Методические указания по организации и осуществлению контроля за горнотехнической рекультивацией земель, нарушенных горными разработками РД 07-35-93 (утв. постановлением коллегии Госгортехнадзора РФ от 10 сентября 1993 г. N 7)

Методические указания
по организации и осуществлению контроля за горнотехнической
рекультивацией земель, нарушенных горными разработками
РД 07-35-93
(утв. постановлением коллегии Федерального горного и промышленного надзора России
от 10 сентября 1993 г. N 7)


1. Общие положения


Настоящие Методические указания по организации и осуществлению контроля за горнотехнической рекультивацией земель, нарушенных горными разработками, подготовлены на основании требований Закона Российской Федерации "О недрах", природоохранного и земельного законодательства, Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, других нормативных документов, и предназначены для использования в работе органов Госгортехнадзора России.

Вскрытие и подготовка месторождений полезных ископаемых к освоению, добыча полезных ископаемых и переработка минерального сырья в подавляющем большинстве случаев сопровождаются нарушением значительных по площади территорий. Действующим природоохранительным законодательством предусматривается приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

В процессе восстановления территорий, нарушенных горными разработками, различают два этапа - горнотехническую и биологическую рекультивацию.

Под горнотехнической рекультивацией следует понимать такое размещение вскрышных и вмещающих пород в выработанном пространстве разрезов и карьеров, в отвалах, хвосто- и шламохранилищах и на других объектах, которое без дополнительных горнотранспортных работ позволяет осуществлять биологическую рекультивацию и обеспечивает безопасность населения и охрану окружающей среды.

Цели горнотехнической рекультивации достигаются как при ведении основных горноподготовительных и горнотранспортных, а также добычных работ, так и при осуществлении комплекса специальных работ, выполнение которых в составе основного технологического цикла невозможно или нецелесообразно.

Наиболее эффективна горнотехническая рекультивация, которая является технологическим звеном горных разработок, включенным в основные технологические процессы добычи полезных ископаемых.

Биологическая рекультивация включает в себя работы по восстановлению плодородия нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта.

ГАРАНТ:

См. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67


В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.92 N 594, государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется соответствующими Советами народных депутатов и администрациями, а также специально уполномоченными на то государственными органами. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, являются: Роскомзем, Минприроды России, Госсанэпиднадзор России, Госстрой России. При этом функции контроля за рекультивацией нарушенных земель возложены на Роскомзем, Минприроды России и Госгортехнадзор России (в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России*, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234).

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору

Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 Федеральная служба по технологическому надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство РФ

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования


2. Организация контроля за проведением на подконтрольных предприятиях
горнотехнической рекультивации


2.1. Контроль за горнотехнической рекультивацией органы Госгортехнадзора России осуществляют на проектируемых, строящихся, реконструируемых, действующих, консервируемых и ликвидируемых предприятиях по добыче полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые, торф и сапропель) и переработке минерального сырья независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и объемов добычи.

2.2. Планирование, организация и проведение проверок (обследований) объектов горнотехнической рекультивации, оформление их результатов должно проводиться в соответствии с Методическими указаниями по организации государственного надзора за использованием и охраной недр и геолого-маркшейдерского контроля**, утвержденными постановлением коллегии Госгортехнадзора России от 29.04.88 N 10-к.

2.3. Проверкам должны подвергаться:

земельные участки, нарушенные открытыми и подземными разработками, склады попутно добытых и временно неиспользуемых полезных ископаемых, хвосто- и шламохранилища, внутренние и внешние отвалы вскрышных и пустых горных пород, земельные участки, высвобождающиеся после строительства и эксплуатации скважин, объектов сбора, подготовки и транспорта нефти, газа и технической воды;

проектная документация, в том числе проекты на разработку месторождений полезных ископаемых, планы развития горных работ, специальные проекты рекультивации земель, нарушенных горными разработками;

выполнение условий лицензий в части проведения горнотехнической рекультивации.

2.4. В основные обязанности органов Госгортехнадзора России в связи с их участием в системе государственного контроля за рекультивацией нарушенных земель также входят:

согласование заданий на проектирование и проектов на строительство, реконструкцию, ликвидацию и консервацию предприятий по добыче и переработке минерального сырья, планов развития горных работ, в части вопросов горнотехнической рекультивации, а также специальных проектов рекультивации;

участие в работе комиссий по приемке рекультивированных (восстановленных) земель;

участие в проверке знаний специалистов предприятий и организаций правил и технических норм ведения рекультивационных работ.

Вопросы горнотехнической рекультивации должны рассматриваться при согласовании условий лицензий на право пользования недрами, выдаче лицензий на ведение проектных, строительных и эксплуатационных видов деятельности в горных производствах, а также при регистрации горных отводов для разработки общераспространенных полезных ископаемых.

2.5. Наиболее актуальные проблемы горнотехнической рекультивации должны рассматриваться на заседаниях Совета округа.

При необходимости округ может в установленном порядке вносить предложения о проведении научных экспертиз по наиболее сложным вопросам горнотехнической рекультивации, принимать окончательное решение с учетом рекомендаций этих экспертиз, а также вносить в объединения, организации и предприятия предложения о проведении научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ по вопросам горнотехнической рекультивации.

2.6. В целях повышения эффективности контроля за проведением горнотехнической рекультивации приказом по округу должны быть назначены ответственные лица за осуществление этого вида контроля и обобщение его практики.

2.7. Планы технической учебы инспекторского состава должны предусматривать изучение вопросов горнотехнической рекультивации.

2.8. Округа в своих годовых отчетах должны регулярно информировать Госгортехнадзор России об основных результатах своей контрольной работы за горнотехнической рекультивацией, нерешаемых проблемах восстановления нарушенных горными работами земель, а также обоснованные предложения по их решению.


3. Основные вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении проверок


3.1. Наличие в проекте предприятия по добыче полезных ископаемых или предприятия по переработке минерального сырья специального раздела по рекультивации нарушенных земель. Если такой раздел отсутствует, установить, имеется ли на предприятии специально разработанный проект по рекультивации нарушенных земель.

3.2. Проектные направления рекультивации:

для использования в сельском хозяйстве (земледелие, плодоводство);

под лесонасаждения (леса целевого - почвозащитные, климатические, водоохранные, лесопарки, парки и т.д. - и производственного назначения);

под водоемы (пруды для рыболовства, водохранилища, водные площади оздоровительного характера);

для гражданского и промышленного строительства.

3.3. Проектные сроки проведения рекультивации в процессе эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья или в процессе их ликвидации.

3.4. Делается ли горнотехническая рекультивация технологическим звеном вскрышных добычных и отвальных работ.

Применение технологических схем вскрыши и добычи полезных ископаемых, максимально облегчающих рекультивационную деятельность с оптимальным использованием основного оборудования для ее реализации.

3.5. Предусматривается ли в проекте:

опережающее снятие и специальное складирование (хранение) плодородного слоя почвы;

селективная разработка пород вскрыши в целях отделения скальных и токсичных пород от потенциально плодородных пород;

селективное формирование самих отвалов, обеспечивающее захоронение токсичных пород;

создание в необходимых случаях специального промежуточного слоя из инертных пород и вынос на поверхность пород с благоприятными биологическими свойствами;

засыпка провалов;

планировка выработанного пространства карьеров и разрезов до и после усадки пород;

нанесение на спланированные поверхности почвенного слоя или потенциально плодородных пород;

выполаживание бортов карьеров и разрезов и откосов отвалов до состояния, исключающего развитие эрозионных процессов и обеспечивающего проведение сельскохозяйственных и лесокультурных и иных работ;

устройство инженерных сооружений и коммуникаций;

осуществление специальных мероприятий по укреплению откосов;

укладка экранирующих слоев для предохранения верхних продуктивных горизонтов от вредного влияния токсичных пород и других агрессивных сред и для создания нормальных гидрогеологических условий;

меры, обеспечивающие безопасность работников и населения в процессе проведения горнотехнической рекультивации и после ее завершения.

3.6. Соответствие технических условий выполнения работ установленным отраслевым и иным техническим требованиям, а также требованиям проектов и условий лицензий.

3.7. Обеспеченность работ необходимыми механизмами, оборудованием, подготовленными кадрами.

3.8. Соответствие запланированных объемов работ объемам, предусмотренным планами развития горных работ, проектами предприятий, условиями лицензий на пользование недрами и т.д.

3.9. Наличие специализированных подразделений по ведению специальных видов рекультивационных работ.

3.10. Состояние ведомственного контроля за ведением горнотехнической рекультивации, в том числе наличие лиц из числа технического надзора, ответственных за осуществление данного вида контроля.

3.11. Противопожарные мероприятия на объектах предприятий, разрабатывающих угли и другие виды горных пород, склонных к самовозгоранию.

3.12. Противооползневые мероприятия для участков в сложных горногеологических условиях (наличие слабых контактов, неблагоприятно ориентированных поверхностей ослабления массива, слабых слоев и прослойков и т.д.).

3.13. Наличие в необходимых случаях искусственных водоупоров для предотвращения обезвоживания почвенного слоя; экранирования поверхности при рекультивации фитотоксичных пород (сульфидсодержащие породы, солеотвалы и т.д.), а также иных мероприятий по предотвращению водной и ветровой эрозии.

3.14. Возможность сокращения площадей нарушаемых и отчуждаемых земель при ведении горных работ, а также мероприятия по снижению количества складируемых отходов горного производства (селективная добыча полезных ископаемых, оставление вмещающих пород в выработанном пространстве, комплексное использование минерального сырья и т.д.).

3.15. Наличие на предприятии системы мер экономического стимулирования за качественное выполнение рекультивационных работ.

3.16. Осуществление мероприятий по снижению потерь полезных ископаемых при добыче, комплексному использованию попутных компонентов, вскрышных и вмещающих пород, сокращающих выход пород, в том числе токсичных и уменьшающих вредное воздействие отходов на окружающую среду.

3.17. Состояние учета отведенных, используемых и возвращенных земель, а также заскладированного и использованного плодородного слоя почвы.

3.18. Внедрение прогрессивных схем рекультивации терриконов и породных отвалов; складирования отходов обогащения (предварительное сгущение хвостов обогащения; создание упорных призм из крупных фракций и т.д.), сокращающих площади отчуждаемых земель; схемы складирования и способов сохранения плодородного слоя почвы.

3.19. Применение прогрессивного оборудования и механизмов для горнотехнической рекультивации.


4. Случаи рассмотрения вопросов
горнотехнической рекультивации непосредственно
Госгортехнадзором России


4.1. Материалы по горнотехнической рекультивации (в целях выдачи необходимых заключений, согласования технических проектов, условий лицензирования пользования недрами, границ горных отводов и т.д.), кроме случаев, предусмотренных общим порядком рассмотрения соответствующих документов, рассматриваются непосредственно Госгортехнадзором России:

по просьбе органов Роскомзема и Минприроды России;

по просьбе органов представительной власти и администрации на местах;

по просьбе округов (в особо сложных случаях);

по инициативе Госгортехнадзора России;

в спорных случаях и конфликтных ситуациях.

Во всех случаях для рассмотрения вопроса округа должны оперативно представить в Госгортехнадзор России свои заключения, замечания и предложения, а при необходимости направить дополнительную информацию и конкретные материалы.


5. Взаимодействие органов Госгортехнадзора
России при осуществлении контроля за горнотехнической
рекультивацией с другими природоохранными органами


5.1. Контроль за ведением горнотехнической рекультивации должен осуществляться в тесном взаимодействии с соответствующими Советами народных депутатов и администрациями непосредственно на местах, а также органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель.

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования


5.2. По итогам контрольной работы в специально уполномоченные государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в необходимых случаях должны подаваться обоснованные предложения по улучшению состояния нарушенных горными работами земель. Кроме того, в органы представительной власти, администрации на местах, средства массовой информации должны регулярно направляться информации о состоянии и принимаемых органами горного надзора мерах по охране земель.


6. Ответственность за нарушения, допущенные
субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности


6.1. В отношении субъектов хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушающих установленные требования природоохранительного законодательства, норм и правил при ведении горнотехнической рекультивации, органами Госгортехнадзора России должны использоваться все предоставленные им для осуществления горного надзора права.


_______________________________

* В настоящее время действует Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 50. Ст. 4742).

** В настоящее время действуют Методические указания по ведению государственного горного надзора за охраной недр (РД 07-437-02), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 04.02.02 N 9, не нуждающимся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 15.03.02 N 07/2480-ЮД).


Контроль за горнотехнической рекультивацией органы Гocгортехнадзора России осуществляют на проектируемых, строящихся, реконструируемых, действующих, консервируемых и ликвидируемых предприятиях по добыче полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые, торф и сапропель) и переработке минерального сырья независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и объемов добычи.

Планирование, организация и проведение проверок (обследований) объектов горнотехнической рекультивации, оформление их результатов должно проводиться в соответствии с Методическими указаниями по ведению государственного горного надзора за охраной недр (РД 07-437-02).

Проверкам подвергаются земельные участки, нарушенные открытыми и подземными разработками, склады попутно добытых и временно неиспользуемых полезных ископаемых, хвосто- и шламохранилища, внутренние и внешние отвалы вскрышных и пустых горных пород, земельные участки, высвобождающиеся после строительства и эксплуатации скважин, объектов сбора, подготовки и транспорта нефти, газа и технической воды, а также проектная документация.

Материалы по горнотехнической рекультивации, кроме случаев, предусмотренных общим порядком рассмотрения соответствующих документов, рассматриваются непосредственно Госгортехнадзором России.

Предусматривается ответственность за нарушения, допущенные субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности.


Методические указания по организации и осуществлению контроля за горнотехнической рекультивацией земель, нарушенных горными разработками РД 07-35-93 (утв. постановлением коллегии Федерального горного и промышленного надзора России от 10 сентября 1993 г. N 7)


Текст Методических указаний приводится по официальному изданию ГУП НТЦ "Промышленная безопасность" Госгортехнадзора России, Москва, 2004 г.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.