См. также постановление коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 6 февраля 2002 г. N 3/1 "О деятельности Росгидромета в 2001 г. и задачах на 2002 г."
Заслушав и обсудив доклад Руководителя Росгидромета А.И.Бедрицкого "О деятельности Росгидромета в 1999 году и задачах на 2000 год", Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что деятельность Гидрометслужбы в минувшем году проходила в условиях сложного финансового положения, обусловленного недостаточным объемом средств на материальные затраты, предусмотренных в федеральном бюджете на 1999 год, практического отсутствия финансирования инвестиций. Вместе с тем некоторое улучшение экономической ситуации в стране, признаки экономического роста, повышение собираемости налогов и, как следствие, улучшение исполнения расходной части федерального бюджета вместе с целым рядом реализованных в системе Росгидромета мер, предусмотренных, в частности, совместным Постановлением коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 20.01.99 и Программы действий Росгидромета на 1999-2000 годы, и направленных на получение дополнительных средств, экономии имеющихся ресурсов, способствовали дальнейшему упорядочению работы большинства наших организаций и учреждений.
Хорошо оправдался составленный Гидрометцентром России прогноз температуры на отопительный период (71%), ориентировавший энергетиков на более холодную зиму по сравнению с предыдущей. Такая оправдываемость этого вида прогноза является самой высокой за последние 4 года (прежде 64 - 69%). Прогноз на вегетационный период правильно ориентировал агропромышленный комплекс, работников лесного хозяйства на развитие засушливых условий и на высокий уровень пожарной опасности на европейской территории России, на юге Урала и Западной Сибири.
Оправдываемость прогнозов погоды на сутки по УГМС сохранилась на уровне прошлого года (92 - 93%).
Средняя оправдываемость оперативных авиаметеорологических прогнозов составила 92,6% морских метеопрогнозов (1 - 3 суток) - 96%.
Прогнозами Гидрометцентра России и УГМС были, в основном, правильно предусмотрены особенности половодья. Однако следует отметить, что в этом десятилетии по сравнению с предыдущим существенно понизилась общая оправдываемость гидрологических прогнозов (на 16%). Основная причина этого - сокращение наблюдательной сети и программ наблюдений и, как следствие, недостаток информации для прогностических моделей, особенно по регионам Сибири и Дальнего Востока.
Прогнозы Гидрометцентра России, ВНИИСХМ, УГМС и ЦГМС о состоянии озимых зерновых культур и запасов продуктивной влаги в почве весной, урожайности и валового сбора картофеля, свеклы, зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника в целом по России имели высокую оправдываемость (91 - 99%). Оправдываемость агрометпрогнозов по экономическим районам составила 75 - 97%.
В 1999 году на территории Российской Федерации наблюдалось 160 СГЯ, нанесших ущерб отраслям экономики. Наиболее часто отмечавшиеся СГЯ - сильный ветер (50 случаев), заморозки (18 случаев), сильный дождь (16 случаев). В течение года не было предсказано 27 СГЯ. Процент не предсказанных СГЯ увеличился и составил 16,9% по сравнению с 13% в предыдущий год.
Предотвращенный ущерб и экономический эффект от использования гидрометинформации в отраслях экономики в 1999 г. по неполным данным составил более 2,4 млрд. рублей. Наибольший эффект достигнут в топливно-энергетическом комплексе, гражданской авиации, сельском, коммунальном и дорожном хозяйстве.
Совершенствовалась система специализированного гидрометобеспечения (СГМО), которая в 1999 году работала на новых организационно-правовых и экономических принципах. По предварительным данным организациями Росгидромета из внебюджетных источников с учетом взаимозачетов получено в минувшем году средств на 60% больше, чем в предыдущем. За счет СГМО заработано 300 млн. рублей. В рамках договоров (соглашений) с субъектами Российской Федерации за выполнение работ в их интересах получено более 59 млн. рублей. Рост объема доходов от СГМО произошел в результате активизации деятельности в этом направлении всех организаций Росгидромета и, прежде всего, метеоагентств.
Их деятельность в системе Росгидромета позволяет существенно увеличить объем СГМО, расширить рынок сбыта гидрометпродукции, совершенствовать формы представления информации, решать вопросы материально-технического обеспечения подразделений Службы. Наиболее высокие показатели поступлений средств по договорам имели ГАМЦ, Северное, Сахалинское, Северо-Кавказское, Якутское, Обь-Иртышское УГМС.
Активное взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью заключения соглашений осуществлялось Башкирским, Верхне-Волжским, Забайкальским, Приморским, Северным, Средне-Сибирским, Чукотским, Северо-Кавказским, Якутским УГМС. Следует активизировать работы с местными администрациями руководителям Дальневосточного, Северо-Западного, Колымского, Обь-Иртышского УГМС, а также УГМС ЦЧО.
В течение минувшего года Росгидрометом были заключены соглашения по вопросам предоставления гидрометеорологической информации и информации о загрязнении окружающей среды с МЧС России, Службой речного флота Минтранса России, Федеральной службой воздушного транспорта России, Рослесхозом, Госкомрыболовством России, Госкомстатом России.
В целом справилась с поставленными задачами подсистема мониторинга загрязнения природной среды Росгидромета. Наблюдательная программа работ федерального назначения в среднем выполнена на 91%. Наиболее высоких показателей (96 - 99%) добились коллективы Башкирского, Якутского, Колымского, Сахалинского, Северного, Мурманского, Приволжского, Верхне-Волжского УГМС. Неудовлетворительно выполнена программа наблюдений в Обь-Иртышском УГМС - 61%.
НИУ Росгидромета проведен анализ многолетних данных наблюдений, показавший в целом неблагоприятные тенденции изменения качества воздуха в крупнейших городах страны и поверхностных вод крупных водотоков даже в условиях значительного спада производства. Издан сводный "Обзор загрязнения окружающей природной среды в Российской Федерации за 1998 г.".
Приведен в соответствие с действующими требованиями приборный парк аналитических лабораторий и завершена их аккредитация в 25 областных (республиканских) ЦГМС. Однако практически не начали работу по аккредитации лабораторий Северо-Кавказское, Камчатское, Колымское, ЦЧО и ряд других УГМС.
Осуществлены мероприятия по повышению степени готовности Федерального информационно-аналитического центра Росгидромета к обеспечению оперативной и прогностической информацией в чрезвычайных ситуациях. Проведена разработка и принят в эксплуатацию комплекс технических средств автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в районе Обнинска. Проводились работы по оценке распространения загрязняющих веществ из районов боевых действий в Югославии.
В 1999 г. Росгидромету выделены средства из Федерального экологического фонда России, на которые приобретено около 220 единиц приборов и оборудования.
Снизились в 2 раза по сравнению с предыдущим годом темпы сокращения станций и программ гидрометнаблюдений. Расширяется практика восстановления наблюдений на ранее закрытых станциях и открытия новых постов. Такая работа проводится Приволжским, Северо-Кавказским УГМС, Диксонским СЦГМС и др.
План производства метеорологических и агрометеорологических наблюдений выполнен на 95%, гидрологических и морских на 91%, что в среднем на 2 - 3% выше показателей предыдущего года. Практически полностью выполнен объем основных гидрометеорологических наблюдений (98 - 100%) сетевыми организациями Башкирского, Верхне-Волжского, Западно-Сибирского, Иркутского, Мурманского, Приволжского, Приморского, Северного, Северо-Кавказского УГМС, УГМС ЦЧО. Ниже средних показателей процент выполнения плана гидрометнаблюдений УГМС Республики Татарстан, Дальневосточного, Камчатского, Чукотского, Сахалинского, Северо-Западного, Уральского УГМС и Диксонского ЦГМС.
Более 760 гидропостов восстановлено на средства (6 млн. рублей), выделенные по постановлению Правительства Российской Федерации от 01.04.99 N 364 на экстренное восстановление наблюдений для проведения работ в период весенне-летнего половодья, а также помощь администраций субъектов Российской Федерации.
Недостаток бюджетного финансирования острее всего сказался на работе аэрологической сети. За год план радиозондирования организациями Росгидромета выполнен всего на 46% по сравнению с 64% в предыдущем году.
На аэрологической сети приступили в 1999 году к модернизации АВК.
Выполнен большой комплекс мероприятий по решению "Проблемы 2000", в т.ч. определены и реализованы первоочередные задачи по модернизации компьютерных систем телесвязи, обработки оперативной и режимной информации.
Развивается ведомственная сеть электронной почты МЕКОМ, количество ее абонентов в минувшем году выросло наполовину по сравнению с прошлым годом и составляет 150 абонентов. Значительное число УГМС, ЦГМС и НИУ подключены к сети Интернет. Одной из важных задач в 2000 году является расширение обмена служебной и другой информацией через сети МЕКОМ и Интернет.
В целях совершенствования технологического уровня ММЦ Москва подготовлен к реализации контракт на развитие суперкомпьютерного вычислительного комплекса ГВЦ Росгидромета.
В течение 1999 года проведена проверка деятельности и аккредитованы метрологические службы ГГО, ГГИ, НПО "Тайфун", ФГУП "Комет" и Приволжского УГМС. Разработано и утверждено "Положение о службах стандартизации Росгидромета".
В 1999 году в рамках лицензионной деятельности рассмотрены документы 50 соискателей лицензий и выдано 46 лицензий.
Существенно расширен перечень продукции на основе космических данных и ее использование для целей прогнозирования погоды.
Осуществлялись по договорам с субъектами Федерации противоградовые работы и работы по искусственному увеличению осадков. Проводились работы по предупредительному спуску снежных лавин. Новые конкретные задачи в этой сфере деятельности поставлены перед Росгидрометом постановлением Правительства России о возложении на Росгидромет функции государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Всю эту работу призвана обеспечить создаваемая в рамках Росгидромета система государственного надзора за работами по активному воздействию.
См. Инструкцию о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, утвержденную приказом Росгидромета от 2 марта 2000 г. N 31
В 1999 НИУ Росгидромета были продолжены научные исследования по ФЦП "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994 - 1996 годах и на период до 2000 года" в рамках ЦНТП и по ФЦП "Климат", а также начаты работы по подпрограммам ФЦП "Мировой океан". В целом НИОКР, проводимые по указанным ФЦП, выполнялись успешно.
Проведена большая работа по переходу на единый для НИУ Росгидромета заказ на НИОКР для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды.
Объем договорных работ НИУ составил более 50% от общего объема работ. В три раза (с 2,59 млн.руб. до 7,7 млн.руб.) возросли поступления от аренды принадлежащих НИУ помещений и имущества. Т.е. в целом ситуация в минувшем году несколько улучшилась, и ряд негативных тенденций в НИУ удалось приостановить.
В соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" в 1999 году 19 НИУ Росгидромета получили государственную аккредитацию.
Активизировалась работа НТС Росгидромета. Намечен и реализуется комплекс мер по улучшению редакционно-издательской деятельности в Росгидромете. Несколько улучшилась деятельность Гидрометиздата - общий объем выпущенной им в 1999 году литературы в 1,8 раза превысил объем предыдущего года.
В 1999 году Росгидрометом в рамках экспедиционных исследований выполнено 28 рейсов морских экспедиций (26 рейсов в 1998 году). Продолжилось, в основном, за счет договорных средств участие организаций Росгидромета в проектах по разведке и разработке углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации. Как и в предыдущем году, не проводились экспедиционные исследования Мурманским, Камчатским, Сахалинским УГМС.
Принятые во исполнение постановления Правительства России N 1027 от 02.09.99 "О мерах по обеспечению интересов России в Антарктике" меры способствовали своевременной подготовке 45-ой РАЭ, что позволило впервые за последние 8 лет выйти в рейс в оптимальные сроки (30.10.99 НЭС "Академик Федоров" с участниками и грузами экспедиции на борту отправился в Антарктику) и обеспечить условия для нормализации деятельности РАЭ.
В 1999 году в области международного научно-технического сотрудничества Росгидромета акцент был сделан на повышение эффективности использования каналов международного сотрудничества для увеличения объемов гидрометеорологической информации, получаемой со всего Земного шара, что способствовало восполнению сокращающихся объемов информации гидрометеорологической наблюдательной сети страны. С этой целью ученые и специалисты Росгидромета в прошедшем году принимали активное участие в реализации важнейших проектов и программ, осуществляемых по линии ВМО, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, РКИК, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ЮНЕП, МГЭИК, ЕВМЕТСАТ и других. Росгидромету удалось в 2,5 раза снизить годовой взнос России в ВМО. Используя каналы международного сотрудничества, Росгидромету в преддверии 2000 года удалось также привлечь конкретную международную финансовую помощь для решения задач в рамках так называемой Проблемы-2000 и тем самым не допустить сбоев в ключевых узлах российской системы сбора и обмена гидрометеорологической информацией.
Росгидромет проводил целенаправленную работу по активному участию в деятельности Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран-членов СНГ, реализации совместной Программы и Плана координации работ в рамках Комитета Союза Белоруссии и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Результаты совместных работ, проведенных в 1999 году, свидетельствуют об их большой важности, в том числе и в свете реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства.
Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что впервые за последние годы денежные средства на текущее содержание организаций Гидрометслужбы были выделены Минфином России в предусмотренном федеральным бюджетом объеме полностью, без образования задолженности. Упрочилось положение с финансированием расходов на заработную плату. Средняя месячная заработная плата работников Службы за счет всех источников финансирования к концу года составила 1179 руб. и выросла за год на 54,1%. Вместе с тем она составляет около 55% средней заработной платы по промышленности за этот же период.
Гидрометслужба на текущие расходы в 1999 году получила 571,2 млн. рублей за счет федерального бюджета и предварительно около 359 млн. рублей по всем видам договоров и финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Несмотря на это, в связи с тем, что в федеральном бюджете Росгидромета на 1999 г. средств на материальные затраты было предусмотрено в 5 раз меньше, чем в 1998 г. во всех без исключения организациях Гидрометслужбы остро ощущалась нехватка, а во многих случаях просто отсутствовали средства на оплату связи, коммунальных услуг, на приобретение новой техники, спецодежды, оборудования. Кредиторская задолженность организаций Росгидромета выросла по сравнению с началом 1999 года на 51,9 млн. рублей, что в два раза ниже, чем в 1998 году, и на 1.01.2000 г. составила по оперативным данным 304,1 млн. рублей. В ее составе задолженность по услугам связи возросла со 115 до 137 млн. рублей.
В ходе разработки и принятия бюджета на 2000 год были внесены целевые поправки по увеличению ассигнований на приобретение радиозондов и оболочек, оплату услуг связи. Увеличиваются плановые ассигнования на повышение заработной платы работников сети на 20% с 1 апреля.
Количество работающих в Службе в 1999 г. продолжало сокращаться, однако темпы сокращения существенно уменьшились (1997 г. - 5,6%, 1998 г. - 3,5%, 1999 г. - менее 1,9%). Сохранен высокий образовательный уровень работников Службы - 65% работников имеют высшее или средне-специальное образование.
Стабильно выполняют задания по приему и выпуску молодых специалистов гидрометтехникумы Росгидромета, увеличиваются конкурсы на вступительных экзаменах, расширяется перечень специальностей для обучения. В аспирантуре НИУ Росгидромета обучается 133 чел., в докторантуре - 3 чел. Все это свидетельствует об увеличении потенциальных возможностей пополнения Службы квалифицированными специалистами. Наибольшее количество выпускников направляют в Службу Алексинский и Владивостокский ГМТ. Большая работа по закреплению молодых специалистов ведется в Среднесибирском, Западно-Сибирском, Якутском УГМС.
В 1999 г. в Институте повышения квалификации прошли обучение 730 человек, в том числе 25 специалистов из 6 стран СНГ.
В 1999 г. государственными наградами награждены 83 работника Службы, в том числе 52 - удостоены Почетного звания "Заслуженный метеоролог РФ". Ведомственными нагрудными знаками награждены 407 человек.
Отраслевое тарифное соглашение между Росгидрометом и Общероссийским профсоюзом авиаработников на 2000 - 2001 гг. было подписано 20 декабря 1999 г. Специальным совещанием представителей Руководства Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР выполнение ОТС в предыдущие два года по основным положениям признано удовлетворительным.
Проведена большая работа по сохранению в нашей системе детского оздоровительного лагеря "Восток" в пос. Дубровицы, где теперь за лето могут отдохнуть до 600 детей. В 2000 году необходимо такую же работу провести в детском оздоровительном лагере "Огонек", закрепленном за ГГИ.
Анализ положения в области охраны труда, техники безопасности свидетельствует о продолжающемся в последние годы ухудшении ситуации. В прошлом году количество несчастных случаев тяжелых и со смертельным исходом увеличилось и составляет 11 случаев (в 1998 г. - 9). Большая часть несчастных случаев со смертельным исходом произошла на ТДС и полярных станциях, 2 случая - на судах (Сахалинское УГМС и ААНИИ). Требуется существенное повышение внимания центрального аппарата, руководителей УГМС к вопросам улучшения условий и охраны труда.
В рамках нормативно-правового обеспечения работ Росгидромета для реализации Федерального закона "О гидрометеорологической службе" выпущено пять постановлений Правительства Российской Федерации.
Выполнен значительный объем работ по приведению ведомственных нормативных правовых актов, в частности, в области лицензирования, специализированного гидрометобеспечения, в ряде других областей деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации. Однако темпы выполнения этих работ явно недостаточны.
Значительную работу проводила пресс-служба Росгидромета. Широко были освещены материалы, посвященные 165-летию Гидрометслужбы. Вместе с тем следует расширить наши аналитические, информационные контакты со СМИ, сделать их регулярными и наступательными. Нужно усилить роль пресс-службы Росгидромета в формировании достойного имиджа Гидрометслужбы и ее работников, в том числе и в местных СМИ.
Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР постановляют:
1. Отметить, что основные задачи Росгидромета, определенные совместным постановлением коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 20.01.99 N 2/1, в основном выполнены.
2. Считать главной задачей подразделений центрального аппарата, территориальных управлений, учреждений, организаций и предприятий Росгидромета осуществление деятельности по обеспечению населения, отраслей экономики, органов государственной власти качественными прогнозами и предупреждениями о гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановке, информацией о загрязнении окружающей природной среды, сохранении и развитии наблюдательной сети, обеспечении социальной защищенности работников Службы.
3. Продолжить реализацию Программы действий Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 1999 - 2000 годы, принятой на совместном заседании Коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР 20.01.99, определив приоритетными следующие задачи:
3.1. В области совершенствования и повышения эффективности гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения отраслей экономики:
- подготовка, согласование и представление в Правительство Российской Федерации Федеральной целевой программы "Совершенствование системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";
- внедрение в оперативную работу УГМС и ЦГМС новых видов прогностической продукции численных моделей, выпускаемых на базе суперкомпьютера CRAY;
- совершенствование методической базы гидрологических прогнозов, в том числе прогнозов притока воды в водохранилища и максимальных уровней весеннего половодья, программ гидрометеорологических наблюдений с целью приведения их к современной конфигурации наблюдательной сети;
- развитие нормативно-правовой базы специализированного гидрометобеспечения, в т.ч. для проведения гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и освоения территорий в соответствии с законом "Об экологической экспертизе";
- подготовка перечня работ специального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выполняемых по заказам физических и юридических лиц;
- организация проведения маркетинговых исследований;
- совершенствование методов ценообразования и разработка тарифов на гидрометобеспечение различных потребителей;
- внедрение оперативной централизованной отчетности ЦГМС и метеоагентств по специализированному гидрометобеспечению;
- развитие деятельности метеоагентств, совершенствование их взаимодействия с УГМС, ЦГМС;
- выполнение мероприятий по совершенствованию системы метеорологического обеспечения авиации и возмещению затрат на этот вид деятельности;
- проведение работы с целью возврата авиаметеорологических подразделений из авиапредприятий в состав Росгидромета;
- расширение сотрудничества с учебными заведениями в подготовке менеджеров, маркетологов в области гидрометеорологии; проведение учебных мероприятий;
- дальнейшее развитие пресс-службы Росгидромета, расширение ее деятельности в центре и на местах.
3.2. В области мониторинга загрязнения окружающей среды:
- уточнение состава работ федерального назначения;
- развитие и обеспечение работ по аккредитации химических лабораторий территориальных организаций Росгидромета;
- дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы работ в области мониторинга загрязнения природной среды;
- обеспечение технического переоснащения сети мониторинга загрязнения окружающей среды за счет средств Федерального экологического фонда России, территориальных бюджетов и экологических фондов, а также внебюджетных источников.
В области активных воздействий на гидрометеорологические и геофизические процессы:
- развертывание деятельности государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;
- формирование национального реестра технологий активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы, разрешенных к применению на территории Российской Федерации;
- внедрение наиболее современных методов, технических средств и систем в практику активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы.
В области глобальных изменений климата, включая рамочную Конвенцию ООН по этой проблеме:
- организация и координация работ министерств и ведомств Российской Федерации в рамках ФЦП "Климат" в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны, осуществление исследований в системе Росгидромета в рамках этой программы; подготовка предложений по продлению работ по ФЦП "Климат" на 2001 год;
- разработка позиции Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами по механизмам выполнения Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК) для участия в шестой Конференции Сторон (Гаага, ноябрь 2000 г.);
В области научных исследований и управления НИУ:
- обеспечение выполнения НИОКР по плану на 2000 год, включая завершение исследований по ЦНТП и внедрение полученных результатов в оперативно-производственную деятельность;
- организация подготовки государственного заказа на НИОКР с 2001 года на основе концентрации научно-технического потенциала и финансовых ресурсов на приоритетных научно-технических направлениях, расширения роли УГМС и ЦГМС в качестве заказчиков научно-технической продукции;
- развитие достигнутого в 1999 году уровня внебюджетного финансирования деятельности НИУ путем расширения практики привлечения средств различных источников для поддержки материально-технической базы исследований;
- дальнейшее совершенствование системы НИУ, в том числе за счет ликвидации отдельных подразделений, утративших научный потенциал;
В области реформирования организационной и управленческой структуры Росгидромета, формирования новых отношений с субъектами Российской Федерации:
- дальнейшее совершенствование взаимодействия центрального аппарата, межрегиональных, территориальных УГМС, направленное на повышение эффективности реализации контрольных, надзорных, разрешительных, регулирующих и других функций государственного управления в области гидрометеорологии и смежных с ней областях с учетом федерального закона "Об основах государственной службы в Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 03.09.97 N 981;
- повышение роли, прав и ответственности республиканских, краевых, областных ЦГМС по обеспечению производства гидрометеорологической продукции, обеспечению гидрометинформацией и данными о состоянии загрязнения окружающей среды органов государственной власти, управления, экономики и населения субъектов Федерации;
- активизация взаимодействия центрального аппарата, УГМС и ЦГМС с федеральными органами, органами государственной власти субъектов Федерации по вопросам совместного ведения и полномочий в сфере мониторинга окружающей природной среды, заключению соглашений о сотрудничестве в области гидрометеорологии и реализации Программ специального назначения в интересах и по заказам органов государственной власти субъектов Федерации.
В области технического развития систем наблюдений, сбора, обработки, распространения и хранения информации о состоянии природной среды:
- принятие мер по техническому переоснащению наблюдательной сети на базе новых современных приборов и оборудования, эффективное использование космических средств наблюдения;
- сосредоточение усилий на освоении производства и серийного выпуска табельных приборов, эталонов и поверочного оборудования;
- организация регулярной информации УГМС, ЦГМС, НИУ о новых приборах и оборудовании разрешенных для применения на наблюдательной сети Росгидромета;
- проведение работ по модернизации аэрологических комплексов и метеорологических радиолокаторов на сети;
- продолжение аккредитации метрологических служб УГМС и НИУ на право поверки средств измерений;
- развитие суперкомпьютерного комплекса ММЦ Москва, РСМЦ Новосибирск и Хабаровск;
- реализация "Программы оснащения системы сбора информации с наблюдательной сети с целью сокращения расходов на передачу телеграмм по телеграфной сети общего пользования на 1999 - 2001 гг.", в том числе начало поэтапного практического применения на Европейской территории страны системы сбора информации ИСЗ МЕТЕОСАТ, а также мероприятий по совершенствованию системы "ТВ-Информ-Метео".
- обеспечение выполнения организационно-технических мероприятий по подготовке наземного комплекса приема, обработки и распространения данных Росгидромета, проведению летно-конструкторских испытаний и последующей эксплуатации перспективных КА гидрометеорологического назначения (в соответствии с Федеральной космической программой: Метеор ЗМ N 1 - 2000 год, Электро N 2 - 2001 год, Метеор ЗМ N 2 - 2002 год).
В области организации работы и исследований в морях, океанах, Арктике и Антарктике:
- дальнейшее развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения мореплавания и рыбного промысла в океанах и морях, осуществления работ на континентальном шельфе Российской Федерации в рамках двухсторонних соглашений и договоров;
- организация работ по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 09.09.99 N 1027 "О мерах по обеспечению интересов России в Антарктике", проведению научных исследований и работ, предусмотренных подпрограммой "Изучение и исследование Антарктики" ФЦП "Мировой океан", обязательств Российской Федерации по выполнению положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- организация и координация работ по проведению исследований в рамках подпрограмм ФЦП "Мировой океан", в которых Росгидромет является государственным заказчиком, а также расширение участия научных учреждений и организаций Росгидромета в исследованиях и работах в других подпрограммах ФЦП "Мировой океан";
- дооснащение отечественной системы предупреждения о цунами в рамках Курило-Камчатского проекта МОК ЮНЕСКО по совершенствованию службы предупреждения о цунами в Тихоокеанском регионе.
В области международного сотрудничества:
- осуществление совместной политики в рамках единой гидрометеорологической службы в соответствии с Договором о создании Союзного государства России и Белоруссии;
- совершенствование сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии государств - участников СНГ, а также дальнейшее развитие двухстороннего сотрудничества в рамках межправительственных и межведомственных соглашений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом интересов Российской Федерации;
- использование каналов международного сотрудничества в интересах увеличения объема получаемой гидрометинформации со всего Земного шара через систему ВМО и других международных организаций;
- изыскание дополнительных средств за счет международного сотрудничества для решения первоочередных задач по развитию и техническому оснащению основных производственных и научных структур Росгидромета.
В области финансово-экономического и материально-технического обеспечения:
- проведение систематической работы в Минфине России, Минэкономике России и Миннауке России, а также в Федеральном Собрании Российской Федерации с целью обеспечения устойчивого и достаточного бюджетного финансирования выполняемых работ;
- продолжение работы по снижению кредиторской задолженности организаций Росгидромета как путем ее погашения в соответствии с планируемыми Правительством Российской Федерации мерами, так и путем снижения расходов организаций Гидрометслужбы;
- укрепление доходной части бюджета Службы за счет предусмотренных в федеральном бюджете новых источников финансирования деятельности организаций - потребителей гидрометеорологической продукции;
- дальнейшее совершенствование методов финансового планирования деятельности организаций, внедрение консолидированной сметы доходов и расходов, отражение в их расходной части приоритетных направлений расходования средств, в том числе путем увеличения объема средств, направляемых на приобретение оборудования и приборов;
- совершенствование механизма компенсации общеотраслевых затрат;
- усиление ответственности руководителей организаций Гидрометслужбы за соблюдение нормативных требований в области использования федерального имущества, продолжение начатой работы по совершенствованию этой деятельности на основе реализации положений Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.
В области повышения социальной защищенности работников Росгидромета:
- выполнение Отраслевого тарифного соглашения на 2000 - 2001 годы, обратив особое внимание на решение вопросов социальной сферы и проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности;
- обеспечение летнего отдыха детей в ДОЛ "Восток" и "Огонек";
- продолжение практики приобретения жилья за счет частичного привлечения внебюджетных средств, а также за счет реконструкции и перевода неиспользуемых производственных, служебных, служебно-жилых зданий в жилой фонд.
- решение через Госкомсевер России вопросов выделения средств на строительство жилья для выезжающих с Крайнего Севера и приравненных к ним районов работников Гидрометслужбы.
В области кадровой политики и обучения:
- обеспечение закрепления молодых специалистов и ученых в УГМС и НИУ;
- разработка программы развития среднего профессионального образования в Росгидромете на 2000 - 2001 годы на основе федеральной программы;
- обновление материально-технической и учебной базы ведомственных ГМТ и ИПК.
В области нормативного правового обеспечения выполнения работ федерального назначения:
- завершение подготовки нового примерного устава УГМС с учетом требований законодательства Российской Федерации и изменений в организации системы управления оперативно-производственной деятельностью Росгидромета;
- обеспечение организации и координации работ по приведению учредительных документов подведомственных Росгидромету организаций, учреждений, предприятий и ведомственных нормативных актов в соответствие с законодательством Российской Федерации, создание банка данных о договорах и соглашениях;
- переработка нормативных правовых актов по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
4. УРСА (В.А.Тренин), УПФ (И.А.Якубов) совместно с начальниками управлений и отделов центрального аппарата и Метеоагентства Росгидромета (М.В.Петрова) обеспечить подготовку программы развития работ, направленных на получение дополнительных внебюджетных доходов (до 01.05.2000).
5. Начальнику УРСА (В.М.Борисенко) совместно с начальниками управлений и отделов центрального аппарата разработать для доклада в Правительство перспективный план восстановления пунктов гидрометеорологических наблюдений (до 07.03.2000).
6. Предложить руководителям учреждений и организаций Росгидромета и их профкомам продолжить и расширить практику заключения двусторонних соглашений о проведении социально-культурной, оздоровительной и иной работы в трудовых коллективах за счет средств, отчисляемых работодателями на основании ст.232 КЗоТ РФ п.2-2, п.2 ст.28 ФЗ РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. В ст. 232 КЗоТ РФ нет пункта 2-2.
7. Первому заместителю Руководителя Росгидромета (Ю.С.Цатуров), заместителям Руководителя Росгидромета (В.Н.Дядюченко, С.С.Ходкин) совместно с начальниками управлений (отделов) центрального аппарата
- предусмотреть в проекте Федеральной целевой программы "Совершенствование системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" разработку концепции развития системы Росгидромета на перспективу;
- до 07.03.2000 разработать и представить на утверждение план по реализации замечаний и предложений, высказанных на расширенном совместном заседании, а также данного постановления. Обеспечить ежеквартальное рассмотрение информации о ходе выполнения указанного плана, а также Программы действий на 1999 - 2000 гг.
Руководитель Росгидромета |
А.И.Бедрицкий |
Председатель ЦК ОПАР |
Б.А.Кремнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 7 февраля 2000 г. N 3/1 "О деятельности Росгидромета в 1999 году и задачах на 2000 год"
Текст постановления официально опубликован не был