Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"

Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1098
"О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется - Программа).

2. Утвердить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственным заказчиком - координатором Программы, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать исходя из заключенных с целью реализации Программы с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соглашений о намерениях необходимые средства для ее выполнения и разработать региональные программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имея в виду, что финансирование указанных региональных программ осуществляется без привлечения средств федерального бюджета.

5. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимую методическую помощь при разработке региональных программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Путин


Москва

29 сентября 1999 г.

N 1098


Федеральная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1098)

ГАРАНТ:

См. Федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденную постановлением Правительства РФ от 6 января 2006 г. N 1


Паспорт федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"


Наименование     - федеральная  целевая  программа  "Снижение  рисков   и
Программы          смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
                   и  техногенного  характера  в  Российской Федерации до
                   2005 года"

Основание        - распоряжение Правительства Российской Федерации от  17
для разработки     мая 1997 г. N 678-р
Программы

Государственный  - Министерство Российской Федерации по делам гражданской
заказчик -         обороны,   чрезвычайным    ситуациям   и    ликвидации
координатор        последствий стихийных бедствий
Программы

ГАРАНТ:

Согласно распоряжению Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 1355-р государственным заказчиком настоящей федеральной программы являются Роснаука, Росатом, Росприроднадзор и Ростехнадзор


Государственные  - Министерство науки и технологий Российской  Федерации,
заказчики по       Министерство Российской Федерации по атомной  энергии,
отдельным          Государственный комитет Российской Федерации по охране
направлениям       окружающей  среды  и  Федеральный  надзор  России   по
Программы          ядерной и радиационной безопасности

Основные         - Министерство Российской Федерации по делам гражданской
разработчики       обороны,   чрезвычайным    ситуациям   и    ликвидации
Программы          последствий  стихийных  бедствий,  Российская академия
                   наук

Цель и основные  - целью Программы являются  снижение рисков и  смягчение
задачи Программы   последствий аварий, катастроф  и стихийных бедствий  в
                   Российской  Федерации  для  повышения  уровня   защиты
                   населения  и  территорий   от  чрезвычайных   ситуаций
                   природного и техногенного характера (далее именуются -
                   чрезвычайные ситуации).
                        Основными задачами Программы являются:
                        создание  и  развитие  научно-методической основы
                   управления    рисками    возникновения    чрезвычайных
                   ситуаций;
                        формирование  нормативно-правовой  и методической
                   базы для обеспечения государственного контроля и нор-
                   мирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
                        разработка экономических механизмов регулирования
                   деятельности   по   снижению   рисков   и    смягчению
                   последствий чрезвычайных ситуаций;
                        создание  и  развитие  систем  прогнозирования  и
                   мониторинга чрезвычайных ситуаций;
                        развитие  системы   информационного   обеспечения
                   управления    рисками    возникновения    чрезвычайных
                   ситуаций,   модернизация   автоматизированных   систем
                   управления,   совершенствование    систем   связи    и
                   оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
                        совершенствование        материально-технического
                   обеспечения   деятельности   по   снижению   рисков  и
                   смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
                        разработка  и  внедрение  передовых  технологий и
                   инженерно-технических    средств    для     ликвидации
                   чрезвычайных ситуаций;
                        совершенствование системы подготовки специалистов
                   по  управлению   рисками  возникновения   чрезвычайных
                   ситуаций, а также  подготовки населения к  действиям в
                   чрезвычайных ситуациях

Сроки и этапы    - Программа выполняется в 2000 - 2005 годах.
реализации         Исходя   из   существующего   научно-технического    и
Программы          производственного  потенциала,  а  также экономической
                   ситуации в  стране выполнение  Программы разделено  на
                   два связанных между  собой этапа: результаты  работ на
                   первом  этапе  Программы (2000 - 2001 годы) становятся
                   основой для реализации второго этапа (2002 -2005 годы)

Перечень         -      разработка и реализация системы мер по  выявлению
основных           опасностей и комплексному анализу рисков возникновения
мероприятий        чрезвычайных ситуаций;
Программы               разработка   и   реализация   системы   мер    по
                   прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций;
                        развитие  системы   информационного   обеспечения
                   управления    рисками    возникновения    чрезвычайных
                   ситуаций;
                        разработка   и    ввод   в    действие    системы
                   государственного  регулирования  в  области   снижения
                   рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
                        разработка и реализация  системы мер по  снижению
                   рисков,  смягчению  последствий  и  защите населения и
                   территорий от чрезвычайных ситуаций;
                        разработка и реализация системы мер по подготовке
                   населения и специалистов к действиям по предупреждению
                   и   ликвидации    чрезвычайных   ситуаций,    развитию
                   методической      базы      и        совершенствованию
                   материально-технического  обеспечения  деятельности по
                   снижению рисков  и смягчению  последствий чрезвычайных
                   ситуаций

Основные         - научно-исследовательские   и    опытно-конструкторские
исполнители        организации  и  предприятия  Министерства   Российской
Программы          Федерации по  делам гражданской  обороны, чрезвычайным
                   ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
                   Министерства  здравоохранения  Российской   Федерации,
                   Министерства  путей  сообщения  Российской  Федерации,
                   Министерства   топлива    и   энергетики    Российской
                   Федерации, Министерства науки и технологий  Российской
                   Федерации, Министерства обороны Российской  Федерации,
                   Министерства    транспорта    Российской    Федерации,
                   Министерства  сельского  хозяйства  и   продовольствия
                   Российской    Федерации,    Министерства    Российской
                   Федерации по атомной энергии, Министерства образования
                   Российской   Федерации,   Государственного    комитета
                   Российской  Федерации  по  охране  окружающей   среды,
                   Федеральной   службы    лесного   хозяйства    России,
                   Федерального  агентства   правительственной  связи   и
                   информации   при   Президенте   Российской  Федерации,
                   Российского     авиационно-космического     агентства,
                   Федерального горного  и промышленного  надзора России,
                   Федерального надзора России по ядерной и  радиационной
                   безопасности,  Российской  академии   наук,  а   также
                   организации,  определяемые  на  конкурсной  основе   в
                   соответствии с Указом Президента Российской  Федерации
                   от 8 апреля 1997 г.  N 305 "О первоочередных мерах  по
                   предотвращению   коррупции   и   сокращению  бюджетных
                   расходов  при   организации  закупки   продукции   для
                   государственных нужд"

Объемы и         - общий  объем  финансирования  Программы  за  счет всех
источники          источников составляет  6035,19 млн.  рублей. Источники
финансирования     финансирования Программы: федеральный бюджет - 1523,15
Программы          млн.рублей,     в     том     числе     затраты     на
                   научно-исследовательские    и   опытно-конструкторские
                   работы -  429,69 млн. рублей, расходы на  инвестиции -
                   1019,46 млн. рублей, прочие расходы - 74 млн. рублей;
                   бюджеты субъектов Российской Федерации - 4512,04  млн.
                   рублей

Ожидаемые        -    преодоление  неблагоприятной  тенденции  роста  в
конечные           Российской Федерации количества чрезвычайных ситуаций;
результаты            снижение на 40 - 50 процентов рисков  возникновения
реализации         чрезвычайных  ситуаций  для  населения, проживающего в
Программы          районах,  подверженных  воздействию  опасных  факторов
                   природного и техногенного характера;
                      сокращение  в  2 - 3  раза  затрат  на   ликвидацию
                   чрезвычайных ситуаций;
                      уменьшение  на  30 - 40  процентов потерь населения
                   при чрезвычайных ситуациях

Система контроля -      контроль за исполнением Программы возлагается  на
за исполнением     Министерство Российской Федерации по делам гражданской
Программы          обороны,   чрезвычайным    ситуациям   и    ликвидации
                   последствий стихийных бедствий.
                        Текущая  информация  и  ежеквартальные  доклады о
                   ходе выполнения Программы  и об использовании  средств
                   федерального  бюджета   представляются   исполнителями
                   Программы в установленном порядке

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 678-р.

На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Несмотря на сложности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Завершен первый этап создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Главной задачей второго этапа развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.

Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области.

Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Учитывая сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.


2. Цель и задачи Программы


Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций;

формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;

развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


3. Сроки и основные этапы выполнения Программы


Программа рассчитана на 6 лет и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2000 - 2001 годы) предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Российской Федерации количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка научных, нормативно-методических, организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации программных мероприятий в полном объеме.

На втором этапе (2002 - 2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.


4. Система программных мероприятий


В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий:

а) разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:

разработку нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, и определение нормативных показателей рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических условий;

разработку концепции управления комплексными рисками на региональном уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

дальнейшее развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также разработку государственных стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций;

разработку методов определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и эффективности инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

разработку экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

б) разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:

организацию и проведение научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по выявлению опасных факторов природного и техногенного характера;

систематизацию потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;

разработку новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах, проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации;

развитие научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения;

разработку системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и (или) с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

в) разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает:

дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;

создание и развитие сети региональных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

г) развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях предусматривает:

разработку и совершенствование информационного обеспечения и автоматизированных информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации;

дальнейшее развитие системы управления, связи и системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

развитие геоинформационных технологий для снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;

разработку методических основ и построение карт рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для регионов Российской Федерации;

д) разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

реализацию инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также создание и реконструкцию инженерных сооружений;

создание и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

разработку и реализацию комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного оборудования, а также по реконструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных воздействию опасных природных процессов и явлений;

обеспечение населения и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими средствами защиты;

внедрение систем и средств контроля и оценки обстановки при авариях на потенциально опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;

внедрение системы мобильных робототехнических средств и комплексов для действий в чрезвычайных ситуациях;

укрепление материально-технической базы региональных специализированных отрядов по тушению крупных пожаров, разработку средств тушения пожаров;

создание средств спасения людей, терпящих бедствие на море, и средств подъема затонувших объектов, создание и развитие морских спасательных центров и центров по борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов, совершенствование авиационной системы экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях;

е) разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает:

организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех категорий населения, а также для специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование работы и материальной базы учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

подготовку информационных передач на центральном и местном телевидении (радио) по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;

разработку, издание и распространение учебно-методических материалов для подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, подготовки и переподготовки кадров единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


5. Ресурсное обеспечение Программы


Реализация Программы осуществляется в условиях ограниченного финансирования за счет средств федерального бюджета.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают финансирование соответствующих программных мероприятий без привлечения средств федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета финансируются:

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, имеющих общее программное значение;

разработка государственных стандартов, нормативно-правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;

разработка и совершенствование средств технического оснащения сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

подготовка специалистов для единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;

обеспечение деятельности органов управления, сил наблюдения и лабораторного контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне и их включение в автоматизированную информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 1.

Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать:

разработку и реализацию мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;

подготовку населения субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях и его обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

материально-техническое обеспечение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;

создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

Распределение затрат на реализацию программных мероприятий в соответствии с соглашениями о намерениях между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлены в приложении N 2.


6. Механизм реализации Программы


Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (координатор), Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Государственный заказчик - координатор Программы организует работу государственных заказчиков.

Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях-поставщиках посредством заключения государственных контрактов.

Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе. При этом все проекты реализуются в соответствии с Типовым положением о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н.


7. Организация управления и контроль за реализацией Программы


Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Организацию управления и контроль за реализацией Программы осуществляют государственные заказчики.


8. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы


Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5 - 4 года.

Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2 - 3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30 - 40 процентов уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях - полностью избежать их, а также снизить на 40 - 50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.

Реализация Программы за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, позволит сохранить и создать около 15-20 тыс. рабочих мест.


Приложение 1

к федеральной целевой программе

"Снижение рисков и смягчение

последствий чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

в Российской Федерации до 2005 года"


Мероприятия федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", финансируемые за счет средств федерального бюджета


(млн. рублей)


Мероприятия Исполни-
тель
Объем финансирования
по направлениям расходов по срокам
реализации
НИОКР инвес-
тиции
прочие
расходы
2000-
2001
годы
2002-
2005
годы

I. Разработка нормативно-правогого и методического обеспечения
деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий
чрезвычайных ситуаций
1. Разработка проекта
государственной
стратегии снижения
рисков и смягчения
последствий чрезвы-
чайных ситуаций в
Российской Федера-
ции
МЧС
России
2,5 - - 2,5 -
2. Разработка и внед-
рение нормативно-
правовых документов
управления рисками
возникновения чрез-
вычайных ситуаций
МЧС
России
- - 7,5 1,1 6,4
3. Обоснование и внед-
рение системы нор-
мативов рисков воз-
никновения чрезвы-
чайных ситуаций
МЧС
России
2,3 - - 1,1 1,2
4. Разработка концеп-
ции управления ком-
плексными рисками,
нормативно-правово-
го обеспечения ре-
гулирования сниже-
ния риска и смягче-
ния последствий
чрезвычайных ситу-
аций в регионах
МЧС
России
3,2 - - 1,4 1,8
5. Разработка
нормативно-правовых
документов,
направленных на
исключение из
эксплуатации судов,
дальнейшая работа
которых может
привести к
возникновению
чрезвычайных
ситуаций на море
Минтранс
России
0,3 - - 0,3 -
6. Разработка государ-
ственных стандартов
мониторинга, прог-
нозирования и оцен-
ки ущерба от чрез-
вычайных ситуаций
МЧС
России
2 - - 1 1
7. Разработка и внед-
рение нормативно-
методических доку-
ментов, определяю-
щих состояние здо-
ровья населения,
пострадавшего от
чрезвычайных ситу-
аций, и величину
экономического
ущерба от чрезвы-
чайных ситуаций
Минздрав
России
3,6 - 0,8 1,6 2,8
8. Совершенствование
нормативно-правовой
системы регулирова-
ния выплат пособий
лицам, пострадавшим
от чрезвычайных
ситуаций
МЧС
России
- - 3,5 - 3,5
9. Разработка и внед-
рение нормативно-
методических доку-
ментов, определяю-
щих экономическую
эффективность ин-
вестиций в меропри-
ятия по предупреж-
дению, снижению
рисков и смягчению
последствий чрезвы-
чайных ситуаций
МЧС
России
1,5 - 2,5 1,5 2,5
10. Разработка и внед-
рение правовой и
нормативно-методи-
ческой базы страхо-
вания и перестрахо-
вания от чрезвычай-
ных ситуаций
МЧС
России
3,5 - 6,9 3,5 6,9
11. Разработка рекомен-
даций по организа-
ции государственно-
го регулирования
рисков стихийных
бедствий, крупных
техногенных аварий
и катастроф
МЧС
России
2 - 2,9 1,7 3,2
II. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей
и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
12. Разработка и внед-
рение нормативно-
методической базы
определения опас-
ностей и выявления
факторов риска воз-
никновения чрезвы-
чайных ситуаций
МЧС
России
4,9 - - 2,2 2,7
13 Систематизация по-
тенциально опасных
объектов, определе-
ние опасности и
оценка возможных
сценариев чрезвы-
чайных ситуаций на
железнодорожном
транспорте
МПС
России
3,25 - - 1,58 1,67
14. Разработка и внед-
рение методов оцен-
ки степени опаснос-
ти событий природ-
ного и техногенного
происхождения в
районах размещения
ядерно- и радиаци-
онно-опасных объек-
тов
Гос-
атом-
надзор
России
1,6 - - 0,8 0,8
15. Разработка и внед-
рение методов оцен-
ки рисков возникно-
вения чрезвычайных
ситуаций техноген-
ного характера
Госгор-
тех-
надзор
России
6 - - 2,5 3,5
16. Разработка и внед-
рение методов оцен-
ки вероятностей и
последствий аварий
на предприятиях
топливно-энергети-
ческого комплекса
на основе статисти-
ческих данных о
технологических
нарушениях
Минтоп-
энерго
России
6,2 - - 1,7 4,5
17. Разработка норма-
тивно-методической
базы оценки вероят-
ностей и последст-
вий реализации фак-
торов риска чрезвы-
чайных ситуаций
МЧС
России
14,9 - - 6,1 8,8
18. Разработка методов
оценки вероятностей
реализации биосоци-
альных факторов
риска чрезвычайных
ситуаций
Минздрав
России
5 - - 1,5 3,5
19. Разработка и внед-
рение методов оцен-
ки рисков для здо-
ровья населения при
фенольном загрязне-
нии подземных вод
питьевого назначе-
ния при затоплении
сланцедобывающих
шахт
Минтоп-
энерго
России
1,2 - - 0,36 0,84
20. Разработка и внед-
рение методов оцен-
ки рисков для здо-
ровья населения
Российской Федера-
ции от загрязнения
окружающей среды
при возникновении
чрезвычайных ситу-
аций
Минздрав
России
28 - - 9 19
21. Совершенствование и
внедрение методов
оценки экологичес-
кого риска при
чрезвычайных ситу-
ациях
Госком-
экология
России
9,5 - - 2,4 7,1
22. Разработка и внед-
рение методов про-
ведения социологи-
ческих исследований
восприятия рисков
для оценки социаль-
ных последствий
чрезвычайных ситу-
аций
Российская
академия
наук
10,5 - - 2,5 8
23. Разработка и внед-
рение нормативно-
методической базы
оценки экономичес-
кого ущерба от
чрезвычайных ситу-
аций с социальными
и экологическими
последствиями
МЧС
России
4,6 - - 1,8 2,8
24. Разработка системы
интегральных пока-
зателей рисков воз-
никновения чрезвы-
чайных ситуаций
Миннауки
России
11,1 - - 2,6 8,5
25. Разработка и внед-
рение нормативно-
методической базы
оценки и комплекс-
ного анализа рисков
возникновения чрез-
вычайных ситуаций
МЧС
России
11,3 - - 2,6 8,7
26. Разработка системы
мер по выявлению
опасностей, оценке
рисков и снижению
техногенных воздей-
ствий на потенци-
ально опасных об-
ъектах
Госгортех-
надзор
России
1,75 - - 1,75 -
27. Разработка и внед-
рение нормативно-
методической базы
оценки рисков воз-
никновения чрезвы-
чайных ситуаций на
предприятиях топ-
ливно-энергетичес-
кого комплекса
Минтоп-
энерго
России
3,2 - - 1,4 1,8
28. Разработка и внед-
рение нормативно-
методической базы
оценки рисков воз-
никновения чрезвы-
чайных ситуаций на
объектах Минобороны
России и рекоменда-
ций по их снижению
Минобороны
России
2,6 - - 1,4 1,2
29. Разработка и внед-
рение нормативно-
методической базы
оценки вероятностей
чрезвычайных ситу-
аций на ядерно- и
радиационно-опасных
объектах в районах
потенциального рис-
ка от событий при-
родного и техноген-
ного происхождения
и их последствий
для населения и ок-
ружающей среды
Госатом-
надзор
России
1,7 - - 1,3 0,4
III. Разработка и реализация системы мер по прогнозированию
и мониторингу чрезвычайных ситуаций
30. Разработка и внед-
рение методов прог-
ноза техногенных
аварий и катастроф
и опасных природных
процессов и явлений
МЧС
России
18,25 - - 5,25 13
31. Разработка методов
прогнозирования
рисков возникнове-
ния чрезвычайных
ситуаций природного
характера
Российская
академия
наук
7,2 - - 2,4 4,8
32. Совершенствование
единой государст-
венной автоматизи-
рованной системы
мониторинга и прог-
нозирования чрезвы-
чайных ситуаций и
их последствий
МЧС
России
107,8 200 - 107,8 200
33. Модернизация систе-
мы аэрокосмического
мониторинга районов
повышенного риска
возникновения чрез-
вычайных ситуаций
МЧС
России
Росавиа-
космос
25 105 - 25 105
34. Создание сети реги-
ональных центров
мониторинга и прог-
нозирования чрезвы-
чайных ситуаций на
базе региональных
центров по делам
гражданской оборо-
ны, чрезвычайным
ситуациям и ликви-
дации последствий
стихийных бедствий
МЧС России
МЧС
России
25 15 - 25 15
35. Создание и внедре-
ние системы геоэко-
логического монито-
ринга в зонах повы-
шенной закарстован-
ности подработанно-
го горного массива
Минтоп-
энерго
России
2,5 - - 1,25 1,25
36. Совершенствование и
внедрение системы
экологического мо-
ниторинга террито-
рий с повышенным
уровнем загрязнения
окружающей среды
Госком-
экология
России
12,5 - - 2,5 10
37. Модернизация и
внедрение регио-
нальных систем мо-
ниторинга и прогно-
зирования пожарной
опасности в лесах
Рослес-
хоз
10 - - 3,6 6,4
38. Разработка системы
мониторинга, оценки
рисков возникнове-
ния и прогнозирова-
ния чрезвычайных
ситуаций с морскими
судами
Минтранс
России
0,2 - - 0,2 -
IV. Развитие системы информационного обеспечения управления
рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения
при чрезвычайных ситуациях
39. Разработка и внед-
рение функциональ-
ного комплекса ин-
формационной под-
держки процессов
управления меропри-
ятиями по ликвида-
ции чрезвычайных
ситуаций для авто-
матизированной ин-
формационно-управ-
ляющей системы
службы медицины
катастроф
Минздрав
России
2,3 - - 0,85 1,45
40. Разработка и внед-
рение функциональ-
ного комплекса ин-
формационной под-
держки процессов
управления единой
государственной
системой предупреж-
дения и ликвидации
чрезвычайных ситу-
аций
МЧП
России
33,5 10 - 17,8 25,7
41. Разработка и внед-
рение комплекса
программно-техни-
ческих средств мо-
ниторинга на ядер-
но- и радиационно-
опасных объектах
Госатом-
надзор
России
2,8 - - 1,8 1
42. Создание и внедре-
ние информационных
технологий обеспе-
чения химической
безопасности насе-
ления при авариях
на объектах технос-
феры
Миннауки
России
2,8 - - 1,9 0,9
43. Модернизация авто-
матизированной сис-
темы централизован-
ного оповещения
населения Россий-
ской Федерации
МЧС
России
5 10 - 5 10
44. Модернизация и
внедрение системы
связи для обеспече-
ния конфиденциаль-
ной связи федераль-
ных органов испол-
нительной власти и
органов исполни-
тельной власти
субъектов Россий-
ской Федерации,
осуществляющих ру-
ководство ликвида-
цией чрезвычайных
ситуаций
ФАПСИ 5,45 27 - 5,45 27
45. Разработка и внед-
рение системы опо-
вещения единой го-
сударственной сис-
темы предупреждения
и ликвидации чрез-
вычайных ситуаций
МЧС
России
- 1 - - 1
46. Разработка карт
рисков по особо
опасным болезням
человека и живот-
ных, а также особо
опасным болезням и
вредителям растений
Минсель-
хозпрод
России
4,5 - - 2,5 2
V. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков,
смягчению последствий и защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
47. Разработка и изго-
товление защитного
снаряжения, меди-
цинских препаратов
для обеспечения
персонала потенци-
ально опасных об-
ъектов и службы
медицины катастроф
Минздрав
России
1,4 9,76 - 1,4 9,76
48. Разработка и внед-
рение методов и
средств предупреж-
дения и снижения
рисков возникнове-
ния чрезвычайных
ситуаций при паде-
ниях космических
объектов
Росавиа-
космос
- 12,3 2,2 2,2 12,3
49. Разработка техноло-
гии и оборудования
для ликвидации ава-
рийных разливов
нефти и нефтепро-
дуктов
Минтоп-
энерго
России
0,1 0,5 - 0,1 0,5
50. Разработка комплек-
са мер по обеспече-
нию безопасности
населения Россий-
ской Федерации,
проживающего вблизи
ядерно- и радиаци-
онно-опасных, а
также химически
опасных объектов
МЧС
России
- 175,6 - - 175,6
51. Разработка меропри-
ятий по первооче-
редному жизнеобес-
печению населения в
чрезвычайных ситу-
ациях
МЧС
России
4,75 69 - 4,75 69
52. Разработка меропри-
ятий по обеспечению
населения и сил
единой государст-
венной системы пре-
дупреждения и лик-
видации чрезвычай-
ных ситуаций средс-
твами индивидуаль-
ной защиты, медика-
ментами и другими
средствами защиты
МЧС
России
- 89,5 - - 89,5
53. Разработка и модер-
низация приборов
радиационного конт-
роля на радиоактив-
но-загрязненных
территориях Россий-
ской Федерации
Минатом
России
- 5 - - 5
54. Создание системы
контроля и сигнали-
зации предаварийно-
го состояния техни-
ческих объектов
железнодорожного
транспорта
МПС
России
0,8 7,4 - 0,8 7,4
55. Разработка системы
мобильных робото-
технических средств
и комплексов и ави-
ационной системы
экстренного реаги-
рования на чрезвы-
чайные ситуации
МЧС
России
3,84 77,4 - 3,84 77,4
56. Совершенствование
сил и средств, вы-
полняющих поисковые
и аварийно-спаса-
тельные работы на
морских и внутрен-
них водных бассей-
нах Российской Фе-
дерации
Минтранс
России
- 45 17,2 17,2 45
57. Разработка методов
и средств локализа-
ции очагов химичес-
ких аварий и ликви-
дации их последст-
вий
Миннауки
России
1,7 - - 0,9 0,8
58. Разработка мобиль-
ных пунктов управ-
ления единой госу-
дарственной системы
предупреждения и
ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций на
федеральном и реги-
ональном уровнях
МЧС
России
2 80 6 8 80
59. Разработка комплек-
са мер по организа-
ционно-техническому
объединению городс-
ких дежурно-диспет-
черских служб
МЧС
России
2,1 65 - 27,1 40
VI. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и
специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях
60. Подготовка и созда-
ние учебно-методи-
ческого комплекса
подготовки специа-
листов по предуп-
реждению чрезвычай-
ных ситуаций единой
государственной
системы предупреж-
дения и ликвидации
чрезвычайных ситу-
аций на федеральном
и региональном
уровнях
Минобра-
зование
России
- 4 1,3 0,3 5
61. Подготовка и созда-
ние учебно-методи-
ческого центра по
подготовке сил наб-
людения и лабора-
торного контроля
единой государст-
венной системы пре-
дупреждения и лик-
видации чрезвычай-
ных ситуаций
МЧС
России
- 11 3,8 3,5 11,3
62. Подготовка информа-
ционных передач на
центральном и мест-
ном телевидении
(радио) по пробле-
мам снижения рисков
и смягчения послед-
ствий чрезвычайных
ситуаций
МЧС
России
- - 5 1,5 3,5
63. Разработка и изда-
ние учебно-методи-
ческих материалов
для подготовки спе-
циалистов по управ-
лению рисками воз-
никновения чрезвы-
чайных ситуаций
МЧС
России
- - 14,4 4 10,4

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Снижение рисков и смягчение

последствий чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

в Российской Федерации до 2005 года"


Распределение затрат на реализацию программных мероприятий в соответствии с соглашениями о намерениях между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации


(млн. рублей)


Субъекты Российской Федерации Объем финансирования
субъектами Российской
Федерации - всего
В том числе
2000-2001
годы
2002-2005
годы
Республика Адыгея 0,15 0,05 0,1
Республика Алтай 30,2 11,75 18,45
Республика Башкортостан 625,5 250,2 375,3
Республика Дагестан 84,17 28,1 56,07
Республика Ингушетия 19,5 6,5 13
Республика Карелия 2,15 0,71 1,44
Республика Марий Эл 27,89 11,26 16,63
Республика Татарстан 85,97 35,02 50,95
Чувашская Республика 6,2 1,1 5,1
Архангельская область 11,5 8,5 3
Астраханская область 3,5 1,25 2,25
Владимирская область 1130,46 380,6 749,86
Волгоградская область 36,06 6 30,06
Воронежская область 58,3 19,4 38,9
Калининградская область 23,35 10 13,35
Кировская область 59,94 14,98 44,96
Костромская область 43,54 15,09 28,45
Курганская область 80 25,7 54,3
Курская область 68,36 28,8 39,56
Ленинградская область 2,66 1,04 1,62
Мурманская область 29,57 4,57 25
Нижегородская область 43,95 13,64 30,31
Новгородская область 99,28 40 59,28
Омская область 140 47 93
Пензенская область 53,99 23,99 30
Саратовская область 60 20 40
Свердловская область 188,67 74,47 114,2
Смоленская область 86,18 17,23 68,95
Тамбовская область 1000 600 400
Тюменская область 304,99 104,99 200
Ярославская область 79,69 15,69 64
г.Санкт-Петербург 3,4 1,06 2,34
Агинский Бурятский
автономный округ

19,82

8,74

11,08
Усть-Ордынский Бурятский
автономный округ

3,1

1

2,1

Координатором программы утверждается Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Утверждается Паспорт Программы. Определяются главная цель Программы и основные задачи, которые необходимо решить для ее достижения. Программа рассчитана на 6 лет и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2000-2001 годы) предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Российской Федерации количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, разработать основы практической реализации программных . На втором этапе (2002-2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Программа содержит систему планируемых мероприятий. Перечисляются финансируемые федеральным бюджетом мероприятия, и подчеркивается, что органы исполнительной власти субъектов обеспечивают финансирование соответствующих программных мероприятий без привлечения средств федерального бюджета. Описывается механизм реализации Программы.



Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 октября 1999 г., N 41, ст. 4921




Актуальный текст документа