Письмо Госкомэкологии РФ от 13 сентября 1999 г. N 01-12/24-231 О делегировании полномочий в области охраны окружающей среды

Письмо Госкомэкологии РФ от 13 сентября 1999 г. N 01-12/24-231


В связи с запросами территориальных органов Госкомэкологии России по поводу делегирования полномочий в области охраны окружающей среды Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды сообщает следующее.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ 17 мая 2000 г. N 867 Государственный комитет РФ по охране окружающей среды упразднен, его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство природных ресурсов РФ преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ


В связи с недостаточным финансированием специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды за счет средств федерального бюджета изыскиваются возможности финансирования деятельности указанных органов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом зачастую выдвигаются требования о переподчинении либо об установлении двойного подчинения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления. Подобные требования нельзя признать правомерными.

Необходимость раздельного существования в каждом субъекте Российской Федерации территориального органа Госкомэкологии России и природоохранного органа, создаваемого соответствующим органом исполнительной власти (администрацией края, области, правительством республики и т.д.), обусловлена закрепленным в законодательстве разграничением полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. В частности, в ст.ст. 5, 6 и 7 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" говорится о компетенции федеральных органов государственной власти, в ст.ст. 8, 9, о компетенции республик, автономных образований, краев, областей.

Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривается существование, а постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.98 N 1594 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" перечисляются государственные органы специально уполномоченные области охраны окружающей природной среды, однако, в их числе не упоминаются государственные органы субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации допускает возможность осуществления прав и выполнения обязанностей специально уполномоченного в области охраны окружающей среды государственного органа только федеральными органами исполнительной власти. При этом в систему каждого федерального органа исполнительной власти входят территориальные органы и иные организации, функционирующие на территориях субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Федерации вправе создавать собственные природоохранные органы и осуществлять посредством них всю необходимую для устойчивого развития региона деятельность. Однако некоторые функции природоохранных органов федерального значения никогда не могут быть осуществлены органами субъекта Федерации. В частности, проведение государственного экологического контроля, государственной экологической экспертизы - все то, что в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять исключительно федеральные органы власти и их территориальные органы как представители центральной власти на местах.

Перечень и объемы задач, решаемых территориальными органами Госкомэкологии России, определяется только Госкомэкологией России на основании действующего законодательства, в частности, постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.97 N 643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды".

Таким образом, предлагаемый комитетами и администрациями некоторых субъектов путь решения данной проблемы (переподчинение, двойное подчинение специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, передача полномочий органов государственной власти Российской Федерации органам государственной власти ее субъектов либо органам местного самоуправления) в корне противоречит как действующему законодательству Российской Федерации, так и всей системе федеративного устройства государства, закрепленного в Конституции России. Таким образом, воплотить в жизнь (предложение о двойном подчинении) возможно только изменив конституционные основы России.

Предлагается следующий выход из сложившейся ситуации. Наиболее целесообразно строить взаимоотношения территориальных органов Госкомэкологии России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на основе соглашений.

Путем заключения подобных соглашений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления передают часть своих полномочий в области охраны окружающей среды органам системы Госкомэкологии России - специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды. При этом осуществление переданных полномочий может финансироваться из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, заключение указанных соглашений позволит решить следующие задачи.

1) Решается вопрос дополнительного финансирования деятельности специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

2) Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления получают возможность осуществлять свои полномочия в области охраны окружающей среды, используя возможности действующих природоохранных органов (то есть отпадает необходимость создания дополнительных природоохранных структур на уровне субъекта Российской Федерации либо муниципального образования).

При этом полностью соблюдается принцип разграничения полномочий между различными уровнями власти.

Примером подобного соглашения является Соглашение о взаимодействии, заключенное между Госкомэкологией России, Госкомэкологией Нижегородской области и Администрацией Нижегородской области. Предлагаем использовать опыт Нижегородской области при решении вышеуказанных проблем.

Приложение: на 4 л.


Председатель Государственного
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды

В.И.Данилов-Данильян



Письмо Госкомэкологии РФ от 13 сентября 1999 г. N 01-12/24-231


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.