Письмо МПР РФ от 21 февраля 2003 г. N 49-46/1144 "Об организации работы территориальных органов по реагированию и предупреждению экстремальных экологических ситуаций"

Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 21 февраля 2003 г. N 49-46/1144
"Об организации работы территориальных органов по реагированию и предупреждению экстремальных экологических ситуаций"


По предварительным данным, поступившим от территориальных органов МПР России, в 2002 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 325 случаев (в 2001 г. - 444) чрезвычайных (экстремальных) ситуаций природного и техногенного характера с негативными экологическими последствиями. По сравнению с 2001 годом количество экстремальных экологических ситуаций уменьшилось почти на 21%. Одновременно величина предъявленного экологического ущерба возросла более чем на 60%. Основными причинами сохраняющегося высокого уровня возникновения чрезвычайных ситуаций, как и в предыдущие годы, являются стихийные бедствия, неудовлетворительное состояние технических устройств и сооружений, несанкционированные врезки в трубопроводы, а также нарушение производственной и технологической дисциплины.

Экологический ущерб в 2002 г. составил 365,4 млн.руб, из которых виновниками аварий в добровольном порядке было возмещено всего немногим более 7 млн.руб (около 2%). По сравнению с 2001 г. величина предъявленного экологического ущерба возросла на 61%, однако возмещено в 2002 г. было 10,7%.

Административных штрафов в 2002 г. было предъявлено на сумму 2,9 млн.руб (в 2001 г. - 8,04 млн.руб), причем почти 85% штрафов в 2002 г. было оплачено, тогда, как в 2001 г. из предъявленных штрафов было оплачено всего около 17%. Наиболее низкий процент возмещенного экологического ущерба (0,02 %) был отмечен в Сибирском федеральном округе.

Количество чрезвычайных ситуаций по федеральным округам распределяется следующим образом: Северо-Западный - 79, Приволжский - 53, Южный - 51, Дальне-Восточный - 42, Сибирский - 39, Центральный - 32, Уральский - 29.

Значительное количество чрезвычайных ситуаций произошло на предприятиях топливно-энергетического комплекса - более 41% от общего числа аварий.

Неблагополучная обстановка складывалась в Свердловской области - там в 2002 г. произошла целая серия чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Так, в феврале по халатности персонала произошло повреждение газопровода в г.Серове, в результате которого в атмосферу было выброшено около 300 тыс.куб.м природного газа. В том же месяце из-за аварии на электрической подстанции в г.Екатеринбурге в течение 6 дней сбрасывались неочищенные хозфекальные сточные воды в реки Камышинка и Пышма. В марте произошел аварийный разлив дизтоплива в количестве более 250 т. на ст. Егоршино Свердловского отделения железной дороги, приведший к гибели активного ила на городских очистных сооружениях биологической очистки и загрязнению дизтопливом р.Бобровка.

Наиболее экстремальными природными явлениями в прошедшем году были:

- оползневые процессы в январе в Краснодарском крае;

- в апреле наводнение в Курганской области на реке Тобол;

- в июне произошло масштабное наводнение на Северном Кавказе, в результате которого пострадало девять субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чеченская, Северная Осетия - Алания, Краснодарский и Ставропольский края;

- ливневые дожди в августе на черноморском побережье Краснодарского края;

- оползень в Буйнакском районе Республики Дагестан в августе;

- торфяные пожары в августе-сентябре в Московской области и ряде других областей Центрального региона;

- катастрофический сход ледника 20 сентября в Кармадонском ущелье - Республика Северная Осетия-Алания.

Следует отметить, что большинство территориальных органов ответственно и оперативно решают вопросы при возникновении экстремальных ситуаций - своевременно сообщают в МПР России информацию о месте, времени, характере экстремальной ситуации, отслеживают ход ликвидации последствий подобных ситуаций и принимают в рамках законодательства меры воздействия к их виновникам.

Хорошо организована оперативная работа по реагированию на экстремальные экологические ситуации в сфере деятельности МПР России в Главных управлениях (Управлениях) природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Северная Осетия-Алания, Краснодарскому и Алтайскому краям, Кемеровской, Новосибирской, Саратовской и Тамбовской областям.

Вместе с тем в ряде территориальных органов работа в этом направлении должным образом не организована (Республика Коми, Московская, Вологодская, Пермская, Магаданская, Новгородская, Омская, Пермская области, Таймырский АО, г.Москва). Сообщения приходят с большим запозданием, приходится неоднократно напоминать о передаче подробной информации, в том числе и о результатах расследования аварии и принятых мерах.

В ряде регионов (Приволжский федеральный округ - Республика Башкортостан; Центральный федеральный округ - Калужская область) ослаблено взаимодействие между ДПР и Управлениями при обработке данных о произошедших авариях на подведомственных территориях. Поступившая от ДПР информация о чрезвычайных ситуациях за 2002 год не включает полный перечень данных, поступивших от Главных управлений (Управлений).

В соответствии с действующими указаниями МПР России (приказы МПР России от 19.11.2001 г. N 809, от 28.11.2001 г. N 823, от 31.01.2003 г. N 61, письмо МПР России от 13.12.01 N ВЛ-61/7417) вся информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с негативными экологическими последствиями представляется немедленно оперативному дежурному МПР России, Управлению мониторинга и прогнозирования экстремальных природных и техногенных ситуаций и предупреждения вредных воздействий на природную среду и соответствующие государственные службы. Все чрезвычайные ситуации должны быть взяты на контроль до их полной ликвидации и возмещения причиненного вреда, о чем необходимо также сообщать в Управление.

Особое внимание следует обратить на необходимость работы по прогнозированию и предупреждению экстремальных ситуаций природного и техногенного характера на объектах повышенной опасности для природной среды (в соответствии с приказом МПР России от 28.12.2001 г. N 906).

Поскольку Правительством Российской Федерации срок представления Государственного доклада "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в 2003 году определен 1 февраля 2004 года, соответствующую информацию за 2003 год необходимо представлять в МПР России до 25 декабря 2003 года.


Начальник Управления мониторинга
и прогнозирования экстремальных
природных и техногенных ситуаций
и предупреждения вредных
воздействий на природную среду

В.А.Кирьянов



Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 21 февраля 2003 г. N 49-46/1144 "Об организации работы территориальных органов по реагированию и предупреждению экстремальных экологических ситуаций"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.