Письмо МПР РФ от 16 апреля 2001 г. N 33-03-3/1402 "О некоторых итогах работы национальных парков по обеспечению режима охраны их территорий в 2000 г."

Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 16 апреля 2001 г. N 33-03-3/1402
"О некоторых итогах работы национальных парков по обеспечению режима охраны их территорий в 2000 г."


Анализ сведений о результатах работы служб охраны национальных парков России дал возможность подвести итоги работы по обеспечению режима охраны их территорий в 2000 году.

На конец минувшего года служба охраны 35 российских национальных парков насчитывала 2080 человек.

Согласно информационным отчетам директоров национальных парков в структуре служб охраны 26 национальных парков имелись специально созданные оперативные группы.

За 2000 год работниками охраны национальных парков составлено 3696 протоколов по различным нарушениям установленного режима, в том числе о нарушениях Правил пожарной безопасности в лесах - 970 (26%); о незаконном лове рыбы - 829 (22%), о самовольных порубках - 556 (15%), о незаконной охоте - 231 (6%), о самовольном захвате земли и незаконном строительстве - 236 (6%), о загрязнении - 181 (5%). Общее количестве задержанных нарушителей составило 3532 человека.

В 14 (из 35) национальных парках задержание нарушителей сопровождалось изъятием 17 единиц нарезного оружия ("Тункинский" - 12, "Прибайкальский" - 4, "Смоленское поозерье" - 1) и 45 единиц гладкоствольного оружия ("Тункинский" - 10, "Мещера" - 8, "Прибайкальский" - 6, "Смоленское поозерье" - 5, "Кенозерский" - 3, "Зюраткуль" - 2, "Сочинский" - 2, "Шорский" - 2, "Югыд ва" - 2, "Валдайский" - 1, "Нечкинский" - 1, "Приэльбрусье" - 1, "Смольный" - 1, "Таганай" - 1). Таким образом из 62 единиц изъятого огнестрельного оружия три четверти всех стволов - 46 изъято охраной 4 парков - Тункинского (22), Прибалтийского (10), "Мещера" (8) и "Смоленское Поозерье" (6).

Кроме того, за отчетный период у нарушителей было изъято 1046 сетей, бредней и неводов, 388 вентерей, мереж и верш, 180 капканов, 2845 петель и иных самоловов, 8 комплектов для электролова.

С нарушителей взыскано по постановлениям должностных лиц национальных парков 467 тысяч рублей штрафа, а также 674 тысячи рублей по предъявленным искам о возмещении ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам.

Штрафные санкции к нарушителям наиболее масштабно и эффективно применяли 8 национальных парков, силами которых с нарушителей было взыскано три четверти всех штрафных сумм по системе национальных парков, а именно:


     "Лосиный остров"      -  134200;
     Сочинский             -   97300;
      Валдайский           -   24200;
      "Таганай"            -   22600;
      "Угра"               -   21400;
      "Зюраткуль"          -   20600;
      "Самарская Лука"     -   17300;
      "Куршская коса"      -   15000.

Умение и настойчивость в деле взыскания с нарушителей исковых сумм, т.е в деле обеспечения возмещения ущерба природным комплексам и объектам национального парка, - важный показатель эффективности работы по охране территории. В 2000 году наиболее принципиально, масштабно и эффективно решался вопрос о привлечении виновных лиц к гражданско-имущественной ответственности в 9 национальных парках, взыскавшим с нарушителей наиболее значительные исковые суммы, а именно:


      "Угра"               -   116000;
      "Мещера"             -    99800;
     Сочинский             -    74700;
      Валдайский           -    72400;
      "Припышминские       -    68100;
      боры"
      Тункинский           -    43900;
      "Самарская Лука"     -    35700;
      "Югыд ва"            -    35300;
      "Таганай"            -    27900.

Силами 9 вышеперечисленных национальных парков с нарушителей было взыскано 85% всех исковых сумм по системе парков.

В 72 случаях следственными органами возбуждены уголовные дела по нарушениям, выявленным работниками охраны национальных парков "Мещера", Валдайский, "Смоленское поозерье", "Марий Чодра", Мещерский, Нечкинский, "Югыд ва", "Орловское полесье", Сочинский, Тункинский. 11 нарушителей, совершивших экологические преступления, по приговорам судов привлечены к уголовной ответственности. Эти обвинительные приговоры были вынесены в отношении лиц, выявленных и задержанных службой охраны национальных парков Сочинский, "Мещера", Валдайский, "Русский Север", Нечкинский.

Протоколы по делам о загрязнении природных комплексов, самозахвате земель и незаконном строительстве составлялись службой охраны лишь 13 национальных парков ("Алания", "Водлозерский", "Забайкальский", "Лосиный остров", "Марий Чодра", "Нижняя Кама", "Самарская Лука", "Прибайкальский", "Себежский", Сочинский, "Угра", "Шушенский бор", "Югыд ва"). И хотя для некоторых парков в силу географии их территорий подобные нарушения не характерны ("Паанаярви", "Таганай"), все же данный факт свидетельствует о недостаточном в целом уровне контроля за состоянием охраняемых экосистем территорий многих национальных парков и их охранных зон.

Необходимо отметить, что уровень организации и результативность работы службы охраны во многих парках существенно различаются.

Так, из 3696 нарушений, выявленных работниками охраны национальных парков, 301 (8%) составляют т.н. "безличные", когда виновные лица не установлены. При этом в национальном парке "Русский Север" из 29 вскрытых нарушений (самовольные порубки) 26 "безналичные", в национальном парке "Водлозерский" из 18 вскрытых нарушений 12 "безличные".

Следует обратить внимание, что в парке "Русский Север" (166 тыс.га) каких либо иных нарушений, кроме самовольных порубок, службой охраны зафиксировано не было. В национальном парке "Чаваш вармане" зарегистрировано только 36 случаев нарушений правил пожарной безопасности и 1 самовольная порубка, каких либо иных нарушений, в том числе нарушений правил охоты, рыболовства, не выявлено. В национальном парке "Приэльбрусье" службой охраны вскрыты только 1 нарушение правил охоты и три нарушения правил рыболовства, каких либо иных нарушений на этой территории с масштабно развитой туристской сферой работниками парка не выявлено.

В ряде национальных парков не принимаются должные меры по привлечению нарушителей к установленной законом ответственности, что провоцирует безнаказанность и девальвирует широкие полномочия службы охраны. Так, в национальном парке "Русский Север" к задержанным в парке нарушителям меры административной ответственности приняты не были. Средний размер наложенного должностными лицами парка "Чаваш вармане" штрафа составил 11 (!) рублей, совершенно очевидно, что полномочия, предусмотренные в этой части Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", руководством парка не используются. В национальном парке "Мещерский" средняя сумма наложенного на 1 нарушителя штрафа составила 25 рублей, в национальном парке "Марий Чодра" - 52 рубля, в национальном "Смольный" - 56 рублей, т.е меньше минимального размера штрафа, которой вправе налагать должностное лицо национального парка в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

Ряд национальных парков ограничивается привлечением нарушителей исключительно к административной ответственности и не принимает мер по возмещению нанесенного ими ущерба. Так, в 2000 году иски в возмещении ущерба не предъявлялись нарушителям в 8 национальных парках, в том числе в Кенозерском, "Куршская коса", Прибайкальском, "Приэльбрусье".

В целом среди национальных парков, службе охраны которых в истекшем полугодии удавалось выявлять грубые нарушения установленного режима, в том числе с задержанием вооруженных браконьеров, умело использовать свои полномочия в части привлечения виновных к административной и гражданско-имущественной ответственности, обеспечив взыскания штрафных и исковых сумм в значительных размерах, необходимо особо выделить национальные парки "Мещера", "Угра", Валдайский, "Лосиный остров", "Таганай", "Самарская Лука", Сочинский, "Зюраткуль", Тункинский, "Смоленское поозерье".

В связи с изложенным:

1. Обращаю внимание руководителей национальных парков "Русский Север", "Чаваш вармане" и "Приэльбрусье" на крайне неудовлетворительное состояние организации службы охраны и необходимость ее коренного улучшения.

2. Прошу учесть, что вопросы премирования директоров национальных парков будут решаться с обязательным учетом работы по охране вверенных территорий.

3. Отмечаю важность формирования и всемерной поддержки деятельности оперативных групп в национальных парках, как приоритетной формы борьбы с браконьерством и иными нарушениями заповедного режима;

4. Предлагаю директорам национальных парков систематически практиковать проведение "кустовых" обучающих семинаров для работников службы охраны в рамках деятельности региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.

5. Требую от директоров национальных парков:

- уделять особое внимание вопросам исполнительного производства в части обеспечения взыскания штрафных и исковых сумм;

- открывать производство в отношении всех лиц, на которых составлены протоколы о нарушениях установленного режима;

- прекратить практику необоснованного освобождения нарушителей от административной ответственности и наложения штрафов минимальных размеров;

- в случаях нанесения ущерба природным комплексам и объектам не ограничиваться наложением административного штрафа и привлекать виновных лиц также к гражданско-имущественной ответственности, в первую очередь по делам о самовольной порубке, самовольном сенокошении и пастьбе скота, незаконной охоте, незаконном лове рыбы, незаконном сборе дикоросов;

- передавать в следственные органы дела о нарушениях установленного режима, содержащие признаки преступлений, обеспечив при этом надлежащее оформление первичной документации и необходимый контроль за дальнейшим прохождением дела;

- усилить контроль за обеспечением режима охранных зон национальных парков, наладить в этой части взаимодействие с территориальными органами МПР России, включая проведение совместных мероприятий;

- принять исчерпывающие меры по организации и повышению эффективности ежегодной технической учебы инспекторского состава, уделяя особое внимание вопросам правового обеспечения контрольно-инспекционной деятельности, оформления необходимой документации, тактики оперативной работы;

- незамедлительно информировать Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности о любых незаконных действиях и решениях региональных органов власти и местного самоуправления, должностных лиц природоохранных и правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, представляющих угрозу охраняемым природным комплексам и объектам, либо нарушающих установленный порядок управления национальными парками;

- принимать жесткие меры к работникам национального парка, уличенным в браконьерстве, включая привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной, гражданско-имущественной и, в соответствующих обстоятельствах, к уголовной ответственности;

- для оценки состояния охраняемых природных комплексов и объектов заповедника, своевременного обнаружения источников антропогенного воздействия и разработки мер по обеспечению сохранения экосистем всемерно использовать потенциал научных отделов национальных парков, а также сторонних научно-исследовательских организаций;

- рассмотреть вопрос о состоянии работы по охране территории национального парка и возможных путях ее совершенствования на одном из ближайших заседаний научно-технического совета парка либо ином производственном совещании, проинформировав о результатах рассмотрения Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности.


Заместитель руководителя
Департамента охраны окружающей
среды
и экологической безопасности

В.Б.Степаницкий



Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 16 апреля 2001 г. N 33-03-3/1402 "О некоторых итогах работы национальных парков по обеспечению режима охраны их территорий в 2000 г."


Текст письма официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение