Постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Общероссийского профсоюза авиационных работников от 11 февраля 2004 г. N 2/1 "О деятельности Росгидромета в 2003 году и задачах на 2004 год"

Постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета
Общероссийского профсоюза авиационных работников
от 11 февраля 2004 г. N 2/1
"О деятельности Росгидромета в 2003 году и задачах на 2004 год"


Заслушав и обсудив доклад Руководителя Росгидромета А.И.Бедрицкого "О деятельности Росгидромета в 2003 году и задачах на 2004 год" Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что деятельность системы Росгидромета в минувшем году продолжала осуществляться в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Вместе с тем реализованные в системе Росгидромета меры по экономии имеющихся ресурсов, получению дополнительных средств способствовали стабилизации и дальнейшему совершенствованию работы учреждений, организаций и предприятий Росгидромета.

Прогнозы аномалии температур на месяц, составленные Гидрометцентром России, хорошо оправдались для января (82%), мая (84%) и июня (80%). Низкую оправдываемость имели прогнозы, составленные на февраль, сентябрь и декабрь (50%). В среднем за год оправдываемость месячных прогнозов составила 65%.

По осадкам оправдываемость прогнозов в течение года изменялась от 55 до 74%.

Оправдываемость прогнозов погоды на сутки по УГМС в среднем за 2003 год составила 92% (на уровне 2002 года).

В течение 2003 года на территории Российской Федерации наблюдалось 220 опасных явлений (ОЯ) и комплексов неблагоприятных явлений погоды, нанесших ущерб населению и отраслям экономики, из них не предусмотрено 27 - 12,3% (2001 г. - 23,2%, 2002 г. - 14,3%) от наблюдавшихся ОЯ. Основными причинами непредусмотренных ОЯ, по-прежнему, является отсутствие надежных методов прогнозов конвективных ОЯ, адаптированных к местным условиям, а также недостаток информации наземной сети, данных радиозондирования и метеорадиолокаторов.

Оправдываемость долгосрочных прогнозов уровней воды в 2003 году составила в среднем 91% (в 2002 г. - 89%). Средняя оправдываемость оперативных авиационных прогнозов погоды в 2003 году составила 95,4% (в 2002 году - 95%).

Агрометеорологические прогнозы, составленные Гидрометцентром России, ВНИИСХМ, УГМС и ЦГМС в целом по Российской Федерации имели высокую оправдываемость. Прогнозы состояния озимых зерновых культур и запасов продуктивной влаги в почве весной, урожайности и валового сбора семян подсолнечника, всех зерновых и зернобобовых культур оправдались на 91-99%, прогнозы урожая клубней картофеля, сахарной свеклы - на 93-97%.

В течение 2003 года морскими оперативно-прогностическими подразделениями и НИУ было спрогнозировано 65 ОЯ с заблаговременностью от 8 до 48 часов и оправдываемостью 98%. Средняя оправдываемость морских прогнозов составила 96-98%.

Наиболее высокая оправдываемость штормопредупреждений в пределах 99% отмечена у Приморского, Колымского, Мурманского и Северо-Кавказского УГМС.

Средняя оправдываемость сверхдолгосрочного прогноза изменений уровня Каспийского моря составила 91%.

В период с 18 по 27 августа 2003 года организации Росгидромета успешно провели гидрометобеспечение командно-штабных учений Тихоокеанского флота - "Восток-2003."

Гелиогеофизическая служба в 2003 г. обеспечивала прогнозами и информацией более 271 потребителей. Средняя оправдываемость краткосрочных и среднесрочных гелиогеофизических прогнозов составила 91%.

Коллегия отмечает, что в 2003 году продолжало развиваться специализированное гидрометобеспечение (СГМО). Выполнено более 12 тысяч договоров, что на 25% больше, чем в прошлом году. Наибольшее количество договоров имеют Центральное, Приволжское, Уральское, Северное УГМС. При этом общий доход внебюджетных средств составил 1 122 млн.руб., что на 20% больше, чем в 2002 году. Основные потребители гидрометинформации - авиация, ТЭК, промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, СМИ. Доля доходов от авиаметобеспечения составила в 2003 году около 74% от общего объема договорных средств.

Потребителями морских отраслей заключено 207 договоров на общую сумму 39,5 млн. рублей, что на 9,7 млн. больше чем в 2002 году.

Количество адресных потребителей гидрометеорологической информации составило в 2003 году 29 тыс. (в 2002 г. - 28 тыс.). Из них 75% обслуживаются по договорам.

Общий экономический эффект от гидрометеорологического обеспечения за минувший год по отраслям экономики по неполным данным составил 10,1 млрд. руб. (в 2002 г. - 6,6 млрд. руб., в 2001 г. - 4,7 млрд. руб.), в т.ч.от гидрометобеспечения морской деятельности - 936,4 млн. рублей.

В 2003 году Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии зарегистрирована Система добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения. Функции органа по сертификации Системы добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения возложены на Метеоагентство Росгидромета.

В 2003 году продолжало расширяться участие субъектов Российской Федерации в решении задач в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

На начало 2004 года действуют соглашения о сотрудничестве с 77 субъектами Российской Федерации, 10 соглашений было подписано в 2003 году. Объем работ, выполненных организациями Росгидромета в интересах территорий, за счет их бюджетов или целевых бюджетных фондов превысил уровень 2002 года и составил 207,2 млн. рублей. Стабильно на высоком уровне осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти Верхне-Волжское, Северо-Кавказское, Уральское УГМС, Калининградский ЦГМС. В ряде УГМС наметилась тенденция к снижению объемов финансирования гидрометеорологических работ из республиканских бюджетов. Полностью отсутствовало финансирование из местных бюджетов в Республике Тыва, Чеченской Республике, Ивановской и Смоленской областях, Эвенкийском автономном округе.

В целях законодательного разграничения полномочий в области гидрометеорологии и смежных с ней областях между федеральными и региональными органами власти подготовлены концепция и техническое задание на разработку законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе".

В прошедшем году принят ряд важных решений по совершенствованию управления в территориальных органах и учреждениях Росгидромета, которые направлены на повышение эффективности работы и снижение расходов на их содержание (Чукотское УГМС, Санкт-Петербургский, Ленинградский ЦГМС и др.)

Значительная работа проделана по подготовке материалов для Правительственной комиссии по административной реформе, взаимодействию с экспертными группами, обоснованию позиции Росгидромета, разработке предложений по совершенствованию государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. В результате признано необходимым сохранить практически все основные функции государства в этой сфере. Вместе с тем требуется уточнение редакции многих функций Росгидромета, освобождение его от несвойственных государственному органу или выполняемых подведомственными организациями.

В 2003 году произошли дальнейшие позитивные изменения и в деятельности службы мониторинга загрязнения природной среды Росгидромета. Наметилась тенденция расширения наблюдательных сетей за загрязнением природной среды, в первую очередь за счет привлекаемых средств субъектов РФ. Продолжалось обновление приборно-технической базы. Возрос уровень метрологического обеспечения работ в результате аккредитации 16 сетевых аналитических лабораторий (всего аккредитовано 70% лабораторий)

Выполненные по заданию Председателя Правительства Российской Федерации работы по аэровизуальному мониторингу Черного моря подтвердили свою эффективность для оперативной оценки состояния морской среды прибрежных территорий.

ГАРАНТ:

О проведении в 2004 г. аэровизуального мониторинга загрязнения природной среды Азово-Черноморского бассейна см. приказ Росгидромета от 16 апреля 2004 г. N 72


Значительный природоохранный эффект имели в 2003 г. выполняемые в интересах конкретных территорий в соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" работы по прогнозированию неблагоприятных метеорологических условий для рассеивания вредных примесей, расчеты фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и поверхностных водах для использования при нормировании выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) загрязняющих веществ, а также работы по согласованию подготовленных проектов нормативов ПДС.

В рамках выполнения Плана мероприятий по восстановлению наблюдательной сети Росгидромета на 2000-2004 годы была восстановлена работа (вновь открыты) 39 гидрометстанций и 57 постов, в том числе в 2003 году открыто 13 станций и 25 постов, что в целом соответствует темпам восстановления сети, предусмотренным Планом.

В целях успешного обеспечения весенне-летнего половодья и паводков в 2003 году отремонтировано и подготовлено к работе 766 постов, открыто 120 временных и 16 постоянных постов, проведено более 160 наземных и 66 авиационных обследований рек. Лучших результатов в этом достигли Западно-Сибирское, Приволжское, Северо-Кавказское, Северное, Среднесибирское, Иркутское, Обь-Иртышское, Уральское, Якутское и Центральное УГМС.

На территории Чеченской Республики в рамках выполнения ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" к концу 2003 года полностью восстановлена работа метеостанции Шатой, гидрологических постов Брагуны, Хангаш-Юрт. Выполнены проектные работы для строительства здания Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Грозном.

Северо-Кавказским УГМС в 2003 году обеспечено выполнение мероприятий "Комплексного плана действий по восстановлению защитных сооружений и обеспечению нормального функционирования водохозяйственных систем в районах Южного федерального округа в 2002 - 2005 годах". На территориях 9-ти субъектов Российской Федерации полностью восстановлена работа 100 гидрологических постов, разрушенных катастрофическими паводками 2002 года. Из внебюджетных средств Северо-Кавказским УГМС на мероприятия по восстановлению гидрологической сети в ЮФО было затрачено 4.7 млн. рублей.

Увеличилось по сравнению с предыдущим годом финансирование жизнедеятельности ТДС на материальные затраты на 18,5 млн. рублей и составило 132.9 млн. рублей.

В 2003 году выполнение плана производства гидрометеорологических наблюдений сохранилось на уровне предыдущего года и составило 97%, по: метеорологическим и агрометеорологическим - 98%, гидрологическим - 97%, морским - 95%. На 98-100% выполнен объем гидрометеорологических наблюдений УГМС Республики Татарстан, Башкирского, Верхне-Волжского, Дальневосточного, Забайкальского, Западно-Сибирского, Иркутского, Обь-Иртышского, Мурманского, Приволжского, Приморского, Сахалинского, Северного, Якутского, Центрального УГМС и УГМС ЦЧО. Наиболее низкий процент выполнения гидрометнаблюдений у Чукотского УГМС - 92% (2002 г. - 89%).

К концу 2003 года радиозондирование на территории России осуществляли 109 аэрологических станций. План радиозондирования атмосферы выполнен на 88% (2002 - 81%). Стабильно высокие (95-100%) показатели выполнения этого Плана достигнуты в Верхне-Волжском, Забайкальском, Западно-Сибирском, Камчатском, Колымском, Приволжском, Приморском, Уральском и Якутском УГМС. Наиболее низкий показатель выполнения плана в Чукотском УГМС - 56%, где, тем не менее, можно отметить определенный рост аэрологических наблюдений (2002 - 36%).

Предприятиями Росгидромета расширена номенклатура продукции, в частности освоено производство ряда новых приборов и средств их поверки. В 2003 году поставлены на аэрологическую сеть 4 малогабаритных аэрологических радиолокатора МАРЛ-А, два из которых введены в опытную эксплуатацию. Внедрены 4 автоматизированных метеокомплекса МК-14 и МА-6, 5 автоматизированных гидрологических комплексов ГРК-1. Модернизированы 15 аэрологических станций АВК-1, разработана и введена в эксплуатацию в а/п "Пулково" аэродромная метеорологическая измерительно-информационная система АМИИС-2000, созданы портативные эталонные комплексы для поверки средств измерений основных гидрометеорологических параметров на местах эксплуатации, разработаны и освоены в производстве на ОАО "Пеленг" (Республика Беларусь) новые модели балансомера и пиранометра.

Завершены работы по ремонту и модернизации 5-ти метеорологических радиолокационных комплексов МРЛ-5 в Северо-Кавказском УГМС, вводится в эксплуатацию МРЛ-5 в Смоленске, входящий в Московское радиолокационное штормовое кольцо.

Ведется работа по проекту "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета, обеспечивающих осуществление функций Мирового метеорологического центра в г. Москве". Проект включен Правительством России в Программу государственных внешних заимствований на 2004 год.

В 2003 году за счет внедрения новых технологий обеспечено сокращение расходов на оплату метеорологических телеграмм примерно на 16 млн. руб.

Космическая подсистема наблюдений Росгидромета, в основном, базировалась на информации, получаемой от зарубежных КА (NOAA, TERRA, AQUA, METEOSAT, GOES, GMS). За 2003 г. увеличился объем информации, принимаемой с ИСЗ. Создан универсальный комплекс приема, демодуляции, регистрации и предварительной обработки данных КА "AQUA" и "TERRA" и введен в экспериментальную эксплуатацию в НИЦ "Планета" и ЗС РЦПОД.

В 2003 году в рамках лицензионной деятельности выдано 135 лицензий и 8 решений об отказе в предоставлении лицензий, проведена проверка 33 лицензиатов. Административных правонарушений не установлено.

Защита сельскохозяйственных культур от градобития проводилась в 2003 году по договорам с Минсельхозом России в Краснодарском и Ставропольском краях, в Республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкессия на общей площади 2 млн. 177 тыс. га, что на 185 тыс. га больше площади защиты предыдущего года. Средняя эффективность работ за сезон составила в среднем 83%, а экономический эффект около 600 млн.руб. Вместе с тем остается неурегулированной система финансирования противоградовых работ, что существенно сдерживает их развитие.

Внедрена в практику противоградовых работ ракета "Алазань-6" с новым кристаллизующим реагентом повышенной эффективности.

Противолавинными подразделениями Росгидромета обеспечивался 61 пункт и 41 территория. Оправдываемость специализированных прогнозов о сходе снежных лавин в 2003 году составила в среднем 96%, заблаговременность предупреждений от 48 до 72 часов. Осуществлен предупредительный спуск 113 лавин. Принятыми противолавинными центрами мерами безопасность населения и объектов народного хозяйства в целом обеспечена.

Работы по искусственному регулированию осадков с использованием самолетов-метеолабораторий проводились в Ставропольском крае и Якутии (увеличение осадков) и в дни проведения праздничных мероприятий с целью улучшения погодных условий в Москве, Ташкенте и в дни празднования 300-летия в г.Санкт-Петербурге. Все работы получили положительные отзывы от заказчиков.

Продолжались работы по государственному надзору за проведением активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы. Пресечены не санкционированные работы по АВ в Приморском крае и г. Санкт-Петербурге.

В 2003 году в НИУ Росгидромета продолжались НИОКР по подпрограмме "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" ФЦП "Экология и природные ресурсы России", начат второй этап исследований в рамках ФЦП "Мировой океан". За счет средств на внепрограммные НИОКР проводились работы по научно-методическому руководству сетью наблюдений и прогностической деятельностью, выполнялись исследования в области охраны труда и техники безопасности, по разработке методик оценки эффективности использования гидрометеорологической информации, продолжалась поддержка уникальных объектов и установок НИУ, обеспечено издание научных публикаций и работа аспирантур НИУ. За счет средств по науке проведено финансирование важнейших международных мероприятий НИУ. По предварительным оценкам запланированные на 2003 г. результаты получены в полном объеме.

Ряд существенных научных разработок прошлых лет были внедрены в практику, в частности, гидродинамический прогноз полей элементов погоды, новые технологии - использования космической информации в прогностической работе и оценке состояния сельхозкультур, авиационной фотосъемки для мониторинга состояния морей, обработки и представления океанографической информации и другие.

Объем средств, поступивших в НИУ в 2003 году вырос с 503 млн. рублей до 654 млн. рублей (на 30%). Финансирование НИУ со стороны Росгидромета увеличилось на 17% и за счет договорной деятельности - на 37%. Наибольший объем договорных средств получен ААНИИ, ДВНИГМИ, НПО "Тайфун", ЦАО. По-прежнему явно недостаточно эта работа организована в ГХИ, СибНИГМИ, ряде других НИУ.

В 2003 году по плану морских научных исследований работало 12 судов Росгидромета, на которых был проведен 31 морской экспедиционный рейс.

Мурманским УГМС, ААНИИ и РЦ "Мониторинг Арктики" продолжалось выполнение работ в рамках Комплексной программы оптимизации и повышения эффективности деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген. На основе полученных РЦ "Мониторинг Арктики" данных фонового мониторинга загрязнения природной среды был составлен информационный обзор загрязнения природной среды в районе пос. Баренцбург, и передан в АМАП в части выполнения обязательств Российской Федерации в рамках Арктического Совета.

После двенадцатилетнего перерыва по инициативе заместителя Председателя Государственной Думы А.Н.Чилингарова при финансовой и организационной поддержке Научного центра "Полюс" ААНИИ была организована и в апреле 2003 года открыта дрейфующая станция "Северный полюс-32".

Продолжались работы по подпрограммам "Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане" ЕСИМО и АНТАРКТИКА ФЦП "Мировой океан". В 2003 году начаты работы по второму этапу (2003 - 2007 годы) реализации программных мероприятий.

В 2003 году в рамках Российской антарктической экспедиции была обеспечена работа российских антарктических станций и полевых баз, осуществлялось выполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2001-2005 годах", направленных на повышение эффективности приоритетных научных исследований в Антарктике, сохранение и закрепление позиций Российской Федерации в Антарктике в 2003 году. После двухлетнего перерыва расконсервирована станция Прогресс, возобновила проведение научных наблюдений и работ станция Восток.

Все более обостряется ситуация с научно-исследовательским экспедиционным флотом Росгидромета, который продолжает стареть, из 134 морских и озерных судов в текущем году наступит срок списания у 82 судов. Во исполнение поручения Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в октябре 2003 года Росгидрометом подготовлены для представления в Правительство Российской Федерации и направлены на согласования в заинтересованные министерства и ведомства предложения по решению указанных проблем деятельности российского научно-исследовательского флота.

В 2003 году в области международного сотрудничества одним из наиболее значимых событий явилось единогласное избрание российского представителя на пост Президента ВМО во время XIV Всемирного метеорологического конгресса (Женева, май 2003 г.).

На протяжении последних лет Росгидромет активно проводит работу по расширению сотрудничества со странами СНГ в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии и реализации совместной Программы работ в рамках Комитета Союза Беларуси и России по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.

В 2003 году подписано новое соглашение между Росгидрометом и Европейской организацией по эксплуатации метеорологических спутников о сотрудничестве и обмене данными и продукцией с метеорологических спутников для использования в анализе и прогнозе погоды.

ГАРАНТ:

См. Соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Европейской организацией по эксплуатации метеорологических спутников о сотрудничестве и обмене данными и продукцией с метеорологических спутников для использования в анализе и прогнозе погоды, подписанное в Москве, 6 апреля 2015 г.

В 2003 году Росгидромет продолжал координировать деятельность министерств и ведомств Российской Федерации в международном сотрудничестве в области глобального изменения климата, по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и Киотскому протоколу к ней.

Росгидромет принял участие в подготовке и проведении Всемирной конференции по изменению климата (Москва, 29 сентября-3 октября 2003 г.), инициатива проведения которой была выдвинута Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

В 2003 году расходы на финансирование Гидрометслужбы по основной деятельности с учетом поступления средств от специализированного гидрометобеспечения и поступлений из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составили 3 174,7 млн. рублей, что на 314,7 млн. рублей больше, чем в 2002 году и на 1157 млн. рублей больше, чем в 2001 г.

В ходе исполнения бюджета 2003 года был усилен контроль за объемами денежных обязательств, принимаемых учреждениями при заключении договоров на поставку товаров и оказание им услуг связи.

Бюджетная кредиторская задолженность прошлых лет по этим направлениям была снижена с 42,6 млн. рублей до 8,5 млн. рублей.

Удалось снизить до 11 млн. рублей против 33 млн. рублей в 2002 год объем взысканий, предъявленных к Росгидромету на основании исполнительных листов по денежным обязательствам подведомственных учреждений.

В результате в истекшем году существенным образом была повышена устойчивость финансирования деятельности учреждений гидрометслужбы.

Принимались меры к укреплению финансово-хозяйственной дисциплины. Уменьшилось по сравнению с 2002 годом число случаев и объем денежных средств, использование которых по результатам проверок контрольными органами признано не целевым.

Среднемесячная заработная плата на сети к декабрю 2003 года выросла по сравнению с началом года на 40% и составила 4330 рублей, по НИУ возросла на 59% и достигла 5067 рублей, по учебным заведениям - 2911 рублей.

На финансирование государственных капитальных вложений было направлено 112,3 млн. рублей. Кроме того, за счет поступлений по договорам на специализированное гидрометобеспечение и средств из бюджетов субъектов Российской Федерации расходы на капитальные вложения составили 60,2 млн. рублей.

В качестве дополнительных источников финансирования деятельности научно-исследовательских учреждений и гидрометтехникумов в 2003 году использовались доходы от аренды федерального недвижимого имущества, объем поступлений которых превысил 45 млн. рублей.

Начата практика целевых проверок использования федерального имущества силами центрального аппарата Росгидромета.

Несмотря на все сложности, в истекшем году удалось обеспечить функционирование двух детских оздоровительных лагерей.

На 2004 год общий объем ассигнований, выделяемых Росгидромету по различным направлениям его деятельности, составит, согласно закону о федеральном бюджете, 2 715,9 млн. рублей. Прирост ассигнований по отношению к уровню 2003 года составит 22,2%, в том числе по расходам на государственное управление - 8,1%, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу - 9,7%, гидрометеорологию - 25,8%.

В смете расходов по разделу 0904 "Гидрометеорология" продолжен, как и в 2003 г. рост объемов целевых ассигнований на обеспечение противопаводковых мероприятий, приобретение реактивов, северный завоз, численности с соответствующими расходами на оплату труда для восстановления сети.

Предусматривается начало финансирования арктической экспедиции.

Значительные объемы бюджетного финансирования выделены на начало работ по ММЦ (Москва).

Впервые за последние годы выделены дополнительные ассигнования на обеспечение работы труднодоступных станций, расположенных вне районов Арктики, на приобретение аэрологических материалов.

Существенно увеличены объемы средств на осуществление ремонта на сети станций не только из федерального бюджета (прирост 23,9 млн. рублей), но и за счет доходов от специализированного гидрометобеспечения и средств субъектов Российской Федерации.

Выделены дополнительные ассигнования на повышение стипендий учащимся гидрометтехникумов с 1 сентября 2004 года.

Росгидромету предстоит разработать и приступить к реализации Плана мер на 2004-2005 год по оптимизации бюджетного сектора гидрометслужбы. Предстоит решить сложные задачи при формировании проекта бюджета на 2005 год в условиях объявленного Минфином России изменения методов его формирования (переход к бюджетированию, ориентированному на конечные результаты).

В 2003 году число работающих в Службе стабилизировалось и составило 35993 человека (в УГМС - 27018 чел. НИУ- 4978 чел.). Отмечено незначительное сокращение работающих в НИУ (2%) и ряде северных УГМС (Чукотском, Колымском, Сахалинском). В учебных заведениях, военизированных службах по активному воздействию на гидрометеорологические процессы, Метеоагенстве Росгидромета и его территориальных подразделениях численность работников возросла по сравнению с 2002 годом.

В Службе сохраняется высокий образовательный уровень работников системы, 67% - дипломированные специалисты.

В 2003 году принят на работу в УГМС и НИУ 231 молодой специалист из ГМТ, РГГМУ, а также из Казанского, Саратовского, Дальневосточного, Иркутского университетов и других ВУЗов. В целом заявки организаций и учреждений Службы удовлетворены на 47%. Процесс притока и закрепления молодых специалистов хорошо налажен Якутским, Иркутским, Приморским, Северным, Северо-Кавказским УГМС, Гидрометеоцентром России. В большинстве УГМС и НИУ выпускникам оказывается помощь и предоставляются льготы в зависимости от наличия собственных средств.

По-прежнему одной из основных причин неукомплектованности УГМС и НИУ кадрами является отсутствие жилья для молодых специалистов. Хорошим примером в этом направлении является выделение 6 квартир для молодых специалистов в Среднесибирском УГМС. Введение в действие Закона об альтернативной гражданской службе (АГС) и направление призывников на ТДС и полярные станции позволит улучшить их обеспечение кадрами.

Введение с 2003 года системы финансирования ИПК за счет договорной деятельности способствовали активизации работы преподавателей ИПК, появлению новых форм и методов повышения квалификации. В отчетном году прошли обучение по ведомственному заказу 758 человек, а также специалисты стран СНГ, Монголии и Китая. Активно использовалась выездная форма занятий на местах, особенно в УГМС, расположенных в Сибири и на дальнем Востоке.

Повысили квалификацию в АНХ и РАГСе 49 госслужащих из центрального аппарата Росгидромета и его территориальных органов.

В 12 НИУ Росгидромета в 2003 году обучалось 184 аспиранта и 3 докторанта. Были установлены ведомственные стипендии 26 студентам ГМТ и 29 аспирантам. Защищено 18 диссертационных работ. Наибольшее количество аспирантов в Гидрометцентре России (30), в ИПГ( 28), в ГГО (24).

В отчетном году несколько увеличилось количество несчастных случаев на производстве: произошел 1 групповой несчастный случай и 1 - со смертельным исходом. По сравнению с 2002 годом снизилось количество пожаров.

В духе социального партнерства совместно с представителями профсоюзных организаций УГМС и НИУ руководством Росгидромета ведется контроль за выполнением основных положений Отраслевого тарифного соглашения. В целом выполнение ОТС в 2003 году признано удовлетворительным и ОПАР и Росгидрометом на совместных заседаниях. За отчетный период не отмечалось серьезных конфликтов в трудовых коллективах, связанных с оплатой труда. Выплата заработной платы из средств федерального бюджета производилась ежемесячно, своевременно, без задержек в запланированных объемах. Вместе с тем темпы роста уровня оплаты труда в Службе являются недостаточными, что не позволяет привлекать в должном объеме на смену уходящим сотрудникам старшего поколения молодежь.

За достигнутые успехи 34 наиболее отличившихся работников службы награждены государственными наградами РФ, в том числе 3 человека получили Благодарность Президента Российской Федерации, 17 - почетное звание "Заслуженный метеоролог РФ". Ведомственными наградами удостоены 1622 человека, в том числе 322 - нагрудным знаком "Почетный работник гидрометеослужбы России", Почетной грамотой Росгидромета и Благодарностью Руководителя Росгидромета - 1300.

В 2003 году Правительством Российской Федерации приняты постановления, касающиеся деятельности Росгидромета:

- от 17.02.2003 N 107 "О внесении изменений и дополнений в Федеральную целевую программу "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы)";

- от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)".

Приняты также распоряжения Правительства Российской Федерации, касающиеся обмена данными и продукцией, получаемыми с метеорологических спутников, подготовки к VI Всероссийскому гидрологическому съезду, Программы добровольного сотрудничества ВМО, обеспечения деятельности дрейфующей станции "Северный полюс-32".

Пресс-службой Росгидромета в 2003 году подготовлено в общей сложности около 10 тыс. (в 2002 году около 4 тысяч) материалов и публикаций в центральной, региональной прессе, на телевидении и радио, посвященных различным аспектам деятельности Гидрометслужбы. Это свидетельствует, в том числе, о растущем внимании общественности к деятельности Службы, росту открытости и информационной доступности результатов работ Росгидромета.

План мероприятий на 2003 год по реализации постановления совместного расширенного заседания коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 26.02.2003, а также предложений, высказанных участниками заседания в основном выполнен (85%). Однако по различным причинам, главным образом объективным, не удалось выполнить в полном объеме ряд поручений предусмотренных планом. При этом в области повышения социальной защищенности работников Росгидромета все предусмотренные планом мероприятия выполнены.

В истекшем году подготовлен целый ряд ведомственных нормативных и руководящих документов, в числе которых руководства, наставления, инструкции, положения, методические указания, рекомендации.


Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР постановляют:


1. Отметить, что в 2003 году задачи Росгидромета, определенные совместным постановлением коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 26.02.2003, в основном выполнены.

2. Определить главной задачей подразделений центрального аппарата, учреждений, организаций и предприятий Росгидромета на 2004 год дальнейшее совершенствование и повышение эффективности обеспечения населения, отраслей экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации и органов государственной власти достоверными прогнозами и предупреждениями о гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановке, качественной информацией о загрязнении окружающей природной среды, развитие и совершенствование наблюдательной сети, ее техническое переоснащение, а также решение социальных вопросов работников Службы.

3. Считать приоритетными задачами на 2004 год:

3.1. В области совершенствования и повышения эффективности гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики:

- выполнение решений, принятых на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13.11.03 по вопросу "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений";

- совершенствование системы обнаружения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений, доведения экстренной информации до органов государственной власти и управления, в том числе дежурных служб PC ЧС;

- повышение эффективности взаимодействия с МЧС России, МПР России, местными органами власти при проведении мероприятий по безаварийному пропуску воды в период весеннего половодья и дождевых паводков;

- повышение качества краткосрочных прогнозов погоды по территориям и пунктам, совершенствование способов представления и доведения информации до потребителей;

- развитие системы долгосрочного прогноза погоды (на декаду, месяц, сезон), выпуска региональной и глобальной климатической продукции;

- совершенствование системы авиаметеорологического обеспечения;

- проведение системного анализа существующей методической базы определения экономического эффекта (предотвращенного ущерба) от использования гидрометеорологической информации, скорейшее внедрение на сети вновь разработанных компьютерных методик расчета экономического эффекта для конкретных отраслей экономики.

3.2. В области развития специализированного гидрометобеспечения и расширения работ специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды:

- изучение рынка гидрометеорологических услуг и увеличение числа потребителей СГМО, в том числе в его новых секторах (страхование погодных и климатических рисков в отраслях экономики и др.);

- развитие перспективных форм и технологий доведения информации до пользователей;

- совершенствование нормативно-правовой и методической базы СГМО;

- активизация деятельности в области страхования погодных рисков в рамках реализации Концепции Правительства РФ по развитию страхования;

- развитие взаимодействия и повышение эффективности деятельности организаций Росгидромета (УГМС, ЦГМС, НИУ, метеоагентств) в области СГМО;

- реализация единой ценовой политики Росгидромета, совершенствование методов ценообразования на гидрометинформацию и гидрометпродукцию;

3.3. В области взаимодействия с субъектами Российской Федерации, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, совершенствования управления оперативно-производственной деятельностью и структуры территориальных органов Росгидромета:

- развитие работ в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды регионального назначения, выполняемых по заказам органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- совершенствование системы планирования, учета и отчетности территориальных органов и учреждений Росгидромета по выполнению работ регионального назначения;

- продолжение работы по оптимизации структуры территориальных органов и учреждений Росгидромета в федеральных округах, приведению их учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации;

- развитие нормативной правовой базы по разграничению работ федерального и регионального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

3.4. В области развития, совершенствования и повышения эффективности системы мониторинга загрязнения окружающей природной среды:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области мониторинга окружающей среды в части разграничения полномочий в данной области деятельности как между федеральными органами исполнительной власти, так и с субъектами Российской Федерации;

- повышение эффективности межведомственного взаимодействия при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей среды;

- завершение, в основном, аккредитации сетевых аналитических лабораторий в 2004 году с привлечением всех источников финансирования;

- расширение использования аэровизуальных методов мониторинга окружающей среды в практической деятельности Росгидромета;

- разработка предложений по вопросам сертификации методик и программно-математических средств оценки прогноза загрязнения окружающей среды;

- дальнейшая проработка с Росбоеприпасами и другими заинтересованными органами вопросов по привлечению Росгидромета к решению проблем безопасного уничтожения химического оружия;

- разработка предложений по усилению роли Росгидромета в подпрограмме "Создание ЕГАСКРО" ФЦП "Ядерная и радиационная безопасность России" при продлении срока ее реализации до 2010 года;

- ускорение темпов технического переоснащения наблюдательной сети мониторинга загрязнения окружающей среды за счет средств, полученных от выполнения работ специального назначения.

3.5. В области организации работ и исследований в морях, океанах, Арктике и Антарктике:

- подготовка и реализация совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятий по развитию работ в Арктике, в том числе научных исследований и системы гидрометеорологического обеспечения по трассам Северного морского пути;

- организация работ по реализации мероприятий, предусмотренных Морской доктриной и решениями Морской коллегии Российской Федерации;

- координация работ по выполнению организациями Росгидромета "Комплексной программы активизации и повышения эффективности деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген";

- организация подготовки мероприятий, посвященных 50-летию российских (советских) исследований в Антарктике;

- обеспечение разработки и представления в Правительство Российской Федерации проекта плана действий по участию Российской Федерации в подготовке и проведении в 2007-2008 гг. Международного полярного года;

- расширение работ по круглогодичному поддержанию в акватории Арктического бассейна Северного Ледовитого океана дрейфующих станций "Северный полюс" в целях проведения комплекса постоянных наблюдений и исследований;

- обеспечение согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами и внесение в Правительство Российской Федерации проектов постановлений Правительства Российской Федерации:

- "О совершенствовании системы освещения ледовой, гидрометеорологической и геофизической обстановки в Арктике с использованием космических и специализированных автоматизированных технических средств";

- "О мерах по поддержанию и дальнейшему развитию научно-исследовательского флота России";

- осуществление работ по обеспечению дальнейшей деятельности Российской антарктической экспедиции, проведению научных исследований в Антарктике и выполнению обязательств Российской Федерации согласно положениям Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

3.6. В области обеспечения функционирования и развития наблюдательной гидрометеорологической сети:

- выполнение Плана мероприятий по восстановлению наблюдательной сети Росгидромета на 2000-2004 годы, в том числе на территории Чеченской Республики, а также в районах с низкой плотностью и вблизи критически важных объектов (открыть дополнительно 12 гидрометеорологических станций и 34 гидрологических поста);

- проведение работ по подготовке гидрологической сети к прохождению весеннего половодья и дождевых паводков в 2004 году, в том числе продолжение восстановления разрушенных июньскими паводками 2002 года гидрологических постов на территории ЮФО;

- проведение ремонта служебных и служебно-жилых зданий на наблюдательной сети Росгидромета;

- осуществление модернизации сети гелиогеофизических измерений;

- обеспечение жизнедеятельности труднодоступных станций, дальнейшее решение социально-трудовых проблем работников ТДС;

- развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области проведения гидрометеорологических наблюдений и работ.

3.7. В области технического развития и совершенствования службы:

- продолжение работы по расширению номенклатуры серийно выпускаемых приборов и оборудования гидрометеорологического назначения - освоение до 10 новых видов приборов и оборудования, увеличение объемов выпуска и поставок приборов в УГМС, ЦГМС;

- продолжение внедрения на наблюдательной сети новых и модернизированных приборов, оборудования, технологий, поверочного оборудования (МАРЛ-А, автоматизированных метеорологических и гидрологических комплексов АМИИС-2000, МА-6, МК-14, ГРК-1, переносных поверочных комплексов и др.);

- переоснащение труднодоступных станций Росгидромета современными средствами связи, а также внедрение новых средств пакетной связи, улучшение связи в высоких широтах;

- организация реализации программы развития ММЦ в г.Москве и РМЦ в Новосибирске и Хабаровске;

- продолжение работы по подготовке и реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета";

- подготовка сети Росгидромета к приему информации с отечественных космических систем нового поколения;

- повышение эффективности использования спутниковой информации, принимаемой на АППИ, в оперативной практике УГМС (ЦГМС);

- увеличение количества пунктов сбора гидрометеорологических данных с использованием КА METEOSAT нового поколения;

- развитие сети метеорадиолокационных наблюдений, в том числе, установка автоматизированных МРЛ-5 в г.г. Валдай и Архангельск, интеграция данных МРЛ Европейской территории, расширение доступности этих данных для ЦГМС и других потребителей;

- продолжение работ по поддержке (сохранению) существующих архивов Госфонда для целей долговременного хранения, пополнению баз данных, развитию технологий ведения Госфонда.

3.8. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы:

- доработка и представление в МВК МЧС России на утверждение Межведомственной программы по совершенствованию противолавинного обеспечения в Российской Федерации;

- уточнение порядка финансирования противоградовых работ на 2005 и последующие годы;

- усиление работы по государственному надзору за проведением активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации;

- проработка вопроса об использовании для работ по искусственному регулированию осадков, для их удешевления, легкомоторных самолетов, оснащенных комплектом специального оборудования.

3.9. В научно-технической сфере:

- выполнение всех запланированных по тематике Росгидромета результатов НИОКР и их внедрение в практику;

- участие в выполнении мероприятий "Национального плана действий по выполнению обязательств по Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и предотвращению опасных последствий изменения климата для населения и экономики страны на 2003-2004 годы и на период до 2010 года", одобренного Межведомственной комиссией Российской Федерации по проблемам изменения климата;

- научная поддержка участия Росгидромета в работах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений;

- проведение анализа результатов НИОКР за период 2002-2004 гг. и формирование приоритетов исследований и соответствующей тематики НИОКР на период 2005-2007 гг. по подпрограмме "Обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" ФЦП "Экология и природные ресурсы России";

- обеспечение устойчивого функционирования НИУ в рамках единой системы Росгидромета за счет привлечения средств различных источников и расширения инновационной деятельности, расширение совместных работ НИУ и УГМС;

- подготовка и проведение научно-практической конференции, посвященной 170-летию российской гидрометслужбы и 6-го Всероссийского гидрологического съезда.

3.10. В области международного сотрудничества:

- обеспечение интересов Российской Федерации в ВМО и повышение эффективности использования результатов международного сотрудничества в интересах увеличения объема получаемой гидрометеорологической информации и продукции со всего Земного шара через ВМО и другие международные организации и программы;

- углубление сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии государств - участников СНГ, подготовка и утверждение мер по практической реализации Концепции гидрометеорологической безопасности,

- дальнейшее развитие работ по практической реализации положений Договора о создании Союзного государства в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, обеспечение в 2004 г. работ по выполнению программы Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды на 2003-2006 гг.";

- подготовка национального плана действий по продвижению и практической реализации российской инициативы в международном масштабе о проведении третьего Международного полярного года в 2007-2008 гг.;

- проведение подготовительных мероприятий с целью разработки национальной согласованной стратегии развития интегрированных систем наблюдения Земли на ближайшие 10 лет в качестве вклада в подготовку международного рамочного плана развития глобальной системы наблюдения за Землей;

- участие в реализации мероприятий международной программы развития глобальных наблюдательных систем Земли (GEO) Плана действий "Группы восьми" по использованию науки и технологий в целях устойчивого развития и в подготовке к проведению в 2007-2008 годах Международного полярного года.

3.11. В области финансово-хозяйственной деятельности:

- завершение разработки отраслевой системы оплаты труда, включая вопросы нормирования труда, при этом, в случае ее внедрения по решению Правительства Российской Федерации, добиваться не менее 50-процентного роста средней заработной платы;

- достижение не менее 24-процентного роста заработной платы к уровню 2003 года за счет всех источников;

- усиление контроля за расходованием денежных средств по обязательствам, принимаемым на себя учреждениями гидрометслужбы, и их соответствием объемам сметных назначений;

- внедрение методов бюджетирования при формировании проекта бюджета на 2005 год;

- продолжение работы по закреплению земельных участков за учреждениями Росгидромета, передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность, повышению эффективности управления федеральным имуществом;

- обеспечение в ходе разработки проекта федерального бюджета на 2005 год дополнительных мер, направленных на дальнейшее увеличение ассигнований для обеспечения деятельности Гидрометслужбы, в особенности, по научно-исследовательским работам и инвестициям.

3.12. В области работы с кадрами и решения социальных задач:

- расширение мер поддержки учащихся и студентов гидрометеорологических специальностей из внебюджетных источников, привлечение для этих целей сотрудничающих организаций;

- обеспечение притока кадров в УГМС и НИУ Росгидромета и принятие мер по их закреплению;

- укрепление материально-технической базы ведомственных учебных заведений, переиздание учебников, организация производственных практик;

- повышение контроля за состоянием условий и охраны труда, снижением производственного травматизма;

- подготовку мероприятий по реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" применительно к задачам обеспечения кадрами ТДС и полярных станций, проработку совместно с руководителями УГМС вопросов трудоустройства и обучения призывников, направляемых для прохождения АГС;

- обеспечение повышения квалификации госслужащих ЦА и территориальных органов;

- организация подготовки совместно с ЦК ОПАР нового Отраслевого тарифного соглашения с акцентом на дальнейшую стабилизацию работы трудовых коллективов и социальную защиту работников Службы;

- увеличение количества детей работников Гидрометслужбы в лагерях отдыха "Восток" и "Огонек".

3.13. В области нормативно-правового и организационного обеспечения:

- внесение в Правительство РФ проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" в части приведения его в соответствие с федеральными законами об организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в РФ;

- участие в разработке мер по административной реформе;

- приведение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Росгидромета, в соответствие с решениями Правительственной комиссии по административной реформе.

4. Руководителям учреждений, организаций и предприятий Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнерства направить основные усилия на реальное повышение уровня жизни работников Гидрометслужбы, дальнейшую стабилизацию работы трудовых коллективов и Службы в целом, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, поиск и реализацию путей успешного решения социальных проблем.

Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого тарифного соглашения на 2002-2004 годы и заключенных на его основе коллективных договоров.

5. Первому заместителю Руководителя Росгидромета Ю.С.Цатурову, заместителям Руководителя Росгидромета В.Н.Дядюченко, А.В.Фролову, заместителю председателя ЦК ОПАР А.С.Бунареву совместно с начальниками управлений (отделов) центрального аппарата до 12.03.2004 разработать и представить на утверждение план действий по реализации замечаний и предложений, высказанных на расширенном совместном заседании коллегии, а также данного постановления. Обеспечить ежеквартальное рассмотрение информации о ходе выполнения указанного плана.


Председатель
Коллегии Росгидромета

А.И.Бедрицкий


Председатель
ОПАР

Б.А.Кремнев



Постановление Коллегии Росгидромета и Исполкома Центрального комитета Общероссийского профсоюза авиационных работников от 11 февраля 2004 г. N 2/1 "О деятельности Росгидромета в 2003 году и задачах на 2004 год"


Текст постановления официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.