Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МПР РФ
от 25 июня 2002 г. N 374
Положение
о системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МПР России
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цель, принципы, предмет, содержание, организацию и порядок дополнительного профессионального образования государственных служащих, руководящих работников и специалистов МПР России для создания единого образовательного пространства в природоресурсном комплексе, обеспечивающего универсальную систему непрерывного образования с учетом преемственности, многоступенчатости и гибкости всех форм обучения.
1.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в части, касающейся прохождения государственной службы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
2. Цель принципы дополнительного профессионального образования
2.1. Целью дополнительного профессионального образования государственных служащих, руководящих работников и специалистов МПР России является постоянное и гарантированное обеспечение уровня их профессиональной подготовки, соответствующего содержания и объему полномочий определенной государственной должности.
2.2. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих, руководящих работников и специалистов МПР России организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
обязательность подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников как неотъемлемой части исполнения должностных обязанностей,
строго целевая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по непосредственному предмету их должностных обязанностей или для формирования кадрового резерва Министерства,
использование обязательных и дополнительных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников,
разнообразие форм финансирования и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников при обучении по программам профессионального образования,
дифференциация обязательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в зависимости от групп государственных должностей и профессиональной специализации.
3. Предмет и содержание дополнительного профессионального образования
3.1. Дополнительное профессиональное образование представляет три основных вида специально организуемого и правообеспеченного пополнения и обновления профессиональных знаний кадрового потенциала Министерства. Эти виды отличаются по назначению, содержанию и организации.
3.2. Профессиональная переподготовка - система получения дополнительных профессиональных знаний, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности или для получения новой квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования.
3.3. Повышение квалификации - специально организуемая, постоянно действующая система предоставления каждому работнику возможности пополнения и обновления теоретических и практических знаний, необходимых для занятия соответствующей государственной должности и для продвижения по службе по профилю своей работы.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное тематическое обучение и проблемные семинары (менее 72 часов);
- тематическое обучение (от 72 до 100 часов);
- длительное (свыше 100 часов) обучение для изучения актуальных проблем по профилю профессиональной подготовки.
3.4. Стажировка - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке государственных служащих и специалистов.
Общее содержание специальных требований к уровню профессионального образования государственных служащих, руководящих работников и специалистов системы МПР России обуславливается характером основных задач, закрепленных в Положении о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, Положении о государственной службе охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 10.06.2002 N 352, Положении о государственной лесной службе Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 10.06.2002 N 353, Положении о государственной водной службе Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 10.06.2002 N 351, Положении о государственной геологической службе Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 22.04.2002 N 218, Положении о государственной службе контроля в сфере природопользования и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 27.04.2002 N 236.
4. Обязательный характер дополнительного профессионального образования
4.1. Обязательность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников Министерства, его территориальных органов и подведомственных учреждений и предприятий вытекает из установления обязательных квалификационных условий назначения на должность и выполнения должностных обязанностей.
4.2. Каждый гражданин, претендующий на занятие должности, должен иметь образование и подготовку, соответствующую содержанию и объему полномочий по этой должности. Каждый претендент обязан либо подтвердить такое образование и подготовку, либо получить ее дополнительно.
4.3. Каждый работник может реализовать свое право продвижения по службе только с учетом повышения квалификации (включая обучение новой профессии и специализации) до уровня, соответствующего новой должности.
5. Основания для получения дополнительного профессионального образования
5.1. Основанием для направления работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации могут служить:
- наступление очередного срока прохождения курса специального обучения работника в соответствии с утвержденными планами,
- поступление впервые на работу,
- обеспечение возможности поддерживать уровень квалификации работника, достаточного для исполнения должностных полномочий,
- инициатива руководства при зачислении работника в резерв на продвижение по службе,
- предстоящий перевод работника на должность другой группы, либо иного профиля.
5.2. Направление работника (группы работников) на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации оформляется отдельным приказом с обязательным указанием основания, срока, места и формы обучения.
6. Обеспечение дифференцированного подхода к дополнительному профессиональному образованию
6.1. В рамках поддержания необходимого профессионально-квалификационного уровня обеспечивается дифференцированный подход по:
- должностным категориям специалистов,
- предметной специализации (содержанию) должностных обязанностей,
- уровню индивидуальной квалификации и базовому образованию,
- формам обучения,
- целям прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации,
- другим устанавливаемым руководством Министерства основаниям.
6.2. Реализация дифференцированного подхода обеспечивается путем формирования персонально определенных специализированных групп обучающихся по соответствующим учебным программам в рамках регламента непрерывного образования (приложение 1).
7. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
7.1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников осуществляется в форме обучения с отрывом и без отрыва.
7.2. Конкретная форма профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливается индивидуально для каждого в соответствии с задачами Министерства, основаниями для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (раздел 5) и уровнем индивидуальной квалификации.
8. Планы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и справки об их выполнении
8.1. Структурные подразделения МПР России ежегодно проводят оценку эффективности исполнения территориальными органами и организациями подведомственными МПР России их функциональных обязанностей и необходимости получения дополнительных знаний и навыков и в срок до 30 марта текущего года представляют информацию по направлениям и тематикам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и целевых семинаров на следующий календарный срок в Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики МПР России.
8.2. Структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы и организации МПР России представляют в Департамент кадров повышения квалификации и социальной политики МПР России до 30 апреля текущего года проекты планов на обучение государственных служащих, руководящих работников и специалистов системы МПР России на следующий календарный год.
8.3. Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики МПР России на основании вышеперечисленной информации в соответствии с существующим законодательством:
во втором квартале по запросу из Минтруда России представляет на рассмотрение Министру предложения по обучению государственных служащих МПР России для формирования плана подготовки государственных служащих федеральных органов исполнительной власти в следующем календарном году;
в третьем квартале текущего года формирует план профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов МПР России на следующий календарный год (уточняя для сотрудников центрального аппарата Министерства программы обучения и распределение по учебным заведениям);
до 30 декабря готовит для утверждения у Министра План профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, руководящих работников и специалистов МПР России на следующий календарный год.
8.4. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации государственных служащих и специалистов системы МПР России осуществляется в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), его подведомственных академиях государственной службы (АГС по регионам); Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (АНХ); Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (Финакадемия), образовательных учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении МПР России, а также в других учебных заведениях, проводящих обучение по программам дополнительного профессионального обучения и имеющим лицензию, прошедших государственную аттестацию и аккредитацию.
8.5. Государственные служащие, руководящие работники и специалисты МПР России, подведомственных МПР России учреждений и организаций обучаются:
- по плану, утвержденному совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, в РАГС и его подведомственных академиях, АНХ, Финакадемии,
- по государственному заказу, реализуемому под руководством Минтруда России, в пределах утвержденных средств на эти цели постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" на текущий год. Обучение организуется в учебных заведениях, прошедших конкурс по размещению государственного заказа. На основании протокола заключаются договора на обучение государственных служащих с учебными заведениями, реализующими программы дополнительного профессионального образования по направлениям, актуальным для государственных служащих МПР России;
- в подведомственных МПР России институтах повышения квалификации (ИПК МПР России, ВИПКЛХ, ИПК ЛХ Сибири и Дальнего Востока), а также в других учебных заведениях, задействованных в отраслевой системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации МПР России, которые прошли конкурсный отбор. Договора между учебными заведениями и МПР России на обучение специалистов системы МПР России заключаются в пределах средств выделенных Министерством на эти нужды.
Финансирование отраслевой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации производится на основании потребностей, представленных в Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики МПР России территориальными органами и организациями МПР России.
8.6. Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики МПР России в первом квартале текущего года доводит до сведения территориальных органов управления и структурных подразделений центрального аппарата;
- утвержденный руководством Министерства План дополнительного профессионального образования государственных служащих, руководящих работников и специалистов на текущий год;
- распределение государственных служащих центрального аппарата и территориальных органов по учебным заведениям, реализующим программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям обучения государственных служащих (РАГС и его региональные АГС, АНХ, Финакадемия и другие учебные заведения);
- распределение руководителей и специалистов по институтам повышения квалификации находящимся в ведении МПР России (ВИПКЛХ, ИПК МПР России, ИПК ЛХ Сибири и Дальнего Востока), по другим учебным заведениям, обеспечивающим выполнение плана по отраслевой системе обучения;
- распределение государственных служащих по учебным заведениям, с которыми заключены договора, по согласованию с Минтрудом России (производится после утверждения Правительством Российской Федерации бюджетного финансирования на эти цели, и доводится до структурных подразделений и территориальных органов отдельным письмом).
8.7. Руководители территориальных органов управления, предприятий и организаций:
- при формировании смет на следующий календарный год должны предусматривать командировочные расходы для работников, утвержденных на обучение в расчетном году,
- в соответствии с утвержденным Планом на текущий календарный год обеспечивают направление (командирование) своих работников в образовательные учреждения для прохождения подготовки, переподготовки или повышения квалификации. В случае необходимости по согласованию с Департаментом кадров, повышения квалификации и социальной политики и учебными заведения, возможна замена кандидатуры на обучение и изменение программы обучения.
- ежеквартально представляют в Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики МПР России сведения о количестве работников, прошедших обучение. Территориальные органы управления представляют сведения об обучении государственных служащих по форме N 2-ГС, утвержденной постановлением Госкомстата.
8.8. Учебные заведения, с которыми заключены договора на обучение государственных служащих, руководящих работников и специалистов системы МПР России строго выполняют условия договора. Ежеквартально представляют отчеты в Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики МПР России о выполнении плана по обучению и количество человек, прошедших обучение по каждой программе, сведения о государственных служащих дополняются поименным списком с указанием места работы.
8.9. Контроль за выполнением образовательными учреждениями условий обучения государственных служащих, руководителей и специалистов, осуществляет Департамент кадров, повышения квалификации и социальной политики МПР России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.