Письмо Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ
от 4 ноября 2002 г. N 15-53/3416
"О повышении качества отчетных материалов по государственному контролю"
Департамент организации и ведения государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России направляет годовой доклад "Итоги деятельности государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России за 2001 год" для анализа и использования в работе при осуществлении государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Департамент обязывает руководителей органов государственного контроля повысить требования к качеству отчетных материалов и своевременности их представления.
Департамент отмечает, что в отчетных материалах, представленных территориальными органами (годовая статистическая отчетность по форме 1-ГК, пояснительная записка к ней, квартальная оперативная информация о деятельности госконтроля), имеются серьезные недостатки, которые не позволили всесторонне проанализировать и в полной мере оценить эффективность деятельности по государственному контролю.
В представляемых территориальными органами материалах не дается анализ видов основных нарушений законодательства, не приводятся наиболее яркие примеры всего спектра нарушений. Не раскрывается эффективность мер, принимаемых территориальными органами по профилактике и устранению нарушений, не анализируется фактическое состояние возмещения ущерба, а также не анализируется своевременность уплаты штрафов и административно судебная практика правоприменения природоохранного законодательства и законодательства, регламентирующего использование природных ресурсов, не вскрываются причины и не указываются меры, принимаемые для повышения эффективности рассмотрения в судебном порядке исков за нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В пояснительной записке не указываются причины, отрицательно влияющие на качество контрольных мероприятий, а также не даются предложения по улучшению работы государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России.
В отчетных материалах не раскрываются эффективность взаимодействия с правоохранительными органами, налоговой службой при осуществлении государственного контроля, отсутствуют предложения по совершенствованию государственного контроля и формы статистической отчетности 1-ГК, нарушаются сроки предоставления данных, имеет место небрежность в заполнении формы 1-ГК и др.
Департамент указывает, что в работе органов государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды имеются серьезные недостатки: низкое фактическое взыскание штрафов, неустоек, ущерба за нарушения, слабо отслеживается прохождение в судах исков, возбуждение уголовных дел, взыскание штрафов и возмещение ущерба. Госинспектора не реализуют в полной мере свои полномочия по приостановлению и запрещению хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, нарушивших требования законодательства.
При выявлении серьезных нарушений законодательства, связанных с причинением ущерба в крупных размерах, необходимо строго соблюдать требования закона и принимать меры по приостановлению и прекращению деятельности хозяйствующих субъектов и иных нарушителей законодательства, а также незамедлительно информировать органы прокуратуры о фактах нарушений.
Отмечая, что своевременность, достоверность и полнота отчетных материалов должна отражать эффективность деятельности территориальных органов МПР России при обеспечении функций государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды, Департамент организации и ведения государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды указывает на необходимость повышения качества их подготовки.
Департамент также рекомендует по одному-двум эпизодам контрольных мероприятий, имевшим наиболее серьезные последствия, приложить к высылаемому по почте отчету полный комплект копий документов: основание для проверки, приказ о проведении, акт(ы), результаты аналитического контроля, протокол(ы), предписание(я), копии переписки с организацией-нарушителем и сторонними организациями (прокуратурой, судом) и другие материалы.
Анализ деятельности территориальных органов и СМИ за первое полугодие 2002 года (сравнение с показателями деятельности в 2001 года) позволяет говорить о снижении эффективности работы территориальных органов МПР России.
Обращаем Ваше особое внимание на снижение следующих показателей:
- уменьшение количества проверенных объектов недропользования и водопользования;
- снижение выявленных и устраненных нарушений в области природопользования и охраны окружающей среды;
- снижение наложенных и взысканных сумм по искам о возмещении ущерба (особенно при проведении государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, за использованием и охраной водных ресурсов, за использованием и охраной земель, за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда);
- снижение предъявленных и взысканных сумм по штрафам (особенно при проведении государственного контроля за использованием и охраной водных ресурсов, за использованием и охраной земель, за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда).
Обязываем принять меры по усилению контроля за выполнением выданных предписаний, за взиманием наложенных штрафов и исков.
Приложение:
- Годовой доклад "Итоги деятельности Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России за 2001 год"
- Справка по итогам деятельности органов государственного контроля МПР России в области природопользования и охраны окружающей среды за I полугодие 2002 года
Руководитель Департамента |
Д.В.Киселев |
Справка по итогам деятельности органов государственного контроля МПР России в области природопользования и охраны окружающей среды за I полугодие 2002 года
(Департамент организации и ведения государственного контроля, служба государственного контроля в территориальных органах МПР России)
По состоянию на 01.07.2002 года в Российской Федерации насчитывалось около 1 млн. природопользователей. В целом по Российской Федерации при осуществлении государственного контроля МПР России и его территориальными органами проверено более 40 тысяч природопользователей с целью выявления нарушений ими законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе с правоохранительными и иными контрольно-надзорными органами - около 9 тыс. Выявлено около 98 тыс. нарушений, выдано более 76 тыс. предписаний по устранению выявленных нарушений. Более 70% предписаний выполнено в течение отчетного периода.
По выявленным нарушениям более 5 тыс. материалов направлены в правоохранительные органы, по результатам рассмотрения которых возбуждено более 2 тысяч уголовных дел и более 500 должностных лиц и граждан привлечены к уголовной ответственности.
Предъявлено исков по возмещению ущерба, причиненного природным ресурсам и окружающей среде на сумму 1,1 млрд. рублей, взыскано 42,1 млн. рублей.
За нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды к административной ответственности привлечено более 25 тыс. должностных лиц и граждан, предъявлено штрафов на сумму более 22 млн. рублей, взыскано в отчетном периоде 12 млн. рублей.
За нарушения лесохозяйственных требований лесопользователям начислено и предъявлено неустоек на сумму 182 млн. рублей, из них взыскано более 30 млн. рублей.
В более чем 1,7 тыс. случаях приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность природопользователей.
Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
В 1-ом полугодии 2002 года в результате проведенных проверок должностными лицами и специалистами отделов госконтроля территориальных органов МПР России было выявлено около 11 тыс. нарушений.
По выявленным нарушениям недропользователям выдано 6,4 тыс. предписаний, из которых выполнено - 1,9 тыс.
За нарушения требований законодательства предъявлено штрафов на сумму более 1 млн. рублей, из которых взыскано - 0,6 млн. рублей.
За нанесенный окружающей среде ущерб предъявлено исков на сумму более 8 млн. рублей, из них взыскано - 0,5 млн. рублей.
Направлено в правоохранительные органы 100 представлений, из них рассмотрено - 43. Возбуждено 2 уголовных дела.
Внесено предложений об ограничении, приостановлении и досрочном прекращении действия 437 лицензий.
В 117 случаях приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность природопользователей.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
В 1-ом полугодии 2002 года в результате проведенных проверок было выявлено около 13 тыс. фактов нарушений требований водного законодательства Российской Федерации.
По всем фактам выявленных нарушений водопользователям выдано более 13 тыс. предписаний с конкретными сроками их устранения. Согласно результатам повторных проверок по выполнению в установленные сроки требований предписаний, выданных нарушителям, более 50% выявленных нарушений было устранено. К нарушителям, не выполнившим предписания, были применены административные санкции в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в результате которых должностным и юридическим лицам, а также гражданам было предъявлено штрафов на сумму 3,9 млн. руб. (взыскано 2,1 млн. руб.).
По ряду нарушений 126 дел было передано в правоохранительные органы, принято к рассмотрению 86 дел.
По результатам контрольных проверок объектов, в том числе в случаях аварийных ситуаций, повлекших загрязнение водных объектов, нарушителям предъявлены иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам. Предъявленная сумма ущерба составила 23,9 млн. руб., взыскано - 5,2 млн. руб., а более 1 млн. рублей возмещено в виде проведения восстановительных работ в натуре.
В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлено 18 предложений о приостановлении, ограничении и досрочном прекращении действия разрешительных документов.
116 раз приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность природопользователей.
Государственный экологический контроль
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) включает пять составляющих:
- государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха;
- государственный контроль за использованием и охраной земель;
- государственный контроль в области обращения с отходами;
- государственный контроль за использованием и охраной биологических ресурсов;
- государственный контроль за соблюдением требований заключений экспертиз.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
В ходе проверок за соблюдением законодательства в области охраны атмосферного воздуха выявлено более 11 тыс. нарушений.
По фактам выявленных нарушений было выдано 11,5 тыс. предписаний, из них 6,6 тыс. - выполнено.
По результатам проверок 117 дел переданы на рассмотрение в правоохранительные органы, 103 из них рассмотрено. Возбуждено 2 уголовных дела.
За нарушения природоохранного законодательства нарушителям предъявлено штрафов на сумму 2,2 млн. рублей, из них взыскано - 1,3 млн. рублей.
За нанесенный ущерб окружающей среде предъявлено 85 исков в размере 1,4 млн. рублей, возмещено более 0,5 млн. рублей.
Ограничена, приостановлена или прекращена хозяйственная и иная деятельность в 497 случаях.
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами
В ходе проверок за соблюдением законодательства в области обращения с отходами выявлено около 15,0 тыс. нарушений.
По фактам выявленных нарушений было выдано 13,4 тыс. предписаний, из которых выполнено - 8,9 тыс.
По результатам проверок 111 дел передано на рассмотрение в правоохранительные органы, 54 из них рассмотрено. Возбуждено 3 уголовных дела.
За нарушения природоохранного законодательства нарушителям предъявлено штрафов на сумму 4,5 млн. рублей, из них взыскано - 2 млн. рублей.
За нанесенный ущерб окружающей среде нарушителям предъявлено 60 исков на сумму 11,7 млн. рублей, из которых возмещено 1,1 млн. рублей.
Ограничена, приостановлена или прекращена хозяйственная и иная деятельность природопользователей в 152 случаях.
Государственный контроль за использованием и охраной земель
Всего в отчетном периоде в результате проведенных проверок было выявлено 6,2 тыс.
Выявленные факты нарушений природоохранительного и земельного законодательства рассматривались должностными лицами и административными комиссиями территориальных органов МПР России. По некоторым нарушениям материалы передавались на рассмотрение в правоохранительные органы. Всего переданы материалы по 82 фактам нарушений, из ник рассмотрено 48 дел, а 4 человека привлечены к уголовной ответственности,
Виновным в нарушениях законодательства было выдано 6,1 тыс. предписаний по устранению нарушений, из чих выполнено - 3,8 тыс.
Общая сумма предъявленных нарушителям штрафов составила 5,4 млн. рублей, взыскано - 3,1 млн. руб.
За грубые нарушения природоохранного и земельного законодательства предъявлены иски по возмещению ущерба на сумму около 2,5 млн. руб., в том числе в виде проведения восстановительных работ более 0,5 млн. рублей.
В 107 случаях приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность природопользователей.
Государственный контроль за использованием и охраной биоресурсов
Государственный контроль за использованием и охраной биоресурсов осуществлялся государственными инспекторами территориальных органов МПР России в ходе целевых проверок соблюдения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
Всего в отчетном периоде в результате проведенных проверок было выявлено 1,6 тыс. нарушений. По фактам выявленных нарушений было выдано 665 предписаний об их устранении, из них выполнено - 423.
Выявленные факты нарушений законодательства рассматривались должностными лицами и административными комиссиями территориальных органов МПР России. По некоторым нарушениям материалы передавались на рассмотрение в правоохранительные органы. Всего передано материалов по 10 фактам нарушений, из них 5 рассмотрено и 4 человека привлечены к уголовной ответственности.
Общая сумма предъявленных нарушителям штрафов составила 0,4 млн. рублей, взыскано - 0,25 млн. руб.
За грубые нарушения природоохранного законодательства предъявлены иски по возмещению ущерба на сумму 1,4 млн. руб., возмещено ущерба на общую сумму 0,32 млн. руб., в том числе 50 тыс. рублей возмещено в виде проведения восстановительных работ в натуре.
15 раз приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность природопользователей.
Государственный контроль за выполнением требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы
В результате проверок выполнения требований, изложенных в заключениях государственной экологической экспертизы, было выявлено более 1,5 тыс. нарушений, для устранения которых государственными инспекторами было выдано более 1,2 тыс. предписаний, из которых выполнено - 0,6 тыс.
В правоохранительные органы передано 40 материалов, из которых рассмотрено - 30.
Общая сумма предъявленных нарушителям штрафов составила 2,4 млн. рублей, взыскано - 1,3 млн. рублей.
В 191 случае приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность природопользователей.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охранной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов
По состоянию на 01.07.2002 года в Российской Федерации насчитывалось более 60 тыс. природопользователей, осуществляющих деятельность, связанную с ведением лесного хозяйства и лесопользованием
Государственным контролем были охвачены практически все виды лесохозяйственной деятельности лесхозов, организаций, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей.
В целом по Российской Федерации за 1-е полугодие проверено около 32 тыс. природопользователей. Совместно с иными федеральными органами исполнительной власти и правоохранительным и органами проведено более 16 тысяч проверок.
В результате выявлено более 38 тысяч нарушений лесного законодательства, по которым были приняты меры по их устранению и возмещению причиненного ими ущерба.
При этом было выдано более 24 тыс. предписаний об устранении нарушений лесного законодательства, из них выполнено более 17 тысяч.
Лесонарушителям предъявлено исков на сумму около 1 млрд. рублей, из них взыскано около 33 млн. рублей.
К административной ответственности привлечено около 17 тысяч должностных лиц и граждан, начислено штрафов на сумму более 2,5 млн. рублей, из них взыскано более 1,3 млн. рублей.
В правоохранительные органы направлено более 4,8 тысяч материалов о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации. Возбуждено более 2000 уголовных дел и к уголовной ответственности привлечено более 500 человек.
В результате контрольных мероприятий изъято 67,3 тыс. кубометров незаконно добытой древесины и реализовано на сумму более 21 млн. рублей. По итогам проверок за нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню начислено неустоек в размере более 182 млн. рублей, из них взыскано более 30 млн. рублей.
360 раз задерживались транспортные средства и изымались орудия незаконного добывания лесопродукции.
В 563 случаях за нарушения лесного законодательства приостанавливалась, ограничивалась или запрещалась хозяйственная и иная деятельность природопользователей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ от 4 ноября 2002 г. N 15-53/3416 "О повышении качества отчетных материалов по государственному контролю"
Текст письма официально опубликован не был