Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 20 августа 2001 г. N А19-5045/01-28-Ф02-1854/01-С1
(извлечение)
См. также Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2003 г. N А19-5045/01-28-Ф02-3911/02-С1
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 сентября 2001 г. N А19-5045/01-28-Ф02-1854/01-С1 в тексте настоящего Постановления исправлены опечатки
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Востсибтрейд" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской таможне о признании недействительным постановления по делу о нарушении таможенных правил N 2400-41/01 от 14.03.2001.
Решением арбитражного суда от 7 июня 2001 г. в иске отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Обжалуя принятое решение, истец указывает на то, что таможенным органом дана неправильная классификация товара как лома черных металлов, а также указывает на нарушение судом норм процессуального права, поскольку им отклонено заявленное истцом ходатайство о назначении и проведении экспертизы.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (уведомления N 398 от 25.07.2001, N 399 от 24.07.2001).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 20 августа 2001 г. в порядке, предусмотренном статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Востсибтрейд" и Маньчжурская компания при Внешнеторгово-экономической компании Хулунбуйрского аймака АРВМ КНР заключили договор N НЕТМС-АА-36007 от 25.12.2000 и дополнительное соглашение к нему от 15.01.2001 о поставке железнодорожных рельсов бывших в употреблении IV группы годности.
В соответствии с контрактом ООО "Востсибтрейд" предъявило к таможенному оформлению в режиме "Экспорт" товар - рельсы железнодорожные б/у марки Р-65 и Р-50 в количестве 126400 кг по грузовой таможенной декларации N 02402/110101/0000181, обозначив в ней в соответствии с ТН ВЭД код товара - 7302109000.
При проведении таможенного оформления и контроля Иркутской таможней установлено, что товар является ломом черных металлов и должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 7204499900.
По данному факту составлен протокол о нарушении таможенных правил N 02400-41/01 от 16.01.2001.
Постановлением N 02400-41/01 от 14 марта 2001 г. ООО "Востсибтрейд" привлечено к ответственности на основании статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушение таможенных правил, выразившихся в заявлении недостоверных сведений, что привело к занижению таможенных платежей на сумму 62955 рублей 90 копеек. С общества взыскан штраф в размере 100 % от суммы неуплаченных таможенных платежей без отзыва лицензии или квалификационного аттестата.
ООО "Востсибтрейд" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о признании недействительным вышеуказанного постановления.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд мотивировал его тем, что согласно Указаниям ГТК Российской Федерации N 01-14/247 от 12.03.1996 "О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД" (в редакции от 31.01.1997) изделия, окончательно не пригодные для использования в том качестве, для которого они были первоначально предназначены, вследствии поломки, разрезов, износа и других причин, классифицируются как лом материалов, входящих в состав. Предъявленный к таможенному оформлению товар является ломом черных металлов и должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 7204499900. Отсюда суд сделал вывод о правомерности привлечения истца к ответственности за нарушение таможенных правил на основании статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 217 Таможенного кодекса Российской Федерации классификация товаров отнесена к исключительной компетенции таможенных органов.
Решения таможенных органов Российской Федерации о классификации товаров являются обязательными. Решения других органов и учреждений по классификации товаров не используются в таможенных целях.
Согласно Положению о порядке принятия ГТК России предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешне-экономической деятельности (ТН ВЭД), утвержденному Приказом ГТК России N 254 от 30.03.2000, лицо вправе получить предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России. Такое решение принимается ГТК Российской Федерации по письменному обращению заинтересованного лица до момента представления в таможенный орган товара для целей таможенного оформления и таможенного контроля.
Кроме того, Приказом ГТК России от 7 августа 1995 г. N 484 утвержден "Порядок классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД", согласно которому классификационное решение может быть принято соответствующими таможенными органами, указанными в пунктах 1-3 Порядка, по письменному запросу заинтересованного лица.
Из этого следует, что заинтересованные лица могут получить в таможенных органах необходимые сведения о кодах перевозимых товаров и правильно оформить грузовую таможенную декларацию. Данная возможность истцом не была использована.
Заключение эксперта Восточно-Сибирской региональной таможенной лаборатории N 0-211-2001 от 31.01.2001 не может быть признано решением таможенного органа, поскольку таможенные лаборатории к числу таможенных органов не относятся (статьи 8, 9 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приказом ГТК России N 240 от 14.04.99 (в редакции от 10.03.2000 N 176) выданные таможенными лабораториями, а также любыми экспертными учреждениями заключения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России носят исключительно рекомендательный характер.
Вместе с тем, в силу указания ГТК от 12.03.1996 N 01-14/247 "О классификации отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД" (в редакции приказа ГТК Российской Федерации от 31.01.97 N 43), при наличии у должностного лица таможенного органа оснований полагать, что заявленные декларантом сведения, касающиеся невозможности или возможности использования изделий в том качестве, для которого они предназначены, и информация о составе материалов, из которых состоят изделия, не соответствует действительности, решение об их классификации принимается таможенным органом на основании заключения таможенной лаборатории.
Заключение должно содержать информацию о возможности использования изделий в первоначальном качестве и сведения об их качественно-количественном составе.
Как следует из материалов дела, классификационное решение N 04-21/0919 от 28.02.2001 вынесено на основании заключения эксперта Восточно-Сибирской региональной таможенной лаборатории N 0-211-2001 от 31.01.2001. В указанном заключении эксперта установлено, что рельсы складированы навалом (примерно 150-160 штук). Длина рельсов 1 шт. - 1,2 метра, 3 шт. - от 2,1 до 2,5 метров, 1 шт. - 1,7 метра, остальные рельсы длиной 12,5 метров, 8 метров. Сколов и трещин визуально не обнаружено. Торцы рельсов длиной 12,5 метров, 8 метров ровные, то есть резка произведена рельсопильной машиной. Износ головки рельсов (определяется выборочно) 10-12 мм, что соответствует 4-й группе годности. Маркировки о выбраковке рельсов нет. Экспертом сделан вывод о том, что представленный на исследование товар является рельсами железнодорожными, бывшими в употреблении. Рельсы длиной 8 метров и 12,5 метров соответствуют IV группе годности и для укладки в путь в системе Министерство путей сообщения Российской Федерации не используется.
В соответствии с ТН ВЭД 7204499900 кодом обозначаются отходы и лом черных металлов; а также слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки).
Товарная позиция металличекие отходы и лом включает отходы и лом черных металлов, как определено в примечании 8(а) к разделу XV.
Такие отходы и лом черных металлов могут иметь разнообразный характер и обычно принимают следующую форму:
отходы и лом в результате производства или механической обработки черных металлов (например, прибыльные концы, опилки и стружка);
изделия из черных металлов, определенно не пригодные для использования из-за поломки, разрезов, износа или других причин.
Отходы и лом черных металлов обычно подготавливаются посредством следующих процессов: резка ножницами или газовым резаком тяжелых и длинных деталей; прессование в пакеты с помощью гидравлического пресса, разборка кузовов автомобилей и другого легковесного лома, после чего следует сортировка (возможно, магнитная), чтобы получить достаточно чистый продукт высокой плотности; дробление и прессование в брикеты опилок и стружек черных металлов; дробление старых чугунных изделий.
В данную товарную позицию не включаются изделия, которые после ремонта или реконструкции или без них могут быть использованы для выполнения ими прежних функций или приспособлены для других целей; также не включаются изделия, которые могут быть переделаны без того, чтобы их сначала восстановили в качестве первоначального металла.
Отсюда следует вывод о том, что предъявленный к таможенному оформлению товар - рельсы железнодорожные бывшие в употреблении, соответствующие 4 группе годности не могут классифицироваться в товарной подсубпозиции 7204499900 ТН ВЭД России, поскольку ломом черных металлов не являются.
В настоящем деле необходимо учитывать, также и то, что в соответствии с дополнительным соглашением от 15 января 2001 г. к контракту N НЕТМС-АА-36-007/2000 от 25.12.2000 пункт 1.1 настоящего контракта предусматривает поставку продавцом старогодних рельсов, бывших в употреблении IV группы, не годных для укладки в главный путь, годных для укладки во второстепенных подъездных путях и для использования в малоответственном строительстве в виде подкрановых путей, балок, перекрытий и для изготовления рудничных стоек.
Цена товара за 1 тонну определена в контракте - 117 долларов, что является ценой рельсов, а не ценой лома черных металлов. Приобретен товар у Восточно- Сибирской железной дороги по цене 80 долларов за тонну, что является ценой рельсов, бывших в употреблении, в то время как цена лома черных металлов оставляет 550 рублей за тонну, что подтверждается справкой службы материально-технического снабжения Восточно-Сибирской железной дороги (л.д. N 28).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 162, 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 7 июня 2001 г. Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5045/01-28 отменить.
Принять новое решение.
Иск общества с ограниченной ответственностью "Востсибтрейд" удовлетворить.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2002 г. N А19-5045/01-28-Ф02-1854/02-С1 в следующем абзаце резолютивной части исправлена опечатка
Признать недействительным постановление Иркутской таможни по делу о нарушении таможенных правил N 02400-41/01 от 14.03.2001.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Востсибтрейд" из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 рублей.
Выдать справку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2001 г. N А19-5045/01-28-Ф02-1854/01-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст настоящего Постановления приводится с учетом исправлений, изложенных в Определениях Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2002 г. N А19-5045/01-28-Ф02-1854/02-С1 и от 18 сентября 2001 г. N А19-5045/01-28-Ф02-1854/01-С1