Постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Всероссийского профсоюза авиационных работников от 26 февраля 2003 г. N 5/1 "О деятельности Росгидромета в 2002 году и задачах на 2003 год"

Постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Всероссийского профсоюза авиационных работников от 26 февраля 2003 г. N 5/1
"О деятельности Росгидромета в 2002 году и задачах на 2003 год"

ГАРАНТ:

О деятельности Росгидромета в 2003 г. и задачах на 2004 г. см. постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Общероссийского профсоюза авиационных работников от 11 февраля 2004 г. N 2/1


Заслушав и обсудив доклад Руководителя Росгидромета А.И.Бедрицкого "О деятельности Росгидромета в 2002 году и задачах на 2003 год" Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что реализованные в системе Росгидромета меры способствовали стабилизации и дальнейшему совершенствованию работы учреждений, организаций и предприятий Росгидромета.

Оправдываемость прогнозов погоды на сутки по УГМС в среднем за 2002 год составила 92%. Хорошим примером высокого качества и большой заблаговременности является составленное 6 декабря 2002 года Гидрометцентром России предупреждение о продолжительных сильных морозах на территории России, по которому Росгидромет проинформировал Правительство Российской Федерации и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Во всех УГМС Росгидромета проводилась большая работа по своевременному доведению информации о температурном режиме до органов власти и всех заинтересованных организаций, штабов ГО и ЧС с целью принятия мер по уменьшению возможного ущерба.

В 2002 году на территории России отмечено 258 ОЯ и комплексов неблагоприятных гидрометеорологических явлений, нанесших ущерб населению, отраслям экономики, из которых 37 (14%) не было предусмотрено прогнозами (в 2001 году - 23%). Таким образом предупрежденность ОЯ в 2002 году существенно повысилась.

Однако количество непредсказанных ОЯ еще остается высоким. Основными причинами этого, по-прежнему, является отсутствие надежных методов прогнозов конвективных ОЯ, адаптированных к местным условиям, а также недостаток информации наземной сети, данных радиозондирования и МРЛ.

Прогнозы Гидрометцентра России, ВНИИСХМ, УГМС и ЦГМС в целом по Российской Федерации имели высокую оправдываемость (состояние озимых зерновых культур и запасов продуктивной влаги в почве весной, урожайности и валового сбора клубней картофеля, сахарной свеклы, семян подсолнечника, всех зерновых и зернобобовых культур - 87-98%).

Оправдываемость долгосрочных прогнозов максимальных уровней воды в 2002 году составила в среднем 86,5% (в 2001 г. - 89%). Катастрофические дождевые паводки на реках Северного Кавказа были предусмотрены в основном с достаточной заблаговременностью, оправдываемость штормовых предупреждений, разработанных прогнозистами Северо-Кавказского УГМС, составила в среднем 93%.

Средняя оправдываемость оперативных (6-9 ч) авиационных прогнозов погоды в 2002 году составила 95% (против 94,3% в 2001 г.).

Морскими оперативно-прогностическими подразделениями УГМС и НИУ было спрогнозировано 86 ОЯ в океанах и морях с заблаговременностью от 8 до 48 часов, морскими гидрометеорологическими прогнозами и предупреждениями обеспечена проводка 2745 судов с ограниченной мореходностью, Средняя оправдываемость прогнозов по морским акваториям и портам составила 97%, штормпредупреждений - 98%, сверхдолгосрочного прогноза изменений уровня Каспийского моря - 97%. Штормпредупреждения у Камчатского, Приморского, Северо-Кавказского и Северо-Западного УГМС имели 99% оправдываемость.

Гелиогеофизическая служба в 2002 году обеспечивала гелиогеофизическими прогнозами и информацией более 270 потребителей. Средняя оправдываемость краткосрочных и среднесрочных гелиогеофизических прогнозов составила 92%.

Продолжалось развитие и совершенствование системы специализированного гидрометобеспечения (СГМО), расширение сфер услуг, предоставляемых на платной основе. Расширяется круг потребителей специализированной гидрометпродукции, который увеличился на 7% по сравнению с 2001 годом и достиг 28300. Выполнено 9773 договоров, что на 40% больше, чем в 2001 году. СГМО позволило получить дополнительные внебюджетные доходы ориентировочно на сумму 940 млн. руб., что на 47% больше, чем в предыдущем году.

Развитию СГМО способствовало улучшение нормативной базы, совершенствование взаимодействия всех организаций Росгидромета на рынке платных услуг, более широкое применение маркетинга, формирование производственной деятельности метеоагентств. Лучших показателей по предоставлению платных услуг потребителям достигли Центральное, Уральское, Приволжское, Северо-Кавказское УГМС, Северное, Башкирское и Уральское метеоагентства.

В целом по неполным данным экономический эффект от использования гидрометинформации за 2002 год по всем отраслям экономики составил более 6,6 млрд. рублей (в 2001 г. - более 4,7 млрд. руб.).

Наибольший экономический эффект от использования гидрометеорологической информации достигнут в Верхне-Волжском (718 млн. руб.), Северном (681 млн. руб.), Иркутском (633 млн. руб.), Северо-Кавказском (615 млн. руб.) УГМС.

Расширено участие регионов в решении задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. В 2002 году заключено 11 соглашений о сотрудничестве, всего к настоящему времени действуют соглашения с 76 субъектами Российской Федерации. Финансирование работ из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выполненных организациями Росгидромета в интересах территорий, составило 186 млн. рублей.

В истекшем году проделана значительная работа по совершенствованию взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах. В Забайкальском, Западно-Сибирском, Колымском, Приморском, Северном, Якутском УГМС, Калининградском ЦГМС отмечен рост объемов и финансирования работ со стороны субъектов Российской Федерации в сравнении с 2001 годом. Произошел спад в финансировании работ в Иркутском, Камчатском, Мурманском, Обь-Иртышском, Сахалинском, Чукотском УГМС, УГМС Республики Татарстан и УГМС ЦЧО. Стабильно на высоком уровне осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти Башкирское и Северо-Кавказское УГМС.

Выпущен ряд нормативных актов с целью повышения эффективности этого вида деятельности. Выполнен значительный объем работ по совершенствованию структуры управления в Росгидромете. К настоящему времени 14 территориальных органов Росгидромета освобождены от непосредственного осуществления производственных (хозяйственных) функций, которые возложены на центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (ЦГМС-Р), приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации учредительные документы 25 территориальных органов и учреждений Росгидромета.

В 2002 г. получила дальнейшее развитие служба мониторинга загрязнения природной среды Росгидромета. Наметилась тенденция расширения наблюдательных сетей за загрязнением природной среды, в первую очередь, за счет привлекаемых средств субъектов РФ, заинтересованных потребителей. Продолжалось обновление приборно-технической базы, возрос уровень метрологического обеспечения проводимых работ в результате продолжающейся аккредитации сетевых аналитических лабораторий. В целом по данному направлению деятельности программа работ федерального назначения выполнена в 2002 г. на 96,6%. Наиболее высокие показатели выполнения программы (92-100%) отмечены в Башкирском, Верхне-Волжском, Дальневосточном, Забайкальском, Западно-Сибирском, Иркутском, Колымском, Мурманском, Приволжском, Приморском, Сахалинском, Северном, Северо-Западном, Уральском, Центральном и Якутском УГМС, УГМС ЦЧО и Республики Татарстан, Калининградском ЦГМС.

Во многих УГМС и ЦГМС реализованы дополнительные меры по совершенствованию информационного обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потребителей регионального и территориального уровня с учетом специфических потребностей конкретных территорий.

Дальнейшее развитие получили работы специального назначения. Важно, что поступившие от выполнения работ специального назначения финансовые средства (более 55 млн. рублей) были направлены в целом на материально-техническую поддержку и развитие работ в области мониторинга загрязнения окружающей среды.

Значительный природоохранный эффект имели в 2002 г. выполняемые в интересах конкретных территорий в соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" работы по прогнозированию неблагоприятных метеорологических условий для рассеивания вредных примесей, выполненные по заказам заинтересованных потребителей расчеты фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и поверхностных водах для их использования при нормировании выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, а также работы по согласованию подготовленных проектов нормативов ПДС.

В минувшем году продолжались работы по восстановлению наблюдательной сети Росгидромета. Количество пунктов наблюдений возросло на 27 станций и 7 постов.

В целях успешного информационного обеспечения весенне-летнего половодья и паводков отремонтировано и подготовлено к работе 663 поста, открыто 96 временных и 10 постоянных постов, проведено более 123 наземных и 52 авиаобследований рек. Лучших результатов в этом достигли Башкирское, Западно-Сибирское, Среднесибирское, Северное, Северо-Западное, Иркутское, Обь-Иртышское, Центральное и Якутское УГМС.

В рамках ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" восстановлена работа метеостанций Наурская и Гудермес. В стадии завершения находится реконструкция здания метеостанции Шатой.

Выполнение плана основных видов наблюдений на гидрометеорологической сети составило: метеорологических и агрометеорологических - 98%, гидрологических - 97%, морских - 95%, что на 2-3% выше показателей 2001 года.

На 98-100% выполнен установленный объем основных гидрометеорологических наблюдений сетевыми организациями УГМС Республики Татарстан, Башкирского, Верхне-Волжского, Западно-Сибирского, Иркутского, Мурманского, Приволжского, Приморского, Якутского, Центрального УГМС и УГМС ЦЧО.

К концу 2002 г. к производству аэрологических наблюдений привлечено 108 станций. План радиозондирования атмосферы выполнен в 2002 году в среднем по сети на 81% (2001-79%). Стабильно высокие (95-100%) показатели радиозондирования в 2002 году обеспечены Верхне-Волжским, Колымским, Приморским, Приволжским, Западно-Сибирским, Северо-Западным, и Якутским УГМС. Практически по всем видам наблюдений плохо работало Чукотское УГМС.

Более чем вдвое, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось финансирование материальных затрат на обеспечение жизнедеятельности ТДС и составило 114.4 млн. рублей. С 1 января 2002 года установлены новые, увеличенные в 3 раза, нормативы финансирования пайкового довольствия за счет федерального бюджета.

Начато оснащение аэрологической сети Росгидромета малогабаритными радиолокаторами МАРЛ-А. Расширены работы по модернизации аэрологических комплексов типа АВК путем замены дорогостоящих электровакуумных элементов и СЦВМ.

Продолжалось внедрение новых технологий сбора данных с наблюдательной сети. Существенных успехов в данном направлении за прошедший год добились Приморское, Башкирское, Северное, Мурманское, Уральское, Приволжское управления.

Вводится в действие первая очередь системы сбора данных через спутник МЕТЕОСАТ в составе: Центр приема сообщений ССПД НИЦ "Планета", наземная сеть 6-ти УГМС Росгидромета, оборудованная передающими радиотерминалами (19 комплектов). Наиболее продвинулось в этом направлении Башкирское УГМС.

Общее количество потребителей космической информации, подготавливаемой НИЦ "Планета", увеличилось с 52 в 2001 г. до 60 в 2002 г. При этом количество регулярных потребителей, получающих данные ежесуточно, выросло с 5 в 2001 г. до 17 в 2002 г. В 2002 г. начато регулярное обслуживание потребителей Армении, Узбекистана, Молдовы.

Количество видов продукции увеличилось с 49 в 2001 г. до 61 в 2002 г., в том числе на основе данных новых КА EOS (TERRA), "Метеор-3М" N 1.

Защита сельскохозяйственных культур от градобития проводилась по договорам с Минсельхозом России в Краснодарском и Ставропольском краях, в Республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкессия на площади 1 млн. 992 тыс. га, что на 100 тыс. гектаров больше, чем в 2001 году. Средняя эффективность работ за сезон составила 92%, а экономический эффект свыше 600 млн. руб.

Внедрен в практику противоградовых работ новый ракетный комплекс "Алан" и ракета "Алазань" с новым кристаллизующим реагентом повышенной эффективности.

Противолавинные центры УГМС и Северо-Кавказской ВС проводили работы по защите населения и объектов народного хозяйства от схода снежных лавин в горных районах Камчатки, Сахалина, Колымы, Забайкалья, Красноярского края и Северного Кавказа. Всего на территории Российской Федерации противолавинной службой Росгидромета обслуживается 61 пункт (крупные населенные пункты, объекты) и 41 территория (железные и автомобильные дороги, заповедники и др.). Оправдываемость специализированных прогнозов о сходе снежных лавин в 2002 году составила в среднем 97%, заблаговременность предупреждений от 48 до 72 часов. Осуществлен предупредительный спуск 150 лавин.

Работы по искусственному регулированию осадков с использованием самолетов-метеолабораторий проводились в засушливых восточных районах Ставропольского края, в районе работ получен 11% прирост (до 12 мм.) количества выпавших осадков. Экономический эффект составил 5,0 млн. рублей. По договорам проводились также авиаработы в Москве и Ташкенте в дни проведения праздничных мероприятий с целью улучшения погодных условий.

В порядке реализации Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Росгидрометом подготовлено и принято Правительством Российской Федерации постановление от 20.05.2002 N 324 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления".

В 2002 году в рамках лицензионной деятельности Росгидромета выдано 145 лицензий, из них на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях - 134, на работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления - 11 лицензий. Осуществлялась проверка лицензиатов, получивших лицензии в 2000-2001 годах.

В 2002 году НИУ Росгидромета начаты работы по подпрограмме "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" и продолжались исследования в рамках ФЦП "Мировой океан". За счет средств на внепрограммные НИОКР обеспечено научно-методическое руководство сетью наблюдений, прогностической деятельностью, выполнены исследования в области охраны труда и техники безопасности, экономические исследования, проведены работы по поддержке уникальных объектов и установок НИУ, обеспечено издание научных публикаций и работа аспирантур НИУ. По предварительным оценкам запланированные на 2002 г. результаты получены в полном объеме.

Объем средств, поступивших в НИУ в 2002 г. вырос с 425 млн. до 503 млн. руб. (на 19%). Финансирование НИУ со стороны Росгидромета увеличилось на 30% и за счет договорной деятельности - на 17%. По-прежнему наибольший объем договорных работ имеют ААНИИ, ДВНИГМИ, НПО "Тайфун", ЦАО. Недостаточна работа по привлечению договорных средств во ВНИИСХМ, ИГКЭ, ГХИ и СибНИГМИ.

В 2002 году все НИУ Росгидромета прошли государственную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и получили соответствующие свидетельства.

В 2002 году завершились работы по выполнению организациями Росгидромета и более чем 10 министерств (ведомств) - соисполнителей мероприятий 1 этапа подпрограмм "Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане" (далее - ЕСИМО) и "Изучение и исследование Антарктики" (далее - АНТАРКТИКА) ФЦП "Мировой океан". В рамках ЕСИМО проведен большой объем исследовательских и конструкторских работ для начала ввода в опытную эксплуатацию первой очереди Единой системы информации об обстановке в Мировом океане в текущем году на примере Северо-Западного федерального округа, по установке разработанных 4 экземпляров информационно-измерительных комплексов профиля "Береговая станция/пост" на Каспийском море и 2 буев PALACE в Охотском море для включения в международный проект Арго, размещение вычислительного оборудования и телекоммуникационных средств в Центрах данных ЕСИМО. По подпрограмме АНТАРКТИКА, получен ряд важных результатов по осуществлению геолого-геофизических работ, изучению изменений климата и подледникового озера Восток.

В соответствии с положениями Морской доктрины Российской Федерации продолжались работы по гидрометеорологическому обеспечению морской деятельности. Организациями Росгидромета проведено 47 научных экспедиций направленных на изучение режимов акваторий океанов, морей и загрязнения морской среды, получение новых гидрологических и гидрохимических данных, необходимых для принятия решений, в том числе по развитию транспортных систем, освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа и охраны окружающей морской среды.

В истекшем году полностью завершена плановая сертификация морских судов и береговых подразделений флота Росгидромета согласно требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, а также работа по установке радиооборудования согласно требованиям Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности на судах ААНИИ, ДВНИГМИ, Мурманского, Северного, Камчатского УГМС.

Обеспечены работы Российской антарктической экспедиции, российских станций и баз на антарктическом материке, научных исследований в Антарктике.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 годах" осуществлены работы, направленные на повышение эффективности приоритетных научных исследований, сохранение и закрепление позиций Российской Федерации в Антарктике.

Для улучшения социального положения полярников, находящихся в Антарктиде, повышена их заработная плата. По представлению Росгидромета Правительством Российской Федерации принято постановление от 06.02.02 N 84 "Об установлении районного коэффициента к заработной плате работников Российской антарктической экспедиции".

Продолжалось развитие и совершенствование различных форм и видов международного сотрудничества в интересах повышения эффективности использования поступающих в оперативно-прогностические центры страны глобальных гидрометеорологических данных и информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды. Ученые и специалисты Росгидромета принимали активное участие в реализации многих международных проектов и программ, осуществляемых по линии различных международных организаций.

Традиционно особое внимание уделялось сотрудничеству со странами СНГ в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии, на последней сессии которого была принята Концепция гидрометеорологической безопасности, определяющая роль и место НГМС в обеспечении национальной безопасности своих стран.

Успешно продолжался процесс формирования единой нормативно-правовой базы деятельности гидрометслужб Беларуси и России, реализуемый в рамках Договора о создании Союзного государства (декабрь 1999 г.). Утверждена разработанная программа Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) на 2003-2006 годы. Разработано "Положение о Комитете Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды".

В соответствии с возложенными на Росгидромет задачами обеспечена организация и координация деятельности различных министерств и ведомств по разработке и практической реализации позиции и интересов России в рамках РКиК.

Дальнейшее развитие получили работы в рамках двусторонних соглашений. Подписано новое межправительственное соглашение с СРВ о сотрудничестве в области метеорологии. Существенно активизировалось сотрудничество с НГМС Германии, Финляндии, Китая, Республики Корея.

Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что в истекшем году на финансирование деятельности Росгидромета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было направлено, с учетом средств от СГМО и поступлений из местных бюджетов, 2,86 млрд. рублей, что на 1,11 млрд. рублей больше, чем в 2001 году и на 1,42 млрд. рублей больше, чем в 2000 году.

За счет целевых ассигнований из федерального бюджета удалось в течение года снизить бюджетную кредиторскую задолженность учреждений Росгидромета со 154,3 до 31,1 млн. рублей.

Вместе с тем, в 2002 году впервые отмечена практика массового обращения на Росгидромет взысканий на основании исполнительных листов судебных органов по денежным обязательствам подведомственных учреждений. Общая сумма взысканных по 84 исполнительным листам превысила 33 млн. рублей, что серьезно осложнило обеспечение устойчивого ежемесячного финансирования организаций Гидрометслужбы, в первую очередь, расходов на заработную плату. Наибольшие суммы взысканий относятся к Северному УГМС - 12,5 млн. рублей, Камчатскому УГМС - 10,4 млн. рублей, Приволжскому УГМС - 3,9 млн. рублей, Колымскому УГМС - 2,5 млн. рублей, УГМС ЦЧО - 2,0 млн. рублей, Верхне-Волжскому УГМС - 1,2 млн. рублей. Вместе с тем ни одного случая срыва финансирования заработной платы Росгидромет не допустил, а оплата исполнительных листов сопровождалась включением в сметы учреждений дополнительных средств на эти цели.

Росгидромету удалось решить важнейшую социальную задачу 2002 года - обеспечить повышение должностных окладов и связанных с этим компенсационных выплат в 1,89 раза в условиях, когда это повышение не было обеспечено денежными средствами федерального бюджета в полном объеме.

Среднемесячная заработная плата в сетевых оперативно-производственных организациях за 2002 год составила 3160 рублей и выросла по отношению к 2001 году на 72,6% или 1329 рублей. По НИУ она составила 3075 рублей и выросла по отношению к 2001 году на 42,7% или 920 рублей. По учебным заведениям эти показатели составили 2442 рубля, 48% и 788 рублей.

На фоне сохраняющегося отставания уровня оплаты труда работников гидрометслужбы от основных отраслей народного хозяйства впервые за последние годы отмечен прирост численности работающих на сети на 576 человек.

Начиная с марта 2002 года, в Росгидромете развернута работа по подготовке перехода оплаты труда по Единой тарифной сетке на отраслевую систему оплаты труда. В соответствии с положениями Концепции реформирования системы оплаты труда планируется увеличение тарифной части ставок оплаты работников. Разработан механизм включения в должностные оклады ныне действующих надбавок компенсационного характера (за специфику отрасли и выслугу лет) с сохранением принципов назначения и условий их выплаты, на которых эти надбавки в свое время были введены. Введение отраслевой системы оплаты труда намечается с 1 октября 2003 г. в пределах средств федерального бюджета на 2003 год.

Росгидромету удалось в прошедшем году обеспечить функционирование двух детских оздоровительных лагерей. Вместе с тем ряд УГМС Сибири и Дальнего Востока не поддержали деятельность этих детских лагерей направлением туда на отдых детей сотрудников, чем лишают возможности оздоровления ребят.

К концу 2002 года учтено и внесено в реестр федерального имущества около 5 тысяч зданий общей площадью свыше 752 тыс. кв.метров, закрепленное за 140 государственными учреждениями и 7 федеральными государственными унитарными предприятиями. Необходимо добиться такого же результата по земельным участкам. По имеющимся данным 133 государственных учреждения Росгидромета имеют 5754 земельных участка общей площадью 19 тыс. гектаров.

Успешно проводится работа по оформлению земельных участков Иркутским, Дальневосточным, Западного-Сибирским, Мурманским, Обь-Иртышским, Северо-Западным, Среднесибирским УГМС.

В настоящее время на балансе учреждений Росгидромета находится 910 жилых зданий, общей площадью более 130 тыс. кв.метров. Их передачу в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 необходимо завершить до конца 2004 года.

На 2003 год общий объем ассигнований, выделяемый из Федерального бюджета Росгидромету по различным направлениям его деятельности 2,17 млрд. рублей. Прирост ассигнований, по отношению к уровню 2002 года, составит 8,3%, в том числе на государственное управление - 18,1%, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 34,2%, государственные инвестиции - 48%, гидрометеорологию - 5,5%.

Впервые за последние годы в федеральном бюджете предусмотрено выделение дополнительного фонда заработной платы на восстановление наблюдательной сети, обеспечено необходимыми средствами введение районного коэффициента в Российской антарктической экспедиции.

В расходах на государственное управление и образование предусмотрено выделение дополнительных ассигнований на повышение уровня оплаты труда в IV квартале 2003 г. и размера стипендий учащимся гидрометтехникумов с 1 сентября 2002 г.

В связи с ограниченностью средств, направляемых из федерального бюджета на оснащение наблюдательной сети Росгидромета новой техникой и оборудованием, необходимо продолжить практику приобретения дорогостоящего оборудования и автотранспорта на долевой основе, более активно привлекать внебюджетные источники финансирования для этих целей.

В 2002 году число работающих в Службе выросло на 1,5% и составило 35946 человек. Увеличение численности произошло в основном в оперативно-прогностических организациях. В 13 УГМС оно составило 377 чел. Сохраняется высокий образовательный уровень работников Службы, 67% - дипломированные специалисты.

В текущем году принято на работу более 200 молодых специалистов с высшим и средним образованием из подведомственных ГМТ, РГГМУ, а также из Казанского, Саратовского, Дальневосточного, Иркутского университетов и МГУ им. М.В.Ломоносова. Процесс притока и закрепления молодых специалистов хорошо налажен Якутским, Среднесибирским, Северным, Мурманским УГМС, Гидрометцентром России. В большинстве УГМС выпускникам оказывается помощь и предоставляются льготы в зависимости от наличия собственных средств. По-прежнему одной из основных причин неукомплектованности УГМС и НИУ кадрами является отсутствие жилья для молодых специалистов. Введение в действие с 2004 года Закона об альтернативной гражданской службе и включение ТДС и полярных станций Росгидромета в перечень мест для службы призывников позволит улучшить обеспечение кадрами.

С учетом замечаний, высказанных на предыдущей коллегии, в июне 2002 года было проведено совещание организаций Росгидромета и Высшей школы РФ по проблемам подготовки специалистов, которое наметило ряд конкретных мер по эффективному взаимодействию.

В 2002 году в ИПК Росгидромета прошли обучение 1006 человек, в том числе 27 специалистов из 7 стран СНГ, 22 из Монголии и 14 из Китая. Повысили квалификацию в АНХ и РАГСе 15 госслужащих ЦА и 51 из территориальных органов.

В 12 НИУ Росгидромета в 2002 году обучалось 165 аспирантов и 3 докторанта. Были установлены ведомственные стипендии 23 студентам ГМТ и 27 аспирантам. Защищено 10 диссертационных работ. Увеличилось число аспирантов в ГОИН, ИПГ, НПО "Тайфун".

Решением предыдущей коллегии 2002 год был объявлен в системе Росгидромета годом социального партнерства. Отраслевое тарифное соглашение было подписано в марте 2002 года на 2002-2004 годы, оно направлено на дальнейшую стабилизацию работы трудовых коллективов и Службы в целом, развитие партнерских отношений, поиск и реализацию путей решения социальных проблем. В целом выполнение ОТС в 2002 году признано удовлетворительным как со стороны Росгидромета, так и со стороны ОПАР. В течение 2002 года не отмечалось серьезных конфликтов в трудовых коллективах, связанных с оплатой труда.

По сравнению с 2001 годом снизилось на 14% общее количество несчастных случаев. Отсутствовали групповые несчастные случаи. Однако имел место один случай со смертельным исходом (в 2001 году было 5).

В 2002 году государственных наград удостоены 49 человек, в том числе 21 получили Почетное звание "Заслуженный метеоролог Российской Федерации". Ведомственных наград удостоены 1900 человек, в том числе 300 человек награждены нагрудным знаком "Почетный работник гидрометеослужбы России", 1500 - Почетными грамотами и Благодарностями руководителя Росгидромета.

В 2002 году Правительством Российской Федерации приняты постановления от 08.02.2002 N 94, от 20.05.2002 N 324, от 31.05.2002 N 370, которыми определены меры связанные с развитием Мирового метеорологического центра в г. Москве и с лицензированием деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, с поддержкой российского флота соответственно.

В рамках нормативно-правового обеспечения работ Росгидромета в 2002 году разработаны меры по реализации Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О гидрометеорологической службе" и "Об оружии". По данному вопросу принято постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 690.

В 2002 году Пресс-службой Росгидромета подготовлено около 4000 интервью и публикаций в центральной и региональной прессе, на телевидении и радио, посвященных различным аспектам деятельности Гидрометслужбы, проведено более 60 пресс-конференций для СМИ.

Большое внимание работе со СМИ уделяется в Северном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Приволжском, Приморском, Башкирском, Иркутском, Верхне-Волжском, Западно-Сибирском УГМС, УГМС Республики Татарстан, Калининградском ЦГМС, Гидрометцентре России, ГГО, ВГИ, ААНИИ, Московском ГМБ.

По-прежнему главной задачей учреждений и организаций Росгидромета при взаимодействии со СМИ остается совершенствование форм и содержания информационного обеспечения населения прогнозами общего пользования и экстренной информацией; популяризация всех направлений деятельности Гидрометеорологической службы и ее работников.

Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что в истекшем году продолжала развиваться система социального партнерства, сложившаяся на всех уровнях системы Росгидромета за многие годы в результате признания позитивной, социально значимой роли профсоюзов, и в первую очередь, ОПАР, защищающего трудовые права работников Росгидромета, способствующего формированию новых трудовых отношений и укреплению экономического состояния Гидрометслужбы.

Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР постановляют:

1. Отметить, что задачи Росгидромета, определенные совместным постановлением коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 06.02.2002, в основном выполнены.

2. Определить главной задачей подразделений центрального аппарата, учреждений, организаций и предприятий Росгидромета на 2003 год дальнейшее совершенствование и повышение эффективности обеспечения населения, отраслей экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации и органов государственной власти достоверными прогнозами и предупреждениями о гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановке, качественной информацией о загрязнении окружающей природной среды, сохранение и развитие наблюдательной сети, последовательное осуществление ее технического переоснащения, а также решение социальных вопросов работников Службы.

3. Считать приоритетными задачами на 2003 год:

3.1. В области совершенствования и повышения эффективности гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики:

- совершенствование системы обнаружения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений и доведения экстренной информации до органов государственной власти и управления;

- совершенствование прогнозирования дождевых паводков, в первую очередь, в Южном федеральном округе;

- повышение эффективности взаимодействия с МЧС России, МПР России, местными органами власти при проведении мероприятий по безаварийному пропуску воды в период весеннего половодья и дождевых паводков;

- повышение качества краткосрочных прогнозов погоды по территориям и пунктам, совершенствование способов представления и доведения информации до потребителей;

- развитие системы долгосрочного прогноза погоды (на декаду, месяц, сезон), выпуск региональной и глобальной климатической продукции, продолжение работ по созданию климатического справочника "Климат России-2000";

- развитие работ по созданию системы государственных стандартов на технологии подготовки гидрометеорологической продукции;

- совершенствование системы авиаметеорологического обеспечения;

- дальнейшее совершенствование методической базы определения показателей экономического эффекта (предотвращенного ущерба) от использования гидрометеорологической информации на основе взаимодействия с потребителями.

3.2. В области развития специализированного гидрометобеспечения и расширения работ специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды:

- реализацию Концепции Правительства Российской Федерации по развитию страхования, в том числе страхования погодных рисков;

- усиление рычагов государственного регулирования в области СГМО;

- координацию и регулирование взаимодействия организаций Росгидромета на рынке платных услуг;

- совершенствование планирования и отчетности по различным аспектам СГМО;

- развитие системы заключения централизованных договоров по СГМО трансрегиональных проектов, в первую очередь, по обеспечению Севморпути, предприятий Министерства путей сообщений;

- дальнейшее развитие специализированного гидрометеорологического обеспечения мореплавания и рыбного промысла в океанах и морях;

- совершенствование нормативных актов, действующих в сфере осуществления СГМО;

- широкое применение маркетинговых технологий;

- подготовку и проведение учебных мероприятий (совещания, семинары, курсы повышения квалификации и др.) по СГМО.

3.3. В области взаимодействия с субъектами Российской Федерации, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, совершенствования управления оперативно-производственной деятельностью и структуры территориальных органов Росгидромета:

- совершенствование взаимодействия центрального аппарата Росгидромета, УГМС и ЦГМС с субъектами Российской Федерации на основе соглашений о сотрудничестве и программ работ, выполняемых в интересах территорий;

- продолжение работы с федеральными органами законодательной и исполнительной власти по внесению необходимых поправок в действующее законодательство, а также разработке новых нормативных правовых актов в части разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

- обновление соглашения с МЧС России, подготовка и заключение соглашения с МПР России;

- уточнение состава основной и дополнительной сети станций и постов в каждом регионе, содержащихся за счет местных бюджетов, объемов и видов работ, порядка их функционирования;

- усиление координирующих функций УГМС, расположенных в центрах федеральных округов, по обеспечению взаимодействия с окружными структурами федеральных органов исполнительной власти;

- участие центрального аппарата, территориальных органов и организаций Росгидромета в разработке и реализации основных направлений административной реформы в Российской Федерации.

3.4. В области развития, совершенствования и повышения эффективности системы мониторинга загрязнения окружающей природной среды:

- эффективную реализацию предоставленных Росгидромету разрешительных, исполнительных и контрольных функций на федеральном, региональном и территориальном уровнях при подготовке и реализации соответствующих решений в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды и нормативно-правовом обеспечении;

- развитие работ по техническому переоснащению наблюдательной сети мониторинга, повышение качества наблюдений, активизация инспекций сети;

- развитие нормативной правовой базы разграничения видов работ в области мониторинга загрязнения окружающей среды на работы федерального и специального назначения;

- завершение аккредитации сетевых аналитических лабораторий в соответствии с утвержденным на 2003-2005 годы планом и внедрение эффективного механизма контроля за выполнением требований и условий, содержащихся в выданных Росгидрометом лицензиях на отдельные виды деятельности в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды;

- обеспечение организации работ по авиавизуальному мониторингу загрязнения природной среды в Азово-Черноморском бассейне.

3.5. В области организации работ и исследований в морях, океанах, Арктике и Антарктике:

- подготовку и реализацию совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятий по развитию научных исследований и работ в Арктике, системы гидрометеорологического обеспечения по трассам Северного морского пути;

- продолжение работ по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.01 N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002-2005 годах", обязательств Российской Федерации по выполнению положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;

- организацию и координацию работ по проведению исследований и работ в рамках подпрограмм ФЦП "Мировой океан";

- организацию работ по реализации мероприятий, предусмотренных Морской доктриной Российской Федерации, решениями Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации;

- дальнейшее развитие и повышение эффективности использования экспедиционного флота.

3.6. В области обеспечения функционирования и развития наблюдательной гидрометеорологической сети:

- выполнение Плана мероприятий по восстановлению наблюдательной сети Росгидромета на 2000-2004 годы;

- обеспечение работ по подготовке гидрологической сети к прохождению весеннего половодья и дождевых паводков в 2003 году, в том числе восстановление разрушенных паводками 2002 года гидрологических постов на территории ЮФО;

- обеспечение жизнедеятельности труднодоступных станций, дальнейшее решение социально-трудовых проблем работников ТДС;

- привлечение средств субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования в целях сохранения и возобновления работы ранее закрытых пунктов наблюдений, приобретения приборов, оборудования и расходных материалов для обеспечения функционирования гидрометеорологической сети и выполнения программ наблюдений;

- развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области проведения гидрометеорологических наблюдений и работ;

- разработку совместно со службами безопасности мореплавания мероприятий по восстановлению судовой сети добровольных наблюдений, используя в этих целях заключаемые договора на СГМО морской деятельности.

3.7. В области технического развития и совершенствования службы:

- выполнение решений Правительства Российской Федерации по обеспечению привлечения кредитных ресурсов МБРР для реализации проекта технического развития учреждений и организаций Росгидромета, обеспечивающих осуществление функций Мирового метеорологического центра в г. Москве;

- внедрение новых и модернизированных приборов, оборудования, технологий, в том числе МАРЛ-А, автоматизированных метеорологических и гидрологических комплексов МА-6, МК-14, ГРК-1, системы сбора информации с гидрометеорологических станций с помощью геостационарных ИСЗ и др.;

- расширение номенклатуры серийно выпускаемых приборов и оборудования гидрометеорологического назначения и безусловное удовлетворение заявок УГМС, ЦГМС на табельные приборы;

- расширение автоматизированной радиолокационной сети штормооповещения Центрального района;

- развитие системы сбора данных через геостационарный спутник;

- обеспечение создания перспективных космических средств гидрометеорологического назначения серии "Электро" и "Метеор-3М" и их интеграции в Стратегическую космическую программу ВМО.

3.8. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы:

- совершенствование научно-методического обеспечения работ по АВ на гидрометеорологические процессы, включающего разработку руководящих документов на методы и средства АВ и рекомендаций по их внедрению в условиях конкретных заказчиков;

- реализацию функции государственного надзора за проведением юридическими лицами работ по АВ с использованием методов и средств, прошедших экспертизу в установленном порядке, а также норм воздействий, обеспечивающих безопасность населения и окружающей среды;

3.9. В области лицензирования:

- реализацию в системе Росгидромета вступившего в силу в феврале 2002 года нового Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- проведение контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

3.10. В научно-технической сфере:

- обеспечение получения всех запланированных по тематике Росгидромета результатов НИОКР и их внедрение в практику;

- широкое использование результатов НИОКР в практике гидрометеорологического обслуживания населения и экономики страны;

- концентрацию финансовых, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала НИУ на решении приоритетных задач с учетом новейших достижений и тенденций развития науки;

- организацию подготовки к Всероссийскому гидрологическому съезду, запланированному на 2004 г.;

- привлечение средств различных источников для обеспечения устойчивой работы НИУ;

- обеспечение устойчивого функционирования НИУ в рамках единой технологии Росгидромета с учетом перехода на новую систему оплаты труда;

- приведение в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации ведомственного заказа НИУ;

- осуществление мероприятий по подготовке Vl-го гидрологического съезда.

3.11. В области международного сотрудничества:

- подготовку к участию Российской Федерации в XIV Всемирном метеорологическом конгрессе (Женева, май 2003 г.);

- дальнейшее углубление и совершенствование сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии государств-участников СНГ, практическую реализацию Концепции гидрометеорологической безопасности;

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по участию в Программе добровольного сотрудничества ВМО;

- подготовку и проведение Всемирной конференции по изменению климата (Москва, октябрь 2003 г.);

- развитие регионального сотрудничества в целях восстановления и расширения систем мониторинга состояния и загрязнения природной среды в регионе Арктики, Антарктики, дальневосточных, Черного, Азовского и Каспийского морей;

- практическую реализацию положений Договора о создании Союзного государства и программы Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды" (второй этап) на 2003-2006 годы;

- изыскание дополнительных средств и возможностей за счет международного сотрудничества для решения первоочередных задач по развитию и техническому оснащению основных оперативно-производственных и научных структур Росгидромета, в том числе по техническому переоснащению Мирового метеорологического центра Москва, расширение возможности сбора данных с сети Росгидромета с использованием зарубежных геостационарных спутников.

3.12. В области финансово-хозяйственной деятельности:

- завершение разработки отраслевой системы оплаты труда с сохранением ныне действующих принципов назначения и условий выплаты надбавок за специфику отрасли и выслугу лет;

- усиление контроля за распределением и расходованием денежных средств по обязательствам, принимаемым на себя учреждениями Гидрометслужбы, и их соответствием лимитам бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели;

- продолжение и активизацию работы по закреплению земельных участков за учреждениями Росгидромета, передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность, повышению эффективности управления федеральным имуществом;

- решение вопросов, связанных с заключением Счетной палаты РФ о прекращении финансирования НИУ и ИПК Росгидромета по 31 ст. в строгом соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом "О бюджетной классификации РФ";

- обеспечение в ходе разработки проекта и принятия федерального бюджета на 2004 год дополнительных мер, направленных на дальнейший прирост ассигнований на обеспечение деятельности Гидрометслужбы.

3.13. В области работы с кадрами и решения социальных задач:

- обеспечение притока кадров в УГМС и НИУ Росгидромета и принятие мер по их закреплению;

- подготовку мероприятий по реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" применительно к задачам обеспечения кадрами ТДС и полярных станций, проработку совместно с руководителями УГМС вопросов трудоустройства и обучения призывников, направляемых для прохождения АГС, взаимодействие с Минтрудом России по разработке порядка и условий включения ТДС и полярных станций Росгидромета в перечень организаций, куда будут направляться призывники;

- обеспечение повышения квалификации госслужащих ЦА и территориальных органов, а также руководителей и специалистов Росгидромета в ИПК в новых условиях договорных отношений;

- разработку механизма предоставления дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день госслужащим Росгидромета;

- обеспечение контроля и выполнения Отраслевого тарифного соглашения, уделяя особое внимание дальнейшей стабилизации работы трудовых коллективов и Службы в целом.

3.14. В области нормативно-правового и организационного обеспечения:

- подготовку законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" с целью приведения его в соответствие со статьей 85 "Бюджетного кодекса" (норма по привлечению средств из бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях);

- разработку нормативных документов, регламентирующих выполнение территориальными органами Росгидромета контрольных и регулирующих функций государственного управления;

- участие в подготовке правовых актов по разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

4. Руководителям учреждений, организаций и предприятий Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнерства направить основные усилия на реальное повышение уровня жизни работников Гидрометслужбы, дальнейшую стабилизацию работы трудовых коллективов и Службы в целом, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, развитие партнерских отношений, поиск и реализацию путей успешного решения социальных проблем.

Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого тарифного соглашения на 2002-2004 годы и заключенных на его основе коллективных договоров.

5. Первому заместителю Руководителя Росгидромета Ю.С.Цатурову, заместителям Руководителя Росгидромета В.Н.Дядюченко, А.В.Фролову, заместителю председателя ЦК ОПАР А.С.Бунареву совместно с начальниками управлений (отделов) центрального аппарата до 26.03.2003 разработать и представить на утверждение план действий по реализации замечаний и предложений, высказанных на расширенном совместном заседании коллегии, а также данного постановления. Обеспечить ежеквартальное рассмотрение информации о ходе выполнения указанного плана.


Председатель
Коллегии Росгидромета

А.И.Бедрицкий


Председатель ОПАР

Б.А.Кремнев



Постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Всероссийского профсоюза авиационных работников от 26 февраля 2003 г. N 5/1 "О деятельности Росгидромета в 2002 году и задачах на 2003 год"


Текст постановления опубликован в бюллетене "Использование и охрана природных ресурсов в России", 2003 г., N 2-3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение