В 1999 году Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, его территориальные органы и подведомственные организации осуществляли свою деятельность в соответствии с Планом действий Комитета в 1999 году, утвержденным Постановлением Коллегии Госкомзема в марте 1999 года, а также планами реализации федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 г.г." и федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" Российской Федерации.
К 2000 году практически завершен первый этап земельных преобразований: осуществлена приватизация значительной части сельскохозяйственных земель, сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств, земельные участки для садоводства, огородничества и индивидуального строительства получили более 45 млн. граждан, введена платность землепользования (в бюджеты всех уровней только за 1999 год поступило более 10 млрд. рублей), в собственность граждан и юридических лиц передано более шести процентов городских и поселковых земель. В процессе проведения земельно-кадастровых работ, инвентаризации и межевания земель закреплены права на землю около 40 млн. граждан и юридических лиц, активизировался оборот земель, начат процесс формирования регулируемого государством земельного рынка.
Продолжался процесс совершенствования правовой базы реформирования земельных отношений. Подготовлен и принят Федеральный Закон "О государственном земельном кадастре", в первом чтении Государственной Думой принят проект Федерального Закона "О государственных и муниципальных землях", рассмотрены Правительством Российской Федерации и направлены в Государственную Думу проекты Федеральных Законов "О землеустройстве", "Об оценке земель". Подготовлены проекты Федеральных Законов: "О государственном контроле за использованием и охраной земель", "О плате за землю" (новая редакция), "О залоге земель сельскохозяйственного назначения". Кроме того Госкомземом России рассмотрено 74 проекта Федеральных Законов, подготовленных другими министерствами и ведомствами и затрагивающих вопросы регулирования земельных отношений.
В отчетном году Госкомземом России подготовлена и Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы". Утвержден План действий Госкомзема России по реализации указанной программы, разрабатываются региональные программы развития земельной реформы. Внедряются новые технологии ведения кадастровых работ. На территориях создано около 30 федеральных государственных учреждений - земельных кадастровых палат.
Обработаны и направлены в Мингосимущество России сведения о земельных участках унитарных предприятий и государственных учреждений 55 министерств и ведомств.
За отчетный период проведено более 300 тыс. проверок, соблюдения земельного законодательства, выявлено около 200 тыс. нарушений на площади более 20 млн. гектаров, более 50 тыс. нарушителей привлечено к административной и дисциплинарной ответственности.
Проводились работы по делимитации государственной границы между Российской Федерацией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и республикой Казахстан.
Продолжена реализация соглашений в области международного сотрудничества по проектам "Ларис", "Гермес", "ТАСИС" и других.
Вместе с тем Коллегия отмечает, что во многих регионах России продолжает ухудшаться состояние земельных ресурсов, значительные площади сельхозугодий не используются в сельскохозяйственном производстве, зарастают кустарником и мелколесьем, заболачиваются, усиливаются процессы эрозии почв.
Медленно реализуются права граждан по распоряжению земельными долями. Оборот земель и использования экономического потенциала земли как источника инвестиций осуществляются слабо.
Неудовлетворительным на многих территориях остается экологическое состояние земель лесного фонда, промышленности и других категорий. Значительные площади загрязняются и захламляются в городах, много земель пустует в населенных пунктах. Многие десятки миллионов гектаров не используется оленьих пастбищ, не решены вопросы экономически обоснованного взимания земельных платежей, из-за недостаточного финансирования тормозится проведение инвентаризации земель, зонирование территорий, государственной кадастровой оценки земель.
Коллегия постановляет:
1. Считать основными направлениями земельной политики на 2000 год дальнейшее совершенствование системы управления земельными ресурсами страны, усиление государственного регулирования земельных отношений, внедрение правовых и экономических механизмов земельных преобразований, правовое и организационное обеспечение развития оборота земель, формирование единой федеральной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю и другую недвижимость, осуществление кадастровой и рыночной оценки земель, проведение землеустройства и мониторинга земель, обеспечение эффективного государственного контроля за использованием и охраной земель.
2. Руководству Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, руководителям его территориальных органов и подведомственным предприятиям и учреждениям обеспечить межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного земельного кадастра, кадастровую оценку земель, землеустройство и государственный контроль за использованием и охраной земель.
3. Одобрить План действий Госкомзема России по реализации Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы".
Руководителям территориальных органов Комитета создать дирекции по управлению, координации и контролю за реализацией региональных программ и разработать соответствующие планы действий. Организовать действенный контроль за ходом реализации Федеральной целевой программы по развитию земельной реформы в России.
4. Первому заместителю председателя Комитета Кислову B.C., руководителям территориальных органов обобщить опыт промышленной эксплуатации автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и расширить масштабы внедрения новых технологий кадастровых работ в субъектах Российской Федерации.
Территориальным органам Госкомзема России обеспечить в 2000 году реализацию Единой системы технологической документации государственного земельного кадастра, форм и порядка государственного Реестра земель, систему классификаторов для целей ведения государственного земельного кадастра.
5. В области правового обеспечения земельных отношений и землепользования: продолжить разработку законодательных и нормативных актов по регулированию земельных отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В этих целях доработать Федеральные законы: "О государственных и муниципальных землях"; "О землеустройстве"; "О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота сельскохозяйственных земель"; "О землях городов и иных поселений";
"О залоге сельскохозяйственных земель"; "О плате за землю" (новая редакция); "О порядке изъятия земельных участков, необходимых для государственных или муниципальных нужд, в государственную и муниципальную собственность", "Об аренде земель сельскохозяйственного назначения". Подготовить нормативно-правовые акты по реализации прав собственников долей.
6. Совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления активно приступить к работам по выделению из земельного фонда страны земель федерального значения и обеспечить управление этими землями. Разработать и утвердить механизм управления федеральными государственными землями. Продолжить работу по составлению Государственного реестра земельных участков федеральных земель, Государственного реестра земель государственной собственности субъектов Российской Федерации, Реестра муниципальных земель.
7. Территориальным органам Госкомзема России продолжить работы по инвентаризации и учету земель, государственной кадастровой оценке земельного фонда Российской Федерации, обеспечить подготовку предложений о размерах платежей за землю, нормативной и иной цене земельных участков, составлению и ведению списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю с указанием в них земельных участков, неиспользуемых или используемых не по целевому назначению с целью расширения налогооблагаемой базы и увеличения на этой основе объема земельных платежей.
По результатам кадастровой оценки сельскохозяйственных земель подготовить совместно с Минсельхозпродом России исходные материалы для установления единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
8. На основе федеральной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимость разработать комплекс мер по становлению и развитию регулированного государством оборота земель.
9. Продолжить работы по совершенствованию организационной структуры территориальных органов и подведомственных предприятий и учреждений системы Госкомзема России, для чего подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект Постановления о статусе землеустроительной службы Российской Федерации, и до 1 марта 2000 - года подготовить и направить в Мингосимущество России предложения по реорганизации подведомственных предприятий.
10. Повысить эффективность государственного контроля за использованием и охраной земель. Усовершенствовать нормативно-правовую базу по осуществлению государственного земельного контроля. Расширить масштабы проверки целевого использования земель, а также усилить государственный контроль за использованием и охраной городских территорий. Подготовить Положение об определении ущерба и возмещения вреда вследствие негативных воздействий на земли в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате нарушения земельного законодательства.
11. Госкомзему России с привлечением соответствующих министерств и ведомств, а также организаций и предприятий, разработать в течение 2000 - 2001 года Национальную программу (Генеральную схему) использования и охраны земельных ресурсов России на период до 2010 года.
12. Улучшить организацию финансового, научного и кадрового обеспечения земельных преобразований.
Разработать предложения по финансированию в 2001 году в полном объеме работ по земельному кадастру, землеустройству и мониторингу земель в том числе в рамках реализации Федеральных целевых программ. Усовершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации специалистов системы Госкомзема России ориентируясь на собственную сеть учебно-методических центров. Завершить аттестацию работников территориальных органов в соответствии с Федеральным законом о государственной службе.
Систематически анализировать и распространять прогрессивные законотворческие, технологические, методические, программные и др. разработки в субъектах Федерации через сайт Госкомзема России.
13. Одобрить План совместных действий на 2000 год Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике и Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь по проведению земельной реформы.
Провести в мае 2000 году совместное заседание Коллегии по обмену опытом реформирования земельных отношений в Российской Федерации и Республики Беларусь.
14. Провести в первом полугодии 2000 года выездное заседание Коллегии Госкомзема России по вопросу "О мерах по обеспечению комплексного использования и охраны земель в районах Крайнего Севера".
15. Заместителям председателя и руководителям структурных подразделений Комитета осуществлять систематических контроль за выполнением принятых на расширенном заседании Коллегии решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление коллегии Госкомзема РФ от 8 февраля 2000 г. N 1 "Разработка и реализация земельной политики: итоги работы в 1999 году и задачи на 2000 год"
Текст постановления официально опубликован не был