Постановление Коллегии МПР РФ от 23 февраля 2000 г. N 2 "Об итогах работы Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 1999 г. и основных задачах на 2000 г."

Постановление Коллегии Министерства природных ресурсов РФ от 23 февраля 2000 г. N 2
"Об итогах работы Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 1999 г. и основных задачах на 2000 г."


Главные задачи Министерства природных ресурсов Российской Федерации были определены постановлением коллегии МПР России от 12.02.99 N 3. Они включали:

- дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и создание условий для повышения экономической эффективности изучения, охраны, воспроизводства и использования ресурсов недр и водных ресурсов;

- обеспечение ритмичного финансирования геологоразведочных и водохозяйственных работ;

- повышение уровня собираемости и целевого использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;

- реализация приоритетных мероприятий по обеспечению минерально-сырьевыми и водными ресурсами текущих, среднесрочных и долгосрочных потребностей экономики;

- повышение эффективности работы по координации деятельности федеральных органов управления природно-ресурсного блока.


Финансовое обеспечение геологоразведочных и водохозяйственных работ.


Объем выполненных в 1999 г. геологоразведочных работ составил 25327 млн.руб., превысив на 22% показатель предыдущего года.

Выполнение геологоразведочных работ за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы составило 20967 млн.руб. (151% к 1998 г. в ценах 1999 г.), в том числе за счет средств, оставляемых добывающим предприятиям, - 10100 млн.руб. (163%), за счет отчислений, оставляемых в бюджетах субъектов Федерации, - 7250 млн.руб. (139%) и централизованных в федеральном бюджете, - 3617 млн.руб. (150%).

Помимо отчисления на воспроизводство МСБ, на выполнение ГРР направлены собственные средства предприятий, отечественных и зарубежных инвесторов в объеме 4360 млн.руб., что составляет 17,2% от объема выполненных работ (63,1% к 1998 году).

На фоне роста объемов финансирования сохраняется ситуация нецелевого использования отчислений на воспроизводство МСБ. Доля средств, направленных на воспроизводство МСБ, от объема поступлений составляет: по федеральному бюджету - 56,3%, по бюджетам субъектов Федерации - 59,8%, по средствам, оставленным добывающим предприятиям, - 93,8%.

Средства на геологоразведочные работы использованы в соответствии с приоритетами: на нефть и газ - 69,7%, на благородные металлы и алмазы - 6,9%, на уран, черные, цветные и редкие металлы - 3%, на региональные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 13,1%.

Объемы водохозяйственных работ в 1999 г. составили 161% от уровня 1998 г., однако пока остаются на низком уровне.

Объемы выполненных водохозяйственных работ составили 821,6 млн.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 261,6 млн.руб., бюджетов субъектов Федерации - 123,2 млн.руб., местных бюджетов - 33,6 млн.руб., средств водопользователей - 403,2 млн.руб.

По государственной инвестиционной программе из планируемых 25,7 млн.руб. фактически профинансировано 21,3 млн. руб., в том числе в рамках реализации ФЦП "Возрождение Волги" - 7,0 млн.руб., "Обеспечение населения России питьевой водой" - 6,6 млн.руб.


Общегеологические и региональные работы.


В 1999 г. региональные работы общегеологического значения выполнялись на 732 объектах. Объемы работ по большинству видов превысили уровни предыдущего года на 14 - 20% и составили: государственная геологическая съемка масштаба 1:200000 - 360 тыс.км2, гидрогеологическая и инженерно-геологическая съемка масштаба 1:200000 - 29,4 тыс.км2, геоэкологическая съемка масштаба 1:200000 - 29,1 тыс.км2. Объемы государственной гравиметрической съемки масштаба 1:200000 увеличились более чем в 4 раза и составили 12600 км2. Издано 63 листа Государственных геологических карт, подготовлено к изданию 163 листа. Вместе с тем, несколько уменьшились объемы геоэкологических съемок масштаба 1:1000000 (с 110 до 80 тыс.км2), не в достаточных объемах выполняются работы по созданию государственной сети опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин.

В результате проведения региональных работ в 1999 г. выявлены новые перспективные объекты на золото, медь, полиметаллы, молибден, марганец и другие виды полезных ископаемых.


Работы на континентальном шельфе Российской Федерации, в Мировом океане, Арктике и Антарктике.


Завершены работы по уточнению глубинного геологического строения центральной части Баренцева моря, направленные на оценку перспектив нефтегазоносности зоны спорной юрисдикции России и Норвегии ("серой зоны"). В результате уточнения границы области развития карбонатного шельфа, зон рифогенных построек и солянокупольных структур позднего палеозоя установлено, что плотность прогнозных извлекаемых ресурсов на изученных структурах составляет от 10 - 30 до 50 - 100 тыс.т/км2.

Подготовлены паспорта по уникальным Русановскому и Ленинградскому газовым месторождениям в Карском море.

На базе имеющихся геофизических материалов дана комплексная характеристика геологического разреза Чукотского моря. Определены первоочередные объекты для поисковых работ и дальнейшего изучения в пределах Чукотского моря и на Южно-Сахалинском участке шельфа Охотского моря.

На Магаданском шельфе выполнены структурно-тектоническое районирование, выделены интервалы разреза нефтематеринских пород, резервуары и флюидоупоры.

Завершена важнейшая разработка модели геологического строения земной коры Центральной зоны Северного Ледовитого океана (СЛО) с целью геологического обоснования внешней границы континентального шельфа РФ (ВГКШ). Составлена и издана (совместно с ГУНиО Министерства обороны РФ) карта рельефа дна СЛО масштаба 1:5000000. Составлена уточненная карта-проект положения ВГКШ России в Арктике и проведена прогнозная оценка перспектив нефтегазоносности участков континентального шельфа за пределами 200-мильной российской экономической зоны.

Продолжались работы на конкреционные и корковые месторождения кобальта в пределах рудных провинций Тихого океана.

Оценена общая масса ресурсов железо-марганцевых образований Мирового океана (102 млрд.тонн сухой рудной массы). Установлено, что на новых площадях отсутствуют перспективы на выявление конкреций, аналогичных известным в районе Кларион-Клиппертон.

Продолжались работы в Антарктике, составлена геологическая карта полуострова Миррор масштаба 1:500000.


Работы на нефть и газ.


В 1999 г. прирост разведанных запасов нефти с конденсатом составил 198,7 млн.т (93% от уровня 1998 г.), компенсировав 65% ее добычи. Прирост разведанных запасов газа составил 210,6 млрд.куб.м (75,2% от уровня 1998 г.) и компенсировал всего лишь 36% его добычи.

В 1999 г. объем глубокого бурения на нефть и газ составил 1234 тыс.м (95% от уровня в 1998 г.). Уменьшились объемы бурения: параметрического - с 22,4 тыс.м в 1998 г. до 18,8 тыс.м в 1999 г.; поискового - с 932,9 тыс.м до 826,5 тыс.м, однако возросли объемы разведочного бурения - с 342,7 тыс.м до 388,6 тыс.м. Наиболее значительное снижение объема буровых работ (на 11% по сравнению с 1998 г.) произошло в Западной Сибири. При этом в Ямало-Ненецком АО объем бурения сократился на 46%.

Основной объем бурения на нефть и газ осуществляется за счет средств ВМСБ (87% объема). Доля проходки за счет собственных средств предприятий составляет около 12%. За счет отечественных и иностранных инвесторов - 7,4 тыс.м (0,6% от общего объема).

Объемы профильной сейсморазведки на суше в 1999 г. увеличились до 73 тыс.км (120% от уровня 1998 г.), а объемной сократились до 2936 км2 (6,5% от уровня 1998 года).

В 1999 г. открыто 45 месторождений углеводородного сырья, в том числе 41 нефтяное.

Расширен диапазон доказанной нефтегазоносности неокомских отложений восточной части Ямало-Ненецкого АО, выявлены высокоперспективные объекты в погребенных структурах Ямбургского куполовидного поднятия, получен первый промышленный приток нефти из отложений башкирского яруса среднего карбона в Бузулукской впадине (Оренбургская область).

Продолжается тенденция расширения работ на нераспределенном фонде недр: завершено опоискование южной части Приобской зоны развития клиноформных пластов вплоть до южных границ Ханты-Мансийского АО (открытие Чанатойского месторождения с запасами 9 млн.т нефти); подтверждено развитие высокодебитных коллекторов шеркалинской пачки тюменской свиты на западном склоне Красноленинского свода (открытие Западно-Яганокуртского месторождения).

Продолжается изучение бортовой части Прикаспийской впадины в Оренбургской области, ведутся работы по прогнозу нефтегазоносности малоизученных перспективных районов Московской синеклизы, северо-запада Урало-Поволжья и на Дальнем Востоке


Работы на твердые полезные ископаемые.


В 1999 г. выполнены задания по приросту запасов угля, большинства стратегически важных видов полезных ископаемых. Увеличился удельный вес поисковых и поисково-оценочных работ, возросла доля объектов, по которым определены предварительно оцененные запасы и прогнозные ресурсы.

Приросты запасов практически по всем видам твердых полезных ископаемых выше, чем в 1998 г.: по меди более чем в 3 раза, по золоту на 122%, по свинцу - 115%, по цинку - 155%, по олову - 147% и только по никелю и алмазам прирост запасов получен несколько ниже уровня 1998 г.

Существенно расширен ресурсный потенциал рудного и россыпного золота, алмазов, платины. Выявлены высокоперспективные площади на обнаружение месторождений урана, нерудных полезных ископаемых.

Объемы механического колонкового бурения превысили уровень 1998 г. на 13% и составили 1084,6 тыс.м.

Подтверждены высокие перспективы на уран локальных площадей в Карелии, на Долматовском месторождении (Курганская обл.) начата опытно-промышленная добыча урана методом подземного выщелачивания (производительность полигона 100 м3/час, добыто 6 т урана в концентрате). На Хохловском месторождении урана (Курганская обл.) завершаются подготовительные работы по добыче сырья методом подземного выщелачивания.

Технологические испытания руд Порожинского (Краснодарский край) и Усинского (Кемеровская обл.) месторождений марганца показали их пригодность для получения концентратов металлургических сортов.

Получен прирост запасов хромовых руд на 5,6 млн.т (кат. C1+C2) на Сопчегорском месторождении (Мурманская обл.), на 400 тыс.т увеличен ресурсный потенциал хромитов Верблюжьегорского массива (Челябинская обл.).


Попутная добыча полезных ископаемых.


В 1999 г. геологоразведочными предприятиями добыто 1940 тыс.т нефти (на 5% больше, чем в 1998 г.). Экспорт добытой нефти за это же время увеличился на 15% и составил 1776 тыс.т.

Геологоразведочными предприятиями в 1999 г. добывалось также россыпное золото и платина.


Работы на подземные воды.


В 1999 году проводились поисково-оценочные и разведочные работы на новых месторождениях (участках) и на эксплуатируемых водозаборах (работающих на неутвержденных запасах).

Приросты запасов подземных вод для хозпитьевого водоснабжения составили 50 тыс.м3/сут., минеральных вод - около 2 тыс.м3/сут.

В Краснодарском крае начаты работы по созданию новой минеральной базы йодосодержащих вод для строящегося йодного завода мощностью 500 т/год.


Водопользование.


В 1999 году забор воды из водных объектов составил около 89 км3. Для нужд отраслей экономики использовалось 67,0 км3 воды.

Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты в 1999 г., составил 57,2 км3, в том числе загрязненных - 21,5 км3.

МПР России в 1999 году доработана и представлена в Минэкономики России ФЦП "Обеспечение населения России питьевой водой". В рамках реализации первоочередных мероприятий Программы в 1999 г. были выделены государственные инвестиции на строительство пускового комплекса Курского водохранилища на р.Тускарь и 2,7 млн. рублей на строительство пускового комплекса регулирующего гидроузла на р.Пахре в Московской области.

В отдельных регионах наметилась тенденция к стабилизации уровня загрязненности, иногда и улучшения качества воды в водных объектах (Псковское и Чудское озера, ряд притоков рек Северная Двина, Печора, отдельные участки pp. Волги, Енисея и др.).

По сравнению с 1996 г. относительная доля рек, находящихся в состоянии экономического благополучия, выросла от 11 до 13%. Многие водные объекты перешли из категории тяжелого в категорию улучшенного состояния.


Водохозяйственная деятельность.


В 1999 году в сложных гидрологических и водохозяйственных условиях по большинству крупнейших водохранилищ России удалось осуществить режимы и создать запасы воды, обеспечивающие в полной мере водоснабжение населения и устойчивое функционирование отраслей экономики в 1999 - 2000 годах.

Предупредительные противопаводковые работы позволили обеспечить защиту около 50 населенных пунктов, в том числе 16 городов. Общая сумма предотвращенного ущерба в результате выполненных работ оценивается в 27,3 млрд. рублей.

Завершено в основном создание нормативной правовой базы по безопасности гидротехнических сооружений и функционированию органов государственного надзора за ними.

В 1999 году МПР России координировало оформление и реализацию бассейновых соглашений по использованию, восстановлению и охране водных объектов по бассейнам 19 основных рек России.


Территориальные органы управления и региональная политика.


В 1999 году практически завершено создание единых территориальных органов управления природными ресурсами в субъектах Российской Федерации, а их работникам придан статус государственных служащих.

Проведено сокращение численности работников территориальных органов МПР России в 2 раза.

Бассейновые водохозяйственные управления в связи с выделением подразделений, выполняющих хозяйственные функции (гидрохимических лабораторий, линейных участков и пр.), реорганизованы в бассейновые водные управления.

По состоянию на 01.01.2000 г. в системе МПР России имеются 102 территориальных органа, в том числе 76 комитетов природных ресурсов, 3 департамента природных ресурсов, 17 бассейновых водных управлений, 2 территориальных комитета по водному хозяйству, 2 региональных геологических управления, 1 комитет по геологии и использованию недр и 1 министерство природных ресурсов.

С целью совершенствования управления и повышения эффективности использования федеральной собственности проведена инвентаризация объектов федеральной собственности. В сфере МПР России числится 265 государственных унитарных предприятий. Работы для федеральных нужд выполняют около 130 предприятий. Подготовлены материалы по реформированию 41 предприятия, принято решение о передаче в государственную собственность субъектов РФ 28 предприятий.

На 01.01.2000 г. имеется 28 соглашений, заключенных Правительством Российской Федерации с 18 органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственного управления фондом недр и водным фондом. Ряд соглашений заключен между отдельными субъектами Российской Федерации и МПР России (более 50 соглашений с 25 субъектами Российской Федерации).


Нормативно-правовое обеспечение СРП.


В 1999 году продолжалась законотворческая деятельность по совершенствованию механизмов регулирования недро- и водопользования, раздела продукции, по континентальному шельфу, внутренним морским водам, территориальному морю, плате за пользование водными объектами.

МПР России удалось обеспечить принятие более чем 20 поправок в Закон Российской Федерации "О недрах", разработать и направить в Правительство Российской Федерации новую редакцию V раздела ("Платежи при пользовании недрами") Закона РФ "О недрах", доработать и подготовить ко второму чтению в Государственной Думе проект Федерального Закона "О лицензировании пользования недрами".

С принятием изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" удалось создать условия для стимулирования развития горнодобывающего производства путем снятия ряда имевшихся ранее законодательных ограничений на предоставление права пользования недрами и устранить имеющиеся противоречия с Федеральным Законом "О соглашениях о разделе продукции".

В 1999 году были приняты 4 закона об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП, включающие 12 месторождений и перспективных участков. Кроме того, 6 законопроектов находятся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и 9 проектов подготовлены к внесению в Правительство РФ.

Продолжалась работа по разработке основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы подготовки и исполнения СРП. Это проекты постановлений Правительства РФ "О внесении изменений и дополнений в положения "О формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции" и "О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции", разработка проектов положений о "Порядке подготовки, исполнения и государственного контроля за исполнением соглашений о разделе продукции", "О декларировании коммерческого открытия при разработке месторождений углеводородного сырья на условиях СРП" и ряд других.

Принятие этих нормативных правовых документов позволит облегчить практическую реализацию пользования недрами на условиях раздела продукции, снять ряд нерешенных проблем в отношениях между государством и пользователем недр и улучшить правовую защищенность инвестора.

Первоочередные меры по созданию и совершенствованию экономических механизмов водопользования нашли отражение в принятом Федеральном Законе "О внесении дополнения в ст.4 ФЗ "О плате пользования водными объектами" от 30.03.99 г. N 54-ФЗ, постановлении Правительства РФ "Об утверждении Положения об образовании и расходовании средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов" от 20.08.99 г. N 934, утвержденной Инструкции "О порядке формирования, использования и учета средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов".

В 1999 году продолжалась работа по совершенствованию ведомственной нормативно-правовой базы недро- и водопользования, подготовке нормативных и инструктивно-методических документов в целях реализации положений Водного кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам использования и охраны водных объектов.


Лицензирование недро- и водопользования.


В 1999 году МПР России и его территориальные органы совместно с исполнительной властью субъектов Российской Федерации проводили конкурсы на получение права пользования недрами по 800 участкам.

По проведенным конкурсам выдано 720 лицензий на право пользования недрами, в том числе иностранным компаниям - две и совместным предприятиям - девять. В бюджеты различных уровней от уплаты стартовых платежей за право пользования недрами поступило более 600 млн. рублей.

В 1999 г. на основные виды полезных ископаемых выдано 9156 лицензий, в том числе на нефть и газ - 395, уголь - 96, благородные металлы - 1918, остальные твердые полезные ископаемые - 545, подземные воды - 6124, прочие - 78. На общераспространенные полезные ископаемые, гидрогеологические скважины, минеральные подземные воды и захоронение отходов выдано 2435 лицензий.

Темпы лицензирования недропользования в 1999 году продолжали оставаться высокими, прежде всего за счет массового оформления и переоформления лицензий на одиночные и коллективные водозаборы (7641 лиц.), на право добычи общераспространенных полезных ископаемых (более 900 лицензий), а также на локальные участки недр, содержащие или благоприятные на обнаружение месторождений благородных металлов и драгоценных камней (более 1900 лицензий).

По состоянию на 01.01.2000 года выдано 3458 лицензий на виды деятельности, связанные с геологическим изучением и использованием недр.

За 1999 г. выдано 2745 лицензий на пользование поверхностными водными объектами. При охвате лицензированием на 01.01.2000 г. менее 20% пользователей поверхностными водными объектами, лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) по выданным лицензиям составили около 40% общих лимитов водопользования.

Органы лицензирования Астраханской, Магаданской, Читинской областей, Республики Саха (Якутия), Чукотского АО близки к завершению этапа первичного лицензирования основных водопользователей, а в Камчатской, Челябинской, Ленинградской, Самарской, Калининградской областей, Красноярского края, ряда других субъектов РФ эта работа только начата.

Обеспеченность системы лицензирования водопользования обосновывающими материалами, позволяющими осуществлять лицензирование в полном соответствии с водным законодательством, низка: схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственные балансы отсутствуют, или требуют существенного обновления, а нормативы предельно допустимых уровней воздействий на водные объекты не разработаны.


Государственный контроль и экспертиза недро- и водопользования, охрана водных объектов.


Госгеолконтроль в 1999 г. осуществил 5562 проверок предприятий-недропользователей, работающих на 8341 объектах (за 1998 г., соответственно, 3809 и 7473). Из общего числа проверенных объектов, подлежащих лицензированию, 6340 были обеспечены лицензиями, по 1472 - лицензии отсутствовали (за 1998 г., соответственно, 5357 и 1857). В результате проверок выявлено 12452 нарушения, в том числе: самовольное (безлицензионное) пользование недрами - 2369; несвоевременное или неправильное внесение в госбюджет платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство МСБ - 2786; несоблюдение стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр - 4453, прочие нарушения - 2845.

Выявлено 7601 млн.руб. неплатежей, из них 2569 млн.руб. за пользование недрами, 5032 млн.руб. на воспроизводство МСБ. Нерациональные затраты составили 122 млн.рублей.

Направлено представлений: в органы прокуратуры - 258, в госналогинспекции - 610, в органы, выдавшие лицензии, - 933. Выдано недропользователям 4652 предписания.

В 1999 г. отделами госводконтроля проведено 10323 проверок объектов-водопользователей и водопотребителей, в результате которых выявлено около 20869 фактов нарушений требований водного законодательства Российской Федерации. Нарушения связаны с самовольным захватом водных объектов и безлицензионным водопользованием (4035), отступлениями от правил эксплуатации очистных сооружений, водохранилищ, гидротехнических сооружений (3406); несоблюдением порядка предоставления и использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах (29124); нарушением порядка оформления и выдачи лицензий (2782); несоблюдением установленных требований при сбросе сточных вод (2758); превышением нормативов предельно-допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты (1191); самовольным загрязнением водных объектов с судов и других плавсредств (299). По выявленным нарушениям органами госводконтроля выдано 19367 предписаний. В 1999 г. наложено штрафов на сумму 8536,6 тыс.руб., из них взыскано около 8242 тыс.руб. (97%).

По результатам контрольных проверок и по аварийным ситуациям, повлекшим загрязнение и другие нарушения водного законодательства предъявлен 41 иск о возмещении ущерба на сумму 5419,34 тыс.руб., возмещено за 1999 г. 261,03 тыс.руб.

В 1999 году ГКЗ рассмотрены материалы по 70 объектам, в том числе по 22 нефти и газа, 30 - твердым полезным ископаемым, 18 - подземным водам и гидроминеральному сырью. Рассмотрены технико-экономические обоснования коэффициентов извлечения нефти по 18 месторождениям и кондиции для подсчета запасов по 14 месторождениям. Проведена экспертиза ТЭО временных и районных кондиций по 18 месторождениям твердых полезных ископаемых, ТЭО эксплуатационных кондиций (4 месторождения), подсчета запасов (7 месторождений, а также ТЭО по снижению ресурсных платежей.

ГП "Геолэкспертиза" и территориальными экспертными подразделениями проведена государственная экспертиза 1159 комплектов проектно-сметной документации. Снижение сметной стоимости составило 16,9 млн.руб.(15,5%).

Государственной экспертизой проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, рассмотрено более 2600 проектов.


Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы


Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рассматриваемый период были сосредоточены на совершенствовании методов и технологий картографирования суши и шельфа, комплексной прогнозно-минерагенической и геолого-экономической оценке минеральных ресурсов, создании новых технических средств и технологий ведения геологоразведочных работ, разработке научно-методических основ устойчивого водопользования и оптимального управления водным хозяйством.

Объем финансирования научно-исследовательских работ для федеральных нужд по заказам МПР России по разделу НИОКР в 1999 году составил 511,4 млн. рублей. Дополнительно к финансированию НИОКР было привлечено около 250 млн. рублей средств недропользователей и других заказчиков. Кроме того, Миннаукой России выделено 23,2 млн. рублей на научно-технологическое обеспечение федеральных целевых программ "Возрождение Волги" и "Обеспечение населения России питьевой водой".

Численность работников научно-исследовательских организаций МПР России составила на 01.01.2000 г. 11 тыс.человек, в том числе 400 докторов наук и 1655 кандидатов наук.

В результате выполненных в 1999 году исследований созданы на геодинамической основе параметрические геолого-геофизические модели различных горнорудных районов и осадочных бассейнов России, как основы регионального прогноза размещения месторождений полезных ископаемых. Получены новые данные по глубинному строению крупнейших геологических структур, что позволяет обосновать существенное расширение ресурсного потенциала как уже известных, так и малоизученных территорий (углеводородов нижней-средней юры Западной Сибири и рифей-венда Восточно-Европейской платформы; платиноидов и алмазов северо-западных и центральных районов Восточно-Европейской платформы и др.).

Разработана методика количественного моделирования процессов генерации, миграции и аккумуляции нефти и газа. Создан программный комплекс "Стратегия", позволяющий обосновывать проведение геологоразведочных работ и освоение объектов углеводородного сырья в различных геолого-экономических обстановках и условиях налогообложения.

Составлены серии карт, важнейшими из которых являются "Геодинамическая карта Мирового океана масштаба 1:25000000" (континентального шельфа и глубоководных районов морского дна), "Карта нефтегазогеологического районирования нижне-среднеюрских отложений Западной Сибири масштаба 1:1000000", "Карта минерально-сырьевых ресурсов урана Российской Федерации масштаба 1:5000000", "Карта прогноза угленосности Российской Федерации масштаба 1:5000000".

Завершена переоценка прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по состоянию на 01.01.1998 г., определившая наиболее перспективные объекты для постановки геологоразведочных работ федерального, регионального и местного уровней.

Выполнен анализ минерально-сырьевой базы России по состоянию на 01.01.99 г. с учетом общемировых тенденций, конъюнктуры мирового сырьевого рынка, разработаны основные направления геологоразведочных работ, обеспечивающие целевое воспроизводство основных видов минерального сырья.

Определена стратегия воспроизводства фонда недр и повышения его ликвидности, осуществлено научное обоснование развития минерально-сырьевой базы как в известных горнорудных районах, так и в новых регионах, в том числе на алмазы, уран, россыпное золото, марганец и хром.

Выполнен анализ водопользования по Российской Федерации за 1998 год (состояние, использование, охрана). Определен перечень параметров гидротехнических сооружений, подлежащих занесению в Российский Регистр гидротехнических сооружение (РРГТС). Разработана методика составления оценочных природно-водохозяйственных карт бассейнов рек.

Разработаны, испытаны и подготовлены к серийному производству аппаратурно-методические комплексы для проведения геофизических исследований различными методами.

Начато изготовление опытной партии буровых агрегатов нового поколения БАК-1200/2000 для бурения разведочных и структурно-поисковых скважин глубиной до 2000 м. По результатам приемочных испытаний опытного образца БАК-1200/2000 принято решение о разработке его модификации для бурения на глубину до 3500 м структурно-поисковых и поисковых скважин предельно малого диаметра на нефть и газ.

Завершены испытания высокоэффективного оборудования для извлечения мелкого и тонкого золота (центробежно-планетарного концентратора ЦВК-200 и виброударного шлюза ШВ-0,5).

В целях повышения эффективности и качества работ по геологическому изучению недр на основе стандартизации методов и технологий геологических исследований, а также гармонизации российских стандартов с международными стандартами, образован совместным приказом Госстандарта России и МПР России профильный технический комитет по стандартизации "Геологическое изучение недр" на базе ГНЦ "ВНИИгеосистем".

Проведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1291 аккредитация научных организаций МПР России, которая показала научную значимость и высокий уровень проводимых научными организациями исследований и разработок.


Информационное обеспечение недро- и водопользования.


В 1999 году работы по информационному обеспечению недро- и водопользования осуществлялись по широкому спектру взаимосвязанных направлений: формирование и развитие Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ); обеспечение работы системы всероссийских геологических фондов; внедрение информационных технологий на всех уровнях управления; формирование информационных ресурсов в водохозяйственной службе; подготовка сводных информационных, информационно-аналитических, справочных и других материалов; осуществление издательской деятельности; координация и непосредственное участие в выставочной, презентационной и др. видов представительской деятельности МПР России; обеспечение комплектования библиотечного и других информационных фондов; решение "Проблемы 2000".

Подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации, а также в заинтересованные министерства и ведомства, ежегодный Государственный доклад "О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации (по состоянию на 01.01.1999 г.)".

В рамках реализации координирующей функции Министерства в природно-ресурсном блоке подготовлен и издан первый выпуск аналитического обзора "О состоянии природных ресурсов России".

Сданы в промышленную эксплуатацию объекты ГБЦГИ в 12 региональных и специализированных информационных компьютерных центрах и их филиалах.

Прошла опытную эксплуатацию многофункциональная информационная система верхнего уровня МПР России.

Подготовлено восемь цифровых информационных пакетов по важнейшим региональным геологическим объектам; оцифровано более 200 планшетов топографических карт масштаба 1:200 000; обучено новейшим информационным технологиям свыше 100 специалистов; издано два выпуска Бюллетеня информационных ресурсов ГБЦГИ.

Росгелфондом приняты на хранение 3431 лицензий на пользование недрами и 2823 дополнения к ним. Всего к настоящему времени на хранение в Росгеолфонд поступило 19505 лицензии, из них 12820 действующие.

Начаты работы по разработке информационных технологий и формированию информационных ресурсов в водохозяйственной службе МПР России.

Значительное внимание в 1999 году было уделено организационным работам по формированию информационных материалов к XXXI геологическому конгрессу и 300-летию горно-геологической службы России, а также реализации мероприятий к этой юбилейной дате.

Выпущен ежегодный информационно-аналитический справочник "Минеральные ресурсы мира".

Осуществлены издания обобщающих монографических работ и оперативной малотиражной литературы по различным проблемам природных ресурсов, природопользования, управления фондом недр и водными ресурсами и др. С участием других подразделений МПР России организована и проведена серия симпозиумов, научных конференций, выставок и других мероприятий различных уровней.

Вместе с тем предстоит ликвидировать наметившиеся за последние годы разрыв между программно-технологическим блоком и блоком непосредственного информационного обслуживания, путем ориентации всех задач первого из них к задачам максимально полного и оперативного обеспечения информационных потребностей пользователей.

Необходимо восстановить организационно-функциональную вертикаль государственного геологического информационного обеспечения, приступить к формированию нарушенной системы информационных ресурсов в сфере водного хозяйства.

Одной из важных задач 2000 г. является подготовка и проведение основных мероприятий МПР России, посвященных 300-летию горно-геологической службы России, обеспечение участия в них работников геологоразведочного производства и науки, представителей смежных отраслей, РАН, ВУЗов, широкой общественности, руководителей и представителей органов управления. Необходимо также обеспечить достойное участие геологической службы России в работе XXXI сессии Международного геологического конгресса (Бразилия, 2000 г.).


Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество.


В 1999 году продолжалось развитие внешнеэкономических связей с зарубежными организациями в рамках межправительственных и межведомственных соглашений.

МПР России участвовало в работах по подготовке вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и развитию сотрудничества с государствами "Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества" (АТЭС). В рамках подготовки к седьмой встрече глав государств и правительств стран-членов форума АТЭС в г.Окленде (Новая Зеландия) МПР России были подготовлены и представлены в МИД России предложения в части реализации проектов, связанных с освоением природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Подготовлены и переданы в Минторг России и соответствующие российские торговые представительства предложения по восстановлению сотрудничества с Алжиром, Египтом, Мозамбиком, Сирией, Тунисом, Ботсваной.

Активизируются двусторонние контакты МПР России с геологическими ведомствами стран СНГ, а также по вопросам использования и охраны Каспийского, Азовского и Черного морей.

В рамках совместных предприятий и на основе производственной кооперации продолжалась реализация проектов по поискам, разведке, обустройству и разработке нефтяных, золоторудных и других месторождений полезных ископаемых в различных регионах страны, освоению углеводородных ресурсов шельфа о. Сахалин. Общий объем иностранных инвестиций по этим СП и проектам составил в 1999 г. свыше 400 млн долл. США.

Ряд предприятий и организаций (Зарубежгеология, Южморгеология, МАГЭ, ПМГРЭ, ГЕОН, ЦНИГРИ, ВНИИокеангеология, Недра, ВСЕГИНГЕО, Аэрогеофизика и др.) проводили геологоразведочные работы за рубежом на основе контрактов или в рамках СП, а также выполняли заказные работы для иностранных компаний за рубежом и на территории России. Объем таких работ составил свыше 5 млн.долл. США.

ВНИИСИМС, ГНПП "Геологоразведка", ВИТР, "Кварцсамоцветы" осуществляли экспортные поставки своей продукции в страны дальнего и ближнего зарубежья. Объем поставок составил около 1,5 млн.долл. США

Утвержден сводный план мероприятий по выполнению Россией обязательств "Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер" и положений межправительственных соглашений. Осуществлялся мониторинг состояния трансграничных вод, обмен информацией, согласовывались режимы работы водохранилищ на реках Иртыш, Ишим, Урал, Тобол, Северный Донец, Вуокса и др.

В 1999 г. проводилась работа по привлечению средств международных организаций и иностранных государств по финансированию проектов водохозяйственной направленности. Решен вопрос с Европейским Союзом о выделении 3 млн. ЕВРО по программе ТАСИС на реализацию проекта "Консультирование МПР России по вопросам управления водными ресурсами в России".


Координация и парламентские связи.


Проводилась работа по содействию принятия Государственной Думой федеральных законов, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Велась подготовка проектов Соглашений между МПР России и ведомствами природоресурсного блока о взаимодействии и сотрудничестве в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Подготовлено и направлено в Правительство Российской Федерации более 100 проектов заключений, поправок и отзывов по проектам федеральных законов, внесенных в Государственную Думу.

МПР России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовлены три проекта постановлений Правительства Российской Федерации, одно из которых "Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по Байкалу и ее состава", принято (от 22 марта 1999 г. N 321).

Даны заключения по 54 проектам постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе по подготовленным Минсельхозпродом России - 15, Госкомэкологией России - 12, Госкомземом России - 5, Рослесхозом - 5, Госкомрыболовством России - 4 проектам.


Социально-экономическое положение работников.


В 1999 г. среднемесячная заработная плата работников организаций, предприятий и учреждений Министерства по предварительным данным составила 2,2 тыс.руб., в том числе работников геологической службы - 2,25 тыс.руб., работников службы водного хозяйства - 1,3 тыс.руб. По сравнению с 1998 г. абсолютные размеры средней зарплаты увеличились в 1,4 раза, однако реальная заработная плата снизилась на 25%.

В 1999 г. в связи с включением территориальных органов МПР России в состав территориальных федеральных органов исполнительной власти были введены новые условия оплаты труда как государственных служащих, так и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности территориальных органов.

Просроченная задолженность по заработной плате работников предприятий и организаций Министерства за 10 месяцев 1999 г. составила 185,7 млн.руб., в том числе 46,2 млн.руб. за счет средств федерального бюджета, что соответствует недельному фонду оплаты труда.

Среднесписочная численность работающих в организациях, предприятиях и учреждениях МПР России за 1999 г. составляет 79,9 тыс.чел., что на 4,5 тыс.чел. меньше, чем в 1998 году.

Министерством природных ресурсов Российской Федерации и ЦК профсоюза работников геологии, геодезии и картографии заключено Отраслевое тарифное соглашение по геологии и разведке недр Российской Федерации на 1998 - 2000 годы.

В 1999 г. продолжалась работа по снижению травматизма, улучшению условий и повышению безопасности труда, разработке и совершенствованию нормативных документов по охране труда и безопасному ведению работ.


Кадры.


В 1999 году в связи с реорганизацией территориальных органов МПР России назначены на должности руководителей вновь созданных комитетов природных ресурсов 21 чел. Проводилась работа по назначению директоров федеральных государственных учреждений (64 чел.), заключено 57 контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений.

Формировался резерв кадров на руководящие должности территориальных органов, государственных предприятий и организаций МПР России.

В 1999 г. были приняты меры по активизации детско-юношеского геологического движения.

В течение года были освобождены от занимаемых должностей в центральном аппарате 54 чел., из них в связи с выходом на пенсию - 25 чел. Принято на работу в аппарат - 63 чел., из них в возрасте до 45 лет - 31 чел. Укомплектованность структурных подразделений центрального аппарата составляет 94,2%.

Проводилась учеба работников центрального аппарата, подведомственных организаций, предприятий и учреждений. Повысили квалификацию в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ 24 сотрудника министерства.

В 1999 г. награждены государственными наградами 54 работника, ведомственными - 1443, признаны первооткрывателями месторождений 7 человек.


Коллегия постановляет:

1. Принять к сведению, что основные задачи геологической службы и службы водного хозяйства, определенные постановлением коллегии Министерства от 12 февраля 1999 г. N 3 в целом выполнены. Увеличились по сравнению с предыдущим годом объемы по многим видам геологоразведочных работ, приросты запасов по большинству видов твердых полезных ископаемых. Однако по отдельным показателям, в том числе определяющим (объемы глубокого бурения, приросты запасов нефти и газа), не достигнуты планируемые уровни.

2. Отметить, что МПР России проведена значительная работа по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, недро- и водопользования, по обеспечению целевого использования финансовых ресурсов, укреплению системы государственного регулирования и контроля за использованием недр и водных ресурсов, развитию научного и информационного обеспечения геологоразведочных и водохозяйственных работ.

3. Определить следующие задачи МПР России на 2000 г.:

3.1. В области финансово-экономического обеспечения геологоразведочных и водохозяйственных работ:

- обеспечение устойчивого финансирования геологоразведочных и водохозяйственных работ для федеральных государственных нужд за счет средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы и целевых отчислений водопользователей, централизуемых в федеральном бюджете;

- погашение в I полугодии 2000 г. кредиторской задолженности по работам для федеральных нужд, выполненным, но не профинансированным на 01.01.2000;

- уточнение программы геологоразведочных работ для федеральных государственных нужд на 2000 г., исходя из утвержденных лимитов федерального бюджета;

- разработка и представление в Правительство Российской Федерации "Федеральной целевой программы воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 2001 - 2005 годы";

- повышение уровня наполнения фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов и целевого их использования;

- совершенствование системы платежей при пользовании недрами на основе доработки проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" (Раздел V. "Платежи при пользовании недрами") и подготовки второй части Налогового кодекса Российской Федерации в части платежей при пользовании недрами и водными объектами;

- реализация мер по экономическому воздействию на недро- и водопользователей за ущерб, причиненный недрам и водным объектам;

- завершение создания нормативно-правовой и методической базы создания системы горного аудита и страхования в сфере недро- и водопользования.

3.2. В области региональных геолого-геофизических, геолого-съемочных, гидрогеологических, геоэкологических работ и государственного мониторинга геологической среды:

- выполнение региональных геологосъемочных работ масштаба 1:200000 в объеме 375 тыс.км2, в том числе ГДП-200 - 230 тыс.км2, гидрогеологических и инженерно-геологических съемок масштаба 1:200000 - 28 тыс.км2, геоэкологической съемки масштабов 1:1000000 - 100000 км2, 1:200000 - 28 тыс.км2, государственной гравиметрической съемки масштаба 1:200000 - 10000 км2;

- подготовка в срок до 01.06.2000 предложения: по использованию площадных систем наблюдений для оценки ресурсного потенциала территорий при создании государственной сети опорных геофизических профилей; использованию фонда гидрогеологических скважин для развития наблюдательной сети скважин ГГД-поля; разработке технологии аэрогравиметрических съемок масштаба 1:200000 на суше и прилегающей части континентального шельфа.

3.3. В области геологических исследований на континентальном шельфе, в Мировом океане, Арктике и Антарктике:

- проведение геолого-геофизических исследований на континентальном шельфе в пределах Кольско-Канинской моноклинали в Баренцевом море и Срединно-Курильском прогибе с целью подготовки перспективных структур к параметрическому и поисковому бурению, выявлению новых перспективных на нефть и газ площадей;

- подготовка и проведение конкурсов на право пользования участками недр для поиска, разведки и добычи углеводородного сырья в Баренцевом, Каспийском и Дальневосточном морях;

- выполнение работ по подготовке и обоснованию перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа РФ в Северном Ледовитом океане;

- подготовка месторождения ЖМК в зоне Кларион-Клиппертон к промышленному освоению согласно требований МОД ООН;

- продолжение региональных и поисковых работ на КМК и ГПС с целью сохранения приоритета России в изучении минеральных ресурсов Международного района морского дна;

- изучение геологического строения Антарктиды и прилегающего шельфа в составе 45-й Российской Антарктической экспедиции и участие в подготовке 46-й экспедиции.

3.4. В области развития сырьевой базы углеводородного сырья:

- обеспечение в 2000 г. прироста запасов нефти и газового конденсата в объеме 205 млн.т и газа - 223 млрд.куб.м;

- обоснование концентрации объемов геологоразведочных работ по поискам нефти и газа в новых регионах (Восточная Сибирь, шельфы арктических морей) и слабо изученных районах осваиваемых нефтегазоносных провинций (север Ямало-Ненецкого АО, восточная часть Ханты-Мансийского АО, юг Оренбургской области), а также выполнение поисков нетрадиционных залежей и новых продуктивных горизонтов в традиционных районах добычи;

- продолжение работ по строительству параметрических скважин, имеющих принципиальное значение для оценки перспектив нефтегазоносности слабо изученных районов и глубокозалегающих горизонтов нефтегазоносных провинций (Красноярский край, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Центральный район России);

- проведение региональных и поисково-оценочных работ на нераспределенном фонде недр с целью подготовки запасов и вовлечения их в недропользование в районах, примыкающих к основным центрам нефтегазодобычи в Западно-Сибирской и Волго-Уральской нефтегазоносных провинциях;

- составление геологической модели и оценка перспективы нефтегазоносности ачимовских отложений в Западной Сибири;

- проведение геологического изучения и оценки перспектив нефтегазоносности осадочного чехла акваторий Обской и Тазовской губ на севере Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции;

- продолжение исследований по уточнению количественной и геолого-экономической оценки ресурсов нефти, газа и газового конденсата территории и акваторий Российской Федерации по состоянию на 01.01.1999 г.

3.5. В области развития минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых:

- обеспечение систематического контроля за выполнением заданий по приростам запасов полезных ископаемых, предусмотренных территориальными программами геологоразведочных работ, выполняемых за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых в распоряжении субъектов Российской Федерации;

- формирование в 1 квартале 2000 года перечня первоочередных объектов поисковых работ на стратегически важные виды полезных ископаемых и подготовка до 01.04.2000 г. предложений по их координации с участием головных и территориальных НИИ, а также по финансовому обеспечению работ за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

3.6. В области водохозяйственной деятельности:

- координация работ по выполнению обязательств, вытекающих из международных конвенций и межправительственных соглашений по трансграничным водным объектам и решений совместных комиссий;

- разделение объектов на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации;

- совершенствование программного комплекса формирования обобщенных данных водопользователей (ПИК ГВК) в связи с изменением системы выдачи лимитов и учета тарифных ставок за пользование водными объектами;

- повышение уровня собираемости платы за пользование водными объектами в Федеральном фонде восстановления и охраны водных объектов, обеспечение целевого использования средств фонда на финансирование водохозяйственной деятельности;

- эффективное регулирование режимов работы водохозяйственных систем с целью наиболее полного удовлетворения потребностей водопользователей, безаварийного пропуска паводков и снижения на этой основе ущербов от вредного воздействия вод;

- реализация мер по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств водопользователей и зарубежных инвесторов для финансирования водохозяйственной деятельности;

- совершенствование систем ведения Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного надзора за безопасностью ГТС;

- завершение разработки и утверждения комплекса нормативных правовых и методических документов, регулирующих порядок эксплуатации водохранилищ и использования их водных ресурсов;

- разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) по бассейнам рек Волги, Кубани, Амура, Оби, Урала и Самура и доработку СКИОВР России с перспективой до 2010 г.;

- разработка проекта программы по созданию единой государственной информационной системы по использованию и охране водных объектов.

3.7. В области реформирования организационной структуры территориальных органов управления, сети государственных организаций и предприятий МПР России:

- совершенствование организационно-функциональной структуры управления фондом недр и водным фондом, исходя из первоочередной необходимости обеспечения выполнения федеральных задач;

- приведение действующих соглашений между субъектами Российской Федерации и МПР России в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

3.8. В области нормативно-правового обеспечения, государственного контроля и лицензирования недро- и водопользования:

- обеспечение рационального сочетания норм административного и гражданского права с целью более широкого внедрения рыночных механизмов в регулировании отношений недропользования при повышении роли государственного регулирования;

- совершенствование основных законодательных актов, устанавливающих принципы и порядок применения соглашений о разделе продукции, и создание непротиворечивой системы нормативных правовых документов, регулирующих практическое применение режима СРП в недропользовании;

- разработка нормативных правовых актов, направленных на стимулирование рационального использования водных объектов и совершенствование механизма лицензирования и нормирования водопользования;

- повышение эффективности использования распределенного фонда недр и создание системы программного подхода по осуществлению лицензирования нераспределенного фонда недр;

- разработка нормативно-правовых документов по оформлению лицензионных соглашений, оптимизации пространственных границ лицензируемых участков недр, установление требований по предотвращению выборочной отработки запасов, снижения коэффициента извлечения нефти (КИН) против экономико-технологического варианта разработки, утвержденного в ГКЗ (ТКЗ);

- завершение в 2000 г. лицензирования пользования поверхностными водными объектами основными водопользователями;

- разработка положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением недр, положения о лицензировании деятельности по эксплуатации гидротехнических сооружений в соответствии с Федеральным законом РФ "О безопасности гидротехнических сооружений";

3.9. В области межведомственной координации природопользования и международного сотрудничества:

- совершенствование системы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;

- обеспечение разработки Национального плана действий в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (1 этап);

- подготовка проекта Соглашения между МПР России и Министерством Земли и Ресурсов КНР о научно-техническом сотрудничестве в области геологии и использования недр;

- доработка и представление в Межпарламентскую Ассамблею СНГ проекта структуры Модельного кодекса о недрах;

- подготовка к подписанию межведомственного Соглашения о сотрудничестве МПР России и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и активизация деятельности по его реализации;

- согласование с Украинской стороной текста проекта Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Комитетом Украины по вопросам геологии и использования недр в области изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевых ресурсов;

- подготовка к подписанию проекта трехстороннего (Россия, Беларусь, Латвия) Соглашения о сотрудничестве в области использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Западная Двина;

- обеспечение подготовки материалов ко второму Совещанию Сторон Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

3.10. В области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:

- разработка современных геологических основ и экономического обоснования планирования и реализации программных мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы в 2001 - 2005 годах;

- обоснование углеводородного потенциала осадочных бассейнов России и количественная оценка прогнозных ресурсов нефти и газа по состоянию на 01.01.99;

- определение структуры запасов углеводородов на крупных месторождениях по геолого-промысловым параметрам и оценка реальной обеспеченности качественным сырьем нефтегазодобычи на перспективу;

- разработка научно-методического обоснования и проектов комплексной интерпретации геолого-геофизических материалов крупных геологических структур в их естественных границах и прогнозно-минерагеническая оценка их потенциала (Западная Сибирь, Тимано-Печорская НГП, Балтийский щит);

- создание системы технологических и метрологических требований, обеспечивающих расширение использования количественных методов геологических исследований;

- создание импортозамещающих видов геофизической и геохимической аппаратуры и оборудования для поисков и оценки месторождений полезных ископаемых;

- разработка методики технологической оценки сырья на дефицитные и высоколиквидные полезные ископаемые и выбор оптимальных технологий их переработки с целью повышения рентабельности объектов;

- разработка научно-обоснованной системы правового, экономического и нормативно-методического обеспечения недро- и водопользования в современных условиях;

- создание системы стандартизации, сертификации и метрологии в области геологического изучения недр на базе Технического комитета Госстандарта России и МПР России и специализированных по видам геологоразведочных работ научных организаций и предприятий;

- закрепление системой стандартов правил и требований достигнутого научно-технического уровня геологоразведочных работ.

3.11. В области информационного обеспечения:

- интеграция структур и ресурсов информационного контура с целью эффективного информационного обеспечения недро- и водопользования на всех уровнях управления и производственного процесса;

- усиление организационно-функциональной вертикали управления информационными ресурсами в диапазоне от природных носителей информации, первичных материалов до обобщающих и аналитико-синтетических материалов;

- обеспечение оперативного доступа к информационным ресурсам через современные технико-технологические, программные средства и телекоммуникационные сети;

- поэтапная ликвидация наметившегося разрыва между программно-технологическим контуром и контуром информационного обслуживания, ориентация всех работ по первому из них к задачам полного и оперативного обеспечения потребностей пользователей всех уровней;

- реализация работ по развитию и использованию ГБЦГИ, создание единой иерархической информационной системы в сфере геологии, МСБ и недропользования, обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам на территориальном (региональном) уровне управления, развитие многофункциональной информационной системы МПР России;

- организация работ по развитию системы дистанционного зондирования Земли из космоса в целях информационного обеспечения природопользования;

- разработка нормативно-методической и проектной базы создания Государственного банка цифровой водохозяйственной информации и единой информационной системы водного хозяйства;

- обеспечение выполнения мероприятий к 300-летию горно-геологической службы России и участия представителей государственного сектора геологической службы страны в работе XXXI сессии Международного геологического конгресса.

3.12. В области управления федеральной собственностью:

- повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, правовую регламентацию процессов управления;

- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

- обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- завершение реструктуризации предприятий и организаций в целях повышения эффективности использования федеральной собственности и подготовки материалов по приватизации государственных унитарных предприятий, не участвующих в выполнении государственного заказа;

- проведение полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав.

3.13. В области социального развития и кадрового обеспечения:

- дальнейшее совершенствование системы оплаты труда работников территориальных органов МПР России и федеральных государственных учреждений;

- обучение кадрового резерва на замещение руководящих работников территориальных органов и государственных предприятий;

- укрепление руководящего состава территориальных органов, государственных предприятий и учреждений;

- активизация работы по приему молодых специалистов - выпускников учебных заведений в федеральные унитарные предприятия.

4. Первым заместителям Министра (Михеев, Пак), заместителям Министра (Бочаров, Белоусов, Глумов, Наталенко, Пинчук, Шелепов) в срок до 15.04.2000 г. разработать и представить к утверждению перечень мероприятий по реализации данного постановления; о ходе выполнения мероприятий ежеквартально информировать на заседаниях коллегии министерства.


Председатель коллегии

Б.А.Яцкевич



Постановление Коллегии Министерства природных ресурсов РФ от 23 февраля 2000 г. N 2 "Об итогах работы Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 1999 г. и основных задачах на 2000 г."


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.