Постановление Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 639 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 639
"О внесении изменений в федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. N ГКПИ06-829, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 мая 2007 г. N КАС07-177, настоящее постановление в части продления срока эксплуатации объекта по уничтожению химического оружия в поселке Горный Саратовской области до 2012 г. признано не противоречащим действующему законодательству


Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1448; 2001, N 29, ст. 3020).

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральному агентству по промышленности при формировании проекта федерального бюджета на очередной год включать федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию указанной Программы, уточняются по результатам экспертизы проектно-сметной документации, проводимой с учетом предоставленной международной технической помощи и размера средств, полученных от реализации продуктов, образующихся после уничтожения химического оружия.

3. Признать утратившими силу:

пункты 2 - 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 "Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1448);

подпункты "а" и "б" постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 510 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 "Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 3020).


Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Фрадков


Москва

24 октября 2005 г.

N 639


Приложение


Изменения,
которые вносятся в федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 639)


Федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" изложить в следующей редакции:


"Федеральная целевая программа
"Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"


Паспорт
федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"


Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"

Даты принятия решений о разработке и утверждении Программы, о внесении в нее изменений

-

постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. N 764 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по подготовке Российской Федерации к ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении", постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 "Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", поручения Президента Российской Федерации от 22 мая 2001 г. N 927 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2001 г. N МК-П4-09421, постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 510 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 "Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", протокол заседания Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 38, протокол заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам от 29 июля 2004 г. N 2дсп

Государственный заказчик Программы

-

Федеральное агентство по промышленности

Основной разработчик Программы

-

Федеральное агентство по промышленности

Цели Программы

-

уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации;


-

конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности;


-

выполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении

Задачи Программы

-












строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия;

организация и обеспечение процесса уничтожения на этих объектах авиационных и артиллерийских химических боеприпасов, а также химического оружия из крупногабаритных емкостей;

уничтожение или утилизация продуктов детоксикации химического оружия;

конверсия или уничтожение 24 объектов по производству химического оружия и 1 объекта по его разработке;

развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

строительство и ввод в эксплуатацию 19 декабря 2002 г. объекта по уничтожению химического оружия в пос. Горный (Саратовская область);

строительство и ввод в эксплуатацию указанных объектов:

в г. Камбарка (Удмуртская Республика) - в 2006 году;

в пос. Марадыковский (Кировская область) - в 2006 году - 1-я очередь, в 2007 году - 2-я очередь;

в г. Щучье (Курганская область) - в 2008 году;

в г. Почеп (Брянская область) - в 2008 году;

в пос. Леонидовка (Пензенская область) -

в 2008 году;

в г. Кизнер (Удмуртская Республика) - в 2009 году.

Уничтожение на построенных объектах химического оружия:

в 2004 году - 0,692 тыс. тонн;

в 2005 году - 0,304 тыс. тонн;

в 2006 году - 5,202 тыс. тонн;

в 2007 году - 3 тыс. тонн;

в 2008 году - 5,97 тыс. тонн;

в 2009 году - 7,787 тыс. тонн;

в 2010 году - 7,72 тыс. тонн;

в 2011 году - 6,04 тыс. тонн;

в 2012 году - 3,244 тыс. тонн

Срок и этапы реализации Программы

-

срок реализации Программы - 1996 - 2012 годы.

Уничтожение химического оружия 2 и 3 категорий осуществлено в 2001 - 2002 годах.

На первом этапе (к 29 апреля 2003 г.) уничтожен 1 процент запасов химического оружия 1 категории.

На втором этапе планируется уничтожение 20 процентов запасов химического оружия 1 категории к 29 апреля 2007 г.

На третьем этапе планируется уничтожение 45 процентов запасов химического оружия

1 категории в 2009 году.

На четвертом этапе планируется завершить уничтожение всех оставшихся запасов химического оружия

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 160,4 млрд. рублей.

Объем средств, полученных от реализации продуктов утилизации, может составить до 0,6 млрд. рублей.

Дополнительным источником финансирования Программы является международная финансовая и техническая помощь (объем необходимой помощи составляет 34,2 млрд. рублей)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

выполнение Российской Федерацией международных обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении - уничтожение запасов химического оружия в объеме до 40 тыс. тонн;

уничтожение или конверсия 2 объектов по производству химического оружия, 1 объекта по его разработке и ликвидация последствий их деятельности;

выполнение 280 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области уничтожения химического оружия;

выполнение 9 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области реализации положений указанной Конвенции;

расширение международного сотрудничества при выполнении Программы для реализации основных целей указанной Конвенции;

создание необходимых условий для осуществления деятельности, не запрещенной указанной Конвенцией;

сохранение здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

оздоровление и охрана окружающей среды в районах расположения объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и объектов по его производству и разработке;

создание 7500 дополнительных рабочих мест для граждан, проживающих в зонах защитных мероприятий, и использование производственного, научно-технического и интеллектуального потенциала организаций, расположенных в районах расположения объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и объектов по его производству и разработке;

улучшение социально-бытовых условий граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, в том числе строительство 125 жилых домов и 6 школ;

использование продуктов утилизации, образующихся в процессе уничтожения химического оружия (создание запасов технического мышьяка в объеме около 2,5 тыс. тонн и получение лома черных металлов в объеме около 600 тыс. тонн); использование объектов по производству и разработке химического оружия после их конверсии;

конверсия объектов по уничтожению химического оружия после завершения их деятельности;

создание системы информационного обеспечения граждан и общественных организаций по вопросу реализации основных мероприятий Программы;

формирование позитивного отношения граждан и общественных организаций к проблеме химического разоружения в Российской Федерации


I. Характеристика проблемы


Основными проблемами, которые должны быть решены в рамках федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" (далее - Программа), являются:

уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации;

конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности;

уничтожение или утилизация реакционных масс, образующихся в процессе уничтожения химического оружия;

определение направлений конверсии объектов по уничтожению химического оружия.

Решение этих вопросов регулируется законодательством Российской Федерации, Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - Конвенция), общепризнанными принципами и нормами международного права и иными нормативными правовыми актами.

Места расположения объектов по уничтожению химического оружия, порядок проведения и объемы работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с субъектами Российской Федерации, на территории которых хранится и уничтожается химическое оружие, а также по территории которых осуществляются его перевозки.

Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации установлен в соответствии с Конвенцией срок уничтожения химического оружия - 2012 год.

Запасы химического оружия в Российской Федерации хранятся на 7 объектах и включают в себя химические боеприпасы, снаряженные отравляющими веществами, а также отравляющие вещества, хранящиеся в емкостях. Общий вес отравляющих веществ составляет около 40 тыс. тонн.

Распределение запасов химического оружия, объявленных Российской Федерацией в соответствии с требованиями Конвенции, по местам и способу их хранения приведено в приложениях N 1 и 2.

Перечень объектов по производству и разработке химического оружия, объявленных Российской Федерацией в соответствии с требованиями Конвенции, и информация об их техническом состоянии приведены в приложении N 3.


II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей


Основными целями Программы являются:

уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации;

конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности;

выполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:

строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия, что позволит ликвидировать запасы этого оружия не позднее 2012 года;

организация и обеспечение процесса уничтожения на этих объектах авиационных и артиллерийских химических боеприпасов, а также химического оружия из крупногабаритных емкостей;

уничтожение или утилизация продуктов детоксикации химического оружия до 2012 года;

конверсия или уничтожение 24 объектов по производству химического оружия и 1 объекта по его разработке до 2008 года;

обеспечение безопасности при хранении, уничтожении, перевозке химического оружия и конверсии или уничтожении объектов по его производству и разработке и ликвидация последствий их деятельности;

развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

выполнение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в процессе химического разоружения;

создание системы мониторинга окружающей среды и состояния здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

создание системы контроля за соблюдением положений Конвенции;

организация информационного обеспечения физических и юридических лиц, а также общественных объединений по вопросам химического разоружения.

За период реализации Программы до 2005 года:

завершено до 2002 года уничтожение химического оружия 2 и 3 категорий;

на объекте в пос. Горный (Саратовская область) к 29 апреля 2003 г. уничтожены 1 процент запасов химического оружия 1 категории, к 1 января 2005 г. - около 800 тонн отравляющих веществ;

уничтожены 7 объектов по производству химического оружия и получены 6 сертификатов Организации по запрещению химического оружия;

завершена демилитаризация 11 объектов и получены 7 сертификатов Организации по запрещению химического оружия.

В целях выполнения обязательств по уничтожению запасов химического оружия Программой предусматривается:

уничтожение иприта, люизита и смесей иприта с люизитом, утилизация продуктов детоксикации люизита на объекте в пос. Горный (Саратовская область), срок эксплуатации объекта - IV квартал 2002 г. - 2012 год;

строительство объекта по уничтожению химического оружия (люизита) в г. Камбарка (Удмуртская Республика), срок эксплуатации объекта - 2006 - 2010 годы;

строительство объекта по уничтожению всех типов боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии, снаряженных фосфорорганическими отравляющими веществами, в г. Щучье (Курганская область), срок эксплуатации объекта - 2008 - 2012 годы;

строительство объекта по уничтожению всех типов боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии, снаряженных фосфорорганическими отравляющими веществами, а также люизитом, в г. Кизнер (Удмуртская Республика), срок эксплуатации объекта - 2009 - 2012 годы;

строительство объекта по уничтожению всех типов авиационных боеприпасов, снаряженных фосфорорганическими отравляющими веществами, а также ипритно-люизитной смесью, в пос. Марадыковский (Кировская область), срок эксплуатации объекта - 2006 - 2012 годы;

строительство объекта по уничтожению всех типов авиационных химических боеприпасов, снаряженных фосфорорганическими отравляющими веществами, в пос. Леонидовка (Пензенская область), срок эксплуатации объекта - 2008 - 2012 годы;

строительство объекта по уничтожению всех типов авиационных боеприпасов, снаряженных фосфорорганическими отравляющими веществами, в г. Почеп (Брянская область), срок эксплуатации объекта - 2008 - 2012 годы.

На объектах по уничтожению авиационных химических боеприпасов, как правило, в первую очередь осуществляется детоксикация отравляющих веществ типа Ви-икс в корпусах крупногабаритных боеприпасов. Во вторую очередь проводится уничтожение остальных типов боеприпасов.

После завершения работ по уничтожению химического оружия 1 категории проводятся работы, связанные с выведением объектов по уничтожению химического оружия из эксплуатации, их уничтожением или конверсией, а также с санацией загрязненных территорий, на которых были расположены объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия (без привязки к срокам выполнения обязательств по Конвенции).

Решение вопросов конверсии объектов по уничтожению химического оружия осуществляется по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не менее чем за 2 года до завершения работ по уничтожению химического оружия. Конверсия объектов будет направлена на решение общепромышленных задач с использованием созданной социальной и инженерной инфраструктуры. Решение о конверсии объектов принимается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До принятия этого решения при необходимости проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и другие мероприятия для определения направлений конверсии.

Объемы и сроки уничтожения химического оружия 1 категории представлены в приложении N 4.

Соблюдение графика уничтожения химического оружия в соответствии с обязательствами Российской Федерации по Конвенции позволит использовать право на продление общих сроков уничтожения химического оружия до 2012 года, то есть на 5 лет, что допускается на основании решения конференции государств - участников Конвенции.

Предусматриваются следующие этапы реализации Программы:

первый этап - уничтожение 1 процента запасов химического оружия 1 категории к 29 апреля 2003 г. (этап выполнен);

второй этап - уничтожение 20 процентов запасов химического оружия 1 категории к 29 апреля 2007 г.;

третий этап - уничтожение 45 процентов запасов химического оружия 1 категории в 2009 году;

четвертый этап - завершение уничтожения всех оставшихся запасов химического оружия.

В целях выполнения обязательств по конверсии или уничтожению объектов по производству и разработке химического оружия Программой предусматриваются:

подготовка и представление в Организацию по запрещению химического оружия в сроки, предусмотренные Конвенцией, документации для проведения конверсии или уничтожения объектов по производству и разработке химического оружия, а также ежегодных объявлений, предусмотренных Конвенцией, и при необходимости - уведомлений об изменении конверсионной деятельности;

демилитаризация объектов по производству химического оружия для создания на их основе конверсионного производства;

уничтожение объектов по производству химического оружия, перепрофилирование которых признано нецелесообразным;

ликвидация последствий деятельности объектов по производству и разработке химического оружия.

Уничтожение объектов по производству химического оружия, не подлежащих конверсии, в соответствии с требованиями Конвенции будет завершено к 29 апреля 2007 г. Для конверсии объектов по производству химического оружия предполагается привлечь частные инвестиции и иностранный капитал. Направление средств федерального бюджета на конверсию объектов не планируется.

В целях обеспечения наблюдения за выполнением Конвенции другими государствами-участниками предусматривается:

создание российской системы контроля, в том числе средств и методов контроля;

наблюдение за выполнением положений Конвенции другими государствами-участниками в целях своевременного выявления и устранения возможных угроз.

Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

строительство и ввод в эксплуатацию объектов по уничтожению химического оружия:

в пос. Горный (Саратовская область) - в 2002 году;

в г. Камбарка (Удмуртская Республика) - в 2006 году;

в пос. Марадыковский (Кировская область) - в 2006 году - 1-я очередь, в 2007 году - 2-я очередь;

в г. Щучье (Курганская область) - в 2008 году;

в г. Почеп (Брянская область) - в 2008 году;

в пос. Леонидовка (Пензенская область) - в 2008 году;

в г. Кизнер (Удмуртская Республика) - в 2009 году.

Уничтожение химического оружия на построенных объектах:

в 2004 году - 0,692 тыс. тонн;

в 2005 году - 0,304 тыс. тонн;

в 2006 году - 5,202 тыс. тонн;

в 2007 году - 3 тыс. тонн;

в 2008 году - 5,97 тыс. тонн;

в 2009 году - 7,78 тыс. тонн;

в 2010 году - 7,72 тыс. тонн;

в 2011 году - 6,047 тыс. тонн;

в 2012 году - 3,244 тыс. тонн.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 8.


III. Система программных мероприятий


В целях реализации Программы предполагается осуществить комплекс следующих взаимосвязанных и скоординированных по времени и ресурсам мероприятий:


мероприятия по уничтожению запасов химического оружия в Российской Федерации путем строительства для этого 7 объектов, расположенных в гг. Камбарка, Кизнер, Щучье, Почеп, пос. Горный, Марадыковский, Леонидовка


уничтожение или утилизация продуктов детоксикации люизита, хранящегося в г. Камбарка, иприта и ипритно-люизитных смесей, хранящихся в пос. Горный (проводится на объекте в пос. Горный или на предприятиях химической промышленности);

уничтожение или утилизация продуктов детоксикации фосфорорганических отравляющих веществ (как правило, проводится на объектах по уничтожению химического оружия или на предприятиях химической промышленности);

уничтожение или конверсия объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия;

перевозка химического оружия на специальном автомобильном или железнодорожном транспорте от объекта по хранению химического оружия до объекта по уничтожению химического оружия;


мероприятия по выполнению положений Конвенции


обеспечение международной инспекционной деятельности по контролю за выполнением положений Конвенции на территории Российской Федерации;

осуществление контроля за соблюдением другими государствами - участниками Конвенции положений Конвенции и обеспечение недискриминационного режима в отношении Российской Федерации при осуществлении проверки процесса уничтожения химического оружия, демилитаризации объектов по его производству и разработке;

обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации и оптимизация расходов, связанных с участием Российской Федерации в Организации по запрещению химического оружия и проведением предусмотренных Конвенцией международных инспекций на территории Российской Федерации;


научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, научно-техническое сопровождение процесса обеспечения контроля за соблюдением положений Конвенции, эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожения объектов по его производству и разработке, эксплуатации промышленных предприятий, производящих химикаты, подконтрольные Конвенции


доработка и совершенствование технологий и технологического оборудования для объектов по уничтожению химического оружия;

разработка технологий ликвидации или конверсии объектов по уничтожению химического оружия;

разработка технологий переработки, утилизации или уничтожения продуктов детоксикации и отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия;

разработка технологий и технологического оборудования для уничтожения химических боеприпасов сложной конструкции;

разработка методов и средств обеспечения промышленной безопасности при уничтожении химического оружия и его перевозке;

разработка методов и средств обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;

разработка методов обеспечения экологической безопасности процесса уничтожения химического оружия, подготовка нормативных и методических документов и разработка систем, методов и технических средств для осуществления государственного контроля и объектового мониторинга окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

разработка санитарных норм и правил, нормативных и методических документов, регламентирующих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, методов и средств медико-санитарного мониторинга граждан, а также санитарно-гигиенических и экологических нормативов безопасности, регламентирующих работы по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

разработка современных медицинских схем и средств профилактики, а также методов диагностики и лечения поражений токсичными химикатами, подлежащими уничтожению;

разработка методических материалов и технических средств для функционирования управляющей системы технической безопасности хранения и уничтожения химического оружия;

разработка технологий уничтожения объектов по производству и разработке химического оружия, способов утилизации образующихся при этом отходов и ликвидации последствий деятельности этих объектов;

создание методической и технической базы для обеспечения инспекционной деятельности на территории Российской Федерации;

создание научно-методической базы химико-аналитических лабораторий, сведения о которых представлены в Организацию по запрещению химического оружия;


мероприятия по обеспечению безопасности хранения и уничтожения химического оружия, а также безопасности при проведении работ по конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке


создание и обеспечение функционирования управляющей системы технической безопасности хранения и уничтожения химического оружия под руководством Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия;

регистрация и внесение в реестр федеральной собственности создаваемых объектов по уничтожению химического оружия, осуществление их безопасной эксплуатации, постановка на баланс зданий, сооружений и инженерных сетей, принадлежащих этим объектам, а также объектов социальной инфраструктуры;

лицензирование деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обращению с токсичными химикатами и опасными отходами, образующимися в процессе уничтожения химического оружия, а также по проведению экспортно-импортных операций с химикатами, входящими в списки 1, 2 и 3 Конвенции;

организация и проведение государственной санитарно-гигиенической и экологической экспертиз предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, а также технической и эксплуатационной документации на технологическое оборудование этих объектов;

метрологическая аттестация технологического оборудования, используемого для мониторинга окружающей среды и контроля за состоянием здоровья граждан на объектах по хранению химического оружия, объектах по уничтожению химического оружия, а также при уничтожении объектов по его производству и разработке;

оснащение современными автоматическими системами охраны, сигнализации и видеонаблюдения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;

оснащение современными автоматизированными системами управления технологическими процессами объектов по уничтожению химического оружия;

внедрение технологий, безопасных в промышленном, пожарном и экологическом отношении, а также экономически приемлемых для уничтожения химического оружия и объектов по его производству и разработке, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

обеспечение промышленной (технологической), пожарной и экологической безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству, разработке, а также работ по ликвидации последствий их деятельности;

проведение комплекса мероприятий по предотвращению возникновения аварий и пожаров на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, а также на объектах по его производству и разработке;

использование современных систем мониторинга загрязнения окружающей среды химическими соединениями, образующимися в процессе эксплуатации объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, при проведении работ по конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке;

обеспечение социально-гигиенического и экологического мониторинга работ, связанных с хранением и уничтожением химического оружия, конверсией или уничтожением объектов по его производству и разработке;

систематическая проверка технического состояния химических боеприпасов на объектах по хранению химического оружия и проведение необходимых работ для их поддержания в безопасном состоянии;

своевременное выявление и уничтожение аварийных химических боеприпасов с использованием комплексов, специально предназначенных для этих целей, при соблюдении требований технологической и экологической безопасности;

разработка комплекса мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и пожаров на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, а также при его перевозке;

обеспечение персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, индивидуальными средствами защиты, антидотами и другими необходимыми медикаментозными препаратами на случай возникновения аварийных ситуаций;

создание локальных систем оповещения при возникновении аварийных ситуаций на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий;


мероприятия по созданию государственной системы мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке


разработка системы экологического нормирования эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, проведение экологического мониторинга на объектах по уничтожению химического оружия и в зонах защитных мероприятий, создание методической базы и системы технического обеспечения государственного экологического мониторинга;

разработка и введение в действие стандартов в области экологического нормирования процесса уничтожения химического оружия, экологического контроля и экологического мониторинга в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий;

разработка и согласование нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования и лимитов размещения отходов на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия;

разработка и согласование лимитов пользования природными ресурсами в целях обеспечения работ по хранению и уничтожению химического оружия, осуществление контроля за их использованием;

создание системы информационного обеспечения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данными о фактическом состоянии окружающей среды в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия и ее прогнозируемых изменениях;

нормативно-методическое обеспечение оценки экологических рисков и страхования гражданской ответственности за причинение ущерба окружающей среде при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия;


мероприятия по охране здоровья персонала объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия, объектов по его производству и разработке, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, и членов международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия


осуществление комплекса санитарно-противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке, а также после их завершения;

медицинское обслуживание персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, а также специалистов, привлекаемых к работе на этих объектах, поликлиническое консультативно-диагностическое обследование граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

обеспечение охраны здоровья и безопасности членов международных инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия, работающих на территории Российской Федерации, в том числе на инспектируемых объектах, в соответствии с процедурами, согласованными с Организацией по запрещению химического оружия;

планирование и осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи персоналу объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, членам инспекционных групп Организации по запрещению химического оружия при лечении общесоматических заболеваний, острых и хронических поражений токсичными химикатами, лечении и реабилитации пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия и уничтожению объектов по его производству и разработке, а также мероприятий по созданию поликлинических консультативно-диагностических центров и материально-технической базы для оказания такой помощи;

создание федерального государственного учреждения - центра по лечению острых отравлений химической этиологии на базе медико-санитарной части N 123 Федерального медико-биологического агентства;

разработка и использование комплекса медико-биологических критериев и соответствующих методических документов, позволяющих оценить состояние здоровья персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, объектов по его производству и разработке, специалистов, привлекаемых к работе на этих объектах, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

обеспечение медицинского и социально-гигиенического мониторинга здоровья персонала объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия, объектов по его производству и разработке, персонала, занятого на работах по их конверсии или уничтожению, а также специалистов, привлекаемых к работе на этих объектах, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

разработка и ведение медицинской информационно-аналитической системы (регистра) учета персонала объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия, объектов по производству и разработке фосфорорганических отравляющих веществ и отравляющих веществ кожно-нарывного действия, а также персонала, занятого на работах по конверсии или уничтожению этих объектов;

использование эффективных антидотов, лекарственных препаратов и пищевых добавок для повышения устойчивости организма граждан, занятых на работах с химическим оружием, к токсическому воздействию отравляющих веществ;

поддержание в состоянии готовности к применению средств индивидуальной защиты персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, специалистов, привлекаемых к работе на этих объектах, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

соблюдение санитарных норм и правил, санитарно-гигиенических нормативов и стандартов безопасности, регламентирующих работы по хранению и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке;

выполнение мероприятий по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору в отношении проектирования, строительства и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, а также в отношении деятельности объектов по хранению химического оружия и объектов по его производству и разработке;

осуществление Федеральным медико-биологическим агентством закупки антидотов для персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, а также для граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;


мероприятия по развитию социальной инфраструктуры в районах проведения работ по уничтожению химического оружия


осуществление мероприятий по обеспечению опережающего развития социальной инфраструктуры в районах проведения работ по уничтожению химического оружия, включая строительство и реконструкцию зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и жилья, на общую сумму до 10 процентов стоимости создания объектов, представленных в приложении N 5;

передача объектов социальной инфраструктуры, построенных в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия, в муниципальную собственность или в собственность соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

создание и реконструкция объектов социальной инфраструктуры на основании соглашений об осуществлении отдельных полномочий, заключаемых Федеральным агентством по промышленности и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и оформляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;


мероприятия по подготовке кадров для осуществления работ по уничтожению химического оружия


подготовка кадров для эксплуатации, обслуживания и охраны объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, ликвидации последствий аварийных ситуаций, осуществления контроля за состоянием окружающей среды и здоровьем персонала указанных объектов и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, предусматривающая подготовку (переподготовку, повышение квалификации) руководящего персонала, инженерно-технических работников и рабочих, занятых непосредственно в технологическом процессе хранения и уничтожения химического оружия, а также медицинского персонала, специалистов-экологов, сотрудников государственной противопожарной службы и специалистов по ликвидации последствий аварийных ситуаций на базе Саратовского военного института радиационной, химической и биологической защиты, на опытно-промышленном объекте по уничтожению химического оружия в пос. Горный и учебных заведениях Министерства образования и науки Российской Федерации;

подготовка специалистов, обеспечивающих уничтожение химического оружия, осуществление экологического контроля и проведение медицинских и противопожарных мероприятий, на базе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также институтов повышения квалификации, имеющих соответствующие лицензии, независимо от организационно-правовой формы;

подготовка квалифицированных специалистов, непосредственно принимающих участие в процессе конверсии или уничтожения объектов по производству и разработке химического оружия, а также ликвидации последствий их деятельности, на базе предприятий, на которых размещаются такие объекты;


мероприятия по информационному обеспечению деятельности по реализации Конвенции


разъяснение государственной политики Российской Федерации в области химического разоружения государствам - участникам Конвенции, международной и российской общественности;

информирование граждан и общественных организаций по вопросам обеспечения безопасности и защиты окружающей среды в процессе хранения и уничтожения химического оружия;

информирование граждан и общественных организаций по вопросам выбора технологий уничтожения химического оружия, проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия и развития социальной инфраструктуры в районах их расположения;

информирование граждан и общественных организаций по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим вопросам и лечебно-профилактическим мероприятиям;

информирование граждан, международной и российской общественности через средства массовой информации, а также путем проведения общественных слушаний, выпуска тематических номеров научных журналов, памяток для граждан по проблемам химического разоружения, организации встреч, конференций, семинаров, симпозиумов и использования других методов и средств информационного характера;


мероприятия по вопросам международного сотрудничества в целях выполнения Программы


координация действий по реализации Конвенции, включая уничтожение химического оружия, конверсию или уничтожение объектов по его производству и разработке, оказанию Российской Федерации помощи на внешнеполитическом уровне и в целях выполнения Программы;

снижение нагрузки на федеральный бюджет;

внешнеполитическая поддержка при рассмотрении в Организации по запрещению химического оружия планов Российской Федерации по уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке, а также по осуществлению других мер, предпринимаемых Российской Федерацией в целях реализации Конвенции;

безвозмездная финансовая и техническая помощь и научная поддержка российских проектов, связанных с уничтожением химического оружия, конверсией или уничтожением объектов по его производству и разработке;

привлечение иностранного капитала и частных инвестиций для конверсии объектов по производству и разработке химического оружия и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия.

Международное сотрудничество по вопросам привлечения средств финансовой и технической помощи в интересах выполнения программных мероприятий осуществляется Федеральным агентством по промышленности совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации.


IV. Ресурсное обеспечение Программы


Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 160,36 млрд. рублей (до 2006 года - в ценах соответствующих лет, начиная с 2006 года - в ценах 2006 года). Объем средств, полученных от реализации продуктов, образующихся после уничтожения химического оружия, может составить 0,6 млрд. рублей. Дополнительным источником финансирования Программы является международная финансовая и техническая помощь.

Объем финансовой и технической помощи в области химического разоружения, оказанной Российской Федерации иностранными государствами на безвозмездной основе, по состоянию на 1 января 2005 г. составил 10,5 млрд. рублей.

Объем средств, выделяемых иностранными государствами на реализацию задач химического разоружения в Российской Федерации, ежегодно уточняется по итогам реализации программы глобального партнерства государств "группы восьми". Потребность в иностранной финансовой и технической помощи, предоставляемой на безвозмездной основе для выполнения мероприятий Программы, составляет 34,2 млрд. рублей. Общий объем средств, ежегодно выделяемых из федерального бюджета на реализацию Программы, подлежит уточнению в зависимости от объемов представляемой международной финансовой и технической помощи и объема средств, полученных от реализации образующихся после уничтожения химического оружия продуктов, а также от проведения экспертиз проектно-сметной документации и индексируется с учетом уровня инфляции. Затраты на создание объектов по уничтожению химического оружия составят 80,8 млрд. рублей (с учетом развития социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия), на уничтожение запасов химического оружия - 66,5 млрд. рублей, на обеспечение безопасности при хранении и уничтожении химического оружия - 4,3 млрд. рублей, на обеспечение проведения государственного экологического контроля - 1,2 млрд. рублей, на медико-санитарное обеспечение - 2,4 млрд. рублей и на другие мероприятия - 15,6 млрд. рублей.

По состоянию на 1 января 2005 г. на реализацию мероприятий Программы израсходовано 25,1 млрд. рублей, из них 21,5 млрд. рублей - средства федерального бюджета и 3,6 млрд. рублей - средства, полученные благодаря финансовой и технической помощи, оказанной иностранными государствами.

Распределение затрат на реализацию основных мероприятий Программы представлено в приложении N 6. Объемы финансовой и технической помощи в области химического разоружения, оказанной Российской Федерации иностранными государствами (по состоянию на 1 января 2005 г.) представлены в приложении N 7.


V. Механизм реализации Программы


Государственным заказчиком Программы является Федеральное агентство по промышленности. Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ. Государственный заказчик Программы с учетом средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников финансирования, и предварительных результатов ее выполнения, уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Конкретные исполнители программных мероприятий определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выполнение мероприятий Программы организациями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями.

Управление реализацией Программы и контроль за ее выполнением осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Текущее управление реализацией Программы и обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на ее выполнение, осуществляет государственный заказчик - Федеральное агентство по промышленности.

Экспертные проверки реализации Программы осуществляются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства по промышленности и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

При реализации государственной политики Российской Федерации в области химического разоружения взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечивает Государственная комиссия по химическому разоружению.


VI. Оценка эффективности социально-экономических, медико-санитарных и экологических последствий реализации Программы


Ожидаемыми социально-экономическими, медико-санитарными и экологическими последствиями реализации Программы являются:

выполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции;

оздоровление экологической обстановки в районах расположения объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и объектов по его производству и разработке;

расширение международного сотрудничества при выполнении Программы в целях реализации положений Конвенции;

сохранение здоровья граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству и разработке, а также после завершения указанных работ;

улучшение социально-бытовых условий для граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, путем строительства жилья, медицинских учреждений, школ, культурно-бытовых учреждений и инженерных сооружений;

создание около 7500 дополнительных рабочих мест для граждан, проживающих в зонах защитных мероприятий и в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия;

улучшение социально-психологической обстановки в районах хранения и уничтожения химического оружия;

использование результатов научно-технических исследований, полученных при выполнении мероприятий Программы, при создании и эксплуатации других химико-технических объектов;

использование в хозяйственных целях продуктов утилизации химического оружия, создание запасов технического металлического мышьяка в размере около 2,5 тыс. тонн (экономический эффект будет определен после проведения маркетинговых исследований);

получение в процессе утилизации химических боеприпасов лома черных металлов в размере 600 тыс. тонн и цветных металлов в размере около 600 тонн (экономический эффект может составить 0,6 млрд. рублей);

использование региональных систем экологического и социально-гигиенического мониторинга, созданных в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия (экономический эффект может составить около 1,3 млрд. рублей);

создание системы информационного обеспечения граждан и общественных организаций по вопросу реализации основных мероприятий Программы;

устранение потенциальной опасности, исходящей от объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и объектов по его производству и разработке, ликвидация последствий их деятельности.


Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Уничтожение запасов химического оружия
в Российской Федерации"


Распределение запасов химического оружия по способу хранения
(по состоянию на 1 января 2005 г.)


(процентов)

Тип отравляющего вещества

Способ хранения отравляющего вещества

в корпусах боеприпасов и устройствах

в емкостях

Ви-икс

100

-

Зарин

100

-

Зоман

100

-

Люизит

2

98

Ипритно-люизитные смеси

40

60

Иприт *

-

100

Фосген *

100

-


_____________________________

* В 2002-2003 годах уничтожены


Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Уничтожение запасов химического оружия
в Российской Федерации"


Перечень
мест хранения химического оружия (по состоянию на 1 января 2005 г.)




Место хранения

Объем запасов (процентов)

Отравляющие вещества

ви-икс

зарин

зоман

люизит

ипритнолюизитные смеси

Пос. Горный (Саратовская область)

1,3

-

-

-

+

+

Г. Камбарка (Удмуртская Республика)

15,9

-

-

-

+

-

Г. Кизнер

(Удмуртская Республика)

14,2

+

+

+

+

-

Г. Щучье (Курганская область)

13,6

+

+

+

-

-

Пос. Марадыковский (Кировская область)

17,4

+

+

+

-

+

Пос. Леонидовка (Пензенская область)

17,2

+

+

+

-

-

Г. Почеп (Брянская область)

18,8

+

+

+

-

-


Приложение N 3

к федеральной целевой программе

"Уничтожение запасов химического оружия

в Российской Федерации"


Перечень
объектов по производству и разработке химического оружия, подлежащих конверсии или уничтожению



Объект

Предприятие (акционерное общество)

Техническое состояние объекта на 1 января 2005 г

I. Объекты по производству химического оружия

1.

Опытное производство зарина, зомана, ви-икс и снаряжение ими боеприпасов (корпус 22)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Волгоград

уничтожен, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия об уничтожении

2.

Производство иприта (корпус 101)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Волгоград

уничтожен, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия об уничтожении

3.

Снаряжение боеприпасов фосгеном (корпус 193)

открытое акционерное общество "Корунд", г. Дзержинск (Нижегородская область)

уничтожен, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия об уничтожении

4.

Снаряжение боеприпасов синильной кислотой (корпус 172)

открытое акционерное общество "Корунд", г. Дзержинск (Нижегородская область)

уничтожен, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия об уничтожении

5.

Производство иприта (корпус 308 А)

открытое акционерное общество "Капролактам", г. Дзержинск (Нижегородская область)

уничтожен, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия об уничтожении

6.

Снаряжение боеприпасов смесью иприта и люизита (корпуса 251, 252, 310)

открытое акционерное общество "Капролактам", г. Дзержинск (Нижегородская область)

уничтожен

7.

Производство люизита (корпуса 26, 43)

общество с ограниченной ответственностью "Волгопромхим"*, г. Чапаевск (Самарская область)

уничтожен, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия об уничтожении

8.

Производство люизита (I очередь, корпуса 305, 305 Б, 315, 316, 317, 319 и 319 А)

открытое акционерное общество "Капролактам", г. Дзержинск (Нижегородская область)

Организацией по запрещению химического оружия одобрен детальный план уничтожения (1 этап), уничтожено специализированное оборудование корпуса 317 и вентиляционные трубы 305 Б, 319 А, разработан и представлен в Организацию по запрещению химического оружия детальный

план 2-й фазы уничтожения объекта, с Организацией по запрещению химического оружия заключено соглашение по объекту

9.

Производство вещества типа ви-икс и снаряжение им боеприпасов (часть корпуса 350, труба 366 А, части корпусов 352, 353 и труба 366 Б)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Новочебоксарск (Чувашская Республика)

представлен в Организацию по запрещению химического оружия и одобрен детальный план уничтожения (1 этап) корпуса 350 и частично корпуса 352, уничтожаются часть корпуса 350 и труба 366 А, а также специализированное и стандартное оборудование, Организацией по запрещению химического оружия одобрена демилитаризация части вспомогательных корпусов 352, 353 и вентиляционной трубы 366 Б

10.

Производство аминомеркаптана (часть корпусов 370, 370 А и 370 Б)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Новочебоксарск (Чувашская Республика)

конверсия проведена, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия о конверсии, проводится хозяйственная деятельность в соответствии с заявкой на конверсию и уведомлением об изменении конверсионной деятельности, одобренной Организацией по запрещению химического оружия

11.

Производство хлорэфира (часть корпуса 350 А и труба 350 Б)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Новочебоксарск (Чувашская Республика)

Организацией по запрещению химического оружия одобрен сводный план проверки и демилитаризации, проводится хозяйственная деятельность

12.

Установка в боеприпасы химических подзарядов (корпуса 1 и 3 и труба 1 А)

открытое акционерное общество "Химпром", г Новочебоксарск (Чувашская Республика)

конверсия проведена, Организацией по запрещению химического оружия одобрен сводный план проверки и конверсии, проводится хозяйственная деятельность

13.

Подготовка к снаряжению нехимических частей химических боеприпасов (корпус 351)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Новочебоксарск (Чувашская Республика)

конверсия проведена, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия о конверсии

14.

Производство люизита, II очередь (часть корпуса 317)

открытое акционерное общество "Капролактам", г. Дзержинск (Нижегородская область)

конверсия проведена, проводится хозяйственная деятельность в соответствии с заявкой, поданной в Организацию по запрещению химического оружия

15.

Производство по снаряжению боеприпасов синильной кислотой (часть корпуса 4)

открытое акционерное общество "Оргстекло", г. Дзержинск (Нижегородская область)

конверсия проведена, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия о конверсии

16.

Производство иприта (корпус 75)

общество с ограниченной ответственностью "Волгопромхим"*, г. Чапаевск (Самарская область)

конверсия проведена, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия о конверсии

17.

Производство по снаряжению боеприпасов смесью иприта и люизита (корпуса 3, 5, 4, 9, 12, 26)

общество с ограниченной ответственностью "Волгопромхим"*, г. Чапаевск (Самарская область)

конверсия проведена, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия о конверсии

18.

Производство иприта (корпуса 8, 9, 10)

общество с ограниченной ответственностью "Берхимпром"**, г. Березники (Пермская область)

конверсия проведена, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия о конверсии

19.

Производство зарина (корпуса 304, 310)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Волгоград

Организацией по запрещению химического оружия одобрен сводный план проверки и демилитаризации, проводится хозяйственная деятельность

20.

Производство зомана (корпуса 304 А, 1157)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Волгоград

Организацией по запрещению химического оружия одобрен сводный план проверки и демилитаризации, проводится хозяйственная деятельность

21.

Производство по снаряжению боеприпасов зарином, зоманом и зоманом вязким (корпуса 304 Б, 600, 602, 603, 605, 605 А, труба 1123)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Волгоград

конверсия корпусов 600, 603, 605, 605 А проведена, уничтожены корпуса 602, 304 Б и труба 1123

22.

Производство по снаряжению нехимических частей химических боеприпасов (корпус 601, 604)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Волгоград

уничтожен корпус 604, завершается конверсия корпуса 601, проводится хозяйственная деятельность

23.

Производство дифторангидрида метилфосфоновой кислоты (корпуса 301, 302)

открытое акционерное общество "Химпром", г. Волгоград

уничтожен корпус 302, завершается конверсия корпуса 301, в Организацию по запрещению химического оружия представлено уведомление об изменении демилитаризации

24.

Производство по снаряжению боеприпасов смесью иприта и люизита (корпуса 251 и 252)

открытое акционерное общество "Химпром",г. Волгоград

конверсия проведена, выдан сертификат Организации по запрещению химического оружия о конверсии

II. Объект по разработке химического оружия


Разработка химического оружия (корпуса 21-26)

филиал федерального государственного унитарного предприятия "ГосНИИОХТ" "Шиханы"

объект находится в стадии ликвидации последствий деятельности по разработке химического оружия


_____________________________

* Общество с ограниченной ответственностью "Волгопромхим" является собственником объектов, ранее принадлежавших Средне-Волжскому заводу химикатов

** Общество с ограниченной ответственностью "Берхимпром" является собственником объекта, который ранее принадлежал открытому акционерному обществу "Сода"


Приложение N 4

к федеральной целевой программе

"Уничтожение запасов химического оружия

Российской Федерации"


Объем и сроки уничтожения химического оружия 1 категории


(тыс тонн)

Срок
уничтожения

Объем уничтоженного химического оружия

по годам

нарастающим итогом

2002 год

0,055

0,055 *

2003 год

0,561

0,616 *

2004 год

0,169

0,785 *

2005 год

0,304

1,089

2006 год

5,202

6,291

2007 год

3

9,291

2008 год

5,97

15,261

2009 год

7,787

23,048

2010 год

7,72

30,768

2011 год

6,047

36,815

2012 год

3,151

39,966


_____________________________

* Фактически уничтожено по состоянию на 31 декабря указанного года


Приложение N 5
к федеральной целевой программе
"Уничтожение запасов химического оружия
в Российской Федерации"


Объемы капитальных вложений, предусмотренных для строительства объектов по уничтожению химического оружия* (без учета капитальных вложений на развитие социальной инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия)


(млн. рублей, до 2006 года - в ценах соответствующих лет, с 2006 года - в ценах 2006 года)


Наименование объекта

Общий объем капитальных вложений

Объемы капитальных вложений

объекты основного производства

объекты вспомогательного назначения

объекты общего назначения

управляющая система технической безопасности с оперативно-координационным центром

промышленная зона

внешние инженерные сети

военный городок

жилая зона

зона международной инспекции

поликлинический консультативнодиагностический центр

Объект 1282 (пос. Горный)

8 057,29


-

3973

1 797,51

1 150,95

958,54

89,15

88,14


-

Объект 1281 (г. Камбарка)

8 918,6

-

2 938,52

2 324,22

489,64

2 155,12

189,87

186,9

634,33

Объект 1596 (г. Кизнер)

8 352,18

-

4 927,07

684,6

395,57

1 864,81

282,67

197,46

-

Объект 1597 (г. Щучье)

17 690,86

-

13 741,41

1 214,52

281,85

1 875,97

391,71

125,82

59,58

Объект 1726 (пос. Марадыковский)

9 310,5

-

6 443,39

1 050,35

331,64

1 205,07

137,65

142,4

-

Объект 1728 (пос. Леонидовка)

11 050,9

-

5 399,39

1 112,3

275,3

1 881,4

74,6

149,2

2 158,71

Объект 1729 (г. Почеп)

10 110,62

-

5 840,91

1 751,75

468,02

1 824,18

74,31

151,45

-

Управляющая система технической безопасности с оперативно-координационным центром

170,5

170,5

-

-

-

-

-

-

-

ИТОГО

73 661,45

170,5

43 263,69

9 935,25

3 392,97

11 765,35

1 239,95

1 041,37

2 852,62


_____________________________

*Объемы капитальных вложений будут уточняться в соответствии с проектно-сметной документацией.


Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Уничтожение запасов химического оружия
в Российской Федерации"


Распределение затрат на реализацию основных мероприятий Программы


(млн. рублей, до 2006 года - в ценах соответствующих лет, с 2006 года - в ценах 2006 года)


Источники финансирования и направления расходов

1996-2012 годы - всего

В том числе

освоено на 1 января 2005 г.

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Средства федерального бюджета

160 356,94

21 460,44

11 160

18 287,98

24 058,42

24 053,81

22 102,29

16 000,71

13 994,93

9 238,36

Выделяемая техническая помощь*

10 515,54

3 589,44

2 325,4

3000

1 100

348,2

152,5

-

-

-

Необходимая техническая помощь**

34 167,84

3 589,44

2 325,4

3000

5500

6 103

5890

3480

2530

1 750

Капитальные вложения - всего

80 806,65

18 721,44

10 149,6

15 938,7

18 622,2

11 703,9

4 978,91

691,9

-

-

в том числе:











создание объектов по уничтожению химического оружия

73 490,94

17 140,54

9 137,3

14 687,2

17 395,3

10 557,7

4 272,51

300,4

-

-

из них за счет средств федерального бюджета

62 975,41

13551,1

6811,9

11 687,2

16 295,3

10 209,5

4 120,01

300,4

-

-

создание объектов социальной инфраструктуры в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия***

7 145,2

1 580,9

934,3

1 216,5

1 194,4

1 121,2

706,4

391,5

-

-

создание управляющей системы технической безопасности хранения и уничтожения химического оружия с оперативно-координационным центром

170,5

-

78

35

32,5

25

-

-

-

-

НИОКР (средства федерального бюджета)

3 151,11

1 294,27

243,8

249,3

339,74

362,8

307

254,6

89,9

9,7

Прочие расходы - мероприятия по уничтожению запасов химического оружия (средства федерального бюджета) - всего

86 914,72

5 034,17

3092

5 099,98

6 196,48

12 335,31

16 968,88

15 054,21

13 905,03

9 228,66

в том числе:











ликвидация последствий деятельности объектов по производству и разработке химического оружия

4 044,71

1 066,51

490

1490

998,2

-

-

-

-

-

обеспечение всех видов безопасности при хранении и уничтожении химического оружия и содержание корпусов объектов по производству и разработке химического оружия до завершения работ по ликвидации последствий их деятельности

4 278,57

1 001,23

542,6

519,1

624,8

451,1

409,5

245,54

249,7

235

уничтожение запасов химического оружия

66 541,34

2 124,54

1 370,6

2 163,6

3 175

9 850,1

14 626,7

13217,1

12 225,2

7 788,5

обеспечение работы управляющей системы технической безопасности хранения и уничтожения химического оружия с оперативно-координационным центром

20

-

2

3

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

обеспечение проведения государственного экологического мониторинга окружающей среды

1 198,95

124,95

154

130

160

180

160

140

100

50

медико-санитарное обеспечение персонала объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, граждан, проживающих в зонах защитных мероприятий, и комплексное обследование территорий вокруг объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия

2 377,52

132,52

245

250

350

420

380

300

200

100

материально-техническое обеспечение производственного процесса при хранении и уничтожении химического оружия

3 112,9

49,27

100,7

255

475

575

545

379,4

375

358,53

подготовка и переподготовка кадров для объектов по уничтожению химического оружия

233

6

11

20

80

75

33,5

7,5

-

-

обеспечение готовности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, объектов по производству и разработке химического оружия, предприятий промышленности, подконтрольных Конвенции, для проведения международных инспекций

218,03

44,03

19,6

20,6

22,3

22,3

22,3

22,3

22,3

22,3

информационное обеспечение выполнения Программы

195,4

59,7

18,1

18,1

18,1

18,1

18,1

18,1

18,1

9

санация загрязненных территорий, принадлежащих объектам по хранению и объектам по уничтожению химического оружия и вывод объектов из эксплуатации

2000

-

-

-

-

400

400

400

400

400

обеспечение мер проверки в соответствии с положениями Конвенции

2 694,3

425,42

138,4

230,58

290,58

341,21

371,28

321,77

312,23

262,83


_____________________________

*Учтены только заключенные соглашения об оказании финансовой и технической помощи (по состоянию на 1 января 2005 г.).

**Объем средств, выделяемых участниками программы глобального партнерства государств "группы восьми" на реализацию основных мероприятий Программы, ежегодно уточняется с учетом заключенных соглашений о финансировании мероприятий по направлениям расходов. Исходя из этого ежегодно уточняется объем средств федерального бюджета, необходимый для реализации Программы.

***Объем средств, выделяемых на строительство объектов социальной инфраструктуры, будет уточнен после утверждения технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов по уничтожению химического оружия.


Приложение N 7
к федеральной целевой программе
"Уничтожение запасов химического оружия
в Российской Федерации"


Финансовая и техническая помощь в области химического разоружения,
оказанная Российской Федерации иностранными государствами
(по состоянию на 1 января 2005 г.)


(млн. долларов)

N п/п

Государство, оказывающее помощь

Направление помощи

Срок оказания помощи

Объем помощи (по соглашениям)

Выделено средств

1.

Великобритания

финансирование строительства систем водоснабжения, внешнего энергоснабжения, закупка оборудования (корпус 1А) для объекта уничтожения химического оружия в г. Щучье (Курганская область)

2001-2012 годы

120,1

8,06

2.

Германия

поставка и монтаж технологического оборудования и средств контроля для объектов по уничтожению химического оружия в пос. Горный (Саратовская область) и г. Камбарка (Удмуртская Республика)

1993-2007 годы

244,7

80,64

3.

Европейский Союз

поставка и монтаж технологического оборудования для объектов по уничтожению химического оружия в пос. Горный (Саратовская область), г. Щучье (Курганская область) и г. Камбарка (Удмуртская Республика), а также для проведения мониторинга детоксикации объектов по производству химического оружия в г. Дзержинск (Нижегородская область), разработка систем мониторинга процесса уничтожения объекта по производству химического оружия в г. Новочебоксарск (Чувашская Республика)

2000-2004 годы

22,85

15,04

4.

Италия

финансирование строительства газопровода для объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область) и строительства объекта по уничтожению химического оружия в г. Почеп (Брянская область)

2001-2008 годы

464,24

6,84

5.

Канада

финансирование проектирования и строительства системы энергоснабжения и строительства газопровода, а также подъездной железной дороги для объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область)

2001-2012 годы

31

2,92

6.

Нидерланды

финансирование строительства системы внешнего электроснабжения для объектов по уничтожению химического оружия в пос. Горный (Саратовская область) и г. Камбарка (Удмуртская Республика), финансирование закупки оборудования для объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область)

1998-2005 годы

10

7,81

7.

Норвегия

финансирование поставок оборудования для системы внешнего энергоснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область)

2004 год

2,86

2,86

8.

США

финансирование проектирования и строительства объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область), реконструкции технических средств охраны на объектах по хранению химического оружия в г. Щучье (Курганская область) и г. Кизнер (Удмуртская Республика), создания центральной аналитической лаборатории, ликвидации объектов по производству химического оружия в гг. Волгограде и Новочебоксарске

1992-2008 годы

819,23

139,37

9.

Швейцария

финансирование системы санитарно-гигиенического контроля для объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область), закупки оборудования для системы внешнего энергоснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г. Камбарка (Удмуртская Республика)

2004-2008 годы

11,69

-

10.

Швеция

финансирование проектов в области оценки рисков на объекте по хранению химического оружия в г. Камбарка (Удмуртская Республика) и оснащение центра общественных связей и центральной городской больницы в г. Камбарка (Удмуртская Республика)

1993-2001 годы

0,36

0,36

11.

Финляндия

поставка на объекты по хранению химического оружия в г. Камбарка (Удмуртская Республика) и пос. Горный (Саратовская область) приборов контроля за окружающей средой при хранении люизита

2002-2003 годы

0,83

0,83

12.

Польша

разработка технологии и создание опытно-промышленной установки по переработке реакционных масс, получаемых при уничтожении люизита

2003-2004 годы

0,1

0,07

13.

Чехия

финансирование проекта по созданию системы внешнего энергоснабжения (закупка оборудования) для объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область)

2004 год

0,06

0,06

14.

Новая Зеландия

финансирование проекта по созданию системы внешнего энергоснабжения для объекта по уничтожению химического оружия в г. Щучье (Курганская область)

2005 год

0,85

-


ИТОГО



1728,87

264,86


Приложение N 8
к федеральной целевой программе
"Уничтожение запасов химического оружия
в Российской Федерации"


Целевые индикаторы и показатели реализации Программы



Единица измерения

2004-2012 годы - всего

В том числе

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1. Уничтожение отравляющих веществ

тыс. тонн

39,966

0,692

0,304

5,202

3

5,97

7,787

7,72

6,047

3,244

2. Созданные объекты по уничтожению химического оружия в:

ед.

7










пос. Горный (Саратовская область)


1










г. Камбарка (Удмуртская Республика)


1



1







г. Кизнер (Удмуртская Республика)


1






1




г. Щучье (Курганская область)


1





1





пос. Марадыковский (Кировская область)


1



пуск объекта в две очереди






пос. Леонидовка (Пензенская область)


1





пуск объекта в две очереди




г. Почеп (Брянская область)


1





1





3. Ликвидированные объекты по производству и разработке химического оружия:

ед.

5










открытое акционерное общество "Химпром" (г. Новочебоксарск)


1




1






открытое акционерное общество "Химпром" (г. Волгоград)


1


1








открытое акционерное общество "Капролактам" (г. Дзержинск)


1




1






общество с ограниченной ответственностью "Волгопромхим" (г. Чапаевск)

ед.

1



1







филиал федерального государственного унитарного предприятия "ГосНИИОХТ" "Шиханы"


1




1






4. Созданные дополнительные рабочие места в районах расположения объектов по уничтожению химического оружия:

количество мест

7500

500

500

600

2000

2400

1150

350



г. Камбарка (Удмуртская Республика)


1000

500

400

100







г. Кизнер (Удмуртская Республика)


1050





500

400

150



г. Щучье (Курганская область)


1500




500

600

300

100



пос. Марадыковский (Кировская область)


1350


100

500

600

150





пос. Леонидовка (Пензенская область)


1350




500

600

200

50



г. Почеп (Брянская область)


1250




400

550

250

50



5. Проведенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

количество работ

289

47

36

32

40

43

39

32

14

6

6. Созданные объекты социальной и инженерной инфраструктуры:












жилые дома

штук

125

105

2

2

4

6

6




газопроводы высокого давления

км

188

85


98

5






электроподстанции

штук

7

3

1

1

2






школы

штук

6

2

1

1

1

1





детские сады

штук

7

2

1

2

1

1".






Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" изложена в новой редакции. Государственным заказчиком Программы и ее основным разработчиком назначено Федеральное агентство по промышленности (ранее - Российское агентство по боеприпасам).

Основными целями Программы являются: уничтожение запасов химического оружия в РФ; конверсия или уничтожение объектов по производству, разработке химического оружия и ликвидация последствий их деятельности; выполнение РФ обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (ранее в качестве цели было выполнение обязательств по Конвенции, остальное - задачи).

Закреплены новые задачи Программы (строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия, конверсия или уничтожение 24 объектов по производству химического оружия и 1 объекта по его разработке и др.).

Закреплены новые целевые индикаторы и показатели Программы, сроки и этапы ее реализации. Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 160,4 млрд. рублей (ранее общий объем финансирования составлял 92,7 млрд. рублей).

Определены краткие итоги реализации Программы до 2005 года (уничтожение химического оружия 2 и 3 категорий, 1% запасов химического оружия 1 категории, 800 тонн отравляющих веществ, 7 объектов по производству химического оружия, демилитаризация 11 объектов и др.).

Закреплены новые ожидаемые последствия реализации Программы (сохранение здоровья граждан, создание около 7500 дополнительных рабочих мест, создание запасов технического металлического мышьяка в размере около 2,5 тыс. тонн, получение лома черных металлов в размере 600 тыс. тонн и цветных металлов в размере около 600 тонн и др.).


Постановление Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 639 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 г. N 44 ст. 4563


Актуальный текст документа