Приказ Минсельхоза РФ от 18 марта 2002 г. N 273 "О программе по борьбе с особо опасными вредными объектами сельхозкультур и порядке финансирования мероприятий по защите растений"

Приказ Минсельхоза РФ от 18 марта 2002 г. N 273
"О программе по борьбе с особо опасными вредными объектами сельхозкультур и порядке финансирования мероприятий по защите растений"


В целях организации своевременной защиты сельхозкультур от особо опасных вредных объектов (саранчовые, луговой мотылек, клоп вредная черепашка, восточная луговая совка, мышевидные грызуны и другие при их массовом размножении) а также рационального использования финансовых средств, предусмотренных в 2002 году федеральным бюджетом на создание федерального резерва химических средств защиты растений в объеме 300 млн. рублей и на мероприятия по ликвидации особо опасных вредных объектов сельскохозяйственных культур в объеме 150 млн. рублей приказываю:

1. Утвердить программу по профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбе с ними в 2002 году.

2. Федеральным государственным территориальным станциям защиты растений в субъектах Российской Федерации совместно с органами управления АПК подготовить и представить в Минсельхоз России до 29 марта 2002 г. уточненные территориальные программы по защите растений от особо опасных вредных объектов в 2002 году.

3. Депэкономике осуществлять финансирование расходов по созданию и использованию федерального резерва химических средств защиты растений Минсельхоза России в соответствии с Порядком создания и использования резерва химических средств защиты растений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2000 г. N 433 "Об утверждении Порядка создания и использования резерва средств защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2000, N 24, ст.2583).

4. Возложить на федеральные государственные учреждения - территориальные станции защиты растений проведение мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных культур (саранчовые, луговой мотылек, клоп вредная черепашка, восточная луговая совка, мышевидные грызуны и другие при их массовом размножении).

5. Финансирование мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных культур осуществлять через федеральные государственные учреждения - территориальные станции защиты растений в субъектах Российской Федерации, входящие в структуру Государственной службы защиты растений Минсельхоза России по разделу 08, подразделу 01, целевой статье 342, виду расходов 397, в соответствии с утвержденным распределением бюджетных ассигнований на указанные цели с включением указанных расходов в смету доходов и расходов указанных учреждений.

6. Средства федерального бюджета, выделенные на проведение мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями, используются в соответствии с действующей Инструкцией о финансировании расходов организаций, учреждений и предприятий системы Госагропрома СССР за счет средств бюджета от 22 марта 1988 года N 44/106/013-35-260/494 (раздел 1, пункт 2), утвержденной Минфином СССР, Агропромышленным банком СССР и Госагропромом СССР.

7. Упрхимзащите, Депбухучету разработать и довести до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных государственных территориальных станций защиты растений в субъектах Российской Федерации необходимые формы отчетности и порядок их представления.

8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И.Алгинина.


Министр

А.В.Гордеев


Приложение

к приказу Минсельхоза РФ

от 18 марта 2002 г. N 273


Программа
по профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбе с ними


1. Введение


Государственная программа по профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбе с ними (далее Программа) разработана Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с участием Российской Академии сельскохозяйственных наук.


2. Анализ состояния проблемы


На территории Российской Федерации распространено множество вредных организмов, наносящих ущерб сельскохозяйственному производству. В различных регионах сельскохозяйственным культурам причиняют вред около 50 видов многоядных, свыше 100 видов специализированных вредителей и более 70 видов болезней и 300 видов сорняков.

В Российской Федерации находятся крупнейшие очаги таких опасных вредителей, как саранчовые, клоп-черепашка, периодически отмечаются вспышки массового размножения лугового мотылька, колорадского жука, эпифитотии ржавчиных заболеваний зерновых культур.

В последние годы в результате повсеместного изменения структуры посевных площадей, несоблюдения технологии возделывания сельскохозяйственных культур, увеличения площадей брошенных земель, а также невыполнения всего комплекса защитных мероприятий в совокупности с благоприятными погодно-климатическими условиями для развития и распространения вредных организмов на территории Российской Федерации сложилась крайне сложная фитосанитарная обстановка.

Отмечается резкое увеличение площадей сельскохозяйственных культур и угодий, заселенных особо опасными вредителями растений, мероприятия по борьбе с которыми финансируются частично за счет средств государственного бюджета.

Особое распространение получили многие виды саранчовых, из которых наибольшей вредоносностью отличаются: азиатская (перелетная) саранча, итальянский прус, мароккская саранча и некоторые нестадные виды.

В 1998 - 2001 годах отмечалось интенсивное размножение и увеличение их численности в районах Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и на Юге Урала и Западной Сибири.

Оценивая в целом сложившуюся ситуацию с саранчовыми за многолетний период, следует отметить, что ежегодные площади заселения вредителем и химические обработки против него выросли в 2 - 5 раз. Возросли объемы необрабатываемых площадей с повышенной численностью саранчовых, их доля составляла свыше 50% от оперативной площади.

Возросло распространение и вредоносность таких вредителей, как луговой мотылек, луговая совка, вредная черепашка, злаковые мухи, пшеничные трипсы и другие. На сильно заселенных вредной черепашкой полях снижается урожай, а также резко ухудшаются технологические и хлебопекарные качества зерна, особенно твердых и сильных сортов пшеницы.

Из трех видов ржавчинных болезней (стеблевая, бурая, желтая), доминирующим видом является бурая ржавчина. В отдельные годы, распространяясь на площади 1 - 1,5 млн.га., бурая ржавчина снижает урожай пшеницы на 15 - 20%.

В связи с тяжелым финансовым положением сельских товаропроизводителей защитные мероприятия против вредителей, болезней и сорных растений на посевах сельскохозяйственных культур проводятся в недостаточно полном объеме.

В случае непринятия необходимых мер площади, зараженные особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, имеют тенденцию к дальнейшему росту, что создает реальную угрозу нанесения значительного ущерба экономике страны.


3. Цель Программы


Целью Программы является разработка и осуществление мероприятий по профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбе с ними, предотвращение ущерба от них и обеспечение благоприятной фитосанитарной обстановки на территории Российской Федерации.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих основных задач.

- Выявление очагов появления, развития и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и угодий.

- Определение объемов защитных мероприятий и порядка использования средств защиты растений с учетом складывающейся фитосанитарной обстановки.

- Определение годовой, перспективной потребности химических средств защиты растений для борьбы с особо опасными вредителями и болезнями, а также механизации для их применения.

- Разработка предложений о финансировании мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями растений, распределение средств с учетом складывающейся фитосанитарной обстановки и контроль за целевым использованием.

- Организация своевременного проведения полномасштабных и централизованных мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями растений в соответствии с требованиями охраны окружающей среды, рационального и безопасного применения пестицидов, широкого использования агротехнических и других методов.

- Осуществление государственного контроля за качеством проведения мероприятий по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур.


4. Долгосрочные мероприятия


Создание нормативно правовой базы


На сегодняшний день в Российской Федерации нет достаточной нормативно правовой базы для осуществления деятельности в области защиты растений, что создает определенные трудности выполнения в полной мере задач и функций, возложенных на службу защиты растений.

Сельхозтоваропроизводители различных форм собственности вследствие ограниченности финансовых средств не проводят даже минимума обязательных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками или проводят их с нарушением сроков, технологии и регламентов применения пестицидов, а также с использованием некачественных пестицидов, чем способствуют увеличению численности вредителей, пораженности посевов болезнями.

Имеют место случаи поставки, нарушения условий хранения и реализации некачественных, незарегистрированных и запрещенных к применению пестицидов, в результате нарушается экологическая безопасность страны.

В связи с этим, в целях защиты интересов сельхозтоваропроизводителей, а также усиления контроля за выполнением государственных мероприятий, необходимо принять Закон Российской Федерации "О защите растений", создающий правовую основу для равноправного сотрудничества с зарубежными странами и регулирующий отношения между государственными органами, производителями и поставщиками пестицидов, исполнителями работ и услуг по защите растений, землепользователями и землевладельцами.


Кадровое и материально-техническое обеспечение


Решение проблем защиты растений, как и в любой отрасли экономики, зависит от кадров, их уровня квалификации, а также технической оснащенности службы. К сожалению, в последнее время отмечается большой отток квалифицированных специалистов по возрасту, идет сокращение численности службы защиты растений. В результате реорганизации службы ослаблены районные звенья, непосредственно обслуживающие сельских товаропроизводителей, которые не оснащены необходимыми приборами, оборудованием и транспортом.

Для улучшения фитосанитарной обстановки и результативности принимаемых решений необходимо совершенствовать структуру службы защиты растений на всех уровнях, создать необходимые условия для работы специалистов, совершенствовать автоматизированную систему прямой передачи стандартных полевых обследований в компьютерную базу данных, повышать знания фермеров путем проведения регулярных семинаров.

Осуществление этих мероприятий даст возможность вести постоянный мониторинг за развитием вредных организмов на всей территории Российской Федерации, разрабатывать более достоверные прогнозы распространения вредителей, болезней и сорняков, формировать информационную базу данных.


Научно методическое обеспечение


Совершенствование техники, технологии и методов защиты растений требует учета особенностей природно-климатических и экономических условий каждого региона. Это связано с тем, что растения и почва в сочетании с климатом, определяют видовой состав вредных организмов, а вредоносность и агрессивность последних определяется условиями обитания.

Для эффективного проведения научных исследований по актуальным проблемам защиты растений Министерство сельского хозяйства Российской Федерации на конкурсной основе определяет исполнителей научных работ.

По результатам исследований издаются методические рекомендации и проспекты. В периодическом журнале "Защита и карантин растений" продолжать публикации по наиболее актуальным проблемам фитосанитарии.


Развитие отечественного производства пестицидов


В Российской Федерации на имеющихся производственных мощностях нарабатываются препараты на импортном действующем веществе, что позволяет снизить их стоимость, а также организовать их выпуск в наиболее оптимальные сроки.

Следующим этапом является налаживание синтеза новых пестицидов научными учреждениями и организация их производства на отечественных предприятиях.


Использование специальной аппаратуры для применения пестицидов


Экономическая, биологическая эффективность и экологическая безопасность проведения защитных работ зависит от многих факторов, а в первую очередь, от максимального покрытия целевого объекта необходимым количеством препаратов, размера их капель, нормы расхода рабочей жидкости, концентрации и т.д.

Обеспечение указанных условий применения средств защиты растений во многом определяется используемой аппаратурой. Имеющийся у сельхозтоваропроизводителей парк опрыскивателей устарел, в связи с этим не выдерживаются агротехнические и экологические регламенты применения средств защиты растений.

Поэтому необходимо осуществлять принципиальную, научно-техническую политику по использованию специальной аппаратуры по применению пестицидов в Российской Федерации. В этих целях следует способствовать оснащению сельских товаропроизводителей более совершенной специальной аппаратурой для внесения пестицидов, позволяющих сократить нормы расхода препаратов, увеличить объемы защитных мероприятий, уменьшить уровень попадания вредных химических веществ в окружающую среду.


5. Оперативные мероприятия


Оперативные мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями предусматривают ежегодное выполнение работ, идентичных по своему содержанию, но отличающихся сроками их проведения.


Проведение мониторинговых исследований


Исследования проводятся с целью выявления очагов размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и угодий, научно обоснованных краткосрочных и долгосрочных прогнозов их развития и распространения, определения объемов защитных мероприятий. Они проводятся в течение всего периода развития вредителей и болезней в соответствии со специальными методиками обследований.

Так, фенологические наблюдения за саранчовыми проводятся:

- В весенний период - для определения выживаемости;

- В весенне-летний период - по отрождающимся личинкам.

- В осенний период - по отложенным кубышкам.

Мониторинговые исследования проводятся специалистами службы защиты растений с привлечением специализированных НИИ, производственных учреждений, имеющих необходимую для проведения работ специальную технику и оборудование.


Обеспечение средствами защиты растений


Для проведения химической борьбы используются средства защиты растений, зарегистрированные и разрешенные к применению на территории Российской Федерации и внесенные в список пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском и лесном хозяйстве на текущий год и приложения к нему.

Для определения объемов и ассортимента пестицидов Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, исходя из объемов выделяемых средств на текущий год в январе, феврале в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, организует и проводит конкурс на их закупку в резервный запас.

При закупке пестицидов, кроме ценового показателя, учитывается биологическая и хозяйственная эффективность, экономическая целесообразность и экологическая безопасность, а также условия, исключающие возникновение резистентных популяций особо опасных вредителей и болезней растений.


Проведение химических обработок


Химические обработки проводятся в местах заселения вредителями и заражения болезнями выше экономического порога вредоносности. В борьбе с вредителями применяется специальная аппаратура.

Объемы проведения химических мероприятий ежегодно определяются на основании мониторинговых исследований.


Проведение агротехнических мероприятий


Агротехнические мероприятия проводятся с целью снижения плотности заражения (заселения) вредителями и болезнями силами и за счет средств самих сельхозтоваропроизводителей.

Для борьбы с саранчовыми проводятся в осенний и весенний периоды в зависимости от применяемой системы земледелия, схемы севооборота - вспашка, культивация, дискование, или боронование игольчатыми боронами.

Объемы проведения агротехнических мероприятий также определяются на основании проводимых обследований в летне-осенний период.


6. Источники финансирования


Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств, предусматриваемых федеральным бюджетом, бюджетом субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств сельхозтоваропроизводителей.


7. Механизм реализации


Программой предусматривается ежегодное, поэтапное выполнение Плана мероприятий по профилактике и борьбе с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и угодий (Приложение N 1).

Программа позволяет в максимальной степени интегрировать интересы и возможности всех структур центрального и регионального уровней, занимающихся сельскохозяйственным производством.

В целях обеспечения эффективной и целенаправленной реализации Программы координация деятельности центральных и региональных органов исполнительной власти возлагается на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

О ходе выполнения программы органы управления АПК субъектов Российской Федерации ежегодно представляют отчет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.


8. Ожидаемые результаты


Реализация программы позволит:

- предотвратить дальнейшее увеличение площадей, заселяемых особо опасными вредителями и пораженных болезнями;

- снизить ущерб от особо опасных вредителей и болезней до хозяйственно неощутимого уровня;

- создать благоприятную фитосанитарную обстановку на территории Российской Федерации.

Примечание: расчеты потребности в средствах на проведение мероприятий по защите растений в приложениях к Программе произведены на основании ожидаемой фитосанитарной обстановки в 2002 году. На последующие годы затраты будут рассчитываться в зависимости от фитосанитарной обстановки, складывающейся на конкретный год, и экономических показателей видов затрат производимых работ.


Приложение

к Программе по профилактике массового

размножения и распространения особо

опасных вредителей и болезней

сельскохозяйственных культур и борьбе с ними


N п\п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за исполнение

1

Разработка и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекта Закона Российской Федерации "О защите растений"

2001 - 2002 год

Минсельхоз

2

Совершенствование структуры и укрепление материально технической базы службы защиты растений

Постоянно

Минсельхоз

3

Проведение научных исследований по актуальным вопросам защиты растений

Постоянно

Минсельхоз РАСХН ВИЗР ВНИИЗР

4

Содействовать развитию отечественного производства и формуляции пестицидов

Постоянно

Минсельхоз

5

Содействие оснащению сельских товаропроизводителей современной спецаппаратурой для применения пестицидов

Постоянно

Минсельхоз Региональные органы управления


Оперативные мероприятия



6

Организация проведения летне-осенних обследований на выявление очагов размножения в предстоящем году

Ежегодно август - сентябрь

Минсельхоз Региональные органы управления Служба защиты растений

7

Состояние уточненных научно обоснованных программ развития и распространения особо опасных вредителей и болезней на предстоящий год

Ежегодно октябрь - ноябрь

Минсельхоз РАСХН ВНИИЗР

8

Выделение финансовых средств на закупку пестицидов и проведение работ по борьбе с вредителями и болезнями из федерального и местных бюджетов.

Ежегодно февраль - март

Минфин. Минсельхоз Региональные органы управления

9

Проведение конкурса на закупку пестицидов, работ и услуг связанных с проведением мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями.

Ежегодно январь - февраль

Минсельхоз Региональные органы управления

10

Организация проведения весенних и осенних агротехнических мероприятий

Ежегодно март - апрель, сентябрь - октябрь.

Минсельхоз Региональные органы управления АПК Служба защиты растений

11

Организация проведения весенне-летних мониторинговых исследований и выявление очагов массового размножения особо опасных вредителей и болезней

Ежегодно апрель - июнь

Минсельхоз Региональные органы управления АПК Служба защиты растений

12

Организация проведения химических работ по борьбе с саранчовыми и другими вредителями

Ежегодно апрель - август

Минсельхоз Региональные органы управления АПК Служба защиты растений

13

Организация проведения химических работ по борьбе с болезнями зерновых культур

Ежегодно июль - август

Минсельхоз Региональные органы управления АПК Служба защиты растений


Расчет потребности в средствах на защитные мероприятия с особо опасными объектами на территории Российской Федерации в 2002 году


Объект

Предварительные объемы обр-ток, тыс.га.

Требуется средств, млн.руб.

Итого средств (млн.

руб.)

На оплату пестицидов

на финансирование защитных работ

всего

имеется

недостает

Саранчовые

1134

135


135

115,4

250,4

Восточная луговая совка

100

12


12

10

22

Луговой мотылек

1660

190,2


190,2

166

356,2

Клоп вредная черепашка

3641

214,5


214,5

364,1

578,6








Итого:

6535

551,7


551,7

655,5

1207,2


Управление химизации и защиты растений


Расчет потребности в средствах на защитные мероприятия с особо опасными объектами (саранчовые, луговой мотылек, клоп вредная черепашка, луговая совка) в 2002 году

Субъекты РФ

Объем обработок тыс.га.

Требуется средств, млн.руб.

Итого средств (млн.руб)

Саранчовые

клоп вр. черепашка

луговой мотылек

Луговая совка

всего

На оплату пестицидов

На финансирование защитных работ

всего

имеется

недостает

1. Респ. Адыгея

0

20

0

0

20

2,4


2,4

2

4,4

2. Респ. Алтай

22

0

0

0

22

2,64


2,64

2,2

4,84

3. Респ. Бурятия

100

0

5

0

105

12,6


12,6

10,5

23,1

4. Респ. Башкортостан

0

0

10

0

10

1,2


1,2

1

2,2

5. Респ. Дагестан

61

13

0

0

74

8,16


8,16

7,4

15,56

6. Респ. Ингушетия

0

10

0

0

10

0,6


0,6

1

1,6

7. Респ. Кабар.-Балк.

0

45

0

0

45

2,76


2,76

4,5

7,26

8. Респ.Карач.-Черкессия










9. Калмыкия

50

10

20

0

80

9


9

8

17

10. Респ.Мордовия

5

0

15

0

20

2,4


2,4

2

4,4

11. Респ. Сев.-Осетия

0

0

0

0

20

2,4


2,4

2

4,4

12. Респ. Татарстан

9

0

10

0

19

2,28


2,28

1,9

4,18

13. Респ. Тыва

13

0

0

0

13

1,56


1,56

1,3

2,86

14. Респ. Хакасия

45

0

15

0

60

7,2


7,2

6

13,2

15. Чеченская Респ.

11

25

0

0

36

2,76


2,76

3,6

6,36

16. Алтайский край

107

10

15

0

132

15,24


15,24

13,2

28,44

17. Краснодарский кр.

25

600

200

0

825

63


63

82,5

145,5

18. Ставропольский

100

1000

99

0

1199

83,88


83,88

119,9

203,78

19. Хабаровский кр.

0

0

0

20

20

2,4


2,4

2

4,4

20. Красноярский

5

0

5

0

10

1,2


1,2

1

2,2

21. Астраханская

50

0

5

0

55

6,6


6,6

5,5

12,1

22. Белгородская

5

85

90

0

180

16,44


16,44

18

34,44

23. Воронежская

20

50

300

0

370

26,4


26,4

37

63,4

24. Волгоградская

60

200

100

0

360

31,2


31,2

36

67,2

25. Иркутская

55

0

30

0

85

10,2


10,2

8,5

18,7

26. Курская

0

10

33

0

43

4,56


4,56

4,3

8,86

27. Липецкая

10

2

50

0

62

7,2


7,2

6,2

13,4

28. Новосибирская

41

0

4

0

45

5,4


5,4

4,5

9,9

29. Омская

100

0

30

0

130

15,6


15,6

13

28,6

30. Оренбургская

34

113

15

0

162

13,8


13,8

16,2

30

31. Пензенская

0

20

30

0

50

4,8


4,8

5

9,8

32. Ростовская

40

940

300

0

1280

96,6


96,6

128

224,6

33. Саратовская

50

300

100

0

450

36


36

45

81

34. Самарская

16

150

60

0

226

18,12


18,12

22,6

40,72

35. Тамбовская

5

8

84

0

97

11,16


11,16

9,7

20,86

36. Ульяновская

5

30

20

0

55

4,8


4,8

5,5

10,3

37. Челябинская

10

0

10

0

20

1,8


1,8

2

3,8

38. Читинская

70

0

5

0

75

9


9

7,5

16,5

39. Амурская обл.

10

0

0

10

20

2,4


2,4

2

4,4

40. Приморский кр.

0

0

0

70

70

6


6

7

13

Итого:

1134

3641

1660

100

6535

551,7


551,7

655,5

1207,2



Приказ Минсельхоза РФ от 18 марта 2002 г. N 273 "О программе по борьбе с особо опасными вредными объектами сельхозкультур и порядке финансирования мероприятий по защите растений"


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение