Положение о Всероссийском юниорском лесном конкурсе "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам") (утв. Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральным агентством по образованию 18, 16 октября 2006 г.)

Положение о Всероссийском юниорском лесном конкурсе "Подрост"
("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам")
(утв. Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральным агентством по образованию 18, 16 октября 2006 г.)


1. Общие положения


1.1 Всероссийский юниорский лесной конкурс "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам") (далее - Конкурс) является ежегодным мероприятием.

1.2 Цель Конкурса - поддержка инициативы обучающихся образовательных учреждений России по расширению и углублению знаний, приобретению умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих их экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональной ориентации.

1.3 Задачи Конкурса:

- подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других детских объединений, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда России;

- выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей детских объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности объединений учащихся эколого-биологической и эколого-лесохозяйственной направленности;

- выявление, развитие и профессиональное самоопределение одаренных детей в области эколого-лесохозяйственного образования детей и подростков;

- оказание методической помощи специалистам лесного хозяйства и педагогическим работникам, занимающимся эколого-биологическим и эколого-лесохозяйственным образованием обучающихся.

1.4. Конкурс организуют Федеральное агентство по образованию (далее - Рособразование), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), органы управления образованием, территориальные органы Рослесхоза и (или) природоохранные органы в субъектах Российской Федерации, Федеральный детский эколого-биологический центр (далее - ФДЭБЦ).


2. Участники конкурса


В Конкурсе могут участвовать обучающиеся образовательных учреждений общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования детей в возрасте от 14 до 18 лет (на период проведения финала), а также руководители детских объединений эколого-лесохозяйственной направленности образовательных учреждений России - педагогические работники и специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций.


3. Содержание, сроки и порядок проведения


3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:

для обучающихся

- лесоведение и лесоводство (лесная типология; изучение возобновления и формирования леса; влияния на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др.; восстановления леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий; разведения лесных культур и др.);

- экология лесных животных (фауна, экология и поведение птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);

- экология лесных растений (флористические и геоботанические исследования лесных растительных сообществ; изучение экологических и биологических особенностей лесных растений);

- практическая природоохранная деятельность (рассматриваются работы, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы - охрана лесов от пожаров; озеленение улиц населенных пунктов; организация и проведение разнообразных природоохранных акций; защита леса от вредителей и болезней, включая биологические способы - привлечение птиц, расселение муравьев и др.; пропаганда знаний о лесе и др.);

для руководителей детских объединений:

- формы и методы экологического образования (представление опыта (в т.ч. инновационного) работы региона, учреждения, руководителя детского объединения по организации и содержанию деятельности школьных лесничеств и других эколого-лесохозяйственных объединений обучающихся, направленного на развитие интересов и профессиональное самоопределение детей и подростков).

3.2. Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями (приложение 1) и представлены в следующих формах:

- учебно-исследовательская работа (выполняется обучающимся индивидуально);

- экологический практико-ориентированный проект (выполняется обучающимся индивидуально);

- описание опыта работы (выполняются участниками номинации "Формы и методы экологического образования").

Изменение в составе авторов в ходе Конкурса не допускается.

3.3. Конкурс проводится в три этапа: региональный (в субъектах Российской Федерации), федеральный (заочный) и финальный.

3.4. От каждого субъекта Российской Федерации на федеральный (заочный) этап органы управления образованием субъектов Российской федерации направляют не более 5 конкурсных работ победителей регионального этапа Конкурса (по одной в каждую номинацию).

3.5. Конкурсные работы вместе с протоколом регионального этапа Конкурса высылаются в Федеральный детский эколого-биологический центр по адресу: 107014, г. Москва, Ростокинский проезд, д. 3 (с указанием "Конкур "Подрост - 2006") до 22 января 2007 г. (по почтовому штемпелю).

3.6. Федеральный (заочный) этап Конкурса проводится в марте 2007 г. По итогам оценки конкурсных работ определяются участники финального этапа.

3.7. Финал Конкурса проводится в мае 2007 г., где участники защищают учебно-исследовательские работы, экологические практико-ориентированные проекты и представляют опыт работы на соответствующих секциях.

3.8. На Конкурс не принимаются работы в случаях, если:

- содержание представленной работы не соответствует тематике Конкурса;

- оформление конкурсных материалов не соответствует требованиям Конкурса;

- представленная работа получала одно из призовых мест на других конкурсах всероссийского уровня, проведенных Рособразованием в предыдущих и текущем годах.

3.9. Конкурсные материалы, поступившие на региональный и федеральный (заочный) этапы, оцениваются в соответствии с критериями (приложение 2).

3.10. Работы, присланные на Конкурс, не возвращаются.

3.11. Работы (тезисы работ, фрагменты работ) могут быть опубликованы в журналах "Лесная новь" и "Юннатский вестник", в "Российской лесной газете" или других изданиях, с сохранением авторства за участниками Конкурса.


4. Руководство конкурсом


4.1. Общее руководство Конкурсом осуществляет Оргкомитет, который создается из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных ведомств (приложение 3).

4.2. Оргкомитет Конкурса утверждает состав жюри по каждой номинации, подводит итоги Конкурса.


5. Подведение итогов конкурса


5.1. Итоги Конкурса подводятся на финальном этапе.

5.2. Все участники финала получают свидетельство участника Конкурса.

5.3. Победитель Конкурса по каждой номинации получает диплом лауреата и памятный приз.

Призеры, занявшие 2-е и 3-е места в каждой номинации, награждаются дипломами призеров и памятными призами.

5.4. Могут учреждаться призы общественных организаций, отдельных ведомств, физических лиц и т.п.

5.5. Победители Конкурса в номинациях "Лесоведение и лесоводство", "Экология лесных животных" и "Экология лесных растений" становятся участниками Международного юниорского лесного конкурса в составе делегации от Российской Федерации.

5.6. Победители (1-е место) и призеры (2-е и 3-е место) по номинациям для обучающихся, выдвигаются кандидатами на премию по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование".


6. Финансирование конкурса


6.1. Расходы по организации и проведению регионального этапа несут территориальные органы Рослесхоза, органы управления образованием субъектов Российской Федерации и (или) природоохранные органы в субъектах Российской Федерации. Возможно долевое участие и (или) привлечение иных средств, в т.ч. средств спонсоров.

6.2. Расходы по организации и проведению федерального (заочного) и финального этапов Конкурса несут Рослесхоз, Рособразование на условиях долевого участия. Возможно привлечение иных средств, в т.ч. средств спонсоров.

Расходы, связанные с приобретением призов лауреатам и призерам Конкурса несут Рослесхоз и организации-спонсоры.

6.3. Оплата расходов по командированию участников финала Конкурса за счет средств направляющей организации, в т.ч. средств спонсоров.

Телефон (факс) для справок (495) 603-30-15 - Федеральный детский эколого-биологический центр.


Руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства

В.П. Рощупкин


Заместитель руководителя
Федерального агентства
по образования

Е.Я. Бутко


Приложение 1


Требования
к оформлению конкурсных работ


1. Учебно-исследовательская работа должна содержать:

- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; темы работы; фамилии и имени (полностью) автора (-ов), класс; фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;

- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;

- введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования;

- методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);

- результаты исследований и их обсуждение. Желательно использование таблиц, графиков и т.п.;

- выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);

- заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;

- список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы - в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб. Объем работы не ограничен.

К учебно-исследовательским работам должны прилагаться тезисы объемом не более одной страницы (межстрочный интервал - одинарный). В "шапке" тезисов следует указать название работы, фамилию, имя, класс автора (-ов), фамилию и.о. руководителя (если имеется), название региона.

2. Экологический практико-ориентированный проект включает:

- титульный лист с указанием (сверху вниз) названия организации и объединения; название работы; фамилии и имени (полностью) автора (-ов), класс; фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются); год выполнения работы;

- оглавление, перечисляющее разделы;

- введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цель и задачи работы;

- механизмы и этапы его реализации;

- результаты по его реализации;

- практическая значимость.

Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора), раскрывающий содержание всех этапов реализации проекта.

3. Описание опыта работы региона, учреждения, руководителя детского объединения - школьного лесничества или другого объединения обучающихся должно иметь:

Титульный лист с указанием фамилии, имени и отчества автора (-ов), полного названия коллектива или организации, полного почтового адреса и других координат, года представления опыта.

Содержание включает в себя следующее:

- краткую историю вопроса, на решение которого было направлено действие (региона, учреждения, руководителя детского объединения);

- характеристику условий, в которых создавался опыт;

- описание и анализ того нового, оригинального, что есть в практике создателя опыта (показать в динамике);

- изложение достигнутых результатов и перспективы на дальнейшую работу.

Приложение может включать в себя: образовательные программы дополнительного образования детей соответствующие тематике Конкурса; разные виды методической продукции (рекомендации, пособия, имитационные игры, разработки массовых мероприятий и др.).

Объем текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц. Желательно наличие иллюстративных материалов (схемы, таблицы, графики фотографии, публикации и пр. форматом - не более А-4).

Требования к приложению

3.1. Образовательная программа дополнительного образования детей должна соответствовать тематике Конкурса и содержать следующие разделы:

- объяснительную записку, поясняющую, для какой возрастной группы предназначена образовательная программа, на какой срок и какое число обучающихся рассчитана, условия ее реализации, степень апробации; цели, задачи и обоснование необходимости создания программы; основные формы и методы работы с обучающимися, возможные оценки результатов;

- тематическое планирование с указанием основных разделов, тем, часов, отведенных на каждую тему, из них количество часов теории, практики, экскурсий и т.п., общее количество часов;

- содержание программы, где в определенной последовательности изучения основных разделов и тем, указанных в тематическом планировании, прописываются ключевые понятия, а также формы работы с детьми и методы оценки результатов реализации программы;

- списки оборудования и литературы;

- методическое обеспечение программы.

Желательно, чтобы образовательная программа имела приложения в виде методических разработок, пособий и т.п.

3.2. Методические материалы (методические пособия, рекомендации, разработки мероприятий, сообщения об инновационных формах и методах экологического образования и т.п.) могут быть оформлены в любой произвольной форме, удобной для исполнителя. Главное требование к ним - информативность и степень востребованности.

4. Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, отпечатаны на пишущей машинке или набраны на компьютере. В исключительных случаях возможно представление разборчиво написанного рукописного текста. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены степлером, в скоросшивателе и т.п. и пронумерованы. Формат - не более А-4.

5. Каждая конкурсная работа должна сопровождаться отдельной анкетой-заявкой (приложение 4).

6. Иллюстративные материалы к докладам не высылаются и оргкомитетом не принимаются. Участники привозят их на итоговую конференцию. Материалы должны непосредственно соответствовать теме работы. Требования к их оформлению свободны.

7. Работы, оформление которых не соответствуют вышеуказанным требованиям, не рассматриваются.

8. Протокол проведения регионального этапа Конкурса оформляется в свободной форме и заверяется подписью председателя оргкомитета и гербовой печатью.

В протоколе обязательно должны быть указаны:

- название учреждения, осуществляющего организацию и проведение регионального этапа Конкурса, его почтовый адрес; номер телефона/факса;

- Ф.И.О. и должность сотрудника, ответственного за проведение Конкурса;

- численность его участников;

- сведения о победителях номинаций: Ф.И.О.; класс, место учебы; должность место работы; название учреждения и его адрес.


Приложение 2


Критерии
оценки конкурсных работ федерального (заочного) этапа


1. Учебно-исследовательской работы:

- постановка цели и задач, обоснование актуальности;

- обоснованность выбора методики;

- достаточность собранного материала;

- глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;

- практическая значимость;

- значимость и обоснованность выводов;

- качество оформления.


2. Экологический практико-ориентированный проект

- постановка цели и задач, их соответствие актуальности существующей проблемы;

- оригинальность подходов в решении, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;

- грамотность и логичность в последовательности реализации проекта;

- практическая значимость проекта;

- качество оформления.


3. Описание опыта работы:

- новаторство и уникальность в организации деятельности;

- разнообразие направлений и форм работы;

- систематичность проводимой работы;

- программно-методическое обеспечение содержания деятельности и его практическая значимость;

- результативность, успешность в профессиональном самоопределении обучающихся;

- качество оформления представленных материалов и его информативность.


При оценке качества программно-методического материала используются следующие критерии:

3.1. Образовательной программы дополнительного образования детей:

- соответствие ожидаемых результатов цели, задачам и содержанию программы;

- степень апробации и результативность;

- обоснованность выбора содержания и форм образования;

- наличие и качество методического обеспечения;

- наличие и качество методики оценки результативности;

- степень доступности для реализации другими педагогами.


3.2. Методического пособия (методических рекомендаций):

- научная достоверность содержания;

- доходчивость языка и качество стиля;

- оригинальность преподнесения материала;

- логичность изложения материала;

- практическая значимость содержания;

- широта использования данных материалов;

- соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, к которой данное пособие адресовано.


3.3. Другие материалы по работе с обучающимися:

- оригинальность и новизна подходов;

- практическая значимость содержания;

- возможности широкого распространения;

- дополнительные критерии (вводятся по усмотрению эксперта).


Приложение 3


Состав
оргкомитета Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост"
("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам")


 Рощупкин                 - Руководитель Федерального агентства  лесного
 Валерий     Павлович       хозяйства
 (сопредседатель)
 Бутко                    - заместитель    руководителя     Федерального
 Евгений Яковлевич          агентства по образованию
 (сопредседатель)
 Дорошин                  - начальник  Управления  делами   Федерального
 Юрий        Петрович       агентства лесного хозяйства
 (заместитель
 сопредседателя)
 Мельниченко              - начальник  Управления  по   делам   молодежи
 Игорь Иннокентьевич        Федерального   агентства   по   образованию,
 (заместитель               кандидат философских наук
 сопредседателя)
 Егорова                  - начальник  отдела  воспитательной   работы и
 Алла Васильевна            спорта   Управления   по   делам    молодежи
                            Федерального   агентства   по   образованию,
                            кандидат педагогических наук
 Писаренко                - президент  Российского  общества  лесоводов,
 Анатолий    Иванович       академик         Российской         академии
 (председатель жюри)        сельскохозяйственных    наук,    заслуженный
                            лесовод Российской Федерации
 Курамшин                 - директор  Российского  музея  леса,   доктор
 Владимир Яковлевич         сельскохозяйственных наук
 Мозолевская              - заведующая       кафедрой        Московского
 Екатерина                  государственного университета  леса,  доктор
 Григорьевна                биологических  наук,   академик   Российской
                            академии естественных наук
 Пирожков                 - директор        Федерального        детского
 Владимир Алексеевич        эколого-биологического центра
 Родин                    - директор                      Всероссийского
 Сергей Анатольевич         научно-исследовательского          института
                            лесоводства и механизации лесного хозяйства,
                            доктор      сельскохозяйственных       наук,
                            член-корреспондент    Российской    академии
                            сельскохозяйственных наук
 Сенчилова                - заместитель директора по учебно-методической
 Клавдия Васильевна         работе         Федерального         детского
                            эколого-биологического центра

Приложение 4


                              Анкета-заявка
     на участие во Всероссийском юниорском лесном конкурсе "Подрост"

1. Название работы: ____________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

2. Номинация: __________________________________________________________

3. Фамилия, имя отчество автора (-ов) (полностью) ______________________
4. Статус автора: обучающийся / педагог / учреждение
                        (ненужное зачеркнуть)
5. Дата рождения _______________________________________________________

6. Домашний адрес (с индексом) _________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

7. Место   учебы  (общеобразовательное  учреждение,  класс)  или  работы
   (организация, должность) ____________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

8. Учреждение, направляющее работу (полное  название, адрес с  индексом,
   телефон, факс, E-mail) ______________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

9. Объединение обучающихся (школьное лесничество, кружок, клуб и т.п.)

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

10.Фамилия, имя,  отчество  руководителя  и  консультанта  работы  (если
   имеются) ____________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

11. Должность, место работы руководителя _______________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   Примечания __________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________


Дата заполнения "___" _________ 200__ г.              Подпись __________

В России планируется ежегодно проводить Всероссийский юниорский лесной конкурс "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам"), целью которого является поддержка инициативы обучающихся образовательных учреждений России по расширению и углублению знаний, приобретению умений и навыков по лесной экологии, лесоводству и методам защиты леса, уходу и восстановлению лесов, способствующих их экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональной ориентации. В связи с этим утверждено Положение о порядке проведения Конкурса.

Основными задачами Конкурса являются подведение итогов деятельности школьных лесничеств и других детских объединений, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда России, выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, а также руководителей детских объединений, успешно использующих инновационные методы в образовательной деятельности объединений учащихся эколого-биологической и эколого-лесохозяйственной направленности, выявление, развитие и профессиональное самоопределение одаренных детей в области эколого-лесохозяйственного образования и оказание методической помощи специалистам лесного хозяйства и педагогическим работникам, занимающимся эколого-биологическим и эколого-лесохозяйственным образованием обучающихся.

В Конкурсе могут участвовать обучающиеся образовательных учреждений общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного образования детей в возрасте от 14 до 18 лет (на период проведения финала), а также руководители детских объединений эколого-лесохозяйственной направленности образовательных учреждений России.

Организаторами Конкурса являются Рособразование, Рослесхоз, органы управления образованием, территориальные органы Рослесхоза и (или) природоохранные органы в субъектах РФ, Федеральный детский эколого-биологический центр. Общее руководство Конкурсом осуществляет Оргкомитет, который создается из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных ведомств. Расходы по организации и проведению Конкурса несут указанные органы в зависимости от конкретного этапа Конкурса.

Регламентированы содержание, сроки и порядок проведения Конкурса и подведения его итогов, определены требования к оформлению конкурсных работ и критерии их оценки. Приводится форма анкеты-заявки на участие в Конкурсе.


Положение о Всероссийском юниорском лесном конкурсе "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам") (утв. Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральным агентством по образованию 18, 16 октября 2006 г.)


Текст положения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.