Постановление Коллегии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Исполкома Центрального Комитета общероссийского профсоюза авиационных работников от 9 февраля 2005 г. N 2/1 "О деятельности Росгидромета в 2004 году и задачах на 2005 год"

Постановление Коллегии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Исполкома Центрального Комитета общероссийского профсоюза авиационных работников
от 9 февраля 2005 г. N 2/1
"О деятельности Росгидромета в 2004 году и задачах на 2005 год"

ГАРАНТ:

О деятельности Росгидромета в 2005 году и задачах на 2006 год см. постановление Коллегии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Исполкома центрального комитета Общероссийского профсоюза авиационных работников от 8 февраля 2006 г. N 2/1


Заслушав и обсудив доклад Руководителя Росгидромета А.И. Бедрицкого "О деятельности Росгидромета в 2004 году и задачах на 2005 год" Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР отмечают, что деятельность системы Росгидромета в минувшем году характеризовалась дальнейшей стабилизацией и была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 гг.), а также Плана мероприятий по реализации постановления совместного расширенного заседания коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 11.02.2004.

В 2004 году оправдываемость прогнозов погоды на сутки по УГМС составила в среднем 93%, что несколько выше чем в 2003 г. Стабильно высокие показатели оправдываемости прогнозов в Приволжском (96%), Забайкальском, Колымском, Северном, Чукотском УГМС и УГМС Республики Татарстан (95%). Относительно низким был показатель оправдываемости прогнозов в Камчатском УГМС (90%).

Прогноз температуры, подготовленный Гидрометцентром России на вегетационный период, в целом по России оправдался на 60% (в 2003 г. - 67%), на отопительный период в среднем по России оправдался на 61% (в 2003 г. - 58%).

В течение года на территории России наблюдалось 310 опасных явлений и комплексов неблагоприятных явлений погоды, что является наибольшим за последние 10 лет. Из 310 явлений 43 (13,9%) не было предусмотрено (2003 г. - 12,7%). Наиболее сложным периодом по количеству опасных явлений были летние месяцы.

В целях повышения эффективности системы предупреждения опасных гидрометеорологических явлений Гидрометцентром России в 2004 г. разработаны и внедрены оперативные методы и технологии прогноза опасных явлений по Европейской территории России. Однако научно-методическая база обнаружения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений требует дальнейшего развития.

В целом по стране количество непредусмотренных ОЯ еще остается высоким. Основные причины непредусмотренных ОЯ по-прежнему заключаются в недостатке надежных, адаптированных к местным условиям методов прогноза конвективных явлений погоды, редкой метеорадиолокационной сети, а в отдельных случаях - в недооценке интенсивности ожидаемых явлений дежурными синоптиками. Вместе с тем, с имеющихся радиолокаторных систем информация используется не в полной мере и их потенциал штормпредупреждения реализуется не полностью.

Оправдываемость долгосрочных прогнозов уровней воды, подготовленных Гидрометцентром России, в 2004 г. составила в среднем 69%, что ниже, чем в 2003 г.

За 2004 г. обеспечено 629719 .самолето-вылетов (в 2003 г. - 598189, т.е. на 5% больше). Прерванных полетов из-за неоправдавшихся прогнозов погоды в истекшем году отмечено 30 случаев (в 2003 г. - 29).

Оправдываемость авиационных (6-9 час.) прогнозов погоды в 2004 г. составила 95,5%, что на уровне 2003. (95,4%).

В соответствии с рекомендациями ИКАО и ВМО в Росгидромете с 1 января 2004 г. введена Система добровольной сертификации услуг авиаметеорологического обеспечения.

В 2004 г. ряд АМСГ из состава авиапредприятий (АМСГ Улан-Удэ, Великие Луки и др.) переведен в структуру Росгидромета.

Прогнозы состояния озимых зерновых культур и запасов продуктивной влаги в почве весной, урожайности и валового сбора семян подсолнечника, всех зерновых и зернобобовых культур, составленные Гидрометцентром России, ВНИИСХМ, УГМС и ЦГМС, оправдались на 94 - 100%, прогнозы урожая клубней картофеля, сахарной свеклы - на 92 - 99%.

Гелиогеофизическая служба обеспечивала прогнозами и информацией более 256 потребителей, что несколько меньше, чем в предыдущем году (271). Средняя оправдываемость краткосрочных и среднесрочных гелиогеофизических прогнозов составила 91%.

В течение 2004 г. морскими оперативно-прогностическими подразделениями и НИУ было спрогнозировано 97 случаев ОЯ с заблаговременностью от 6 до 48 часов и средней оправдываемостью 99%. Средняя оправдываемость морских прогнозов составила - 96 - 98%. Наиболее высокая оправдываемость штормпредупреждений (100%) у Приморского, Камчатского и Северного УГМС.

Средняя оправдываемость прогноза Гидрометцентра России по уровню Каспийского моря составила - 93%.

Сахалинским, Камчатским и Приморским УГМС и на сейсмических станциях Геофизической службы РАН в рамках службы предупреждения о цунами обеспечивалось круглосуточное наблюдение за сейсмической обстановкой и изменениями уровня моря, в том числе в период сильных землетрясений, которых в истекшем году было зарегистрировано 54. Цунами на российском побережье не наблюдалось.

По данным за 2004 г. экономический эффект от гидрометобеспечения в целом по всем отраслям экономики составил 11,4 млрд. руб. (в 2003 г. - 10,1 млрд. руб., в 2002 г. - 6,6 млрд. руб.). Наибольший экономический эффект от использования гидрометеорологической информации достигнут в Северном (1801 млн.руб.), Северо-Западном (1075 млн. руб.), Северо-Кавказском (893,5 млн. руб.), Иркутском (838,5 млн. руб.), Среднесибирском (796 млн. руб.) УГМС. Наиболее востребована гидрометеорологические# информация и продукция в авиации, топливно-знергетическом комплексе страны, на транспорте, в сельском и коммунальном хозяйстве, морских отраслях и СМИ.

Специализированное гидрометобеспечение (СГМО) различных отраслей экономики России осуществлялось с целью наиболее полного и качественного удовлетворения потребительского спроса. В 2004 г. в рамках специализированного гидрометобеспечения оказано услуг на сумму около 1 243 млн. руб., что на 11% больше, чем в 2003 г. Выполнено более 13 тысяч договоров, что на 7% больше прошлогоднего. Количество адресных потребителей гидрометеорологической информации составило в 2004 г. 30 тыс. (в 2003 г. - 29 тыс.). Из них 75% обслуживаются по договорам. Гражданская авиация - основной заказчик СГМО, доля доходов от нее несколько снизилась (на 5%) и составила 70%.

В настоящее время действуют соглашения о сотрудничестве с администрациями 78 субъектов Российской Федерации. По итогам деятельности за 2004 г. объем финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований работ, выполненных организациями Росгидромета в интересах регионов, составил 226 млн. руб. и превысил уровень 2003 г. на 9,2%.

В 2004 г. в ходе административной реформы и формирования новой структуры и состава Правительства Российской Федерации Росгидромету удалось сохранить самостоятельный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и несколько расширить свои полномочия.

В 2004 г. завершена работа по разделению функций государственного управления и производственных (хозяйственных) функций на территориальном уровне. В настоящее время осуществляют деятельность 14 межрегиональных территориальных органов Росгидромета с правами юридического лица. Семь территориальных УГМС в субъектах Российской Федерации реорганизованы в государственные учреждения.

Из 134 федеральных государственных учреждений (ФГУ) Росгидромета 23 подлежат поэтапной, в течение 2005 - 2006 гг., реорганизации путем присоединения к другим ФГУ Росгидромета или изменения организационно-правовой формы.

В 2004 г. в 32 ЦГМС укреплены лаборатории и группы наблюдений за атмосферным воздухом и загрязнением поверхностных вод. В среднем программа работ федерального назначения по мониторингу загрязнения природной среды выполнена в 2004 г. на 97,4% (в 2003 г. - 96,4%). Наиболее высокие показатели выполнения программы наблюдений в Верхне-Волжском, Забайкальском, Мурманском, Приволжском, Северном и Якутском УГМС, УГМС Республики Татарстан и Калининградском ЦГМС. Всего стационарной сетью Росгидромета было зарегистрировано 555 случаев экстремально высокого загрязнения окружающей среды и 77 аварий с поступлением загрязняющих веществ.

Головными НИУ в полном объеме выполнены работы по ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г.".

В 2004 г. ЦГМС ЧАМ и РЦ "Мониторинг Арктики" обеспечили проведение аэровизуального мониторинга Черного, Азовского и Балтийского морей.

В 2004 г. продолжался рост объемов и доли получаемой информации за счет проведения работ специального назначения. На поступившие от выполнения этих работ финансовые средства (около 85 млн. руб.) приобретены более 170 единиц пробоотборного и измерительного оборудования.

По состоянию на конец 2004 г. прошли аккредитацию в области мониторинга загрязнения окружающей среды 59 из 85 ЦГМС и 5 из 6 НИУ, в состав которых входит 86% аналитических лабораторий Росгидромета.

В течение 2004 г. были восстановлены или вновь открыты 15 метеостанций, в том числе 4 в труднодоступных районах, и 33 гидрометеорологических поста, в 20 пунктах расширены программы наблюдений. На территории Чеченской Республики полностью выполнен запланированный объем работ, в том числе начато строительство Лабораторно-производственного корпуса Чеченского ЦГМС в Грозном.

В 2004 г. выполнение плана производства основных видов гидрометеорологических наблюдений сохранилось на уровне достаточно высоких показателей предыдущего года и составляет 97%, в том числе по метеорологическим - 98%, агрометеорологическим - 98%, гидрологическим - 97%, морским - 94%.

Практически полностью (98-100%) выполнен установленный объем основных гидрометеорологических наблюдений сетевыми подразделениями УГМС Республики Татарстан, Башкирского, Верхне-Волжского, Забайкальского, Западно-Сибирского, Иркутского, Мурманского, Приволжского, Приморского, Сахалинского, Якутского, Центрального УГМС и УГМС ЦЧО. Наиболее низкий процент выполнения плана гидрометнаблюдений (90%) у Чукотского УГМС, но и этот показатель выше предыдущих лет.

В течение года радиозондирование на территории России осуществляли 106 аэрологических пунктов наблюдений. Выполнение Плана радиозондирования в среднем по сети составило 91% (2003 г. - 88%).

В 2005 г. планируется продолжить работы по сохранению и восстановлению государственной сети наблюдений, увеличению объема проводимых аэрологических наблюдений более чем на 30% по сравнению с 2004 г., подготовке гидрологической сети к прохождению половодья и паводков, улучшению жизнеобеспечения деятельности труднодоступных станций.

В 2004 г. поставлены на наблюдательную сеть 5 малогабаритных аэрологических радиолокаторов МАРЛ-А. Вместе с тем внедрение МАРЛ-А в оперативную работу осуществляется медленно, в основном, из-за низкого качества изготовления отдельных узлов, недостатков программного обеспечения, длительных сроков получения разрешений на применение радиочастот в местах их установки. УГМВ, УГМС и ЦГМС необходимо принять срочные меры по исправлению негативного положения дел с внедрением МАРЛ-А на аэрологической сети.

Введен в эксплуатацию МРЛ-5 в Смоленске в составе подсистемы радиолокационных наблюдений "Московское кольцо". На Мысе Желания (архипелаг Новая Земля) установлена автоматическая метеорологическая станция, разработанная в ААНИИ. Заменена часть оборудования для гелиогеофизических измерений на полярной сети: на м. Белый Нос, о. Хейса, о. Визе, м. Челюскин, Колба (Диксон).

Во ВНИИГМИ - МЦД введен в опытную эксплуатацию Центр сбора данных, предназначенный для проведения работ по развитию и совершенствованию сквозной технологии сбора данных с наблюдательной сети Росгидромета с использованием пакетной связи.

Космическая подсистема наблюдений Росгидромета в основном базируется на информации, получаемой от зарубежных космических систем. В 2004 г. количество принятой информации от отечественной космической системы составило 0,5% от общей спутниковой информации. Росгидрометом совместно с Роскосмосом осуществлена подготовка Дальневосточного, Западно-Сибирского и Московского региональных центров приема и обработки данных к проведению летных испытаний космического комплекса "Сич-1М", однако запуск спутника был неудачным и информация с Сича не поступает.

Продолжались работы в рамках постановления Правительства РФ от 08.02.2002 N 94 "О мерах по обеспечению выполнения международных обязательств Росгидромета по международному обмену данными гидрометеорологических наблюдений и осуществлению функций Мирового метеорологического центра в г. Москве". Осуществлена доработка проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета" в соответствии с требованиями Всемирного банка на общую сумму до 80 млн. долларов.

В 2004 г. практически удалось ликвидировать накопившуюся в 80 - 90 годы задолженность по сдаче информации в Госфонд.

Активные воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы в 2004 г. проводились с целью обеспечения безопасности населения и объектов экономики.

Защита сельскохозяйственных культур от градобития проводилась в 2004 г. на общей площади 2 млн. 154 тыс. га. Эффективность работ за сезон составила в среднем 79%, что позволило существенно уменьшить потери сельхозпродукции. Экономический эффект составил около 700,0 млн. руб.

В 2004 г. в практику противоградовой защиты внедрены противоградовые ракеты "Алазань-6" с 8% содержанием йодистого серебра, а также новая автоматизированная радиолокационная система "Мерком".

Вместе с тем, остается неурегулированным на федеральном уровне порядок финансирования противоградовых работ, этот вопрос должен быть решен с Минфином и Минсельхозом в 2005 г.

Оправдываемость специализированных прогнозов схода снежных лавин составила 95 - 100%, заблаговременность предупреждений - от 48 до 72 часов. За 2004 г. осуществлен предупредительный спуск 238 лавин.

Работы по искусственному регулированию осадков (ИРО) с использованием самолетов-метеолабораторий проводились по заявкам сельскохозяйственных производителей в Ставропольском крае и Якутии. Так, в Якутии в ходе выполнения работ по ИРО получен 17% прирост сезонного количества осадков. Во время работ успешно погашены лесные пожары на территории около 1000 га в районе Алдан-Усть-Мая.

Успешно выполнены авиаработы по улучшению погодных условий в дни проведения торжественных мероприятий в Москве (9 мая, 12 июня, 4 - 5 сентября 2004 г.).

В 2004 г. в рамках госнадзора за проведением работ по активным воздействиям осуществлены проверки 6 организаций на предмет соблюдения лицензионных условий и требований, правил и норм ведения работ по защите сельхозкультур от градобитий и предупредительному спуску снежных лавин. В ряде регионов пресечены несанкционированные работы по активным воздействиям.

В 2004 году в рамках лицензионной деятельности рассмотрено 87 заявлений соискателей лицензий, из них выдано 83 лицензии и 4 решения об отказе. Всего за период с 1996 г. по декабрь 2004 г. выдано 807 лицензий, отказано в выдаче лицензии 31 соискателю.

В рамках научно-исследовательской деятельности в 2004 г. в НИУ Росгидромета завершен 3Х-летний цикл НИОКР по подпрограмме "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" ФЦП "Экология и природные ресурсы России". По двум подпрограммам ФЦП "Мировой океан" продолжены исследования по проектам 2-го этапа работ. По предварительным оценкам запланированные на 2004 г. результаты НИР получены в полном объеме. Ряд существенных научных разработок прошлых лет были внедрены в практику.

Вместе с тем в 2004 г. имеются свидетельства снижения эффективности научной деятельности. Так, уменьшилось на треть количество представленных на ЦМКП моделей гидрометеорологических прогнозов. По-прежнему крайне мало внедряется методов прогноза опасных явлений, методов краткосрочных прогнозов погоды, гидрологических речных и морских прогнозов. Необходимо повысить нацеленность НИУ на конечный результат, на внедрение результатов НИОКР в производство. Именно по этому индикатору Правительство будет оценивать ежегодные итоги научной деятельности Росгидромета и рассматривать проект бюджета.

Объем средств, поступивших в НИУ в 2004 г., возрос за год с 654 млн. руб. в 2003 г. до 739 млн. руб. (на 13%), в основном за счет увеличения финансирования со стороны Росгидромета (на 46%), тогда как доходы институтов от договорной деятельности остались на уровне 2003 г. и составили около 416 млн. руб. (или 56% от объема поступивших в НИУ средств). По-прежнему наибольший объем договорных работ имеют ААНИИ, ДВНИГМИ и НПО "Тайфун", хотя и несколько снизившие эти показатели по сравнению с 2003 г. Существенный прирост договорных работ есть в НИЦ "Планета", ЦКБ ГМП и ИПГ. В 2004 г. впервые получен прирост объемов внебюджетных средств в СИБНИГМИ и ГХИ, однако ВНИИСХМ, ГГИ, ВНИИГМИ-МЦД не сумели выйти на уровень 2003 г.

В 2005 г. бюджетное финансирование НИОКР Росгидромета по сравнению с прошлым годом возрастет на 36,6% и составит 161,5 млн. руб. Кроме того выделены дополнительные средства в объеме 26,6 млн. руб. на оплату налога на имущество НИУ.

К концу 2004 г. в НИУ работало 4855 человек (на 127 человек - 2,6% - меньше, чем в 2003 г.). При этом число докторов наук увеличилось на 5 и составляет сейчас 161, уменьшилось количество кандидатов наук на 26 человек (747 кандидатов наук). Имеются успехи в работе аспирантур и диссертационных советов НИУ. В 2004 г. в советах НИУ защищено 20 кандидатских и 6 докторских диссертаций (в 2003 г. таких защит было 13 и 4 соответственно). В НИУ остро стоит проблема кадров. Средний возраст научных работников НИУ составляет сейчас уже более 50 лет, а большинства ведущих ученых за 60 лет. Приток молодежи в НИУ явно недостаточен, у молодежи не создается условий для закрепления в НИУ. У многих НИУ отсутствуют эффективные связи с высшей школой - а именно интеграция науки и образования обозначена Правительством Российской Федерации одной из ключевых мер на среднесрочную перспективу в области реформирования науки.

Важным научным событием 2004 года, основной вклад в организацию и проведение которого внес Росгидромет, стал VI Всероссийский гидрологический съезд.

В 2004 г. Гидрометслужба России отметила свое 170-летие. Этой дате, в частности, была посвящена научно-практическая конференция "Гидрометеорологические прогнозы и гидрометеорологическая безопасность", проходившая в Москве в апреле 2004 г.

В 2004 г. организациями Росгидромета было проведено 26 морских и береговых экспедиций. Продолжались исследования состояния Северного Ледовитого океана с дрейфующих станций "Северный полюс". 5 - 7 марта была организована и успешно проведена операция по экстренной эвакуации персонала станции СП-32, уцелевшего научного оборудования и материалов наблюдений. 9 сентября 2004 г. в акватории Арктического бассейна Северного Ледовитого океана открыта научно-исследовательская станция СП-33, расчётное время работы которой около двух лет.

В настоящее время проходит этап подготовки проведения международным научным сообществом в 2007 - 2008 гг. Международного полярного года (2007/08 г.), разрабатывается система международных и национальных программных мероприятий.

Продолжались работы Российской антарктической экспедиции, были обеспечены деятельность российских антарктических станций и полевых баз, а также выход в рейс по программе 50 РАЭ 26 октября 2004 г. научно-экспедиционного судна "Академик Федоров". Осуществлялось выполнение решений Правительства Российской Федерации, направленных на повышение эффективности приоритетных научных исследований в Антарктике, сохранение и закрепление позиций нашей страны в этом регионе.

В настоящее время морской научно-исследовательский флот Росгидромета насчитывает 17 специализированных судов неограниченного плавания общим водоизмещением около 60 тысяч тонн, 13 судов ограниченного района плавания, 102 единицы речных и озерных судов (всего 132 судна), а также 1114 лодок и катеров различного типа. За последние 16 лет флот Росгидромета не пополнялся, суда продолжают стареть. В первом полугодии текущего года УМЗА совместно с ФГУ "Гидрометфлот" и судовладельцами Росгидромета необходимо подготовить предложения для включения в государственную программу развития научно-исследовательского флота России.

В 2004 г. Росгидромет продолжал развивать и совершенствовать различные виды и формы международного сотрудничества.

16 апреля 2004 г. на заседании Совета глав правительств СНГ была подписана Концепция гидрометеорологической безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств, разработанная по инициативе Росгидромета.

В 2004 г. в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды обеспечена реализация Программы Союзного государства "Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды (второй этап) на 2003 - 2006 гг.".

В октябре 2004 г. во время официального визита Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова в Республику Болгария было подписано Соглашение между Росгидрометом и Национальным институтом метеорологии и гидрологии Болгарской академии наук о научно-техническом сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

В 2004 г. представители Росгидромета приняли активное участие в работе 56-й сессии Исполнительного совета ВМО (Женева, 8 - 18 июня 2004 г.) и ряда других конституционных органов. Принятые на сессиях этих органов ВМО решения отвечают интересам Российской Федерации.

В 2004 г. Росгидромет продолжал активно участвовать в Программе добровольного сотрудничества (ПДС) ВМО. В течение года в Региональном метеорологическом учебном центре ВМО в России в Санкт-Петербурге проходил обучение по долгосрочным стипендиям ВМО 31 студент из разных стран мира, а по краткосрочным, на базе ГОУ ИПК Росгидромета на курсах повышения квалификации - 83 специалиста НГМС СНГ и Балтии, а также 20 человек из Монголии, Вьетнама и Китая. На выездных курсах в Армении прошли обучение 40 специалистов. По линии технического сотрудничества в рамках проектов ПДС ВМО были закуплены для поставки в Казахстан, Киргизию и в Республику Молдова комплекты нового технологического оборудования. В стоимостном выражении вклад Российской Федерации в ПДС ВМО в 2004 г. составил 5,8 млн. руб.

В минувшем году Росгидромет продолжал выполнять международные обязательства России по Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и обеспечил полноценное участие в работе 10-й Конференции Сторон. Специалисты и ученые Росгидромета участвовали в подготовке аналитических материалов по социально-экономическим и правовым аспектам ратификации Киотского протокола, а Руководитель Росгидромета представлял по поручению Президента России Закон о ратификации на заседаниях Правительства и Палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2004 г. 362 специалиста Росгидромета в составе 97 делегаций было командировано за рубеж. За тот же период в системе Росгидромета было принято 227 иностранцев в составе 54 делегаций для участия в различных международных мероприятиях, проводившихся в России.

В целом в 2004 г. на обеспечение деятельности Росгидромета, его территориальных органов и организаций выделено свыше 2,7 млрд. руб., что на 25% больше, чем в предыдущем году. Укрепляется финансовое положение Службы.

Общая кредиторская задолженность прошлых лет была снижена за год со 136,5 млн. руб. до 103.9 млн. руб. Существенно снижены объемы задолженности в Верхне-Волжском, Дальневосточном, Обь-Иртышском, Северном, Среднесибирском, Центральном УГМС. Не имели на конец года кредиторскую задолженность Мурманское, Якутское и Колымское УГМС. Вместе с тем по-прежнему значительная кредиторская задолженность числится на балансах Камчатского и Северного УГМС. По итогам 2004 г. допустили рост кредиторской задолженности в Иркутском и Камчатском УГМС.

Среднемесячная заработная плата на сети в 2004 г. выросла по сравнению с 2003 г. на 21% и составила 4673 руб., по НИУ возросла на 18% и достигла 5261 руб., по учебным заведениям увеличилась на 10% и составила 2824 руб., по аппарату управления выросла на 13% и составила 9076 руб.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации с 1 января 2005 г. проведена индексация заработной платы для работников бюджетной сферы в 1,2 раза, на что Росгидромету выделено дополнительно 280,7 млн. руб. Следующее повышение ожидается с 1 сентября 2005 г. на 10% с тем, чтобы минимальный рост заработной платы в 2005 г. составил не менее 30 процентов.

С 1 января 2005 г. в 1,2 раза увеличены нормативы финансирования бесплатного питания.

Общий объем ассигнований, выделяемых Росгидромету в бюджете на 2005 г. по различным направлениям его деятельности, составит 3,71 млрд. руб. Прирост по отношению к уровню 2004 г. составляет 36,5%, в том числе по расходам на государственное управление - 30,1%, прикладные научные исследования и разработки - 35,3%, гидрометеорологию - 15,9%.

Одним из значимых итогов года в вопросах управления федеральным имуществом явилось осознание руководителями учреждений Росгидромета важности вопросов эффективного управления и рационального использования материально-имущественного комплекса и повышение ответственности должностных лиц за принятие решений по его использованию. Указанный результат достигнут повседневной плановой работой, а также в отдельных случаях и путем принятия Росгидрометом крайних мер. Так, за неправомерное использование федерального имущества и непринятие эффективных мер по ликвидации последствий своих действий приказом Росгидромета освобожден от занимаемой должности начальник ЦКБ ГМП В.В. Попов.

Росгидрометом обеспечивался постоянный контроль при сдаче в аренду федеральными государственными учреждениями временно неиспользуемого федерального имущества, что позволило получить в 2004 г. в качестве дополнительных доходов свыше 47 млн. руб.

В 2004 г. началось реформирование бюджетного процесса в Росгидромете, а в 2005 г. в Службе планируется осуществить переход к ведомственным целевым программам.

На 1 января 2005 г. в Росгидромете работало 36285 человек, в том числе в УГМС 27279 чел. Фактическая численность работающих увеличилась за год на 292 чел. (0,8%), в основном за счет оперативно-производственных подразделений. Укомплектованность штатов увеличилась на 3% и составляет в целом 86%. В Службе сохраняется высокий образовательный уровень работников системы, 67% - дипломированные специалисты.

Учитывая потребности Службы в молодежи, одной из приоритетных задач Росгидромета остается подготовка квалифицированных специалистов гидрометеорологического профиля различных уровней образования.

Наметившаяся стабилизация финансового положения в стране и в системе Росгидромета позволила несколько укрепить материально-техническую базу техникумов. На приобретение приборов и оборудования для техникумов из всех источников затрачено более 2,4 млн. руб. Отремонтированы учебные помещения, здания общежитий. Расходы на эти цели составили 11,2 млн. руб. Во всех ГМТ созданы компьютерные классы, всем учебным заведениям выделяются средства на оплату проезда выпускников к месту работы, молодым специалистам устанавливаются надбавки и доплаты к окладу. Осуществляется дополнительная стипендиальная поддержка студентам старших курсов ГМТ и ВУЗов гидрометпрофиля со стороны ряда негосударственных организаций - Фонда "Фобос", ФГУП "Зонд-поставка", НПЦ "МЭП Мейкер".

На выпускников средней и высшей квалификации 2004 года поступило 489 заявок из УГМС и НИУ, из них с предоставлением жилья - только 208, принято на работу в УГМС и НИУ 175 молодых специалистов.

В Службу кроме выпускников ГМТ, РГГМУ приходят выпускники Казанского, Саратовского, Дальневосточного, Иркутского, Пермского университетов и других ВУЗов. Наибольшее количество выпускников направили в Службу Алексинский, Иркутский, Ростовский и Владивостокский ГМТ, а также Новосибирское профтехучилище N 7.

В связи с переводом ИПК на новые условия финансирования с внедрением договорных отношений активизировалась деятельность по повышению квалификации кадров.

В 2004 г. в организациях и учреждениях Росгидромета снизился уровень производственного травматизма, а также пожароопасности.

В духе социального партнерства совместно с представителями профсоюзных организаций УГМС и НИУ ведется контроль за выполнением основных положений Отраслевого тарифного соглашения. В целом ОПАР и Росгидрометом на совместных заседаниях выполнение ОТС в 2004 г. признано удовлетворительным. За отчетный период не отмечалось существенных конфликтов в трудовых коллективах, связанных с оплатой труда.

Росгидромету в 2004 г. удалось сохранить и несколько улучшить деятельность двух детских оздоровительных лагерей "Восток" и "Огонек", где отдохнуло более 300 детей работников системы Росгидромета.

За достигнутые успехи 27 наиболее отличившихся работников службы награждены государственными наградами РФ, в том числе Почетное звание "Заслуженный метеоролог РФ" присвоено 12 работникам Службы.

Коллектив Росгидромета был награжден Почетной грамотой Министерства финансов России за заслуги в области финансово-экономической деятельности.

Одним из важных направлений деятельности Росгидромета в 2004 г. была работа со средствами массовой информации (СМИ). Постоянная, целенаправленная работа со СМИ проводилась Пресс-службой Росгидромета как в центре, так и во всех территориальных УГМС, во многих ЦГМС, НИУ. К работе со СМИ привлекались ведущие специалисты центрального аппарата, оперативно-производственных, научных организаций Росгидромета.

В рамках нормативно-правового обеспечения деятельности Росгидрометом подготовлена, согласованна и утверждена Правительством России Концепция законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" и проект технического задания на его разработку. Указанный законопроект включен в проект Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 г.

В целях реализации основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в истекшем году Правительством Российской Федерации приняты подготовленные Росгидрометом ряд постановлений.

В течение года Росгидрометом было подготовлено и принято 318 организационно-распорядительных документов. Состояние выполнения приказов и распоряжений по итогам 2004 г. в целом удовлетворительное. Однако 15% заданий, предусмотренных приказами и указаниями, выполнены, в силу объективных и организационных причин, с нарушением сроков.

За 2004 г. центральный аппарат Росгидромета принял участие в исполнении 250 поручений Президента и Правительства Российской Федерации. Выполнены в срок - 243 поручения.

План мероприятий на 2004 г. по реализации постановления совместного расширенного заседания коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 11.02.2004 N 2/1, а также предложений, высказанных участниками заседания в основном выполнен - 88% (в 2003 - 85%). Однако по различным причинам, главным образом объективным, не удалось выполнить в полном объеме ряд поручений предусмотренных планом. При этом в области повышения социальной защищенности работников Росгидромета все предусмотренные планом мероприятия выполнены.

Коллегия Росгидромета и Исполком ЦК ОПАР постановляют:

1. Отметить, что в 2004 г. задачи Росгидромета, определенные совместным постановлением коллегии Росгидромета и Исполкома ЦК ОПАР от 11.02.2004, в основном выполнены.

2. Определить главной задачей подразделений центрального аппарата, учреждений, организаций и предприятий Росгидромета на 2005 год реализацию определенных Правительством Российской Федерации стратегических целей Росгидромета - обеспечение своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды и обеспечение потребностей Российской Федерации в информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.

3. Считать приоритетными задачами на 2005 год:

3.1. В области совершенствования и повышения эффективности гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики:

- разработку и внедрение новых методов и технологий прогноза гидрометеорологических явлений, в т.ч. связанных с конвекцией; внедрение современных технологий визуализации прогнозов и их доведения до потребителей;

- повышение эффективности взаимодействия с Росводресурсами, МПР России, МЧС России, местными органами власти при проведении мероприятий по безаварийному пропуску воды в период весеннего половодья и дождевых паводков;

- совершенствование системы обнаружения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений, доведения экстренной информации до органов государственной власти и управления, дежурных служб РС ЧС;

- расширение практического применения в оперативной практике ЦГМС метеорадиолокационной информации, в т.ч. Центрального и Южного кольца;

- подготовку и реализацию "Концепции развития работ по обеспечению гидрометеорологической безопасности Российской Федерации";

- выполнение мероприятий, направленных на реализацию основных положений "Градостроительного кодекса Российской Федерации" (N 190-ФЗ от 29.12.2004);

- расширение числа потребителей гелиогеофизической информации, улучшение ее доступности для СМИ;

- проведение экономических исследований полезности гидрометеорологической информации, разработка новых методик определения предотвращенного ущерба (экономического эффекта) от использования гидрометинформации в рамках проекта Всемирного Банка;

3.2. В области развития специализированного гидрометобеспечения и расширения работ специального назначения по мониторингу загрязнения окружающей среды:

- проведение работ по исследованию погодочувствительности и погодных рисков различных потребителей специализированной гидрометинформации;

- разработку и реализацию отраслевых и региональных стратегий освоения новых секторов экономики;

- создание и внедрение новых информационных технологий, видов продукции, интегрированных в технологии производства потребителей;

- создание единого информационного пространства для СГМО в системе Росгидромета;

- разработку системы маркетингового планирования в целях составления обстоятельных и обоснованных долгосрочных и краткосрочных планов;

- развитие инфраструктуры рынка гидрометеорологических услуг с точки зрения стимулирования развития бизнеса в данной области, а также совершенствования механизма контроля деятельности лицензиатов;

- по развитию авиаметеорологического обеспечения:

- разработку и реализацию отраслевой Программы совершенствования авиаметеообеспечения на 2005-2007 гг.;

- приведение существующей организации метеообеспечения ГА в соответствие с международными стандартами и рекомендациями;

- техническое переоснащение АМСГ как за счет средств, поступающих в организации Росгидромета за счет ставок-сборов в аэропортах, так и централизованного договора на авиаметеообеспечение на воздушных трассах;

- продолжение работ по возврату АМСГ из состава аэропортов в организации Росгидромета;

- проведение мероприятий по реструктуризации сети АМСГ с учетом развития и модернизации аэропортов, районных и аэродромных диспетчерских центров УВД;

- приведение в соответствие структуры и экономической деятельности АМСГ современным рыночным условиям, организацию управления издержками за авиаметеообеспечение с целью сокращения текущих затрат.

3.3. В области взаимодействия с субъектами Российской Федерации, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, совершенствования управления оперативно-производственной деятельностью и структуры территориальных органов Росгидромета:

- реализацию принятых Правительством Российской Федерации решений по основным направлениям административной реформы, в части оптимизации функций и организационной структуры территориальных органов и подведомственных Росгидромету организаций, приведению учредительных документов подведомственных организаций в соответствие с изменениями в законодательстве Российской Федерации;

- развитие и совершенствование взаимодействия Росгидромета, его территориальных органов и подведомственных учреждений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

- расширение номенклатуры и объемов работ регионального назначения в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, выполняемых по заказам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

3.4. В области развития, совершенствования и повышения эффективности системы мониторинга загрязнения окружающей природной среды:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области мониторинга окружающей среды, в т. ч. подготовка предложений по уточнению "Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" и "Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды";

- обеспечение активного участия подведомственных организаций в программах безопасного уничтожения химоружия и создания ЕГАСКРО;

- разработку ведомственной целевой программы по совершенствованию системы мониторинга загрязнения окружающей среды и ее гармонизации с аналогичными международными системами;

- расширение использования аэровизуальных методов мониторинга окружающей среды в практической деятельности Росгидромета;

- модернизацию наблюдательной сети мониторинга загрязнения окружающей среды за счет всех источников финансирования;

- завершение аккредитации аналитических лабораторий.

3.5. В области организации работ и исследований в морях, океанах, Арктике и Антарктике:

- дальнейшее развитие системы гидрометеорологического обеспечения навигации по трассам Северного морского пути, обеспечение деятельности организаций Росгидромета в рамках ГМССБ;

- организацию работ по подготовке и реализации совместно с РАН и МЧС России мероприятий по укреплению и развитию системы предупреждения о цунами органов исполнительной власти, населения и хозяйственных организаций Дальнего Востока;

- организацию работ по реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.01 N 685 "О мерах по обеспечению интересов Российской Федерации и деятельности Российской антарктической экспедиции в 2002 - 2005 гг.", обязательств Российской Федерации по выполнению положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подготовке материалов для принятия Правительством Российской Федерации решений о перспективах деятельности РАЭ в 2006 - 2010 гг. на заседании в марте 2005 г.;

- организацию и координацию работ по проведению исследований и работ в рамках подпрограмм ФЦП "Мировой океан";

- выполнение организациями Росгидромета мероприятий "Комплексной программы активизации и повышения эффективности деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген";

- обеспечение работ Организационного комитета по участию Российской Федерации в подготовке и проведении мероприятий в рамках 3-го Международного полярного года (2007/08 год);

- организацию работ по реализации мероприятий, предусмотренных Морской доктриной Российской Федерации, решениями Морской коллегии Российской Федерации;

ГАРАНТ:

О мерах по реализации Морской доктрины РФ см. приказ МПР РФ от 21 августа 2001 г. N 599


- дальнейшее развитие работ по организации и круглогодичному поддержанию в акватории Арктического бассейна Северного Ледовитого океана дрейфующих станций "Северный полюс";

- подготовку и реализацию мероприятий, посвященных 50-летию российских (советских) исследований в Антарктике.

3.6. В области обеспечения функционирования и развития наблюдательной гидрометеорологической сети:

- выполнение мероприятий по сохранению действующей сети, а также открытию 20 - 25 гидрометеорологических станций и постов, в том числе закончить на территории Чеченской Республики строительство метеостанции в Грозном, продолжить работы по восстановлению работы сети в ЮФО, а также изучение и проведение наблюдений в селеопасных районах;

- расширение программ аэрологических наблюдений - увеличение объема выпусков радиозондов по сравнению с 2004 г. на 32%;

- проведение работ по подготовке гидрологической сети к прохождению паводков в 2005 г., в т.ч. обеспечение восстановления более 800 постов, открытия 120 - 150 временных постов, привлечения к передаче информации режимных постов, проведения дополнительных снегосъемок и аэровизуальных наблюдений;

- обеспечение жизнедеятельности труднодоступных станций, повышение эффективности использования получаемых с сети ТДС данных наблюдений, дальнейшее решение социально-трудовых проблем работников ТДС;

- развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области проведения гидрометеорологических наблюдений и работ.

3.7. В области технического развития службы:

- организацию работ по удовлетворению потребностей Росгидромета в приборах и оборудовании гидрометеорологического назначения;

- обеспечение внедрения в УГМС, ЦГМС новых и модернизированных приборов, оборудования, технологий и их внедрение на наблюдательной сети в т.ч. аэрологических радиолокационных комплексов МАРЛ-А, гидрометеорологических комплексов МК-14, МА-6-3, ГРК-1, переносных поверочных комплексов;

- продолжение переоснащения станций Росгидромета современными средствами связи, в т.ч. средствами пакетной связи, перевод системы циркулярных передач на новую цифровую технологию;

- ускорение поэтапного оснащения ЦГМС программно-аппаратными комплексами для обеспечения автоматизации сбора данных с наблюдательной сети и получения необходимого объема обработанной информации;

- обеспечение реализации утвержденной Росгидрометом Программы развития Мирового метеорологического центра в г. Москве и региональных метеорологических центров в городах Новосибирск и Хабаровск;

- продолжение работы по доработке и реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета";

- развитие наземного комплекса приема, обработки и распространения космической информации с целью повышения эффективности использования информации в оперативной практике УГМС, в т.ч. оснащение московского и региональных центров станциями приема данных от космического зондировщика атмосферы - ATOVS;

- разработку и реализацию "Комплексной программы развития фондов данных Росгидромета на 2006-2009 и последующие годы";

- улучшение работ по обеспечению частотных присвоений.

3.8. В области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы:

- упорядочение системы финансирования противоградовых служб, приведение ее в соответствие с Гражданским и Бюджетным кодексами;

- обеспечение мер по техническому перевооружению противоградовых служб новыми, более дешевыми ракетными комплексами и современными средствами связи, организации производства противоградовых ракет на нескольких заводах-изготовителях с целью снижения их стоимости;

- проработку вопросов совершенствования законодательной базы работ по АВ на территории Российской Федерации;

- совершенствование методической базы государственного надзора за проведением активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации;

- усиление научно-методического руководства противолавинными работами.

3.9. В области научных исследований:

- концентрацию средств бюджета и внебюджетных источников на решении приоритетных научных задач, обеспечивающих реальный вклад в совершенствование и развитие производственной деятельности Росгидромета;

- повышение уровня научно-методического обеспечения наблюдений, прогностической и аналитической работы в сетевых организациях;

- развитие научно-методического обеспечения работ Росгидромета, в т.ч. обеспечение внедрения новых технологий, методов оценки экономической эффективности, разработки оценок конечных результатов деятельности;

- развитие инновационной деятельности и расширение внедрения в производство результатов НИОКР;

- расширение совместных научных исследований НИУ с учеными высшей школы и создание условий для привлечения молодежи к работе в НИУ Росгидромета.

3.10. В области международного сотрудничества:

- обеспечение в рамках компетенции Росгидромета организации и координации работ по выполнению международных обязательств Российской Федерации;

- организацию работ по ПДС ВМО;

- проведение подготовительных мероприятий для разработки национальной согласованной стратегии развития интегрированных систем наблюдения Земли на ближайшие 10 лет в качестве вклада в подготовку международного рамочного плана развития глобальной системы наблюдения за Землей;

- участие в выполнении международных обязательств по рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу;

- обеспечение, в рамках компетенции Росгидромета, выполнения обязательств, связанных с председательством Российской Федерации в группе стран Большой восьмерки и Арктического совета.

3.11. В области финансово-хозяйственной деятельности:

- осуществление мероприятий по дальнейшему поэтапному повышению (до 50%) заработной платы работникам учреждений Росгидромета в 2005 г., в том числе не менее чем на 30% в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

- принятие мер по контролю за расходованием денежных средств по обязательствам, принимаемым учреждениями Росгидромета с тем, чтобы обеспечить снижение объема кредиторской задолженности к концу года не менее чем на тридцать три процента;

- осуществление перехода от ведомственного заказа на проведение оперативно-производственных работ к организации деятельности на основе ведомственных целевых программ, обеспечение разработки методической основы их реализации;

- продолжение работ по закреплению земельных участков за учреждениями Росгидромета, завершение передачи объектов жилья в муниципальную собственность;

- обеспечение в ходе разработки проекта федерального бюджета на 2006 г. дополнительных мер, направленных на дальнейшее увеличение ассигнований для обеспечения деятельности Гидрометслужбы, в особенности по инвестициям.

3.12. В области работы с кадрами и решения социальных задач:

- обеспечение притока кадров в УГМС и НИУ Росгидромета и принятие мер по их закреплению и поддержке;

- подготовку и проведение в центральном аппарате, УГМС, НИУ и других организациях и учреждениях Росгидромета мероприятий, посвященных 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне;

- повышение контроля за состоянием условий и охраны труда, снижением производственного травматизма;

- обеспечение повышения квалификации руководителей, специалистов и госслужащих Росгидромета;

- обеспечение выполнения Отраслевого тарифного соглашения с акцентом на дальнейшую стабилизацию работы трудовых колективов# и социальную защиту работников Службы; осуществление контроля со стороны руководителей организаций и учреждений Росгидромета за выполнением колдоговоров;

- сохранение поддержки студентов ГМТ и ВУЗов гидрометеоролгических# специальностей за счет ведомственных бюджетных и внебюджетных источников;

- привлечение призывников, в основном выпускников ГМТ, для прохождения альтернативной гражданской службы на ТДС.

3.13. В области нормативно-правового и организационного обеспечения:

- законодательное закрепление ряда полномочий органов государственной власти субъектов РФ, Росгидромета по государственному регулированию деятельности гидрометеорологической службы;

приведение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Росгидромета, в соответствие с законодательством Российской Федерации.

4. Руководителям учреждений, организаций и предприятий Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнерства направить основные усилия на реальное повышение уровня жизни работников Гидрометслужбы, дальнейшую стабилизацию работы трудовых коллективов и Службы в целом, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, поиск и реализацию путей успешного решения социальных проблем.

Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого тарифного соглашения на 2005 - 2007 годы и заключенных на его основе коллективных договоров.

5. Заместителям Руководителя Росгидромета В.Н. Дядюченко, А.В. Фролову, И.А. Якубову, заместителю председателя ЦК ОПАР А.С. Бунареву совместно с начальниками управлений (отделов) центрального аппарата до 11.03.2005 разработать и представить на утверждение план действий по реализации замечаний и предложений, высказанных на расширенном совместном заседании коллегии, а также данного постановления. Обеспечить ежеквартальное рассмотрение информации о ходе выполнения указанного плана.


Председатель Коллегии
Росгидромета

А.И. Бедрицкий


Председатель ОПАР

Б.А. Кремнев


Подведены итоги деятельности системы Росгидромета в 2004 году и определены задачи на 2005 год.

Главной задачей Росгидромета на 2005 год определена реализация определенных Правительством РФ стратегических целей Росгидромета - обеспечение своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды и обеспечение потребностей Российской Федерации в информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Установлены приоритетные задачи в отдельных областях деятельности данной службы.


Постановление Коллегии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Исполкома Центрального Комитета общероссийского профсоюза авиационных работников от 9 февраля 2005 г. N 2/1 "О деятельности Росгидромета в 2004 году и задачах на 2005 год"


Текст постановления размещен на сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Internet (http://www.meteorf.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.