Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 2 июня 2006 г. N МГ-02-54/3796 "По вопросу полномочий работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок"

Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 2 июня 2006 г. N МГ-02-54/3796
"По вопросу полномочий работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок"


В связи с запросами, поступающими из территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу полномочий работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок после вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.

В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс, работники лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства не являются должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации, утратили право осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; составлять протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; изымать у граждан в соответствующих случаях добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, транспортные средства; производить в соответствии с законодательством Российской Федерации досмотр транспортных средств, иных объектов.

Вместе с тем, статьей 92 Кодекса определено, что охрана и защита лесов, в том числе от незаконных порубок, осуществляется и лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

На основании Устава, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.03.2005 г. N 45, лесхозы в соответствии с возложенными на них задачами выступают на правах собственника лесного фонда; осуществляют мероприятия по охране лесов от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду, а так же имеют право направлять материалы о нарушении лесного законодательства в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах (п. 2.3.1; 3.1.5. Устава).

По вопросу охраны лесов от незаконных рубок следует руководствоваться письмом Рослесхоза от 11.03.2005 N МГ-02-46/993 (разъяснение по поводу охраны лесов от незаконных рубок лесхозами и иными организациями Рослесхоза). Все действия по определению объема лесонарушения и размера суммы ущерба; предоставление сведений о лесонасаждении; оформление выкопировки из плана лесонасаждения с нанесением на нее границ участка лесного фонда и указанием места совершения лесонарушения осуществляются лесхозами.

Согласно статей 27.10, 27.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях за незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников и лиан, а также производить изъятие вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, относятся органы внутренних дел (милиция) и органы, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд (Росприроднадзор).

Напоминаем, что лесхозам необходимо своевременно направлять все материалы о лесонарушениях в территориальные органы федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности.

При осуществлении вышеуказанными органами производства по делам об административных правонарушениях принимается и в постановлении указывается решение о судьбе изъятой древесины, а также о древесине, на которую наложен арест. При этом древесина подлежит возвращению законному владельцу, от лица которого выступает лесхоз.

В случае, когда лесонарушение имеет признаки уголовно наказуемого деяния, даже если лесонарушитель не установлен, вещественные доказательства, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, в соответствии со статьей 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), соответствующим постановлением приобщаются к уголовному делу. Решение о судьбе вещественных доказательств (древесины) принимается судом и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство в соответствии со статьями 82, 309 УПК РФ. Лесхозам надлежит в установленном порядке своевременно обращаться в суд и к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство, с ходатайствами по передаче незаконно заготовленной древесины в распоряжение лесхозов.

В соответствии со статьей 309 УПК РФ в результативной части приговора должно содержаться решение о распределении процессуальных издержек, к которым в соответствии со статьей 131 УПК РФ, в том числе относятся суммы, израсходованные на хранение вещественных доказательств.

Расходы, связанные с хранением и реализацией незаконно заготовленной древесины должны компенсироваться в соответствии с Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. N 620.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 24.7) также предусмотрено компенсирование издержек - сумм, израсходованных на хранение, перевозку вещественных доказательств.

В случаях, если незаконно заготовленная древесина не была приобщена к уголовному делу, либо к делу об административном правонарушении в качестве вещественного доказательства, и если на нее не был наложен арест, то она поступает в распоряжение лесхоза в соответствии с п. 27 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 551. Реализация поступившей в распоряжение лесхоза древесины производится лесхозами в установленном порядке.

Все затраты по трелевке, разделке и вывозке незаконно заготовленной древесины, по мнению Рослесхоза, должны компенсироваться в порядке, предусмотренном ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Заместитель руководителя

М.Д. Гиряев



Разъяснены полномочия работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок.

В частности, указано, что работники лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства не являются должностными лицами государственной лесной охраны РФ и утратили право осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, составлять протоколы об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, изымать у граждан добытые лесные ресурсы, орудия их добывания, транспортные средства, производить досмотр транспортных средств и иных объектов.

Вместе с тем все действия по определению объема лесонарушения и размера суммы ущерба, предоставление сведений о лесонасаждении, оформление выкопировки из плана лесонасаждения с нанесением на нее границ участка лесного фонда и указанием места совершения лесонарушения осуществляются лесхозами. Лесхозы имеют право направлять материалы о нарушении лесного законодательства в Росприроднадзор, органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявлять в суд иски о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах.


Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 2 июня 2006 г. N МГ-02-54/3796 "По вопросу полномочий работников лесхозов по охране лесов от незаконных рубок"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение