Постановление коллегии МПР РФ от 22 марта 2002 г. N 2 "Об итогах работы МПР России в 2001 г. и задачах на 2002 г."

Постановление коллегии Министерства природных ресурсов РФ от 22 марта 2001 г. N 2
"Об итогах работы МПР России в 2001 г. и задачах на 2002 г."

ГАРАНТ:

Дата настоящего постановления приводится в соответствии с источником. По-видимому, в дате настоящего постановления допущена опечатка. Год следует читать как "2002 г."


Коллегия отмечает:


Министерство природных ресурсов Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации осуществляли в 2001 г. функции, возложенные на них в соответствии с Положением о МПР России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 726.

Главные задачи МПР России на 2001 г. были определены постановлением коллегии МПР России от 21 февраля 2001 г. N 2 "О результатах работы Министерства природных ресурсов Российской Федерации за 2000 г. и задачах на 2001 г." и направлены на выполнение важнейших функций Министерства как государственного органа, регулирующего отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе по вопросам развития минерально-сырьевой базы страны, повышения эффективности мероприятий в водном и лесном хозяйстве, обеспечения экологической безопасности, совершенствования нормативно-правового и экономического механизмов, усиления роли и ответственности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в решении задач рационального природопользования и охраны окружающей среды, формирования единой системы государственного контроля, улучшения структуры территориальных органов МПР России, обеспечения взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации.

Для реализации указанных функций в МПР России в 2001 г. были сформированы: государственная геологическая служба, государственная водная служба, государственная лесная служба, государственная служба охраны окружающей среды, государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности.

ГАРАНТ:

О состоянии и перспективах развития Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР РФ см. постановление Коллегии МПР РФ от 28 января 2003 г. N 2


В 2001 г. Министерством проведена значительная работа по правовому, нормативному, методическому, научному и информационному обеспечению в области природных ресурсов и природоохранной деятельности, формированию экономических инструментов, развитию лицензирования и стандартизации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также по международному сотрудничеству.

Для выполнения поставленных перед Министерством на 2001 г. задач из федерального бюджета было выделено 11218,9 млн.руб., в том числе: 5872,7 млн.руб. на воспроизводство минерально-сырьевой базы (47,7% от фактических объемов финансирования 2000 г., что связано с ликвидацией Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы); 706,9 млн.руб. на водохозяйственную деятельность (130% от объемов финансирования 2000 г.); 2771,9 млн.руб. на лесное хозяйство (113% от уровня 2000 г.); 424,8 млн.руб. на охрану окружающей природной среды, животного и растительного мира, что на 277,1 млн.руб. больше расходов 2000 г. Объем финансирования затрат по дошкольному, среднему профессиональному образованию, на повышение квалификации составил в 2001 г. 117,6 млн.руб. (160,2% от уровня в 2000 г.).


Государственная геологическая служба


Объемы глубокого бурения на нефть и газ в 2001 г. составили 1844,95 тыс.м, что на 11,3% больше, чем в 2000 г. Открыто 56 месторождений нефти и газа, что соответствует среднему числу открываемых месторождений за последние годы.

Прирост запасов нефти и конденсата (за счет всех источников финансирования геологоразведочных работ) составил 293 млн.т и вплотную приблизился к объему ее добычи, а прирост запасов газа достиг 634 млрд.м3 (109,1% от объема добычи). Около 44% прироста запасов нефти получено в Ханты-Мансийском АО, 18% - в Ямало-Ненецком АО (включая 65% всего прироста конденсата). Практически весь прирост запасов газа получен в Иркутской области (434,5 млрд.м3 - 68,5%) и Ямало-Ненецком автономном округе (196,3 млрд.м3 - 31%).

Суммарный прирост ресурсного потенциала золота составил более 1500 т, на базе которого возможно выявление запасов промышленных категорий в количестве 300 т. Положительно оценены перспективы золотоносности отдельных районов Красноярского края, Республики Бурятия, Магаданской, Сахалинской, Свердловской и Иркутской областей, Таймырского АО. Утверждены запасы крупного серебряного месторождения высококачественных руд "Прогноз" и запасы алмазов (14% от общероссийских) кимберлитовых трубок Нюрбинская и Ботуобинская в новом алмазоносном районе республики Саха (Якутия).

Представлен через МИД России в Комиссию ООН по разграничению морских пространств континентального шельфа пакет материалов, полученных в ходе выполнения региональных геолого-геофизических исследований на континентальном шельфе Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. При положительном их рассмотрении в Комиссии площадь континентального шельфа Российской Федерации может быть расширена на 1,2 млн.км2, приращены прогнозные ресурсы углеводородов на 4,9 млрд.т усл. топлива, что поможет обеспечению геополитических интересов страны в этом регионе.

Уточнена оценка прогнозных ресурсов вдоль "серой" зоны Баренцева моря, что позволит определить позицию России на переговорах с Норвегией по делимитации спорной зоны. Проведено поисково-параметрическое бурение на континентальном шельфе на Паханческой структуре в Печорском море, где ожидается открытие месторождения нефти с прогнозными ресурсами 60 - 80 млн.т усл. топлива. Подготовлена карта лицензионных участков объектов недропользования в пределах Баренцева, Печорского и южной части Карского морей. Выполнены морские поисково-разведочные работы на железо-марганцевые конкреции на выделенном участке дна в Тихом океане (зона Кларион-Клиппертон), результаты которых позволят произвести оценку прогнозных ресурсов категории Р_1 в количестве не менее 450 млн.т сухих конкреций, а также морские поисковые работы на кобальт-марганцевые корки в районе Магеллановых гор. Впервые получены результаты глубоководного бурения 15 скважин с использованием разработанной в системе МПР России буровой установки.

Завершены многолетние экспедиционные геолого-геофизические исследования в центральной и восточной части моря Космонавтов, по результатам которых будет дана оценка минерально-сырьевого потенциала углеводородов его недр, что позволит укрепить геополитические позиции России в Антарктике.

Получен прирост запасов подземных вод в объеме 750 тыс.м3/сут, что позволило решить проблему обеспечения надежно защищенными источниками водоснабжения ряда крупных промышленных городов. Выявлены ресурсы геотермального теплоносителя в объеме, достаточном для строительства ГеоТЭС мощностью до 8 МВт, что может полностью обеспечить энергоснабжение объектов на о.Кунашир.

Издано 108 листов сводных и обзорных карт геологического содержания при плане 100 листов; составлено 114 комплектов опережающих дистанционных, геофизических, геохимических основ к государственной геологической карте масштаба 1:1000000 нового поколения.

Проведено государственное геологическое доизучение территорий на площади 183 тыс.км2, что позволило получить положительные поисковые результаты (70% объектов среднемасштабных съемок переведены в объекты прогнозно-поисковых работ).

Продолжено создание государственной сети опорных геофизических профилей параметрических и сверхглубоких скважин. Пройдено 1625 пог.км профилей, что позволило выявить новые зоны нефтегазонакопления и металлоносности в пределах крупных структур земной коры (Северо-Восточный регион, Карско-Баренцевоморский блок).

Проведены геолого-геофизические работы по прогнозу землетрясений, в результате которых создана геофизическая основа для составления карт детального районирования сейсмически опасных регионов (Камчатка, Предкавказье, республика Тыва). Продолжены исследования на полигонах по разработке новых технологий прогноза землетрясений.

В рамках ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 2001 г." выполнены работы по обследованию водозаборов подземных вод и восстановлению системы мониторинга подземных вод в Чеченской Республике.

Вместе с тем отмечается недостаточное привлечение при формировании программы геологоразведочных работ всех возможных источников финансирования, недовыполнение объемов глубокого бурения, которое обусловлено геологическими осложнениями на Уральской сверхглубокой скважине, а также не в полной мере обеспеченность прогнозно-поисковой работы современной нормативно-методической базой.


Государственная водная служба


В области водного хозяйства в 2001 г. осуществлен комплекс водохозяйственных работ.

Обеспечен оптимальный режим работы крупнейших водохранилищ России. Пропуск весеннего половодья гидроузлами Волжско-Камского и Ангаро-Енисейского каскадов осуществлялся в соответствии с расчетными графиками и с учетом периодически уточняемого прогноза притока. Эффективное использование регулирующих емкостей Новосибирского, Краснодарского и ряда других крупных водохранилищ позволило максимально снизить вредное воздействие паводковых вод в зоне их действия. Оперативное регулирование стока на Средней Волге в зоне Чебоксарского, Нижнекамского, Куйбышевского водохранилищ позволило предупредить ущерб на сумму около 150 млн.руб., а принятые меры по дополнительному наращиванию и укреплению защитных дамб на Нижней и Средней Волге дали возможность избежать значительных затоплений и чрезвычайных ситуаций. Работа других крупнейших водохранилищ Российской Федерации (Цимлянское, Ириклинское, Колымское, Чиркейское) осуществлялась, в основном, в штатном режиме.

Продолжались работы по инвентаризации и декларированию безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) водохранилищ, накопителей сточных вод и других жидких отходов, осуществлялось ведение Российского регистра гидротехнических сооружений. В порядке предпаводковой подготовки ГТС было обследовано более 2500 водохозяйственных объектов, выдано около тысячи предписаний по устранению выявленных недостатков, что позволило избежать серьезных аварий и катастроф, а своевременное проведение ремонтных работ обеспечило безаварийную эксплуатацию большинства ГТС, предотвращение или уменьшение загрязнения водных объектов, подтопления и затопления сельскохозяйственных и других ценных земель, сохранность памятников культуры и архитектуры, предотвращение разрушения берегов.

Установлены лимиты водопользования субъектам Российской Федерации по бассейнам рек, исходя из складывающейся в последние годы тенденции снижения основных показателей водопользования. Забор воды из водных объектов составит около 87,0 км3, или около 2% возобновляемых водных ресурсов, в том числе 12 км3 из подземных источников. При этом объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты, составит 56,6 км3, в том числе загрязненных - 20,0 км3.

Обеспечено выполнение функций государственного заказчика по строительству крупных гидроузлов и водохранилищ в Курской, Московской, Челябинской и Тамбовской областях, строительству более 60 объектов инженерной защиты от наводнений и обрушения берегов в республиках Северного Кавказа, в областях Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.

По крупным речным бассейнам Российской Федерации заключены и реализовывались бассейновые соглашения, что позволило привлекать средства бюджетов субъектов Российской Федерации и водопользователей на проведение мероприятий по воспроизводству водных ресурсов, охране вод и восстановлению водных объектов, регулированию речного стока, реализации противопаводковых мероприятий.

В то же время объемы финансирования мероприятий по предупреждению вредного воздействия вод, восстановлению и охране водных объектов за счет всех источников финансирования составили менее 10% от минимальной потребности, не выполнены работы по созданию цифровой карты и базы данных Государственного водного кадастра ввиду отсутствия должного финансирования, план декларирования безопасности ГТС выполнен на 50%, основные работы по ведению государственного мониторинга водных объектов и водохозяйственных систем и сооружений выполнялись не в полном объеме, замедлена подготовка программного обеспечения ведения государственного мониторинга водных объектов на геоинформационной основе.


Государственная лесная служба


В области лесного хозяйства в 2001 г. осуществлялся комплекс лесохозяйственных работ и организационных мероприятий, направленных на улучшение состояния и использования лесов, их защиту, охрану и воспроизводство.

Выполнено лесовосстановление на площади 876,6 тыс.га, в том числе заложены 236,9 тыс.га лесных культур, что составляет соответственно 102 и 100% плановых заданий.

Проведены агротехнические уходы за лесными культурами на площади 911,4 тыс.га, подготовка почвы под лесные культуры будущего года составила 171,4 тыс.га, что соответственно на 25,8 и 36,1% больше аналогичных показателей 2000 г.

Выращено и введено в категорию хозяйственно-ценных насаждений 1,43 млн.га молодняков, что составило 109% плановых показателей. Выращено 1,6 млрд.шт. стандартных сеянцев и саженцев, что достаточно для проведения лесокультурных работ весной 2002 г. Заготовлено более 1 тыс. т семян, в том числе 139 т семян мелкохвойных пород (сосна, ель, лиственница), что составляет двухлетний запас семян этих пород.

Реализация указанных мероприятий позволила обеспечить лесовосстановление, лесоразведение и ввод молодых лесных посадок в категорию ценных лесных насаждений в планируемых объемах.

Расчетная лесосека в лесах Российской Федерации составила 549,8 млн. м3, в том числе в лесах, находящихся в ведении лесхозов МПР России, - 512,7 млн. м3. В отчетном году в лесах, находящихся в ведении лесхозов Министерства, согласно выданным лесопорубочным билетам отпуск древисины на корню осуществлен на уровне 2000 г. По оперативным данным в 2001 г. в этих лесах объем заготовки древесины по всем видам рубок составил 148 млн. м3, в том числе по рубкам главного пользования 115 млн. м3, рубкам промежуточного пользования - 18 млн. м3, прочим рубкам - 15 млн. м3, что на 2 млн. м3 больше, чем в среднем за последние два года.

На условиях аренды для заготовки древесины находились 3 тыс. участков лесного фонда общей площадью 87,4 млн.га с установленным ежегодным отпуском древесины 120,6 млн. м3. Объем продажи древесины на лесных аукционах снизился на 11,7% и составил 22,7 млн. м3, а объем заготовки древесины на арендуемых участках лесного фонда не изменился и обеспечен на уровне 67 млн. м3.

По сравнению с 2000 г. цена обезличенного кубометра древесины, отпущенного на корню в указанных участках, возросла на 6,2 руб. (37%) и составила 22,5 руб., а аукционная цена обезличенного кубометра хвойной древесины возросла на 18,5 руб. (30%) и составила 80,7 руб.

В Ленинградской, Вологодской, Тюменской, Пермской областях, Республике Башкортостан, Ханты-Мансийском автономном округе и некоторых других субъектах Российской Федерации ставки арендной платы были приняты на уровне минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, или имеют недостаточный уровень превышения ставок над минимальными, что не отвечает потребительской стоимости древесины и снижает экономическую эффективность лесопользования.

В пожароопасном сезоне 2001 г. на территории лесного фонда, находящегося в ведении государственной лесной службы МПР России, возникло 20,9 тыс. лесных пожаров, пройденная ими лесная площадь составила 868 тыс.га, что на 372 тыс.га меньше, чем в 2000 г. При этом уничтожено 16512,8 тыс.м3 древесины на корню, погибло 73327,3 га молодняков. Ущерб, причиненный лесному хозяйству пожарами, оценивается в 2,9 млрд.руб. Затраты на тушение лесных пожаров составили 621,3 млн.руб., профинансировано федеральным бюджетом - 485,4 млн.руб.

Общая площадь очагов вредителей и болезней леса составила 10,2 млн.га, при этом истребительные мероприятия в 2001 г. проведены на площади 685,9 тыс.га, что в 2,6 раза больше чем в 2000 г.

Однако отмечено снижение объемов работ по созданию защитных насаждений и гидролесомелиорации земель лесного фонда, неудовлетворительное положение с ремонтом и строительством дорог лесохозяйственного назначения, а также неполная готовность самолетно-вертолетного парка ведомственной лесной авиации к пожароопасному сезону (69%) и, как следствие, невыполнение кратности патрулирования, недостаточная обеспеченность противопожарной техникой и оборудованием, средствами связи и индивидуальной защиты, недостаточная численность специалистов в области лесозащиты в регионах, снижение объемов экспедиционных лесопатологических обследований.


Государственная служба охраны окружающей природной среды


Основные задачи, решаемые государственной службой охраны окружающей природной среды в 2001 г., заключались в разработке и внедрении регулирующих механизмов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки и устранение последствий чрезмерного техногенного воздействия на экосистемы, предупреждение сверхнормативного загрязнения окружающей среды, сохранение и изучение биологического и ландшафтного разнообразия, улучшение условий жизнедеятельности населения.

В 2001 г. были проведены мероприятия, которые обеспечивали развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды и природных ресурсов, совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы природоохранной деятельности, экономических механизмов охраны окружающей среды, системы экологической сертификации и аудита, стандартизации и нормирования в области охраны окружающей среды, формирование нормативной правовой базы деятельности государственной службы охраны окружающей среды.

Завершена работа, проводимая совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и общественными экологическими организациями над Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (принят 10 января 2002 г. N 7-ФЗ), определяющим основы государственной политики в области охраны окружающей среды на ближайшую перспективу.

В целях реализации Федерального закона "Об охране озера Байкал" подготовлены проекты принятых постановлений Правительства Российской Федерации "О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" (26.03.2001 N 234), "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" (30.08.2001 N 643), "Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений в озере Байкал" (28.01.2001 N 67). Для обеспечения требований этого закона разработан проект экологического зонирования Байкальской природной территории (БПТ), начата разработка комплексной схемы охраны и рационального использования природных ресурсов БПТ, разработан, изготовлен и испытан в акватории Байкала комплекс средств непрерывного гидрохимического измерения параметров водной среды, подготовлены технические и программные средства космического мониторинга БПТ. В то же время отмечается, что организация государственного экологического мониторинга экосистемы озера Байкал страдает существенными недостатками.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления N 67 следует читать как "28 января 2002 г."


Осуществлялась реализация Плана действий (первоочередных мер) по совершенствованию управления и контроля в области охраны окружающей природной среды на 2001 г.

Подготовлен Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 г. и проект Экологической доктрины Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Экологическую доктрину Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р


В целях реализации Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" подготовлено и принято в установленном порядке распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 мая 2001 г. N 641-р по вопросам сертификации на соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.

Разработаны "Критерии отнесения отходов к классам опасности для окружающей среды" (утверждены приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511), а также подготовлен перечень документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Подготовлены материалы к заседанию Правительства Российской Федерации по вопросу развития сети особо охраняемых природных территорий.

В то же время отмечается недостаточное развитие работ по нормированию качества окружающей среды, низкая эффективность экономических механизмов регулирования охраны окружающей среды, отсутствие должной координации с природоохранными службами других ведомств и общественными организациями.


Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности


В 2001 г. проверено 160 тыс. объектов природопользования, в том числе 22 тыс. - совместно с иными контрольными и правоохранительными органами. В ходе проверок выявлено около 200 тыс. нарушений природоохранного законодательства. Величина ущерба, нанесенного загрязнением окружающей среде и лесному хозяйству, предъявлена на сумму 32,8 млрд.руб.

По результатам проверок, органами государственного контроля выдано 100 тыс. предписаний, около 10 тыс. дел направлено в органы МНС России, МВД России, прокуратуру, суды, арбитражные суды и в органы, выдавшие лицензии.

За совершение особо грубых нарушений временно приостановлена, ограничена или запрещена деятельность на 1870 объектах, изъято 329 лицензий на право пользования недрами, к уголовной ответственности привлечено 258 человек, к административной ответственности - 59,8 тыс. человек. Сумма наложенных штрафов составила 62,2 млн.руб.

Специализированная инспекция контроля в сфере природопользования и экологической безопасности в 2001 г. проконтролировала 25336 контрольных объектов, произвела 151981 замер, в том числе в природных и сточных водах - 60723, осуществлено контрольных замеров воздуха - 78834, контрольных замеров почвы - 12424, а также произведено 1375917 элементоопределений.

Специализированными морскими инспекциями МПР России в 2001 г. было проверено 11400 объектов, по выявленным правонарушениям законодательства Российской Федерации было наложено штрафов на сумму 9,8 млн.руб., предъявлено исков о возмещении ущерба природным ресурсам и окружающей среде на сумму 79 млн.руб.

Государственной инспекцией маломерных судов России в 2001 г. спасено более 8 тыс. человек, терпящих бедствие на воде, и пресечено 37 тыс. правонарушений на водных объектах, в том числе порядка 4000 нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Остались нерешенными вопросы создания нормативно-правовой базы деятельности государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности, включая структуру, положение, техническое обеспечение инспекторов.

Одновременно отмечается, что еще недостаточно отработана схема взаимодействия контрольных органов Министерства с иными надзорными органами, требуется усилить нормативно-правовую базу деятельности Государственной службы контроля.


Экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды


В сфере совершенствования экономического механизма природопользования были подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации: "Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных платежей за пользование недрами и Правил уплаты регулярных платежей за пользование недрами" (принято 29.12.2001 N 926), "О плате за геологическую информацию о недрах" (принято 25.01.02 N 57), "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" (от 28.11.2001 N 826), в соответствии с которым ставки платы за пользование водными объектами повышаются в 2 и более раза (по гидроэнергетике - в среднем в 6 раз), подготовлены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.01 N 127).

Платежи за пользование недрами в 2001 г. составили 67,3 млрд.руб., из них в федеральный бюджет перечислено 16,5 млрд.руб., в бюджеты субъектов - 50,8 млрд.руб. Поступления указанных платежей и отчислений на 44,3% превысили их уровень, определенный федеральным бюджетом. Платежи за пользование водными объектами поступили на сумму 2582,2 млн.руб. (156% от факта 2000 г.), в том числе в федеральный бюджет - 1049 млн.руб. (155% от факта 2000 г.). Величина платежей за пользование лесным фондом составила 4824 млн.руб., в том числе в федеральный бюджет поступило 1118 млн.руб., что на 43% выше уровня 2000 г., в бюджеты субъектов Российской Федерации - 1813 млн.руб.

В отчетном году сохранялся чрезвычайно низкий уровень платы за древесину на корню, что приводит к недополучению государством значительных сумм лесного дохода (величина ставок лесных податей в цене лесоматериалов не превышает 5%). Несмотря на то, что средняя ставка лесных податей за 1 м3 древесины на корню возросла с 30 руб. в 2000 г. до 41 руб. в 2001 г., резерв повышения ставок платы за пользование лесными ресурсами достаточно велик.

Осуществлялись работы по совершенствованию государственной и ведомственной статистической отчетности, формированию нормативной и методической базы проведения аудита и стоимостной оценки в области природопользования и охраны окружающей среды.

Одним из важнейших результатов работы МПР России в 2001 г. в области перспективного планирования является разработка Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 гг.)", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 860). Государственным заказчиком - координатором Программы определено Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Общий объем планируемых поступлений в бюджеты всех уровней за счет природно-ресурсных и экологических налогов перекрывает затраты на реализацию Программы.


Лицензирование природопользования и видов деятельности


В 2001 г. осуществлены неотложные меры в части повышения уровня организационной работы по лицензированию недропользования.

Подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", которые предусматривают: переход преимущественно на аукционную систему предоставления участков недр в пользование, упорядочение процедуры подготовки объектов к лицензированию, включая их стоимостную оценку, регламентацию деятельности конкурсных и аукционных комиссий, установление требований к содержанию лицензий.

Проведена инвентаризация всех ранее выданных лицензий с оценкой их соответствия действующему законодательству и проверкой выполнения пользователями недр установленных условий лицензий. Осуществлена работа по заслушиванию недропользователей, нарушающих условия пользования недрами, по результатам которой рекомендовано досрочное прекращение действия лицензий по 37 участкам недр, по 42 участкам было рекомендовано направить недропользователям уведомления о выявленных нарушениях пользования недрами, по 10 - на рассмотрение НТС МПР России, по 8 участкам предложено представить программу освоения участков недр.

Подготовлен и вводится в действие пакет нормативно-методических документов, охватывающий весь процесс лицензирования пользования недрами и контроля выполнения условий предоставления лицензий.

В 2001 г. выдано 4263 лицензии на водопользование, что на 516 лицензий больше чем в 2000 г. Общее число водопользователей, осуществляющих пользование водными объектами на основе лицензии, составило 9,5 тыс. Однако лицензирование водопользования требует совершенствования нормативно-методической базы.

За 2001 г. в центральном аппарате МПР России проведено 8 заседаний лицензионных комиссий по природоохранным видам деятельности, на которых рассмотрено 623 дела соискателей лицензий. Территориальными органами МПР России в 2001 г. выдано 4928 лицензий, проведено 2026 проверок соблюдения лицензионных условий деятельности, приостановлено действие 317 лицензий, аннулирована 101 лицензия на виды деятельности в области охраны окружающей среды.


Метрология, стандартизация и сертификация


В 2001 г. проводилась работа по совершенствованию метрологической службы Министерства и системы государственной и отраслевой стандартизации, а также по развитию Систем сертификации, держателем которых является МПР России.

Созданы: система добровольной сертификации объектов ресурсопользования, обязательной сертификации по экологическим требованиям, система добровольной сертификации геофизической продукции Евро-Азиатского геофизического общества, орган по сертификации лесных семян, зарегистрирована система обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов в лесном фонде. Обеспечено функционирование отраслевого научно-методического центра по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации.


Государственная экспертиза в области природопользования и охраны окружающей среды


В отчетном году проведена государственная экспертиза запасов полезных ископаемых по 1492 объектам, проводилась работа по осуществлению водохозяйственной экспертизы.

За 2001 г. организована и проведена государственная экологическая экспертиза (на федеральном уровне) по 101 объекту, из них наиболее значимых объектов - 18. Территориальными органами МПР России организовано и проведено более 53000 государственных экологических экспертиз. В то же время снизилось число специалистов, осуществляющих работу по проведению государственной экологической экспертизы в аппарате Министерства и в территориальных органах, требуется провести работу по совершенствованию нормативной базы государственной экологической экспертизы, включая вопросы нормирования качества окружающей среды и оценки воздействия.


Научно-исследовательская и инновационная деятельность


В сводный план НИОКР 2001 г. были включены 72 комплексных (базовых) проекта, отобранных по итогам проведенного в 1-м квартале 2001 г. конкурса, в том числе: 16 - по природоохранному направлению; 7 - по лесохозяйственному; 6 - по водохозяйственному; 43 - по геологическому. Общий объем финансирования НИОКР в 2001 г. составил почти 810 млн.руб.

В отчетном году выполнен ряд разработок технологического характера, позволяющих существенно повысить эффективность природопользования, в том числе:

- импортозамещающие и высокопроизводительные аппаратурно-технологические комплексы (24-канальный сейсмоприемник, портативный протонный магнитометр - МИНИМАГ, морской квантовый магнитометр МКМД-1;

- комплекс машин и механизмов для проведения работ по созданию и уходу за лесными культурами и охраны лесов от пожаров;

- методы и технологии формирования, хранения и использования информационных ресурсов для решения задач оценки и мониторинга природных ресурсов и окружающей природной среды;

- 5 ГОСТов и 8 ОСТов;

- технологические регламенты по очистке и обеззараживанию воды и по переработке промышленных отходов;

- система вещественного технологического опробования месторождений благородных металлов с крупным и самородным золотом.

Разработаны мероприятия по предотвращению загрязнения Волжского бассейна сточными и дренажными водами объектов сельскохозяйственного производства, промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства.

Ряд разработок позволяет уменьшить расходы на выполнение основных лесохозяйственных мероприятий, в частности методика экономической оценки лесопожарных мероприятий, а также оптимизированные технологии тушения низовых лесных пожаров на различных стадиях их развития.

Подготовлены и изданы два государственных доклада: "О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2000 г." и "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2000 г.", а также аналитические материалы и доклад "О сырьевой безопасности России в XXI веке" к заседанию Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в сфере экономики.

Проведена крупная международная встреча (г.Санкт-Петербург) ученых и специалистов с представителями международного нефтегазового бизнеса, собравшая более 500 участников из 32 стран, для обсуждения технических и финансовых возможностей освоения месторождений нефти и газа в трудных условиях, прежде всего в арктических и субарктических широтах Российской Федерации. Осуществлена геолого-экономическая оценка мирового ресурсного потенциала нефти, позволившая установить сырьевую обеспеченность нефтяной промышленности мира на средне- и долгосрочную перспективу (до 2050 г.), экономическую значимость и инвестиционную привлекательность освоения нефтегазоносных бассейнов Российской Федерации.


Информационная деятельность


Проведены работы по научно-методическому обеспечению и организации функционирования отраслевой системы научно-технической информации по минерально-сырьевым и водным ресурсам, охране окружающей среды как подсистем Государственной системы научно-технической информации, а также осуществлялись мероприятия по созданию, развитию и обеспечению функционирования системы контроля радиационной обстановки.

Создан действующий макет системы "Водные ресурсы Волжского бассейна", включающий в себя программно-математический комплекс моделирования, оценки и прогнозирования поверхностного стока с водосборных территорий. Проводились работы по внедрению "Системы поддержки принятия управленческих решений в области водопользования" в территориальных подразделениях водохозяйственной службы МПР России.

С целью обнаружения лесных пожаров и принятия оперативных мер для их ликвидации создана геоинформационная система мониторинга лесных пожаров.

Обеспечено накопление геологических информационных ресурсов в Государственном банке цифровой геологической информации в объеме 31,8 Тб, созданы и опробованы каналы связи с основными держателями информации со скоростью передачи данных до 10 Мб/с.

Эксплуатировались информационные системы ведения государственного кадастра месторождений, государственного баланса запасов полезных ископаемых, изученности; регистрации результатов геологоразведочных работ, эксплуатационных запасов подземных вод; продолжена разработка и поэтапный ввод в эксплуатацию информационной системы регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов.

Осуществлены работы по развитию ведомственной системы дистанционного зондирования Земли из космоса. Начаты работы по созданию Ситуационного центра МПР России.

Регулярно издавался бюллетень по вопросам использования и охраны природных ресурсов, выпускалась отраслевая газета "Природно-ресурсные ведомости", поддерживался WEB-сайт Министерства. Осуществлялась подготовка сообщений для информационных агентств и редакций ежедневных изданий, для выступлений на телевидении и радио, а также мониторинг СМИ и электронных изданий. Проводились мероприятия по формированию экологического сознания и развитию экологического образования.


Международное сотрудничество


В 2001 г. МПР России осуществляло функции головного ведомства по обеспечению выполнения обязательств России по 21 международному договору (конвенции, соглашения и протоколы), участвовало в выполнении обязательств наряду с другими ведомствами по 5 конвенциям и протоколам.

Осуществлялось двустороннее сотрудничество МПР России с 35 государствами в рамках 73 межправительственных и межведомственных соглашений. Наиболее динамично развивались связи с Данией, Норвегией, Нидерландами, Канадой, Японией, Финляндией.

По линии международных организаций МПР России сотрудничало с организациями системы ООН, межправительственными организациями, неправительственными организациями, а также с международными финансовыми организациями.

Государственными службами Министерства подготовлены и представлены в МИД России и Минэкономразвития России материалы по семи главам "странового профиля", обеспечены интересы страны по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на международных региональных совещаниях по Европе и Северо-Восточной Азии.

Министерство приняло активное участие в переговорах по выработке Многолетней программы работы и Плана действий Форума ООН по лесу.

Подготовлен проект документа в части вопросов международного экологического управления, что заложило хорошую основу для деятельности МПР России в этом направлении в 2002 г.

На заседании Совета глав правительств СНГ (Минск, 31 мая 2001 г.) подписано и 27 октября 2001 г. вступило в силу Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр государств - участников СНГ, которое регулирует проблемы, возникающие при разработке месторождений полезных ископаемых, находящихся в приграничной зоне.

В ноябре 2001 г. на XII сессии МЭС приняты решения по проектам Соглашения о создании единой системы кодификации и кодирования промышленных отходов, Конвенции коллективной экологической безопасности, Межгосударственной научно-технологической программы создания и развития системы экологического мониторинга территории, модельного Соглашения об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, Концепции экологического образования, Концепции Красной книги.

Проведена работа по согласованию с азербайджанской стороной межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов р.Самур (по проблеме, связанной с делением стока реки).


Законопроектная и нормативная деятельность


В 2001 г. проведена работа по обеспечению мониторинга прохождения законопроектов, затрагивающих сферы деятельности Министерства, в Государственной Думе в период весенней и осенней сессий.

Подготовлены материалы в Комиссию при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Представлены в Минэкономразвития России предложения МПР России по подготовке проектов постановлений Правительства Российской Федерации в целях реализации главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части второй Налогового кодекса Российской Федерации и раздела V "Платежи при пользовании недрами" Закона Российской Федерации "О недрах", а также предложения по проекту главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Рассмотрены на совместном заседании коллегии Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 23 мая 2001 г. и одобрены итоги выполнения совместной программы "Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Республики Беларусь и Российской Федерации в 1999 - 2000 гг.", а также проект совместной программы "Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Республики Беларусь и Российской Федерации в 2002 - 2005 гг.".

Проведена работа по систематизации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

МПР России и его территориальные органы участвовали в рассмотрении 4161 судебного дела, из которых в пользу МПР России и его территориальных органов (или частично в их пользу) вынесено 2152 решения. Количество решений не в пользу МПР России или его территориальных органов составляет 170. В рассмотрении находится 1839 дел.

Подготовлены материалы о полномочиях МПР России, его территориальных органов, иных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды и о порядке реализации полномочий указанными органами.


Работа с органами государственной власти, территориальными органами и подведомственными организациями МПР России


Осуществлена работа по организации взаимодействия Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и территориальными органами МПР России по региональным аспектам формирования и реализации государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов.

Подготовлены проекты Соглашений с Минэнерго России, Росавиакосмосом, Минтрансом России, МЧС России, Минимуществом России, РФФИ, ФСО России, ФАПСИ России, а также с Росгидрометом, Госстандартом России, Госкомстатом России, Арбитражным судом Российской Федерации, МВД России и ФСНП России.

Начата подготовка пакета материалов по взаимодействию с Росавиакосмосом, включая два направления: дистанционное зондирование земли (с привлечением Роскартографии и Росгидромета), проблемы полей падения отделяющихся частей при запусках космических аппаратов и ракетоносителей (с привлечением МО России, КПР по Алтайскому краю и КПР Республики Алтай).

Проведено более 30 двухсторонних встреч руководства МПР России с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с руководителями республик Бурятии, Карелии, Марий Эл, Тыва, Саха (Якутия), Астраханской, Камчатской, Кировской, Мурманской, Пермской, Сахалинской, Томской, Читинской областей, Красноярского края, Ямало-Ненецкого АО.

Направлены предложения полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах о взаимодействии в сфере изучения, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов и защиты окружающей природной среды, которые получили одобрение с их стороны. Проведено совещание руководства МПР России с полномочными представителями Президента Российской Федерации по вопросам природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Проведена работа по подготовке наиболее оптимальной структуры территориальных органов, а также начата работа по формированию банка данных Министерства в сфере природопользования и охраны окружающей среды по субъектам Российской Федерации.

Работа с подведомственными организациями. В МПР России установленным порядком зарегистрированы и функционируют 2597 территориальных органов, находящихся в ведении Министерства. Проводилась работа по созданию нормативной базы осуществления деятельности организаций. Подготовлены предложения по реформированию подведомственных организаций и повышению эффективности их деятельности.


Кадровая и социальная политика, охрана труда и техника безопасности


В 2001 г. была продолжена работа по реорганизации структуры управления территориальными органами, а также центрального аппарата МПР России. Произведено 18 назначений на должности руководителей территориальных органов МПР России, уволено 19 руководителей, в том числе 11 - в связи с уходом на государственную пенсию. Сформирован кадровый резерв на замещение вакантных должностей руководителей территориальных органов в количестве 128 человек.

Проведено 9 конкурсов на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия. Прошли аттестацию 147 руководителей. Из числа прошедших аттестацию признаны соответствующими занимаемым должностям 144 руководителя. Подготовлены проекты контрактов с 65 руководителями предприятий.

Обучились по программам профессиональной переподготовки, а также повысили квалификацию в РАГС, АНХ, ВИПКЛХ и МНЭПУ 156 государственных служащих. Повысили квалификацию в отраслевых ИПК и на краткосрочных семинарах 3414 руководителей и специалистов предприятий и организаций системы МПР России. В подведомственных техникумах дипломы среднего профессионального образования получили 2128 человек. Трем студентам техникумов назначены государственные стипендии Правительства Российской Федерации.

Государственными наградами в 2001 г. были награждены 170 человек, ведомственными - 4090 человек.

Разработаны или пересмотрены 5 нормативных документов по охране труда, регламентирующих требования и нормы безопасного ведения различных видов работ, подготовлены и представлены на утверждение в Госгортехнадзор России Правила безопасности при геологоразведочных работах. Несмотря на проведенную работу, отмечается рост травматизма со смертельным исходом, который в целом по Министерству по сравнению с предыдущим периодом составил 38,9%, в том числе в сфере геологии остался на прежнем уровне, в сфере лесного хозяйства - 39,1%.


Документооборот, исполнительская дисциплина


В течение 2001 г. подготовлено и выпущено 916 приказов по основной деятельности, 1513 приказов по кадровым вопросам, 1079 постановлений и распоряжений Министерства.

За период с 1.01.2001 по 31.12.2001 поставлено на контроль 742 документа. В 2001 г. поступил 191 документ с поручением Правительства Российской Федерации, в том числе в 51 документе МПР России выступало как ответственный исполнитель, в 127 документах - как соисполнитель, 13 документов поступило для сведения и руководства. В основном контрольные документы в 2001 г. исполнялись в установленные сроки. Однако по некоторым поручениям Правительства Российской Федерации срок продлевался неоднократно.


Коллегия постановляет:


1. Принять к сведению и руководству доклад Министра природных ресурсов Российской Федерации В.Г.Артюхова, отчеты руководителей государственных служб и заместителей Министра по направлениям деятельности МПР России об итогах работы Министерства в 2001 г. и задачах на 2002 г.

2. Работу Министерства природных ресурсов Российской Федерации, государственных служб и его территориальных органов в 2001 г. признать удовлетворительной.

3. Считать необходимым осуществить эффективные действия Министерства в области управления природно-ресурсным и природоохранным комплексом, направленные на дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы, лесного и водного хозяйства страны, обеспечение экологической безопасности, совершенствование работы государственных служб и подразделений МПР России, с целью обеспечения устойчивого развития государства.

Определить, что основными задачами Министерства в 2002 г. являются:

3.1. В области геологии

- обеспечение выполнения геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая работы в Мировом океане и на континентальном шельфе;

- выполнение "Долгосрочной программы действий МПР России в части разведки и использования природных ресурсов и обеспечения охраны окружающей среды" в соответствии с мерами по реализации "Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года";

- защита заявки и отстаивание интересов Российской Федерации при рассмотрении материалов на Комиссии ООН по границам континентального шельфа;

- разработка и реализация долговременной Программы изучения и освоения ресурсов континентального шельфа Российской Федерации;

- создание условий и возможностей для разведки и добычи ресурсов глубоководных районов Мирового океана (на дне и в недрах), закрепление в рамках полномочий Международного органа по морскому дну прав Российской Федерации на разведку и разработку ресурсов морского дна за пределами юрисдикции прибрежных государств;

- разработка новых технологических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов на суше и в Мировом океане;

- изучение сейсмогенных зон и вопросов прогноза землетрясений;

- осуществление системы мер по оптимизации программ геологического изучения и выявления ресурсного потенциала перспективных территорий и контроля за их использованием;

- проведение геолого-экономической переоценки разведанных запасов нераспределенного государственного фонда недр и стоимостной оценки объектов недропользования;

- оптимизация организационной структуры государственной геологической службы;

- разработка и реализация программы технического перевооружения и модернизации работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

3.2. В области охраны и рационального использования водных ресурсов

- увеличение объемов работ по подготовке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также по реализации мероприятий, осуществляемых в рамках бассейновых соглашений;

- завершение инвентаризации гидротехнических сооружений и внесение их в Регистр, разработка нормативно-технической документации, в том числе по проблеме бесхозных сооружений и критериям безопасности;

- выполнение комплекса мер по рациональному регулированию режимов работы водохранилищ и водохозяйственных систем одновременно с развитием системы надзора за безопасностью ГТС с профилактикой аварий, обеспечение проведения неотложных ремонтно-профилактических и восстановительных работ;

- осуществление работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений, строительству объектов берегоукрепления и других инженерных сооружений;

- решение вопросов восстановления водных объектов, рационального природопользования и предотвращения деградации природных комплексов и проведение неотложных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, устойчивое водообеспечение населения и объектов экономики, своевременное предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод и улучшение качества водных объектов, в рамках подпрограмм "Возрождение Волги" и "Водные ресурсы и водные объекты";

- завершение работы по приведению структуры бассейновых органов в соответствие с бассейновым принципом управления использованием и охраной водного фонда и укреплению бассейнового звена управления в системе водной службы МПР России;

- создание программного обеспечения ведения государственного мониторинга водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений на основе геоинформационной системы.

3.3. В области охраны, воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов

- разработка концепции развития лесного хозяйства;

- обеспечение устойчивого управления лесами и эффективного использования лесных ресурсов;

- обеспечение роста использования расчетной лесосеки, увеличение объемов отпуска древесины на корню на арендованных участках лесного фонда;

- осуществление мероприятий по воспроизводству лесов в объемах, предусмотренных подпрограммой "Леса";

- обеспечение увеличения лесного дохода;

- совершенствование института аренды и других форм организации лесопользования;

- развитие системы лесной сертификации.

3.4. В области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности

- подготовка материалов по вопросам окружающей природной среды для участников российской делегации во Всемирном саммите "РИО+10";

- подготовка Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 2001 г.;

- доработка и утверждение Экологической доктрины Российской Федерации;

- подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта Плана действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования в Российской Федерации на 2003 - 2005 гг.;

- становление экологического образования и просвещения в стране, охватывающего все слои населения;

- формирование общественного сознания по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

- развитие сотрудничества с международными финансовыми организациями и иностранными компаниями, содействующими поступлению инвестиций на природоохранные программы и проекты, реализуемые в Российской Федерации;

- подготовка нормативно-правовых актов и методических документов по реализации Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об охране озера Байкал" и других правовых актов;

- проведение работ по комплексному мониторингу окружающей среды с использованием космических средств, включая интеграцию в международные системы "Глобальный экологический мониторинг", совершенствование системы мер по сохранению биологического разнообразия, развитие особо охраняемых территорий.

3.5. В области государственного контроля в сфере природопользования и экологической безопасности

- дальнейшее усиление государственного контроля за соблюдением природопользователями законодательства Российской Федерации в сфере природно-ресурсного и природоохранного комплексов;

- укрепление нормативно-правовой базы госконтроля, включая подготовку Положения о Государственной службе контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России;

- усиление государственной службы контроля в системе МПР России путем создания специализированных подразделений госконтроля и повышения кадрового потенциала службы;

- повышение эффективности взаимодействия контрольных органов МПР России с федеральными органами исполнительной власти (МВД России, МНС России, ФПС России, ГТК России), а также со Счетной Палатой РФ, ГКУ Президента РФ, Генеральной Прокуратурой РФ.

3.6. В области экономического механизма регулирования природопользования, охраны окружающей среды и планово-финансовой деятельности

- формирование необходимых условий для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере освоения, рационального использования и воспроизводства национального природно-ресурсного комплекса с учетом обеспечения охраны окружающей среды;

- совершенствование экономических методов регулирования природопользования и охраны окружающей среды с учетом реализации второй части Налогового кодекса;

- внедрение новых финансовых инструментов и механизмов, в частности аренды (лизинга) техники и оборудования в деятельность подведомственных МПР России организаций;

- разработка и реализация экономических, нормативно-правовых и организационных мер по привлечению, а также повышению эффективности и целевому использованию внебюджетных средств, в том числе займов и грантов международных финансовых организаций, на развитие минерально-сырьевой базы, водного и лесного хозяйства, обеспечение охраны окружающей среды;

- создание методической основы определения стоимости природных ресурсов в структуре национального богатства страны, а также проведения стоимостной оценки природных объектов и ущерба от загрязнений окружающей среды;

- совершенствование системы и расширение структуры платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и иные вредные воздействия на окружающую природную среду, а также разработка предложений по введению экологического налога;

- формирование системы аудита в сфере природопользования;

- разработка нормативных правовых и методических документов, регламентирующих осуществление оценочной и аудиторской деятельности в сфере природопользования;

- развитие и внедрение экологического страхования и экологического аудита;

- обеспечение непосредственного участия территориальных органов МПР России в подготовке и обосновании в соответствии с действующим законодательством предложений по формированию бюджетов субъектов Российской Федерации и осуществление финансирования природно-ресурсной и природоохранной деятельности по программам, проектам, планам за счет всех источников;

- повышение уровня составления проектов и смет на геологоразведочные и иные виды работ.

3.7. В области лицензирования природопользования и охраны окружающей среды

- введение в действие пакета нормативно-методических документов, охватывающих весь процесс лицензирования недро- и водопользования и контроля выполнения условий предоставления лицензий;

- обеспечение приоритетности аукционной системы представления участков недр;

- формирование информационной системы, предусматривающей сквозной учет в области природопользования, включая персонификацию и учет природопользователей и данных об их деятельности.

3.8. В области стандартизации и сертификации, метрологии природопользования и охраны окружающей среды

- развитие и актуализация фонда государственных и отраслевых стандартов в области природопользования и охраны окружающей среды;

- развитие сотрудничества по стандартизации, метрологии и сертификации в природно-ресурсной и природоохранной областях со странами СНГ;

- обеспечение развития службы метрологии, стандартизации и сертификации в системе МПР России.

3.9. В области государственной экспертизы в сфере природопользования и охраны окружающей среды

- обеспечение достоверной оценки запасов полезных ископаемых;

- создание единой организационной структуры государственной геологической экспертизы;

- совершенствование нормативно-методической базы проведения государственной экологической экспертизы;

- развитие системы нормирования качества окружающей среды.

3.10. В области научной, инновационной и информационной деятельности

- усиление роли науки в разработке и осуществлении государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, включая проблемы организации научного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды, определения приоритетных направлений НИОКР, внедрения результатов научных исследований, роли наукоемких технологий в решении природно-ресурсных и природоохранных задач;

- обеспечение мер по повышению эффективности НИОКР, предусматривающих разработку и внедрение инновационных проектов по обеспечению рационального природопользования и расширению использования экологически безопасных, нетрадиционных источников энергии;

- повышение эффективности научно-исследовательских работ путем интеграции их с геологоразведочными, водо- и лесохозяйственными работами, а также мероприятиями по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;

- формирование единой системы баз и банков данных природно-ресурсной и экологической информации;

- создание научно-методического и информационно-аналитического обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территориальном и федеральном уровнях с вводом в эксплуатацию Ситуационного центра МПР России;

- обеспечение информированности СМИ и общественности по основным направлениям деятельности Министерства, развитие системы доступа к экологически значимой информации;

- формирование эффективных механизмов взаимодействия МПР России с общественными организациями;

- подготовка доклада о состоянии экологического образования в России.

3.11. В области международного сотрудничества

- подготовка Концепции международного сотрудничества Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды на среднесрочную перспективу;

- разработка механизмов, обеспечивающих выполнение международных обязательств в условиях переходного экономического периода и гармонизация законодательства, а также норм, правил и стандартов;

- расширение международного сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ;

- осуществление подготовительных мероприятий, в ходе которых будет формироваться повестка дня Саммита и проекты заключительных документов "РИО+10";

- подготовка, на основе конверсионных операций с долговыми обязательствами зарубежных стран перед Россией, предложений по реализации эффективных проектов использования природных ресурсов стран-должников.

3.12. В области нормативной и правовой деятельности

Подготовка законопроектов и проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на:

- повышение экономической эффективности пользования недрами, лесными и водными ресурсами, обеспечение экологической безопасности;

- реализацию требований Водного кодекса Российской Федерации по предотвращению чрезвычайных паводковых ситуаций и ликвидации их последствий;

- регулирование общественных отношений по вопросам экономической, страховой политики, международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- создание действенной системы государственного контроля за использованием отдельных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также правовой защиты должностных лиц МПР России, осуществляющих государственных контроль.

3.13. В области работы с органами государственной власти, территориальными органами и подведомственными организациями МПР России

- обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации;

- осуществление оптимизации структуры территориальных органов Министерства;

- повышение эффективности деятельности подведомственных предприятий и организаций;

- обеспечение капитальных вложений в ремонт и реконструкцию основных фондов базовых государственных предприятий, выполняющих работы в рамках государственного заказа на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы, в осуществление водо - и лесохозяйственных мероприятий, защиту окружающей среды.

3.14. В области кадровой и социальной политики, охраны труда и техники безопасности

- совершенствование системы оплаты труда работников территориальных органов МПР России, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий;

- улучшение организации и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей руководителей предприятий, а также заключения трудовых договоров с руководителями предприятий, подведомственных МПР России;

- улучшение состояния условий и охраны труда на производстве, повышение уровня профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, аварий, пожаров и дорожно-транспортных происшествий в территориальных органах и подведомственных МПР России предприятиях и организациях;

- обеспечение организации подготовки кадров и повышения квалификации работников государственных служб и центрального аппарата МПР России;

- продолжение работы по улучшению социального положения работников и ветеранов отрасли.

4. Одобрить в основном План мероприятий по организации деятельности МПР России на 2002 г., а также планы законопроектной, научно-инновационной и международной деятельности.

ГАРАНТ:

См. План инновационной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды МПР России на 2002 год, утвержденный приказом МПР РФ от 24 июня 2002 г. N 372


Руководителям государственных служб, заместителям Министра по направлениям деятельности и руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства обеспечить в течение двух недель доработку планов, исходя из поставленных задач.

5. Поручить Министру природных ресурсов Российской Федерации Артюхову В.Г. утвердить доработанные планы: План мероприятий по организации деятельности МПР России на 2002 г., а также планы законопроектной, научно-инновационной и международной деятельности.

6. Руководителям территориальных органов МПР России подготовить и утвердить соответствующие планы в регионах.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления поручить Министру природных ресурсов Российской Федерации В.Г.Артюхову.


Председатель коллегии

В.Г.Артюхов



Постановление коллегии Министерства природных ресурсов РФ от 22 марта 2002 г. N 2 "Об итогах работы МПР России в 2001 г. и задачах на 2002 г."


Текст постановления опубликован в Бюллетене "Использование и охрана природных ресурсов в России", 2002 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.