Постановление Коллегии МПР РФ от 21-23 октября 1998 г. N 14-1 "О первоочередных антикризисных мерах по стабилизации положения в системе МПР России"

Постановление Коллегии Министерства природных ресурсов РФ от 21-23 октября 1998 г. N 14-1
"О первоочередных антикризисных мерах по стабилизации положения в системе МПР России"


В предыдущие годы экономических реформ в основном сформирована законодательная и нормативно-правовая основа государственного управления в области изучения, воспроизводства, регулирования, использования и охраны минерально-сырьевых и водных ресурсов.

Создана система управления, разработаны и законодательно закреплены механизмы лицензирования недропользования, финансирования геологоразведочных и водохозяйственных работ. Сформированы и действуют органы государственного геологического и водного контроля. Осуществлена структурная перестройка производственного звена. Основные объемы поисково-разведочных и водохозяйственных работ осуществляются соответственно добывающими компаниями и водопользователями.

В силу ряда макроэкономических факторов с 1988 по 1996 г. продолжался систематический спад объемов геологоразведочных работ, которые в настоящее время составляют около 25% от уровня 1987 г., а прирост запасов минерального сырья в значительной степени не компенсирует объемы их добычи. На этом общем фоне в 1996 г. удалось стабилизировать основные показатели геологоразведочных работ и в 1997 г. добиться их прироста темпами, которые могли бы обеспечить к 2001 г. достижение равновесия между объемами добычи и приростом запасов по важнейшим видам сырья (нефть, газ, золото, некоторые металлы). Однако очередной финансовый кризис, произошедший в августе т.г., отодвинул сроки решения этой задачи на 2-3 года. Резко ухудшилась социально-экономическая обстановка в отраслях, с III квартала практически прекращено финансирование федеральных заказов.

Геологическая служба и служба водного хозяйства страны, будучи на подъеме в I кв. 1998 г., к началу IV кв. подошли к черте, когда только экстренные меры могут обеспечить их выживание, сохранить функции воспроизводства сырьевой базы, ее лицензирования, охраны природных ресурсов и другие важные направления деятельности.

Преодоление кризисной ситуации возможно путем принятия ряда оперативных безотлагательных мер организационного характера, а также при решении комплекса проблем по следующим направлениям:

повышение эффективности и целенаправленности геологоразведочных и водохозяйственных работ;

реформирование системы недропользования, водохозяйственных работ и водопользования;

нормативная доработка и законодательное закрепление механизма полного самофинансирования геологоразведочных и водохозяйственных работ;

завершение структурных преобразований территориальных органов управления и государственного сектора геологической службы;

решение перспективных финансовых задач.

Указанные проблемы должны быть решены с учетом важнейшей роли природно-ресурсной политики при определении долгосрочной стратегии, средне- и краткосрочных задач социально-экономического развития страны, фактического состояния объектов управления, направлений деятельности, компетенции и ответственности МПР России.


1. В области воспроизводства топливно-энергетических, минерально-сырьевых и водных ресурсов


1.1. Топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы


Несмотря на негативные тенденции последнего десятилетия в развитии геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы, Россия пока сохраняет за собой одно из ведущих мест в мире по минерально-сырьевому потенциалу и объемам его использования. Россия входит в первую тройку стран мира по объемам добычи нефти и газового конденсата и является безусловным лидером по объемам запасов и добычи газа.

Использование нефтегазового потенциала позволяет удовлетворить энергетические потребности страны и обеспечить значительные объемы валютных поступлений за счет экспорта нефти и газа. В 1997 г. валютные поступления России только от поставок на экспорт нефти и природного газа (доля которых в мировом экспорте равна 8 и 42% соответственно) составили около 39 млрд. долларов США, или более 44% общих валютных поступлений от годового объема экспорта.

Однако для динамичного развития экономики требуется значительное увеличение уровня потребления топливно-энергетических ресурсов на внутреннем рынке с целью сокращения разрыва с развитыми странами по потреблению на душу населения и, соответственно, в энерговооруженности производства и других сфер. Решение этой стратегической задачи невозможно без расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы, в частности, обеспечения к 2005 г. прироста запасов до 400 млн. тонн нефти и до 400 млрд.куб.м газа в год.

Расширенное воспроизводство сырьевой базы нефти и газа может быть достигнуто при условии совершенствования механизма и использования средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) и привлечения для этих целей отечественных и зарубежных инвестиций.

Отсутствие долговременной Концепции воспроизводства топливно-энергетических ресурсов, базирующейся на геолого-экономических оценках ресурсов и запасов и учитывающей уровни потребностей регионов и страны в целом в углеводородном сырье на среднесрочную перспективу, значительно снижает эффективность использования этих средств.

В России с 1991 г., несмотря на уменьшение объемов добычи, произошло сокращение разведанных запасов по меди и никелю - на 2,9-3%, по платиноидам - на 5,9%, по алмазам - на 13,6%. Имеющиеся балансовые запасы существенно девальвируются их относительно низким качеством. Доля активных (рентабельных) запасов в общем объеме балансовых составляет: по железным рудам - 85, бокситам - 52, титану - 68, золоту коренному - 59, золоту россыпному - 61%.

Тенденция снижения абсолютных объемов запасов не согласуется с тенденцией их роста в крупных сырьевых странах и в мировом масштабе в целом. Мировые разведанные запасы большинства видов минеральных ресурсов увеличиваются на 3-5% в год или сохраняются на стабильном уровне. Ежегодные темпы роста запасов составляют: по железным рудам - 10,2%, по марганцу - 5%, по хрому - 4,4%, по меди, свинцу и цинку - 4,5%, по никелю 3,6%, по олову - 5%, по вольфраму и молибдену - 3%, а темпы роста добычи и потребления минерального сырья в мире составляют 1-3%.

За годы экономических реформ резко упали объемы региональных геологосъемочных, поисковых и поисково-оценочных работ - основы стратегического и тактического развития минерально-сырьевой базы.

Развитие минерально-сырьевой базы должно быть ориентировано на перспективные потребности экономики страны в минеральном сырье и продуктах его переработки, которые к 2005-2010 гг., по имеющимся прогнозам, по сравнению с 1997-1998 гг. возрастут по важнейшим видам на 8-12%, в том числе по черным металлам - 7-14%, цветным металлам и редким металлам - 35-60%.

Эти показатели должны быть приняты в качестве ориентиров при решении проблем развития минерально-сырьевой базы.


1.2. Водные ресурсы


В России сосредоточено более 20% мировых ресурсов и запасов пресных поверхностных и подземных вод, имеются более 2000 водохранилищ объемом более 1 млн.куб.м каждое и суммарным полезным объемом 338,6 куб.км, действуют 37 систем межбассейного перераспределения стока, по которым перераспределяются более 15 куб.км воды в год.

Важным источником водоснабжения (особенно хозяйственно-питьевого) являются подземные воды, потенциальные ресурсы которых составляют более 300 куб.км в год, а разведанные запасы - 30 куб.км в год.

Однако в развитых экономических районах большинство рек, озер, водохранилищ загрязнены, наблюдается деградация малых рек, более 50% населения потребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. В ряде регионов Европейской части России, Урала, Южной Сибири, Дальнего Востока ощущается дефицит в воде, во многих крупных городах и даже областных центрах вода подается с перебоями.

В водном хозяйстве кризис усугубляется. Особенно запущены работы по противопаводковым мероприятиям, берегоукреплению, расчистке рек и водохранилищ, поддержанию в безаварийном состоянии гидротехнических сооружений. Кризисное состояние водного фонда и водного хозяйства в Российской Федерации является результатом резкого сокращения объемов финансирования водохозяйственной деятельности, осуществляемой до настоящего времени в основном за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также несовершенствам государственной политики водопользования.

Весьма актуальной является разработка принципиально нового подхода к проблеме финансирования мероприятий по восстановлению и охране водного фонда.

В долгосрочной перспективе должна быть сформирована новая организационно-экономическая структура водного хозяйства, обеспечивающая самоокупаемость и самофинансирование водохозяйственной деятельности. Основу ее должны составлять государственные унитарные предприятия, имеющие в оперативном управлении водохозяйственные системы и обеспечивающие обустройство, содержание и эксплуатацию водных объектов и гидросооружений за счет средств заинтересованных водопользователей.

В кризисной ситуации очень важно наладить четкое взаимодействие между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации предусмотреть делегирование части полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты субъектам Российской Федерации.

Одним из важнейших условий вывода из кризиса водного хозяйства является совершенствование системы управления водным фондом.

В первую очередь необходимо четко разделить функции управления на трех уровнях: федеральном, бассейновом и территориальном, а также решить вопросы совершенствования лицензионной деятельности и улучшения лицензионной службы.

В настоящее время лицензии выдаются на основании устаревших схем и водохозяйственных балансов, что может привести к их технической и даже юридической необоснованности. Необходимо принять срочные меры по разработке указанных документов, особенно по бассейнам рек с напряженной водохозяйственной обстановкой.

Для обоснования управленческих решений также необходимо ускорить воссоздание систем мониторинга, разработку и внедрение информационных систем и технологий в водном хозяйстве, в кратчайшие сроки завершить инвентаризацию водохранилищ и гидротехнических сооружений и принять на уровне Правительства Российской Федерации решение по обеспечению безопасности их эксплуатации.


1.3. Региональное геологическое изучение территории России


Геологическая изученность территории России отстает от изученности многих стран мира и не всегда отвечает современным потребностям развития природно-ресурсного и в первую очередь минерально-сырьевого комплекса.

Несмотря на принимаемые меры, не удалось обеспечить устойчивое развитие работ по региональному геологическому изучению территории и выйти на показатели, определенные Федеральной программой развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 гг.

Не выдерживается рациональный комплекс методов (геофизические, геохимические, горно-буровые, аналитические и др.), выявленные перспективные площади и участки, как правило, остаются не востребованными, отсутствует стратегия их апробации и оперативного вовлечения в дальнейшее изучение.

Конечной продукцией региональных работ, кроме карт различного назначения, должны стать комплексные пакеты геолого-экономических материалов на перспективные конкурсные площади.


1.4. Информационное обеспечение


В системе МПР России функционируют уникальные по полноте Российский и территориальные геологические фонды (Росгеолфонд и ТРФ), мощный информационно-вычислительный центр (ГлавНИВЦ), сеть региональных и специализированных информационно-вычислительных центров. Формируются банки и базы геологической информации, разрабатываются и внедряются геоинформационные технологии многоаспектной оперативной обработки, хранения и выдачи геолого-геофизической информации.

Созданы информационно-издательские и информационно-аналитические центры (Геоинформмарк, ИАЦ-Минерал, ИЦ Геоинформсистем). В 1998 г. было создано и начало активно функционировать Национальное информационное агентство "Природные ресурсы".

Созданная издательская и информационно-аналитическая инфраструктура обеспечивает издание специализированных отраслевых журналов, обобщающих монографических работ и других информационных материалов федерального уровня.

Однако информационно-аналитическая служба МПР России нуждается в дальнейшем совершенствовании. В первоочередном порядке необходимо:

- создать Федеральный научно-производственный информационный центр на базе интеграции части предприятий информационного и информационно-аналитического профиля и в установленном порядке утвердить Положение о единой информационной системе недропользования в России;

- обеспечить регулярный выпуск центральных отраслевых журналов, монографических, справочных, обзорных и иных информационных материалов федерального значения на уровне объемов не ниже 1998 г.;

- значительно улучшить работу со средствами массовой информации, рассматривая ее в качестве важного направления деятельности МПР России;

- активизировать работу по реализации утвержденных МПР России мероприятий к 300-летию горно-геологической службы России.


2. В области нормативно-правового обеспечения


Принципиальные изменения в экономической системе Российской Федерации, нестабильность финансово-экономической ситуации обнажили ряд острых проблем в недропользовании и водопользовании, особенно в их законодательном и нормативно-правовом обеспечении.

Практика применения действующей нормативно-правовой базы и структуры управления недропользования и природопользования в целом показала, что они созданы для функционирования в стабильных экономических условиях. Негативные или кризисные экономические процессы (резкое падение инвестиционной привлекательности объектов природопользования, неплатежи, инфляция и т.д.) создают объективные условия для массовых нарушений субъектами-природопользователями установленных условий использования природных ресурсов, вызывают кризис отношений, создают формальную основу для массового аннулирования выданных ранее лицензий и широкомасштабных конфликтных ситуаций государства с производителем.

В связи с этим законодательные нормы должны быть более гибкими и нуждаются в корректировке.


2.1. Недропользование


Развитие геологоразведочных работ, поддержание уровня добычи дефицитных видов минерального сырья, освоение новых месторождений сдерживается в первую очередь неэффективностью действующих экономических взаимоотношений государства - собственника недр и недропользователей.

Платежи за право пользования недрами, которые по идее, заложенной в Законе Российской Федерации "О недрах", должны иметь рентный характер, на практике превратились в жесткие фискальные нормы, не учитывающие геолого-экономические особенности освоения месторождений, мировые уровни цен на минеральное сырье, его конъюнктуру.

Положение о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, утвержденное Правительством Российской Федерации в 1992 г., за прошедшие годы не пересматривалось и не корректировалось. Многочисленные предложения по внедрению экономических рычагов в стимулирование геологоразведочных работ, освоение новых объектов не были реализованы через нормативно-правовые документы.

Несмотря на то, что с момента принятия последней редакции Закона Российской Федерации "О недрах" прошло три с половиной года, не реализована статья 40 этого Закона, позволяющая производить частичное или полное освобождение недропользователей от платежей, устанавливать отсрочки, а также статья 48, позволяющая устанавливать скидки за истощение недр.

Не задействованным оказался механизм стоимостной оценки разведанных запасов полезных ископаемых, позволяющий поставить взаимоотношения государства и недропользователей на объективную экономическую базу. Методика стоимостной оценки разведанных запасов до сего времени находится в стадии разработки.

Условия лицензий на пользование недрами, определенные при их выдаче, во многих случаях не могут быть выполненными из-за изменившейся экономической ситуации, прежде всего из-за падения мировых цен на нефть и другое минеральное сырье. Действующие нормативно-правовые документы не определяют идеологию форс-мажорных обстоятельств, условий их возникновения и влияния на взаимоотношения государства и недропользователей.

Не введены в действие нормативные документы, регулирующие порядок подготовки и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Первоочередной мерой является внесение блока поправок и дополнений в закон Российской Федерации "О недрах".

Необходимо усилить работу по подготовке концепции и структуры Кодекса о недрах Российской Федерации, обеспечить его разработку и своевременное введение в действие на базе накопленного опыта и действующих основополагающих норм, прошедших испытание временем.

При совершенствовании нормативно-правовой базы необходимо учесть, что главным звеном созданной системы воспроизводства МСБ является механизм принудительного ведения ГРР добывающими компаниями. Предельные возможности этой системы ограничиваются простым воспроизводством МСБ даже при условии резкого ужесточения фискальных мер и увеличения численности государственного контролирующего аппарата. Расширенное воспроизводство МСБ возможно только при условии существенного улучшения финансового механизма, качественного возрождения геологической службы, обновления правовых, теоретических, методических и организационных подходов к воспроизводству МСБ. В этом состоит главная стратегическая задача, которая должна быть решена через последовательные активные шаги.


2.2. Водопользование


Реализация Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" сдерживается отсутствием целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов и необходимых нормативных документов.

Денежные средства от возмещения ущерба, причиняемого водным объектам, в нарушение водного законодательства поступают во внебюджетные и бюджетные экологические фонды органов местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в крайне незначительных объемах направляются на восстановление и охрану водных объектов.

Наличие бесхозных гидротехнических сооружений (ГТС), накопителей различных отходов и участившиеся случаи их аварий требует разработки и утверждения нормативно-правовых актов, которые позволят организовать государственный надзор и своевременную оценку состояния ГТС для принятия предупредительных мер.

Ослаблена роль и значение государственного контроля за использованием и охраной внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Отсутствуют необходимые нормативные документы, регламентирующие использование природных ресурсов, извлекаемых из водных объектов при проведении строительных, эксплуатационных и иных работ.

Отсутствие нормативно-правовой базы по охране ледников и снежников, интенсивно используемых в целях туризма и отдыха, приводят к их загрязнению и истощению.


2.3. Соглашения о разделе продукции


Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" установил правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации.

Ввиду ряда экономических преимуществ (снижение рисков разного рода, в том числе и экономического характера), инвестирование на условиях СРП более предпочтительно.

В 1997 г. был издан ряд нормативных актов, которые должны были способствовать реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".

Одним из них явилось постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. "О мерах по реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", в соответствии с которым была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции.

ГАРАНТ:

По-видимому, в данном абзаце идет речь о постановлении Правительства РФ от 2 сентября 1997 г. N 1132 "О мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции", которое признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 26 июля 2004 г. N 380


За короткий период Комиссия рассмотрела два подготовленных Министерством природных ресурсов Российской Федерации законопроекта "Об участках недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции", в которые вошли десять участков недр и месторождений.

В соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" были созданы комиссии по разработке пользования недрами и подготовке проектов соглашений о разделе продукции по пяти углеводородным и одному золоторудному месторождениям.

Подготовка и реализация соглашений о разделе продукции наталкиваются на политические и экономические проблемы, а также несовершенство правовой базы.

Состояние законодательства по вопросам СРП, а в широком смысле - по вопросам договорных отношений государства с инвесторами, характеризуется наличием ряда противоречий, решение которых будет непосредственно влиять на правовой режим СРП.

Необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и в ряд федеральных законов, регулирующих налоговые, таможенные и иные административные отношения.

Требуется принять ряд нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих основные принципы организации конкурсов и аукционов на право заключения соглашений о разделе продукции, порядок подготовки и заключения соглашений. Также более детальной проработки требуют вопросы типовой структуры СРП.

Основными проблемами, которые необходимо решать в сложившейся ситуации, являются:

- принятие Федеральным Собранием Российской Федерации законодательных актов, а Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти - нормативно-правовых актов, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции";

- рассмотрение неотложных вопросов по разработке законопроекта о перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, разработка и принятие иных нормативно-правовых актов и, в первую очередь, положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции, положения о порядке формирования и использования ликвидационного фонда, типового соглашения о разделе продукции, решение вопросов по определению размера, контролю за поступлением и использованием федеральной части платежей при реализации соглашений о разделе продукции, активизация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению российских подрядчиков.

ГАРАНТ:

См. Главу 26.4. "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" Налогового кодекса РФ


3. В области финансово-экономического обеспечения воспроизводства минерально-сырьевых и водных ресурсов


МПР России представило в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона о внесении изменений в законы Российской Федерации "О недрах" и предложения в проект Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1999 год", нацеленные на сохранение и обеспечение функционирования целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и образование фонда восстановления и охраны водных объектов на принципах Федерального дорожного фонда.

Реализация изменений и предложений предопределяет внесение поправок, изменений и дополнений в ряд законодательных и нормативно-правовых актов:

- "Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.96 N 597, в части изменения порядка распределения отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы между бюджетами различных уровней и оставляемых в распоряжении пользователей недр и усиления контроля за целевым использованием отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- разработку и утверждение по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствам новой "Инструкции по финансированию геологоразведочных работ";

- проработку проекта Федерального закона о внесении дополнений в Федеральный закон "О бюджетном классификаторе";

- разработку "Положения о Фонде восстановления и охраны водных объектов";

- разработку и утверждение перечня мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, финансируемых из средств фонда восстановления и охраны водных объектов;

- подготовку проекта инструкции "О порядке формирования, использования и учета средств федерального целевого бюджетного Фонда восстановления и охраны водных объектов";

ГАРАНТ:

Приказом МПР РФ и Минфина РФ от 18 ноября 1999 г. NN 217, 78н утверждена Инструкция о порядке формирования, использования и учета средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов


- принятие мер по ускорению утверждения законодательных актов субъектов Российской Федерации об установлении дифференцированных ставок платы за пользование водными объектами и доведение их до Госналогслужбы России.

Первоочередной задачей по реализации государственной политики природопользования является создание единой системы платного природопользования на принципе необходимости и достаточности и принятие законодательных и нормативных актов по ее защите.

Состояние бюджетов всех уровней не обеспечивает даже минимально необходимых потребностей на воспроизводство, восстановление и охрану объектов недро- и водопользования. В этой ситуации одной из первоочередных задач, стоящих перед министерством, является привлечение на эти цели внебюджетных средств, в том числе от введения системы обязательного страхования объектов недро- и водопользования с направлением части страховых средств на упреждающие мероприятия восстановительного и природоохранного характера.

Неисполнение Закона Российской Федерации "О недрах", Водного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете" в части концентрации и целевого использования отчислений недро- и водопользователей привело к продолжающемуся спаду геологоразведочных работ, работ по противопаводковым мероприятиям, берегоукреплению, поддержанию в безаварийном состоянии гидротехнических сооружений и, как следствие, к увеличению кредиторской задолженности федерального бюджета за работы, выполненные для федеральных нужд.

Особенно остро стоит проблема финансирования капитальных вложений на строящиеся водохранилища, требующая принятия решений о целесообразности продолжения этих строек, а также о расчете по заработной плате с работниками этих строек.

Независимо от решения вопроса по этим целевым бюджетным фондам необходимо в первоочередном порядке подготовить два законопроекта: "О целевом бюджетном фонде ВМСБ" и "О целевом бюджетном фонде восстановления и охраны водных объектов".

Создание в перспективе единой системы платного природопользования с целью обеспечения воспроизводства и охраны природных ресурсов путем доработки природно-ресурсного и налогового законодательства разгрузит Правительство страны от решения многочисленных текущих проблем и вопросов в области геологии и ресурсов недр, водного хозяйства и других видов природных ресурсов.


4. В области системы управления воспроизводством минерально-сырьевых и водных ресурсов, структурных преобразований органов управления, организаций и предприятий


Совершенствование системы управления, изучения и использования природных ресурсов, структурные преобразования органов управления, организаций и предприятий продолжает оставаться одним из важнейших направлений деятельности МПР России.

В 1997 г. начата реорганизация территориальных органов на базе существующих комитетов по геологии и использованию недр и комитетов водного хозяйства. Созданы 49 единых комитетов природных ресурсов с сокращением их общего количества со 160 до 116, два специализированных центра по работам на уран и кварцевое сырье с передачей функций координации геологоразведочными работами на стратегические виды минерального сырья и контроля за рациональным использованием средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Определен перечень предприятий, организаций и учреждений, выполняющих работы для федеральных нужд, которым в последующем предполагается придать статус организаций, находящихся в прямом ведении МПР России, а также перечень предприятий, организаций и учреждений, подлежащих приватизации, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации, реорганизации и ликвидации.

Ряд научно-исследовательских организаций и учебных заведений присоединен к более мощным научным геологическим организациям или передан Минобразованию России.

Согласованы с отдельными субъектами Российской Федерации материалы по передаче из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации 19 геологических предприятий.

Однако во второй половине 1998 г. деятельность государственных органов управления фондом недр была переориентирована с главной созидательно-экономической функции - воспроизводство минерально-сырьевой базы на подфункцию контроля и административного изъятия лицензий на недропользования. Были предприняты попытки ликвидации системы территориальных органов МПР России, фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, созданных в прошлые годы механизмов финансового самообеспечения геологоразведочных работ.

Недостаточно проработанным решением коллегии МПР России от 10.06.98 N 9-1/2 реорганизация территориальных органов была фактически приостановлена и переориентирована на приоритет региональных органов и ослабление влияния Министерства в территориальных органах, что крайне отрицательно воспринято многими субъектами Российской Федерации, поскольку этот шаг не учитывает существующие особенности федеральных отношений и является преждевременным.

Не решены некоторые задачи оперативного совершенствования системы и определения статуса территориальных органов Министерства, и в частности:

- включения территориальных органов МПР России в перечень, дающий право в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.98 г. N 797 "О составе, предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" распространить на работников территориальных органов Министерства действующее законодательство о государственных служащих;

- не выделены из состава аппаратов территориальных органов управления (в основном водохозяйственного блока) подразделения, выполняющие научно-производственные и хозяйственные функции, и тем самым не обеспечено существенное снижение численности аппаратов территориальных органов при слиянии геологических и водных комитетов;

- требует дальнейшего совершенствования механизм взаимоотношений МПР России с субъектами Российской Федерации через систему соглашений о разграничении полномочий в области управления недро- и водопользованием.

Территориальные органы МПР России необходимо наделить координирующими функциями природно-ресурсного блока в субъектах Федерации.

С целью повышения эффективности управления водными объектами и фондом недр, придания большей целостности водной и геологической службам необходимо продолжить дальнейшее совершенствование структуры центрального аппарата МПР России и его территориальных органов в соответствии с решением коллегии МПР России от 17.10.97 N 16.


5. В области управления федеральной собственностью в системе недро- и водопользования


В сфере управления государственной собственностью в системе недро- и водопользования имеется ряд вопросов, требующих скорейшего решения.

Постановлением коллегии МПР России от 10.06.98 N 9-1/3 определены предприятия, силами которых предусмотрено решать основные задачи, стоящие перед государственным сектором отрасли. Для реализации задач необходимо осуществить ряд мер, обеспечивающих эффективную их работу: реорганизация и укрупнение предприятий; создание специализированных научных центров; освобождение предприятий от излишнего имущества путем продажи, сдачи в аренду (в частности, по морским судам, прямо не задействованным в решении тематических задач в пределах средств, выделяемых бюджетом); продолжение передачи объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность. Необходимо также определить принадлежность скважин глубокого бурения, выделенных в процессе приватизации, передать их новым владельцам, осуществляющим недропользование на соответствующих участках.

Сокращение количества предприятий и их укрупнение должно быть реализовано через переутверждение уставов федеральных унитарных предприятий в новой редакции. Необходимо осуществлять опережающие мероприятия по предотвращению процедур банкротства государственных предприятий, бесконтрольного ареста их имущества и его продаже органами налоговой полиции и судебными органами. Особые усилия должны быть направлены на сокращение кредиторской и дебиторской задолженности, своевременному проведению реструктуризации долгов, погашению задолженности по заработной плате.

В работе с акционерными обществами, где закреплено специальное право ("Золотая акция"), необходимо сосредоточить усилия представителей государства на сохранении профиля деятельности организаций, обеспечение технологическим оборудованием и на предотвращении отчуждения основного имущества акционерных обществ.

По предприятиям и организациям, не вошедшим в перечень, одобренный постановлением коллегии МПР России от 10.06.98 N 9-1/3, необходимо организовать работу по их реорганизации, преобразованию в акционерные общества, приватизации, ликвидации, передаче в ведение субъектов Российской Федерации.

Необходимо подготовить необходимые проекты решений по совершенствованию ведения учета и созданию реестров (кадастров) участков недр в соответствии с законом "О недрах" и водных объектов в соответствии с "Водным кодексом".

В перспективе следует определить порядок отнесения недр к федеральной собственности и разграничения водных объектов по уровням собственности.


Коллегия постановляет:

1. Главные задачи МПР России, определенные постановлением коллегии Министерства от 04.02.98 N 2, сохраняют свою актуальность, но нуждаются в корректировке по срокам, приоритетам и методам реализации с учетом возникшего в стране финансово-экономического кризиса и недостаточно проработанных решений коллегии Министерства в III-IV кварталах 1998 г.

2. Принять основные направления антикризисных мер по стабилизации положения в системе МПР России:

2.1. В области воспроизводства минерально-сырьевых и водных ресурсов

- осуществление мер по сохранению костяка геологической службы и службы водного хозяйства страны в условиях всеобщего экономического спада, осложненного кризисом финансовой системы;

- подготовка долгосрочных концепций развития геологоразведочных работ, минерально-сырьевой базы, водного хозяйства;

- корректировка конечных показателей федеральных целевых программ на период до 2000 г. и устранение через механизм лицензирования и государственного заказа диспропорций в структуре МСБ и опасных ситуаций по водным объектам;

- разработка стратегии развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы и водных ресурсов России для обеспечения опережающей подготовки ресурсов и запасов стратегических и дефицитных видов полезных ископаемых на нераспределенном фонде недр, снабжения населения качественной питьевой водой, укрепления и развития гидротехнических сооружений и водохранилищ;

- обеспечение в период до 2000 г. стабилизации геологоразведочного производства, преодоление в 1999 г. спада объемов геологоразведочных работ, вызванного кризисом 1998 г., и сохранение достигнутого в 1997 г. уровня поисковых и поисково-оценочных работ при их усилении в период до 2005 г. с целью создания до конца этого периода необходимого резерва конкурентоспособных объектов минерального сырья как необходимой предпосылки для простого, а в последующем - расширенного воспроизводства МСБ;

- разработка концепции развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации на средне- и долгосрочную (до 2005-2015 гг.) перспективу, подготовка на ее основе федеральной целевой программы воспроизводства минерально-сырьевой базы нефти и газа на перспективу до 2005 г., уточнение прогнозных ресурсов углеводородного сырья по состоянию на 01.01.99 и их геолого-экономических характеристик;

- полный перевод до 2000 г. геолого-съемочных и других региональных работ на современные цифровые технологии, усиление их поисковой направленности на основе разработки, внедрения и рационального комплексирования современных методов и технических средств прогнозно-минерагенических, геолого-геофизических, геохимических, лабораторно-аналитических и технологических разработок;

- выполнение в период до 2000 г. геолого-экономической оценки сырьевой базы традиционных горно-промышленных и новых районов России с целью создания основы для прогнозов развития и использования твердых полезных ископаемых России на период до 2010 г., подготовки и реализации инвестиционных предложений и проектов;

- реализация мер по геологическому доизучению и вводу в промышленное освоение переданных в недропользование месторождений урана, рудного золота, алмазов, марганца, хрома, отдельных видов цветных и редких металлов, подготовка предложений по экономическому стимулированию недропользования;

- разработка проекта Концепции государственной политики устойчивого водопользования в Российской Федерации и на ее основе - федерального закона "Об охране и использовании подземных вод";

- реализация мер по совершенствованию, расширению и техническому оснащению сети мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений;

- реализация схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственных балансов по бассейнам рек с напряженной водохозяйственной и экологической обстановкой;

- совершенствование системы лицензирования водопользования, обеспечение выдачи в установленном порядке лицензий до конца 2000 г. основным водопользователям;

- завершение в 1999 г. инвентаризации водохранилищ и гидротехнических сооружений;

- разработка в 1999 г. проекта Федеральной целевой программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений";

- выполнение с 1999 г. работ по созданию и ведению Российского регистра гидротехнических сооружений;

- продолжение работ в рамках имеющихся международных соглашений, конвенций и других документов по использованию и охране трансграничных вод и подготовки новых аналогичных документов;

- подготовка в 1999 г. проектов нормативно-правовых документов по формированию и использованию государственного архивного водного фонда Российской Федерации;

- завершение до 2000 г. создания единой организационно-функциональной системы информационного обеспечения в сфере деятельности МПР России с целью максимально полного использования информационных ресурсов путем интеграции сформированной информационной инфраструктуры, расширения сети пользователей и потребителей информации, формирования рациональной технологической цепочки сбора, хранения и выдачи первичных данных и аналитических материалов на различных носителях, а также их оперативной передачи через телекоммуникационные сети;

- осуществление в 1999-2000 гг. комплекса мер по развитию материальной базы предприятий информационно-аналитической инфраструктуры МПР России.

2.2. В области нормативно-правового обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы

- подготовка поправок к законам, совершенствование действующих и создание новых нормативно-методических документов, обеспечивающих действие экономических рычагов стимулирования недропользования, создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение гибкого реагирования платежной системы на изменения в условиях недропользования;

- переориентация системы лицензирования недропользования от административных к экономическим критериям и подходам;

- разработка единой программы законодательных действий в целях совершенствования механизма подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции;

- подготовка предложений по координации действий заинтересованных министерств и ведомств, представителей субъектов Российской Федерации, пользователей недрами при реализации программы законодательных действий путем создания межведомственных рабочих групп;

- разработка предложений по созданию совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами специализированного государственного органа, ответственного за разработку условий соглашений, проведение переговоров и конкурсов по СРП и за контроль при реализации соглашений федерального уровня; определение источников финансирования деятельности данного органа;

- определение роли, места, задач и функций МПР России в вопросах подготовки и реализации СРП, закрепление этого в Положении о Министерстве;

- обеспечение участия МПР России в:

программе разведки, разработки и добычи минерального сырья на условиях СРП на 1999-2000 гг.;

подготовке проектов федеральных законов "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";

организации и проведении конкурсов и аукционов по разведке, разработке, добыче полезных ископаемых на условиях СРП;

работе комиссий по выработке условий пользования недрами при бесконкурсном заключении СРП, по разработке проектов соглашений о разделе продукции;

реализации полномочий государственного геологического контроля в условиях СРП.

2.3. В области финансово-экономического обеспечения воспроизводства минерально-сырьевых и водных ресурсов

- существенное обновление финансового механизма воспроизводства МСБ, обустройства, содержания и эксплуатации водных объектов и гидротехнических сооружений через перенесение центра тяжести с мер принудительно-фискального характера на меры экономические, заменяющие принципы обязанности инвестирования воспроизводства принципами экономической выгодности и заинтересованности;

- формирование эффективных финансовых схем обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, создание нормативно-правовой базы функционирования целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов;

- совершенствование системы платежей за пользование недрами и водными объектами в рамках осуществляемой налоговой реформы;

- обеспечение полноты сбора, целевого направления средств, предназначенных на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных природных ресурсов;

- обеспечение режима экономии и ужесточение контроля за целевым использованием бюджетных средств при проведении геологоразведочных и водохозяйственных работ;

- осуществление комплекса мер по ликвидации кредиторской и дебиторской задолженности;

- создание рынка страховых услуг в сфере недро- и водопользования.

2.4. В области системы управления фондом недр и водных ресурсов, структурных преобразований органов управления, организаций и предприятий

Признать необходимым совершенствование системы управления воспроизводством и использованием природных ресурсов осуществлять с учетом следующих основных принципов:

- сохранение одинаково необходимых звеньев управленческой структуры МПР России на современном этапе как территориальных, так и региональных органов Министерства и в связи с этим отмена постановления коллегии МПР России от 10.06.98 N 9-1/2 "О совершенствовании структуры территориальных органов МПР России" как концептуально недостаточно проработанного, не учитывающего существующие реалии федеративных отношений в России;

- сохранение и укрепление баланса интересов между тремя субъектами природопользования: хозяйствующий субъект, субъект Российской Федерации, центр;

- завершение формирования единых территориальных органов на базе объединения территориальных органов бывших Роскомнедра и Роскомвода с учетом особенностей пространственного размещения минерально-сырьевых и водных ресурсов и имеющегося опыта создания таких органов;

- наделение территориальных органов МПР России координирующими функциями в отношении органов управления природно-ресурсного блока субъектов Федерации;

- повышение роли территориальных и региональных органов МПР России в обеспечении воспроизводства минерально-сырьевых и водных ресурсов, контроле за рациональным их использованием;

- более четкое разграничение полномочий и функций управления на федеральном, региональном (территориальном) и межрегиональном (бассейновом) уровнях;

- выделение из составов территориальных органов (в том числе преобразованных ранее) в качестве учреждений или предприятий служб и подразделений, выполняющих производственные и научные задачи, оказывающих услуги, в том числе и государственным органам управления;

- заключение, с учетом наработанного опыта, с правительствами субъектов Российской Федерации новых документов (соглашений) о реализации функций совместного ведения в сферах недро- и водопользования.

2.5. В области структурных преобразований организаций и предприятий и управления госсобственностью

- продолжение реорганизации предприятий, выполняющих в основном задачи регионального и местного уровней, через их приватизацию, преобразование их в акционерные общества и передачу в собственность субъектов Федерации;

- перепрофилирование отдельных предприятий и организаций с учетом задач МПР России, разделения федеральных и региональных интересов, необходимости дальнейшей интеграции научных и производственных предприятий;

- повышение требовательности к представителям государства в органах управления акционерными обществами, в которых акции закреплены в федеральной собственности и введено специальное право ("Золотая акция") по выполнению задач, определенных МПР России;

- оказание помощи предприятиям, находящимся в ведении МПР России, в организации работы по предотвращению банкротства, сокращению кредиторской и дебиторской задолженности, высвобождению от неиспользуемого имущества;

- организация работы по передаче недропользователям сохраненных в федеральной собственности скважин глубокого бурения, при преобразовании геологических предприятий в акционерные общества;

- завершение передачи объектов жилья, социально-культурной сферы и жилищно-коммунального назначения, находящихся у геологических предприятий, в муниципальную собственность;

- совершенствование государственной системы учета водных объектов и участков недр.

2.6. В области социального развития

- обеспечение в первоочередном порядке погашения задолженности по заработной плате за выполненные федеральные заказы;

- продолжение в 1998-2000 гг. реализации программы переселения из северных и отдаленных районов высвобождающихся в связи с сокращением объемов работ сотрудников геологоразведочных предприятий и членов их семей;

- принять к сведению, что в результате осуществления срочных мер в октябре т.г. персонал полевых геологических объектов вывезен в места постоянного базирования, произведена частичная консервация объектов работ, решаются вопросы жизнеобеспечения стационарных производственных и социальных объектов в зимний период.

3. Утвердить План мероприятий по стабилизации положения в системе МПР России в 1998 г. и последующие годы.


Председатель коллегии

В.П.Орлов



Постановление Коллегии Министерства природных ресурсов РФ от 21-23 октября 1998 г. N 14-1 "О первоочередных антикризисных мерах по стабилизации положения в системе МПР России"


Текст постановления официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.