Письмо МПР РФ от 5 апреля 2004 г. N 55-46/2472 О направлении Методических рекомендаций по анализу и оценке состояния охраны и безопасности труда в организациях МПР РФ

Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 5 апреля 2004 г. N 55-46/2472


Направляются Методические рекомендации по анализу и оценке состояния охраны и безопасности труда в организациях МПР России для руководства и использования в работе.

Приложение: брошюра в 1 экз.


Начальник Отдела охраны труда и техники безопасности

А.А.Шиликов


Методические рекомендации
по анализу и оценке состояния охраны и безопасности труда в организациях МПР России
(утв. МПР РФ 31 марта 2004 г.)


"Методические рекомендации по анализу и оценке состояния охраны и безопасности труда в организациях Министерства природных ресурсов Российской Федерации" (далее Методические рекомендации) предназначены для руководителей и специалистов организаций, работников служб охраны труда, проверяющих лиц из территориальных органов МПР России, работников центрального аппарата Министерства и могут быть использованы работниками надзорных и контрольных органов.

Методические рекомендации разработаны с учетом положений "Руководства по управлению охраной труда в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации", утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.11.2003 N 503-р, Государственного стандарта Российской Федерации Системы стандартов безопасности труда "Общие требования к управлению охраной труда в организации" (ГОСТ Р.12.0.006-2002), Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", постановлений и рекомендаций Минтруда России, других законодательных и нормативных правовых актов.

ГАРАНТ:

Об охране труда в МПР РФ см. приказ МПР РФ от 5 февраля 2002 г. N 52


При разработке Методических рекомендаций использован опыт проведения проверок организации работы по охране труда и состояния безопасности труда в организациях МПР России.

Методические рекомендации разработаны Отделом охраны труда и техники безопасности ЦПИГРИ.

Составители: И.Н.Засухин, Ю.Г.Шульгин.


Введение


"Руководство по управлению охраной труда в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации" (РУОТ) позволит реализовать организациям МПР России комплекс мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

В ходе реализации РУОТ возникает объективная необходимость анализа и оценки состояния охраны и безопасности труда в организациях МПР России (организация работы по охране труда, создание служб охраны труда (структурного подразделения), организации обучения руководителей, специалистов, рабочих, проведения аттестации рабочих мест, обеспечения безопасности ведения работ, ведение документации и др.).

Полученные на этой основе аналитические материалы о состоянии охраны труда являются основой для разработки программ и планов улучшения условий и охраны труда, подготовки разделов соглашений по охране труда к коллективному договору, инструкций по охране труда по профессиям и видам работ. Эти материалы могут учитываться при проведении инструктажей, обучении работающих и др.

Анализ состояния работы по охране труда предусмотрен РУОТ для всех уровней управления охраной труда. На уровне МПР России анализ в основном проводится путем обобщения поступающей от территориальных органов и организаций информации, материалов проверок, а также результатов проведения мониторинга состояния охраны труда в организациях, подведомственных МПР России (далее - организации). На уровне территориальных органов анализ проводится путем обобщения поступающей от организаций информации и проведения целевых проверок.

Проведение подобного анализа в организации необходимо для выявления имеющихся недостатков в выполнении работ по охране труда, совершенствования системы управления охраной труда в организации и контроля за состоянием безопасности труда, принятия конкретных мер по устранению выявленных недостатков. Предлагаемая система оценки состояния охраны труда в организации может быть также использована при проведении итогов смотров-конкурсов по охране труда.

В отличие от традиционных методов анализа и оценки состояния охраны труда в организации по показателям травматизма (коэффициента частоты К_ч общего и смертельного травматизма и коэффициента тяжести несчастных случаев К_т) в Методических рекомендациях основной акцент сделан на анализ и оценку организации работы и выполнение конкретных мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда на производственных объектах и рабочих местах. Такой подход связан с тем, что показатели К_ч и К_т практически не отражают содержания работы по охране труда в организации из-за вероятностного характера получения травм, особенно при небольшой численности работающих в организации, что не дает возможности объективно оценить состояние охраны труда в организации по этим показателям.

В основу предлагаемой оценки положен принцип степени соответствия выполняемых работ по охране труда требованиям действующих законодательных и нормативных правовых актов в области охраны и безопасности труда, норм и правил безопасного ведения работ.


1. Методические основы анализа и оценки состояния охраны и безопасности труда в организациях МПР России


Анализу состояния охраны труда по конкретным направлениям деятельности предшествует общая оценка организационной структуры организации, объемов и характера выполняемых работ с позиции их травмоопасности, что в последующем определяет основные требования к организации работы по охране труда.

На всех уровнях управления охраной труда анализ проводится по следующим основным направлениям:

- организация работы по охране труда;

- обучение рабочих, руководителей, специалистов по охране труда;

- обеспечение безопасности труда на рабочих местах;

- организация контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах.

По каждому направлению предусматривается оценка работ по охране труда и определяется полнота их исполнения, исполнение отражается в аналитических таблицах (приложениях) с указанием результатов выполненной работы: издание приказа (номер, дата, краткое название приказа), утверждение нормативного документа (название документа, дата утверждения), проведение конкретных мероприятий по охране труда (изложение содержания работы, ее объемов и т.д.).

Предусматривается проведение оценки выполняемой работы по каждому направлению и по его разделам на соответствие требованиям действующих нормативных правовых актов с учетом качества и объемов выполняемых работ по охране труда по балльной системе. Максимальное количество баллов по каждому виду работ установлено методом экспертной оценки.

Проверяющие лица по каждому виду работ устанавливают балльную оценку выполнения работ по охране труда и соблюдения установленных нормативных требований, не превышая установленного для данного вида работ максимального количества баллов; при невыполнении работ по охране труда баллы не назначаются. В остальных случаях баллы назначаются в соответствии с объемами и качеством выполненных работ (принятых решений).

При подведении итогов учитывается состояние травматизма в организации за анализируемый период. Общее количество баллов по организации снижается за каждого работника, пострадавшего от несчастного случая на производстве. Размер снижения баллов устанавливается с учетом общего состояния работы по охране труда, причин и обстоятельств возникновения каждого несчастного случая и его степени тяжести:

- группового, со смертельным исходом, тяжелого - до 50 баллов,

- легких - до 5 баллов.


2. Общие сведения о подведомственной МПР России организации


На начальном этапе работы проводится анализ организационной структуры организации, объемов и характера выполняемых работ, в том числе работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда.

Приводятся показатели травматизма за исследуемый период: количество несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельным исходом, общая численность пострадавших работников, коэффициенты частоты К_ч общ и К_ч см, коэффициент тяжести К_т травматизма, численность работников, получивших профессиональные заболевания на производстве. Проводится сравнение с среднеотраслевыми показателями травматизма (по данным, приводимым в ежегодных информационно-аналитических обзорах "Производственный травматизм"). Даются характеристики условий труда.

Приведенные сведения (табл.1) позволяют установить общие требования к руководству работами по управлению охраной труда в организации, в частности, глубину проработки всех вопросов охраны труда, формирование службы охраны труда, назначение ответственных за состояние охраны труда, обеспечение безопасности на объектах работ, организацию контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах. При небольшой численности работающих в организации (до 20-30 чел.) вопросы охраны труда решаются в меньших масштабах, однако при обязательном соблюдении всех требований нормативных актов и РУОТ и с учетом объемов и травмоопасности выполняемых работ.


Таблица 1


Общие сведения о подведомственной МПР России организации, состояние производственного травматизма и условий труда
за _______ год


N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Кол-во

1

2

3

4

1

Общая численность работающих в организации

в том числе:

рабочих

женщин

лиц моложе 18 лет

чел.


чел.

чел.

чел.


2

Основные направления деятельности (перечень основных видов работ)

-


3

Основные структурные подразделения организации (название и численность)

чел.


4

Вспомогательные структурные подразделения в том числе:

ремонтно-механические мастерские, строительные, деревообрабатывающие, автотранспортные, хозяйственного обеспечения, лаборатории, прочие



5

Общий объем выполненных работ за анализируемый год (период)

тыс. руб.


6

Показатели травматизма

кол-во несчастных случаев


случ.



численность пострадавших работников

чел.


в том числе со смертельным исходом

чел.


коэффициент частоты К_ч_общ

коэффициент частоты К_ч_см

коэффициент тяжести К_т



количество аварий

кол-во


количество пожаров

кол-во


количество утрат ВМ, ядовитых веществ, источников ионизирующих излучений

кол-во


7

Условия труда



Численность работников, работающих в неблагоприятных условиях труда:



- повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука;

чел.


- повышенного уровня вибрации;

чел.


- повышенной запыленности воздуха рабочей зоны;

чел.


- повышенной загазованности воздуха рабочей зоны;

чел.


- повышенного уровня ионизирующего излучения;

чел.


занятых тяжелым физическим трудом

чел.



3. Организация работы по охране труда


Оценка состояния организации работы по охране труда приведена в приложении N 1.

При оценке организации работы по охране труда следует учесть, что в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах предусмотрено также в уставах (положениях) организаций и в контрактах с руководителем организации. Руководитель организации, таким образом, несет ответственность за состояние охраны труда в организации и в соответствии с РУОТ разрабатывает и вводит в действие систему управления охраной труда с учетом численности работающих и специфики организации. Система может быть разработана в виде положения или руководства, включающего общие вопросы управления охраной труда, назначение ответственных за состояние охраны труда в организации в целом и в подразделениях, создание службы охраны труда (структурного подразделения), обеспечение безопасности труда на рабочих местах, организацию контроля за состоянием охраны труда в организации и другие вопросы.

Для решения оперативных вопросов управления охраной труда приказом по организации должно быть назначено ответственное лицо из числа руководителей организации. Руководитель организации может оставлять эти функции и за собой.

Руководитель организации назначает также ответственных за обеспечение безопасности труда при эксплуатации объектов и выполнении работ (здания и сооружения, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, электроустановки и т.д.), а также ответственных по структурным подразделениям. Руководители работ - мастера, руководители подразделений, бригадиры и др., планируя и осуществляя руководство на вверенных им участках, строят свою работу таким образом, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий при обязательном соблюдении требований охраны и безопасности труда. Иначе говоря, создание безопасных условий на рабочих местах является важнейшей составной частью их производственных обязанностей, что находит отражение в разрабатываемых и утверждаемых руководителем организации должностных инструкциях.

При оценке выполнения позиций раздела о состоянии организации работы по охране труда количество баллов определяется уровнем охвата ответственных за состояние охраны труда по объектам и видам основных и вспомогательных работ, а также уровнем разработки должностных инструкций для работников, ответственных за состояние охраны труда.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 чел. должна быть создана служба охраны труда (структурное подразделение) или введена должность специалиста по охране труда (постановление Минтруда России от 08.02.00 N 14 "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации"), а также утверждено положение о службе.

При анализе структуры, функций и задач службы следует учесть, что основными задачами службы охраны труда является организация работы по охране труда, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, норм и правил охраны труда, организация расследования и учета несчастных случаев на производстве, информационно-аналитическая деятельность, ведение документации по охране труда. Конкретная работа по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах выполняется производителями работ.

При численности работников организации 100 и менее человек руководитель организации может ввести штатную должность по охране труда или возложить обязанности по охране труда на одного из специалистов (с его согласия), который после соответствующего обучения и проверки знаний по охране труда наряду с основной работой будет выполнять обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

При общей оценке вопроса по созданию службы охраны труда, назначению специалиста по охране труда, в том числе по совместительству, либо по договору со специализированной организацией в области охраны труда, следует учитывать общую численность работающих и степень травмоопасности выполняемых работ.

Для обеспечения безопасных условий и охраны труда по профессиям и видам работ в каждой организации необходимо разработать инструкции по охране труда на основе типовых. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда России от 12.12.2002 N 80 инструкции по охране труда утверждаются руководителем организации с учетом изложенного в письменном виде мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. В организации должен быть организован учет выдачи инструкций.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать как "17.12.2002"

В каждой организации с численностью более 10 чел. также создаются совместные комитеты (комиссии) по охране труда и, независимо от численности, избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые являются элементами системы управления охраной труда в организации. Персональную ответственность за формирование и функционирование комитета в организации несет работодатель.

При анализе состояния работы по созданию комитета (комиссии) по охране труда, а также избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда следует иметь в виду, что в соответствии с Рекомендациями по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников не более 10 человек, утвержденными постановлением Минтруда России от 12.20.94 N 64, комитеты (комиссии) формируются на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать как "12.10.94"

Выдвижение в комитет (комиссию) и избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда представителей профессиональных союзов и иных представительных органов проводятся на общем собрании (конференции) трудового коллектива и оформляется протоколом. В целом состав комитета (комиссии) оформляется приказом по организации.

Работа комитета (комиссии) осуществляется в соответствии с утвержденным положением и планом работы.

Основные задачи комитета:

- разработка на основе предложений сторон программы совместных действий по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- рассмотрение предложений по разработке организационно-технических и санитарно-оздоровительных мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда;

- анализ существующего состояния условий и охраны труда на предприятии и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем по охране труда;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих рисках повреждения здоровья и др. вопросам охраны труда.

В положении о комитетах (комиссиях) могут включаться вопросы обсуждения результатов проверок состояния охраны труда, проведения смотров-конкурсов по охране труда, дней охраны труда и т.д.

Уполномоченные (доверенные) лица осуществляют свои деятельность на основании положения, утвержденного профсоюзным комитетом по следующим основным направлениям:

- участие в разработке коллективного договора и контроле за его выполнением;

- контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда на производстве;

- участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний и травм на производстве.

Работа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда осуществляется под руководством и контролем профсоюзного комитета организации во взаимодействии с руководящими работниками, ответственными за состояние охраны труда в организации.

При оценке деятельности совместных комитетов (комиссий) и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда учитывается их наличие и результаты работ по улучшению условий труда и предупреждению травматизма.

Программы, планы и мероприятия по охране труда разрабатываются и реализуются в организации в целях обеспечения эффективной работы по улучшению условий и охраны труда в организации. Программы разрабатываются сроком на 2-3 года во исполнение издаваемых Министерством по данному вопросу приказов и распоряжений и в развитие действующих в МПР России программ по охране труда. На основании разработанных и принятых программ и с учетом материалов анализа состояние# охраны труда, результатов расследования несчастных случаев на производстве в организации и ее подразделениях разрабатываются планы и мероприятия по охране труда на год и на квартал (месяц). В перечень мероприятий включаются в обязательном порядке меры по устранению нарушений правил охраны труда по предписаниям уполномоченных на то проверяющих органов.

Примерный перечень мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда, приведен в Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 27.02.95 N 11. Соглашение по охране труда является неотъемлемой частью коллективного договора организации. Так как коллективные договоры разрабатываются на длительный срок - 2-3 года, мероприятия по охране труда могут в этот период пересматриваться. При отсутствии коллективного договора может составляться соглашение по охране труда - как самостоятельный нормативный правовой документ по охране труда организации.

Оценка деятельности организаций по разработке программ и мероприятий по охране труда и коллективного договора производится с учетом полноты их проработки и организации контроля за их непосредственным выполнением.

Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включает оценку регулярности выплаты организацией страховых взносов в обновленном законодательством порядке, а также использование средств фонда на предупредительные мероприятия по охране труда.

При анализе режимов труда и отдыха следует особое внимание обратить на продолжительность рабочих смен и сменности на полевых работах. При интенсивной работе с небольшими перерывами между сменами возникает вероятность переутомления и возможного травмирования работника. Следует иметь в виду, что графики сменности составляются с учетом мнения представительного органа работников (ст.103 Трудового кодекса Российской Федерации).

На работах с тяжелыми и вредными условиями труда допуск к работе осуществляется после прохождения работниками предварительных и периодических медицинских осмотров. В соответствии с приказами Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и Минздрава России от 10.12.96 N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников" в организации, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора должен быть составлен перечень профессий и должностей и поименный список работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинским осмотрам.

ГАРАНТ:

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 марта 2005 г. N 228 приказ Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. N 405 признан утратившим силу


При этом также учитывается наличие списка работников, подлежащих предварительному и периодическому осмотрам, и обоснованность включения в него соответствующих профессий и должностей.


4. Обучение рабочих, руководителей и специалистов


Действующим законодательством Российской Федерации запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда. Поэтому работодателю необходимо организовать обучение рабочих, руководителей и специалистов как в специализированных учебных заведениях, так и непосредственно в организации.

Система обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации включает проведение инструктажей работающих (вводного, первичного, повторного, внепланового, целевою) и специального обучения рабочих, руководителей и специалистов с последующей проверкой знаний по охране труда специально созданной комиссией.

Требования по организации обучения предусмотрены совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 г. N 1/29 "Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

Анализ состояния работы по обучению рабочих, руководителей и специалистов по охране труда на соответствие установленным требованиям приводится в приложении N 2.

При анализе состояния проведения инструктажей: вводного и на рабочем месте следует иметь в виду, что вводный инструктаж проводится со всеми принимаемыми на работу лицами специалистом по охране труда или работником, на которого приказом руководителя организации возложены эти обязанности по программе, утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом). Первичный инструктаж проводится на рабочем месте руководителем структурного подразделения по программе, разработанной с учетом требований охраны труда, особенностей выполняемых работ и утвержденной руководителем организации.

Проведение инструктажей отмечается в соответствующих журналах вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте с подписью лица, проводившего инструктаж и инструктируемого.

В соответствии с "Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций", утвержденным постановлением Минтруда России от 13 января 2003 года N 1/29 работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем организации.

В рамках требований упомянутого "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Порядок, форма, продолжительность и периодичность обучения устанавливается работодателем.

Обучение руководителей и специалистов организаций производится по следующим уровням:

- руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, руководители и специалисты службы охраны труда, руководители и специалисты, осуществляющие руководство и контроль за проведением работ в подразделениях и на рабочих местах - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

- члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, при наличии в ней комиссии по проверке знаний требований охраны труда. При формировании комиссии следует иметь ввиду, что в ее составе должны находиться не менее 3-х человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке в обучающих организациях и имеющих соответствующее удостоверение.

При анализе состояния обучения рабочих, руководителей и специалистов организации необходимо обратить внимание на выполнение плана обучения, соблюдения установленной периодичности проверки знании требований охраны труда (для руководителей и специалистов - не реже одного раза в три года), наличие утвержденных руководителем организации программ, качества ведения документации по обучению (программа и план обучения, журнал учета посещаемости обучаемых, протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда у работников, журнал выдачи удостоверений).


5. Обеспечение безопасности труда на рабочих местах


Рабочее место является основным объектом управления охраной труда в организации. На обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах направлены все основные управленческие решения (создание системы управления охраной труда, назначение ответственных за состояние охраны труда, разработка должностных инструкций и инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, обучение безопасным приемам труда, организация контроля за состоянием охраны труда и пр.). Поэтому в ходе анализа проводится оценка всех выше указанных действий. Перечень работ по обеспечению безопасности труда на рабочих местах приведен в приложении N 3.

Рабочее место должно соответствовать требованиям безопасности, установленным стандартами и правилами безопасности. В проектах производства работ должно предусматриваться применение безопасных технологий, оборудования, инструмента и приспособлений; проекты должны иметь раздел "Охрана труда". На рабочих местах должна находиться соответствующая технико-технологическая документация. Необходимо проведение входного контроля оборудования, машин и механизмов на соответствие требованиям безопасности. Оборудование, инструмент, приспособления на рабочем месте должны находиться в технически исправном состоянии, проходить в соответствии с утвержденными графиками ремонт, испытания и осмотр с соответствующими записями в журнале.

Работы в условиях повышенной опасности (перечень работ утверждается главным инженерном организации) производятся по наряду-допуску с указанием необходимых мер безопасности.

В целях предупреждения травматизма, а также информирования работников об условиях и состоянии охраны труда на рабочих местах и существующем риске повреждения здоровья необходимо разработать перечень травмоопасных нарушений, с которыми работника знакомят в ходе проведения инструктажей.

Действующим законодательством Российской Федерации (ст.219 Трудового кодекса Российской Федерации) предусматривается право работника на рабочее место, отвечающее требованиям охраны труда, получения достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Оценку рабочих мест на соответствие установленным требованиям безопасности труда можно провести только при аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмоопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12, предусматривается проведение оценки условий труда инструментальными методами. Для проведения таких работ организация должна иметь соответствующие аттестованные приборы, методики измерений и обученных специалистов, способных выполнять такую работу. При отсутствии приборов и специалистов организации могут привлекать специализированные аккредитованные лаборатории, проводящие аттестацию рабочих мест.

Перечень работ по аттестации рабочих мест по условиям труда приведен в приложении N 3.

При анализе состояния работы по охране труда прежде всего необходимо установить сам факт проведения аттестации рабочих мест и при его наличии провести анализ качества проведения аттестации и принятых для ее проведения решений: издание приказа о проведении аттестации, установления перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, установления опасных и вредных факторов, подлежащих инструментальной оценке, составление документации, утверждение результатов аттестации и подготовка необходимых мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

В случае проведения аттестации части рабочих мест ее оценка проводится по удельному весу обследованных рабочих мест с учетом качества проведенной работы.

Следует иметь в виду, что уровень проведения аттестации рабочих мест учитывается при установлении скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и что следующим этапом аттестации рабочих мест по условиям труда является сертификация работ по охране труда, направленная на поэтапное решение проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе достоверной их оценки.

Каждое рабочее место подлежит контролю соблюдения правил безопасности должностными лицами, уполномоченными осуществлять такие проверки, в соответствии с действующей в организации системой контроля с записями в журнале замечаний по охране труда и контроля за выполнением предписаний. Поэтому по результатам проверок дается оценка степени соблюдения работающими правил безопасности при выполнении работ (п.8 приложения N 4).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеется в виду п.8 приложения N 3)


Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся оценивается по уровню фактически проведенного медицинского обследования по сравнению с утвержденным руководителем организации поименным списком.

При анализе состояния учета и расследования несчастных случаев на производстве и представления отчетности и информации об условиях труда следует руководствоваться ст.ст.227-230 Трудового кодекса Российской Федерации. При выявлении скрытых смертельных несчастных случаев на производстве снимаются все баллы с организации.

Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты оценивается по полноте обеспечения ими работающих по утвержденным нормам бесплатной их выдачи.


6. Организация контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах


Обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, повышение действенности системы управления охраной труда в организации достигается как путем проведения систематического внутреннего контроля в организации, так и проведением проверок со стороны контролирующих и надзорных органов.

Основные показатели оценки контроля за состоянием охраны труда в подразделениях и на рабочих местах приведены в приложении N 4.

Контроль со стороны федеральных надзорных и контролирующих органов проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

МПР России, а также находящиеся в его ведении Федеральная службе по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию осуществляют контроль за состоянием охраны труда в подведомственных организациях как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ходе проверок в основном изучается состояние организации работы по охране труда с выборочными проверками состояния охраны труда на рабочих местах.

Обеспечение контроля за состоянием охраны труда в организации является основной обязанностью службы охраны труда, которая определяет систему контроля, включающую перечень ответственных должностных лиц, осуществляющих контроль и подконтрольные им подразделения, периодичность проведения проверок, порядок принятия по ним решений.

Руководитель организации утверждает графики проверок с указанием ответственных за проведение проверок и сроки проведения проверок.

Как правило, руководитель организации и его заместители, работники службы охраны труда проводят проверки объектов не реже одного раза в квартал, руководители подразделений - ежемесячно, руководители объектов - ежедневно. Работники службы охраны труда проверяют объекты по утвержденным графикам и в зависимости от состояния безопасности труда на объектах.

Результаты проверок обсуждаются у руководителя организации на заседании комитета (комиссии) по охране труда организации, либо на производственных совещаниях. На этих же заседаниях рассматриваются материалы проверок федеральных органов надзора и контроля, вышестоящих органов управления.

При анализе состояния охраны труда в организации учитывается наличие единой системы контроля, утвержденных графиков проверок, периодичность фактически производимых проверок, выданные предписания по устранению выявленных нарушений охраны труда и принятые по ним решения.


7. Оформление итогов анализа и оценки работы по охране труда, выводы и предложения


Итоги анализа проверки состояния охраны и безопасности труда в организации оформляются в виде справки, отражающей общую характеристику организации в соответствии с показателями приведенными в табл. N 1. Исходя из приведенных в справке данных делаются выводы об общей степени потенциальной травмоопасности выполняемых работ и необходимости реализации правовых, организационных, технических и других решений.

По вопросам организации работы по охране труда, обучения рабочих руководителей и специалистов, обеспечения безопасности на производстве, организации контроля заполняются приложения N 2-5 с учетом фактического состояния дел по охране труда и устанавливаются баллы в графе N 5. В справке даются комментарии по содержанию исполнения, качеству и количеству выполненных работ. По каждому направлению устанавливается суммарная балльная оценка, а также балльная оценка в целом по организации - с учетом снижения баллов за каждый случай производственного травматизма. Сводные результаты оформляются в виде таблицы.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца имеются в виду приложения N 1-4


Таблица 2


             Сводная оценка состояния работы по охране труда
      в организации ____________________________ за ___________ г.
                     (наименование организации)

N п/п

Направление работы по охране труда

Количество баллов

максимальное

фактическое

1

2

3

4

1

Организация работы по охране труда

70


2

Обучение рабочих руководителей и специалистов

60


3

Обеспечение безопасности труда на рабочих местах

80


4

Контроль за состоянием охраны труда

40



Итого:

250


5

Снижение баллов за случаи травматизма

-



Всего с учетом травматизма




Хорошей признается работа организации по охране труда, набравшей от 201 до 250 баллов, удовлетворительной - от 101 до 200 баллов, неудовлетворительной - 100 баллов и ниже. Присужденные баллы являются количественной оценкой состояния работы по охране труда в организации и могут использоваться для оценки работы по охране труда службы охраны труда и руководителя организации, а также использоваться при подведении итогов смотров-конкурсов на лучшую постановку работы по охране труда.

В справке также должны быть сформулированы предложения по улучшению работы и устранению выявленных недостатков в целом по организации и по ее подразделениям.


Заместитель Министра
природных ресурсов
Российской Федерации

А.А.Темкин


Приложение N 1


Оценка состояния организации работы по охране труда


N п/п

Наименование работ по охране труда

Максимальное значение оценки работ (баллы)

Исполнение (информация о выполненной работе, дата и N приказа, название документа и т.д.)

Фактическая оценка работ (баллы)

1

2

3

4

5

1

Издание приказа об организации работы по охране труда в организации в соответствии с РУОТ

8



2

Распорядительный документ, возлагающий на руководящее должностное лицо обязанности по управлению охраной труда в организации

6



3

Распорядительный документ о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию объектов и производство работ (грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, пожарная безопасность, электрохозяйство, газосварочные, строительные и др. работы)

6



4

Наличие должностных инструкций руководящих работников и специалистов, утвержденных руководителем организации с изложением в них обязанностей по охране труда

5



5

Наличие службы охраны труда (структурного подразделения) или освобожденного работника по охране труда. Разработка положения о службе охраны труда (структурном подразделении) (должностной инструкции специалиста по охране труда).

7




Приказ о возложении обязанностей по охране труда на одного из работников организации или договор на проведение работ по охране труда с привлечением специалистов других организаций




6

Инструкции по охране труда по видам работ и профессиям, их пересмотр, учет и выдача

5



7

Выполнение приказов и распоряжений МПР России и его территориальных органов в области охраны труда, предписаний контрольных и надзорных органов

б



8

Распорядительный документ о создании в организации совместного комитета (комиссии) по охране труда

4



9

Решение профсоюзной организации об избрании уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда

3



10

Выполнение программ, планов и мероприятий по охране труда

6



11

Коллективный договор с включением в него соглашения по охране труда и перечня производств, работ, профессий и должностей, на которых по условиям труда установлены:

- льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск;

- доплата за условия труда;

- бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов;

- бесплатная выдача мыла и других очистителей кожи;

- бесплатная выдача по действующим нормам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты

7



12

Социальное страхование работников организации от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, использование средств Фонда социального страхования (ФСС) на предупредительные мероприятия по охране труда

3



13

Наличие правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных режимов труда и отдыха работников, занятых на производстве

2



14

Утвержденный руководителем организации перечень профессий и должностей работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру

2




Приложение N 2


Оценка организации обучения рабочих, руководителей и специалистов


N п/п

Наименование работ по охране труда

Максимальное значение оценки работ (баллы)

Исполнение (информация о выполненной работе, дата и N приказа, название документа и т.д.)

Фактическая оценка работ (баллы)

1

2

3

4

5

1

Программа проведения вводного инструктажа работающих, утвержденная руководителем организации. Проведение вводного инструктажа со всеми вновь принимаемыми работниками с записью в журнале инструктажа

6



2

Программа проведения первичного инструктажа на рабочих местах, утвержденная руководителем организации

5



3

Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа, утвержденный руководителем организации

2



4

Проведение первичного, повторного и других инструктажей на рабочем месте в соответствии с установленными сроками и периодичностью с записью в журнале инструктажа.

7



5

Распорядительный документ (приказ) руководителя организации о порядке, форме, периодичности и продолжительности обучения и проверки знаний требований охраны труда рабочими организации

6



6

Наличие программ и учебных планов обучения рабочих, руководящих работников и специалистов организации, утвержденных руководителем организации

6



7

Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников организации. Наличие документов, подтверждающие# полномочия членов комиссии

5



8

Выполнение плана обучения рабочих по охране труда

7



9

Выполнение плана обучения руководителей и специалистов по охране труда

7



10

Ведение документации по обучению рабочих, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда: журналы посещения занятий, протоколы принятия экзаменов, ведомость выдачи удостоверений

4



11

Наличие кабинета в организации или уголка в структурном подразделении по охране труда

5




Приложение N 3


Оценка работы по обеспечению безопасности труда на рабочих местах


N п/п

Наименование работ по охране труда

Максимальное значение оценки работ (баллы)

Исполнение (информация о выполненной работе, дата и N приказа, название документа и т.д.)

Фактическая оценка работ (баллы)

1

2

3

4

5

1

Обеспечение рабочих мест технико-технологической и рабочей документацией (акты приемки объекта в эксплуатацию, схемы расположения оборудования, схема защитного заземления, технологические карты, журналы замечаний по охране труда, графики выходов на работу, инструкции по охране труда, инструкции и схемы эвакуации в случае пожара)

8



2

Содержание оборудования, инструмента и приспособлений в технически исправном состоянии

- соблюдение сроков осмотра и испытания оборудования и инструмента с записями в журналах (акты);

- проведение текущего и профилактического ремонта оборудования и инструмента (выполнение графика планово-предупредительных ремонтов)

8



3

Создание безопасных условий труда на рабочих местах (обеспечение необходимой технологической и организационной оснасткой, ограждениями и ограничителями, средствами коллективной защиты и контроля, укомплектованность средствами пожаротушения)

8



4

Наличие перечня травмоопасных нарушений на объектах работ (рабочих местах)

6



5

Аттестация рабочих мест по условиям труда в целом:

в том числе:

9




- приказ об организации работы по аттестации рабочих мест, включающей создание аттестационных комиссий, установление сроков и графика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

1




- перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда;

1




- перечень опасных и вредных факторов, подлежащих инструментальной оценке;

1




- протоколы аттестации рабочих мест по условиям труда с приложениями карт аттестации рабочих мест по условиям труда, ведомостей рабочих мест и результатов их аттестации в подразделениях;

3




- сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

1




- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

1




- приказ об оценке результатов работы по аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов

1



6

Сертификация работ по охране труда

5



7

Оформление наглядной агитации по охране труда на рабочих местах (плакаты, информация по обеспечению безопасности труда, инструкции по оказанию первой неотложной помощи пострадавшим, предупредительные знаки)

4



8

Соблюдение правил безопасности при выполнении работ (по материалам проверок руководителей организации и ее подразделений, работников службы охраны труда)

8



9

Обеспечение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (наличие медицинских аптечек, питьевого снабжения, умывальников, душа, туалетов)

4



10

Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников

4



11

Выполнение требований установленного порядка учета и расследования несчастных случаев на производстве, представления отчетности и информации об условиях труда

6



12

Реализация заявок исполнителей и руководителей объектов работ на устранение травмоопасных нарушений

5



13

Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты

5




Приложение N 4


Оценка контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах


N п/п

Наименование работ по охране труда

Максимальное значение оценки работ (баллы)

Исполнение (информация о выполненной работе, дата и N приказа, название документа и т.д.)

Фактическая оценка работ (баллы)

1

2

3

4

5

1

Распорядительный документ о системе контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах (персональный состав проверяющих, периодичность проверок, порядок обсуждения и принятия решений по результатам проверок)

7



2

Наличие графиков проверок в организации и в структурных подразделениях организации

4



3

Проверки состояния охраны труда в подразделениях организации

9



4

Проверки состояния охраны труда на объектах работ и рабочих местах

10



5

Проверки состояния охраны труда общественными уполномоченными по охране труда

5



6

Обсуждение результатов проверок на комиссии по охране труда или производственных совещаниях. Принятие решений по результатам проверок

5





Письмо Министерства природных ресурсов РФ от 5 апреля 2004 г. N 55-46/2472


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.