Письмо МПР РФ от 12 апреля 2000 г. N 33-03-3/1368 "О некоторых итогах работы государственных природных заповедников по обеспечению режима охраны в 2000 году"

Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 12 апреля 2000 г. N 33-03-3/1368
"О некоторых итогах работы государственных природных заповедников по обеспечению режима охраны в 2000 году"


Анализ сведений о результатах работы инспекторских служб государственных природных заповедников России дал возможность подвести итоги работы по обеспечению режима охраны территорий заповедников (а также их охранных зон и находящихся в их ведение природных заказников) в 2000 году.

В течение 2000 года служба охраны действовала в 99 государственных природных заповедниках Российской Федерации. Общая фактическая численность работников службы охраны на конец 2000 года составляла 1843 человека.

Согласно информационным отчетам директоров заповедников, в структуре службы охраны 62 (в 1999 году - 61) заповедника имелись специально созданные оперативные группы.

В государственных заповедниках в 2000 году службой охраны составлено 6057 протоколов (в 1999 - 5088) по различным нарушениям установленного режима, в том числе о самовольной порубке - 234 (в 1999 - 259), о незаконном сенокошении и выпасе скота - 65 (63), о незаконной охоте - 605 (536), о незаконном рыболовстве - 1425 (1170), о незаконном сборе дикоросов - 1264 (1213), о самовольном захвате земли и незаконном строительстве - 53 (51), о незаконном нахождении (проезде, проходе, стоянке транспорта) - 1880 (1485), о загрязнении - 34 (91), о нарушении Правил пожарной безопасности в лесах - 220 (183). Официально зарегистрировано браконьерское добывание 83 копытных зверей (98 в прошлом году), 1 бурого и 2 белых медведей.

С нарушителей в 2000 году взыскано в административном порядке 1475,9 тыс. рублей штрафа (в 1999 году - 717,6) и 1839,4 тыс. рублей по предъявленным искам о возмещении ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам (в 1999 - 1641,1). Наиболее значительные суммы (штрафы и иски) с нарушителей сумели взыскать заповедники "Черные земли" (802,2 тыс. руб.). Лапландский (608,5 тыс.), Курильский (459,0 тыс.), Дальневосточный морской (279,1 тыс.), "Столбы" (191,6 тыс.), Лазовский (63,0 тыс.), "Малая Сосьва" (58,7 тыс.), Кавказский (53,1 тыс.), Астраханский (51,8 тыс.), "Кузнецкий Алатау" (50,3 тыс.), Уссурийский (38,7 тыс.), Байкальский (38,0 тыс.), Воронежский (35,5 тыс.), Ханкайский (28,4 тыс.), Северо-Осетинский (27,2 тыс.). Таким образом доля вышеперечисленных 15 заповедников (15% заповедников России) в части взыскания штрафных и исковых сумм составила в истекшем году 86%.

В 96 случаях (в 1999 г. - в 75) по выявленным фактам следственными органами возбуждены уголовные дела, 37 нарушителей (в 1999 году 27), совершивших экологические преступления, по приговорам судов привлечены к уголовной ответственности. Эти обвинительные приговоры были вынесены в отношении лиц, выявленных и задержанных службой охраны заповедников Лазовского (8 чел.), Астраханского (7 чел.), Байкальского (6 чел.), Сохондинского (5 чел.), Кавказского (5 чел.), "Столбы" (3 чел.), Висимского (1 чел.), Керженского (1 чел.), "Черные земли" (1 чел.).

В 39 заповедниках (как и в 1999 году) задержание нарушителей сопровождалось изъятием у них 92 (в 1999 - 57) единиц нарезного оружия: Кавказский - 18 (5), Лазовский 17 (14), "Столбы" - 9 (4), Даурский - 8 (2), "Убсунурская котловина" - 8 (1), Больше-Хехцирский - 7 (1), Болоньский - 5 (1), "Кузнецкий Алатау" - 4 (3), Алтайский - 3 (0), "Малая Сосьва" - 3 (4), Сихотэ-Алинский - 3 (5), Сохондинский - 2 (4), Висимский - 2 (2), Хинганский - 2 (4), Воронинский - 1 (0) и 213 (222) единиц оружия гладкоствольного: Ханкайский - 36 (19), Даурский - 27 (49), Лазовский 17 (15), "Малая Сосьва" - 13 (12), Больше-Хехцирский - 12 (5), "Черные земли" - 12 (0), Кавказский - 9 (12), Болоньский - 9 (9), Северо-Осетинский - 9 (12), Хинганский - 8 (18), Висимский - 4 (11), Катунский - 4 (0), Сихотэ-Алинский - 4 (3), Сохондинский - 4 (6), Центрально-Черноземный - 4 (3), Алтайский - 3 (0), Байкальский - 3 (1), Воронежский - 3 (9), Кабардино-Балкарский - 3 (0), "Кузнецкий Алатау" - 3 (3), "Кедровая падь" - 3 (0), "Столбы" - 3 (5), Воронинский - 2 (2), "Приволжская лесостепь" - 2 (0), Присурский - 2 (2), "Убсунурская котловина" - 2 (0), "Бастак" - 1 (1), "Белогорье" - 1 (0), Верхне-Тазовский - 1 (0), Зейский - 1 (0), Нижне-Свирский - 1 (1), Норский - 1 (0), Комсомольский - 1 (0), Керженский - 1 (0), Поронайский - 1 (0), Тебердинский - 1 (1), Тунгусский - 1 (1), Южно-Уральский - 1 (0).

Таким образом из 305 единиц изъятого огнестрельного оружия 234 (77%) изъято службой охраны 12 (из 99) заповедников (Ханкайский, Даурский, Лазовский, Кавказский, Больше-Хехцирский, "Малая Сосьва", Болоньский, "Столбы", "Черные земли", "Убсунурская котловина", Хинганский, Северо-Осетинский).

Кроме того, за отчетный период у нарушителей заповедного режима было изъято сетей, бредней и неводов - 1822 (1180), вентерей, верш и мереж - 278 (185), капканов, петель и иных самоловов - 1540 (2262), 9 комплектов для электролова, 12 кг взрывчатых веществ.

Следует отметить, что из 13 заповедников, располагающих подконтрольной морской акваторией, в 2000 году наиболее существенные результаты в обеспечении ее охраны продемонстрировали заповедники Курильский и Дальневосточный морской.

Протоколы по делам о загрязнении природных комплексов, самозахвате земель и незаконном строительстве составлялись службой охраны лишь 18 (в 1999 г. - 17) заповедников ("Басеги", Большой Арктический, Волжско-Камский, Воронежский, Дарвинский, Даурский, "Денежкин камень", Жигулевский, Кавказский, "Кивач", Курильский, Олекминский, "Приволжская лесостепь", "Столбы", Тебердинский, Центрально-Черноземный, "Черные земли", Южно-Уральский), что свидетельствует о недостаточном в целом уровне контроля за состоянием охраняемых экосистем по меньшей мере в пределах охранных зон остальных заповедников.

В тоже время в ряде заповедников службой охраны за данный период нарушений заповедного режима не зарегистрировано (Витимский, Гыданский, Тигирекский, "Остров Врангеля") либо зарегистрированы единичные малозначительные нарушения (Буреинский, Тунгусский, Джугджурский, Юганский, Ботчинский, "Пасвик").

В ряде заповедников все либо значительную долю выявленных нарушений составляют т.н. "безличные", когда виновные лица не установлены. В Баргузинском заповеднике из 9 вскрытых нарушений - 6 "безличных", в Центральносибирском из 5-4 "безличных", в Оренбургском из 3-2, в Командорском из 24-19, в "Нургуше" из 18-15, в "Басегах" из 10-8, в Олекминском из 4-3.

В Кроноцком и Центральносибирском заповедниках службой охраны не было вскрыто ни одного факта нарушений режима на территории вверенных этим заповедникам федеральных заказников.

В ряде заповедников не принимаются должные меры по привлечению нарушителей к установленной законом ответственности, что провоцирует безнаказанность и девальвирует широкие полномочия службы охраны заповедника. В заповедниках "Азас", Верхне-Тазовском, Оренбургском, Печеро-Илычском с нарушителей не было взыскано какого либо штрафа. В заповеднике "Бастак" наложено и взыскано всего 168 рублей штрафа (при наличии 26 нарушителей!). В Центральносибирском заповеднике (согласно отчета его директора) при наличии 9 задержанных нарушителей общая сумма наложенного штрафа составила 47 (!) рублей - это меньше одного минимального размера оплаты труда, т.е. меньше минимального штрафа, которой вправе налагать должностное лицо заповедника в соответствии с Федеральным законом.

В Приокско-Террасном заповеднике из 164 задержанных нарушителей к административной ответственности привлечены не более 20. В Печеро-Илычском заповеднике из 10270 рублей наложенного штрафа и предъявленного иска с виновных лиц не было взыскано ни одного рубля. В заповеднике "Басеги" за год "удалось" взыскать лишь 83 рубля штрафа.

В Ильменском заповеднике (находится в ведении Российской академии наук) на подавляющее большинство нарушителей протоколы не составлялись и, следовательно, к ответственности виновные лица не привлекались (при этом согласно отчетным сведениям заповедника число граждан, допускающих нарушения заповедного режима составило в 2000 году 3 тысячи, протоколов же составлено 8, в т.ч. 4 - "безличных", наложен штраф общей суммой в 3 (!) минимальных размера оплаты труда.

Отмечается значительное (в сравнении с прошлыми годами) ослабление контрольно-инспекционной деятельности в заповедниках "Брянский лес" и Жигулевском.

Ряд заповедников ограничивается привлечением нарушителей исключительно к административной ответственности и не принимает мер по возмещению нанесенного ими ущерба. Так в Ненецком заповеднике нарушителям иски в возмещении ущерба не предъявлялись (при наличии сотни изъятых сетей и центнера изъятой рыбы), не предъявлялись они и в ряде других заповедников, в том числе Уссурийском (находится в ведение РАН), Южно-Уральском, Путоранском, Мордовском, Зейском, Большом Арктическом.

В заповедниках Воронежском, Кавказском, Хоперском в 2000 году зарегистрированы случаи нарушений заповедного режима непосредственно работниками заповедника, при этом официальное выявление этих нарушений стало возможным в значительной мере в силу принципиальной позиции руководителей этих заповедников. В то же время в марте 2000 г. во время рейда, организованного Управлением заповедного дела Госкомэкологии России совместно с органами рыбоохраны, выявлены факты грубого нарушения правил рыболовства со стороны госинспекторов Центрально-Сибирского заповедника.

В числе нарушителей, задержанных госинспекцией по охране заповедников, в ряде случаях оказывались должностные лица - работники правоохранительных органов, органов лесного хозяйства, госохотнадзора и иных природоохранных органов (Астраханский, Болоньский, Кавказский, "Кузнецкий Алатау", Окский, Ханкайский, Уссурийский), что также свидетельствует о занятой работниками охраны этих заповедников жесткой и принципиальной позиции.

В Дарвинском заповеднике задержание одного из нарушителей сопровождалось нападением на заместителя директора по охране и применением госинспектором табельного оружия, вооруженное сопротивление было также оказано госинспекторам Большого Арктического заповедника.

В 2000 году ряд региональных ассоциаций заповедников успешно провели кустовые методические семинары для работников службы охраны. В частности, такие семинары проводились под эгидой Координационного совета заповедников Дальнего Востока, Ассоциации особо охраняемых природных территорий "Средняя Волга" (на базе национального парка "Марий Чодра"), Ассоциации особо охраняемых природных территорий Центрального Черноземья (на базе Воронинского заповедника), Ассоциации заповедников и национальных парков Байкальского региона (на базе Байкало-Ленского заповедника). Полезным и актуальным было также проведение в 2000 году методического семинара для инспекторского состава заповедников Алтае-Саянского региона, проведенных Сибирским межрегиональным центром "Заповедники" (на базе Алтайского заповедника).

В целом среди заповедников, службе охраны которых в истекшем полугодии удавалось выявлять грубые нарушения заповедного режима, в том числе с задержанием вооруженных браконьеров, умело использовать свои полномочия в части привлечения виновных к административной и гражданско-имущественной ответственности, обеспечив взыскания штрафных и исковых сумм в значительных размерах, необходимо особо выделить заповедники Астраханский, Байкальский, Больше-Хехцирский, Волжско-Камский, Воронежский, Кавказский, "Кузнецкий Алатау", Курильский, Лазовский "Малая Сосьва", "Столбы", Ханкайский.

В связи с изложенным:

1. Обращаю внимание руководителей государственных природных заповедников "Азас", "Пасвик", Юганского, Буреинского, Витимского, "Басеги", Жигулевского, Ильменского, Командорского, Печеро-Илычского, Приокско-Террасного, Центральносибирского на крайне неудовлетворительное состояние организации службы охраны и необходимость ее коренного улучшения.

2. Прошу учесть, что вопросы премирования директоров государственных природных заповедников будут решаться с обязательным учетом работы по охране вверенных территорий;

3. Отмечаю важность формирования и всемерной поддержки деятельности оперативных групп в заповедниках, как приоритетной формы борьбы с браконьерством и иными нарушениями заповедного режима;

4. Предлагаю директорам государственных природных заповедников систематически практиковать проведение "кустовых" обучающих семинаров для работников службы охраны в рамках деятельности региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.

5. Требую от директоров государственных природных заповедников:

- уделять особое внимание вопросам исполнительного производства в части обеспечения взыскания штрафных и исковых сумм;

- открывать административное производство в отношении всех лиц, на которых составлены протоколы о нарушениях заповедного режима;

- прекратить практику необоснованного освобождения нарушителей от административной ответственности, наложения штрафов минимальных размеров, применения административных взысканий, не предусмотренных статьей 36 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях";

- в случаях нанесения ущерба природным комплексам и объектам не ограничиваться наложением административного штрафа и одновременно привлекать виновных лиц к гражданско-имущественной ответственности, в первую очередь по делам о самовольной порубке, самовольном сенокошении и пастьбе скота, незаконной охоте, незаконном лове рыбы, незаконном сборе дикоросов;

- передавать в следственные органы дела о нарушениях заповедного режима, содержащие признаки преступлений, обеспечив при этом надлежащее оформление первичной документации и необходимый контроль за дальнейшим прохождением дела;

- усилить контроль за обеспечением режима охранных зон заповедников, а также находящихся в их ведении иных особо охраняемых природных территорий, наладить в этой части взаимодействие с территориальными органами МПР России, включая проведение совместных мероприятий;

- при наличии подконтрольной морской акватории, для организации ее охраны наладить взаимодействие со спецморинспекциями МПР России и подразделениями морской охраны Федеральной пограничной службы;

- принять исчерпывающие меры по организации и повышению эффективности технической учебы инспекторского состава, уделяя особое внимание вопросам правового обеспечения контрольно-инспекционной деятельности, оформления необходимой документации, тактики оперативной работы;

- незамедлительно информировать Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности о любых незаконных действиях и решениях региональных органов власти и местного самоуправления, должностных лиц природоохранных и правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, представляющих угрозу охраняемым природным комплексам и объектам, либо нарушающих установленный порядок управления заповедниками;

- принимать жесткие меры к работникам заповедника, уличенным в браконьерстве, включая привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной, гражданско-имущественной и, в соответствующих обстоятельствах, к уголовной ответственности;

- для оценки состояния охраняемых природных комплексов и объектов заповедника, своевременного обнаружения источников антропогенного воздействия и разработки мер по обеспечению сохранения экосистем всемерно использовать потенциал научных отделов заповедников;

- рассмотреть вопрос о состоянии работы по охране заповедной территории и возможных путях ее совершенствования на одном из ближайших заседаний научно-технического совета заповедника.


Заместитель руководителя

Департамента охраны окружающей среды

и экологической безопасности

В.Б.Степаницкий



Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 12 апреля 2000 г. N 33-03-3/1368 "О некоторых итогах работы государственных природных заповедников по обеспечению режима охраны в 2000 году"


Текст письма официально опубликован не был



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.