Приказ Роскомрыболовства РФ от 29 апреля 1996 г. N 85 "О мерах по повышению уровня обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота"

Приказ Роскомрыболовства РФ от 29 апреля 1996 г. N 85
"О мерах по повышению уровня обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота"


В 1995 году на промысловом флоте произошло 126 аварийных случаев, в т.ч. 6 кораблекрушений, 3 аварии, 95 аварийных происшествий. Из 126 аварийных случаев: 50 - навигационные, 67 - технические, 9 - пожары и взрывы.

При авариях в 1995 году погибли 13 человек.

Анализ заключений по результатам расследования причин и обстоятельств аварийных случаев показывает, что основными факторами, обусловившими высокий уровень аварийности в 1995 году являются:

1. Стремление многих судовладельцев, особенно коммерческих структур, имеющих небольшое число судов, увеличить прибыль за счет снижения затрат, связанных с безопасной эксплуатацией флота, в результате чего имеют место:

- нарушения требований нормативных документов, регламентирующих безопасную эксплуатацию флота;

- отсутствие или слабость, некомпетентность судовладельческих служб, обеспечивающих безопасную эксплуатацию флота;

- ослабление контроля за деятельностью командного состава судов со стороны судовладельцев;

- неудовлетворительное техническое состояние флота, эксплуатация технически неисправных судов;

- низкая организация штурманской службы и вахты на мостике:

2. Низкий уровень дисциплины и порядка на судах.

3. Ухудшение функционирования системы повышения квалификации командного плавсостава, тренажерной подготовки, проверки знаний, работы учебно-тренировочных судов по подготовке судоэкипажей к борьбе за живучесть, использованию спасательных средств, методам личного выживания в экстремальных ситуациях.

4. Естественное старение флота и вызванное им снижение уровня технического состояния судов, недостаток средств на ремонт и модернизацию флота.

5. Недостатки в деятельности Морского Регистра судоходства по контролю за техническим состоянием судов, несовершенство правил и практики работы по надзору за техническим состоянием рыбопромыслового флота при эксплуатации его в новых условиях рыночных отношений и возникновения большого числа мелких судовладельцев.

6. Несовершенство нормативно-правовой базы безопасности мореплавания, в частности в отношении обязанностей судовладельцев обеспечить безопасную эксплуатацию используемых ими судов.

7. Недостатки в деятельности органов, осуществляющих надзор за безопасностью мореплавания.

С целью исправления положения дел с аварийностью на рыбопромысловом флоте Комитетом Российской Федерации проводится определенная работа:

В первой половине 1995 года было завершено создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.94 г. N 487 государственных администраций морских рыбных портов, на которые возложены функции государственного надзора за судовладельцами всех форм собственности по всем вопросам, связанным с обеспечением безопасности мореплавания, т.е. был создан единый федеральный орган надзора за безопасностью мореплавания судов рыбопромыслового флота.

Ведется работа по реорганизации и техническому оснащению государственной службы наблюдения за флотом, созданию штабов при государственных администрациях моррыбпортов по оказанию помощи судам, терпящим бедствие.

При государственных администрациях (капитанах) морских рыбных портов созданы отделы по контролю за работой служб безопасности мореплавания судовладельцев, учебных, учебно-тренировочных судов, радиолокационных тренажеров, электронавигационных камер, станций НСС и т.п. Вводится контроль за безопасной работой флота непосредственно в море.

Проводятся мероприятия по улучшению системы портового надзора за судами всех форм собственности.

В 1995 году Роскомрыболовством за грубые нарушения дисциплины, приведшие к аварийным случаям, 17 лиц командного состава судов лишены дипломов на различные сроки.

Изысканы финансовые средства государственной поддержки работы экспедиционных отрядов аварийно-спасательных судов. Для более эффективного использования и оперативного управления экспедиционными отрядами аварийно-спасательных судов принято решение о передаче и переподчинении их государственным администрациям моррыбпортов.

Определен план создания и переработки нормативно-распорядительной документации по мореплаванию, соблюдению режима плавания и промысла.

С 1996 года возобновляется издание сборника "Безопасность мореплавания и ведения промысла".

Учитывая международный опыт, закрепленный в решениях Ассамблеи Международной морской организации от 4 ноября 1993 года, принявшей Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), и, приблизив национальные требования в этой области к международным стандартам, в целях повышения уровня безопасной эксплуатации рыбопромысловых судов независимо от форм собственности разработаны мероприятия и начато практическое внедрение МКУБ на рыбопромысловом флоте.

До 01 июля 1996 года все рыболовные компании должны быть проверены государственными администрациями на соответствие требованиям МКУБ и получить свидетельство о соответствии системы управления компании безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

Вместе с этим анализ показывает, что положение дел с аварийностью флота в отрасли требует принятия дополнительных мер.

В целях дальнейшего повышения уровня обеспечения безопасности плавания и ведения промысла судов рыбопромыслового флота приказываю:

1. Утвердить "Основные обязанности судовладельцев в отношении обеспечения безопасности плавания эксплуатируемых (используемых) ими судов" (приложение 1).

2. Научно-техническому управлению, Управлению развития флота, Управлению мореплавания, портов и охраны труда в срок до 1 января 1997 года организовать проведение Гипрорыбфлотом совместно с государственными администрациями моррыбпортов анализа технического состояния рыбопромыслового флота, правил и практической деятельности Морского Регистра судоходства с точки зрения обеспечения должного технического надзора за судами рыбопромыслового флота в условиях перехода к рыночным отношениям и возникновения значительного числа судовладельцев, имеющих небольшое количество судов.

3. Управлению развития флота, Управлению мореплавания, портов и охраны труда, Управлению финансов и учета:

3.1. С получением упомянутого в п.2 анализа рассмотреть вопрос о необходимости и целесообразности обращения в Правительство Российской Федерации, другие соответствующие органы о выводе Морского Регистра судоходства из состава Минтранса России, его подчинении совместно Минтрансу России и Роскомрыболовству, либо о создании отдельного органа технического надзора за рыбопромысловым флотом, результаты рассмотрения доложить в месячный срок со дня получения анализа.

3.2. В течение 1996 - 1997 гг. организовать техническое обследование приписанных к морским рыбным портам судов в возрасте старше 15 лет для определения их фактического состояния с целью недопущения эксплуатации судов, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии.

3.3. Подготовить предложения по финансированию строительства и задержанию аварийно-спасательных судов.

4. АО "Севрыба" до 1 января 1997 года передать бассейновый отряд аварийно-спасательных судов государственной администрации Мурманского морского рыбного порта.

5. Управлению мореплавания, портов и охраны труда:

5.1. В срок до 1 ноября 1996 г. подготовить предложения по:

5.1.1. Укреплению органов, организующих и контролирующих безопасность мореплавания в центре и на местах, поднятию их статуса, приданию им больших прав. Ввести в состав бассейновых научно-промысловых советов начальников государственных администраций морских рыбных портов.

5.1.2. Организации аттестации руководящего состава судовладельческих предприятий, отвечающего за безопасную эксплуатацию флота, имея ввиду проведение аттестации специалистов крупных предприятий согласно приложению 2 - в Роскомрыболовстве, остальных - государственными администрациями моррыбпортов.

5.1.3. Завершению работы по введению должностей главных капитанов промысловых районов и инспекторов безопасности мореплавания в составе государственных администраций Мурманского и Калининградского морских рыбных портов для практической реализации права Роскомрыболовства осуществлять государственный надзор за флотом непосредственно в море.

5.1.4. Решению проблемы улучшения деятельности тренажерных центров, учебно-тренировочных судов, навигационных камер, станций спасательных средств и на этой основе улучшить обучение и проверку знаний в области умения пользоваться спасательной техникой и методам личного выживания при бедствиях на море.

5.1.5. Решению с Морским Регистром судоходства вопроса о немедленном введении обязательных требований комплектации судов, работающих в арктических водах, комплектом гидрокостюмов для всех членов экипажа.

5.1.6. Организации проверок судов в иностранных портах, в которые заходят большое число судов рыбопромыслового флота и возобновлению деятельности штабов по организации поиска и спасения людей и судов, терпящих бедствие (совместно с государственными администрациями моррыбпортов).

5.1.7. Организации комплексной проверки работы Союза рыбопромышленников Севера с входящими в его состав судовладельцами по обеспечению безопасной технической эксплуатации принадлежащих (эксплуатируемых ими) судов.

5.1.8. Организации в 1996 - 1997 гг. проверок деятельности всех государственных администраций моррыбпортов.

6. Государственным администрациям морских рыбных портов:

6.1. Организовать постоянный контроль за сроками действия судовых документов, не допускать нахождение в море судов с документами, срок действия которых истек.

6.2. При проверках судов, уходящих в море, повысить требовательность к техническому состоянию судов. В случае возникновения сомнений в исправности и работоспособности корпуса, систем, оборудования, требовать от судовладельца проведение внеочередного освидетельствования Морским Регистром судоходства.

6.3. При освидетельствовании судовладельческих структур на соответствие требованиям МКУБ вопросы, относящиеся к выполнению требований Морского Регистра судоходства (классификационного общества) по соблюдению сроков освидетельствований судов, взять на особый контроль, при выявлении нарушений "Свидетельства МКУБ" не выдавать (изымать), незамедлительно поставив об этом в известность Роскомрыболовство.

6.4. Не реже 1 раза в 6 месяцев готовить и проводить с ответственными представителями судовладельцев, эксплуатирующих суда морского плавания, совещания по вопросам безопасной эксплуатации судов, предотвращения загрязнения и аварийности.

6.5. Усилить требования к знаниям командным составом основных нормативных документов по безопасности мореплавания при проведении проверок знаний (аттестаций), особенно лиц старшего командного состава. Производить выборочные проверки знаний портовыми комиссиями при оформлении отходов судов в море.

6.6. Уделить особое внимание контролю за комплектностью и технической исправностью, сроками проверок и освидетельствований спасательного, аварийного, противопожарного и ледового имущества при проведении инспектирований судов.

6.7. При оформлении отходов судов в море обеспечить тщательную Проверку всей требуемой документации по срокам действия. Плавание разрешать только до истечения сроков действия документов на средства и оборудование, подлежащее регулярным проверкам. Требовать от судовладельцев гарантий по соблюдению даты прихода. (При необходимости требовать представление копий документов по освидетельствованию в инпорту).

7. Судовладельцам независимо от форм собственности:

7.1. В составе управленческого аппарата иметь специалиста, несущего полную ответственность за соблюдение норм безопасности мореплавания и требований по охране человеческой жизни на море, имеющего для исполнения своих функций достаточный круг полномочий, определенный должностной инструкцией (положением), надлежащую квалификацию и опыт практической работы в командной должности (капитан, ст.механик) плавсостава рыбопромыслового флота не менее 3 лет.

7.2. Организовать постоянный контроль за соблюдением сроков, объемов и целей ремонта и технического обслуживания судов, их основных механизмов и узлов со стороны инспекции Морского Регистра судоходства.

7.3. Ввести систему контроля за сроками действия судовых документов Морского Регистра судоходства (классификационного общества) по каждому судну, исключающую эксплуатацию судов при истечении этих сроков.

7.4. Установить порядок проверок судов внутри судовладельческой структуры по срокам не реже 1 раза в 6 месяцев каждое судно, при этом в качестве обязательных пунктов инспектирования определить:

- всестороннюю оценку текущего технического состояния корпуса, узлов и основных механизмов судна;

- комплектность и техническое состояние спасательных средств, включая соблюдение сроков обязательных освидетельствований и проверок:

- комплектность и техническое состояние аварийного, противопожарного имущества и снабжения;

- организацию подготовки экипажа к действиям по всем видам судовых тревог, включая практическую их отработку.

7.5. Обязать капитанов соблюдать установленные сроки, объем и адреса подачи информации при нахождении судна в море, установить, что нарушения в этом вопросе, в том числе подача необъективной информации, будут рассматриваться на уровне должностного проступка, влекущего наказание вплоть до лишения диплома на морское звание.

8. Управлению кадров и учебных заведений, Управлению мореплавания, портов и охраны труда в срок до 1 октября 1996 года подготовить предложения по приведению системы аттестации руководящего состава организаций и предприятий, капитанов судов, проверки знаний командного плавсостава и повышения квалификации указанных категорий специалистов в соответствие с современными условиями деятельности предприятий и флота.

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета В.Г.Рудникова.


Председатель Комитета

В.Ф.Карельский


Приложение 1

к приказу Роскомрыболовства

от 29 апреля 1996 г. N 85


Основные обязанности
судовладельцев в отношении обеспечения безопасности плавания эксплуатируемых (используемых) судов


1. В соответствии со ст.10 КТМ судовладельцем признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

2. Судовладелец обязан:

2.1. Зарегистрировать в установленном порядке используемые (эксплуатируемые) им от своего имени рыбопромысловые суда в морском рыбном порту.

2.2. Обеспечивать наличие на судне документов, предусмотренных Кодексом торгового мореплавания, правилами Морского Регистра судоходства, нормативными документами Роскомрыболовства.

2.3. Обеспечить безопасное плавание судна в соответствии с российскими правилами и международными нормами, в том числе:

- укомплектованность экипажем соответствующей численности и квалификации;

- снабжение необходимыми навигационными картами и пособиями, индивидуальными защитными и спасательными средствами;

- обеспечить надлежащее техническое состояние и своевременное представление судна к освидетельствованию Морским Регистром судоходства (или другим признанным в России классификационным обществом);

- обслуживание судна, как в отечественных, так и в иностранных портах, снабжением, топливом, продовольствием, имуществом и промысловым снаряжением;

- подготовку членов экипажа на учебных судах и в тренажерных центрах;

- строгое соблюдение сроков пребывания плавсостава и судов в море.

3. Судовладелец обязан обеспечить представление установленной информации органам, осуществляющим контроль за безопасностью мореплавания об аварийных случаях с его судном, представить требуемые документы, обеспечить должное содействие в проведении расследования.


Приложение 2

к приказу Роскомрыболовства

от 29 апреля 1996 г. N 85


Перечень
судовладельческих организаций, руководящий состав которых в соответствии с п.5.2.2. проходит аттестацию в Роскомрыболовстве


1. АООТ Судоходная компания "Востоктрансфлот".

2. АО "Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота".

3. АО "Находкинская база активного морского рыболовства".

4. АО "Корсаковская БОР".

5. Холдинговая компания АО "Дальморепродукт".

6. Тихоокеанское управление промысловой разведки научно-исследовательского флота.

7. АО "Управление тралового и рефрижераторного флота".

8. АО "Камчатрыбпром".

9. Петропавловское АО "Рыбхолодфлот".

10. Петропавловское АО "Океанрыбфлот".

11. АООТ "Сахморепродукт".

12. АООТ "Невельская база тралового флота".

13. АО "Морские ресурсы".

14. АО "Южморфлот".

15. КАО Управления "Каспрыбхолодфлот".

16. АО "Астраханская база морского лова".

17. АООТ "Мурманский траловый флот".

18. ААОТ "Севрыбхолодфлот".

19. Управление "Севрыбпромразведка".



Приказ Роскомрыболовства РФ от 29 апреля 1996 г. N 85 "О мерах по повышению уровня обеспечения безопасности мореплавания судов рыбопромыслового флота"


Текст приказа опубликован в "Сборнике нормативно-правовых актов, регламентирующих рыбохозяйственную деятельность в РФ" 2001 г., том 2



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.