том числе:

разработка технических
средств с
использованием
телеаппаратуры и
детекторов теплового
излучения

приобретение и
установка новых
технических средств
обнаружения лесных
пожаров
1999-2005 248,5






37,5






211
35






4,5






30,5
Создание и внедрение
новых технологических
систем для обнаруже-
ния лесных пожаров в
наземных условиях и с
воздуха, обеспечиваю-
щих наблюдение за ле-
сом при любых
погодных условиях
3. Разработка и
создание наземных
средств пожаротушения
в том числе:
разработка и создание
автоматизированных
технологических
комплексов для борьбы с
лесными пожарами

создание полигонной и
экспериментальной базы
1999-2005 160,5







157


3,5
16,9







15,4


1,5
Повышение
эффективности борьбы
с лесными пожарами
4. Развитие метода
тушения лесных пожаров
с воздуха
1999-2005 498,8 27,6 Приобретение 30
самолетов Ил-103, 20
самолетов Бе-103П и
12 самолетов Ан-38,
переоборудование в
лесопожарный вариант
30 самолетов Ан-2П,
25 вертолетов Ми-8МТ
для оказания помощи
наземным группам по-
жаротушения путем
слива растворов
огнетушащих хими-
катов на кромку
пожара; завершение
доработки и испытание
самолетов-танкеров
Бе-12П200, Бе-200П,
Бе-103П и
безаэродромного судна
типа "ЭКИП Л";
изготовление 30
модулей к вертолетам
Ми-8МТ
5. Создание автоматизи-
рованных систем связи
для оперативного управ-
ления охраной лесов
от пожаров, включая
типовую автоматизирова-
нную систему управления
охраной лесов от
пожаров регионального
уровня

в том числе:

научно-техническая
разработка

приобретение
радиотехнических
средств

ремонт и содержание
радиотелефонной связи
1999-2005 452,4













6,2



293,7


144,5
59













0,8



41,2


17
Создание единой
системы радиосвязи и
оперативного
управления охраной
лесов от пожаров,
включающей оснащение
организаций лесного
хозяйства ПЭВМ, а
также обеспечивающей
автоматическую
ретрансляцию
корреспонденции
6. Организация новых и
доукомплектование суще-
ствующих пожарно-хими-
ческих станций и меха-
низированных отрядов
1999-2005 1569,82 183,3 Повышение эффективно-
сти борьбы с лесными
пожарами. Создание и
доукомплектование
2847 пожарно-химиче-
ских станций и 16
мехотрядов
7. Строительство типо-
вых производственных
помещений пожарно-хими-
ческих станций, зданий
и сооружений авиаотде-
лений, стационарных и
передвижных
заправочных пунктов
1999-2005 1128,4 142,3 Капитальное строите-
льство объектов
противопожарного
назначения: 1321
здание пожарно-хими-
ческих станций, 62
здания и помещения
авиаотделений, 28
заправочных пунктов
8. Приобретение и
установка
пожарно-наблюдательных
вышек и мачт
1999-2005 98,1 10,9 Приобретение и
установка 1102
пожарно-наблюдатель-
ных вышек и мачт
9. Содержание пожарно-
химических станций и
механизированных
отрядов
1999-2005 1370,1 152 Обеспечение оператив-
ной готовности сил и
средств пожаротушения
для борьбы с лесными
пожарами
10. Аренда воздушных
судов
1999-2005 3378,9 426,5 Обеспечение оператив-
ного обнаружения лес-
ных пожаров с воздуха
на охраняемой терри-
тории площадью 699,12
млн.гектаров
11. Содержание аэропор-
товых комплексов и по-
садочных площадок,
находящихся на балансе
службы авиационной
охраны лесов
1999-2005 119,2 18,3 Обеспечение работ по
авиационной охране
лесов. Снижение
стоимости авиалесоох-
ранных работ
12. Ремонт авиационной
техники, находящейся на
балансе службы
авиационной охраны
лесов
1999-2005 84,9 23,7 Обеспечение работ по
авиационной охране
лесов. Снижение стои-
мости авиалесоохран-
ных работ
13. Содержание специа-
льных команд и групп
пожаротушения, службы
государственной лесной
охраны, временных пожа-
рных сторожей, а также
мототранспортных
средств, закрепленных
за государственной
службой лесной охраны
1999-2005 9488,9 1051,2 Обеспечение охраны
лесов от пожаров
14. Охрана труда и
профилактика
производственного
травматизма
1999-2005 519,6 59 Обеспечение безопас-
ности работников
лесопожарных служб
при охране лесов от
пожаров
15.Общепроизводственные
расходы
1999-2005 1156,9 125,3 Обеспечение капиталь-
ного ремонта зданий и
сооружений противопо-
жарного назначения,
оплата транспорта и
прочих расходов
16. Подготовка кадров 1999-2005 24 3 Подготовка 2 тыс.
специалистов по борь-
бе с крупными лесными
пожарами
17. Разработка экономи-
ческих и других мер
стимулирования работы
добровольных пожарных
дружин
1999-2005 16,7 1,9 Обеспечение
эффективной работы
лиц, привлекаемых на
тушение лесных
пожаров
18. Совершенствование
правовой базы охраны
лесов от пожаров
1999-2005 0,7 0,3 Обеспечение правовых
отношений при
организации охраны
лесов от пожаров
Всего затрат 20754,91 2393,13
в том числе:
капитальные вложения

текущие затраты

научно-исследователь-
ские и опытно-конструк-
торские работы

3825,72

16688,59



240,6

438,8

1928,33



26
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
1. Изготовление и
установка средств
наглядной агитации
1999-2005 7,2 0,9 Снижение числа лесных
пожаров в результате
выполнения комплекса
мер по повышению
экологического
образования населения
2. Стимулирование
работы добровольных
пожарных дружин
1999-2005 1,6 0,2 Обеспечение эффектив-
ной работы лиц, при-
влекаемых на тушение
лесных пожаров
3. Обустройство лесной
территории
1999-2005 15,6 1,8 Повышение пожароус-
тойчивости лесных
насаждений, предотв-
ращение распростране-
ния огня путем созда-
ния опорных линий для
тушения лесных
пожаров
4. Содержание
пожарно-химических
станций
1999-2005 32,7 3,9 Обеспечение оператив-
ной готовности сил и
средств пожаротушения
для борьбы с лесными
пожарами
5. Аренда воздушных
судов
1999-2005 160 17 Обеспечение оператив-
ного обнаружения лес-
ных пожаров с воздуха
6. Доукомплектование
служб пожаротушения
лесопожарной техникой
1999-2005 117,7 14,6 Повышение
эффективности борьбы
с лесными пожарами
Всего затрат 334,8
в том числе:
капитальные вложения 117,7
38,4

14,6
текущие затраты 217,1 23,8
Министерство обороны Российской Федерации
1. Подготовка кадров 1999-2005 1 0,1 Подготовка специалис-
тов по борьбе с лес-
ными пожарами
2. Изготовление и
установка средств
наглядной агитации
1999-2005 0,8 0,1 Снижение числа лесных
пожаров в результате
выполнения комплекса
мер по повышению
экологического
образования населения
3. Обустройство лесной
территории
1999-2005 5,4 0,5 Повышение пожароус-
тойчивости насажде-
ний, предотвращение
распространения огня
путем создания опор-
ных линий для туше-
ния лесных пожаров
4. Приобретение и уста-
новка производственных
телеустановок для
обнаружения лесных
пожаров
1999-2005 4,8 0,6 Оперативное
обнаружение лесных
пожаров
5. Содержание служб
пожаротушения
1999-2005 16 2 Обеспечение
оперативной готовнос-
ти сил и средств
пожаротушения для
борьбы с лесными
пожарами
6. Содержание
работников лесной
охраны
1999-2005 5,5 0,7 Обеспечение охраны
лесов от пожаров
7. Доукомплектование
служб пожаротушения
лесопожарной техникой
1999-2005 214,8 28 Повышение
эффективности борьбы
с лесными пожарами
Всего затрат
в том числе:
капитальные вложения
  248,3

219,6
32

28,6
 
текущие расходы   28,7 3,4  
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
1. Изготовление и
установка средств
наглядной агитации
1999-2005 6,7 0,6 Снижение числа лесных
пожаров в результате
выполнения комплекса
мер по повышению
экологического
образования населения
2. Обустройство
лесной территории
1999-2005 5,4 0,5 Повышение пожароус-
тойчивости насажде-
ний, предотвращение
распространения огня
путем создания опор-
ных линий для тушения
лесных пожаров
3. Содержание
пожарно-химических
станций
1999-2005 100,4 9,7 Обеспечение оператив-
ной готовности сил и
средств пожаротушения
для борьбы с лесными
пожарами
4. Содержание команд и
групп пожаротушения
1999-2005 1604,8 195,2 Обеспечение охраны
лесов от пожаров
5. Аренда воздушных
судов
1999-2005 98,2 14 Обеспечение
оперативного
обнаружения лесных
пожаров с воздуха
6. Доукомплектование
служб пожаротушения
лесопожарной техникой
1999-2005 315,1 45 Повышение
эффективности борьбы
с лесными пожарами
Всего затрат
в том числе:
капитальные вложения
текущие затраты



1815,5
2130,6

315,1
220
265

45
 
Итого затрат
в том числе:
капитальные вложения
текущие затраты

научно-исследователь-
ские и опытно-констру-
кторские работы
23468,61

4478,12 527
18749,89

240,6
2728,53


2175,53

26

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Охрана лесов от пожаров

на 1999-2005 годы"


Нормативная потребность в технике, машинах и оборудовании
для оснащения лесопожарных служб Федеральной службы
лесного хозяйства России на 1999-2005 годы


  Всего 1999 год 2000 год 2001-2005 годы
кол-
во
стоим.
(тыс.
руб.)
кол-
во
стоим.
(тыс.
руб.)
кол-
во
стоим.
(тыс.
руб.)
кол-во стоим.
(тыс.
руб.)
Автоцистерна
лесная пожарная

Трактор
лесопожарный

Лесопожарный
вездеход

Лесопожарный
катер

Автомобиль
бортовой
повышенной
проходимости

Автомобиль
повышенной
проходимости
(грузопасса-
жирский)

Тяжелый
мотоцикл
с коляской

Лодка моторная

Насосная
станция

Авторемонтная
мастерская

Малогабаритная
переносная
мотопомпа

Переносная
мотопомпа

Съемная
цистерна

Бульдозер

Колесный или
гусеничный
трактор

Плуги лесные,
полосопро-
кладыватели

Трейлер-тягач

Радиостанция:
стационарная

возимая

носимая

Звуковеща-
тельное
устройство

Зажигатель-
ный аппарат

Ранцевый лесной
огнетушитель

Бензомоторная
пила

Напорные
пожарные
рукава, м

Пожарный
ствол

Ствол торфяной

Головка
соединительная

Смесительный
агрегат с
емкостью для
огнетушащего
состава

Приспособление
для переноски
пожарных
рукавов

Универсальный
зажим

Набор
пожарного
инвентаря

Огнетушащий
состав, т

769


140


71


241




1000





297



2864

2452


37


35



5458


1166


1035

1325



3508



4815

1288


668

3559

4140



4152


10574


28116


1218



8799,4


18073

4189


124930





3490




4189


111310



41890


3508

162259


42000


18460


96400




100000





11880



40096

19616


2775


4200



38206


29150


22770

371000



245560



62595

128800


28056

10677

6210



12456


3172,2


15463,8


1583,4



131991


5421,9

1256,7


24986





1745




418,9


5565,5



15455,7


59638

108


20


10


34




140





42



401

343


5


5



764


163


145

186



491



674

180


94

498

580



581


1480


3936


171



1232


2530

586


17490





498




586


15583



5865


491

22716


5880


2584


13496




14000





1663



5613

2746


389


588



5349


4081


3188

51940



34378



8763

18032


3928

1495

869



1744


444


2165


222



18479


759

176


3498





244




59


779



2164


8349

115


21


11


36




151





44



430

368


6


6



819


175


155

199



526



722

193


100

534

621



623


1586


4217


183



1320


2711

628


18740





524




628


16696



6284


526

24339


6300


2769


14460




15100





1782



6014

2942


416


630



5731


4372


3416

55650



36834



9389

19320


4208

1602

932



1868


476


2320


238



19799


813

189


3748





262




63


835



2316


8946

546


99


50


171




709





211



2033

1741


26


4



3875


828


735

940



2491



3419

915


474

2527

2939



2948


7508


19963


864



6247,4


12832

2975


88700





2477




2975


79031



29741


2491

115204


29820


13107


68444




70900





8435



28469

13928


1970


2982



27126


20697


16166

263410



174348



44443

91448


19920

7580

4409



8844


2252,2


10978,8


1123,4



93713


3849,9

891,7


17740





1239




296,9


3951,5



10975,7


42343
Итого 1719864   240780   258079   1221005

Приложение N 3

к федеральной целевой программе

"Охрана лесов от пожаров

на 1999-2005 годы"


Научно-техническое обеспечение федеральной целевой программы
"Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"


(млн. рублей, в ценах 1998 г.)

  Стои-
мость
работ,
всего

1999
год

2000
год
2001-
2005
годы
1. Разработать научные основы и техническое
обеспечение методов краткосрочного и
долгосрочного прогнозов наступления и
продолжительности пожароопасных периодов,
создать регионально-замкнутую систему раннего
обнаружения и слежения за лесными пожарами на
основе спутниковой информации, грозопеленгации
и автоматических станций погоды

2. Разработать блоковую систему на базе
телеустановок нового поколения с лазерными
дальномерами и ретрансляторов для обнаружения
и определения координат лесных пожаров

3. Разработать автоматизированные
технологические комплексы для борьбы с лесными
пожарами с использованием дистанционных
методов подавления огня, средства механизации
на базе малогабаритных энергетических средств
высокой проходимости с различными типами
двигателей и набором сменного оборудования для
тушения лесных пожаров

4. Усовершенствовать систему охраны лесов от
пожаров и методы управления ею на основе
современных средств связи, компьютеризации
лесопожарных служб, применения
экономико-математических методов, моделей,
алгоритмов и программ

5. Усовершенствовать нормативную правовую базу
охраны лесов от пожаров, разработать меры
экономического стимулирования работников
охраны леса с учетом конечных результатов
труда
39,2








37,5




157








6,2






0,7
5








4,5




15,4








0,8






0,3
5,1








4,5




18,6








0,8






0,4
29,1








28,5




123








4,6






-
Итого 240,6 26 29,4 185,2


Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. N 35 "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"


Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 2 февраля 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 января 1999 г., N 4, ст. 554


Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 настоящее постановление признано утратившим силу



Актуальный текст документа