Приказ Госкомэкологии РФ от 10 декабря 1997 г. N 552 "Об утверждении "Положения о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды"

Приказ Госкомэкологии РФ от 10 декабря 1997 г. N 552
"Об утверждении "Положения о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды"


С целью обеспечения безопасных и благоприятных условий труда, снижения травматизма, профессиональных, производственно обусловленных заболеваний и чрезвычайных происшествий в процессе производственной деятельности организаций и учреждений, подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды, приказываю:

1. Утвердить "Положение о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды" (прилагается).

2. Управлению финансов и экономики (Вершков), территориальным органам и подведомственным организациям Госкомэкологии России принять к руководству и исполнению "Положение о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды".

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Госкомэкологии России В.М.Астапченко.


Председатель

В.И. Данилов-Данильян


Приложение

к приказу Госкомэкологии РФ

от 10 декабря 1997 г. N 552


Положение
о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды


Оглавление


     Введение                                                            
     Раздел 1. Общие положения                                           
     Раздел 2. Компетенция   Государственного   Комитета  РФ  по   охране
               окружающей среды в области охраны труда                   
     Раздел 3. Компетенция территориальных органов Комитета  РФ по охране
               окружающей среды в области охраны труда                   
     Раздел 4. Задачи по обеспечению безопасности труда в организациях   
     Раздел 5. Организация   работы   по   управлению  охраной  труда   в
               организации                                               
     Раздел 6. Порядок   практической   реализации  задач  по  управлению
               охраной труда в организации                               
     Раздел 7. Служба охраны труда в организации                         
     Раздел 8. Основные показатели  и порядок формирования информации  по
               охране труда                                              
     Раздел 9. Представительные    организации    трудящихся  в   системе
               управления охраной труда                                  
     Приложение 1. Перечень  основных  нормативных  документов  по охране
                   труда и справочных материалов                         
     Приложение 2. Рекомендации по разработке должностной инструкции     
     Приложение 3. Методика расчета показателей состояния охраны труда на
                   объекте работ                                         
     Приложение 4. Рекомендации     по    экономическому   стимулированию
                   безопасных методов труда                              
     Приложение 5. Рекомендации   по  распределению  обязанностей, прав и
                   ответственности руководителей и исполнителей работ  за
                   обеспечение безопасности труда                        
     Приложение 6. Термины и определения                                 

Введение


"Система управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды" (далее СУОТ) предназначена для работников территориальных природоохранных органов, организаций и учреждений (далее организаций), подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды (далее Госкомэкология России), независимо от их организационно-правовых форм.


Раздел 1. Общие положения


1.1. СУОТ представляет собой комплекс правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда;

1.2. Нормативно-правовой основой СУОТ являются Конституция (основной закон) Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные и инструктивные документы, постановления и решения по вопросам охраны труда государственных органов и Госкомэкологии России (Приложение 1);

1.3. Целью СУОТ является обеспечение безопасных и благоприятных условий труда, снижение травматизма, профессиональных, производственно обусловленных заболеваний и чрезвычайных происшествий в процессе производственной деятельности организаций;

1.4. Объектом управления охраной труда (ОТ) является деятельность коллективов и отдельных работников по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;

1.5. Субъектом управления охраной труда являются руководители (работодатели) и должностные лица, действующие в рамках своей компетенции.

1.6. Структура СУОТ:

1.6.1. Государственное управление охраной труда осуществляют федеральный орган исполнительной власти по труду, в лице Министерства труда и социального развития Российской Федерации (далее Минтруд России), и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции, функции и полномочия которых в области охраны труда определены Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР" (принят Государственной Думой 14 июня 1995 г., 18.07.1995, N 109-ФЗ).

1.6.2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда в организациях Госкомэкологии России, в соответствии со своими полномочиями, осуществляют: Прокуратура, МВД, Госгортехнадзор, Рострудинспекция, Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации, Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава России, Энергонадзор и др. непосредственно и через свои территориальные органы.

1.6.3. Госкомэкология России и территориальные Комитеты осуществляют ведомственный контроль соблюдения требований охраны труда подведомственными организациями Госкомэкологии России;

1.6.4. Все организации, подведомственные Госкомэкологии России, осуществляют внутренний контроль за состоянием охраны труда и обеспечивают выполнение требований норм охраны труда в сфере охраны окружающей среды;

1.6.5. Общественный контроль за охраной труда осуществляется профессиональными союзами и иными представительными организациями.

1.6.6. Управление охраной труда (далее ОТ) в системе Госкомэкологии России осуществляется:

- на федеральном уровне - соответствующим структурным подразделением Госкомэкологии России;

- на региональном уровне - территориальными природоохранными органами;

- на местном уровне - организациями и учреждениями, подведомственными Госкомэкологии России.


1.7. Основные принципы СУОТ:

1.7.1. Жизнь и здоровье работника признаются приоритетными по отношению к результатам деятельности организации;

1.7.2. Требования в области охраны труда являются едиными для всех организаций, независимо от видов и организационно-правовых форм;

1.7.3. Социальная защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев или получивших профессиональные заболевания, осуществляется через выплату компенсаций, в соответствии с "Правилами возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" (Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992, N 4214-1) и "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" (Федеральный закон от 24.11.1995, N 180-ФЗ).

1.7.4. Расследование и учет каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве являются обязательными и проводятся в установленном КЗОТ РФ порядке;

1.7.5. Копии актов по форме Н-1 обо всех несчастных случаях направляются в организации, определенные "Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве", и в Госкомэкологию России для формирования "банка" данных по травматизму, авариям, ДТП (дорожно-транспортным происшествиям), профзаболеваниям, условиям труда и т.д.

1.7.6. Информация о состоянии охраны труда в организациях является открытой;

1.8. Не допускается издание руководителем приказов и распоряжений, противоречащих пунктам 1.7.1 - 1.7.7. "СУОТ" и законодательным актам Приложения 1.


Раздел 2. Компетенция Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды в области охраны труда


2.1. Госкомэкология России создает в своей структуре службу охраны труда.

2.2. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды:

- реализует государственную политику в области охраны труда, направленную на обеспечение благоприятных и безопасных условий труда в пределах своей компетентности;

- осуществляет ведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов по охране труда и организационно-методическое руководство службами охраны труда в подведомственных организациях;

- участвует в подготовке предложений к проектам законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по охране труда, разрабатывает, пересматривает и утверждает в установленном порядке документы по охране труда в пределах своей компетентности;

- участвует в разработке и реализации ведомственных программ улучшения условий и охраны труда и готовит предложения для включения в соответствующие федеральные программы;

- контролирует в подведомственных организациях работу по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов;

- определяет основные направления научных исследований по охране труда для подведомственных организаций, готовит предложения для включения в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по охране труда, организует и контролирует их выполнение;

- проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, готовит предложения по их предупреждению;

- изучает, обобщает, распространяет в организациях передовой опыт работы по улучшению условий и охраны труда, организует проведение научно-практических конференций, семинаров, выставок, ведомственных конкурсов по охране труда;

- контролирует проведение в подведомственных организациях аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда согласно с "Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (утверждено Министерством труда и социального развития РФ 14.03.1997 г. N 12), [Приложение 1, п.20]

- участвует в расследовании групповых и смертельных несчастных случаев;

- проводит анализ практики работы по предоставлению льгот и выплате компенсаций работникам организаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда и участвует в подготовке предложений по ее совершенствованию в установленном порядке;

- организует формирование и поддержание банка данных о состоянии охраны труда в организациях Госкомэкологии России, службах охраны труда, а также банк нормативно-методических документов по вопросам охраны труда, действующих на данный момент.


Раздел 3. Компетенция территориальных природоохранных органов Госкомэкологии России в области охраны труда


3.1. Территориальные природоохранные органы Госкомэкологии России:

- структуру и численность работников служб охраны труда в территориальных комитетах и организациях определяет соответствующий руководитель, с учетом рекомендаций Минтруда России;

- осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда в подведомственных организациях;

- организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций;

- организуют и осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов по охране труда;

- разрабатывают предложения для включения в ведомственные планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в федеральные и ведомственные программы улучшения условий и охраны труда;

- проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний в подведомственных организациях, готовят предложения по их предупреждению, производят классификацию подведомственных организаций по риску травмирования;

- изучают, обобщают, распространяют в организациях передовой опыт работы по улучшению условий и охраны труда, организуют проведение научно-практических конференций, семинаров, выставок, конкурсов по охране труда;

- организуют совместно с заинтересованными органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации аттестацию рабочих мест и сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

- участвуют в расследовании смертельных и групповых несчастных случаев в подведомственных организациях;

- организуют совместно с территориальными органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;

- контролируют выплату компенсаций работникам организаций за тяжелые условия работы и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (участвуют, в установленном порядке, в подготовке предложений по ее совершенствованию);

- направляют в Госкомэкологию России информацию о состоянии охраны труда в подведомственных организациях и копии статотчетности в соответствие с установленным порядком.


Раздел 4. Задачи по обеспечению охраны труда в организациях, подведомственных Госкомэкологии России


4.1. СУОТ на уровне организаций, подведомственных Госкомэкологии России, предусматривает решение следующих задач:

- допуск к работам лиц, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и квалификацию;

- обеспечение должностными инструкциями и нормативными материалами по охране труда всех работников организаций;

- проведение инструктажей по охране труда для всех работников;

- установление соответствия требованиям стандартов, правил и норм по охране труда каждого рабочего места - их аттестация и сертификация объектов работ;

- обеспечение специальной одеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты работников;

- оперативное расследование несчастных случаев согласно установленному порядку;

- обеспечение безопасности работающих при эксплуатации зданий и сооружений, применении машин, аналитических приборов и оборудования, химреактивов, транспортных средств, технологий и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм;

- правильное использование взрывчатых веществ и средств инициирования, токсичных, сильнодействующих ядовитых веществ, источников ионизирующих излучений, их надлежащий учет, хранение и расходование;

- проведение комплекса природных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций на территории проведения работ;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работающих, предусматривающее предварительные и периодические медицинские осмотры, собственно лечебно-профилактическое обслуживание и наличие действующих санитарно-бытовых комплексов;

- оптимальные режимы труда и отдыха для работающих с учетом специфики их труда, в соответствии с нормативами и рекомендациями Министерства труда и социального развития Российской Федерации Минздрава России;

- выполнение условий коллективных договоров и трудовых соглашений в части охраны труда с представительными организациями наемных работников;

- создание служб по предупреждению и ликвидации чрезвычайных происшествий или заключение договоров на обслуживание с аналогичными службами других организаций, а также создание добровольных спасательных команд;

- помощь органам государственного надзора и контроля, представителям технической инспекции труда профсоюзов и общественных организаций трудящихся в проведении контроля состояния охраны труда;

- оперативное расследование несчастных случаев;

- ведение по установленной форме документации, связанной с производственными заболеваниями, травматизмом, воздействием вредных и опасных производственных факторов.


Раздел 5. Организация работы по управлению охраной труда в организациях Госкомэкологии России


5.1. Создание материально-технической и организационной базы обеспечения охраны труда в организации осуществляет руководитель предприятия;

5.2. Организация работы по реализации положений и требований СУОТ в организациях включает:

- распределение обязанностей между руководящими работниками, установление задач и функциональных связей подразделений и служб по управлению производством, включая весь комплекс задач по охране труда, которые отражаются в положениях о службах и подразделениях, конкретизируются в должностных инструкциях руководящих и инженерно-технических работников, включая руководителей рабочего звена, и корректируются по мере необходимости (см. Приложение 2.);

- разработку перечней травмоопасных нарушений для объектов работ, инструкций по охране труда и порядка допуска к работе для рабочих и служащих;

- создание совместной комиссии (комитета) по охране труда, в которую на паритетной основе входят представители администрации, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

- разработку положения о материальной ответственности подразделений и отдельных работников организации за нарушение требований охраны труда (см. Приложение 4.);

- создание фондов охраны труда организации или участие на долевой основе в аналогичных фондах других организаций;

- применение к работникам организаций дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения, а также востребование материального ущерба, возникшего по вине работника;

- взаимодействие на договорной основе с любыми организациями для решения задач по охране труда;

- предоставление права на подачу апелляции и обжалование решений соответствующих государственных органов надзора и контроля.

5.3. Руководитель организации несет полную ответственность за обеспечение требований охраны труда. В случае неисполнения им своих обязанностей (по пунктам раздела 4.), к нему могут быть применены следующие меры:

- за невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда налагаются штрафы, размеры и порядок наложения которых устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- обязательное возмещение, в установленном порядке, вреда, причиненного работникам, в результате работы с нарушением правил охраны труда;

- приостановка работ, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, до устранения допущенных нарушений;

- возбуждение административных и уголовных дел, в случаях нарушений требований охраны труда, возникновения травм и заболеваний, в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Работник организации (в рамках своей компетенции) обязан:

- выполнять приказы и распоряжения, соблюдать правила, положения и должностные инструкции в части охраны труда;

- не предпринимать никаких действий, выходящих за рамки должностной инструкции в части охраны на рабочем месте, приводящих к снижению уровня собственной безопасности или безопасности других лиц (повышению "уровня риска" травмирования);

- в первоочередном порядке устранять возникающие нарушения охраны труда или передавать требование-заявку на их устранение в соответствующие подразделения, в случае невозможности их устранения своими силами;

- своевременно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, которая, по его мнению, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

- немедленно сообщать администрации о любом несчастном случае, происшедшем в ходе работы или в связи с ней, независимо от его тяжести.

5.6. Работник организации имеет право:

- на рабочее место, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам и максимально защищенное от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- на информацию о состоянии условий его труда и ответственности руководителя за нарушение требований и норм законодательства по охране труда;

- на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- на обучение безопасным методам и приемам работы;

- требовать проведения инспектирования условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного, ведомственного или общественного надзора и контроля;

- на компенсацию за причиненный ущерб здоровью от производственной деятельности в соответствии с действующим законодательством;

- обращаться в государственные контролирующие или судебные органы для разрешения конфликтных ситуаций.

5.7. Ответственность работника организации за нарушение норм и правил по охране труда:

- за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций привлекаются к административной, дисциплинарной, а в соответствующих случаях, к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации.


Раздел 6. Порядок практической реализации задач по управлению охраной труда в организации


6.1. Планирование работ по охране труда

6.1.1. Работы по охране труда в организации проводятся в соответствии с годовым планом на уровне организации и текущими планами на уровне служб и подразделений. Каждый пункт плана должен иметь четкую формулировку, сроки, объемы и ответственного исполнителя, позволяющие проконтролировать фактическое исполнение;

6.1.2. Основой для разработки планов по охране труда являются: требования правил, соответствующих видам производственной деятельности, перспективные планы развития производства, планы социального развития коллектива, результаты анализа материалов расследования аварий, пожаров, ДТП, несчастных случаев, состояния производственно-технологического оборудования, зданий, сооружений, материалов, аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов, требования-заявки на обеспечение безопасности труда на объектах работ, акты и предписания государственных надзорных и контролирующих органов;

6.1.3. Годовой план включает следующие разделы:

- повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда ИТР, рабочих и служащих;

- мероприятия по нормализации санитарно-гигиенических условий труда;

- мероприятия по лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих;

- механизация и автоматизация тяжелых и трудоемких работ;

- мероприятия по обеспечению пожарной и радиационной безопасности;

- сертификация по условиям труда производственных объектов для ранее не сертифицированных или вновь организуемых объектов;

- планы тренировочных занятий по действиям персонала в аварийных и экстремальных ситуациях, потери ориентации в маршрутах и т.п.;

- комплексные проверки состояния охраны труда в подразделениях организаций;

- мероприятия по усилению социальной защиты работников;

- перечень разделов плана, в соответствии со спецификой работ, могут быть расширены.

6.1.4. Текущие планы по охране труда для подразделений и служб составляются руководителями подразделений в соответствии со спецификой работ и решаемых задач по охране труда в данном подразделении и требованиями-заявками на устранение нарушений требований ОТ, получаемых от других подразделений организации;

6.1.5. Соглашение по охране труда к коллективному договору между администрацией и представительными организациями работников составляется с учетом годового плана, состояния охраны труда в организации на момент заключения соглашения и включает в себя следующие вопросы: состояние охраны труда, режимы работы и отдыха, обучение и подготовка работников, улучшение условий труда, пособия, компенсации и доплаты за вредные и опасные условия труда, медицинское и социальное страхование работников, а также условия контроля за состоянием ОТ.

6.2. Профотбор, профессиональное обучение и обучение безопасным методам ведения работ проводятся в соответствии с требованиями правил, нормативных документов, распространяющихся на организации Госкомэкологии России (см. Приложение 1 пункты 17, 18, 19);

6.3. Проектирование всех видов работ должно осуществляться в соответствии с требованиями системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных норм и правил (СНиП) и санитарных норм (СН);

6.3.1. Ответственность за полноту проработки и учета требований безопасности и создания здоровых условий труда в проектах возлагается на руководителя организации, утвердившей проект.

6.4. Обеспечение безопасности при эксплуатации производственного оборудования, ведении производственных процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений осуществляется путем:

- проведения входного контроля для вводимого в эксплуатацию оборудования;

- соблюдения всех эксплуатационных требований на данное оборудование (требования к установке, профилактике, срокам амортизации, проведению испытаний и т.д.);

- сбора и обобщения материалов по конструктивным недостаткам оборудования для ознакомления персонала, выработки мер, снижающих вероятность травмирования, и выработки предложений по совершенствованию оборудования для его производителей и технологии ведения работ;

- оснащения объектов работ средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- обеспечения оперативного управления производством;

- обеспечения руководства и контроля за выполнением работ повышенной опасности (наряд-заказ, допуск к работам, квалификация персонала и т.д.);

- организации контроля за выполнением всех требований и правил эксплуатации транспорта, особенно при перевозке людей;

- оперативного уточнения проектной документации, паспортов и нарядов на ведение работ, планов ликвидации аварий и проведения спасательных мероприятий при изменении условий работ.

6.5. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда состоит в:

- обеспечении требований ССБТ, строительных норм и правил, санитарных норм на объектах работ;

- аттестации рабочих мест и сертификации объектов работ по условиям труда;

- систематическом контроле за санитарно-гигиеническими условиями труда;

- учете работающих во вредных условиях, на тяжелых работах, в ночных сменах.


Раздел 7. Служба охраны труда в организации


7.1. Служба охраны труда в организации (структура, численность и распределение обязанностей) создается руководителем организации или уполномоченным им лицом с учетом рекомендаций Минтруда России.

7.2. Служба охраны труда организации обязана обеспечить решение следующих задач:

- методическое руководство в решении задач охраны труда производственными подразделениями организации;

- комплектование нормативно-документальной базы по ОТ по всем направлениям деятельности и видам работ;

- контроль выполнения планов по охране труда в организации;

- формирование обобщенной (статистической) информации о состоянии ОТ в организации на основании информации, получаемой от производственных подразделений, для руководства организации, ведомственных и государственных надзорных и контролирующих органов и статистических органов;

- выполнение диспетчерских функций в распределении и контроле исполнения требований-заявок на устранение нарушений ОТ на объектах работ, передаваемые в другие подразделения (при отсутствии в организации специальной диспетчерской службы);

- участие в расследовании несчастных случаев, учет и анализ несчастных случаев, пожаров, аварий и дорожно-транспортных происшествий в организации;

- учет входящей, подготовка и учет исходящей информации по вопросам ОТ.

7.3. Для организаций с малой численностью работников, где не создаются службы ОТ, функциональные обязанности по решению задач службы ОТ возлагаются на специалистов организации, для чего им должно быть предусмотрено соответствующее рабочее время.

7.4. Для любого должностного лица, занимающегося вопросами охраны труда, руководитель организации или уполномоченное им лицо разрабатывает должностную инструкцию, регламентирующую его обязанности, права и ответственность (см. Приложение 2).


Раздел 8. Основные показатели и порядок формирования информации по охране труда


8.1. Управление охраной труда осуществляется на основе объективных и статистически достоверных показателей состояния охраны труда в организации, рассчитываемых для всех по единым методикам (Приложение 3).

8.2. Основными показателями, характеризующими состояние охраны труда в организации, используемыми при оценке их хозяйственной деятельности на вышестоящих уровнях управления, являются:

- численность работающих в неблагоприятных условиях по факторам вредности;

- "уровень риска" травмирования на объектах работ основного и вспомогательного производства;

- количество случаев профессиональных заболеваний, отравлений;

- число травмированных за календарный год, в т.ч. смертельно, частота и тяжесть травмирования;

- количество аварий, пожаров, случаев утраты ВМ (взрывчатых материалов), радиоактивных и ядовитых веществ и источников ионизирующих излучений;

- статистическая отчетность по формам, согласно существующему законодательству.

8.3. Для задач управления охраной труда внутри организации используются:

- показатели исполнительской дисциплины в вопросах охраны труда руководителей производственных подразделений и объектов работ;

- данные сертификации (аттестации) производственных объектов, включающие показатели уровня потенциального риска травмирования и получения профессионального заболевания на объектах работ;

- требования - заявки на материальные и трудовые ресурсы, необходимые для устранения нарушений норм охраны труда.

8.4. Информация о состоянии охраны труда в организации направляется в территориальные комитеты Госкомэкологии России (направление оперативных сообщений и материалов расследования по случаям смертельного и группового травматизма, пожаров, утрат ВМ и прочих чрезвычайных происшествий является обязательным). В Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды направляются копии актов по форме Н-1 всеми подведомственными организациями по всем случаям травмирования и справки о материальном ущербе от чрезвычайных происшествий.

Территориальные комитеты ежегодно направляют в Госкомэкологию России обобщенную информацию о состоянии охраны труда в подведомственных им организациях, а также копии форм статотчетности.


Раздел 9. Представительные организации трудящихся в системе управления охраной труда


9.1. Общественный контроль состояния охраны труда в организациях осуществляется профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

9.2. Органы общественного контроля состояния охраны труда имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением руководителем законодательных и других нормативных актов об охране труда;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

- предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- осуществлять выдачу руководителям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

- осуществлять проверку состояния охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

- участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, в связи с изменениями условий труда.


Приложение 1
к Положению о системе управления охраной труда
в организациях Государственного комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды


Перечень основных нормативных документов по охране труда и справочных материалов


1. Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г.);

2. Реферативный сборник Международных конвенций и рекомендаций по безопасности и гигиене труда. М-1992., Федерация независимых профсоюзов России. МНИИОТ,

3. "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" (закон РФ от 6 августа 1993 г. N 5600-1)

4. Закон "Об охране окружающей природной среды" (утвержден Верховным Советом РСФСР 19 декабря 1991 г. N 2060-1)

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Закон от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 признан утратившим силу


5. "Правила по охране труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающих производствах и при проведении лесохозяйственных работ" (ПОТ РМ001-97 утверждены Минтрудом России 21 марта 1997 г.)

6. Основные правила безопасности и оказания первой медицинской помощи при проведении рейдовых выездов по охране животного мира и борьбе с браконьерством. Москва-1985 г.

7. Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности в организациях системы Минприроды России (Приказ от 13.10.93. N 203)

8. Инструкция о действиях работников Государственных природных заповедников в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозой для здоровья и жизни людей. (Утверждена Минприроды России 7 июня 1995 г.)

9. "Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве" (Утверждено Постановлением Правительства России 3 июня 1995 г. N 558).

10. "Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иными поврежденьями здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 г. N 4214-1).

11. Сборник руководящих документов по заповедному делу. Москва, "WWF" 1996.

12. "Руководство по охране труда", Серия "Библиотека руководителя", Учебно-производственный центр "Талант" г Мытищи, 1996 г.

13. Охрана труда в Российской Федерации. Справочник, "Охрана труда и социальное страхование", Москва 1996 г.

14. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии (Утверждены постановлением Минтруда России 10 марта 1995 г. N 13).

ГАРАНТ:

См. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10


15. Положение о федеральной государственной службе (Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. N 2267).

16. "Типовая инструкция по технике безопасности для гидрохимических лабораторий служб Роскомвода" (приказ Минприроды от 14.06.1996, N 275).

17. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ "Организация обучения по безопасности труда. Общие положения".

18. Постановление Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 65. "Об утверждении Типового положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций".

ГАРАНТ:

Постановлением Минтруда РФ от 15 октября 2001 г. N 74 постановление Минтруда России от 12 октября 1994 г. N 65 признано утратившим силу


19. "Типовая программа обучения по охране труда" (утверждена Минтрудом России от 17 января 1996 г.).

20. "Временные правила сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда." (Постановление Минтруда РФ от 03.11.35 г. N 64)


Приложение 2
к Положению о системе управления охраной труда
в организациях Государственного комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды


Рекомендации по разработке должностной инструкции


Должностная инструкция должна включать все аспекты деятельности должностного лица, в том числе вопросы охраны труда, и является основным юридическим документом, регламентирующим его обязанности, права и ответственность.

Должностная инструкция должна:

- четко фиксировать круг обязанностей;

- служить инструментом при оценке деятельности;

- обеспечить сбалансированность обязанностей, прав и ответственности.

Для обеспечения вышеизложенного необходимо соблюдать соответствие между:

- правами руководителя и обязанностями подчиненного (первые должны подтверждаться вторыми);

- правами подчиненного и обязанностями руководителя (реализация прав первого обеспечивается соответствующими обязанностями второго);

- ответственностью руководителя и ответственностью подчиненного (первая не должна включать в себя вторую).

Порядок составления должностных инструкций:

- проекты должностных инструкций составляются руководителями для своих непосредственно подчиненных, исходя из производственных функций подразделений и задач по охране труда, решение которых возлагаются на данное подразделение, работника и т.д.;

- каждой задаче или группе задач должно соответствовать должностное лицо, на которое возлагается персональная ответственность за выполнение данной задачи (или группы задач). Объединять в одну группу следует те задачи, операции по решению которых тесно взаимосвязаны;

- после определения лиц, ответственных за решение задач, составляется перечень их обязанностей, выполнение которых обеспечивает решение этих задач;

- затем формируется перечень прав должностного лица, соответствующих вменяемым обязанностям;

- комплект должностных инструкций для управляющего персонала подразделения разрабатывается параллельно для обеспечения их сбалансированности между собой;

- после согласования должностных инструкций с юристом, они утверждаются непосредственными руководителями тех лиц, в подчинении которых находятся работники.

В качестве базового материала при составлении должностных инструкций используются:

- нормативно-правовая документация по охране труда;

- положения "Системы управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды";

- положения, устанавливающие задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организаций и их руководителей.


Должностная инструкция должна содержать следующие разделы:

1. "Квалификация", которая необходима для выполнения данной работы.

2. "Обязанности" - представляют собой максимально конкретизированные функции, описанные глаголами действия.

3. "Права". Каждой обязанности должно быть придано определенное право должностного лица, а именно, какие ресурсы (трудовые, материальные, информационные) и в каком объеме он может использовать, а также какие действия ему разрешены для выполнения возложенных обязанностей.

Необходимо, чтобы положения 2-го и 3-го разделов инструкции строго соответствовали друг другу и исчерпывали круг деятельности работника.

4. "Ответственность" - указывается, что работник отвечает за невыполнение своих обязанностей и дается ссылка на нормативные документы, которые устанавливают вид и меру ответственности.

5. "Взаимосвязи работника" - описываются связи работника с другими должностными лицами (по каким вопросам, в какие сроки, при каких условиях, формы связи и т.п.).


Приложение 3
к Положению о системе управления охраной труда
в организациях Государственного комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды

Рекомендуемая методика расчета показателей состояния охраны труда на объекте работ


1. Расчет показателей


1.1. Методика предназначается для руководителей и инженерно-технических работников организаций.

1.2. Методика устанавливает порядок количественной оценки состояния охраны труда на объектах работ с целью оперативного управления охраной труда.

1.3. При оценке состояния охраны труда учитываются показатели:

- показатель уровня риска R на объекте работ пропорциональный вероятности травмирования работника на данном объекте и характеризующий нарушения требований правил безопасности, поддающихся контролю в процессе проведения проверки;

- количество требований-заявок на устранение нарушений на объекте работ, которые не могут быть устранены на месте;

- "уровень исполнительской дисциплины" - I руководителя работ в вопросах обеспечения безопасности труда.

1.4. На каждом объекте работ ведется "Журнал проверки состояния охраны труда", в который включается "Перечень травмоопасных нарушений" для данного объекта; перед началом смены руководитель объекта контролирует состояние объекта на наличие нарушений, устраняет обнаруженные нарушения и передает требование-заявку на устранение тех нарушений, которые не могут быть устранены силами самого подразделения, с занесением данного нарушения в журнал, указанием даты передачи требования-заявки и соответствующий показатель уровня риска данного нарушения. Суммируя показатели уровня риска всех, не устраненных на данный момент нарушений, на устранение которых поданы требования-заявки, руководитель определяет "уровень риска" Rp на объекте работ на момент проверки.

1.5. При комиссионной проверке объекта работ комиссия выявляет все нарушения на объекте, включая и те, на устранение которых поданы заявки, и вычисляет показатель "уровня риска" Rk, суммируя показатели опасности всех выявленных нарушений на объекте на момент проверки, затем по формуле:


I = 1 - (Rk - Rp): SRi


вычисляется показатель "исполнительской дисциплины" руководителя объекта, что характеризует ее уровень в данном подразделении, где:

SRi - сумма показателей опасности всех нарушений, включенных в "Перечень травмоопасных нарушений";

Результаты проверки: выявленные нарушения, значения показателей Rk и I, дата проверки заносятся в "Журнал проверки состояния охраны труда".

Составляется акт проверки, который передается руководителю предприятия для выработки управляющего решения.

При уровне исполнительской дисциплины руководителя объекта 0.5 - ему объявляется служебное не соответствие должности, 0.6 - 0.7 - он направляется на учебу или инструктаж.

1.6. Для подразделений обеспечения (службы ремонта и снабжения) объектов работ основного производства уровень исполнительской дисциплины руководителя подразделения рассчитывается, как отношение количества полученных требований-заявок, за определенный период (месяц, квартал), к исполненным.


2. Рекомендации по составлению перечня травмоопасных нарушений для объекта работ


2.1. Перечни травмоопасных нарушений для каждого объекта работ разрабатывается службой охраны труда совместно со специалистами соответствующего профиля;

2.2. Порядок составления перечней следующий:

2.2.1. Выбираются 15 - 25 наиболее часто встречающихся нарушений, специфичных для данного вида работ, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью работающих. Нарушения, включаемые в перечень, должны относиться к "контролируемым нарушениям", которые могут быть выявлены при проверках комиссией;

2.2.2. Для нарушений, специфичных для данного вида работ, по таблице 1 выбирается травмирующий фактор и соответствующий показатель опасности Ri.

2.2.3. Перечни утверждаются службой охраны труда территориального комитета Госкомэкологии России.

2.2.4. Служба охраны труда организует обучение руководителей объектов работ проведению контроля по разработанным перечням;

2.2.5. Периодичность комиссионного контроля объектов работ устанавливается службой охраны труда, исходя из местных условий, при низких значениях показателя исполнительской дисциплины руководителя объекта работ, данный объект ставится на "санационный" режим контроля (повышенной частоты).

2.2.6. Текущее состояние охраны труда на объектах работ, значение показателя "уровня риска", руководство организации получает по каналам связи непосредственно от руководителей объектов в установленные сроки.


Таблица 1


Значения показателей опасности травмирующих факторов


NN
п\п
Травмирующий фактор Показатель
"уровня риска"
травмирования
Ri
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
Движущиеся и вращающиеся части оборудования.
Механизмы и приспособления, применяемые при
погрузочно-разгрузочных работах.
Перемещаемые предметы (грузы).
Упавшие предметы (грузы, деревья).
Отлетевшие предметы (осколки).
Пожар.
Электроток.
Высокие, низкие температуры.
Вещества, находящиеся под давлением.
Вещества, вызывающие ожоги, отравления.
Взрыв.
Средства транспорта.
Ручной инструмент.
Падение пострадавшего с высоты.
Падение пострадавшего при передвижении.
Опасность утопления.
Опасность потери ориентации.
Опасность нападения диких животных.
Отсутствие защиты от укусов животных,
болезнеопасных насекомых, змей и др.
Отсутствие средств, разработки мер и тренировок
по пресечению вооруженного браконьерства.
30
5

20
30
20
50
5
20
5
5
20
50
10
20
20
20
15
20
15

50

Акт комиссионной проверки объекта работ


Перечень травмоопасных нарушений на объекте                Уровень риска
(определяется комиссией)                                    нарушения Ri

     1.
     2.
     3.
     .
     .

     Сумма Ri = Rk = _______________________________________________

     _____________________________________________________________

     Перечень нарушений на устранение которых
     подана заявка (определяется по "Журналу проверки...")

     1.
     2.
     3.
     .
     .

     Сумма Ri = Rp = ______________________________________________

     Уровень исполнительской дисциплины руководителя объекта:
     I = 1 - (Rk - Rp) : SRi = _______________________________

     Рекомендации комиссии (см. п.1.5. приложения 3):

     Члены комиссии: __________________________

     Руководитель объекта:______________________

     Дата проверки _____________________________

Приложение 4
к Положению о системе управления охраной труда
в организациях Государственного комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды


Рекомендации
по экономическому стимулированию безопасных методов труда


Работа по экономическому стимулированию работ по охране труда проводится на базе "фонда охраны труда" организации.

"Фонд охраны труда" предназначается для компенсационных выплат ущерба, наносимого работникам в процессе производственной деятельности, через страховые кампании или непосредственно из данного фонда, а также финансирования работ по охране труда. Конкретные условия формирования фонда и производимых из него компенсационных выплат определяются Положением о фонде и на уровне организации, фиксируются в трудовом соглашении между администрацией и представительными органами трудящихся (профсоюз, СТК и др.)


1. Формирование фонда организации:


1.1. Взносы администрации на обязательное страхование и финансирование работ по охране труда.

1.2. Взносы ("штрафные") подразделений организаций в размере S:


                              S = А*Ф(1-I),

где:

     Ф - фонд оплаты труда подразделения организации
     I  -  уровень исполнительской дисциплины по ОТ данного подразделения
(см. Приложение 3., пункт 1.5);
     А  - показатель, характеризующий объем работ по ОТ в технологическом
цикле данного подразделения - (0.1 - 0.3), а также  взносы  подразделений
поставленных  на  "санационный режим контроля",  согласно  пункту  2.2.5.
Приложения 3.

1.2. Взнос администрации организации, пропорциональный "уровню риска" на данном предприятии, куда включается и вероятностный риск пожаров, технических и экологических аварий;

1.3. Взнос администрации организации, пропорциональный превышению усредненного уровня риска в организации над "максимально допустимым", устанавливаемым соглашением между администрацией и трудовым коллективом;


2. Расходование средств фонда:


2.1. Финансирование работ по охране труда;

2.2. Оплата страхования работников организации

2.3. Выплаты работникам, занятым на работах с повышенным уровнем риска, в тяжелых и неблагоприятных условиях;

2.4. Выплаты за ущерб, нанесенный работникам в процессе производственной деятельности.


Приложение 5
к Положению о системе управления охраной труда
в организациях Государственного комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды


Рекомендации по распределению обязанностей, прав и ответственности руководителей и исполнителей работ за обеспечение безопасности труда


1. Введение


Рекомендации предназначены для руководителей, ответственных должностных лиц и специалистов, работников служб охраны труда организаций всех организационно-правовых форм и служат основой при разработке раздела по охране труда в должностных инструкциях работников организаций. Рекомендации включают обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов всех уровней, управления производством по обеспечению охраны труда в рамках требований российского законодательства.


2. Общие положения


Полный объем работ по охране труда в организации включает решение всех задач по обеспечению безопасности и созданию благоприятных условий труда (см. СУОТ, раздел 2), возложенных на соответствующих руководителей и специалистов, ответственных за выполнение конкретных задач.

Любому ответственному лицу должны быть предоставлены определенные права, регламентирующие разрешенные ему действия для выполнения своих обязанностей и определяющие используемые им ресурсы (трудовые, материальные, информационные).

Для руководящих работников ведение документации по охране труда в соответствии с кругом прав и обязанностей (разработка должностных инструкций, допуск к работам, приостановка и разрешение на выполнение работ, передача требований-заявок на устранение нарушений и обеспечение безопасности работ и т.п.) является обязательным, так как служит основой при установлении степени ответственности работника при нарушении правил безопасности.

Реализация данных рекомендаций производится применительно к организациям в соответствии с конкретными условиями их работы.


3. Руководитель организации


Руководители организаций обязаны обеспечить выполнение условий лицензии на право ведения работ в части соблюдения стандартов (норм, правил) по охране труда.

Руководители организаций несут непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ независимо от того, проводят ли эти организации работы в соответствие с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Руководители организаций обязаны:

- осуществлять организацию работы по реализации положений и требований СУОТ, правил безопасности, стандартов и другой нормативно-методической документации;

- контролировать состояние охраны труда в организации на основе информации, получаемой от службы охраны труда, и данных контроля состояния охраны труда, осуществляемого органами государственного надзора и контроля и ведомственного контроля, а также представительными организациями трудящихся;

- разрабатывать и утверждать для руководителей служб и производственных подразделений непосредственного подчинения должностные инструкции, включающие раздел по охране труда (в соответствии с требованием СУОТ), которые являются основным юридическим документом, регламентирующим их обязанности, права и ответственность в вопросах охраны труда;

- немедленно приостанавливать производимые работы и обеспечивать вывод людей в безопасное место при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с природоохранной деятельностью, руководители соответствующих организаций должны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- расследовать несчастные случаи, произошедшие в организации в соответствии с "Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 03.06.95, N 558, и оплачивать все расходы комиссии по расследованию за счет средств организации (Заключение комиссии по расследованию несчастного случая является обязательным для исполнения работодателем).

Порядок организации работ по охране труда, права и ответственность руководителя предприятия приведены в СУОТ.


4. Руководители служб, производственных подразделений, объектов работ, ответственные исполнители работ


4.1. Квалификация


К руководству организацией допускаются лица, имеющие специальную подготовку и квалификацию. Руководители допускаются к работе после сдачи экзаменов по проверке знаний правил, норм и инструкций по безопасности с последующей периодической аттестацией.


4.2. Обязанности


Руководители производственных подразделений и объектов работ и ответственные исполнители обеспечивают:

- профессиональное соответствие выполняемым производственным задачам работников подразделений через профессиональный отбор, адаптацию, подготовку, инструктаж и обучение безопасным приемам и методам ведения работ, пропаганду вопросов охраны труда;

- разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников непосредственного подчинения;

- запрет на действия, приводящие к снижению уровня безопасности работ;

- использование работающими средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ), спецодежды путем составления заявок, направления их в органы материально-технического снабжения; организацию приемки, хранения и выдачи СИЗ; организацию стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезвреживания и ремонта спецодежды;

- соблюдение технологической дисциплины и безопасности технологического процесса;

- контроль состояния охраны труда на подчиненных им объектах работ;

- немедленное устранение возникших отклонений от требований техники безопасности, а в случае невозможности устранения, передачу требования-заявки на выполнение этих работ в соответствующие службы предприятия при одновременном принятии ответственного решения о возможности продолжения работ или их приостановке;

- своевременное проведение профилактических осмотров и технического обслуживания оборудования, выполнение плановых ремонтов и технического освидетельствования (испытания) оборудования;

- нормализацию санитарно-гигиенических и санитарно-бытовых условий труда путем систематического контроля за состоянием атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пыли; запрещение ведения работ, если температура воздуха, а также содержание в атмосфере кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пыли не соответствуют требованиям санитарных норм и правил безопасности;

- предоставление работникам достоверной информации об условиях труда, видах и степени опасности производственных вредностей.


4.3. Права


Для реализации своих обязанностей руководителям производственных подразделений, объектов работ и ответственным исполнителям предоставляются следующие права:

- получать информацию о состоянии условий труда в организации;

- на обеспечение своего подразделения трудовыми, материальными и информационными ресурсами, обеспечивающими безопасность проведения работ (работники соответствующей квалификации, инструкции по безопасному ведению работ, СИЗ, измерительная аппаратура и т.п.);

- предоставлять руководителям предложения о применении к работникам своего непосредственного подчинения дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения, а также о востребовании материального ущерба, нанесенного по вине работника;

- приостанавливать работы в условиях реальной опасности для жизни и здоровья работников;

- давать разрешение на временное продолжение работы при повышенном "уровне риска" до устранения нарушений, при условии принятия дополнительных мер безопасности;

- требовать проведения инспектирования условий труда в подчиненном ему подразделении соответствующими службами государственного, ведомственного или общественного надзора и контроля;

- обращаться в государственные контролирующие или судебные органы для разрешения конфликтных ситуаций.


4.4. Ответственность


При работе с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда и невыполнении в полном объеме своих обязанностей руководители подразделений привлекаются к административной, дисциплинарной, а в соответствующих случаях, к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в ее составе. В разделе по охране труда "Должностной инструкции" в пункте "Ответственность" указывается, что работник отвечает за невыполнение своих обязанностей и дается ссылка на нормативные документы, в которых установлены вид и мера ответственности.


5. Непосредственные исполнители работ


5.1. Квалификация


К работе допускаются лица, имеющие специальную подготовку и квалификацию и не имеющие медицинских противопоказаний. Допуск к работе осуществляется после проведения инструктажа, сдачи экзаменов по проверке знаний правил, норм и инструкций по безопасности в соответствии с действующими положениями.


5.2 Обязанности


Непосредственные исполнители работ обязаны:

- выполнять приказы и распоряжения, соблюдать правила, положения, и должностные инструкции по охране труда;

- не предпринимать никаких действий на рабочем месте и на предприятии, приводящих к снижению уровня собственной безопасности и безопасности других лиц;

- в первоочередном порядке устранять возникающие нарушения требований безопасности труда или передавать требование-заявку на их устранение своему руководителю в случае невозможности их устранения своими силами;

- своевременно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, которая, по его мнению, создает непосредственную угрозу аварии, жизни и здоровью людей;

- немедленно сообщать своим непосредственным руководителям о любом несчастном случае, происшедшем в ходе работы или в связи с ней, независимо от его тяжести.


5.3. Права


Непосредственные исполнители работ имеют право:

- получать информацию о состоянии условий их труда;

- на рабочее место, защищенное от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- на обеспечение спецодеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет организации;

- на обучение безопасным методам и приемам работы за счет организации;

- требовать проведения инспектирования условий труда на их рабочем месте соответствующими службами государственного надзора, ведомственного или общественного контроля;

- на возмещение причиненного вреда (увечье, профзаболевание или иное повреждение здоровья), связанного с исполнением трудовых обязанностей, в соответствии с действующим законодательством;

- обращаться в государственные контролирующие или судебные органы для разрешения конфликтных ситуаций.


5.4. Ответственность


За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда непосредственные исполнители работ привлекаются к административной, дисциплинарной и в соответствующих случаях, к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


6. Служба охраны труда


Работа служб охраны труда регламентируется "Рекомендацией по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации" (утверждена постановлением Минтруда России N 6 от 30 января 1995 г.).


Приложение 6
к Положению о системе управления охраной труда
в организациях Государственного комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды


Термины и определения


Для целей СУОТ применяемые термины означают:

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Благоприятные условия труда - условия труда, в полной мере отвечающие требованиям санитарных норм, стандартов безопасности и эргономики, не вызывающие необратимых функциональных нарушений и повреждения здоровья работника за весь период его трудовой деятельности.

Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных поражений.

Тяжелые работы - это работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более чем 2/3 мышечной массы человека.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

Работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем на основании заключенного трудового договора (контракта), студент, учащийся и ученик всех форм и видов обучения в период прохождения им ознакомительной или производственной практики, военнослужащий, занятый служебно-производственной деятельностью (кроме случаев, связанных с боевой и оперативной деятельностью) и привлекаемый для работы в организации, осужденный, отбывающий наказание по приговору суда, в период его работы в организации.

Работодатель - физическое или юридическое лицо, (организация), заключившее трудовой договор (контракт) с работником, либо использующее труд студентов, учащихся и учеников всех форм и видов обучения в период прохождения ими ознакомительной или производственной практики.

Рабочее место - все места, где работник должен находиться или следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к причинению вреда здоровью.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников опасных и (или) вредных производственных факторов, а также от загрязнения.

Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных и опасных производственных факторов.

Производственно обусловленное заболевание - общее (непрофессиональное) заболевание, возникающее в результате неспецифического воздействия на организм человека вредных и опасных условий труда.

Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей, повлекших за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть.

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия производственного объекта установленным государственным нормативным требованиям по охране труда.

Сертификат безопасности - документ, удостоверяющий, что производственный объект соответствует государственным нормативным требованиям по охране труда.

Уровень риска - численный показатель пропорциональный вероятности травмирования.

Уровень исполнительской дисциплины - численный показатель, характеризующий полноту исполнения работником своих обязанностей.


Согласовано с Министерством труда

и социального развития России

(письмо N 657-8 от 17 октября 1997 г.)



Приказ Госкомэкологии РФ от 10 декабря 1997 г. N 552 "Об утверждении "Положения о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды"


Текст приказа официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение