Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 13 июля 2005 г. N ВС/0236 Об аналитической записке по информации о причинах неуплаты штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности за нарушения земельного законодательства, требований по использованию и охране земель

Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости
от 13 июля 2005 г. N ВС/0236


Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости направляет для сведения аналитическую записку по информации о причинах неуплаты штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, требований по использованию и охране земель, а также таблицу о непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций за 2003 год на отчетный 2004 год.


Заместитель руководителя Федерального
агентства кадастра объектов недвижимости

В.А. Самолетов


Приложение


Аналитическая записка по информации о причинах неуплаты штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности за нарушения земельного законодательства, требований по использованию и охране земель


В связи с запросом-требованием руководителя группы - заместителя начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации N 10-40/10-3/2 от 23 мая 2005 г. Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости были запрошены из управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации сведения об остатках непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций за 2003 год на начало 2004 года, взысканных штрафах в 2004 году по остатку 2003 года, остатках непогашенной задолженности за 2003 год на конец 2004 года, об отмене ранее принятых решений о наложении штрафных санкций на начало 2004 года.

В соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) от 26 мая 2005 г. N ВС/0173 о предоставлении территориальными органами Роснедвижимости сведений о причинах неуплаты штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, в адрес Роснедвижимости представлены разъяснения о причинах не взыскания штрафов с приложением таблиц, где указаны суммы не взысканных штрафов, перешедших на отчетный период - 2004 год.

Указанные сведения на 20 июня 2005 года представили 84 управления по субъектам Российской Федерации.

Не представили сведения следующие управления по субъектам Российской Федерации: Республика Северная Осетия, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Проанализировав поступившую информацию, Управление государственного земельного контроля Роснедвижимости сообщает следующее.

В целом по Российской Федерации остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций за 2003 год на начало отчетного 2004 года составил 30140,6 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности за 2003 год на конец 2004 года составил 11280,0 тыс. рублей.

Анализ информации об остатках непогашенной задолженности и причинах не уплаты штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, требований по использованию и охране земель по семи федеральным округам показал следующее.

Остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций на начало отчетного 2004 года в целом по Центральному федеральному округу составил 2668,8 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности на конец 2004 года с учетом остатка 2003 года в целом по Центральному федеральному округу составил 956,7 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций на начало отчетного 2004 года в целом по Северо - Западному федеральному округу составил 2661,0 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности на конец 2004 года в целом по Северо - Западному федеральному округу составил 234,1 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций на начало отчетного 2004 года в целом по Южному федеральному округу составил 5642,1 тыс. рублей. Остаток непогашенной задолженности на конец 2004 года в целом по Южному федерального округу составил 926,5 тыс. рублей. Остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций на начало отчетного 2004 года в целом по Приволжскому федерального округу составил 7686,2 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности на конец 2004 года в целом по Приволжскому федеральному округу составил 2190,4 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций на начало отчетного 2004 года в целом по Уральскому федеральному округу составил 6372,0 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности на конец 2004 года в целом по Уральскому федеральному округу составил 4182,7 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций на начало отчетного 2004 года в целом по Сибирскому федеральному округу составил 4443,5 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности на конец 2004 года в целом по Сибирскому федеральному округу составил 2480,3 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности по взысканию штрафных санкций на начало отчетного 2004 года в целом по Дальневосточному федеральному округу составил 667,0 тыс. рублей.

Остаток непогашенной задолженности на конец 2004 года в целом по Дальневосточному федеральному округу составил 309,3 тыс. рублей.

Обобщив представленные управлениями Роснедвижимости сведения, можно сделать вывод о том, что на конец отчетного периода сумма задолженности значительно снизилась, что свидетельствует о том, что работа в этом направлении проводится и контролируется.

Анализ причин не взыскания и несвоевременного взыскания штрафных санкций с лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, показал следующее.

Наиболее распространенными причинами не взыскания штрафных санкций службой судебных приставов-исполнителей с юридических лиц являются: приостановление деятельности, а также ликвидация юридических лиц, признание их банкротами.

При процедуре банкротства предприятия, основные средства идут на погашение задолженности по заработной плате, налоги и т.д.

Кроме того, существует порядок очередности исполнения постановлений - оплата штрафных санкций является 4-ой очередью. Например, в Оренбургской области по этой причине не взыскано штрафных санкций на сумму 148 тыс. рублей.

Основными причинами не взыскания штрафных санкций также являются отсутствие средств и имущества у должников, на которое можно обратить взыскание, истечение срока давности, смерть должников.

Так, в Алтайском крае, судебный пристав-исполнитель, рассмотрев материалы исполнительного производства, установил, что у должника имущества, подлежащего аресту и описи, не имеется, предприятие не функционирует, руководитель уволился, в связи с чем исполнительный лист был возвращен взыскателю без исполнения со ссылкой на ст. 27 п. 1 п.п. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Такие случаи имеют место и во многих других управлениях Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для исполнения данного вида постановлений установлен годичный срок.

Так, в Ульяновской области судебными приставами-исполнителями не были приняты документы к исполнению в связи с пропущенными сроками направления постановлений на принудительное взыскание по вине государственных земельных инспекторов территориальных межрайонных подразделений Роснедвижимости по Ульяновской области на общую сумму 20 тыс. рублей. Аналогичные случаи имели место в Волгоградской области, в Тульской области не принято 4 постановления на общую сумму 22 тыс. рублей.

По этой же причине не были взысканы штрафы с лиц, подвергнутых административному взысканию, в Рязанской, Липецкой, Брянской области.

Управления указанных областей отреагировали на указанные нарушения.

Так, Управление Роснедвижимости по Рязанской области в адрес должностных лиц, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель на территории Рязанской области, направило письмо с указанием на недопустимость впредь подобных нарушений.

Управление Роснедвижимости по Рязанской области за указанное упущение (не взыскано 10 тыс. рублей) виновных лиц привлекло к дисциплинарной ответственности.

Причинами не взыскания штрафов является и выезд должников за пределы Российской Федерации, перемена места жительства, неправильное указание в учредительных документах адресов юридических лиц.

Так, по информации, полученной из Управления Роснедвижимости по Республике Дагестан, в связи с безработицей, имеющей место в республике, многие должники выезжают на заработки в другие регионы страны, установить их место жительства невозможно, а, следовательно, невозможно и взыскать штрафы. Для установления места нахождения должника в отношении него объявляется розыск, в связи с чем исполнительное производство приостанавливается.

Причинами не взыскания штрафов или несвоевременного их взыскания является также обжалование должниками постановлений о привлечении к административной ответственности, и их отмена в судебном порядке. Из представленной информации управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации видно, что за отчетный 2004 год отменено постановлений по жалобам лиц, привлеченных к административной ответственности, на сумму 7968, 1 тыс. рублей.

По ряду субъектов Российской Федерации имеют место случаи, когда судебные приставы-исполнители несвоевременно исполняют постановления, либо необоснованно возвращают постановления о наложении административных штрафов. Управления вынуждены повторно направлять исполнительные документы судебным приставам для исполнения.

Так, в городе Екатеринбурге в службу судебных приставов было направлено 102 административных материала, исполнено же за год 66 материалов, включая административные штрафы за 2001 - 2003 годы. В декабре 2004 г. было окончено исполнительное производство по исполнительному документу 1999 года, 2001 года; в 2005 году было окончено исполнительное производство от 2002 года.

В целях эффективного исполнения вынесенных постановлений и предупреждений, в случае, если не устранены факты ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания и правонарушений, указанных в предупреждении, федеральный орган исполнительной власти (территориальные органы Роснедвижимости), вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в виду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, для последующего обращения в суд с иском о принудительном прекращении права на земельный участок либо о принудительном изъятии земельного участка.

Следует отметить, что для того, чтобы в полной мере обладать сведениями по оплате нарушителями штрафных санкций и оперативно принимать меры административного воздействия, для исполнения функций администратора по контролю за правильностью исчисления, полнотой и учета денежных средств (штрафов), многими управлениями Роснедвижимости заключены соглашения с управлениями федерального казначейства. Заключение соглашений позволит свести до минимума не взыскания наложенных штрафов.


Управление государственного земельного контроля
Федерального агентства кадастра объектов недвижимости



Проведен анализ причин неуплаты штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, требований по использованию и охране земель.

Наиболее распространенными причинами невзыскания штрафных санкций службой судебных приставов-исполнителей с юридических лиц являются: приостановление деятельности, а также ликвидация юридических лиц, признание их банкротами.

Основными причинами невзыскания штрафных санкций также являются отсутствие средств и имущества у должников, на которое можно обратить взыскание, истечение срока давности, смерть должников.

Причинами невзыскания штрафов является и выезд должников за пределы РФ, перемена места жительства, неправильное указание в учредительных документах адресов юридических лиц.


Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 13 июля 2005 г. N ВС/0236


Текст письма размещен на сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Internet (http://www.kadastr.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение