Приказ МПР РФ от 2 апреля 1998 г. N 95 "О создании системы аудита недропользования"

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 1998 г. N 95
"О создании системы аудита недропользования"


В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 14.07.97 N БВ-П1-34пр, в целях усиления контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ, а также для повышения эффективности изучения, воспроизводства, использования и охраны недр, создания дополнительных условий для привлечения инвестиций в освоение минерально-сырьевой базы приказываю:

1. Управлению экономики природопользования (Шевчук), Управлению государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов (Есипов) совместно с Нормативно-правовым управлением (Стругов), Департаментом координации и внешних связей (Мамин), Департаментом науки и морских работ (Глумов), Финансово-экономическим управлением (Монастырных), Управлением региональной, социальной и кадровой политики (Шульгин) с привлечением научно исследовательских подразделений МПР России, специалистов других организаций и предприятий организовать работу по созданию системы аудита недропользования.

2. Утвердить рабочую группу из числа специалистов МПР России, подведомственных научно-исследовательских и заинтересованных организаций (по согласованию) по созданию системы аудита недропользования (Приложение 1).

3. Утвердить "Основные положения аудита недропользования" (Приложение 2).

4. Рабочей группе обеспечить организационно-методическое сопровождение деятельности по развитию аудита недропользования в соответствии с планом мероприятий (Приложение 3) и представить в IV квартале 1998 года руководству МПР России предложения по дальнейшему развитию работ, в том числе в других областях природопользования.

5. ЦРГЦ (Клюквин), ВИЭМСу (Комаров) с участием других научно-исследовательских организаций предусмотреть в проекте плана НИР на 1998 год тематику, связанную с подготовкой предложений по созданию системы аудита недропользования.

6. Департаменту науки и морских работ (Глумов) обеспечить финансирование НИР на 1998 - 1999 годы тематики, связанной с решением вопросов по созданию системы аудита недропользования.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Наталенко А.Е.


И.о. Министра

В.П.Орлов


Приложение 1

к приказу МПР РФ

от 2 апреля 1998 г. N 95


Состав рабочей группы по созданию системы аудита недропользования


1.

Шевчук Анатолий Васильевич

-

начальник Управления экономики природопользования МПР России (руководитель группы)


2.

Рейтлингер Александр Сергеевич
(зам. руководителя группы)

-

заместитель начальника Управления государственного контроля, экспертизы и охраны природных ресурсов МПР России


3.

Тюрюканов Андрей Анатольевич
зам. руководителя группы)

-

начальник отдела Управления экономики природопользования МПР России


4.

Вертель Галина Дмитриевна
(секретарь)

-

главный специалист Управления экономики природопользования МПР России


5.

Беленький Владимир Яковлевич

-

заместитель начальника Управления геолого-разведочных и геофизических работ Минтопэнерго России (по согласованию)


6.

Будагов Александр Георгиевич

-

начальник отдела континентального шельфа Департамента науки и морских работ МПР России


7.

Варламова Ольга Сергеевна

-

вице-президент аудиторской фирмы ICF/EKO (по согласованию)


8.

Грицков Виктор Владимирович

-

заместитель начальника Управления по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю Госгортехнадзора России (по согласованию)


9.

Джангиров Джумшид Адилович

-

заместитель начальника Управления науки и информации Госкомэкологии России (по согласованию)


10.

Еремин Виталий Николаевич

-

председатель Саратовского областного комитета по природным ресурсам


11.

Зиновьев Анатолий Афанасьевич

-

заместитель начальника Управления геологии и лицензирования ресурсов нефти и газа МПР России


12.

Клюквин Александр Николаевич

-

председатель ЦРГЦ МПР России


13.

Кочетков Михаил Владимирович

-

заместитель начальника Департамента региональной геологии и геофизики МПР России


14.

Кушев Владимир Борисович

-

заместитель директора ВИЭМС МПР России


15.

Лопатин Владимир Никифорович

-

профессор Академии Госслужбы при Президенте Российской Федерации (по согласованию)


16.

Охрименко Виктор Иванович

-

начальник отдела кадров Управления региональной, социальной и кадровой политики МПР России


17.

Пак Валерий Анатольевич

-

председатель Амурского областного комитета по природным ресурсам


18.

Рябикин Владимир Викторович

-

заместитель начальника Управления геологии и лицензирования минеральных ресурсов МПР России


19.

Сардонников Николай Михайлович

-

начальник отдела Нормативно правового управления МПР России


20.

Сергеева Надежда Александровна

-

председатель Ханты-Мансийского комитета по природным ресурсам


21.

Солодилов Леонид Николаевич

-

генеральный директор ЦРГГИ "ГЕОН" МПР России


22.

Федюкин Андрей Валерьевич

-

генеральный директор консалтинговой фирмы АО "Колфикс" (по согласованию)


23.

Харченко Алексей Викторович

-

генеральный директор аудиторской фирмы АО "Экадит" (по согласованию)


24.

Шульгин Юрий Григорьевич

-

начальник Управления региональной, социальной и кадровой политики МПР России


Приложение 2

к приказу МПР РФ

от 2 апреля 1998 г. N 95


Основные положения аудита недропользования


Общие положения


Создание и внедрение системы аудита недропользования диктуется спецификой горного производства, связанного с опасностью жизнедеятельности как на уровне ландшафтов, так и в подземных условиях. Аудит недропользования направлен на выработку решений, которые обеспечивали бы экономическую эффективность функционирования объектов недропользования, безопасность жизнедеятельности населения в районах ведения горных работ при соблюдении норм и правил недропользования.

Аудит недропользования осуществляется при разработке проектов комплексного развития промышленных зон и технико-экономических обоснований (ТЭО) на создание, реконструкцию, перепрофилирование или закрытие предприятий недропользователей, проверке проектов на соответствие нормативным документам, регламентируемым по разделу "Недра", оценке принимаемых технических решений.

Аудит недропользования является инструментом контроля и оказания содействия в наиболее эффективном использовании потенциальных возможностей недропользования, в том числе осуществления контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ.

Аудит недропользования может быть проведен отдельно, или в рамках общего аудита предприятия, включающего финансовый аудит, энергоаудит, экоаудит.

"Основные положения аудита недропользования" необходимы для определения общих направлений деятельности МПР России и его территориальных органов по созданию системы аудита недропользования. На базе этого документа, который определяет концептуальные позиции аудита недропользования, должны разрабатываться нормативно-методические документы, применительно к отдельным направлениям и объектам аудита недропользования.


1. Цели и задачи аудита недропользования


Цель аудита недропользования - анализ достоверности информации и разработка рекомендаций, необходимых для рационального использования недр и природных ресурсов при разработке полезных ископаемых, обеспечения использования подземного пространства в рамках существующих норм и правил, соблюдения безопасности жизнедеятельности населения в районах горных работ; осуществление контроля за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ.

Основные задачи аудита недропользования:

- определение направлений повышения рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны недр;

- контроль за выполнением условий соглашений (договоров) о разделе продукции в части поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения на стадиях процессов заключения, исполнения и прекращения соглашений (договоров) о разделе продукции;

- контроль за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами и на воспроизводство МСБ;

- снижение отрицательного воздействия недропользования на окружающую природную среду, на здоровье населения и персонала предприятий недропользователей;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности субъектов недропользования.


2. Основание для осуществления аудита недропользования


2.1. Законы и нормативно-правовые акты РФ в области управления качеством природными ресурсами, окружающей среды и охраны природных ресурсов: Законы РФ "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс, "Соглашение о разделе продукции", "О континентальном шельфе", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Указ Президента РФ от 22.12.93 г. N 2263; Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (от 02.02.98 N 132), "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" (от 20 ноября 1995 г. N 1124).

2.2. Проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

2.3. Проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (одобрен в основном Правительством РФ 31.07.97 г., в документе отмечена необходимость развития аудита в области природопользования).

2.4. Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ В.Б.Булгака 14 июля 1997 г. N БВ-П1-34пр (МПР России было поручено "ввести систему аудита с задачей проведения не реже, чем 1 раз в один - два года анализа выполнения недропользователями условий лицензионных соглашений").

2.5. Приказ Министра природных ресурсов N 139 от 25.08.97 "О проверке реализации выданных лицензий на право пользования недрами" (была определена необходимость разработки предложений и проектов нормативных актов по поэтапному введению горного аудита).

2.6. Существующие международные стандарты, правила и процедуры в области управления природными ресурсами и аудита.


3. Основные положения


3.1. Определение аудита недропользования

Аудит недропользования - процедура проверки деятельности недропользователей на соответствие нормативным актам в сфере недропользования и охраны окружающей среды и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр.

Аудирование проводится независимыми аудиторскими фирмами и аудиторами в интересах заказчика и осуществляющими свою деятельность на основе государственной лицензии. Результаты аудита учитываются территориальными органами МПР России и службами геолконтроля.

3.2. Объекты аудита недропользования:

- предприятия по добыче полезных ископаемых на стадии разведки, опытной и промышленной эксплуатации, консервации, включая систему транспортировки сырья и продукции и управления горно-геологическими отходами;

- предприятия, использующие шахты, тоннели, бункеры, резервуары и иные подземные сооружения для переработки, транспортировки, хранения сырья и продукции;

- специальные транспортные подземные сооружения (метрополитены и пр.);

- системы подземных коммуникаций, используемые для транспортировки и передачи воды, различных энергоносителей, электроэнергии;

- подземные полигоны отходов, в т.ч. радиоактивных, на стадии оборудования, эксплуатации и консервации, включая систему транспортировки отходов и их производных.

3.3. Субъекты аудита недропользования:

Министерство природных ресурсов России (МПР России) с участием других заинтересованных ведомств:

- разрабатывает нормативно-правовые документы;

- утверждает нормативно-методические документы;

- организует и проводит аттестацию аудиторов и аудиторских фирм;

- организует систему тренинга по аудиту;

- является заказчиком аудита;

- организует и проводит контроль в системе аудита.

Аудиторские фирмы:

- разрабатывают методические документы;

- проводят тренинг по аудиту;

- проводят аудит;

- участвуют в рассмотрении заявок на получение лицензий и контроле аудиторской деятельности.

Независимые аудиторы:

- участвуют в разработке нормативно-методических документов;

- участвуют в проведении тренинга по аудиту;

- участвуют в проведении аудита;

- участвуют в рассмотрении заявок на получение лицензий и контроле аудиторской деятельности.

3.4. Финансирование аудита недропользования производится за счет средств его заказчика.


Начальник Управления
экономики природопользования

А.В.Шевчук


Приложение 3

к приказу МПР РФ

от 2 апреля 1998 г. N 95


План мероприятий по созданию системы аудита недропользования


N

Наименование мероприятий

Исполнители

Срок исполнения

1

2

3

4

1.

Подготовка "Основных положений аудита недропользования"

Шевчук

I кв. 1998 г.

2.

Разработка и утверждение нормативно-правовой базы аудита недропользования:



2.1.

- разработка и согласование временного положения об аудите недропользования;

Шевчук

Есипов

Стругов

Комаров

Клюквин

II кв. 1998 г.

2.2.

- разработка положения об учебно-методических центрах по профилю "аудит недропользования";

Шульгин

Есипов

Комаров

Клюквин

II кв. 1998 г.

2.3.

- разработка положения об аттестации центров по обучению аудиторов

Есипов

Стругов

Шульгин

Комаров

Клюквин

III - IV кв. 1998 г.

2.4.

- разработка типовых методик и программ обучения аудиторов:

Шульгин

Есипов

Комаров

Клюквин

III кв. 1998 г.

2.5.

- разработка положения об аккредитации аудиторов и аудиторских фирм;

Есипов

Стругов

Шульгин

Шевчук

Комаров

Клюквин

III кв. 1998 г.

2.6.

- разработка положения о центральной и региональных аттестационных и аккредитационных комиссиях;

Шульгин

Есипов

Стругов

IV кв. 1998 г.

2.7.

- разработка положения о государственном реестре аудиторов недропользования;

Есипов

Стругов

Шевчук

IV кв. 1998 г.

2.8.

- разработка стандартных форматов протокола и отчета по аудиту;

Шевчук

Есипов

Комаров

Клюквин

IV кв. 1998 г.

3.

Организационные мероприятия по введению системы аудита недропользования:



3.1.

- обучение, аттестация и аккредитация специалистов-аудиторов;

Шульгин

Есипов

Шевчук

Клюквин

Комаров

Селезнев

1999 г.

3.2.

- организация системы контроля проведения аудита;

Есипов

Шевчук

1999 г.

3.3.

- накопление и анализ национального и международного опыта аудита недропользования.

Шевчук

Есипов

Мамин

постоянно


Начальник Управления
экономики природопользования

А.В.Шевчук



Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 1998 г. N 95 "О создании системы аудита недропользования"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.