О деятельности Росгидромета в 2002 г. и задачах на 2003 г. см. постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Всероссийского профсоюза авиационных работников от 26 февраля 2003 г. N 5/1
Заслушав и обсудив доклад Руководителя Росгидромета Д.И.Бедрицкого "О деятельности Росгидромета в 2001 г. и задачах на 2002 г.", коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что деятельность Гидрометслужбы в минувшем году проходила в условиях ограничения финансирования из бюджетных средств, вместе с тем реализованные в системе Росгидромета меры по экономии имеющихся ресурсов, получению дополнительных средств способствовали стабилизации и дальнейшему совершенствованию работы учреждений, организаций и предприятий Росгидромета.
Оправдываемость прогнозов погоды на сутки в УГМС в 2001 г. составила в среднем 93-94%, на 2-3 суток - 89-92%. В 2001 г. на территории Российской Федерации отмечено 285 опасных явлений (ОЯ), нанесших ущерб населению и отраслям экономики. Не было предусмотрено 66 ОЯ, или 23,15%, (в 2000 г. - 21,8%), что связано с недостаточным количеством пунктов наблюдений, в том числе пунктов радиозондирования и МРЛ, а также с отсутствием надежных методик прогнозирования локальных ОЯ.
В 2001 г. прогнозы погоды на вегетационный период правильно ориентировали на ожидающиеся неблагоприятные погодные условия в ряде сельскохозяйственных регионов. Их оправдываемость в целом по стране составила 65% (2000 г. - 69%).
Средняя оправдываемость авиаметеорологических прогнозов в 2001 г. - 94,3%. Основным итогом этой работы является сокращение количества прерванных авиарейсов из-за неоправдавшихся прогнозов погоды с 33 (2000 г.) до 25.
Оправдываемость долгосрочных прогнозов максимальных уровней воды в 2001 г. составила, с учетом уточнений, 89% (2000 г. - 85%). Исключительно высокие уровни воды, в том числе вызванные заторами льда в период весеннего половодья в бассейнах рек Лены, Верхней Оби, Тобола, были своевременно предсказаны Гидрометцентром России и УГМС.
Агрометеорологические прогнозы, составленные Гидрометцентром, ВНИИСХМ, УГМС и ЦГМС, в целом по Российской Федерации имели высокую оправдываемость (89-98%). Прогноз небывало высокого валового сбора зерновых и зернобобовых культур 2001 г. оправдался на 94% (80 млн.т - по прогнозу, 84,5 млн.т - фактически). Оправдываемость прогнозов по морским оперативно-прогностическим подразделениям составила 96-98%. Наиболее высокая оправдываемость штормопредупреждений (в пределах 99%) отмечена у Камчатского, Сахалинского, Северо-Кавказского и Северо-Западного УГМС. Оправдываемость сверхдолгосрочного прогноза изменений уровня Каспийского моря составила 92%.
Продолжались работы по обеспечению Службы предупреждениями о цунами. Специалистами Приморского, Сахалинского, Камчатского УГМС и Гидрометцентра России осуществлялось оперативное слежение за геофизической обстановкой, проводились учебные тревоги.
Мурманским УГМС совместно с ААНИИ, Гидрометцентром России и НПО "Тайфун" успешно проведены работы по гидрометеорологическому обеспечению, а также по предоставлению данных о загрязнении окружающей природной среды в районе проведения спасательных операций по подъему АПЛ "Курск".
Получила дальнейшее развитие система специализированного гидрометобеспечения. По предварительным данным, организации Росгидромета выполнили работы по СГМО на 630 млн.руб., то есть на 21% больше, чем в 2000 г., что явилось следствием улучшения нормативной базы СГМО, активизации маркетинговой деятельности в организациях Росгидромета, расширения производственной сферы деятельности территориальных метеоагентств. Это вызвало увеличение круга потребителей, в первую очередь за счет ТЭК, промышленных предприятий и морских отраслей. Наиболее высокие показатели по СГМО имели Обь-Иртышское, Среднесибирское, Северное, Северо-Кавказское, Якутское УГМС и ГАМЦ. Наименьший объем договорных работ выполнили Башкирское, Забайкальское, Камчатское, Приморское УГМС, УГМС Республики Татарстан.
В 2001 г. количество прямых потребителей информации осталось на уровне прошлого года - 25000, из них на безвозмездной основе - 5000. В целом, по неполным данным, за 2001 г. экономический эффект от использования гидрометеорологической информации составил около 4,7 млрд.руб.
Расширяется взаимодействие с субъектами Российской Федерации (в 2001 г. было подписано 14 соглашений) и муниципальными образованиями с целью решения задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в интересах территорий. Общий объем работ, выполненных для территорий, за год возрос в 1,5 раза и составил 180 млн.руб. Активно работают с органами местного самоуправления Башкирское, Верхне-Волжское, Забайкальское, Иркутское, Приморское, Северное, Уральское, Якутское УГМС. По-прежнему недостаточна активность во взаимодействии с территориями у Северо-Западного, Камчатского, Колымского УГМС.
Программа работ федерального назначения по мониторингу загрязнения природной среды выполнена в 2001 г. более чем на 95% (рост на 2%). Значительные показатели выполнения программы (92-100%) отмечены в Башкирском, Верхне-Волжском, Забайкальском, Западносибирском, Иркутском, Колымском, Среднесибирском, Мурманском, Приволжском, Приморском, Сахалинском, Северном, Якутском УГМС, УГМС Республики Татарстан и ЦЧО, Калининградском и Московском ЦГМС. Относительно низкие показатели остаются в Дальневосточном, Северо-Западном и Уральском УГМС (84-88%).
В результате аккредитации большинства сетевых аналитических лабораторий существенно возрос уровень метрологического обеспечения проводимых работ. В минувшем году прошли аккредитацию 30 лабораторий, включая радиометрические, продлен срок аккредитации 11 лабораториям. Всего на 01.01.2002 в подсистеме мониторинга загрязнения природной среды Росгидромета аккредитовано 174 из 253 лабораторий (69%).
Значительный природоохранный эффект имели выполняемые в интересах конкретных территорий работы по прогнозированию неблагоприятных метеорологических условий для рассеивания вредных примесей (более 270 городов), расчету фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и поверхностных водах, а также работы по согласованию проектов нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (более 480 проектов). Общий объем выполненных работ специального назначения составил 52 млн.руб.
Активно обновлялась приборно-техническая база этих работ. Создана материальная база для организации регулярных наблюдений за содержанием приземного озона в атмосферным воздухе 7 городов - центров федеральных округов.
В 2001 г. продолжались работы по восстановлению государственной наблюдательной сети, в структуре которой появилось еще 13 станций и 6 постов. В целях успешного обеспечения весенне-летнего половодья и паводков восстановлено 537 гидрологических постов, открыто 4 постоянных и 117 временных постов.
В выполнении плана восстановления сети наиболее активную позицию заняли руководители Башкирского, Верхне-Волжского, Дальневосточного, Северо-Кавказского, Северного Мурманского, Обь-Иртышского, Якутского УГМС и УГМС ЦЧО.
В рамках ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 г." завершены работы по строительству метеостанций Гудермес и Наурская.
Выполнение плана основных видов наблюдений на гидрометеорологической сети ставило: метеорологических и агрометеорологических - 97%, гидрологических - 94%, морских - 91%, что на 1-2% выше показателей предыдущего года. План радиозондирования организациями и учреждениями Росгидромета выполнен в среднем на 79% (в 2000 г. - на 60%).
Практически полностью (98 - 100%) выполнен объем основных гидрометеорологических наблюдений сетевыми организациями УГМС Республики Татарстан, Башкирского, Верхне-Волжского, Забайкальского, Западно-Сибирского, Иркутского, Колымского, Мурманского, Приволжского, Приморского, Сахалинского, Северного, Северо-Кавказского, Якутского, УГМС ЦЧО и Московского ЦГМС. Наиболее низкий процент выполнения плана гидрометеорологических наблюдений (менее 88%) отмечен у Диксонского СЦГМС и Чукотского УГМС.
Более чем вдвое, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось финансирование материальных затрат жизнедеятельности ТДС и составило 56,5 млн.руб. Существенно возросло пайковое довольствие работников ТДС.
Первый серийный локатор МАРЛ-А введен в эксплуатацию в Ростове-на-Дону. Начато оснащение наблюдательной сети Росгидромета автоматическими метеорологическими станциями МА-6 (разработка ЦКБ ГМП).
Несмотря на увеличение объема закупок за счет централизованных средств, не удалось добиться серьезного снижения количества гидрометприборов, выработавших ресурс, и выведения их из эксплуатации.
В 2001 г. аккредитованы метрологические службы Приволжского, Среднесибирского, Башкирского УГМС, ГГИ.
Автоматизированы и подключены к сети АСПД-МЕКОМ 9 ЦГМС и 12 АМСГ. Сеть абонентских установок системы ТВ-ИНФОРМ-МЕТЕО увеличилась в истекшем году на 10 единиц и достигла 150. Продолжалось внедрение новых технологий сбора данных с наблюдательной сети. Значительных успехов в этом деле добились Иркутское, Сахалинское, Западно-Сибирское, Верхне-Волжское УГМС. К сожалению, в 2001 г. не завершены работы по созданию системы сбора данных с метеостанций через геостационарный спутник. Изготовлены и прошли международную сертификацию первые 20 радиотерминалов. С отставанием велось создание первой очереди центра сбора данных с наземных терминалов через спутник в г.Долгопрудном.
Выполнение плана 2001 г. по передаче синоптической информации составило 88%, аэрологической - 79%, что несколько выше, чем в 2000 г. По сравнению с предыдущим годом на 10% увеличилось количество информационных телеграмм с синоптической сети и более чем на 20% - количество телеграмм с аэрологической сети.
10 декабря 2001 г. осуществлен запуск нового отечественного метеорологического спутника Метеор-ЗМ. Для приема данных со спутника подготовлена централизованно-распределенная подсистема приема, сбора, предварительной обработки и накопления информации на базе НИЦ "Планета", Западно-Сибирского и Дальневосточного РЦПОДов.
Количество сторонних потребителей по сравнению с 2000 г. увеличилось с 30 до 50. Введены в эксплуатацию новые станции приема спутниковых данных, в том числе в Москве, Обнинске, Долгопрудном, Новосибирске, Хабаровске, Архангельске.
Осуществлялись по договорам с Минсельхозом России и субъектами Федерации противоградовые работы (экономический эффект - около 470 млн.руб.), работы по искусственному увеличению осадков (экономический эффект - 95 млн.руб.). Проводились также работы по предупредительному спуску снежных лавин. Возрастает финансирование противоградовых работ из федерального бюджета по Минсельхозу России (2001 г. - 20 млн.руб., 2002 г. - 40 млн.руб.) при том, что по факту 2001 г. две трети общего объема финансирования этих работ взяли на себя субъекты Федерации на территории Южного федерального округа. В практику противоградовых работ внедряется новый автоматизированный ракетный комплекс "АЛАН".
В 2001 г. НИУ Росгидромета были завершены научные исследования по ФЦП "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994 - 1996 гг. и на период до 2000 г." и ФЦП "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий". Продолжались исследования по двум подпрограммам ФЦП "Мировой океан". За счет средств на внепрограммные НИОКР обеспечено научно-методическое руководство сетью наблюдений, прогностической деятельностью, выполнены исследования в области охраны труда и техники безопасности, экономические исследования, проведены работы по поддержке уникальных объектов и установок НИУ, обеспечено издание научных публикаций, осуществлялась работа аспирантур НИУ. По предварительным оценкам, запланированные на 2001 г. результаты получены практически в полном объеме.
В целом объем работ, выполненных НИУ в 2001 г., в стоимостном выражении возрос за год с 368 млн. до 425 млн.руб. (примерно на 15%). Динамика роста сохраняется уже третий год. Наибольший прирост поступления внебюджетных средств обеспечен ААНИИ, ДВНИГМИ, НПО "Тайфун". На 30%, по сравнению с 2000 г., увеличилось финансирование НИУ со стороны Росгидромета. Неоправданно низким продолжает оставаться уровень договорных работ в СибНИГМИ, ГХИ.
В 2001 г. Росгидрометом в рамках экспедиционных исследований выполнено 40 морских экспедиций (в 2000 г. - 28 экспедиций). Успешно проведены работы 46-й Российской антарктической экспедиции, что позволило обеспечить жизнедеятельность российских антарктических станций и провести ряд сезонных работ. Меры по обеспечению интересов Российской Федерации и деятельности РАЭ в 2002-2005 гг. были рассмотрены на заседании Правительства РФ 06.09.2001. Значительно увеличено финансирование деятельности экспедиции в текущем году.
В рамках Комплексной программы Российской Федерации по развитию деятельности на архипелаге Шпицберген Росгидрометом, Мурманским УГМС, ААНИИ проведен комплекс мероприятий по восстановлению работы зональной гидрометеорологической обсерватории "Баренцбург" и осуществлению ряда исследований.
В области международного научно-технического сотрудничества Правительством Российской Федерации рассмотрены (в ноябре 2001 г.) подготовленные Росгидрометом вопросы о мерах по обеспечению выполнения Россией международных обязательств по обмену данными гидрометеорологических наблюдений и осуществлению функционирования мирового метеорологического центра в Москве. Ученые и специалисты Росгидромета принимали активное участие в реализации важнейших проектов и программ, осуществляемых по линии ВМО, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, ЮНЕСКО, МОК, МАГАТЭ, Арктического совета, ЮНЕП, ИКАО, АМАП, ЕВМЕТСАТ, ЕЭК, ХЕЛКОМ, Договора об Антарктике и других.
Проводилась работа по активизации деятельности Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран - членов СНГ, реализации совместной Программы и Плана координации работ в рамках Комитета Союзного государства Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. В 2001 г. правительствами государств СНГ подписаны соглашения о межгосударственной гидрометеорологической сети и активным воздействиям на метеорологические и другие геофизические процессы. Совместно с другими НГМС стран СНГ продолжалась работа над концепцией гидрометеорологической безопасности.
Российская делегация приняла активное участие в 7-й сессии Конференции Сторон РКИК в Марокко и в соответствии с директивными указаниями Правительства Российской Федерации добилась ее завершения принятием "пакета" всех механизмов реализации Киотского протокола к РКИК, что соответствует интересам России.
Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что Гидрометслужбе на текущие расходы по оперативной деятельности в 2001 г. было выделено из федерального бюджета 935,5 млн.руб., что на 50% больше, чем в 1999 г. Получено дохода от выполнения работ по СГМО и всем видам договоров на 50% больше, чем в 2000 г. Вместе с тем в организациях Гидрометслужбы из-за роста цен ощущалась нехватка средств на оплату связи, коммунальных услуг, на приобретение новой техники, спецодежды, оборудования.
Среднемесячная заработная плата сотрудников по основной деятельности на конец 2001 г. составила 3120 руб.
В ходе разработки и принятия бюджета на 2002 г. Росгидромет добился двукратного увеличения ассигнований по основной деятельности, которые составляют 1476,9 млн.руб., в том числе материальные затраты - 423,7 млн.руб. Решен вопрос погашения бюджетной кредиторской задолженности прошлых лет. Общие бюджетные назначения по инвестициям составляют 49 млн.руб. Предусмотрено плановое повышение заработной платы работников сети.
Вместе с тем финансирование НИУ в 2002 г. за счет средств федерального бюджета не превысит уровня 2001 г., что не позволит обеспечить за счет бюджета в полной мере необходимое дальнейшее развитие НИУ и решать социальные вопросы.
В 2001 г. организации Росгидромета от сдачи в аренду федерального имущества общей площадью 26 тыс.кв.м получили в 2001 г., в качестве дополнительных доходов, более 20 млн.руб. Продолжалась работа по передаче жилого фонда и объектов соцкультбыта Росгидромета из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность.
Положительная динамика роста средств (в 1,5 раза по сравнению с 2000 г.), выделенных из федерального бюджета на северный завоз, позволила повысить качество решаемых задач и уменьшить сроки их выполнения. Общий объем грузов, доставленных на полярные гидрометеорологические станции, составил 4,5 тыс.т.
Общее количество работающих в Службе в 2001 г. снизилось на 0,7% и составило (на 01.01.2002) 35458 чел., однако темпы этого сокращения замедляются (1998 г. - 3,5%, 1999 г. - 1,9%, 2000 г. - 1,4%). Сохраняется высокий образовательный уровень работников Службы, 66% их дипломированные специалисты, в том числе 163 доктора и 895 кандидатов наук.
В 2001 г. на 67% увеличился приток молодых специалистов со средним и высшим образованием в УГМС и НИУ (155 из ГМТ, 107 из вузов). Большую заинтересованность в притоке молодых специалистов и реальную помощь в их трудоустройстве оказывают в Якутском, Среднесибирском, Северном УГМС. Наибольшее количество выпускников направляют в Службу Алексинский, Иркутский и Владивостокский ГМТ, а также Новосибирское ПТУ - 7.
В прошедшем году в Институте повышения квалификации прошли обучение 1067 чел., в том числе 99 из стран СНГ и Монголии. В аспирантуре НИУ Росгидромета обучается 122 чел., в докторантуре - 2 чел., что несколько ниже, чем в 2000 г. В течение года 9 аспирантов защитили кандидатские диссертации; 32 аспирантам назначена ведомственная научная стипендия. В диссертационных советах НИУ защищено 3 докторских и 14 кандидатских Диссертаций. Не проводились защиты в ГГИ, НПО "Тайфун", ЦАО.
Вместе с тем следует признать недостаточность нашего взаимодействия с высшей школой. Подготовка студентов порой ведется еще без учета приоритетных задач Росгидромета, материальная и методическая база обучения отстает от современного уровня, практически отсутствуют совместные работы вузов и НИУ.
Выполнение Отраслевого тарифного соглашения между Росгидрометом и Общероссийским профсоюзом авиаработников на 2000-2001 гг. неоднократно обсуждалось на расширенном заседании ЦК ОПАР и совместной с Росгидрометом комиссии и признано удовлетворительным. Подготовлен проект нового ОТС на 2002-2004 гг.
В целях частичного решения жилищной проблемы проводилась работа по переводу служебных помещений в жилой фонд для предоставления жилья нуждающимся работникам Гидрометслужбы. Руководители Северного, Западно-Сибирского, Мурманского, Среднесибирского, Обь-Иртышского, Сахалинского УГМС изыскивают различные источники по обеспечению жильем своих работников. В результате в 2001 г. работникам Гидрометслужбы предоставлено 34 квартиры и 2 комнаты общей площадью около 2,4 тыс.кв.м.
Проводилась значительная работа по обеспечению функционирования детского оздоровительного лагеря "Восток" в п.Дубровицы. В 2001 г. там отдохнуло 500 детей, в том числе из районов Крайнего Севера. Оказана финансовая поддержка (около 300 тыс.руб.) оздоровительному лагерю ГГИ в п.Ильичево Ленинградской области.
Снизилось на 21% общее количество несчастных случаев. Отсутствовали групповые несчастные случаи, более чем вдвое сократилось число пожаров (с 11 до 5).
В 2001 г. государственные награды получили 38 работников Службы, в том числе 15 удостоены почетного звания "Заслуженный метеоролог Российской Федерации". Ведомственными наградами отмечено 1509 работников Службы, в том числе 307 - нагрудным знаком "Почетный работник гидрометеослужбы России", 1047 - Почетной грамотой и 155 - благодарностью Руководителя Росгидромета.
В рамках нормативно-правового обеспечения работ Росгидромет участвовал в подготовке нового Кодекса об административных правонарушениях, который вводится в действие с 1 июля 2002 г.
Одобрен Правительством Российской Федерации законопроект "О внесении изменений и дополнений в законы "О гидрометеорологической службе" и "Об оружии". Подготовлены и представлены в Правительство РФ проекты постановлений, касающиеся деятельности ММЦ "Москва" и оплаты труда работникам РАЭ. В Росгидромете также разработаны предложения, направленные на укрепление правовой основы взаимодействия Гидрометслужбы с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, издан ряд нормативных актов (приказов), связанных с совершенствованием структуры системы Росгидромета.
Продолжались работы в области лицензирования. Соискателям выдано 72 лицензии. Территориальные органы Росгидромета провели проверку 31 лицензиата в рамках контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.
В 2001 г. пресс-службой Росгидромета была проделана большая работа по взаимодействию со средствами массовой информации, активизировалась деятельность пресс-служб в регионах - в общей сложности подготовлено более 1000 интервью и публикаций в центральной и региональной прессе и на телевидении, посвященных различным аспектам деятельности Гидрометслужбы. Большое внимание работе со СМИ уделяется в Северном, Приморском, Северо-Кавказском, Иркутском, Приволжском, Забайкальском, Уральском УГМС, Калининградском ЦГМС, ААНИИ, ГГО им.Воейкова.
Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что в истекшем году дальнейшее развитие получила система социального партнерства, сложившаяся на всех уровнях системы Росгидромета за многие годы в результате признания позитивной, социально значимой роли профсоюзов, и в первую очередь Общероссийского профсоюза авиационных работников, защищающего трудовые права работников Росгидромета, способствующего формированию новых трудовых отношений и укреплению экономического состояния Гидрометслужбы.
Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР постановляют:
1. Отметить, что задачи Росгидромета, определенные совместным постановлением коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 14.02.2001, в основном выполнены.
2. Определить главной задачей подразделений центрального аппарата, учреждений, организаций и предприятий Росгидромета совершенствование деятельности по обеспечению населения, отраслей экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации и органов государственной власти достоверными прогнозами и предупреждениями о гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановке, качественной информацией о загрязнении окружающей природной среды, а также сохранение и развитие наблюдательной сети, осуществление ее технического переоснащения.
Объявить 2002 г. в системе Росгидромета годом социального партнерства, направив основные усилия руководителей организаций, предприятий, учреждений и профсоюзных организаций на реальное повышение уровня жизни работников Гидрометслужбы, дальнейшую стабилизацию работы трудовых коллективов и Службы в целом, развитие партнерских отношений, поиск и реализацию путей успешного решения социальных проблем.
3. Считать приоритетным на 2002 г. обеспечение реализации подпрограммы "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)" по всем направлениям деятельности Службы:
3.1. В области совершенствования и повышения эффективности гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения органов государственной власти, отраслей экономики и населения:
- совершенствование системы обнаружения, прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений и доведение экстренной информации до потребителей, включая СМИ;
- повышение эффективности взаимодействия с МЧС России, МПР России и местными органами власти при осуществлении мероприятий по безаварийному пропуску весеннего половодья и дождевых паводков;
- повышение качества кратко- и среднесрочных прогнозов погоды для пунктов и территорий, внедрение автоматизированной системы оценки качества прогностической продукции, совершенствование технологии доведения информации;
- развитие системы долгосрочного прогнозирования погоды (на месяц и сезон), мониторинга засух и выпуска региональной и глобальной климатической продукции, расширение работ по созданию справочника "Климат России - 2000";
- развитие нормативно-методической базы системы гидрометобеспечения;
- дальнейшее совершенствование системы авиаметобеспечения;
- развитие работ по созданию системы государственных и отраслевых стандартов в области подготовки прогностической продукции;
- совершенствование методической базы показателей предотвращенного ущерба и экономической выгоды от использования гидрометеорологической информации на основе взаимодействия с потребителями.
3.2. В области развития специализированного гидрометеорологического обеспечения и работ специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды:
- разработка стратегии развития СГМО в Росгидромете, усиление государственного регулирования в области СГМО;
- совершенствование работы с министерствами и ведомствами по заключению централизованных договоров по гидрометобеспечению предприятий Авиалесоохраны и судоходства по Севморпути;
- развитие маркетинговых исследований, освоение новых секторов рынка;
- проведение анализа нормативно-правовых актов, связанных с СГМО, и подготовка соответствующих предложений по защите интересов Росгидромета в этой сфере деятельности;
- уточнение механизма взаимодействия между организациями, осуществляющими СГМО (УГМС, ЦГМС, метеоагентства); развитие вертикальной интегрированности и корпоративного подхода к осуществлению СГМО;
- совершенствование отчетности по СГМО, внедрение калькуляционных отчетов для анализа реальных доходов и расходов организаций Росгидромета по каждому направлению СГМО и каждому виду информационных услуг и информации;
- разработка концепции гидрометобеспечения судоходства по Севморпути;
- дальнейшее развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения мореплавания и рыбного промысла в океанах и морях, осуществление работ на континентальном шельфе Российской Федерации в рамках двухсторонних соглашений и договоров.
- дальнейшее развитие работ специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды для информационного обеспечения субъектов Федерации и других заинтересованных потребителей.
3.3. В области мониторинга загрязнения окружающей природной среды:
- эффективная реализация предоставленных Росгидромету разрешительных, исполнительных и контрольных функций и повышение на этой основе уровня взаимодействия с МЧС России, МПР России, Минздравом России;
- развитие нормативно-правовой базы деятельности систем мониторинга загрязнения окружающей среды, включая вопросы разграничения работ в этой области на работы федерального и специального назначения;
- организация пилотных наблюдений за содержанием приземного озона в атмосферном воздухе 7 городов - центров федеральных округов, а также осуществление подготовительных работ по созданию систем наблюдения за приземным озоном в 30-40 крупных городах и промышленных центрах страны;
- завершение, в основном, аккредитации сетевых аналитических лабораторий;
- сохранение сложившихся темпов технического переоснащения наблюдательной сети за счет разных источников в связи с прекращением финансирования этих работ из средств Федерального экологического фонда Российской Федерации;
- повышение уровня научно-методического обеспечения работ, касающихся мониторинга загрязнения окружающей природной среды специфическими стойкими органическими веществами.
3.4. В области обеспечения функционирования и развития государственной наблюдательной сети:
- выполнение Плана мероприятий по восстановлению наблюдательной сети Росгидромета на 2000 - 2004 гг., в том числе на территории Чеченской Республики в рамках ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 г. и последующие годы)", недопущение закрытия станций и постов;
- проведение работ по подготовке гидрологической сети к прохождению весеннего половодья и дождевых паводков в 2002 г.;
- обеспечение жизнедеятельности труднодоступных и полярных станций, дальнейшее решение социально-трудовых проблем работников ТДС;
- привлечение внебюджетных средств на обеспечение функционирования наблюдательной сети и развитие программ наблюдений;
- открытие новых автоматизированных пунктов наблюдений и определение программ их работы;
- повышение бюджетной составляющей финансирования сети.
3.5. В области технического развития системы наблюдения, сбора, обработки, распространения и хранения информации:
- снижение количества выработавших ресурс приборов для наблюдений за состоянием природной среды, за счет всех источников финансирования;
- обеспечение поставки в течение года на сеть до 10 новых радиолокационных комплексов МАРЛ-А, внедрение на наблюдательной сети автоматизированных метеорологических станций, в том числе типа МА-6 6-8 единиц;
- обеспечение выполнения мероприятий по техническому развитию ММЦ в Москве с его отделением в г.Обнинске и региональных специализированных метеорологических центров в гг.Новосибирске и Хабаровске на основе соответствующего решения Правительства Российской Федерации;
- введение в действие первой очереди системы сбора информации с гидрометеорологических станций ЕТР с помощью геостационарного спутника Метеосат (20 метеорологических станций);
- расширение круга используемых в интересах гидрометеорологии отечественных спутников народнохозяйственного и двойного назначения;
- обеспечение роста объемов и количества пунктов радиолокационных метеорологических наблюдений;
- расширение компьютеризации наблюдательной сети, установка не менее 100 компьютеров на наблюдательных станциях; внедрение современных автоматизированных рабочих мест прогнозистов на базе комплексов ГИС-МЕТЕО в УГМС и ЦГМС; развертывание работ по созданию единых технологий подготовки прогнозов;
- завершение, в основном, аккредитации метрологических служб УГМС и НИУ на право поверки средств измерений;
- подготовка совместно с Минтрансом России предложениий по внедрению систем AMDAR, ASDAR на самолетах, пролетающих над территорией России;
- создание нормативно-методических документов и технологий ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
- подготовка совместно с РАН и другими заинтересованными министерствами и ведомствами проекта постановления Правительства Российской Федерации по преобразованию действующих ныне Службы радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве и Ионосферно-магнитной службы в Государственную гелиогеофизическую службу.
3.6. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы:
- разработка долгосрочной программы развития и совершенствования системы противоградовой защиты на территории Южного федерального округа;
- расширение в 2002 г. работ по защите от града сельхозугодий в Южном федеральном округе на 200 тыс.га;
- обеспечение внедрения в эксплуатацию для противоградовой защиты нового автоматизированного ракетного комплекса "Алан";
- проведение работ по получению экологических паспортов на методы и средства АВ;
- привлечение внебюджетных средств, в том числе средств Агентства атмосферных технологий, для совершенствования методов и средств активного воздействия на метеорологические и геофизические процессы, усиление научных исследований в микрофизике и моделировании активных воздействий.
3.7. В области научных исследований:
- концентрация финансовых, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала НИУ на решении приоритетных задач с учетом новейших достижений и тенденций развития науки;
- организация работ по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.01 N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 гг.";
- реализация мероприятий, предусмотренных Морской доктриной Российской Федерации, решениями Морской коллегии Российской Федерации;
- завершение исследований и внедрение результатов работ первого этапа по подпрограммам ЕСИМО и Антарктика ФЦП "Мировой океан";
- разработка и реализация Плана действий по выполнению требований Конвенции ООН по изменению климата, включая подготовку и принятие новой федеральной целевой программы по предотвращению негативных последствий изменения климата;
- привлечение средств различных источников для обеспечения устойчивой работы НИУ и решения социальных вопросов;
- активизация продвижения научно-технической продукции и услуг НИУ на отечественном и зарубежном рынке, в том числе через выставки и конференции, участие в работах по федеральным и региональным программам, выдвижение работ на соискание международных, государственных, ведомственных и региональных премий;
- реализация государственной политики в области правовой охраны результатов НИОКР и их вовлечения в хозяйственный оборот.
3.8. В области реформирования организационной и управленческой структуры Росгидромета, формирования партнерских отношений с субъектами Российской Федерации и федеральными округами:
- развитие взаимодействия центрального аппарата Росгидромета, УГМС и ЦГМС с субъектами Федерации на основе соглашений о сотрудничестве и программ работ, выполняемых в интересах и по заказам регионов;
- усиление координации территориальных органов и организаций Росгидромета при подготовке программ работ в интересах регионов, учитывающих оперативно-производственную, научно-исследовательскую деятельность, активные воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы;
- подготовка и представление сводно-аналитических материалов о деятельности организаций Росгидромета на территории федеральных округов, фактах нарушения федерального законодательства, состоянии реализации в федеральных округах федеральных целевых программ;
- совершенствование структуры управления в системе Росгидромета, в том числе продолжение работы по разделению на межрегиональном уровне функций государственного управления (контрольных, надзорных, разрешительных, регулирующих) и производственных (хозяйственных) функций.
3.9. В области международного сотрудничества:
- выполнение Соглашения о межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ и Соглашения о сотрудничестве в области активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы;
- утверждение программы "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды на 2002 - 2005 гг." Комитета Союзного государства Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды;
- обеспечение эффективной работы РМУЦ ВМО в России;
- подготовка и утверждение Плана действий по выполнению обязательств Российской Федерации по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и предотвращению последствий опасных изменений климата для населения и экономики страны;
- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- обеспечение активного участия Росгидромета в подготовке к проведению в 2003 г. в России Всемирной конференции по климату;
- выполнение обязательств по программе добровольного сотрудничества ВМО, изыскание дополнительных средств за счет международного сотрудничества для решения первоочередных задач по развитию и техническому оснащению основных производственных и научных структур Росгидромета.
3.10. В области финансово-хозяйственной деятельности:
- окончательное урегулирование кредиторской задолженности бюджетополучателей системы Гидрометслужбы, недопущение образования в 2002 г. кредиторской задолженности в учреждениях и организациях Росгидромета;
- совершенствование механизма учета, контроля и ответственности за принятие и исполнение всех обязательств, принимаемых учреждениями Росгидромета при выполнении возлагаемых на них Гидрометслужбой задач;
- разработка основных экономических и иных качественных показателей работы организаций Гидрометслужбы, позволяющих оценивать эффективность их деятельности;
- обеспечение прозрачности исполнения смет доходов и расходов, финансово-хозяйственной деятельности организаций любых организационно-правовых форм, учрежденных Росгидрометом, а также процедур закупок товаров и услуг для федеральных нужд;
- повышение эффективности управления федеральным имуществом, находящимся в организациях Гидрометслужбы;
- усиление контроля за своевременным, целевым использованием бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов.
3.11. В области работы с кадрами и решения социальных задач:
- обеспечение увеличения притока молодых специалистов в УГМС и НИУ Росгидромета, принятие мер по их закреплению, в том числе на ТДС, с учетом мероприятий, предусмотренных перспективной программой решения социально-трудовых проблем работников ТДС Росгидромета на 2002 - 2007 гг.;
- завершение аккредитации гидрометеорологических техникумов и колледжа Росгидромета в первой половине 2002 г.;
- осуществление мер по интеграции научной деятельности Росгидромета с высшей школой, в том числе расширение участия НИУ в разработке новых учебных программ и создание в ведущих НИУ Росгидромета учебных классов (центров), оснащенных современными приборами и информационно-вычислительными технологиями; улучшение технического оснащения гидрометтехникумов и вузов, обучение профессорско-педагогического состава передовым современным технологиям, применяемым в Гидрометслужбе;
- разработка и принятие мер по совершенствованию подготовки аспирантов в НИУ Росгидромета;
- продолжение работы по развитию детского и семейного отдыха работников Службы и укреплению материальной базы отраслевых детских оздоровительных лагерей "Восток" и "Огонек";
- организация повышения квалификации и переподготовки госслужащих территориальных органов и центрального аппарата, специалистов и руководителей системы Росгидромета в ИПК и других государственных образовательных учреждениях, при этом акцентировать внимание на изучении Трудового кодекса, Пенсионного законодательства и других федеральных законов, регулирующих социально-трудовые отношения;
- поддержка практики перевода освободившихся служебных помещений в жилой фонд, а также приобретения квартир работниками отрасли за счет различных источников финансирования с целью частичного решения жилищной проблемы.
3.12. В области нормативно-правового и организационного обеспечения:
- подготовка законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон "О гидрометеорологической службе";
- участие в рассмотрении федеральным Собранием Российской Федерации законопроекта "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О гидрометеорологической службе" и "Об оружии", связанных с закреплением за отдельными категориями работников Росгидромета права на хранение и использование служебного оружия;
- подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации по вопросу строительства гидрометеорологических объектов за счет средств организаций, производящих строительство и реконструкцию крупных объектов экономики, населенных пунктов и других объектов;
- участие в подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.98 N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации", касающихся возложения функций авиаметеорологического обеспечения гражданской авиации на организации Росгидромета;
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать как "18 июня 1998 г."
- доработка Комментария к Федеральному закону "О гидрометеорологической службе" с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона "Об охране окружающей среды", других нормативных правовых актов Российской Федерации и подготовка его к изданию;
- участие в подготовке правовых актов по разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
- приведение учредительных документов подведомственных Росгидромету организаций, учреждений, предприятий и ведомственных нормативных актов в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области проведения гидрометеорологических наблюдений и работ;
- переработка ведомственных нормативных правовых актов по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с новым законодательством;
- осуществление регулярного контроля за выполнением требований и условий, содержащихся в выданных Росгидрометом лицензиях;
- осуществление государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, развитие и совершенствование его нормативно-правовой и методической базы;
- обеспечение поэтапной переработки нормативно-технической документации в области охраны труда и приведение ее в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- организация конкурса на лучшую оперативно-производственную организацию Росгидромета, разработка положения о конкурсе.
4. Руководителям учреждений, организаций и предприятий Росгидромета, профсоюзным организациям направить совместные усилия на дальнейшую стабилизацию работы коллективов и отрасли в целом, развитие конструктивных партнерских отношений, поиск и реализацию путей успешного решения социальных проблем всех без исключения категорий работников Гидрометслужбы.
Обеспечить подписание и безусловное выполнение Отраслевого тарифного соглашения на 2002-2004 гг. и заключенных на его основе коллективных договоров.
Осуществлять меры по укреплению материальной базы и увеличению членства в профсоюзе авиаработников.
Повышать роль руководителей, пресс-служб в освещении СМИ результатов деятельности Гидрометслужбы, решении социальных проблем гидрометеорологов, развитии социального партнерства.
5. Первому заместителю Руководителя Росгидромета (Ю.С.Цатуров), заместителям Руководителя Росгидромета (В.Н.Дядюченко, А.В.Фролов), заместителю председателя ЦК ОПАР (А.С.Бунарев) совместно с начальниками управлений (отделов) центрального аппарата до 06.03.2002 разработать и представить на утверждение план действий по реализации замечаний и предложений, высказанных на расширенном совместном заседании, а также настоящего постановления. Обеспечить ежеквартальное рассмотрение информации о ходе выполнения указанного плана.
Председатель ЦК ОПАР |
Б.А.Кремнев |
Председатель коллегии |
А.И.Бедрицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 6 февраля 2002 г. N 3/1 "О деятельности Росгидромета в 2001 г. и задачах на 2002 г."
Текст постановления опубликован в Бюллетене "Использование и охрана природных ресурсов в России", 2002 г., N 1-2