Методические рекомендации по обработке и анализу эколого-эпидемиологических данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения (утв. Госкомэкологией РФ, 2000 г.)

Методические рекомендации
по обработке и анализу эколого-эпидемиологических данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения
(утв. Госкомэкологией РФ, 2000 г.)

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации "Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды", утвержденные Госкомсанэпиднадзором РФ 26 февраля 1996 г. N 01-19/12-17

 

Введение

 

Результаты научных исследований, направленные на выявление факторов, ухудшающих здоровье людей, подтверждают, что загрязненная окружающая среда является одним из важных факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья населения.

В научных работах такого рода делаются попытки установления статистически значимых корреляций между содержанием загрязняющих веществ в окружающей среде и показателями здоровья населения, особенно в регионах с большой техногенной нагрузкой.

Установление и устранение влияния на человека вредных экологических факторов является одной из основных задач экологической политики любого государства. В связи с этим существует потребность в отработке универсальной методики для выявления основных экологических факторов риска и на этой основе обоснование приоритетов деятельности по сохранению окружающей среды.

Методология анализа рисков начала развиваться в мире более 30 лет тому назад применительно к ядерным установкам, объектам химической и военной промышленности. В нашей стране существует определенный опыт применения этой методологии для оценки поведения в экосистемах различных классов загрязнителей и специфике их воздействия на здоровье человека. В основе методов оценки риска лежит системный подход, описывающий различными способами процессы движения загрязняющих веществ в окружающей среде и формирование риска для здоровья населения.

Данная методология доказала свою актуальность, особенно при необходимости ранжирования экологических рисков с целью решения вопроса о финансировании природоохранительных мероприятий, выбора эффективных мер по улучшению состояния окружающей среды. Поэтому для лиц, принимающих решения, она может служить тем инструментом, который позволяет проводить количественные оценки, обеспечивающие научную поддержку в процессе принятия решения.

В настоящих Методических рекомендациях дается общее представление о процедуре проведения оценки риска здоровью населения от воздействия загрязняющих веществ и более детально описывается процесс оценки эффективности административных решений на основе сравнительного анализа рисков (на примере анализа эффективности природоохранительных мероприятий на металлургическом комбинате "Северсталь", г.Череповец, приложение).

Общие положения

 

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) и Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.) и направлены на реализацию их положений, касающихся:

прав граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной деятельностью;

прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

предоставления каждому человеку реальных возможностей для проживания в условиях, благоприятных для жизни и здоровья населения.

Возможностями применения Методических рекомендаций являются:

планирование и нормирование качества окружающей природной среды;

обоснование мер по недопущению /предотвращению/ экологически вредной деятельности;

подготовка аналитических материалов для установления критериев безопасности и/или безвредности для человека атмосферного воздуха и водных объектов.

Методические рекомендации предназначены для использования при:

подготовке проектной (предпроектной) документации по объектам и мероприятиям, предполагаемая реализация которых может оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека;

подготовке проектной документации в части, касающейся санитарно-эпидемиологических требований по обеспечению безопасности среды обитания и здоровья человека;

разработке проектов (томов) предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, соответственно, в атмосферный воздух и в водные объекты;

разработке и обосновании временно согласованных нормативов (лимитов) выбросов, сбросов вредных веществ, воздействие которых на окружающую природную среду не может превышать уровни, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда;

проведении государственного экологического контроля для выявления соответствия соблюдения установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

установлении и оценке величины вреда, причиненного здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;

осуществлении экологического мониторинга (как инструмент обратной оценки качества окружающей природной среды);

установлении причинно-следственных связей между уровнем загрязнения окружающей природной среды /воздействием факторов среды обитания/ и состоянием здоровья населения.

Пользователями Методических рекомендаций могут быть:

специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды;

специально уполномоченные государственные органы в области охраны атмосферного воздуха;

специально уполномоченные государственные органы в области охраны водного фонда;

органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы;

инициаторы хозяйственной и иной деятельности;

разработчики прединвестиционных материалов, предпроектной и проектной документации;

хозяйствующие субъекты

и другие заинтересованные организации.

Области применения методологии анализа риска здоровью в результате загрязнения окружающей среды и сопутствующие ей управленческие решения

 

Методология анализа риска здоровью населения в результате загрязнения окружающей среды применяется с целью выявления факторов риска и определения степени "ответственности" каждого из рисков за ухудшение состояния здоровья населения, проведения ранжирования медико-экологических проблем и выбора наиболее эффективных мер по устранению (недопущению) ухудшения качества окружающей среды и здоровья людей.

Управленческая деятельность по недопущению и сокращению вредного воздействия на окружающую природную среду при высоких значениях риска здоровью населения включает три группы решений:

1) предупредительные;

2) профилактические;

3) апостериорные.

Первую группу образуют превентивные мероприятия при:

разработке проектной документации по объектам и деятельности, предполагаемая реализация которых может оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека;

разработке проектной документации в части, касающейся санитарно-эпидемиологических требований по обеспечению безопасности среды обитания и здоровья человека.

В случае если при осуществлении предполагаемой деятельности прогнозируемое воздействие на окружающую природную среду и на население, полученное по данным сравнительной оценки риска здоровью, достигает таких значений, при которых может возникнуть угроза здоровью людей, проживающих на данной территории, принимаются такие превентивные управленческие решения, которые обеспечивают экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда.

К первой группе управленческих решений, принимаемых на основе оценки риска здоровью населения, относится также определение безопасных с медико-биологической точки зрения уровней допустимого воздействия на окружающую природную среду (среду обитания) и человека, а именно:

установление (уточнение) предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы;

разработка нормативов предельно допустимых концентраций допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, соответственно, в атмосферный воздух и водные объекты;

разработка и обоснование временно согласованных нормативов (лимитов) выбросов, сбросов вредных веществ, соответственно, в атмосферный воздух и водные объекты, лимитов на размещение промышленных и бытовых отходов;

установление (уточнение) предельно допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий;

установление (уточнение) предельно допустимых норм применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве;

установление (уточнение) предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.

Вторую группу составляют профилактические мероприятия при:

проведении государственного экологического контроля для выявления соответствия реальных выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Объемов размещения промышленных и бытовых отходов установленным нормативам и лимитам;

отсутствии значений предельно допустимых концентраций, утвержденных в установленном порядке, для потенциально опасных загрязняющих веществ;

внесении корректив в значения фонового загрязнения атмосферного воздуха при кумулятивном и сочетанном воздействии нескольких источников загрязнения в промышленном районе (промышленной зоне).

Оценка риска в этом случае играет роль инструмента для выявления возможного неблагоприятного воздействия на здоровье населения и для принятия необходимых управленческих мер по его снижению и устранению.

Оценка риска здоровью может также использоваться:

как средство экологического мониторинга (в качестве обратной оценки качества окружающей природной среды по данным о состоянии здоровья населения) и как инструмент для установления причинно-следственных связей между состоянием окружающей природной среды и состоянием здоровья населения.

В третью группу входят мероприятия, направленные на выявление и устранение уже имеющегося неблагополучного воздействия на здоровье населения. Они, в частности, могут включать выявление зон экологического неблагополучия, определение степени деградации экосистем в таких зонах, обоснование мер по оздоровлению этих территорий, а также установление и оценку величины вреда, причиненного здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства.

Основные понятия. Термины и определения

 

Опасность. Состояние, которое может привести к неблагоприятному воздействию на здоровье человека в результате техногенного воздействия на окружающую природную среду.

Экспозиция. Временной интервал, в течение которого осуществляется неблагоприятное влияние на здоровье человека в ходе контакта организма с химическим или физическим агентом.

Идентификация опасности. Процесс установления причинно-следственных связей между уровнем загрязнения окружающей природной среды /воздействием факторов среды обитания/ и состоянием здоровья населения на основе качественного определения потенциальной возможности конкретного вредного фактора или группы факторов природной среды оказывать вредное воздействие на здоровье человека.

Риск. Вероятность, что неблагоприятный эффект будет иметь место у индивидуума, группы или в экологической системе при воздействии определенной дозы или концентрации опасного агента. Он зависит как от степени токсичности опасного агента, так и от уровней воздействия.

Факторы риска. Факторы, провоцирующие или увеличивающие риск развития определенных заболеваний; некоторые факторы могут являться наследственными или приобретенными, но в любом случае их влияние проявляется при определенном воздействии.

Референтные дозы или референтные концентрации. Наличие порога действия токсического вещества, при котором не создается риск развития каких-либо уловимых вредных эффектов после хронического воздействия на всю популяцию, включая наиболее чувствительные подгруппы.

Приемлемый риск. Уровень риска, оправданный с точки зрения экономических, социальных и экологических факторов. Концепция приемлемого риска - один из основополагающих элементов всей методологии оценки риска. Приемлемый риск разделяет опасности на чрезмерные (недопустимые) и приемлемые (допустимые). Максимальный уровень приемлемого риска тем самым определяет предельный (граничный) уровень опасности, который может быть допущен. Приемлемый риск может использоваться также для количественного измерения уровня экологической безопасности.

Анализ риска. Аналитический процесс для получения информации, необходимой для предупреждения негативных последствий для здоровья и жизни человека, его собственности или окружающей среды. Исследование состоит из двух компонентов: оценки риска и управления риском.

Оценка риска. Стандартизованная методика, рекомендованная Американской национальной академией наук и Комиссией по ядерному регулированию.

Процесс оценки риска подразделяется на 4 основных этапа:

Этап 1 Идентификация (определение) опасности - определение того, какие возможные нежелательные эффекты могут вызываться различными загрязнителями.

Этап 2 Оценка зависимости "доза-ответ" - оценка вероятностей проявления эффектов для здоровья при определенных уровнях воздействия. На этом этапе должны быть установлены количественные закономерности, связывающие экспозицию (полученную дозу вещества или концентрацию) с распространенностью того или иного неблагоприятного для здоровья эффекта, то есть с вероятностью его развития.

Этап 3 Оценка воздействия - величина (уровни), длительность и частота воздействия вредных факторов на человека и численность людей, подвергающихся воздействию различных доз химических загрязнителей с учетом разных путей поступления химических веществ в организм.

Этап 4 Характеристика риска - комплексный анализ результатов, полученных на этапах 1-3 оценки риска. Описание природы и степени риска для здоровья, включая оценки неопределенностей.

Сравнительный анализ рисков /САР/. Сравнение рассчитанных рисков или нарушений здоровья от воздействия фактора окружающей среды с рисками, вызываемыми другими агентами или социальными факторами. На этой основе принимаются решения о "приемлемом риске" и очерчивается круг вопросов, требующих первоочередного внимания. САР необходимо рассматривать как систему - от сбора данных, их анализа, ранжирования рисков, разработки планов действий до их реализации.

Управление риском. Система нормативно-правовых, административных и экономических механизмов, способствующих достижению минимизации воздействия с учетом социально-экологических факторов. Управление техногенными воздействиями может осуществляться на локальном уровне отдельного источника опасности, региональном и глобальном уровнях.

Региональный подход. Наиболее высокий уровень анализа, охватывающий комплекс и взаимосвязи проблем, существующих в регионе и нуждающихся в оценке и соответствующем управлении.

Распространение информации о риске. Аспект гласности является принципиально новым и отличает концепцию риска от предшествующих концепций, используемых при оценке опасности воздействия вредных факторов окружающей среды на население. Результаты исследования должны быть понятны не только специалистам по управлению риском на всех уровнях принятия решений, но также доступны для представителей прессы и населения в целом. В результате чего достигается необходимый контроль и обратная связь с общественностью в оценке эффективности природоохранительных мероприятий.

Неопределенности и допущения. Анализ неопределенностей проводится с целью тщательного изучения всех факторов, способных исказить результаты исследования и учитывается при проведении анализа риска на всех его этапах.


Методические рекомендации по обработке и анализу эколого-эпидемиологических данных, необходимых для принятия решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения (утв. Госкомэкологией РФ, 2000 г.)


Настоящие методические рекомендации разработаны на основе имеющегося опыта России и других стран по изучению и применению оценки риска здоровью населения, сравнительного анализа рисков и выбора приоритетов деятельности по предупреждению и снижению неблагоприятных техногенных воздействий на окружающую природную среду и здоровье человека.


Документ подготовлен сотрудниками Федеральной группы реализации Компонента "Экологическая эпидемиология" Центра по Подготовке и Реализации Международных Проектов Технического Содействия (ЦПРП) (В.Д.Фурман, Н.В.Лебедева, Г.М.Земляная, В.А.Кислицин, М.В.Королева) в соответствии с планом внедрения результатов работ Компонента "Экологическая эпидемиология" Проекта по управлению окружающей средой.



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.