Приказ МПР РФ от 12 марта 2004 г. N 271 "Об итогах работы государственной лесной службы по борьбе с лесными пожарами в 2003 году и организации работы по тушению лесных пожаров в 2004 году"

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 12 марта 2004 г. N 271
"Об итогах работы государственной лесной службы по борьбе с лесными пожарами в 2003 году и организации работы по тушению лесных пожаров в 2004 году"


На территории лесного фонда Российской Федерации в 2003 году зарегистрировано 27,9 тысяч лесных пожаров, при этом лесная площадь, пройденная пожарами, составила 2112,8 тыс. гектаров. Количество возникших пожаров в лесном фонде Российской Федерации меньше аналогичного показателя 2002 года в 1,3 раза, однако площадь, пройденная огнем, возросла в 1,6 раза.

Территориальными органами МПР России в субъектах Российской Федерации, лесхозами, базами авиационной охраны лесов от пожаров, национальными парками и государственными природными заповедниками в 2003 году проведен комплекс работ, направленных на профилактику, предупреждение, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, однако принятые меры не позволили уменьшить среднюю площадь одного пожара, которая увеличилась с 35,6 га до 75,9 га.

Основная доля (97,8%) от площади, пройденной огнем, выпала на Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Основной причиной установления высокого уровня горимости указанных территорий, явились аномальные погодные условия (высокие температуры, отсутствие осадков, сильные ветра).

Сложная пожароопасная обстановка наблюдалась в Республике Бурятия, Хабаровском, Красноярском, Приморском краях, Читинской, Камчатской, Иркутской, Амурской, Магаданской, Челябинской областях, Ханты- Мансийском АО.

Фактические затраты на тушение лесных пожаров в 2003 году превысили установленные лимиты бюджетных обязательств, что привело к образованию несанкционированной кредиторской задолженности.

ГАРАНТ:

Об утверждении Временных порядков использования средств федерального бюджета на профилактику и тушение лесных пожаров см. приказ МПР РФ от 13 апреля 2004 г. N 342


Проведенный анализ работы свидетельствует о низком уровне подготовки к пожароопасному сезону, в том числе и проведения противопожарной пропаганды.

Территориальными органами недостаточно активно проводилась работа по выявлению нарушителей Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации и привлечению к ответственности виновников возникновения лесных пожаров. Здесь нет должного взаимодействия с МВД России, МЧС России. Только в республиках Карелия, Башкортостан, Алтайском крае, Московской и Воронежской областях ведется активная работа в этом направлении.

Не контролируется работа no противопожарному обустройству полос отвода газопроводов, железных и автомобильных дорог с организациями, владельцами этих объектов. Полосы отвода находятся в пожароопасном состоянии, захламлены. Органы МЧС России, которые должны осуществлять пожарный надзор за состоянием этих объектов, практически устранились от этой работы. Подобная безответственность привела к возникновению крупных лесных пожаров вблизи автомобильных и железных дорог, рек в начале пожароопасного сезона на территории Читинской, Иркутской областей, Республики Бурятия.

Причиной лесных пожаром зачастую являются неконтролируемые сельхозналы. Территориальные органы не ставят жестко вопрос перед органами местного самоуправления по организованному проведению сельхозналов, пустили эту работу на самотек, что повлекло серьезные последствия. В частности, в лесхозах Саратовской области из 31 пожара 11 возникло по причине сельхозналов (35%), Карачаево-Черкесской Республики из 16 - 10 (62,5%).

Кроме сложных погодных условий, нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации физическими и юридическими лицами, основной причиной возникновения и распространения пожаров на больших площадях, стала недостаточная работа по привлечению дополнительных сил и средств пожаротушения на ликвидацию пожаров в соответствии с действующими оперативными планами.

Территориальными органами МПР России по Карачаево-Черкесской Республике, Мурманской области, Ханты-Мансийскому АО слабо осуществлялся контроль за исполнением оперативных планов борьбы с лесными пожарами.

Искаженная информация в СМИ о лесных пожарах говорит об упущениях в этом направлении.

В целях устранения недостатков в охране лесов от пожаров и своевременной подготовки к пожароопасному сезону 2004 года приказываю:

1. Утвердить План мероприятии по организации работы по предупреждению и тушению лесных пожаров в пожароопасном сезоне 2004 года (приложение 1).

2. Руководителям Главных управлений (Управлений) природных ресурсов и охраны окружающей природной среды МПР России в субъектах Российской Федерации:

рассмотреть итоги пожароопасного сезона 2003 года с приглашением представителей администраций, территориальных органов МЧС России, МИД России, Минсельхоза России, принять меры по устранению недостатков в организации работ по предупреждению и тушению пожаров;

заключить договоры с региональными базами авиационной охраны лесов на выполнение авиалесоохранных работ в объемах, определенных производственным заданием по авиационной охране лесов Государственной лесной службы МПР России на 2004 год за счет внебюджетных и прочих источников;

до начала пожароопасного сезона обеспечить укомплектование необходимой противопожарной техникой и оборудованием в соответствии с нормативами имеющихся пожарно-химические# станций, пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, создать необходимый запас продуктов питания, химикатов, взрывчатых веществ, обеспечить лесопожарные формирования средствами индивидуальной защиты: создать на местах резервные склады ГСМ, авиаГСМ для обеспечения бесперебойной работы техники на профилактике и тушении лесных пожаров;

обратить внимание на недопустимость создания крупных массивов чистых хвойных молодняков без разделения их на блоки схемами противопожарных пожаров;

обеспечить действенный контроль за выполнением очистки мест рубок от порубочных остатков одновременно с заготовкой леса. Обязать лесозаготовителей закончить весеннюю доочистку лесосек до начала пожароопасного сезона;

организовать до 1 мая 2004 года в порядке осуществления государственного пожарного надзора проверку готовности к пожароопасному сезону лесопользователей и других юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на участках лесного фонда и примечающих к нему землях, в государственных природных заповедниках, национальных парках, а также в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации;

разработать до 1 апреля 2004 г. систему мер материального поощрения должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации за активные действия по выявлению нарушителей Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, своевременное обнаружение и оперативное тушение лесных пожаров;

обеспечить в лесхозах разработку ежедневных планов действий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.03 N 794 и с учетом классификации чрезвычайных ситуаций;

повысить персональную ответственность руководителей лесхозов за организацию деятельности государственной лесной охраны в полном соответствии с установленной регламентацией ее работы в течение пожароопасного сезона;

организовать проведение служебных расследований причин возникновения и распространения каждого крупного лесного пожара и привлечена к ответственности виновных в них лиц;

обеспечить необходимый уровень охраны лесов от пожаров в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

ежемесячно не позднее 10 числа месяца, последующего за отчетным, представлять в Управление охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин) информацию о ходе реализации Плана мероприятий по организации работы по предупреждению и тушению лесных пожаров в пожароопасном сезоне 2001 года согласно приложению 2.

ГАРАНТ:

О представлении информации о лесных пожарах в 2004 г. см. письмо Государственной лесной службы МПР РФ от 1 апреля 2004 г. N 38-54/2412


3. Департаменту особо охраняемых природных территорий (Яловенко) обеспечить контроль за заключением договоров с региональными базами авиационной охраны лесов на выполнение авиалесоохранных работ на территориях национальных парков и заповедников;

4. ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (Ковалев) обеспечить своевременную подготовку региональных баз авиационной охраны лесов к пожароопасному сезону 2004 года.

5. Управлению по связям с общественностью и средствами массовой информации (Клейменова), Управлению охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин) обеспечить в течение пожароопасного сезона 2004 года широкое информирование населения о лесопожарной ситуации в стране и мерах, принимаемых МПР России по ликвидации лесных пожаров.

6. Управлению охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин), Управлению лесного хозяйства (Гагарин) совместно с Финансовым управлением (Виноградова) обеспечить обобщение материалов по затратам, произведенным на тушение лесных пожаров во время пожароопасного сезона 2004 года.

7. Финансовому управлению (Виноградова) предусмотреть в 1 квартале т.г. выделение необходимого финансирования мероприятий по профилактике и подготовке к тушению лесных пожаров в соответствии с утвержденной сметой расходов по 226 виду расходов;

обеспечить своевременное выделение финансирования по затратам на тушение лесных пожаров 2004 года.

8. Управлению охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда (Дорошин) обеспечить контроль за ходом подготовки территориальных органов МПР России и баз авиационной охраны лесов к пожароопасному сезону 2004 года.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель Государственной лесной службы -
первый заместитель Министра

В.П.Рощупкин


Приложение 1

к приказу МПР РФ

от 12 марта 2004 г. N 271


План
мероприятий по организации работы по предупреждению и тушению лесных пожаров в пожароопасном сезоне 2004 года


N п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1.

Провести селекторное совещание "О готовности органов управления лесным хозяйством, баз авиационной охраны лесов к пожароопасному сезону 2003 года".

Апрель 2004 года

Управление охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда

2.

Разработать и утвердить инструкции: о порядке финансирования мероприятий по профилактике и подготовке тушения лесных пожаров; о порядке финансирования мероприятий по тушению лесных пожаров.

Апрель 2004 года

Управление охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда

3.

Укомплектовать склады Федерального резерва средствами пожаротушения.

Апрель - август 2004 года

Территориальные органы МПР России, региональные базы авиационной охраны лесов, имеющие склады Федерального резерва

4.

Организовать проведение контролируемого выжигания сухого напочвенного покрова с целью снижения весеннего пика горимости лесов с разрешения органов исполнительной власти. Утвердить графики проведения работ, согласованные с органами местного самоуправления, определить ответственных, организовать и провести учебу представителей заинтересованных организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в лесах.

В период схода снежного покрова

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, государственных природных заповедников, баз авиационной охраны лесов.

5.

Обеспечить наличие информации о геологических, поисковых и других партиях, отрядах с нанесением маршрутов, мест стоянок на лесопожарных картах.

В течение года

Руководители территориальных органов МПР России.

6.

Обеспечить найм временных пожарных сторожей на пожароопасный период.

Апрель 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России.

7.

Обеспечить подготовку проектов постановлений глав администраций субъектов Российской Федерации о первоочередных мерах по подготовке к пожароопасному сезону 2003 года, предусмотрев создание финансовых и материальных резервов, проведение противопожарного обустройства лесных поселков, придорожных полос, мест отдыха и других пожароопасных объектов.

Февраль - март 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России совместно с руководителями национальных парков, государственных природных заповедников, баз авиационной охраны лесов.

8.

Осуществлять совместно с органами МЧС России контроль за проведением работ по противопожарному обустройству полос отчуждения вдоль автомобильных и железных дорог дорожными и транспортными организациями.

В течение пожароопасного сезона

Руководители территориальных органов МПР России

9.

Организовать проверку подготовки к пожароопасному сезону территориальных органов МПР России в субъектах Российской Федерации, лесхозов, лесопользователей и других юридических лиц, имеющих в лесах и прилегающих к ним землях, объекты собственности или осуществляющих хозяйственную деятельность.

Март - апрель 2004 г.

Управление охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда, руководители территориальных органов МПР России, директора лесхозов

10.

Обеспечить заключение договоров с авиапредприятиями гражданской авиации на аренду воздушных судов в соответствии с конкурсами.

Февраль-март 2004 года

ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".

11.

Обеспечить заключение договоров с ГВЦ и ГРМЦ "Росгидромета" и его территориальными органами, ОАО "Фобос" на получение метеоинформации и сопровождение программы ГИС-метео и подготовки ее к работе.

Март 2004 года

ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", руководители территориальных органов МПР России.

12.

Обеспечить заключение договоров с ИКИ РАН и ИСЗФ г.Иркутск на обеспечение авиабаз спутниковой информацией.

Май 2004 года

ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"

13.

Обеспечить заключение договоров на авиационную охрану оленьих пастбищ и лесов, переданных сельхозорганизациям в безвозмездное пользование.

Март 2004 года

Начальники баз авиационной охраны лесов.

14.

Обеспечить подготовку и повышение квалификации специалистов "Авиалесоохраны" на 2004 год.

В течение 2004 года

ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана"

15.

Провести на базе Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ), Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока (ИПКЛХ Сибири и Дальнего Востока), ВНИИПОМлесхоз повышение квалификации, обучение тактике и технологии тушения крупных лесных пожаров заместителей руководителей, ведающими вопросами лесного хозяйства, начальников отделов охраны лесов органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации; провести обучение и аттестацию начальников ПХС, инженеров охраны и защиты леса лесхозов, лесничих в качестве руководителей по организации тушения крупных лесных пожаров.

Март 2004 года

Управление охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда, руководители территориальных органов МПР России

16.

Провести обучение должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации, служб АПС, служб ПХС по технике безопасности при тушении лесных пожаров, обеспечить лесопожарные команды средствами индивидуальной защиты.

Март 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, государственных природных заповедников, без авиационной охраны лесов, директора лесхозов

17.

Организовать работу мобильных групп с участием подразделений МВД России и МЧС России по выявлению нарушений лесного и природоохранительного законодательства.

Апрель 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России.

18.

Разработать и обеспечить утверждение в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления оперативных и мобилизационных планов тушения лесных пожаров с учетом Постановления Правительства РФ N 794 от 30.12.03 г. Согласовать с организациями, привлекаемыми для тушения лесных пожаров, порядок и сроки мобилизации людских и технических ресурсов; провести совместные учения по отработке координации, тактики и технологии борьбы с лесными пожарами.

Апрель

2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, государственных природных заповедников, директора лесхозов.

19.

Разработать комплекс агитационно-профилактических и пропагандистских мер, направленных на привлечение граждан и широких слоев общественности к проблеме борьбы с лесными пожарами с привлечением местных и государственных органов печати, радио и телевидения.

В течение 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, государственных природных заповедников, баз авиационной охраны лесов.

20.

Подготовить пункты приема донесений с самолета, а в районах работы вертолета, оборудовать посадочные площадки у контор лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников, лесничеств, в местах нахождения ПХС и жительства должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации.

Март - апрель 2004 года

Директора лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников.

21.

Укомплектовать пожарно-химические станции, пункты сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря, создать необходимый запас продуктов питания, ГСМ, авиаГСМ, химических средств.

Март 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, государственных природных заповедников, баз авиационной охраны лесов.

22.

Своевременно провести ремонт воздушных судов и обеспечить поддержание их летной готовности.

Март 2004 года

ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", авиабазы в субъектах Российской Федерации

23.

Обеспечить заключение в установленном порядке договоров на приобретение средств пожаротушения, огнетушащих составов, парашютно-десантного пожарного имущества, средств радиосвязи для баз авиационной охраны лесов.

Март-апрель 2004 года

ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".

24.

Привести в соответствие с требованиями государственной службы гражданской авиации Минтранса России имеющиеся на балансе МПР России аэродромы, посадочные площадки, склады авиаГСМ и средства заправки воздушных судов.

До 1 мая 2004 года

ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".

25.

Утвердить совместные расписания взаимодействия радиосетей органов управления лесным хозяйством и авиабаз по форме приложения 4 "Правил организации радиосвязи", утвержденных Гослесхозом СССР 19.03.82.

Апрель 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, государственных природных заповедников, баз авиационной охраны лесов.

26.

Разработать маршруты и графики патрулирования территории лесного фонда работниками государственной лесной охраны Российской Федерации.

Март 2004 года

Директора лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников.

27.

Обеспечить своевременное и качественное выполнение противопожарных мероприятий в соответствии с доведенными объемами (устройство минполос, уход за минполосами, строительство и ремонт дорог противопожарного назначения и др.).

Март-май 2004 года

Директора лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников.

28.

Обеспечить выполнение работ по благоустройству наиболее посещаемых населением мест отдыха в лесу. Подготовить малые архитектурные формы, костровые ямы, подвести к ним валеж для костров, установить указатели, транспаранты, рекомендующие безопасные варианты поведения и отдыха в лесу. Организовать конкурсы среди лесхозов, лесничеств на лучшее обустройство территории лесного Фонда.

Апрель 2004 года

Директора лесхозов, национальных парков.

29.

Организовать добровольные пожарные дружины, обеспечив их инвентарем, оборудованием, снаряжением, 2-недельным запасом продовольствия.

Март - апрель

2004 года

Директора лесхозов, национальных парков.

30.

Укомплектовать лесопожарные команды недостающим противопожарным инвентарем, средствами индивидуальной защиты. Провести обучение лесопожарных команд по вопросам взаимодействия со службами авиационной охраны лесов.

Март - апрель 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, директора лесхозов, начальники баз авиационной охраны лесов.

31.

Обеспечить организацию наземных пунктов наблюдения, предусмотрев подготовку необходимого количества наблюдателей, обеспечение их средствами связи, продуктами питания, таборным имуществом и защитой от неблагоприятных климатических условий, болезней и насекомых.

Март - апрель 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, национальных парков, директора лесхозов, заповедников.

32.

Согласно утвержденным графикам провести в каждом лесхозе практические занятия и тренировки по отработке тактики и технологии тушения лесных пожаров; практические занятия совместить с проведением профилактических выжиганий.

Март - апрель 2004 года

Директора лесхозов.

33.

Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, районными администрациями решить вопрос об изыскании возможности формирования дополнительных авиадесантных групп на контрактной основе.

Март - апрель 2004 года

Руководители территориальных органов МПР России, начальники авиационной охраны лесов.

34.

Запретить использование в пожароопасный сезон работников государственной лесной охраны на работах, не связанных с охраной лесов.




Приложение 2

к приказу МПР РФ

от 12 марта 2004 г. N 271


Сведения о ходе выполнения
Плана мероприятий по организации работы по предупреждению и тушению лесных пожаров в пожароопасном сезон# 2003 года


п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Принимаемые меры и их эффективность

Предложения по улучшению работы

1

2

3

4

5













Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 12 марта 2004 г. N 271 "Об итогах работы государственной лесной службы по борьбе с лесными пожарами в 2003 году и организации работы по тушению лесных пожаров в 2004 году"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.